Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Состояние вопроса в научно - методической литературе 7
1.1. Сущность и критерии выразительности 7
1.2. Двигательная выразительность в композиционных видах спорта и ее компоненты 14
1.3. Различные направления при формировании двигательной выразительности 27
ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования 36
2.1. Задачи работы 36
2.2. Методы исследования 36
2.2.1. Анализ научно-методической литературы 36
2.2.2. Метод фото фиксации и видеосъёмки 37
2.2.3. Метод экспертных оценок 37
2.2.4. 16 - факторный личностный опросник Кеттела... 38
2.2.5. Педагогический эксперимент 38
2.2.6. Методы математической статистики 39
2.3. Организация исследования 40
ГЛАВА III. Исследование процесса составления композиций в художественной гимнастике 43
3.1 Исследование выразительности гимнасток 43
3.2 Характеристика составления произвольных упражнений в художественной гимнастике 52
ГЛАВА IV. Экспериментальная проверка методики формирования двигательной выразительности в художественной гимнастике 67
4.1. Методические подходы к формированию навыков двигательной выразительности 67
4.2. Исследование формирования двигательной выразительности в композициях гимнасток 73
4.2.1. Формирование двигательной выразительности гимнасток в упражнениях без предмета на 1 этапе исследования 73
4.2.2.Результаты оценок за комбинации с предметами гимнасток экспериментальной и контрольной группы на 2 этапе педагогического эксперимента 91
4.2.3.Результаты оценок за собственные постановочные комбинации с предметами гимнасток экспериментальной и контрольной группы на 3 этапе педагогического эксперимента 104
4.3. Типические стили составления композиций в художественной гимнастике 108
Выводы 117
Практические рекомендации „121
Список литературы 122
Приложения 143
- Сущность и критерии выразительности
- Методы исследования
- Исследование выразительности гимнасток
- Методические подходы к формированию навыков двигательной выразительности
Введение к работе
Художественная гимнастика - один из видов программы Олимпийских игр со сложнокоординационной деятельностью, требующей от спортсменок проявления широкого круга умений, навыков и качеств. Гармоническое развитие гимнасток, красота двигательных действий, эстетичность и выразительность определяют широкую популярность и привлекательность данного вида спорта (9, 60, 220, 221).
В настоящее время, произвольные упражнения в художественной гимнастике включают большое количество трудностей и сложно-технических элементов (55, 211, 214). Повышение трудностей произвольных композиций все чаще ставит судей в затруднительное положение. Гимнастки включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняют их технически совершенно и поэтому судьям сложно определить истинного лидера выступлений. Одним из критериев, который позволяет спортсменке выделиться и добиться высоких результатов в соревновательной деятельности, является выразительность выступлений (28, 218, 234).
Актуальность нашего исследования состоит в изучении специфики
двигательной выразительности гимнасток-«художниц». По правилам
соревнований, произвольная композиция в художественной гимнастике должна включать большой набор трудностей, а время на выполнение упражнения ограничено и практически не позволяет исполнить танцевальных движений, выражающих характер музыкальных произведений. Именно поэтому важная роль в подготовке будущих тренеров заключается в умении научить гимнасток отражать характер музыкального сопровождения при выполнении композиций и способствовать повышению уровня двигательной выразительности гимнасток.
Однако до настоящего времени остается не достаточно изучен вопрос формирования двигательной выразительности в художественной гимнастике. В связи с этим нами были проведены исследования в этом направлении.
5
Гипотеза - предполагалось, что существуют типические стили
составления упражнений в художественной гимнастике, влияющие на
двигательную выразительность спортсменок. Учёт всех особенностей
двигательной выразительности должен способствовать разработке
эффективной методики по формированию навыков двигательной
выразительности гимнасток - «художниц».
Цель работы: На основе определения типических ошибок составления композиций в художественной гимнастике разработать и апробировать методику формирования навыков двигательной выразительности гимнасток-«художниц», а также выявить их типические стили составления произвольных упражнений.
Объект исследования: Двигательная выразительность гимнасток -«художниц» и их типические стили составления композиций.
Предмет исследования: Средства и методы формирования двигательной выразительности занимающихся художественной гимнастикой.
Научная новизна. Впервые разработана методика поэтапного формирования двигательной выразительности в художественной гимнастике; изучено влияние личностных свойств на выразительность гимнасток; экспериментально обоснована эффективность применения методики формирования двигательной выразительности в тренировочной деятельности гимнасток-«художниц».
Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят новый вклад в теорию и методику спортивной тренировки, расширяя информацию о влиянии личностных свойств на выразительность движений гимнасток. Обоснование методики формирования двигательной выразительности гимнасток-«художниц» позволяет определять направление тренировочного процесса гимнасток.
Практическая значимость исследования раскрывается через
непосредственное внедрение в практику разработанных теоретико-методических положений по освоению специализированных упражнений на
основе двигательной выразительности гимнасток-«художниц», что создает предпосылки для дальнейшего роста спортивного мастерства.
Методика по формированию навыков двигательной выразительности может быть использована:
в группах ДЮСШ, СДЮШОР и спортивного совершенствования;
в учебном процессе по художественной гимнастике институтов и академий физической культуры;
- при унификации в координационно-композиционных видах спорта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Особенности проявления выразительности в различных видах искусства
- живописи, архитектуре, литературе, музыке, сценическом движении и
технико-композиционных видах спорта определяют технический,
художественный и логический компоненты двигательной выразительности в
художественной гимнастике.
2. Уровень двигательной выразительности и качество составления
произвольных композиций в художественной гимнастике под музыку
различного характера у спортсменок неодинаков и зависит от их
индивидуальных особенностей и опыта двигательной деятельности
спортсменок.
3. Поэтапная трехкомпонентная методика формирования двигательной
выразительности, основанная на особенностях составления произвольных
композиций в художественной гимнастике и структурных компонентах
двигательной выразительности, позволит существенно повысить двигательную
вырази іельноеіь гимнасток и навыки составления упражнений с предметами и
без предметов.
4. Личностные свойства гимнасток - «художниц» определяют типические
стили составления упражнений и характер их музыкального сопровождения.
Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 144 страницах
машинописного текста, состоит из 4 глав, выводов, практических
рекомендаций, списка литературы (включает 251 источник, из них 20 на
иностранных языках), приложений и двух актов внедрения.
Сущность и критерии выразительности
Выразительность - специфическая особенность произведений искусства, важнейшая характеристика художественной формы (75). Выразительность свойственна всем видам искусства, но по-разному, проявляется в тех областях, которые изображают или описывают окружающий мир (изобразительное искусство, литература, художественная фотография, театр, кино, телевидение) и в тех, которым это не свойственно (архитектура, музыка, в значительной степени хореография, прикладное искусство) (109). В современной научно-методической литературе существует много ссылок на выразительность каких-либо предметов или явлений. Но само понятие - «выразительность» до конца еще не сформировано и многие авторы используют его с разным содержательным смыслом (111,160). «Выразительный рисунок, выразительная игра, архитектурная выразительность, выразительный жест» и т. д., таким словосочетаниями многие авторы пользуются в изобилии. Однако в современной литературе мы не выявили четкого определения художественной выразительности, двигательной выразительности, выразительности мысли, образа, эмоциональной выразительности и др. видов или понятий. Более широко раскрыты понятия выразительности в области речи, литературного языка, музыки, живописи (110). В исследованиях выразительности речи, С.Г. Пушкина (57), выделяет три стадии восприятия читаемого: а) органами слуха слышат речь; б) органами мышления понимают содержание; в) с помощью воображения переживают чувства автора. Она выделяет три группы условий выразительного чтения (184): 1) техническое условие - состоит из пяти факторов: а) благозвучность, объем, сила выдержанности и подвижности; б) правильное дыхание; в) высота, продолжительность, сила звука; г) гибкость, подвижность, сила, мелодичность; д.) беспорочное произношение. 2) логическое условие - выделение слов из предложения логическими ударениями и разделениями их паузами (логическое тонирование). 3) художественное условие - придание художественной выразительности отдельным словам, предложениям или целым периодам. Кроме того, через звуко - интонационное выражение передается и отражение человеческих переживаний и чувств (5, 6, 7, 22, 29). Так, композитор в большинстве случаев создает музыкальную форму, непосредственно раскрывающую внутреннее содержание произведения, несущего его пафос, не воспроизведя каких-либо конкретных событий объективного мира (32, 41). Все средства музыкальной выразительности тесно связаны между собой (72, 85, 86). Большинство из них вообще не существуют сами по себе: так, мелодия немыслима вне ритма и лада, вне лада и фактуры не может возникнуть гармония, а ритм, хоть и более независим, чем все остальные элементы, но "однороден" и лишен первейшей сущности музыки - звука. Эти средства музыкальной выразительности используются для выражения замысла композитора. Нередко одно музыкальное произведение понимается разными людьми по - разному. Более того, у одного и того же человека музыка развивает разные чувства. Музыка имеет свой характер, то есть своё настроение, свою эмоциональную насыщенность. Характер музыки может быть весёлым, бодрым, грустным, лирическим, героическим и т. д.(95). В техническо-эстетических видах спорта, а также в балете и танцах, выразительность исполнения напрямую зависит от музыкального произведения его содержание, характера и от того, насколько понимает данное произведение исполнитель (24, 29, 42, 60, 63, 92 ). Влияние музыки тем сильнее, чем интенсивнее спортсменки погружаются в музыку, могут ее воспринимать и ею вдохновляться. Оно зависит от умения спортсменки слушать музыку, понимать и воплощать ее в движениях. Это сложный психобиологический процесс, который происходит по законам механики. Нужно исходить из того, что осознание музыки, ее анализ и интерпретация могут происходить только тогда, когда в коре головного мозга накоплен необходимый музыкальный опыт (196, 197, 242, 245, 246). Хотя воздействие музыки на движение известно уже давно и используется различным образом на практике, условия взаимосвязи едва ли были исследованы систематически в квантитативном аспекте. Причиной были недостаточные возможности разложения на параметры музыки и комплексного движения (162, 233, 239). Лишь в последние годы функция музыки по управлению движением в спортивно-научном и медицинском исследовании и моторики была подвергнута более научному исследованию посредствам возможностей компьютерного анализа музыки и движения (232, 244 ). С помощью вышеуказанного метода было выявлено, что при импровизации движения танцовщицы на 2/4 и 4/4 отражаются углом наклона верхней части туловища. Доминантная частота и уровень звука воздействуют на геометрию тела преимущественно в области бедер и плеч, а так же на перемещение центра тяжести тела при различных передвижениях. Кроме того, выявлена корреляционная зависимость отдельных движений пианиста, воспроизводящего музыку и танцовщицы, импровизационно двигавшейся под эту музыку. Корреляционная зависимость, выявленная немецкими учеными, в частности, в угловых характеристиках сгибания колена пианиста и сгибания рук, туловища и бедер танцовщицы, доказывает, что танец - форма биопсихосоциального проявления танцовщицы определяется соответствующим «почерком» музыканта, и этот «почерк» оказывает влияние на выразительную хореографию (88, 95, 102, 120, 121, 147). Музыке присуща процессуальность, это роднит ее с другими временными по своей природе искусствами - театром и кино (186, 187, 203). В своих исследованиях В.И. Уральская (1981), пишет о музыке, как об области искусства, которой доступны эмоции и ощущения, движение и изменение, идеи и представления, быт и природа, реальное и фантастическое, тончайшие нюансы колорита и грандиозные обобщения.
Методы исследования
Данная работа направлена на решение следующих задач: 1. Изучить традиционные подходы, оценивающие двигательную выразительность в различных видах искусства и в художественной гимнастике. 2. Определить двигательную выразительность спортсменок и особенности составления композиции в художественной гимнастике. 3. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования двигательной выразительности гимнасток-«художниц» при освоении специализированных упражнений. 4. Выявить типические стили составления упражнений в художественной гимнастике. В процессе работы использовались следующие методы исследования: 1) анализ научно-методической литературы; 2) метод фотофиксации и видеосъемки; 3) метод экспертных оценок; 4) 16-факторный опросник Г.Кеттела; 5) педагогический эксперимент; 6) методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы Анализ и обобщение научно-методической литературы использовался для определения понятия двигательной выразительности, ее сущности и структуры, а также методических подходов к ее развитию. Анализ литературных источников проводился по трем направлениям: 1. Сущность и критерии выразительности. 2. Двигательная выразительность в композиционных видах спорта и ее компоненты. 3. Различные направления при формировании двигательной выразительности. Всего был изучен 251 источник, из них 20 зарубежных. Испытуемым предлагалось прослушать три различные по своему характеру музыки: лирическую, веселую и героическую и продемонстрировать позы на каждую их них, наиболее полно отражающие характер музыки. Каждая поза была заснята на фотопленку, а затем фотографии были закодированы. Метод видеосъемки заключался в следующем: гимнастки, после прослушивания лирической, веселой и героической композиций сначала двигательно импровизировали под них, а затем за 30 составляли гимнастические упражнения. Все композиции записывались на видеопленку и оценивались по критериям произвольных упражнений. Метод экспертных оценок проводился по следующим направлениям: 1) по сделанным фотографиям мы определили уровень выразительности гимнасток. Экспертам предлагалось рассортировать фотографии по трем направлениям, отражающим характер музыкальных произведений. В каждой подгруппе необходимо было выделить наиболее яркие позы и проранжировать их по степени убывания, пользуясь кодами гимнасток. Экспертами в нашем исследовании были тренеры по художественной и спортивной гимнастике, профессиональные балерины и танцовщицы, инструкторы по аэробике. В работе принимало участие 20 экспертов (от 21 года до 70 лет), представители России, Англии и Германии. 2) Эксперты определили параметры композиции «импровизации» и «постановки», а также выставляли оценки за композицию в постановочных упражнениях констатирующего эксперимента. В формирующем педагогическом эксперименте эксперты оценивали выполнение заданий методики испытуемыми, а кроме этого, принимали участие в судействе соревнований. Гимнастки принимали участие в тестирование по 16-ти факторному личностному опроснику Кеттела. С его помощью были получены показатели свойств личности гимнасток. Наш педагогический эксперимент был двух видов: констатирующий и формирующий. В констатирующем эксперименте оценивались: 1. Уровень выразительности гимнасток. С помощью метода фотофиксации были получены фотографии на которых отражались позы гимнасток, выполненных под разную музыку. Характерные позы гимнасток оценивались экспертами и ранжировались. Фотографии с наименьшим рангом выявили наиболее характерные позы для определенной музыки.
Исследование выразительности гимнасток
Наиболее важной специфической особенностью художественной гимнастики являются требования, предъявляемые к созданию гимнасткой эмоционально- двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций ( М.В. Приставкина, 1982). В отличии от артисток балета, создающих на сцене художественный образ, и, пользующихся приёмами театрально-сценической выразительности, или артистов пантомимы, изображающие музыкальный образ жестами конкретно- бытового характера, гимнастка для его выражения используют абстрактные эмоционально-пластические жесты. В этом плане представляет большой интерес диссертационное исследование Э. П. Аверкович (1980), посвященное вопросам выразительности и исполнительского мастерства в художественной гимнастике. Автор показала, что существует возможность высказать на языке жестов то, что содержится в музыкальном произведении, то есть, имеет место соответствие между определённым музыкальным характером и способом двигательного отображения его специфики. Как показал эксперимент, художественные гимнастки более высокой квалификации могут более точно выразить характер музыкального произведения в своих движениях. Однако, данная работа не полностью отражает проблему формирования двигательной выразительности, а другие исследования по данной тематике немногочисленны ( 111,216, 222, 243 ). Полученные данные Ю.И. Смирновым (1997) в экспериментах с применением семантического метода свидетельствовали о том, что: - позы со сходной пространственной структурой могут иметь совершенно различный эмоциональный характер; - уровень выразительности исполнения поз в целом определяется интенсивностью проявления отдельных эмоционально-смысловых признаков движений; - качественное своеобразие движений с точки зрения выразительности, различия движений в эмоциональных нюансах определяется комплексом наиболее ярко выраженных эмоционально-смысловых признаков. Нас же, в своём исследовании, заинтересовали факторы, влияющие на проявление выразительности в художественной гимнастики, а также на условия, способствующие формированию составления художественных композиций в гимнастике. Для определения исходного уровня выразительности гимнасток, мы предлагали следующую методику. Участницы педагогического эксперимента прослушивали три музыкальных произведения различного характера - весёлого, лирического и героического. Требовалось отразить характер услышанных музыкальных композиций наиболее характерной позой, по мнению самой участницы. Эти позы фотофиксировались, фотографии кодировались и раздавались экспертам для определения какой музыке соответствовала поза гимнастки, изображённая на фотографии. В ходе исследования результатов, полученных с помощью метода экспертных оценок, была выявлена выразительность гимнасток. На рисунках 1,2,3 представлены позы гимнасток, сумевших, по мнению, экспертов, наиболее ярко отразить характер музыки и позы гимнасток, не выражающих данный стиль сопровождения. Проранжировав каждую из поз в отдельности, а затем по всем трем (Приложение 7), нами была выявлена следующая расстановка рангов выразительности гимнасток. Рис. 1 Позы представленные гимнастками под лирическую музыку 1-3 Позы гимнасток наиболее ярко выразивших лирический характер музыки 4-5 Позы гимнасток не сумевших выразить лирический характер музыки По выразительности на первое место вышла гимнастка А, затем Д, J и т.д. Гимнастку L, занимающую последнее место, эксперты очень редко могли отнести к какой-либо категории, или правильно определить позу. Это говорит о том, что спортсменка не смогла правильно отразить характер музыки. Анализ ранжирования показал, что эксперты в большинстве случаев правильно могли определить лишь позы гимнасток, отражающие лирическую и веселую музыку. Позы, выражающие героический характер, много раз относились к лирическому и веселому музыкальным сопровождениям. Отсюда следует, что гимнастки наиболее ярко выражают лирическую и веселую музыку, а героическую хуже. Это можно объяснить тем, что в своих произвольных упражнениях гимнастки чаще используют лирическую или веселую музыку, нежели героического характера. Чтобы детально оценить уровень выразительности гимнасток, необходимо рассматривать каждую из поз в отдельности. На основе этого нами была построена следующая гистограмма (Рис.5). На рисунке 5 изображены ранги выразительности спортсменок по всем трем музыкальным направлениям. Из него следует, что гимнастка, ярко выражающая один характер музыки, не обязательно также хорошо отражает другой. Например, гимнастка В имеет 1-й ранг по лирической позе, по веселой - имеет 6-й, а по героической - 7-й; гимнастка Y, имеющая практически последнее место по лирической позе отнесена экспертами на 3-е место по героической. Анализируя результаты артистичности гимнасток по лирическим позам, было выявлено следующее: 1) гимнасток В, Д, Z, Е, К, X - отражающих лирический характер музыки определили все 100% экспертов;
Методические подходы к формированию навыков двигательной выразительности
Анализируя соревновательные упражнения художественной гимнастики, специалисты и судьи всё чаще приходят к выводу, что сегодня в связи возросшей технической трудностью композиции редкие гимнастки обладают целостностью и слитностью движений и способны продемонстрировать свойственную художественной гимнастике выразительность и эмоциональность. В гимнастике, как и в любом технико -эстетическом виде спорта, должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением. При разработке методики по формированию двигательной выразительности гимнасток-«художниц», мы опирались на выявленную структуру двигательной выразительности, которая состоит из трёх компонентов: технического, художественного и логического. Наша методика состоит из заданий, которые направлены на формирование каждого из компонентов. Технический компонент двигательной выразительности зависит от грамотного, с точки зрения биомеханики, выполненного двигательного действия. Поэтому, при оценке заданий методики экспертами учитывались технические ошибки при их выполнении гимнастками, в частности оценивалась техника выполнения базовых элементов в различных стилях, их сочетания в комбинациях, а также уровень владения предметами. Следующий компонент двигательной выразительности -художественность исполнения. Данный компонент зависит от высокого уровня проявления пластичной и эмоциональной выразительности гимнастки. На наш взгляд, художественность движения выражается в выполнении одного и того же двигательного действия различными способами: с различной скоростью и инерцией, степенью напряжения и расслабления. Для исполнения действия с различными выразительными нюансами, необходимо владеть высоким чувством баланса, координации, уметь правильно строить движения и логически соединять их между собой (207). Одним из главных факторов художественности исполнения двигательного действия является его эмоциональная насыщенность (91). Задания по формированию художественного компонента оценивать текущем контролем, на наш взгляд, не целесообразно из-за их большого объёма и разнообразия. Эффект от их внедрения мы рассчитывали по повышению оценок за композицию в соревновательной деятельности на протяжении педагогического эксперимента, так как одним из критериев оценивания композиций является проявление эмоционально- двигательной выразительности и создание художественного образа. Разработанные задания по формированию художественного компонента двигательной выразительности мы использовали как средство разминки гимнасток в ходе педагогического эксперимента. (Приложение 2). Третьим компонентом двигательной выразительности является логический компонент. Из анализа литературы мы определили, что на него влияют композиционные требования в видах спорта (87). Поэтому задания нашей методики составлены на основании результатов констатирующего педагогического эксперимента, где гимнастки составляли произвольные композиции без предмета и были выявлены их типичные ошибки: - Спортсменки редко использовали характерные предложенной музыки движения; - Они включали в свои композиции однотипные перемещения; - Применяли одинаковые расположения начала и концовки упражнений; - В их композициях наблюдались движения, повторяющиеся по несколько раз. Мы опирались на задания, которые, во-первых, способствовали накоплению двигательной выразительности спортсменок, в частности, исправлению выше перечисленных недостатков, и, во-вторых, их обучению составлять упражнения под все исследуемые нами характеры музыкальных произведений в соответствии с правилами композиций в художественной гимнастике. Из всех творческих умений, необходимых для составления произвольных комбинаций, по мнению Л.А.Карпенко (95), наиболее тесно с процессом составления связано умение подбирать музыке соответствующие движения, так как произвольные комбинации в принципе могут быть составлены только из общеизвестных движений. Методика состоит из трех этапов. Каждый, из которых делится на блоки заданий. На первом этапе все задания выполняются в упражнении без предмета. В завершении этапа каждая из гимнасток составляет три упражнения без предмета на предложенные нами произведения лирического, героического и веселого музыкальных характеров. На втором этапе происходит усложнение заданий, за счет выполнения упражнений с предметами. Данный этап состоял из двух частей. В первой части гимнасткам предлагалось без предварительного обучения составить пять композиций упражнений с предметами. Но при распределении музыки различного характера для постановки комбинаций, мы столкнулись со следующей проблемой. Ранее нами были использованы три вида характера музыкального сопровождения: героический, лирический и веселый. А вследствие того, что в художественной гимнастике исполняются по правилам соревнований пять упражнений с различными предметами - со скакалкой, с обручем, с мячом, с булавами и с лентой - мы встали перед выбором тем музыкальных сопровождений. Поэтому, чтобы определить, какой музыкальный характер использовать в большей степени, чем остальные, мы опирались на результаты предварительного исследования, в которых определили, что труднее гимнасткам, как выразить, так и составить комбинации под героическую музыку. На основании этого, мы и предложили гимнасткам- «художницам» три музыки героического характера, одну лирического и одну веселого. При этом выбор музыки и предмета у каждой спортсменки был произвольный. То есть, одна гимнастка выполняла упражнение с обручем под лирическую музыку, другая под героическую и т.д..