Введение к работе
Многообразие современного композиторского мышления хорошо известно исследователям музыки XX зека. Напоминание о нем весьма уместно в связи с осмыслением художественного опыта почти полувековой истории послевоенной венгерской музыки. В произведениях Д. Куртага, А. Сёллёши, Э. Серванского, Р. Мароша, И. Винце, Ш. Балашши, Ж. Дурко, А. Боэаи, И. Ланга, 3. Йенеи и других композиторов, наделенных несомненной творческой индивидуальностью, получили оригинальное развитие как национальные традиции (Лист, Барток, Кодай), так и соаременные музыкальные достижения, включая самые смелые эксперименты западноевропейских и американских авторов. Нередким было и соприкосновение с русской художественной культурой, что подтверждается использованием поэтических текстов Лермонтова, Блока, Есенина, Мандельштама, образами и темами Достоевского, Шагала, аллюзиями стиля Шостаковича, Шнитке, посвящениями Губайдулиной. Составляя неотъемлемую часть общей картины развития музыкального искусства, творчество венгерских композиторов отразило основные тенденции и этапы о эволюции звукового мышления второй половины XX века.
Произведения венгерских авторов, принадлежащих к разным поколениям и художественным направлениям, освещаются в периодической печати (журналы Tempo, Neue Zeitschrift fur Musik, Muzsica, Magyar zene, dj zenei szemie), в монографиях и статьях (А. Кенигсберг, Д. Кро, М. Фойер, И. Балаж, Б. Варга, В. Бреннеке, X. Люк, С. Волш, Р. Хаглунд, М. Мак-Лей, Ф. Шпангемёхер), в проблемных исследованиях (Н. Санина). Однако Творчество венгерских композиторов 1945-90-х годов изучено пока недостаточно. Редки обобщающие работы, не существует целостной картины развития венгерской музыки, не установлены образно -содержательный закономерности в композиторском творчестве этого сложного периода, Данными соображениями - недостаточной изученностью наследия «Новой венгерской школы», а также художественной привлекательностью материала, положенного в основу исследования, -определяется актуальность темы диссертации.
Материалом исследований служит массив инструментальных произведений, созданных в Венгрии на протяжении последних Ляти десятилетий. Выбор именно инструментальных жанров вызван необходимостью ограничения объема, а также особой наглядностью эволюционных процессов «чистой» музыки. Предметом исследования являлось не столько творчество отдельных представителей «Новой венгерской школы», сколько изменение музыкального Мышления в целом, поэтому разбор произведения как такового не был специальной целью анализа, и
кроме того, учитывались явления заведомо неравной художественной ценности. В то же время оставалась преобладающей ориентация на образцы, отмеченные композиционными и содержательными достоинствами. В работе были также использованы теоретические, публицистические, стенографические материалы, помогающие воссоздать атмосферу недавнего прошлого. Однако они непосредственно не вошли в текст диссертации, составляя ее невидимый контекст.
Методологические принципы исследования совмещают стадиально-исторический и структурно-аналитический подходы. Большое внимание уделяется проблемам периодизации послевоенной венгерской музыки, условно разделенной на три этапа: 1945-56 годы, 1956-65 годы, середина 1960-х -конец 80-х годов. Непосредственное изучение конкретных музыкальных явлений сочетается с поиском языковых, композиционных, жанровых соответствий; ставятся вопросы обусловленности их свойств тенденциями времени, творческими влияниями, национальными традициями. Раскрытие взаимосвязей между «внутренними» интонационно-структурными характеристиками и «внешними» факторами (такими как жанровая ситуация и общее состояние соаременной духовной культуры) привело к совмещению в работе трех аналитических планов: музыкального языка, формы-композиции и жанра. Метод аналитического восхождения от уровня звуковой ткани через уровень организации формы к жанровому уровню дает возможность представить сложные и противоречивые эволюционные процессы современной музыки. Последовательное рассмотрение каждого уровня позволяет выявить логику преобразования звукового мышления, выявить его константные и переменные свойства, обобщить характерные особенности венгерского композиторского творчества второй половины XX века, а также приблизиться к ответу на вопрос о различиях между многочисленными авторскими позициями в музыкальном искусстве нашего времени.
Предпринятое исследование позволяет внести уточнения в некоторые представления об истории формирования «Новой венгерской школы». В работе дается оценка ситуации 40-50-х, 60-х годов и современности, раскрывается национальная специфика в интерпретации характерных для XX века композиционных техник (додекафонии, пуантилизма, минимализма), выязляются устойчивые элементы в кардинально преобразованной жанровой Системе. Широко используются сравнительно новые для музыковедения категории «материала», «формы-композиции», «генотипных жанровых форм», «камерного письма». Рассматриваются явлений, еще не получившие всестороннего освещения в отечественной науке, - форма-композиция в условиях додекафонной техники, «момент-форма», зеркально-сиММатричная ладовая система, концертно-оркестровые жанры*. Выводы и наблюдения, предложенные в работе, могут быть использованы для анализа аналогичных творческих Явлений в
музыке разных национальных школ, чем и обусловлено практическое значение результатов исследования. Опробованный метод системного рассмотрении (язык - форма - жанр) представляется уместным при обращении к таким объектам, которые требуют первоначального выявления значимых элементов структуры. Наконец, накопленные наблюдения могут послужить материалом для эстетических, культурологических, социологических исследований.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании отдела искусства стран Восточной Европы 28 декабря 1994 года и была рекомендована к защите и публикации. Ее отдельные положения запечатлены в вышедших в свет статьях общим объемом 4,3 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В приложении даны примечания, список литературы, нотные примеры и схемы.