Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. История становления и перспективные пути дальнейшего развития массовых направлений в гимнастике при занятиях с женским контингентом 9
1.1. Укрепление позиций «спорта для всех» как одна из ключевых тенденций в современном спортивном движении 9
1.2. История гимнастики и перспективы ее дальнейшего развития 13
1.3. Хореографический импрессионизм как исторически сложившийся художественный метод в эстетических видах гимнастики 22
1.4. Эстетика спортивно-технического мастерства 29
1.5. Резюме 45
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 47
2.1. Задачи исследования 47
2.2. Методы исследования 47
2.3. Организация исследования 60
ГЛАВА 3. Отправные положения к проектированию содержания занятий на этапе начальной специализации в эстетической гимнастике 61
3.1. Установление оптимальных сроков начала специализации юных спортсменок в эстетической гимнастике 61
3.2. Компоненты и структура специальной подготовки в эстетической гимнастике 79
3.3. Классификация элементов эстетической гимнастики, их доступность и соревновательная значимость 96
ГЛАВА 4. Методика занятий эстетической гимнастикой с девочками 6-9 лет 111
4.1. Содержание авторской методики занятий 111
4.2. Определение критериев для оценки эффективности методики занятий эстетической гимнастикой с девочками младшего школьного возраста и результаты ее экспериментальной апробации 133
Заключение 141
Выводы 145
Практические рекомендации 148
Список литературы 151
Приложение 173
- Укрепление позиций «спорта для всех» как одна из ключевых тенденций в современном спортивном движении
- Установление оптимальных сроков начала специализации юных спортсменок в эстетической гимнастике
- Классификация элементов эстетической гимнастики, их доступность и соревновательная значимость
- Определение критериев для оценки эффективности методики занятий эстетической гимнастикой с девочками младшего школьного возраста и результаты ее экспериментальной апробации
Введение к работе
Актуальность исследования.
Получившая олимпийское представительство художественная гимнастика в настоящее время развивается в соответствии с присущими спорту высших достижений обшими закономерностями и стремительно прогрессирует. Основными тенденциями ее развития стали резкая интенсификация соревновательной деятельности и напряженности тренировочного процесса, повышение сложности соревновательных программ с насыщением композиций элементами трюкового характера, стремление к предельной реализации индивидуальных возможностей гимнасток, ранняя специализация с ориентацией на достижение особо одаренными спортсменками высоких результатов в юном возрасте. Все более строгие требования предъявляются и к морфо-функциональным показателям гимнасток. В этой связи становится абсолютно понятным: современная художественная гимнастика перестает быть доступной для всех желающих ею заниматься, что приводит к постепенной утрате возможности культивирования этого вида спорта как массового. Кроме того, в связи с существенно возросшей технической сложностью все чаще отмечается низкая эстетическая ценность соревновательных композиций.
Все это подтверждает мнение специалистов о потере художественной гимнастикой «своей души». В настоящее время лишь редкие спортсменки, обладающие природной грацией и гармоничностью в движениях, способны демонстрировать изначально присущую этому виду спорта выразительность и эмоциональность (Т.С.Лисицкая, MJO.Ростовцева, 1984; М.Н.Плеханова, Ю.И.Смирнов, 1997; Ж.СГорбачева, 2000; НАКаравацкая, 2002).
Таким образом, контингент занимающихся художественной гимнастикой девушек быстро сужается, задуманная как средство гармоничного физического развития женщин, она теряет свою массовость, становясь элитарным видом спорта, в котором главенствуют тенденция к максимально высокому спортивному результату, приносящему известность и финансовый достаток (B.J.Crum, 1999).
5 В этой связи все большую актуальность приобретает разработка новых систем занятий массовыми видами гимнастики, использование которых позволило бы привлекать широкие слои женского населения к регулярной и адекватной их возможностям двигательной активности. Это полностью, а может быть, и в наибольшей степени относится к большинству представительниц подрастающего поколения, поскольку дефицит такой активности при двухразовых в неделю школьных уроках физкультуры, как и чрезмерные нагрузки при занятиях художественной гимнастикой в спортивных школах, в равной мере не способствуют гармонизации их морфофункциональных показателей и физических кондиций.
Очевидно, что хорошую перспективу имеет в этом отношении эстетическая гимнастика, которая в последние годы завоевывает все большую популярность. Эстетическая гимнастика - это синтетический вид спорта (художественная гимнастика, танец, акробатика), который характеризуется умением передавать общий характер музыки в движении и придавать движениям целостность, слитность, свободу, изящество и различную эмоциональную окраску (Л.ГТ.Морозова, П.ЇШочевнова, 2006). Однако проблема заключается в том, что, во-первых, процесс разработки необходимого программно-методического обеспечения значительно отстает от динамичного развития этого нового вида спорта, а во-вторых, - среди ведущих специалистов пока нет единства в подходах к его проектированию по причине несформирован-ности необходимых отправных положений. В частности, не до конца ясны отличительные особенности соревновательной деятельности б этих видах гимнастики. Не решен вопрос о целесообразности заимствования или, напротив, элиминирования отдельных средств и методов тренировки. Признавая взаимосвязь этих двух видов гимнастики, специалисты не определились и в том, когда должно происходить деление общего контингента начинающих спортсменок на специализирующихся в художественной или эстетической гимнастике (Л.П.Морозова, П<ЕШочевнова, С.В.Вишнякова, Н.А.Фомина и др.).
Объект исследования - содержание соревновательной и учебно-тренировочной деятельности спортсменок, занимающихся художественной и эстетической гимнастикой.
Предмет исследовании - средства^ методы и формы занятий с девочками младшего школьного возраста, адекватные цели и задачам эстетической гимнастики.
Цель исследовании - разработать и научно обосновать методику проведения занятий эстетической гимнастикой с юными спортсменками на этапе начальной специализации.
Гипотеза: Авторская методика проведения занятий эстетической гимнастикой с девочками младшего школьного возраста на этапе начальной специализации будет педагогически целесообразной и продуктивной, если: з качестве ведущих средств, применяемых на тренировках, использовать упражнения пластической и музыкально-двигательной подготовки, а в качестве основных методов - метод музыкально-танцевального упражнения (экзерсис) и соревновательно-игровой метод; в качестве преобладающей формы учебно-тренировочного занятия эстетической гимнастикой признается групповой способ организации гимнасток.
Методологическая основа исследования - системный (Л, фон Берта-ланфи, Т.Парсонс, А,И.Берг, ИЛШовик, Н.М.Амосов, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин, П.К.Анохин, В.М.Новосельцев) и деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.С,Выготский, Д.Б,Эльконин) в научном исследовании; ключевые положения современной теории управления подготовкой юных спортсменов (В.П.Филин, М.Я.Набатникова, В,Г.Никитушкин, В.А.Бауэр), идея художественно-эмоционального воспитания гимнасток (3.Д.Вербова, Р.А.Варшавская).
Достоверность полученных результатов обеспечена надежностью методологической базы исследования, адекватностью использованных методов сформулированным задачам, репрезентативностью эмпирической базы ис-
7 следования, корректностью статистической и математической обработки экспериментальных данных.
Научная новизна результатов работы состоит в разработке и экспериментальном обосновании авторской методики проведения учебно-тренировочных занятий эстетической гимнастикой с девочками младшего школьного возраста на этапе начальной специализации. В основу авторской методики заложены впервые обнаруженные научные данные о перспективных путях развития массовых видок гимнастики, составе соревновательных композиций ведущих команд, вариантах содержания и структуры занятий эстетической гимнастикой, проводимых известными специалистами. Впервые разработана критериальная база рационализации оценки эффективности занятий эстетической гимнастикой на этапе начальной специализации, определены оптимальные сроки начала специализации в эстетической гимнастике.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в уточнении понятия «эстетическая гимнастика», разработке теоретических идей и положений, которые объясняют специфику проявления закономерностей тренировочного процесса в эстетической гимнастике как новом и перспективном массовом виде спорта.
Практическая значимость результатов исследования выражается в более высоком оздоровительном, педагогическом и спортивном эффекте, получаемом при практическом применении в учебно-тренировочном процессе с юными гимнастками разработанной автором диссертации методики проведения занятий эстетической гимнастикой на этапе начальной специализации.
Полученные результаты исследования могут быть использованы при непосредственной организации занятий эстетической гимнастикой с девочками на базе общеобразовательных учреждений и в соответствующих отделениях спортивных школ, подготовке программно-нормативной документации, а также при обучении студентов физкультурных и педагогических вузов, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке тренеров по гимнастике.
8 Основные положения, выносимые на защиту:
Авторская методика проведения занятий эстетической гимнастикой с девочками 6-9 лет, включающая в свое содержание средства пластической и музыкально-двигательной подготовок, метод экзерсиса и соревновательно-игровой, а также групповой способ организации занимающихся эстетической гимнастикой спортсменок, является на этапе начальной спортивной специализации наиболее рациональной и продуктивной,
Основными критериями для оценки эффективности методики занятий эстетической гимнастикой на этапе начальной специализации являются уровень развития пластичности, музыкально-двигательной и физической подготовленности.
3. Разработанная в диссертации методика проведения учебно-
тренировочных занятий, предусматривающая начальную специализацию в
эстетической гимнастике в возрасте 6-9 лет, дает больший педагогический,
оздоровительный и соревновательный эффект по сравнению с применяемым
на практике вариантом, ориентированным на преимущественное использова
ние в этом возрасте специфических средств художественной гимнастики.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы были представлены на научных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2004, 2005), на итоговых научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых ВГАФК, па заседаниях кафедры теории и методики гимнастики Волгоградской государственной академии физической культуры (2005-2007),
Структура и объём текста диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложенных актов внедрения результатов исследования в практику. Основной текст работы изложен на 173 страницах компьютерной верстки, содержит 24 таблицы и 9 рисунков- Список литературы включает 236 источников, из которых 19 - на иностранных языках.
Укрепление позиций «спорта для всех» как одна из ключевых тенденций в современном спортивном движении
В официально утвержденной Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы в качестве ключевых положений позиционируются; поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной работы; обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы; улучшение качественных характеристик процесса физического воспитания и образования, особенно детей и молодежи. Вместе с тем, не смотря на увеличение финансовой поддержки физической культуры и спорта в нашей стране, ощутимые успехи имеются пока лишь на традиционном направлении в спорте высших достижений. В то же время подавляющая часть населения остается в стороне от практики спорта и его ценностей.
По данным статистики, массовой физической культурой, исторически считающейся цементирующим звеном в оздоровлении нации и воспитании молодежи, в настоящее время в России занимаются 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40% и более.
Россия - одна из немногих стран в мире, где существует такой значительный разрыв между успехами элитных спортсменов и отставанием в сфере «спорта для всех».
Мнение ряда ведущих специалистов сводится к тому, что массовый спорт «подавлен» спортом высших достижений, и что современное состояние спорта характеризуется раздвоением на две противоположные тенденции: «спорти фи кация» и «деспортификация» (Р.А.Пилоян, А.Д.Суханов, 1999; Е.Поспех, Ю.Войнар, В.Костюченко, 2002; С.Н.Литвиненко, 2004). «Большой» спорт (или, как его еще называют, спорт высших достижений) обслуживает человека, стремящегося к наивысшим результатам, победам на крупнейших соревнованиях. Совокупность его ведущих признаков можно свести к преданности занимающихся избранному виду двигательного искусства, которая, в свою очередь, порождает три стремления - к овладению технико-тактическими приемами мастерства; к повышению уровня тренированности и к восхождению на ступень «абсолютной» спортивной формы; к достижению победы и максимального (рекордного) результата. Поэтому без достижений, без ярко выраженной и декларируемой цели, заключающейся в рекорде, в победе, представить себе современный «большой» спорт нельзя, В настоящее время он превратился еще и в средство зарабатывания капитала, став практически полностью профессиональным.
Современный «большой» спорт направлен, в первую очередь, на решение не педагогических, а международно-политических и престижных задач. В этом и состоит его сила, мощь, огромное внутригосударственное и интернациональное значение. Каждая Олимпиада, каждое первенство Европы или мира, каждый матч между сборными командами стран - это, выражаясь латинским языком, Ludus pro patria, то есть состязание за Отечество.
Популярность спортсменов, достигших выдающихся спортивных результатов, очень высока, и престижность спортивной деятельности все возрастает, но при этом специалисты отмечают и негативные стороны профессионального спорта. Они открыто говорят и пишут о том риске для здоровья, который возникает при непродуманном, необоснованном применении предельных физических и психических нагрузок, которыми в настоящее время изобилует тренировочный процесс спортсменов высокого класса. Интенсивная и повторяющаяся изо дня в день тренировочно-состязательная работа требует от спортсменов максимальных напряжений. Хотя все равно при всех стараниях, при максимальных тратах сил и средств на небе атлетического спорта будут сиять лишь одинокие «звезды» (И.МДолжиков, 1997; ПН.Сатиров, 1997; ЕЛоспех, Ю.Войнар, В.Костюченко, 2002).
Процесс «деснортификации» базируется на стремлении сделать спорт доступным для всех. Важнейший педагогический принцип «спорта для всех» - учет мотивов и возможностей конкретной группы, предложение адекватных средств достижения разнообразных целей занимающихся: здоровье, внешний вид, физические возможности, общение, досуг (в отличие от топ-спорта, где доминирует главный мотив - достижение высокого спортивного результата). Массовый спорт используется для укрепления здоровья, повышения общего уровня физической подготовленности, увеличения двигательной активности человека, стремящегося вести здоровый образ жизни, получать удовольствие от здорового времяпрепровождения, иметь хороший внешний вид и возможности для самовыражения. Для основной части населения любой страны необходимы такие формы физической культуры, которые не требуют проявления максимальных физических усилий (И.М.Дол-жиков, 1997; В.В.Ким, М.МЛатыпов, Н,АЛинькова, Г.С.Хам, 2001).
На IX Всемирном конгрессе «Спорт для всех», проходившем в Нидерландах, рассматривался вопрос о вовлечении в оздоровительную физическую культуру различных слоев населения, Все страны, входящие в Совет Европы, обязались придерживаться единой социальной политики, которая сводится к укреплению здоровья, продлению активного творческого долголетия своего народа, вовлечению его в активные занятия физкультурой и спортом.
Свои предложения на повестку дня поставила и Россия. В частности, Администрацией города Ростов-на-Дону был представлен доклад по результатам семилетнего выполнения муниципальной программы «Здоровье нации» (Леденева ВВ. и др., 2004), утвержденной и принятой к реализации Городским советом Ростова-на-Дону в 1994 году. Основная цель программы - оздоровление жителей города средствами физической культуры и спорта. Эта программа представляла собой инновационную разработку, не имеющую аналогов в России. Впервые деятельность Городского спорткомитета была переориентирована на массовую работ} с населением. Необходимость подобной перестройки диктовалась катастрофическими тенденциями ухуд 12 шения основных показателей общественного здоровья, в связи с чем муниципальные власти обратили внимание на данные тенденции и наметили комплекс мероприятий но развитию массового физкультурно-оздоровительного движения. Горспорткомитет сформировал систему городских общественных физкультурно-спортивных организаций (всего около 130), развивающих различные спортивно-оздоровительные направления, а также совместно с Ростовским госпедуниверситетом, региональными федерациями, ассоциациями и клубами по видам спорта возобновил проведение традиционных городских спортивно-массовых мероприятий. Была разработана и успешно реализована схема проведения массовых соревнований в форме спортивно-рекламных шоу, в финансировании которых охотно принимали участие крупнейшие ростовские фирмы - представители спортивной индустрии.
Такие понятия, как депопуляция и катастрофическое снижение показателей общественного здоровья, известны сейчас практически всем. Более того, выявилась тесная связь физического и социального здоровья общества. Физически ослабленные индивиды не в состоянии обеспечить свое существование собственным трудом, следовательно, тем самым усугубляются социальные болезни: попрошайничество, бродяжничество, воровство, хулиганство, алкоголизм, наркомания.
Спорт для всех приобретает массовый характер в том случае, когда люди заинтересованы в личных спортивно-оздоровительных занятиях, осознают собственную ответственность за здоровье и физическое состояние, самостоятельно выбирают виды и формы занятий в соответствии со своими желаниями и возможностями (В.В.Леденева, А.И.Орехов, М.А.Самофалова, С.Н.Литвиненко, 2004).
Установление оптимальных сроков начала специализации юных спортсменок в эстетической гимнастике
Осенью 1946 года художественная гимнастика была официально признана в нашей стране самостоятельным видом гимнастики, занятия которым отвечают основным требованиям физической культуры женщин. И действительно, как свидетельствует история, художественная гимнастика длительное время была одним из самых доступных и эффективных в плане укрепления здоровья видов двигательной активности. Включение в основу ее арсенала координационно-несложных физических упражнений, сочетаемых с музыкальным сопровождением, способствовало быстрому развитию и росту популярности данного вида спорта, в том числе и за рубежом. В этой связи можно констатировать, что из всех олимпийских видов спорта только художественная гимнастика подарена миру Россией,
Однако последовавшие в дальнейшем резкое повышение сложности соревновательных программ, модернизация состава элементов, рост требований ко всем сторонам подготовленности занимающихся, многократное увеличение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, ранняя специализация с ориентацией на достижение особо одаренными гимнастками высоких результатов в совсем юном возрасте изменили смысловое содержание художественной гимнастики. С каждым годом она становилась и продолжает становиться все более «спортивной» и «акробатической».
Обострение конкуренции на международной арене предъявляет повышающиеся требования ко всей системе спортивной подготовки, и эту тенденцию вынуждены учитывать тренеры при отборе девочек для занятий данным видом спорта. Теория и методика художественной гимнастики предполагает следующую схему многоэтапного спортивного отбора (рис. 1):
Первое звено в системе многоэтапного отбора - начальный отбор. Все, как правило, начинается с традиционного приглашения па просмотр в гимнастическую секцию.
Большинство родителей разделяют справедливую точку зрения, что для девочек художественная гимнастика является видом спорта, который содействует гармоничному развитию организма с раннего возраста, поэтому привлечь исходный контингент в целом не представляет особого труда.
Этап предварительной подготовки в художественной гимнастике начинается с 4-5 лет и продолжается 2-3 года, плавно переходя в этап начальной специализации (совпадающий с обучением в группах начальной подготовки соответствующих гимнастических отделений ДЮСШ). К решаемым в первые годы занятий задачам относятся: укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма, формирование правильной осанки и гимнастического стиля (школы) выполнения упражнений, начальное развитие физических способностей, выявление контингента моторно-одаренных детей. Занятия обычно проводятся 2-3 раза в неделю по 1-2 часа и должны различаться (быть разнообразными) по своему содержанию.
Происходит освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов без предмета и с предметами, а также развитие специфических качеств: тан це вольности, музыкальности, выразительности и творческой активности. Очень важно привить интерес к занятиям гимнастикой и воспитать дисциплинированность. Предусматривается участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.
Основными средствами предварительной и начальной специализированной подготовки являются упражнения в ходьбе и беге, партерная и простейшая разминка с элементами «школы», общая и специальная физическая, а также хореографическая подготовка. Используются «обучающие» уроки с предметами и развивающие мелкую моторику простейшие комбинации без предметов, показательные танцевально-спортивные комбинации, подвижные и музыкальные игры, а также соревнования по физической и технической подготовке, открытые уроки для родителей. Считается, что все выше перечисленное доступно многим занимающимся, и поэтому первые этапы многолетней подготовки должны носить массовый характер (Л.А.Карпенко, 2003).
Действительно, на практике количество детей в гимнастических секциях в первые годы занятий почти не снижается, В беседах с тренерами, работающими на наборе, выяснилось, что приступать к тренировкам могут все желающие, исключая детей, имеющих медицинские противопоказания. С другой стороны, организующие и инструктивные документы, в том числе правила соревнований, стимулируют и поощряют лишь высокое спортивное мастерство. Поэтому большинство детских спортивных школ, зачисляя по действующему Положению в состав учащихся групп начальной подготовки детей 6-7-летнего возраста, сразу культивируют гимнастику с ориентацией на последующие высшие достижения. И даже если поначалу некоторое время все девочки могут заниматься по одной программе и справляться с ней, то дальше неумолимо начинается все более выраженный отсев «бесперспективных» детей, причем этот процесс происходит как естественным, так и искусственным путем на этапах начальной специализации и углубленной тренировки,
В связи с этим мы посчитали необходимым провести анализ и разобраться в масштабах отсева, уточнить реальное соотношение числа занимающихся в отделениях художественной гимнастики на различных этапах многолетней подготовки.
В табл. 4 представлены действующие нормативы наполняемости учебных групп по художественной гимнастике для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства.
Классификация элементов эстетической гимнастики, их доступность и соревновательная значимость
К специфичным элементам эстетической гимнастики относятся натуральные, естественные движения всего тела, которые основаны на гармонии. Гармоничные действия следуют плавно и естественно от одного движения к следующему, так будто они созданы предыдущим движением. Техника их исполнения должна демонстрировать амплитуду, разнообразие в динамике и скорости.
Значительная роль в окраске движений принадлежит работе рук и поворотам головы, которые координируются с другими элементами.
Движения рук в эстетической гимнастике многообразны, они наиболее ярко передают эмоциональное содержание, стилевые оттенки, завершают пластическую форму. Умение гимнасток использовать пластические возможности рук и кистей обогащают выразительные средства в создании художественного образа, помогают в поиске новых форм двигательных действий.
Еще древние греки и римляне высоко ценили выразительную жестикуляцию не только в выступлениях великих актеров-мимов, по и Б ораторском искусстве. В древних славянских ритуальных танцах дев-птиц руки взлетают как лебединые крылья, приносящие земле плодородие.
При обучении занимающихся классическому танцу важным разделом является «постановка рук». Выразительные пластичные руки свидетельствуют о хорошей «школе» гимнасток, об уровне их двигательной культуры (Л.К.Каспарова, 1965; З.Д.Вербова, 1967; Л.Д.Назареико, 2000).
«Школа рук» в эстетической гимнастике - важный раздел подготовки, которому необходимо уделять достаточно внимания, отрабатывая точные положения рук в композиции, выравнивая рисунок, «очищая» упражнения от ненужных движений. Большую роль играет специальный экзерсис для рук, который может проводиться в подготовительной части занятия на материале хореографии или стилизованных общеразвивающих упражнений в сочетании со средствами музыкально-ритмического воспитания. Анализ научно-методической литературы и практического опыта позволил определить основные источники, которые «питают» упражнения для рук (рис. 7).
Основная гимнастика - это движения рук по большим и малым дугам; положения кисти: ладонью вверх, вниз, внутрь при поднимании рук от плеча, локтя, вперед, вверх; исходные положения рук: скрестное, за голову, перед грудью, за спину и т.д.; направления движений руками: кверху, книзу, внутрь, наружу, в различных плоскостях. Движения могут быть симметричные и асимметричные, одновременные, поочередные, последовательные, параллельные, выполняться в основных и промежуточных плоскостях, прямыми и согнутыми руками.
Из школы классического танца заимствованы положения и позиции рук, переходы из позиции в позицию. Правила работы рук, корпуса и головы представлены в наиболее трудном разделе танца port de bras, который вырабатывает не только правильную красивую линию рук, но и координирует движения рук с другими частями тела, головой, корпусом, ногами. Постановка рук в позиции и позы решает координационные и художественные задачи. Кроме того, руки активно участвуют в движении, являясь важной составной частью, например: округлые положения придают позам подобранный и аккуратный вид, а «укороченный» рычаг помогает выполнять вращения. Однако не следует увлекаться округлыми руками в произвольных программах, так как культ кривой, закругленной линии восходит к искусству эпохи барокко и передает стилистические вкусы XVII века. Занимающимся не требуется постоянно держать руки в форме буквы «О», потому что представление о красоте в эстетической гимнастике связано больше с красотой вытянутой, прямой линии. Некоторые элементы могут быть использованы в композициях с элементами историко-бытового танца.
102
Третий источник - фольклор. В эстетическую гимнастику входят движения, заимствованные у народных танцев, использующиеся для стилизации упражнений, которые могут быть поставлены в русском, испанском, венгерском, украинском и других характерах. Движения народно-сценического танца могут выполняться в виде экзерсиса для рук или этюдов на середине зала. Включение в тренировку небольших фрагментов народного материала позволяет раскрыть индивидуальные возможности и выразительность занимающихся.
Четвертый источник - свободная пластика, которая имеет в своем арсенале большое количество средств выразительности. Разнообразные оттенки стилю придают такие движения, как волны, взмахи, расслабления, восьмерки, отталкивания, подъемы, вытягивания, пружинные движения и др.
Пластику рук можно и нужно развивать путем специально выработанной системы простых и естественных по форме движений. Начинать обучение необходимо с простых упражнений, обращая внимание на точное их выполнение только одним звеном (кистью, плечом, предплечьем, пальцами) из облегченных исходных положений, затем постепенно вводить более трудные исходные положения и соединять уже отработанные формы движений.
Сначала упражнения следует выполнять равномерно, потом ритмически усложнять, вводя музыкальные разновидности (быстрее, медленнее и т.д.) и движения корпуса. Упражнения должны выполняться в обе стороны, симметрично. Затем необходимо изучать более сложные координационные формы и асимметричные движения, автоматизирующие действия левой и правой сторон тела. Комплексы для рук могут быть заранее разработаны хореографом и проводиться по показу. Широко используется импровизация на заданный фрагмент.
Определение критериев для оценки эффективности методики занятий эстетической гимнастикой с девочками младшего школьного возраста и результаты ее экспериментальной апробации
При формировании критериальной базы мы сочли необходимым в данном случае опереться на следующие отправные положения и вытекающие из них следствия. 1. Эстетическая гимнастика относится к массовым видам спорта «для всех». Основной смысл занятий такими видами спорта - удовлетворение потребностей занимающихся. По этой причине в совокупность критериев, с помощью которых можно было бы адекватно оцепить эффективность используемой методики занятий эстетической гимнастикой с девочками младшего школьного возраста, необходимо, прежде всего, включить блок дифференцированных оценок со стороны самих гимнасток. 2. Поскольку речь идет о совсем юных спортсменках, многие важные решения за которых, естественно, принимают их родители, то целесообразно обязательно учесть интересы и мнения последних. 3. Помимо субъективных оценок самих занимающихся и их родителей, существуют и более объективные оценки, которые могут дать только специалисты, прежде всего - тренеры. Этот блок оценок должен включать индикаторные показатели, наиболее рельефно и емко отражающие динамику физических кондиций и специфических качеств {сторон мастерства) юных гимнасток в процессе занятий.
Учитывая психолого-возрастные особенности рассматриваемого контингента, оценить степень удовлетворенности юных гимнасток проводимыми занятиями, на наш взгляд, вполне можно путем анализа их ответов на серию элементарных вопросов: «нравится - не нравится»; «легко - трудно»; «интересно - не интересно».
Результаты проведенного нами анкетного опроса родителей (п=40) об основных мотивах, по которым они приводят своих детей в секцию художественной гимнастики, представлены в табл. 22.
Из материала табл. 22 видно, что основными мотивами, по которым родители приводят детей в секцию художественной гимнастики, являются: укрепление здоровья и развитие физических качеств (I место - усредненная оценка значимости - 1,6 пункта), улучшение внешнего вида ребенка (II место - 2,5), развитие коммуникабельности (III место - 3,4), формирование личностных качеств (IV место - 3,7), приглашение со стороны тренера (V место -4,9), Определяя девочку в секцию художественной гимнастики, родители лишь в последнюю очередь думают о том, чтобы их ребенок стал знаменитым, добился высоких спортивных результатов, успеха и материальных благ (VI место -5,0).
Индикаторные показатели, наиболее рельефно и емко отражающие динамику спортивно-технического мастерства, физических кондиций и специфических качеств юных гимнасток в процессе занятий могут быть подобраны на основе изучения материалов ранее проведенных исследований - как других специалистов, так и наших собственных (см, раздел 2.2).
Нам представляется, что интегральный показатель эффективности используемой методики занятий эстетической гимнастикой с девочками младшего школьного возраста должен рассчитываться путем суммирования усредненных оценок, полученных отдельно по каждому из трех блоков. Это позволит уравнять значимость оценочных блоков при неодинаковом количестве релевантных показателей внутри каждого из них, не прибегая к использованию каких-либо поправочных (весовых) коэффициентов.
Итоги работы по проектированию критериальной базы, необходимой для проведения запланированного эксперимента, представлены в табл. 23,
В блоке критериев, профессионально значимых для тренеров, выражение положительной признается такая динамика, которая сопровождается сменой оценки показателей: физической подготовленности (гибкость, сила, координация) - на 2 балла и более по десятибалльной шкале; музыкально-двигательной подготовленности и пластичности - на I балл и более по пятибалльной шкале. Умеренно положительные изменения - такие, когда тестовые показатели изменяются соответственно на I балл и 0,5 балла. Порядок начисления баллов подробно изложен в разделе 2.2, Отличия в исходных усредненных показателях физического развития, физической подготовленности, специфических качеств и тренировочного стажа юных гимнасток, образовавших соответственно экспериментальную и контрольную группы, было статистически недостоверными (р 0,05) в 18 случаях из 22, В 3 случаях среднегрупповые показатели испытуемых контрольной группы были достоверно выше аналогичных показателей в экспериментальной группе (р 0,05) - по двум показателям гибкости и одному показателю мышечной силы. Напротив, в одном показателе (тест 4 но разделу музыкально-двигательной подготовленности) имелось преимущество испытуемых экспериментальной группы над испытуемыми контрольной группы (р 0,05). Попарное сравнение выборочных средних на достоверность различий осуществлялось с использованием непараметрического (рангового) двустороннего W-критерия Вилкоксона для несвязанных выборок.
В целом анализ исходных контрольных показателей позволил сделать заключение о достаточной эквивалентности обеих групп, и выполнении тем самым основного условия для корректной постановки последующего эксперимента.
По итогам проведенного девятимесячного педагогического эксперимента (его организация также описана в разделе 2.2) получены следующие результаты (табл. 24, рис, 9).
Сравнение выборочных средних на достоверность различий теперь уже осуществлялось с использованием одностороннего W-критерия Вилкоксона для несвязанных выборок.
Выяснилось, что испытуемые экспериментальной группы в значительно большей мере оказались удовлетворенными освоенной ими программой занятий по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Средний уровень оценок по субъективно значимым для юных гимнасток критериям составил соответственно 4,11 и 3,59. При этом достигнута высокая статистическая достоверность межгрупповых различий по всем частным показателям в пользу авторской программы занятий (р 0,01; р 0,001).