Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогического анализа трансформаций этнопедагогических традиций воспитания в семье 11
1.1. Семья как социокультурная и этнопедагогическая система 11
1.2 Сущность и структура этнопедагогических традиций воспитания детей 41
1.3. Параметры и критерии социально-педагогического анализа этнопедагогических трансформаций 61
1.4. Взаимосвязь и взаимовлияние этнопедагогики и этнорегиональной системы образования 73
ГЛАВА 2. Особенности трансформаций этнопедагогических традиций воспитания детей в современной дагестанской семье 84
2.1 Отношение учащейся молодежи к традициям и инновациям семейного воспитания 84
2.2. Трансформация этнокультурных ценностей в современной дагестанской семье 98
2.3. Современные тенденции трансформации этнопедагогической системы воспитания детей в семье 108
Заключение 124
Библиография 126
Приложение 143
- Семья как социокультурная и этнопедагогическая система
- Сущность и структура этнопедагогических традиций воспитания детей
- Отношение учащейся молодежи к традициям и инновациям семейного воспитания
- Трансформация этнокультурных ценностей в современной дагестанской семье
Введение к работе
Актуальность исследования. Процесс социально-экономической трансформации, происходящий в российском многонациональном социуме, вызвал коренные преобразования во всех сферах жизни общества. Это накладывает свой отпечаток на духовное состояние общества, складывается социально-правовая аномия, происходит колоссальная морально-психологическая деградация населения. Со стремительной быстротой преобразуется мир современной семьи, что обусловливает изменения ее этнокультурных ценностей и этнопедагогических традиций воспитания детей. Многие функции семьи не реализуются, и резко затрудняется решение большинства проблем семейного воспитания.
Произошел слом трудовой этики, связывающей положительное самочувствие индивидуума с его профессиональными успехами в созидательных, полезных обществу видах трудовой деятельности. Немалый вклад в пропаганду и романтизацию аморального, асоциального и криминального образа жизни вносят СМИ, шоу-бизнес, телевидение и кино. В массовое сознание молодежи насильно внедряются ценности, чуждые нашей культуре, ориентирующиеся только на личную выгоду, наживу. В результате негативных социальных процессов, пропаганды ценностей «общества потребления» среди российских подростков и молодежи стали не престижными профессии квалифицированного рабочего, учителя, врача, ученого и др.
В то же время именно семья, современное состояние которой можно характеризовать как кризисное, остается основным фактором сбережения национальной культуры, менталитета и духовности нации. В силу богатства веками выработанных традиций и обычаев в ней сохраняются многие непреходящие духовные ценности. Это особенно важно, так как именно семья является первой воспитательной средой, закладывающей основы развития каждой личности.
Проблемы развития семьи второй половины XX века рассматривали Ю.П. Азаров, А.Ю. Гранкин, О.Л. Зверева, О.Д. Кавашкина, А.Г. Ковалев, В.Т. Лисовский, Т.Б. Савина, А.Г. Харчев и др.
Отдельные аспекты социокультурных и духовных трансформаций личности в период конца XX - начала XXI вв. исследовали российские культурологи, социологи, философы, психологи - М.Ю. Арутюнян, А.И. Антонов, В.И. Добреньков, О.М. Здравомыслова, Н.И. Лапин, Г.И. Осадчая, М.Ю. Попов, Е.Н. Селезнева, В.А. Тишков, Л.Б. Шнейдер и др.
Проблемам трансформаций института современной семьи посвящены исследования Е.И. Башкировой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, Г.В. Гулько, Т.А. Гурко, Л.Е. Дарского, Л.В. Карцевой, И. Клематович, М.С. Мац-ковского, В.К. Шаповалова и др.
Этнокультурные проблемы воспитания подрастающего поколения успешно решали И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, О.Д. Мукаева, Т.Г. Саидов, СБ. Узденова, З.Б. Цаллагова, В.Н. Цатуров, З.Я. Якубов и др. Этнопедагогические аспекты семейного воспитания в Дагестане разрабатывались в исследованиях Б.Ш. Алиевой, Г.О. Бабаева, М.И. Гаджиевой, С.Ш. Гаджиевой, Р.С Исрафилова, З.М. Магомедовой, P.M. Пашаевой и др.
Однако сопоставление актуальности исследования и степени ее научно-педагогической разработанности позволяет выявить ряд противоречий:
между этнокультурными факторами семейного воспитания детей,
его направленностью на этнопедагогические традиции ради сохранения на
циональной идентичности и созданием необходимых условий для вхождения
каждого ребенка в мировое культурно-образовательное пространство в усло
виях глобализации мировых процессов;
между отсутствием социально-педагогически обоснованных кон
цепций, задающих адекватное исследование современных тенденций и пер
спектив эволюции традиций семейного воспитания детей и запросами обра
зовательной практики в решении задач преобразования современного рос
сийского общества, институтов семьи и воспитания.
С учетом изложенного выше нами формулируется проблема данного исследования: каковы современные трансформации и тенденции развития этнопедагогических традиций воспитания детей в семье и соответственно тема исследования «Трансформации этнопедагогических традиций воспита-
ния детей в семье во второй половине XX века (на материале РД)».
Цель исследования: раскрыть особенности трансформаций этнопедагогических традиций воспитания детей в дагестанской семье во второй половине XX века.
Объект исследования: этнопедагогические традиции семейного воспитания детей российского общества во второй половине XX в.
Предмет исследования: факторы и механизмы трансформации этнопедагогических традиций воспитания детей в дагестанской семье, обусловленных социально-экономическими трансформациями страны.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что можно будет оказывать педагогическое воздействие на процесс трансформации этнопедагогических традиций воспитания детей в семье более значимо, если:
а) учитываются изменение социально-экономической базы и политические реформы в стране во второй половине XX в., которые обусловили объективные предпосылки трансформации духовной сферы жизни общества, в том числе изменение традиций семейного воспитания детей, и обрели новые тенденции развития в условиях глобализации и интеграции современного мира;
б) будет выявлена сущность современной семьи как социокультурной
и этнопедагогической системы;
в) определены качественные периоды, содержание и тенденции этих
трансформаций с учетом взаимосвязи и взаимовлияния этнопедагогики и эт-
норегиональной системы образования;
г) кроме того, будет выявлено и учитываться в семейном воспитании отноше
ние учащейся молодежи к трансформациям этнопедагогических традиций и к
инновациям.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность семьи как социокультурной и этнопедагогической системы и охарактеризовать специфику этнопедагогических традиций воспитания детей;
Определить параметры и методы социально-педагогического анализа
и диагностики этнопедагогических трансформаций, а также изучить взаимосвязь и взаимовлияние этнопедагогики и этнорегиональной системы образования в разные периоды исследуемого временного этапа;
Проанализировать отношение учащейся молодежи к трансформации традиций и к инновациям семейного воспитания и исследовать их в современной дагестанской семье;
Дать характеристику содержания современных тенденций трансформации этнопедагогическои традиций воспитания детей в дагестанской семье во второй половине XX в.
Методологической базой исследования являются положение диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи философии и социологии образования, культурологического и этнологического знания. Были выделены следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический подход, направленная на понимание образования как государственно-общественной, этнорегиональной личностной ценности; культурологический, выделяющий этнокультурные ценности образования раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивший всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания в семье.
Методы исследования:
изучение и анализ научной литературы, публицистической и периодической печати;
беседа, интервьюирование, анкетирование и другие опросные методы, в т.ч. диагностические методики по разработанным автором анкетам «Этно-педагогика», тест-анкетам «Типичный образ семейного воспитания в этнопе-дагогике»;
методы констатирующего эксперимента и моделирования, а также математической статистики для обработки данных (корреляционный анализ).
База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществля-
лась со студентами и преподавателями в вузах г. Махачкалы (ДГУ, ДГПУ, Фундаментальная библиотека ДГПУ), учащимися старших классов и учителями СШ с. Алмало Кумторкалинского района и Музыкально-педагогического колледжа г. Избербаша РД. Опрос также проводился среди медицинских работников Федерального государственного управления Центра Госсанэпиднадзора.
Исследование проводилось в течение трех этапов:
На первом этапе (1999-2001 гг.) - осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической и культурологической литературы, выделялся объект исследования, составлялся план первоначального социально-педагогического и этнокультурного обследования семейных традиций воспитания детей. Разрабатывался понятийно-терминологический и категориальный аппарат исследования.
На втором этапе (2002-2003 гг.) - уточнялись тема, цель и предмет, выдвигались задачи и гипотеза исследования; разрабатывались методики проведения экспериментальных работ, диагностические материалы по проблеме исследования, проводилась диагностика практического использования в дагестанских семьях этнопедагогических традиций воспитания детей и выявление типичных форм традиций этнокультурного воспитания детей.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) — проводились социологические обследования (сбор, обработка, анализ, интерпретация информации), математическая обработка сравнительных данных трансформации этнопедагогических традиций по авторским методикам, осуществлялось оформление диссертации, публикация статей с основными результатами и выводами, составлялись рекомендации по итогам исследования, апробация спецкурса «Трансформация традиций семейного воспитания в Дагестане».
Научная новизна состоит в том, что:
сделаны новые выводы в результате проведенного научно-педагогического анализа и систематизации современных этнопедагогических аспектов теории семейного воспитания детей на традициях;
раскрыта специфика современного института дагестанской семьи как
этнопедагогической системы и источника этнокультурной устойчивости духовной жизни общества в условиях переходного времени, аномии и маргинализации жизни в России и Дагестане;
- выделены три качественных разнородных периода трансформаций
этнопедагогических традиций воспитания детей в семье во второй половине
ХХв. в Дагестане, показывающих взаимосвязь этнопедагогики в семейном
воспитании и государственной этнорегиональной системы образования, вы
званных влиянием геополитических стратегий в стране.
Теоретическая значимость:
выделены и обоснованы параметры и критерии социально-педагогического анализа этнопедагогической трансформаций в традициях семейного воспитания детей;
разработаны авторские методики диагностики трансформаций этнопедагогических традиций семейного воспитания (Анкета «Этнопедагогика», тест-анкета «Типичный образ семейного воспитания в этнопедагогике»); обоснована их валидность и надежность, что позволило адекватно выявить динамику и тенденции трансформаций этнопедагогических традиций воспитания молодежи;
представлена достоверная панорама отношений учащейся молодежи к трансформации этнопедагогических традиций и к инновациям семейного воспитания детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение этнопедагогических трансформаций, их тенденций и перспектив развития может быть использовано при построении продуктивной модели современной национальной школы в полиэтническом пространстве; при разработке спецкурса «Трансформация традиций семейного воспитания в Дагестане»; разработан сценарий проведения семейного праздника «Наречение именем ребенка: традиции и трансформация».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Семья как социокультурная и этнопедагогическая система, подвергаясь происходящим в стране и обществе социально-экономическим и полити-
ческим радикальным изменениям, преобразуется и вместе с этим трансформируется как структура семьи, так и реализация ее основных социообразую-щих функций.
Разрушение национальных устоев и традиционных духовных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе переходного периода обусловило трансформацию этнокультурных ценностей и привело к модернизации этно-педагогических традиций воспитания детей в семье, с одной стороны, а, с другой - к усилению возрожденных старых традиций под духовно-религиозным влиянием.
Процесс трансформации этнопедагогических традиций воспитания детей в семье вызвал построение нового типичного образа молодого дагестанца и идеала современного семейного воспитания в Дагестане, выраженного в переоценке ценностей следующих шести групп личностных качеств молодежи: патриотизм, трудовое воспитание, эмоционально-художественная сфера, физическое совершенство, познавательно-интеллектуальная сфера и духовно-нравственная сфера.
В трансформации этнопедагогических традиций воспитания детей в семье в Дагестане во второй половине XX в. можно выделить три качественных периода, обусловленных этапами трансформаций в социально-экономической и идейно-политической жизни советского и постсоветского общества.
Достоверность исследования обеспечена адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам, их непротиворечивостью; она подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем их отражения в докладах на международной юбилейной научно-практической конференции «Народное образование в XXI веке», посвященной 70-летию МГПУ (Москва, 2001г.); всероссийской научно-практической конференции «Поликультурная образовательная деятельность учреждений культуры и учебных заведений» (Махачкала, 2004г.), Международной научно-
практической конференции «Этнопсихологические парадигмы в социокультурном пространстве Северного Кавказа: проблемы, опыт, перспективы» (Махачкала, 2005г.) и региональной научно-практической конференции «Формирование социально-педагогической активности выпускников педагогических колледжей и вузов для работы в социально-образовательной сфере» (Махачкала-Избербаш, 2005г.), а также в публикациях в научных сборниках ДГПУ,ДГУ,ДНЦРАН.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (186 наименования) и приложений (30 страница). Общий объем работы 173 страниц, в ней имеется 7 таблиц и 5 диаграмм.
Семья как социокультурная и этнопедагогическая система
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений психолого-педагогическая система воспитания личности. Согласно определению из философского словаря: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [162, С.576]. Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья - это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 основные характеристики: 1. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества. 2. Семья - важнейшая форма организации личного быта. 3. Семья - супружеский союз. 4. Семья - многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Другой подход мы видим согласно определению Н.Я. Соловьева, «семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [179, С.24-25]. А.И. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - роди-тельства - родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [10, С.66]. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества - родительства - родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж - жена; муж - дети; жена - дети; дети - родители; дети - дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. Чаще всего исследователи определяют семью как малую социальную группу, первичную ячейку общества, основанную на браке или родстве. В подобных определениях учитываются три признака семьи: а) малочисленность семейной группы; б) брачная связь, дающая начало семье; в) родственная связь. А вот в определении А.Г. Харчева больше охвачено специфических семейных признаков. Он семью определяет как «исторически конкретную систему взаимоотношении между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [166, С.75]. В этом определении следует обратить внимание на то, что семья определена не просто как сообщество, группа из родителей, детей и других родственников, а как система взаимоотношений между ними. Качественное состояние этих отношений - существенный признак, который позволяет определить, чем является та или иная совокупность людей: семьей, формой семейной дезорганизации или вынужденным сожительством людей (не по мотивам семейной привязанности). Поэтому данное определение охватывает суть и основные признаки семьи более полно по сравнению с другими определениями, предложенными в нашей и зарубежной литературе. Поскольку определение в принципе не может охватить все стороны и проявления определяемого объекта, то и оно может быть развернуто и расширено аналитико-описательным методом. Мы согласны с мнением А.Д. Манкиева о том, что характеристика семьи может быть дополнена следующими специфическими признаками, отличающими ее от всех иных типов малых социальных групп [ 102, С. 15-16]: 1. Семья представляет собой специфический тип социальной связи и эталон гармоничности психологических отношений людей. Отношения между членами семьи обычно служат образцом при оценке качества взаимоотношений между членами любых иных групп: производственных, спортивных, учебных, группы соседей, друзей и т. д. «В нашем коллективе единой семьей живут и трудятся» - привычный штамп устной и письменной речи. 2. Семья - единственная малая группа, состав которой формируется двояким способом: путем социального союза (супружеская пара) и биологическим путем (дети).
Сущность и структура этнопедагогических традиций воспитания детей
На самых ранних этапах развития общественной жизни, в процессе борьбы за существование у людей появились знания и разнообразный опыт, который они стремились передавать будущим поколениям посредством воспитания. В разные исторические эпохи народы всегда воспитывали подрастающее поколение как свою смену, свое будущее. В этом смысле воспитание и обучение существуют столько же веков, сколько существует само человечество. С ним выросли, отразили всю его историю, все его лучшие качества.
В таком понимании можно назвать обучение и воспитание «общей и вечной категорией». В каждом народе существуют многочисленные неписаные законы и нормы, которые помогают правильно воспитывать детей. При этом надо помнить, что национальная традиция, особенности психического склада людей коренятся и в «крови», являются продуктом «национального духа», и в не меньшей степени определяются особенностями исторического развития того или иного народа, спецификой природно-географических, социально-экономических условий.
В течение многих столетий под влиянием этих факторов складывались нравственные идеалы, своеобразная духовная культура различных народов, формировались, видоизменялись и оттачивались народные обычаи и традиции, определяющие методы и приемы, пути и формы воспитания подрастающих поколений.
В итоге зарождалась и складывалась в глубинах народных масс, когда еще не было письма, традиционная культура семейного воспитания. Накопление, развитие и совершенствование этой практики воплотились в народную педагогику, которая является сгустком устного педагогического творчества народа. Она, как проявление педагогической культуры народных масс, передавалась из поколения в поколение, выраженная в общественном и социальном опыте, создавая историю материальной и духовной культуры общества. В этом смысле суть воспитания заключается в укреплении связи и преемственности прошлых, настоящих и будущих генераций на вековых, прогрессивных народных традициях. Значит, связь между поколениями обеспечивается воспитанием.
Заслуга великого русского педагога К.Д. Ушинского состоит, в частности, в том, что он выдвинул тезис: «первый, воспитатель - народ» и пришел к выводу, что успех обучения и воспитания зависит от учета особенностей национальной психологии и народной педагогической мудрости. Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических условиях, вырабатывает только ей присущий быт, мироощущение, миропонимание. Условия существования и жизни формируют в людях определенные качества и черты характера, то есть национальная специфика обусловлена теми объективными факторами, благодаря которым исторически складывалась судьба народа.
Классики педагогической науки ЯЛ. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский рассматривали народную педагогику как источник научной, теоретической педагогики. Народная педагогика питает, оплодотворяет, обогащает теорию педагогики и наоборот, теоретическая педагогика воздействует на осмысление тысячелетнего опыта народного воспитания [110, С. 10]. Это диалектическое единство составляет суть феномена народной педагогики.
В течение многих веков развитие педагогической науки и народной педагогики шло параллельно в сложном взаимовлиянии и взаимодействии. Но народная педагогика сохранила свои позиции по сей день; бессмертны ее средства - песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки; бессмертны многие черты личности, сформированные народом как требования к воспитанию подрастающего поколения.
Отец педагогической науки - ЯЛ. Коменский составил сборник пословиц и поговорок, он назвал его «Мудрость старых чехов», имея в виду богатство мыслей, содержащихся в нем. «Патриарх педагогики», обобщив опыт семейного воспитания, написал труд «Материнская школа», отметив, что «пороки начального воспитания сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому главное сбережение рода человеческого в колыбели». Великий швейцарский педагог И.Г. Песталоцци в своих произведениях «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» исходил из опыта воспитания в простой крестьянской семье. Идею школы, которая бы удовлетворяла потребностям народных масс, он аргументирует народным педагогическим опытом и народными воззрениями на воспитание, при этом «отчий дом» называет «школой нравов». По его мнению, средства воспитания педагогика должна черпать из самой жизни народа.
Основатель русской педагогики К.Д. Ушинский выдвинул идею о том, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой [159]. Понятие народности и определение ее сущности - научное достижение К.Д. Ушинского, общеобязательное для всех народов. Рождение термина «народная педагогика» в русской историко-педагогической литературе связывают с именем К.Д. Ушинского, считавшего ее источником педагогической науки. По мнению К.Д. Ушинского, устное народное творчество - проявление педагогического гения народа; в нем аккумулирован педагогический опыт сотен поколений. Эта универсальная педагогическая система, в которой отражен тысячелетний народный опыт, вобрала самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления, трудовых навыков, эстетических представлений и т.д.
Отношение учащейся молодежи к традициям и инновациям семейного воспитания
Выявление реальной значимости этнопедагогических традиций воспитания детей, на наш взгляд, наиболее ярко может быть обнаружено в изучении отношения учащейся молодежи к этим традициям, знания и понимания их содержания и механизмов действия, сохранении ими бытовой и досуговой деятельности, а также восприятие инноваций семейного воспитания.
Диагностику состояния данного процесса мы осуществили с помощью анкетного опроса по разработанной нами методике «Этнопедагоги-ка». Первый вариант - для учащейся молодежи (Анкета №1. Приложение 1). Цель исследования была: 1. Выявить уровень а) приобщенности молодого поколения к этнопедагогическим традициям; б) знание, использование, их отношение и отбор; в) оценка перспектив на будущее. 2. На основании их сравнения у молодого поколения установить (вы явить, выяснить) трансформацию, тенденцию сдвига, перспективу развития.
Опросом было охвачено 243 студента вузов, учащихся колледжей и школ. Меньше половины респондентов (42,8%) признали традиции воспитания детей в семье по правилам народной педагогики имеющими однозначно положительное значение, почти столько же ответивших - «полезными не всегда» или затруднялись дать оценку, а 12,3% - сильно устаревшими (рис.1).
Выявление качественного содержания народной педагогики показало, что респонденты имеют в своих представлениях широкую палитру охватывающую разные стороны из сферы жизни, деятельности и быта этноса. В числе ее компонентов называют родной язык и национальную литературу (46%); садака как стремление помочь слабым и обездоленным (30,8%); народный фольклор (28,8%); семейно-тухумные, родственные отношения (26,7%), а также национально-этнические обряды и праздники (26,7%); религия (25,5%); художественно-национальное творчество (театр, музыка) (22,6%); национальные игры и спорт (22,2%). От 10 до 15% получили такие признаки как исторические деятели, события и места; национальная одежда; национальная кухня. Меньше 10% получили признания: декоративно-прикладное искусство и ремесла (ковроткачество, резьба по дереву и камню и т.д.) (8,2%); полоролевое разделение поведения и труда женского и мужского типов (6,1%); национальный быт и архитектура (4,5%).
Выяснение источников с которых молодежь получает знания по этно-культуре показало, что подавляющая роль здесь принадлежит родителям (55,9%), бабушкам и дедушкам (40,7%). Неожиданно высокий процент отводится в этом вопросе общению с друзьями (34,1%), т.е. неформальное досу-говое общение учащейся молодежи в достаточной степени посвящено передачи знаний о культуре своего народа, что мы рассматриваем как устойчивость традиционного менталитета. Гораздо меньше роль в этносоциализации молодежи, по их признанию, отводится учебным предметам в школе (История Дагестана, Культура и традиции народов Дагестана и др.), СМИ, национальное искусство, национальный праздник - 10-16%. Чрезвычайно мало эффективно решается этот вопрос в воспитательной работе, проводимой в общеобразовательной школе - только 2% респондентов отметили ее в качестве источника этнокультурных знаний.
Вопросы №4 и №5 анкеты «Этнопедагогика» были направлены на диагностику наличия или исчерпанности воспитательного потенциала этнотра-диций семейного воспитания и возможности их сохранения, либо замены новыми (рис.2). Сопоставление ответов на эти вопросы позволяют нам признать, что стабильно высоким остается фактор уважения к старшим (признали современным - 67,9%, устаревшим - 16,4%); гостеприимство (соответственно - 42,3% и 4,1%); забота о младших, стремление воспитывать детей на национальных традициях и обычаях (27,1% и 19,3%); доброжелательность к другим народам (25,9% и 12,7%); свободолюбие (22,2% и 6,1%). Сдающими свой высокий рейтинг оказались национальный патриотизм (признали современным только 9% отвещающих, а устаревшим - 32,9%), джамаат (соответственно -5,7% и 30%), мужская смелость (13,5% и 12,3%), женская покорность (7,4% и 25,1%). Респонденты дали дополнительно свободные ответы, среди которых указали современными: дать детям совершенные знания, равные права ребенка в участия решения семейных проблем, кровная месть -по 0,4%, а устаревшими - стремление родителей навязать свою волю детям, решать их судьбу по своему усмотрению - по 0,8%.
Перекрестным по отношению к предыдущим был вопрос №6 «Какое воздействие оказывают на становление Вашей личности в духовно-нравственном плане приобщение к народным традициям». Ответы учащейся молодежи распределились следующим образом (рис.3): больше половины признали положительное воздействие (обогащает нравственный облик) -51,8%, помогает улучшению семейно-родственных отношений - 29,6%, не оказывают никакого воздействия - 16,8%, имеют отрицательное влияние (в частности мешают предпринимательской и деловой сфере - 4,5%). Респондентам предоставлялась возможность выбора нескольких вариантов ответов (чем некоторые воспользовались), а также дополнить собственным вариантом (таких ответов не оказалось).
Трансформация этнокультурных ценностей в современной дагестанской семье
Для установления наличия трансформаций этнокультурных ценностей в современной дагестанской семье и определении ее качественного выражения нами была разработана авторская методика диагностики изменений типичного образа семейного воспитания в этнопедагогике. Анкета была составлена в двух вариантах: 1) для родителей, учителей и людей старшего поколения и 2) учащейся молодежи (Приложение 2). Респондентам предлагалось из совокупности из 36 нравственных качеств, разделенных на 6 основных групп (патриотизм, трудовое воспитание, эмоционально-художественная сфера, физическое совершенство, познавательно-интеллектуальная сфера, духовно-нравственная сфера) составить типичный образ семейного воспитания педагогики, присущий 70-80-м гг. и 90 г.- начало XXI в. в варианте для взрослых. А для учащейся молодежи также двойной портрет, сначала реальный, а затем идеально-типичный образ. Опросом было охвачено 153 представителя взрослого населения и 243 учащейся молодежи среди нескольких городов и сел РД. Полученные данные были подвергнуты количественной обработке, в результате чего нами было составлено два коллективно-групповых портрета «типичного образа семейного воспитания в этнопедагогике» двух периодов. Учитывая интерес к мнению сельских жителей нашей республики было проведено анкетирование 46 учителей Алмалинской средней школы Кумтор-калинского района. В результате которого было выявлено, что: - во-первых, типичный образ дагестанской молодежи 1970-80-х годов выражается в таких качествах как: 1) мужество и храбрость в защите ближних и слабых - 56,5%; 2) уважение к старшим, джамаату - 41,3%; 3) благородность, порядочность -39,1%; 4) добросовестность, верность слову, обещанию, клятве — 34,7%; 5) владение родным языком - 26%; 6) гостеприимство - 21,7%. - Во-вторых, типичному облику современной дагестанской молодежи 1990 - начала XXI в. присущи следующие 6 качеств: 1-2) просвещенность, образованность - 39,1%; 1-2) уважительное отношение к матери, сестре - 39,1%; 3) добросовестность, верность слову, обещанию, клятве - 26%; 4-6) горячность агрессивность, мстительность - 23,9%; 4-6) мужество и храбрость в защите ближних и слабых — 23,9%; 4-6) соблюдение национальных праздников, обрядов, ритуалов - 23,9%; 4-6) совесть как критерий оценки своего поведения (намус) — 23,9%. Среди качеств, дополняющих список авторской анкеты было указано: подхалимство и предательство как отрицательные качества присущие современному облику дагестанской молодежи. Кроме того, учитель Алмалинской средней школы обращаясь, к автору анкеты пишет: «Уважаемый педагог! Нынешним детям надо объяснять, что с детства надо оказывать уважение к старшим - именно отсюда идет воспитание человека, особенно у нас на Кавказе». Сравнивая оба типичных образа мы отмечаем, что резко снизилась значимость следующих нравственно-духовных идеалов воспитания в семье: мужество и храбрость в защите ближних и слабых - с первой позиции перешло на пятую (снизилась его предпочтение с 56,5% до 23,9%); уважение к старшим, джамаату (занимавшая вторую позицию), благородность и порядочность (третья позиция), гостеприимство, владение родным языком — вообще вышли за рамки шестерки идеальных качеств. Вместо них в шестерку вошли просвещенность, образованность и уважительное отношение к матери, сестре (набрали 39,1% и разделили первую и вторую позицию), соблюдение национальных праздников, ритуалов, совесть (намус) как критерий оценки своего поведения вошли в шестерку приоритетных выборов. Однако вместе с ними вошло в шестерку наиболее значимых и качества, объединяющие горячность, агрессивность, мстительность. На наш взгляд, вместе с устойчивой моральной этнопедагогической культурой у сельской молодежи взрослые (учителя и родители) отмечают позитивное стремление к просвещению и образованности и негативное увлечение стихийно-эмоциональным выражениям поступков. У городского населения картина типичного образа дагестанской молодёжи 70-80-х гг. и современной молодежи трансформировалось еще значительнее в сторону расчетливого предпринимателя и энергичного бизнесмена. Действительно если в первый период в число шести приоритетных качеств, по мнению респондентов, входили благородство и порядочность (50-55%), чувство долга и ответственности в работе (50- 83,3%), мужество и храбрость в защите ближних и слабых (43,3-56,2%), уважение к старшим, джамаату (36,6-50%), гостеприимство (33,3-40%). Среди качеств, не указанных автором анкеты, преподаватели дополнили список следующими: любовь к науке, стремление к овладению современных технологий, терпимость и уважение к другим народам. Одним из преподавателей было также сделано замечание к автору анкеты: «К сожалению, перечисленные качества (положительные - речь идет о них) относятся к прошлому. Для нынешнего времени, увы, они не характерны, и возможны в редком исключении. Поверьте опыту сороколетнего наблюдения». Другой респондент отметил следующее: «Из описанного выше многое существует только в памяти старшего поколения, молодежь, не придерживается традиций, либо придерживается только в их внешней, показной форме, не вникая или даже отвергая смысл».