Содержание к диссертации
Введение
1 Основные этапы становления и развития художественной жизни Кузбасса 14
1.1 Сущность понятия «художественная жизнь» 14
1.2 Культурное преобразование Кузбасса в 1930-1950-х годах
1.3 Становление изобразительного искусства Кузбасса в 1960-1980 гг.: организация творческого союза художников, открытие картинной галереи, выставочная деятельность 30
1.4 Развитие творческого союза. Начало кризисной ситуации изобразительного искусства Кузбасса в 1980-1990-х гг 49
1.5 Роль областной картинной галереи в художественной жизни Кузбасса 65
2 Развитие художественного образования как важной составляющей художественной жизни кузбасса 74
2.1 Концептуальные подходы к исследованию вопросов художественной подготовки специалистов: исторический аспект 74
2.2 Истоки художественного образования в Кузбассе 79
2. 3 Развитие системы начального профессионального художественного образования в Кузбассе (1967-1980-е гг.) 83
2.4 Подготовка специалистов в области художественной культуры среднего и высшего звена 98
3 Развитие изобразительного искусства кузбасса в последней четверти XX века 110
3.1 Формирование художественного рынка как основная тенденция развития художественной жизни Кузбасса в последней четверти XX в
3.2 Образование молодежных творческих группировок 121
3.3 Областная программа «Духовное возрождение Кузбасса» j 24
3.4 Деятельность Кемеровской областной организации Союза художников России в новых исторических и экономических условиях 127
Заключение 135
Литература и источники
- Сущность понятия «художественная жизнь»
- Культурное преобразование Кузбасса в 1930-1950-х годах
- Концептуальные подходы к исследованию вопросов художественной подготовки специалистов: исторический аспект
- Формирование художественного рынка как основная тенденция развития художественной жизни Кузбасса в последней четверти XX в
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется необходимостью воссоздания общесибирской панорамы художественной жизни второй половины XX века, так как в настоящее время нет такого общего взгляда на культуру Сибири ушедшего столетия. В условиях глобализации обозначилась четкая тенденция обезличивания культуры, в русле этой проблемы возрастает ценность научных трудов регионального характера, направленных на поддержание преемственности развития искусства и культуры региона.
Актуальность темы определяется также необходимостью выявления предпосылок, обстоятельств и последствий решительного поворота, который произошел в советской России в 1985 году, в связи с перестройкой, глубоко отразившегося на художественной жизни всей страны, в том числе Сибири. Это время породило совершенно новую социальную психологию, новые художественные идеи, наметило новые пути эстетического самоопределения общества, оказало влияние на представление художников о своей миссии в условиях духовной свободы личности.
В условиях современного переходного этапа развития российской культуры остро стоит проблема ее сохранения и продвижения как целостной системы. Решить эту проблему успешно возможно только на основе глубокого изучения исторического прошлого, анализа опыта развития российской культуры в XX веке. Подобный анализ особенно важен для разработки модели развития художественной культуры и изобразительного искусства в условиях сибирского региона на современном этапе. Все это актуализирует тему данного исследования.
Степень научной проработанности проблемы. В конце 1960-х и, главным образом, в течение 1970-х годов были опубликованы монографии, статьи и коллективные труды, рассматривающие проблемы художественной жизни России. Наиболее значительные из них - труды Г. Ю. Стернина, исследования Н. Д. Никандровой, Л. Н. Столович. Не меньший интерес представляют теоретические дискуссии на страницах журналов «Искусство», «Художник» в публикациях А. И. Морозова, М. Н. Яблонской, А. М. Кантора, А. А. Каменского и других авторов. Этого нельзя сказать о художественной жизни Сибири, исключение составляют работы П. Д. Муратова. После зональных выставок «Сибирь социалистическая» на страницах специализированных журналов по искусству («Художник», «Искусство», «Творчество», «ДПИ СССР») обзоры сибирского искусства делали А. Дмитренко, В. Лапшин, И. Купцов, Н. Соловьева-Валынская.
На рубеже ХХ-ХХІ столетий эта проблема явилась предметом пристального внимания искусствоведов региона. Об этом свидетельствует завершенные исследования Т. М. Степанской (Барнаул, 1987-2005), Ю. П. Лыхина (Иркутск, 1999), А. Б. Белецкого (Барнаул, 2003), Н. И. Сизевой (Тюмень, 2004), Е. А. Мальцевой (Барнаул, 2005), И. Девятьяровой (Омск, 1999), Л. И. Овчинниковой (Томск, 2006). В трудах названных авторов рассмотрено преимущественно изобразительное искусство Сибири, его проблематика, стили, творчество конкретных художников. Отдельные авторы обратили свой исследовательский интерес на историю художественного образования, музейное строительство, выставочную деятельность творческих союзов региона.
Художественная жизнь Кузбасса представлена в литературе фрагментарно, чаще всего не в научной, а популярной, краеведческой интерпретации, в местной периодической печати. Можно назвать лишь труд В. А. Откидач «Художники Кузбасса» (1983), в котором дан обзор основных эволюционных этапов истории искусства Кузбасса. Монография основана на широком историографическом материале в рамках 1960-х - начала 1980-х годов. Анализируя становление Кемеровского отделения Союза художников РФ, В. А. Откидач пишет: «Процесс роста организации совпал с напряженным этапом развития советского искусства. Расширившееся понимание традиций, публицистическая и полемическая заостренность суждений о проблемах искусства, стремление к монументально-значимому высказыванию требует от каждого художника самостоятельности решений»[64, С. 167].
3. Естамонова в научно-популярной книге «Сотворение рябины» (1979) рассказывает о творчестве кузбасских живописцев старшего поколения: А. Кирчанова, П. Чернова, В. Зевакина, Н. Бачинина, И. Филичева, Н. Шемарова, фафика А. Ананьина и других. В книге этого же автора - «Судьба художника Ганса-Юргиса Прейсса» (1990) - описана непростая судьба яркого мастера, волею судьбы заброшенного в Сибирь, и оставившего в искусстве Кузбасса свой неповторимый след, основанный на влиянии западноевропейского искусства начала XX века.
В учебном пособии для учителей «Советское изобразительное искусство Кузбасса» (1994), Л. Оленич рассматривает современное искусство Кузбасса как часть сибирской художественной культуры. Большой интерес представляет труд Л. Даниловой «Из истории художественной жизни Новокузнецка 1930-1990 годы. Справочники» (1999). В ней содержится информационно-справочный словарь, включающий информацию о выставках и краткие библиографии художников.
Аналогичное издание «Художники Кемерова. 1930-2003» подготовила в 2003 году М. 10. Чертогова. Своей концепцией справочник близок книге памяти, раскрывающей историю в лицах. «Необходимость подобного издания особенно ощутимо сегодня, когда умирают ветераны, унося с собой бесценные свидетельства прошлого, многие художники разъезжаются по разным городам страны - их имена забываются, появляются молодые, не учтенные ни в одном из справочных изданий. Еще несколько лет - и отдельные судьбы затеряются во времени навсегда, а история, как известно, не терпит белых пятен» [120, С.4].
Т. Д. Рысаева в монографии «Василий Селиванов. Художник. Педагог» (2002) сделала попытку на фоне творчества художника проанализировать время становления в 1965-80 годах дизайнерского искусства в Кузбассе, основоположниками которого стали В. А. Селиванов и В. А. Алексеев. 3. Н. Естамоно ва в книге «Здравствуй, художник» (2003) в форме «эссе» рассказывает о своих встречах с художниками. Эти монографии интересны еще и тем, что имеют мемуарный характер, являются воспоминаниями и источниками исследования художественной жизни Кузбасса.
Важными источниками изучения художественной жизни Кузбасса явились материалы персональных, групповых художественных выставок, отраженных в каталогах и буклетах, публикациях в местной и центральной периодической печати о кузнецких художниках.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что историко-культурный процесс Кузбасса не нашел развернутого отражения в специальной литературе: имеющиеся публикации являют собой либо интересную главу из истории изобразительного искусства, либо «реальный комментарий» к этой истории, а хронологические рамки ограничиваются серединой XX века. Задача данного исследования - восполнить этот пробел.
Хронологические рамки исследования ограничены рамками второй половины XX века. Это обусловлено тем, что в потоке перемен, охвативших художественную жизнь, резко обострилось противостояние традиционного искусства и поисков новых форм в творчестве художников. Эти поиски, в свою очередь, обострили столкновения самых различных эстетических вкусов, духовных ценностей и материальных потребностей. Происшедшие перемены требуют объективного анализа и оценки, четкого обозначения границ существующих художественных концепций, актуальных проблем искусства, по-разному воплощающих извечную нравственно-эстетическую проблему отношений человека и окружающего мира.
Территориальные рамки: Кемеровская область.
Источпиковая база. В процессе работы над диссертацией были выявлены и использованы разнообразные источники.
Документы по культурной политике Российской Федерации:
- Законы: Конституция Российской Федерации: Основной Закон (1993), ст. 29, 44; Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992);
Постановления: Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932); ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (1976); Постановление Совета министров «О мерах по дальнейшему улучшению материальных условий для развития изобразительного искусства» (1972); в области образования - 1974, 1998; Указ президента «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации» (1993).
- Постановления: О федеральной целевой программе «Культура России» (2001 - 2005 годы), 2000; о федеральной программе «Культурное возрождение Кузбасса», 1995.
Документы по культурной политике Кемеровской области:
- Постановления: «Об областной программе «Юные дарования Кузбасса», 1992; «Об областной программе «Развитие профессионального искусства», 1993; «Об областной целевой программе «Духовное развитие Кузбасса (1997 -2001 годы), 1997.
- Материалы архивов, музеев, редких фондов научных библиотек.
- Государственного архива Кемеровской области (Ф. № Р-768: 350, 351, 363, 373, 393, 418, 531, 543, 532, 565, 554, 558, 322), содержащие отчеты, письма, планы, рекомендации, областного и городского управлений культуры.
- Материалы кемеровского музея изобразительных искусств, кемеровского областного краеведческого музея.
- Материалы библиотек: областной научной им. В. Д. Федорова , Алтайского государственного университета, Кемеровского областного художественного училища, кемеровского государственного университета культуры и искусств.
- Материалы центральных периодических изданий: «Искусство», «Художник», «Творчество», «Художник России» и др.
- Материалы местной периодической печати: «Литературный Кузбасс», «Огни Кузбасса» - областные альманахи Кемеровской организации Союза писателей РФ; «Красная Горка» - муниципальное учреждение «Музей-заповедник «Красная Горка»; «Кузбасе», «Кузнецкий край» («Комсомолец Кузбасса»), «Наша газета» (приложение - «Воскресная газета») - областные газеты, «Кузнецкий рабочий» - городская газета Новокузнецка.
Были изучены и проанализированы: произведения художников разных поколений, экспонировавшихся на выставках различного уровня, буклеты и каталоги групповых и персональных выставок, устные источники - воспоминания, интервью художников и т. д.
Объектом исследования является художественная жизнь Кузбасса второй половины XX века в региональном контексте.
Предмет исследования: динамика, особенности, а также стилевая и образно-смысловая эволюция художественной жизни Кузбасса во второй половине XX века.
Цель исследования: выявление своеобразия художественной жизни Кузбасса во второй половине XX века в контексте истории отечественной культуры.
Цель предполагает решение следующих задач:
1) определить понятие «художественная жизнь», проанализировать ее структуру;
2) выявить особенности развития художественной жизни Кузбасса как-значительного индустриального региона Сибири;
3) определить значение творческих союзов в формировании культурного пространства региона;
4) проследить динамику развития художественного образования в Кузбассе, определить роль личности художников-педагогов;
5) проанализировать художественную жизнь в контексте развития изобразительного искусства Кузбасса в условиях рынка.
6) определить роль местных органов власти в духовном развитии региона в исследуемый период.
Методология и методы исследования
Методологическую основу составляют труды ведущих историков искус ства в области исследования художественной жизни и проблем изобразительного искусства. Среди них главное место занимают труды Г. 10. Стернина, с точки зрения методологии, имеющие принципиальное значение для научного исследования. Важное значение имеют работы В. П. Лапшина, Д. В. Сарабья-нова, А. И. Морозова, М. Н. Яблонской, А. М. Кантора и др., а также методологические труды ведущих сибирских искусствоведов - ГГ. Д. Муратова, Т. М. Стеианской, Л. И. Снитко и других.
Также основой методологии составили комплексный и культурологический подходы, свойственные современным гуманитарным исследованиям. Автор учитывал и междисциплинарный подход, который предусматривает не механическое соединение методик анализа материала, а нахождение сферы их пересечения. В качестве технологии исследования применены систематический, искусствоведческий, сравнительно-исторический, стилистический, статистический, логический, описательный и хронологический методы.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- впервые предметом специального изучения явились художественная жизнь и история развития изобразительного искусства Кузбасса второй половины XX века.
- критически переработана и обобщена информация о творчестве кузбасских художников как зеркального отражения культурного быта этого периода;
- проанализирована наступательная позиция и столкновение различных общественных вкусов, духовных и материальных потребностей общества;
- раскрыты особенности развития художественного образования в Кузбассе: влияние столичного художественного образования на методическое обеспечение ДХШ и художественного училища; формирования педагогического состава КОХУ на основе выпускников Дальневосточного института искусств; роль художника-педагога в воспитании творческой интеллигенции;
- рассмотрены как в критической, так и творческой практике, такое новое явление в работе Союза художников, как групповые молодежные объединения, несущие в себе заряд оппозиционности и полемичности;
- показана роль деятельности творческих мастерских Российской академии художеств отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» в укреплении престижа русского реалистического профессионального искусства в Сибири и, в частности, в Кузбассе;
- раскрыты основные направления выставочной деятельности, музейного строительства;
- исследованы проблемы коммерциализации изобразительного искусства в деятельности первого в Сибири галериста Р. Корягина (Кемерово) и его последователей О.Галыгиной и А. Панченко (Новокузнецк), появления новых художественных производственных структур;
- рассмотрены ведущие художественные тенденции развития искусства, дан стилистический анализ наиболее значительных произведений изобразительного искусства.
На защиту выносите}! следующие положении:
1) Художественная жизнь кузнецкого региона является неотъемлемой частью социально-культурной жизни России и Сибири второй половины XX века;
2) Деятельность творческого союза художников Кемерова 1950-1970 гг. закладывает основы направления развития и становится главной составляющей художественной жизни региона;
3) Определяющую роль играл социальный заказ, продиктованный Постановлениями партии и правительства в области изобразительного искусства, его влияние на ограничение творческой свободы художников;
4) Открытие в регионе областной картинной галереи и музея советского изобразительного искусства в Новокузнецке в 1970-х годах имело большое значение в формировании художественной жизни Кузбасса;
5) В условиях развития изобразительного искусства Кузбасса возникла потребность в местных профессиональных кадрах, подготовку и обучение которых взяли на себя художественные школы и Кемеровское областное художественное училище;
Художественная жизнь Кузбасса 1990-х гг. характеризуется различны ми формами вхождения искусства в свободный художественный рынок: образованием художественных салонов, галерей, коллекционированием, организацией выставок-продаж, проведением аукционов и др.;
7) Демократизация художественной жизни выражается в интенсивном процессе образования отдельных группировок творческой молодежи, стремящихся обособиться на самостоятельной эстетической платформе;
8) Местные органы власти поддерживают и привлекают частную инициативу для реализации разработанных ими программ («Духовное возрождение Кузбасса»), способствуют созданию центров художественно-производственной деятельности в области декоративно-прикладного искусства;
9) динамика художественной жизни Кузбасса разносторонне представлена в материалах местной периодической печати.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что ее результаты и материалы могут являться:
- основой для разработки учебных курсов по истории художественной культуры Кузбасса, входящей в общую канву современного искусства, в рамках образовательных программ высших и средних специальных учебных заведений;
- материалы данной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения художественной жизни и изобразительного искусства Сибири и Кузнецкого края, а также в музейной и творческой практике.
Апробация исследования. Некоторые аспекты и проблемы исследования были представлены в форме докладов на научно-практических конференциях: «Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона» (19-21 марта 1997, г. Кемерово), Всероссийской научно-практической конференции «XXI век - век дизайна» (Екатеринбург, 2005), IV Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2005), вошлили в лекционный материал спецкурса «Художники Кузбасса» для студентов, обучающихся по специализации «Дизайн интерьера» Кемеровского филиала Российского госу дарственного профессионально-педагогического университета и Кемеровского областного художественного училища.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, которые подразделяются на параграфы в соответствии с решениями поставленных задач, заключения, научного справочного аппарата, иллюстраций. Приложением к диссертации является хроника культурной жизни Кузбасса и этапов творческого становления Кемеровского отделения Союза художников РФ по материалам местной периодической печати, копии архивных документов, библиографический словарь. Основной текст диссертации составляет 141 стр., общий объем стр.
Сущность понятия «художественная жизнь»
XX век ставит перед человечеством новые задачи, в решении которых искусство и художник неизбежно принимают участие, сталкиваясь с новыми проблемами. Человечество перешло рубеж третьего тысячелетия в условиях расцвета гуманистических культур, всеохватывающего научно-технического прогресса и, вместе с тем, обострения глобальных проблем. Как все это отражается на современном человеке, его сознании и самосознании, его нравственно-гуманистических принципах и идеалах - вот та составляющая предмета данного исследования.
В последнее время обозначился растущий интерес к художественной жизни сибирского региона, к культурным событиям города и края. Заметным стало стремление воссоздать единую историческую ткань культуры России. Понятие «художественная жизнь» рассматривается в трудах Г. 10. Стернина, Н. Я. Яворской, В. Н. Прокофьевой, В. П. Лапшина, в статьях А. Н. Морозова, А. Н. Якимович и других авторов, выявляющих не только внешнюю, но и внутреннюю, сущностную взаимосвязь между искусством и его потребителем, между творческим замыслом художника и жизненными потребностями действительности.
Постановка сложных задач анализа художественной жизни Кузбасса второй половины XX века невозможна без изучения общей картины общественных условий развития культуры, основных эстетических идей времени, частью которой является художественная жизнь.
Термин «культура» (от латинского «cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Наука «культурология» - это целостная система. Именно поэтому ученые - культурологи дают в своих работах разные определения «культуры». Только в современной и зарубежной специальной литературе ученые насчитывают более пятисот определений культуры. Очень сложно в нескольких предложениях дать комплексное определение многоаспектной науке, в которой меняется система взглядов, теорий, гипотез и утверждений, задач и проблем. Такое обилие определений вызвано чрезвычайной сложностью самого феномена культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объем в целом, фиксирует свое внимание на каких-то отдельных, существенных его сторонах. Одни связывают культуру с традициями, рассматривают ее как социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный характер «культуры» и трактуют ее как свод правил, определяющих образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму всех видов деятельности, обычаев, верований.
Предпримем попытку рассмотреть термин «культура» по специальной и справочной литературе в том объеме, который необходим для уяснения понятия «художественная жизнь».
Обратимся к такой ценности культуры, как духовной, составляющей производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения и т. д. Из перечисленных ценностей обратимся к понятию «художественная культура», совокупности всех видов художественной деятельности - словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т. и., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно создание, хранение, оценка, изучение художественных произведений, а также воспитания художников, публики, критиков, искусствоведов.
В свою очередь, понятие «художественная культура» по объему шире, чем понятие «искусство», которое представляет собой как бы вершину огром ного айсберга и выступает как «образная модель человеческой деятельности», сочетающая и объединяющая в своей структуре основные виды деятельности человека [26,С.27].
Наиболее специфическим выражением художественной культуры является творчество. Процесс художественного творчества интегрирует различные виды человеческой деятельности. Обозначим важнейшие из них:
1) Познавательная деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху.
2) Преобразовательная деятельность, состоящая в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т. д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях.
3) Воспитательная деятельность состоит в стремлении художника воздействовать на духовный мир реципиентов - тех, кому адресуется его произведения, людей, которые их воспринимают, то есть осуществляет воспитательную деятельность.
4) Коммуникативная деятельность осуществляется через использованием автором художественного произведения исторически сложившейся в каждом виде искусства знаковой системы. [80,С.50-51].
Таким образом, рассматривая функции искусства как результат жизнедеятельности системы и ее компонентов, необходимо помнить, что в ходе художественного развития видоизменяется система функций художественной деятельности. Выявить историю этого изменения, показать своеобразие системы функциональных значений в каждую историческую эпоху, в каждом течении и направлении искусства - такова одна из важнейших проблем изучения художественной культуры. [80,С.4П].
Культурное преобразование Кузбасса в 1930-1950-х годах
В общей панораме художественной жизни советской России 1980-х годов перед художниками остались те же самые задачи, что и в прошедшем десятилетии - обращение к раскрытию образа труженика, пафос великих строек, отображение в картинах трудового подвига советских людей. Эти задачи отразились в ряде Постановлений ЦК КПСС в области изобразительного искусства: воспитания нового творческого поколения, введения социального заказа, создания творческих бригад для посещения «маяков» производства, промышленных центров, колхозов и т. д.
Кроме этого, в советском правительстве стоял острый вопрос о культурном преобразовании Сибири и Дальнего Востока. В сфере изобразительного искусства это, прежде всего, наполнение городов и сел регионов высококачественными произведениями живописи, скульптуры, монументальным и декоративно-прикладным искусством. Кроме этого, в молодых профессиональных художниках видели новые кадры преподавателей искусства во вновь открываемых в Сибири художественных училищах и школах.
В октябре 1976 году вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в РСФСР в свете решений XXY съезда КПСС» [116,С6]. В нем предусмотрены конкретные пути и формы улучшения деятельности художественных учебных заведений, творческих союзов. Министерствам и ведомствам поручено разработать мероприятия, предусматривавшие подготовку специалистов в области культуры, упорядочение приема в учебные заведения искусств; развития и укрепление материальной ба зы, создания учебных театров и студий, выставочных залов и мастерских; создание экспериментальных молодежных творческих объединений; увеличение ассигнований на заказы и приобретение работ молодых художников, драматургов, композиторов. На художественные институты и Академию художеств СССР возложили разработки и утверждение по согласованию с Министерством культуры и Минвузом учебных программ и учебно-методической литературы для художественных учебных заведений. В художественных институтах им. И. Е. Репина и В. И. Сурикова восстановили ассистентуру по живописи, скульптуре, графике. С целью расширения и улучшения подготовки и переподготовки молодых художников создали два новых художественных вузов - в Москве и Красноярске, расширила ряд творческих мастерских Академия художеств СССР. Установился принципиально новый порядок подготовки кадров. Она стала осуществляться преимущественно в форме целевой подготовки специалистов по направлению заинтересованных предприятий и учреждений с учетом рекомендаций местных организаций Союза художников. По окончанию учебы молодой специалист направлялся на работу в эти учреждения и предприятия, на которых возлагалась ответственность за их трудоустройство и использование в соответствии с полученной специальностью. Это и другие постановления Министерства культуры РФ сыграли большую роль в художественной жизни Кузбасса. Именно в 1983-1988 годах сюда приехали по направлению несколько перспективных молодых специалистов. Из художественного института им. И. Е. Репина - живописцы А. Казанцев, Е. Щербинин (Прил. В), А. Чумашвили, скульпторы В. Воинов, Л. Каменева, график С. Нагорный. Выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной - монументалист Е. Тищенко (Прил. В), скульптор Е. Корягин (Прил.В), прикладник Т. Казанцева. Из Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строганова) - скульптор В. Треска (Прил. В), прикладник С. Одинцов. Монументалисты А. Суслов (Прил. В), А. Кирпичей А. Дрозд (Прил. В) прибыли из Харьковского художественно-промышленного института, из Дальневосточного института искусств - живописцы Е. Юманова, С.Червов (Прил. В), Ю. Белокриницкий (Прил. В). Омский технологический институт направил на работу художника-модельера В. Ардашкина, Ташкентский театрально-художественный институт - графика В. Кравчука (Прил. В). Эти художники и примкнувшие к ним выпускники Кемеровского художественного училища (открылось в 1972 г.), становятся основным костяком творческого потенциала кузбасского изобразительного искусства рубежа столетий. Из перечисленного выше списка художников только двое - В. Воинов и Л. Каменева уехали из Кемерова, двое ушли из жизни - Анатолий и Татьяна Казанцевы, остальные и по сей день являются активными участниками Союза художников.
При всей разнице индивидуальных судеб, темпераментов, мировосприятия у представителей этого поколения есть нечто общее, позволяющее найти точки внутреннего соприкосновения. Эти художники осознали себя личностями в то время, когда, с одной стороны, необычно расширились возможности информации, масштаб эмоциональных и психологических впечатлений, с другой - ярко проявилась массовая унификация быта, среды, реальности. Художники шли в цеха заводов, спускались в шахты, выезжали на комбайнах в поле, выходили с рыбаками в море. Возникали новые формы взаимоотношения между художником и зрителем. Представители предприятий, колхозов приходили к художникам в мастерские, между ними устанавливались дружеские связи, что духовно обогащало и тех и других.
Важную роль в преобразовании художественной жизни советской России и сибирского региона сыграло Постановление Совета министров РСФСР № 713 от 30 ноября 1972 года «О мерах по дальнейшему улучшению материальных условий для развития изобразительного искусства» [114, С.8]. Его появлению, в большей степени, способствовали хрущевская «оттепель» и «бульдозерная» выставка. Они подтолкнули партийных идеологов пересмотреть свое оценочное отношение к художественному творчеству мастеров искусства.
Концептуальные подходы к исследованию вопросов художественной подготовки специалистов: исторический аспект
Художественная жизнь Кузбасса, качественный и количественный состав Кемеровского отделения Союза художников РФ во многом зависит от сложившейся в регионе системы художественного образования. Существуя в контексте проблем и задач, присущих художественному образованию в России в целом, художественные учебные заведения области выполняют и общеобразовательные и художественно-воспитательные функции. По достоинству оценить возможности художественного образования, сохраняющего на современном этапе достаточно высокие позиции, поможет исторический экскурс.
Искусствоведческая наука до недавнего времени сосредоточивала свое внимание преимущественно на деятельности специальных учебных заведений, расположенных в центральной части России. К сожалению, отсутствуют специальные исследования по изучению особенностей региональной системы художественного образования Сибири и, в частности, Кузбасса.
Региональную систему художественного образования Кузбасса можно рассматривать как процесс, непосредственно связанный с эволюцией развития становления собственной художественной интеллигенции в крае и дальнейшего пополнения рядов Союза художников молодыми кадрами. Анализ взаимодействия художественного образования и культурной жизни Кузбасса позволит выявить новые аспекты в деятельности ведущих художников, связавших свою жизнь с художественной педагогикой.
Давая определение «школы» В. Ф. Максимович, например, в данном случае понимает ее как направление в культуре отдельно взятого региона [40,С. 12 15]. Этот термин не может рассматриваться как нечто неподвижное, установившееся раз и навсегда: это практическая (учебная, творческая) деятельность на основе традиций, их сохранения и современного воплощения в жизнь. Понятие «школа» играет ведущую роль при определении содержания образования в художественных учебных заведениях, где осуществляется подготовка художников-педагогов, художников исполнителей, художников-мастеров по конкретному виду профессиональной деятельности. Уникальность любой школы художественного мастерства определяет принципы обучения и воспитания молодых художников, содержание учебных программ, наличие педагогов высокопрофессионального уровня. В. А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача школы состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [82,С.272].
Обучение искусству во все времена было сложной проблемой, зависящей от многих факторов, среди которых - эстетическая установка в обществе, определяющая характер и принципы на той или иной период времени. Поэтому и качество подготовки всегда четко определялось его способностью (или не способностью) адаптации к жизненным условиям. И современная школа профессионального художественного мастерства подразумевает всестороннее развитие личности, ее адаптацию к окружающему миру, постижение нравственного опыта человечества и одновременно глубокие преобразования в содержании художественного образования.
Художник - ключевая фигура, определяющая состояние искусства и культуры современной России. От того, каким он будет и как станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой художественного образования, во многом зависит его уровень образованности, воспитанности и духовной культуры.
В современный период ведется интенсивный поиск использования новых технологий в процессе многоуровневой подготовки специалистов профессиональными учебными заведениями. И знание исторического опыта использования национально-регионального художественного мастерства может способствовать глубокому осмыслению прогрессивных тенденций, происходящих в различные исторические этапы развития человеческого общества, и повлиять на решение актуальных задач современности. Художественная подготовка специалистов, как важнейшая трансляция социокультурного опыта, способна формировать знания о менталитете предшествующих поколений. В связи с этим можно выделить несколько проблем, с которыми художественное образование переходит в новое столетие. Первая - отношение к нему со стороны государства, которое рассматривает получение специального образования с художественным уклоном как своеобразную льготу, позволяющую образованному человеку жить в большем достатке по сравнению с человеком необразованным. Вторая - ориентация определенной части современного общества на утилитарное предназначение художественного образования в целях своей карьеры. Третья - проблема качества подготовки специалистов.
Содержание рассматриваемого вопроса в значительной степени расширяют и дополняют особо значимые проявления в различные временные периоды. Современные исследователи художественного образования (Л. Г. Медведев, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев и др.) доказывают необходимость изучения и осмысления педагогического процесса в качестве целостного явления. Это дает возможность проследить диалектическую взаимосвязь общего и конкретного (в данном случае - художественной подготовки специалистов и художественного образования России).
Формирование художественного рынка как основная тенденция развития художественной жизни Кузбасса в последней четверти XX в
Эпоха перестройки глубоко изменило отечественное искусство, решило судьбу его будущего развития - свободного от всякого рода догм и запретов. Неслучайно тогда небывалый интерес вызвало искусства русского и советского авангарда. Его традиции, исполненные новаторства, смелого эксперимента, подчеркнутого авторского самовыражения, оказались созвучными современным художественным исканиям.
То, что происходило в это время в стране, надо рассматривать в контексте общих процессов развития культуры. Начали разгребать архивные залежи, широко открылись двери для той литературы, которая так долго замалчивалась. Журналы «Знамя», «Новый мир» публиковали произведения писателей, которые по тем или иным причинам длительное время не печатались: М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Зощенко, Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Платонова «Челенгур», «Котлован», А. Солженицына и многих других. Подавляющее большинство читателей доброжелательно встретили публикации. Это был настоящий читательский бум!
Благодаря тому, что журналы стали публиковать «залежавшиеся» в архивах произведения, создались благоприятные условия для развития в новом контексте всех видов современного искусства - театра, телевидения, музыки, живописи. В произведениях мастеров искусства звучали обличительные и сострадательные ноты в адрес уходящей эпохи, стало очевидным, что пришла новая эра и надолго, и она требует новых художественных идей, нового художественного языка. Новизна каждого нового этапа в искусстве - это приход поколения, которое привносит свой взгляд на жизнь, свой подход к привычному и устоявшемуся, свои новые темы и образы, воздействуя на уже сложившегося художника. Если этого нет, развитие искусства останавливается, а само искусство мертвеет.
В Кузбассе процесс творческого обновления начали художники среднего поколения, участники выставок «Сибирского салона». Постепенно, вокруг Р. Корягина сконцентрировались художники молодого поколения. Для них появилась возможность реализации своих творческих сил, заявили о себе новые лидеры - 10. Юрасов, С. Червов, А. Дрозд, Ю. Белокриницкий, А. Зайцев, все выпускники Кемеровского художественного училища. С ними начался новый виток организации независимых молодежных творческих групп, ориентировавших себя на художественный рынок.
В России проблема продвижения своих работ, отстаивания своих творческих и экономических интересов стояла перед молодыми художниками всегда. Они издавна пытались объединяться как на основе единых эстетических взглядов, так и экономических интересов («Артель художников» 1863-1871 гг., «Товарищество передвижных художественных выставок» 1872 г).
Снятие запретов на свободу слова повлияло на процесс развития художников, не принадлежавших к творческим союзам. Кемеровские молодые художники, в основном выпускники КОХУ, стали объединяться в различные группировки, основанные больше на личных, чем творческих привязанностях. Многие из них неубедительны, даже нахальны, по в большинстве случаев появилось нечто живое, не похожее на отстоявшихся раз и навсегда официальных выставок. Молодых привлекало отсутствие привкуса обязательного ассортимента. В меру своих способностей, они искали диалога, контакта со зрителем. Чаще всего контакт не происходил, но это их не смущало, так как главным оставалось стремление к самовыражению и общению.
В обстановке безвременья мобилизовались силы, которые играли третьестепенные роли в творческой организацию Не замешанные в официозе, зачастую преданные поисками решения формальных задач, с острым субъективным языком, сравнительно молодые и не всегда определившиеся в пристрастиях - эти художники вдруг получили ранее нереальную возможность выставляться, сам собой исчезнувший цензор не мешал показывать на выставках сырые, необъективные произведения. Но он не резал и острые, нетрадиционные, по-хорошему злые, запоминающиеся работы».
С 1989 по 1993 годы в кемеровском Доме художников состоялось не сколько групповых молодежных выставок под разными названиями - «Люди», «Да!», «Художник и религия», «Выставка «без повода», «Трамвай» и другие, менее значительные (Прил.А). Эти выставки, несмотря на общий низкий профессиональный уровень, привлекали молодого зрителя эпатажем, в них было много выдумки и порыва по-новому представить изобразительное творчество. Понятно, что выставленные молодыми художниками работы, не могли исчерпывающе охарактеризовать эстетические интересы общества. Однако они выявили притязание определенных художественных кругов отвечать запросам своего времени и тем самым выступать от имени общества.
На вышеназванных выставках отстоялась группа художников среднего поколения, близких к молодым но своему устремлению бороться за право говорить на любых языках творчества. Они объединились в группу «Бедная Лиза», просуществовавшую пять лет (1992-1997). Ее организатором и идейным вдохновителем стал Юрий Юрасов. В своих публичных выступлениях он неоднократно подчеркивал, что художникам надо обязательно объединяться для того, чтобы увидеть, могут ли они повлиять на общекультурный фон в городе, области, Сибири