Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 8
Понятие пластической выразительности в искусстве и спорте 8
Проявление пластической выразительности в художественной гимнастике на современном этапе ее развития 21
Многокомпонентная структура пластической выразительности в художественной гимнастике 28
Технические основы пластической выразительности 29
Физические основы пластической выразительности 31
Психологические основы пластической выразительности 43
1.4. Научно-методические аспекты формирования пластической
выразительности в художественной гимнастике 59
Задача формирования пластической выразительности в системе многолетней спортивной подготовки 59
Методологические основы обучения двигательным действиям 64
Характерные черты методики обучения на этапе начальной специализированной подготовки 67
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 73
2.1. Цель и задачи исследования 73
2.2 Методы исследования 73
Теоретический анализ и обобщение специальной литературы 74
Инструментальные биомеханические методики изучения движений 74
Миотонометрия 83
Опрос 84
Педагогические наблюдения 85
Методы психологического и психофизиологического исследования 85
Метод экспертной оценки 91
-*^^— - .-~а^»ІУч -,.4.,^ , -ЧЛіЬ* ч . ..U,
Тестирование 94
Педагогический эксперимент 102
2.2.10. Методы математической статистики 103
2.3. Организация исследования 105
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПЛАСТИЧЕСКУЮ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 106
Техника исполнения специфических движений гимнастками с различным уровнем пластической выразительности 106
Координационные способности владения телом у гимнасток с разным уровнем пластической выразительности 119
Способность сохранять равновесие в усложненных условиях у гимнасток с разным уровнем пластической выразительности 119
Способность регулировать мышечный тонус у гимнасток с разным уровнем пластической выразительности 133
3.3. Индивидуально-психологические и психофизиологические особенности
гимнасток с различным уровнем пластической выразительности 135
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 142
Методические особенности начального формирования пластической выразительности в современной педагогической практике 142
Теоретические основы начального этапа формирования пластической выразительности 148
Этап опережающего развития свойств внимания, координационных и связанных с ними способностей 151
Специфические особенности методики формирования ООД элементов выразительной пластики 155
Психолого-педагогические аспекты организации экспериментального урока 175
ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 179
5.1. Динамика формирования многофакторной структуры пластической
t выразительности 179
5.2. Результаты формирования универсальных навыков пластической
выразительности 199
ВЫВОДЫ 201
БИБЛИОГРАФИЯ 204
ПРИЛОЖЕНИЯ 224
Введение к работе
Анализируя соревновательные упражнения художественной гимнастики, специалисты и судьи все чаще приходят к выводу, что сегодня в связи с резко возросшей технической трудностью композиции редкие гимнастки обладают целостностью и слитностью движений и способны продемонстрировать свойственную художественной гимнастике выразительность и эмоциональность. Это - ведущие спортсменки страны и мира. Уделом основной массы гимнасток-художниц становится механическое исполнение необходимого набора элементов, составляющих произвольную комбинацию. Низкая эстетическая ценность композиции особенно характерна для юных гимнасток, которые уже в 8-9-летнем возрасте должны выполнять соревновательную программу по 4-6 видам многоборья.
Потребность в интенсивном освоении различных упражнений без предмета и с предметом, с одной стороны, и отсутствие необходимых для этого физических и психических возможностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста, с другой стороны, ставят тренеров, работающих в системе базовой подготовки, в достаточно трудное положение. Ведь снижение возрастных границ занимающихся художественной гимнастикой отнюдь не снимает требований, которые предъявляются к качеству обучения двигательным действиям художественной гимнастики. «Художественность» движений должна быть присуща и начинающим гимнасткам. Высокая техничность и подлинная пластическая выразительность, отличающие гимнасток на вершине спортивного мастерства, напрямую связаны с полноценным освоением юными гимнастками школы художественной гимнастики и с избеганием их «натаскивания» на конкретные элементы соревновательной программы.
В связи с этим становится понятным выбор объекта и предмета для данного диссертационного исследования. В качестве объекта исследования выступала пластическая выразительность занимающихся художественной
6 гимнастикой. Предметом исследования были средства и методы формирования пластической выразительности гимнасток на этапе начальной специализированной подготовки.
Научная новизна работы заключается в том, что в ее рамках показана возможность сохранения специфики художественной гимнастики в условиях современных тенденций развития этого вида спорта. Автором впервые была предпринята попытка комплексного подхода к исследованию природы такого явления как пластическая выразительность. Были выявлены технические, физические, психологические, психофизиологическиёХопределяющие уровень пластической выразительности гимнастки-художницы.
Определение компонентов пластической выразительности, а также наиболее перспективных концепций обучения двигательным действиям с учетом возрастных особенностей занимающихся позволило разработать научно обоснованную методику формирования пластической выразительности на этапе начальной спортивной специализации. В формирующем эксперименте доказана эффективность новой методики начального формирования пластической выразительности в художественной гимнастике.
Внедрение результатов исследования в практику в значительной степени должно облегчить работу тренеров с юными гимнастками. Используя специально разработанные средства и методы начального формирования пластической выразительности, педагоги смогут изначально в процессе обучения двигательным действиям принимать во внимание эстетический аспект техники их исполнения, повышая тем самым исполнительское мастерство юных гимнасток в целом. Знания выявленных компонентов пластической выразительности позволяют также своевременно раскрывать не только физический, но и личностный потенциал занимающихся художественной гимнастикой. Кроме того, опираясь в ходе педагогического контроля на предложенные критерии субъективной и объективной оценки уровня сформированности навыков пластической выразительности, тренер
сможет целенаправленно управлять процессом многолетней спортивной подготовки гимнасток.
Диссертация выполнена в соответствии со Сводным планом НИОКР ГКФТ Российской Федерации по направлению 02, тема 02.04.
Основные положения, выносимые на защиту:
Исследование сущности явления пластической выразительности в художественной гимнастике позволяет выявить факторы, определяющие уровень ее проявления у гимнасток различной спортивной квалификации, что, в свою очередь, способствует обучению двигательным действиям без предмета с учетом их специфики.
Пластическая выразительность в художественной гимнастике имеет многокомпонентную структуру. Взаимодополняющими группами факторов пластической выразительности являются: техническое мастерство исполнения двигательных действий без предмета, координационная подготовленность, психологические и психофизиологические особенности гимнасток.
Совершенствование процесса формирования пластической выразительности на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике достигается посредством разработанной методики, базирующейся на комплексном подходе к обучению двигательным действиям с учетом выявленных факторов структуры пластической выразительности.