Введение к работе
Диссертация посвящена изучению иконографии и интерпретации персонажей комедии дель арте в живописных и графических произведениях западноевропейских художников первой половины XX в.
Среди многочисленных масок итальянской комедии, можно выделить ряд героев, которые входили в состав большинства европейских театральных трупп: Арлекин, Пульчинелла, Доктор, Капитан, Панталоне, Скарамуш, Тарталья, Педролино, Пьеро, Влюбленные, Коломбина, Серветта, и др. Эти персонажи были легко узнаваемы, благодаря костюму, атрибутам, жестам и мимике, закрепленными за каждым героем. Они являлись основными действующими лицами представлений. Наибольшей симпатией у зрителей пользовались персонажи - слуги (дзани), характеры которых подвергались многочисленным трансформациям, в соответствии со временем и вкусами публики. Среди целой когорты слуг особой любовью у зрителей пользовались Арлекин, Пульчинелла и Пьеро. Их характеры оказались настолько пластичными, что смогли представить буквально весь спектр человеческих типов, человеческой комедии, амбивалентный сплав страстей и пороков, добра и зла, шутовского и реального, плотского и романтического, физиологизма и возвышенных порывов, смеха и слез и т.д. Остальные герои сохранили свои характеры без изменений, не развиваясь, вследствие чего, постепенно утратили свою актуальность и, как следствие, публика и художники потеряли к ним интерес. Что же касается женских персонажей Коломбины, Арлекины, Пьеретты и др., то они появлялись на театральных подмостках в качестве служанок - спутниц-возлюбленных дзани. Их характеры не обладали яркими индивидуальными чертами. Они играли, как правило, второстепенные роли, и воспринимались художниками не как самостоятельные персонажи, а лишь как подружки героев.
Таким образом, популярность персонажа у зрителей и способность его к трансформации и развитию, вслед за обществом - вот те основные качества, что привлекали внимание художников к персонажам, в частности, к Арлекину, Пьеро и Пульчинелле. На протяжении столетий они были наиболее
2
востребованы в качестве героев для произведений изобразительного
искусства, поэтому в данном исследовании мы сосредоточим внимание на
живописных и графических работах, посвященных именно этим маскам.
Актуальность темы диссертации и степень ее изученности.
Вопросам иконографии этого круга работ исследователи практически не занимались. К интерпретации отдельных произведений, посвященных маскам итальянской комедии, обращались некоторые искусствоведы, однако общего труда, систематизирующего такого рода материал, не существует. Кроме того, нет и исследований, изучающих вопросы эволюции иконографии и интерпретации произведений этого круга, начиная с XVI в. - времени их появления в изобразительном искусстве, заканчивая сегодняшним днем, так как и в Западной Европе, и в России эти персонажи продолжают оставаться актуальными для художников. Эти интереснейшие вопросы не ставились и специально не исследовались ни одним автором (что делает нашу работу актуальной), хотя различные аспекты темы затрагивались в ряде искусство-, литературо-, театроведческих трудов. Существует значительное количество монографических исследований, посвященных персонажам комедии дель арте в театре, принадлежащих европейским, американским и отечественным авторам (А. Перруччи (1699), М. Санда (1860), П.Л. Дюшартра (1924), У.М. Дишера (1925), Дж. Малипьеро (1969), К. Ричардса и Л. Ричардса(1990), Дж. Радлина (1994), К. Миклашевского (1914-1917), А.К. Дживелегова (1954) и др.). В них произведениям изобразительного искусства отводится роль вспомогательного иллюстративного материала при изучении истории итальянской комедии дель арте.
Существует ряд исследований, посвященных отдельным произведениям или группе работ с изображением персонажей комедии дель арте (П.Л. Дюшартра, А. Бейджер и Ван Буггенхуда (1928), Ч. Стерлинга (1943), Р. Хенка (2002), М. Катритцкого (2006) и др.). В них исследуются картины и гравюры конца XVI -начала XVII вв. Что касается искусства XVIII-XIX вв., то авторы при исследовании творчества крупных авторов, обращавшихся к изображению
персонажей комедии дель арте, посвящали отдельные главы, не уделяя достаточно внимания изучению их иконографии и интерпретации. Еще одна группа исследований (Т. Реф (1971), Ж. Старобинский (2002) и др.), необычайно значимых при работе на данной темой - труды, авторы которых ставили своей задачей осмысление изменения характера и причину появления образов комедиантов, персонажей комедии дель арте в творчестве художников ХІХ-ХХ вв., а также выявление взаимосвязей между трактовкой этих героев в театре, литературе и изобразительном искусстве. Круг литературы, посвященной проблеме изображения персонажей итальянской комедии в живописи и графике первой половины XX в., не очень широк. Лишь вскользь отмечая основные моменты, свойственные многим произведениям этого круга, авторы не ставили задачу всестороннего анализа этого явления в западноевропейском искусстве в указанный отрезок времени. Настоящее исследование - первая попытка постановки и решения этой задачи.
Внушительный пласт графических и живописных работ интересующей нас тематики прошел мимо внимания исследователей. Значительное количество произведений этого круга были созданы мастерами первой величины, и многие из них являются признанными шедеврами искусства первой половины XX в. Указанный период является одним из самых противоречивых в истории искусства. Желание художников уйти от традиционных тем, героев, изобразительного языка выражалось в рождении многочисленных направлений. Но при внимательном рассмотрении в большинстве их работ можно найти корни давних традиций. Эта тенденция прослеживается и при изучении произведений, посвященных персонажам комедии дель арте, чья иконография и интерпретация складывалась еще во второй половине XVI столетия.
Хронологические рамки исследования
Исследуемый в работе материал в целом относится к первой половине XX в. - времени, когда в изобразительном искусстве произошло увеличение интереса к персонажам комедии дель арте, в частности к Арлекину, Пьеро и Пульчинелле, что нашло отклик в литературе, в театре и в повседневной жизни. В диссертации, тем не менее, уделено внимание некоторым историческим
4
событиям, а также сложению и развитию иконографии и
интерпретации в предшествующие столетия, начиная со второй половины XVI
в.
Цель и задачи исследования.
Исходя из вышесказанного, сформулируем основную цель диссертации -провести систематизацию широкого круга живописных и графических произведений, посвященных персонажам комедии дель арте, выявить основополагающие иконографические схемы и наметить ключевые моменты эволюции в интерпретации данных работ.
Главные задачи диссертации заключаются в комплексной разработке проблем, связанных с изображением и художественным осмыслением персонажей комедии дель арте. Вот эти основные проблемы:
Во-первых, выделение наиболее важных сюжетов, мотивов и иконографических схем при изображении Арлекина, Пьеро и Пульчинеллы в произведениях, созданных с конца XVI по конец XIX вв., и их влияние на творчество художников перовой половины XX столетия, а также изменение интерпретации данных персонажей в указанный период.
Во-вторых, изучение влияния театра, литературы и изобразительного искусства на иконографию и интерпретацию работ, вдохновленных персонажами комедии дель арте.
В-третьих, прослеживание процесса сложения новых иконографических схем и их влияния на истолкование героев комедии дель арте в первой половине XX в.
В-четвертых, уточнение атрибуции ряда произведений и по возможности более строгая идентификация героев итальянской комедии в графических и живописных произведениях изучаемого периода.
Методы исследования.
Основной метод, использованный в данной диссертации - системный анализ произведений изобразительного искусства в целостном контексте развития культуры. Изучение круга живописных и графических работ, созданных в первой половине XX в., посвященных персонажам комедии дель арте требует
5
тщательной междисциплинарной разработки темы. Методов истории
искусств как таковой для нашего исследования не достаточно. Необходимо
привлекать социальную историю и историю европейского театра, особенно при
изучении сложения первых иконографических схем и интерпретации, а также
сценографию, историю костюма, литературоведение и т.д. Таким образом,
комплексный подход представляется наиболее плодотворным.
Практическое значение исследования
Основная особенность данного исследования заключается в разработке теоретической, методологической и практической базы изучения проблем изображения персонажей комедии дель арте в западноевропейской живописи и графике, начиная со второй половины XVI в., заканчивая 1950-ми гг. Структура, методика исследования и приемы использования возможностей разных гуманитарных наук могут послужить своеобразной моделью для подобных научных изысканий не только в указанный период, но и в последующие десятилетия XX столетия и в современном искусстве, и в искусстве других стран, в том числе и России. Фактологический материал, наблюдения и выводы, содержащиеся в тексте диссертации, будут полезны для историков искусства и культуры, могут использоваться ими в научной и педагогической работе.
Апробация диссертации.
Результаты исследования опубликованы в статьях, список которых приводится в конце автореферата. По теме диссертации было прочитано 7 докладов на различных научных конференциях («Проблемы развития зарубежного искусства. Научная конференция памяти М.В. Доброклонского» в PAX СПб Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, «Випперовские чтения» в ГМИИ имени А.С. Пушкина, конференции организованные Государственным Эрмитажем, СПбГУКИ и НИИ теории и истории искусств). Некоторые вопросы, освещаемые в диссертации, использовались в лекциях, прочитанных в Лектории Государственного Эрмитажа.
6 Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, включающего историографический обзор, трех глав (каждая состоит из трех разделов), заключения, списка произведений, упомянутых в тексте, примечаний, библиографии, списка иллюстраций. Объем диссертации - 222 страницы; альбом состоит из 127 иллюстраций.