Введение к работе
Актуальность темы. Диссертация посвящена одному из важнейших и, пока, к сожалению, наименее изученных вопросов самобытной музыкальной культуры Мексики — смычковым инструментам. Хотя разрозненные сведения о смычковых хордофонах и имена некоторых исполнителей на этих инструментах можно встретить в ряде трудов мексиканских и зарубежных авторов1, однако ни в одном из них проблема формирования и становления национальной школы струнно-смычкового исполнительства не выступает в качестве объекта специального исследования.
Цель исследования. Целью работы является изучение смычкового искусства \.^ксики как целостного явления, развивающегося на протяжении почти пятивекового периода. Поставленная цель определила основные задачи диссертационной работы:
исследование происхождения и распространения смычковых хордофонов в Мексике;
изучение процесса формирования национальной школы преподавания игры на струнно-смычковых инструментах;
определение путей становления профессионального струнно-смычкового исполнительства и творчества;
выявление особенностей их развития на разных исторических этапах в связи с социально-культурным фактором.
Научная новизна работы состоит в том, что история струнно-смыч-кового исполнительства Мексики впервые становится объектом специального научного исследования и анализируется в культурном и исто-рико-социальном контексте. Здесь также применен новый для мексиканского музыковедения комплексный подход к изучению смычковых хордофонов, соединяющий органологический метод, исследующий инструмент с точки зрения его конструкции и музыкально-технических возможностей, с методом эстетико-музыкальным, рассматривающим эволюцию инструмента во взаимосвязи с художественно-историческим прогрессом музыкального искусства2. Другим, принципиально новым, положением настоящего исследования является атрибутирование новоиспанских3 смычковых хордофонов в соответствии с общеевропейской музыкальной терминологией и классификация иконографического материала XVI - XVII вв., позволяющая окончательно определить виды струнно-смычковых инструментов, распространенные в стране в данный период.
'См. например труды Г.Сальднвара, Х.Эстрады, Р.Стивеисона, Э.де Олаваррия и Фсррари, Р.Калсро, С.Марти и др. — они анализируются в диссертации.
^Избирая такую исследовательскую методику, автор опирался как на основополагающие классические труды по ішструментоведению К.3акса и его последователен, так и идеи, развитые русскими музыкальными учеными — среди них назовем прежде всего Б.Струве.
'Название "Новая Испания" было дано землям мексиканских индейцев после их присоединения к испанской короне в начале XVI в.
Наблюдения и самостоятельные научные выводы по теме сделаны на основе обширного материала исследования, собранного и систематизированного автором в процессе изучения музыкальных фондов государственных, церковно-монастырских и частных архивов; в результате поисковой деятельности в музеях и церквях важнейших культурных центров колониальной эпохи: Мехико, Толуки, Пуэблы, Тла-скалы, Керетаро, Сакатекас, Сан Луис Потоси, Веракруса и др. Значительная часть представленного в дисертации документального и иконографического материала публикуется и описывается впервые. В работе проанализированы связанные с темой исследования работы мексиканских и зарубежных музыковедов и инструментоведов, дана оценка ряда музыкальных сочинений и теоретико-методических работ мексиканских авторов.
Диссертация одновременно подготовлена на русском и испанском языках и ее практическая ценность связана с возможностью использования ее в качестве учебного пособия, а также в качестве основы для создания специального курса "Истории смычкового искусства" в музыкальных учебных заведениях Мексики.
Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени НА.Римского-Корсакова и рекомендована к защите. Основные положения работы были изложены в трех докладах, прочитанных автором для научных сотрудников Национального Центра музыкальных исследований им. К.Чавеса (Мехико) в июне-июле 1995 года. По результатам имсследования депонирована одна статья и опубликована книга "Смычковые инструменты в истории музыкальной культуры Мексики"(в период с XVI в. до второй половины XX в.), часть I (Изд-во "Композитор", Санкт-Петербург, 1995).
Структура работы. Введение и заключение обрамляют пять центральных глав, раскрывающих различные этапы становления смычкового инструментария и развития мексиканского струнно-смычкового исполнительства. Основная часть диссертации изложена на 258 страницах, приложение включает в себя карт т, таблицы, 45 фотографий и 16 нотных примеров, список использованной литературы содержит 90 наименований.