Введение к работе
Актуальность темы. Законы симметрии и их проявление в (музыкальном искусстве - перспективная область научного знания, границы которой в УХ столетии непрерывно раздвигаются. Современное искусство широко привлекает функции симметрии, сложившиеся в исторически отдаленные эпохи средневековья, Возрождения, барокко, а также те, -что были апробированы в непосредственно предшествующи период художниками-романтиками. Особое значение в этих процессах имеет зеркальная симметрия. Являясь частным выражением общего закона симметрии, она пронизывает природные объекты, явления культуры, в разных художественных стилях раскрывает богатые семантические и конструктивные потенции.
Зеркальная симметрия музыкальной целостности в стиле классицизма сведена к емкой и лаконичной формуле реприэной трехчаотности, которая создает эквивалент главной оппозиции классической функциональной гармонии: устой - неустой - устой. Это обусловливает всепроникающее действие композиционной схемы ABA. Она кладется в основание иных классических типовых форм і рондо, сонатной, рондо-сонатной) и получает во временном становлении музыкального произведения динамическую целеустремленность благодаря векторной логике, выраженной известней аоафь-єеской триадой i:m:t. Неклассические вили зеркальности не обладают столь строгими соответствиями. В переходные эпохи, когда активизируются инновационные процессы, принщга зеркальности воплощается в сложных и разнообразных конфигурациях.
Е изучении подобных явлений богатый материал представляет искусство романтиков. Высокая степень обобщенности классических принципов, которые закладываются в фундамент' строящегося ими нового здания, создает условия для контактов в музыкальном це^ом различных стилей, жанров и форм, для возрождения старинных канонов и прогнозирования будущих.
Небывалые перспективы формотворчества открылись романтикам благодаря тому, что з их эстетике были возвратны древние миропредставления о ьсзимосвяэи человека и космического универсума. Они выраз:ишсь в романтической философии единства, в концепции тождества законов природы, психической жизни человека, искусства (Ф. Шеллинг, А. и П. ЇЇІлегели, Ф. Новалис). Один
из них - закон обратимости/необратимости, управляющий многими процессами в микро- и макромире, обусловил важную роль для музыкальной целостности романтиков последовательного многоэтапного зеркального отражения.
Изучение зеркальной архитектоники в музыке позволяет объяснить факты творчества, которые отличаются видимым отступлением от жанровых и композиционных канонов классицизма, показать внутреннюю прочность и убедительность ярких, оригинальных явлений в музыке XIX - первой половины XX вв., обнажить их логические основы и исторические корни. Теория симметрии оказывается эффективным инструментом в постижении сложных процессов современного композиторского творчества.
Не менее актуален философский аспект темы диссертации. Исследование заостряет внимание на специфике хронотопа в музыкальном произведении, на способах фиксации круговых и циклических процессов, постоянное объективное воздействие которых формирует психику и мышление человека. Оно включается в ряд проблем о времени и пространстве, небывалым углублением в которые характеризуются наука и искусство нашего столетия. Разработка вопросов о взаимосвязи внемуэыкальных и музыкальных проявлений обратимости, симметрии и асимметрии вносит определенный вклад в становление симметрологии как метанауки, синтезирующей достижения конкретных исследований.
Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является разработка общей теории зеркально-симметричных структур. Главная ее задача состоит в изучении структурно-семантического комплекса обратимости, который сформировался в романтическую эпоху и получил развитие в музыке XIX и XX вв. При этом внимание сосредоточено на динамических свойствах зеркальной симметрии. Необходимо также выяснить причины, которые вызывают к жизни зеркальные формы и стимулируют их распространение в указанный период. Исторический аспект чрезвычайно важен для настоящего исследования. Но поскольку в рамках работы невозможно с исчерпывающей полнотой описать эволюцию обширного класса форм, отобраны лишь те индивидуальные композиторские стили, которые являются наиболее показательными в плане рассматриваемых тенденций. Особое внимание уделено вопросам развития зеркально-симметричных форм в русской музыке.'
Методология диссертации. В разработке теории зеркально-симметричных форм Автор опирается на отечественную аналитическую традицию, труды Б. Асафьева, В. Бобровского, Л. Мазеля, U. Тараканова, В. ХЬлопоеой, КЗ. Холопова и других ученых. Особую ценность представляют работы В. Цуккермана, которому принадлежит приоритет в постановке проблемы концентрической формы и ее теоретическом обосновании. В диссертации учитывается опыт специальных музыковедческих исследований о симметрии А. Абрамяна, Л. Александровой, И. Баоановой. Б. Кяпякулова, С. Шипа, привлекаются наблюдения зарубежных ученых . В. Гесса, А. Лоренца.
Симметрия в музыке рассматривается в настоящей работе в параллелях с развитием фольклоризма, в сравнении с литературой и драматическим театром. Получению важных результатов способствует координация данных музыкознания и достижений гуманитарных наук. Междисциплинарный характер исследования определяет необходимость системного подхода и системного моделирования. Использование комплекса моделей дает возможность составить всестороннее представление об изучаемом предмете. В диссертации применяется методология, апробированная в естествознании и философии С она описана К. Бзтороевым, Б. Давтяном, Е Моисеевым, Я Неуйминым и другими учеными) - модели одной науки экстраполируются на предмет изучения другой. В предлагаемой диссертации базисные модели заимствованы из этнолингвистики и семиотики, работ К Леви-Стросса, Е. Новик, В. Проппа, С.Толстой, 0.Фрейденберг, которые обосновывают значение для традиционных культур структурно-семантических моделей.
Научная новизна исследования. В музыкознание вводится автономный класс форм, санее системно не описанный. Автор характеризует проявление зеркальности в различных жанрах, показывает ее взаимодействие с иными композиционными принципами, а также структурные разновидности зеркально-симметричных форм в их исторической эволюции.
Результаты работы подтверждают положения, утвердившиеся в гуманитарных науках об общих для традиционного и профессионального искусств константах в сюжетосложении, в композиции текстов, разворачивающихся в условном пространственно-временном континууме. Исследование подтверждает значение для современности идей романтизма. Заново открыв метакод культуры, "зашифрованный" в архаических текстах, романтическое искусство
- 5 -придало художественным процессам мощный импульс, который не иссякает вплоть до конца XX столетия. Универсалии, выработанные в этнических культурах, становятся ориентирами в периоды обновления искусства. В эпоху глобальных катаклизмов особую актуальность для создания целостных художественных концепций приобретает канонический характер народного мышления.
Практическая ценность работы. Результаты диссертации открывают перспективы конкретной аналитической деятельности по изучению механизмов взаимодействия смежных видов искусств, синтетических жанров в фольклоре и профессиональном творчестве. Они полезны для применения (и уже применяются) в учебных вузовских курсах анализа музыкальных произведений, оперной драматургии, современной музыки. Работа может представить интерес для этнографов, фольклористов, литературоведов.
Апробация диссертации. Исследование выполнялось по плану научно-исследовательской работы Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки в 1984-1989 гг. Оно обсуждалось на кафедре теории музыки Новосибирской консерватории. Текст диссертации и автореферат прошли апробацию на кафедре истории современной отечественной музыкальной культуры Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и были рекомендованы к защите. Материалы диссертации используются в учебных курсах, которые ведутся в Новосибирской консерватории, в индивидуально-практических занятиях, в дипломных работах. Еэ содержание нашло отражение в монографии "Зеркальная симметрия в музыке" С Новосибирск, 1993), в статьях, в выступлен::я:-: на конференциях "Русская музыка Х-XX веков в контексте традиции Запад - Восток" (Новосибирск, 1991), "Культура - Религия -Церковь" (Новосибирск, 1992), в брошюрах научно-методического и учебно-методического характера.
Структура работы. Диссертация состоит из трех частей, введения и заключения. первой части обоснована методология анализа зеркальной симметрии е музыке и смежных искусствах, исследуются Енемузыкальнке предп'зылкп и аналоги зеркальности в музыкальном формообразовании. їт:рая часть посвящена изложению теории зеркально-симметричных форм. Логический ракурс сочетается с историческим. предлагаемой классификации исследуемого класса форм отражены основные этапы их становления в музыке XIX-XX вв. Е третьей части главенствует исторический ра-
- 6 -курс. Теоретические положения применяются при описании эволюции зеркально-симметричных форм в русской музыке, учитываются взаимосвязи русской и зарубежной музыкальной культуры.
В Приложении помещены 34 схемы. Список литературы включает 195 названий.