Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Состояние вопроса в литературе 7
1.1. Методологические и теоретические основы творчества 7
1.2. Сущность, структура и содержание компетентности личности 17
1.3. Состояние и задачи подготовки студентов института физической культуры к творческой деятельности 26
1.4. Возможности гимнастики в развитии творческой компетентности 34
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования 43
2.2. Методы исследования 43
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников, программных материалов 43
2.2.2. Методы опроса (анкетирование, беседы) 44
2.2.3. Метод экспертных оценок 45
2.2.4. Педагогические наблюдения 46
2.2.5. Педагогический эксперимент 46
2.2.6. Методы математической статистики 47
2.3. Организация исследования 47
ГЛАВА 3. Исследование состояния творческой компетентности студентов института физической культуры 49
3.1. Инновационная деятельность преподавателя физической культуры, как ориентир формирования творческой компетентности у студентов 49
3.2. Основные аспекты творческой компетентности студентов института физической культуры: знания, умения, опыт творческой деятельности 60
3.3. Уровень творческой компетентности у студентов экспериментальной группы (специализации «Валеология») 73
ГЛАВА 4. Внедрение системы учебно - познавательных задач, проблемных ситуаций и определение ее эффективности для формирования творческой компетентности 88
4.1. Создание условий для повышения уровня творческой компетентности студентов во время прохождения курса «Технология физкультурно-спортивной деятельности по гимнастике» 88
4.2. Качественные изменения деятельности студентов в период школьной педагогической практики 103
Выводы 121
Практические рекомендации 124
Список литературы 125
Приложения 146
- Состояние и задачи подготовки студентов института физической культуры к творческой деятельности
- Инновационная деятельность преподавателя физической культуры, как ориентир формирования творческой компетентности у студентов
- Уровень творческой компетентности у студентов экспериментальной группы (специализации «Валеология»)
- Создание условий для повышения уровня творческой компетентности студентов во время прохождения курса «Технология физкультурно-спортивной деятельности по гимнастике»
Введение к работе
До сих пор педагогической наукой еще не создано теории целостного учебно-воспитательного процесса, дифференцированного с учетом специфики вуза, направленного на развитие творческих способностей студентов. Отсутствие интегрального подхода к процессу подготовки специалиста физической культуры и спорта, закрепленное в учебных планах институтов физической культуры, приводит к недостаточному уровню профессиональной компетентности. Выпускники института, даже имеющие полный набор необходимых знаний, оказываются слабо подготовленными к профессиональной деятельности. Тогда как постоянно меняющиеся условия современной жизни предполагают наличие у специалиста с высшим образованием определенного типа мышления, соответствующего новому характеру практических задач. Поэтому главным в деятельности педагога на современном этапе являются его компетентность, целостность и творческий характер при сочетании коллективной деятельности и индивидуального творчества, интеграция педагогической теории и практики (22, 23, 39, 73, 105).
Необходимо отметить, что в подготовке специалиста по физической культуре отсутствует связь между подготовкой к творческой деятельности и формированием профессиональной компетентности. Оцениваются, в основном, или приобретенные знания и умения или накопление опыта в практической деятельности.
В связи с этим, наше исследование является актуальным и призвано устранить этот пробел среди различных направлений в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта и сформировать студента, обладающего творческой компетентностью. То есть специалиста, сочетающего набор теоретических знаний, в том числе и в области творчества, профессиональ но-педагогических умений с накоплением индивидуального опыта творческой деятельности.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Процесс формирования творческой компетентности у студентов высших учебных заведений физической культуры.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Средства и методы формирования творческой компетентности в процессе изучения курса «Технология физкультурно-спортивной деятельности: гимнастика».
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Разработка содержания и структуры модели творческой компетентности специалиста по физической культуре.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА. Предполагалось, что изучение содержания и структуры творческой компетентности, определение уровней ее сформированное™ у студентов института физической культуры позволит разработать эффективную модель, раскрывающую основные характеристики творческой компетентности и повысить эффективность ее формирования в учебном процессе средствами гимнастики.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что:
- впервые раскрыта сущность понятия «творческая компетентность» преподавателя в области физической культуры и спорта, интегрирующая в себе знания, умения, профессионально-педагогическую направленность и опыт творческой деятельности;
- разработана педагогическая структурно-функциональная модель творческой компетентности студентов института физической культуры, базирующаяся на содержательном, деятельностном и мотивационно-личностном структурных блоках;
- выявлен различный уровень творческой компетентности у студентов высших учебных заведений физической культуры;
- определены условия и разработаны средства, обеспечивающие формирование у студентов творческой компетентности средствами гимнастики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в том, что основные положения могут быть использованы в следующих целях:
- при разработке учебных программ по курсу «Технология физкуль-турно-спортивной деятельности по гимнастике»;
- на курсах повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений и тренеров по гимнастике.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. Творческая компетентность студентов института физической культуры
- будущих высококвалифицированных специалистов по физической культуре базируется на основных структурных компонентах: содержательном, деятельностном и мотивационно-личностном, интегрирующих в себе знания, умения, профессионально-педагогическую направленность и опыт творческой деятельности.
2. Уровень сформированности творческой компетентности зависит от целенаправленности содержания, методов обучения и мотивационных установок в учебном процессе.
3. Разработанная педагогическая модель творческой компетентности студентов института физической культуры позволяет комплексно воздействовать на их теоретическую и практическую подготовленность и накопление опыта творческой деятельности.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, 20 приложений, 2 актов внедрения. Основной текст диссертации изложен на 146 страницах машинописного текста и содержит 4 таблицы и 15 рисунков. Список литературы охватывает 227 источников, из которых 17 работ на иностранных языках.
Состояние и задачи подготовки студентов института физической культуры к творческой деятельности
Для дальнейшего успешного развития ФК и спорта в стране необходимо в первую очередь обеспечить эту сферу деятельности высококвалифицированными специалистами, что предъявляет к высшей школе, как к основному звену, новые повышенные требования.
Анализ научно-методических работ, посвященных проблеме подготовки физкультурных кадров, показал, что современная подготовка специалистов в институтах физической культуры терпит кризис (22, 39, 50, 67, 105, 161, 203). Он выражается, прежде всего, в том, что выпускники практически очень слабо ориентируются в непосредственной профессиональной деятельности, не способны решать быстро возникающие производственные проблемы, а тем более творчески подходить к решению дальних проблем.
Занятия по физическому воспитанию, которые проводятся упрощенным групповым методом в целях совершенствования физической и двигательной подготовленности занимающихся, причем не только в системе дошкольного и школьного образования, но и вузовской системе, ведут к творческой пассивности молодежи, возраст которой характеризуется стремлением к активной творческой деятельности, высокой восприимчивостью ко всему новому, и наоборот негативным отношением к рутинным проявлениям (145).
Не удовлетворяют как специалистов, так и студентов и учебники ИФК, в которых отражается направленность на репродуктивный характер усвоения знаний. Основными причинами такой неудовлетворенности являются: неактуальность содержания, отсутствие связи с практикой, будущей профессиональной деятельностью, неразработанность аппарата организации усвоения, мотивирующих и контролирующих элементов, что приводит к неформативности и монографичности, репродуктивный характер изложения, отсутствие текстов, рассчитанных на проблемное обучение, развивающих творческое мышление и творческое способности, четко ориентирующих на будущую специальность, сухой наукообразный, трудновоспринимаемый язык изложения и так далее (49).
Учебно-воспитательный процесс построен таким образом, что на творческую деятельность студентов отводится мало учебного времени, репродуктивные формы по-прежнему остаются основными в учебной деятельности (122).
Творчество невозможно прибавить к существующим предметам и существующей методике, необходима общая перестройка системы обучения, в направлении обучения деятельности, а не просто некоторым, пусть и очень важным качествам, умениям и навыкам (65). В соответствии с требованиями сегодняшнего дня в стенах вуза необходимо формировать целостную, гармоничную, всесторонне развитую личность, которая обладала бы и высоким творческим потенциалом. Ряд авторов (11, 24, 58, 150, 186) считают, что для повышения вузовской подготовки необходима модель специалиста по физической культуре и спорту широкого профиля, и работают над ее созданием. Предложенная этими авторами схема опыта профессиональной деятельности, расширена и переформулирована за счет уделения внимания вопросам творчества в деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Ранее основной целью при разработке модели специалиста в физкультурной и спортивной деятельности являлся набор знаний и умений, которыми должен обладать будущий специалист.
Для наиболее объемного анализа проблемы творческой подготовки физкультурных кадров необходимо помнить, что деятельность специалиста по физической культуре и спорту является педагогической, и в связи с этим, обладает своеобразием, связанным и с характером процесса, и его результатом — растущей становящейся личностью. Педагогическое творчество четко лимитировано во времени. Учитель не может ждать пока его «осенит», он должен иногда принять новое решение в считанные секунды. Поскольку педагогическое творчество слито с учебно-воспитательным процессом, оно всегда должно приносить положительные результаты. Особенностью педагогического творчества является и то, что это всегда сотворчество. Педагогическое творчество отличается и тем, что значительная его часть осуществляется на людях, в публичной обстановке (47).
И.А. Степанова (1990) также отмечает ряд специфических профессиональных характеристик творческого процесса педагога:
Во-первых, в педагогической деятельности стадии (фазы) творческого процесса педагога тесно связаны между собой во временном отношении. Это определяется оперативным характером педагогического творчества. Временная спресованность общей структуры творческого процесса педагога ограничивает возможность надежного выбора лучшего решения проблемной ситуации.
Во-вторых, хотя творческая педагогическая деятельность осуществляется постоянно, результаты ее сказываются не сразу. Учитель, в отличие от художника, композитора, писателя, « видит только частичные итоги труда, и воплощены они в системе знаний, умений и навыков ученика, оценка которых относительна» (81). Поэтому существенной профессиональной особенностью творческой педагогической деятельности является умение прогнозировать дальнейшие возможности развития качеств воспитуемых по первичным результатам воздействия.
В-третьих, творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творчеством каждого ученика и всего педагогического коллектива (179).
Говоря о соотношении творческого и алгоритмического компонента в том или ином виде деятельности, Л.М. Лузина (1986) указывает, что в педагогической деятельности превалирует творческий компонент. В то же время, в этой деятельности постоянно функционирует определенная система приемов и навыков в форме нормативного психолого-педагогического знания и опыта, но применяется она в постоянно изменяющихся, нестандартных ситуациях. Следовательно, в педагогическом творчестве всегда есть взаимодействие сторон зафиксированного нормами профессиональной деятельности и феноменом творчества, рождаемого самой деятельностью, опытом. В бесконечной и удивительно сложной конструкции творчества знания, умения и навыки рассматриваются как «строительный материал». Источник развития творчества находится в противоречии « между необходимостью в овладении действиями-стандартами и потребностью находить постоянно новые способы развития «старых и добрых традиций» (98).
Инновационная деятельность преподавателя физической культуры, как ориентир формирования творческой компетентности у студентов
Модель можно представить в виде трехмерной конструкции куба, лицевая сторона (ABDC) которого характеризует уровни творческой компетентности, верхняя сторона (ABFE) боковая сторона (BFGD) описывает основные структурные компоненты творческой компетентности содержательный, деятельностный, личностный), верхняя сторона (ABFE) представляет функциональные аспекты (знания, умения, творческий опыт, профессионально-педагогическую направленность).
Модель творческой компетентности построена с позиции движения, возможности преобразования по ходу этого движения. На основании этого представленную модель можно назвать «динамичной». Все три структурные компонента не только взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, но и должны быть в равновесии, чтобы обсуждаемое - творческая компетентность — оказалось успешным.
Реализация модели определяет содержание и организацию учебного процесса и позволяет: 1. Поставить достаточно конкретную цель в учебно-воспитательном процессе, как для преподавателя, так и для учащегося. 2. Осуществить контроль над эффективностью достижения этой цели. 3. Конкретизировать требования профессии педагога к личности преподавателя. 4. Активизировать и сделать наиболее эффективным процесс самопознания, самовоспитания и саморазвития творческой компетентности преподавателя.
Предлагаемая модель также дает возможность описать систему знаний, умений и опыта деятельности, необходимых для формирования творческой компетентности. На основании концепции формирования компетентности специалиста по физической культуре и спорту, мы выделили основные компоненты в структуре творческой компетентности:
- содержательный компонент, который предполагает наличие у педагогов теоретических знаний по основам наук и специальных знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности по обучению, воспитанию и образованию;
-деятельностный компонент, включающий профессиональные умения, апробированные в действии, освоенные личностью, как наиболее эффективные;
-личностный компонент, который включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога, использование собственного творческого опыта в решении педагогических ситуаций.
Для того, чтобы обеспечить формирование всех компонентов, нам было необходимо выяснить их состояние и уровень развития в институтах физической культуры.
Исходными посылками для определения основных умений, входящих в деятельностный компонент творческой компетентности педагога физической культуры в нашем предварительном исследовании явились разработки М.В.Прохоровой , Е.В.Катрич, Д.Ю.Федорова (1995 г.). Ими на основе работ Н.В.Кузьминой (1972 г., 1984 г.); А.А.Деркача, А.А.Исаева, (1982 г.) выделены шесть основных компонентов педагогической деятельности учителя физической культуры (36, 81, 148). Для ранжирования по степени значимости учителям школ и преподавателям вуза были предложены следующие компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и инновационный.
Систематизация полученных данных позволила найти различия показателей значимости основных компонентов педагогической деятельности в идеале и в реальном отражении (Рис. 2 ): Как видно из рисунка, совпадения наблюдаются только у гностического компонента. В идеале педагоги выделяют на первое и второе места конструктивный и инновационный компоненты соответственно, которые отражают творческое начало в личности учителя, умения осуществлять нетрадиционные новые подходы в обучении и воспитании учащихся. Оценивая, себя реально, преподаватели отводят главную роль в своей деятельности организаторскому компоненту, и хотя они ставят конструктивный компонент на второе место, они связывают его не с инновационной деятельностью, а именно с организаторской работой.
Нет большого рангового разброса между степенью значимости таких компонентов, как проектировочный и коммуникативный. Большой разброс наблюдается в идеальном и реальном вариантах значимости организаторского компонента. Педагоги признают, что в реальной ситуации их деятельность в большей степени направлена на умения именно этого компонента.
Далек идеал от действительности и в сравнении степени значимости инновационного компонента. Оценивая себя с реальной точки зрения, преподаватели при ранжировании инновационный компонент поставили на последнее место, сознавая, что именно этот компонент в их деятельности является слабым звеном. Причем, педагоги понимают значимость инновационной деятельности, давая ей в идеальном варианте высокое второе ранговое место. Из вышесказанного следует, что при формировании компетентности у будущих специалистов следует обратить особое внимание на подготовку к инновационной деятельности, как одной из самых отстающих в реальной практике работы преподавателей школ и вузов.
Как показывают исследования, только 23.4 % из 84 опрошенных преподавателей физической культуры проявляют свой творческий потенциал практически всегда, 38.2 % - довольно часто, 26.6 % - редко и 11.8 % - практически никогда.
Относительно степени проявления творчества конкретно по дисциплине "Гимнастика и методика преподавания", нами опрашивались преподаватели различных вузов страны (44 человека). После анализа полученных ответов стало ясно, что опрашиваемые преподаватели считают, что в среднем 47 % времени преподавания дисциплины следует выделять для формирования творческого подхода к профессиональной деятельности у студентов ИФК. Однако сами преподаватели считают, что только 32 % времени в среднем они лично уделяют развитию творчества в процессе преподавания гимнастики.
Если взглянуть на рис. 3, то виден тот резерв времени, который существует для формирования творческого подхода к профессиональной деятельности у студентов ИФК в процессе преподавания гимнастики.
Уровень творческой компетентности у студентов экспериментальной группы (специализации «Валеология»)
Для того, чтобы учебно-воспитательный процесс способствовал творческому усвоению знаний студентами, необходимо было поставить следующие задачи: 1 .Выявить наличное знание студентов. 2.0беспечить критический контекст для восприятия этих знаний. 3.Обеспечить поддержку попыткам студентов обогатить свои знания.
Поэтому, следующим этапом нашего констатирующего эксперимента стало изучение исходного уровня теоретических знаний у студентов исследуемой группы. Экспериментальной являлась группа студентов 2 курса специализации «Валеология» в количестве 26 человек. Экспертами оценивались знания, которые студенты показывали на теоретическом зачете по дисциплине «Технология физкультурно-спортивной деятельности по гимнастике» по окончанию 2 курса. Экспертная группа состояла из трех преподавателей кафедры гимнастики. Студенты письменно отвечали на вопросы из основных разделов учебной программы: 1. Гимнастическая терминология. 2. Виды гимнастики и формы занятий. 3. Общеразвивающие упражнения и методика их проведения. 4. Основы техники гимнастических упражнений, методика и технология обучения
Нами оценивалось качество усвоения знаний согласно критериям, предложенным В.П. Беспалько (1989 г.). Способности решать различные задачи он представил в виде 5 последовательных уровней усвоения (14, 15): «О» - понимание - такой уровень усвоения предшествующих предметов, который позволяет учащемуся ассоциировать новую информацию и выполнять на ее основе действия; «1» - узнавание - такой уровень усвоения новой информации, который позволяет учащимся при повторном ее восприятии отличить правильное ее использование от неправильного путем сравнения; «2» - репродуктивное действие - такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и применять ее в различных типовых случаях, не требующих создания никакой новой информации; «3» - продуктивное действие — такой уровень усвоения информации, когда учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать информацию; «4» - творческое действие - такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен использовать ее для получения новой информации.
По каждому из этих уровней усвоения знаний были разработаны тесты. Тесты состояли из задания на деятельность данного уровня и эталона, то есть образца полного и правильного выполнения действия. По эталону определялось число ( р ) существенных операций, ведущих к решению теста. Сравнение ответа учащегося с эталоном по числу правильно выполненных операций ( а ) теста дало возможность определить коэффициент усвоения ( Ка ); таким образом: К=а/р
Определение Ка и являлось операцией измерения качества усвоения знаний. По коэффициенту усвоения мы судили о завершении процесса обучения. При Ка больше/равно 0.7 учащийся способен совершенствовать свои знания и перейти на следующий, более высокий уровень деятельности. Тесты 1 уровня ( по Беспалько) проверяют умения учащихся лишь узнавать правильность использования ранее усвоенной информации при повторном ее предъявлении в виде готовых решений соответствующих вопросов и задач. Для определения коэффициента усвоения по данному уровню мы использовали следующие тесты: 1. Тесты на опознание: существует один эталон ("да" или "нет"); р=1. Пример: "Напишите, являются ли прикладные упражнения средствами гимнастики?" Эталон: "да". 2. Тесты на различение. Пример: "Выберите правильные команды для изменения длины шагов при передвижениях: пол-шага, полный шаг, шире шаг, короче шаг, полным шагом марш, резче шаг. Эталон: а,б,в,г - "да"; д,ж - "нет" (р=6). 3. Тесты на классификацию. Пример: « Поставьте в правильной последовательности команды и определите для какого перестроения они применяются: А- Интервал и дистанция - 2 шага; Б- Шагом - марш; В- группа - стой Г- в колонну по четыре налево - марш Д - напра-во Е- направляющий - на месте Ж- в колонну по одному в обход налево - марш» Эталон: это перестроение из колонны по одному в 4 колонны поворотом в движении и обратное перестроение; б, г, а, е, д, ж, в (р=8). Если студент успешно выполнял набор тестов 1 уровня, то есть показал значение Ка больше/ равно 0.7 ( в наших примерах это не менее 10 правильных ответов: Ка = 10/13 =0.76), ему предлагались тесты следующего уровня. Тесты 2 уровня должны были выявлять умение учащихся воспроизводить информацию без подсказок, по памяти для типовых задач. В соответствии с этим В.П. Беспалько различает следующие тесты 2 уровня, которые мы использовали в тестировании: 1. Тест-подстановка:
Создание условий для повышения уровня творческой компетентности студентов во время прохождения курса «Технология физкультурно-спортивной деятельности по гимнастике»
Следующим этапом нашего исследования стало создание педагогических условий формирования творческой компетентности и организация познания студентами 3 курса профессиональной действительности. Для того, чтобы эффективно осуществить программу творческой подготовки студентов было 1. Создавать условия, благоприятствующие проявлению творчества ( проблемные ситуации, ситуации общего поиска, стимулирование и поощрение самостоятельных подходов, оригинальных предложений, коллективные обсуждения и т.д.). 2. Обучать умению использовать реальные источники педагогического творчества: достижения психолого-педагогической науки, передовой педагогический опыт, личную практику (прежде всего критическое осмысление сделанного, анализ и исправление ошибок). 3. Использовать систему организации творческой деятельности, в том числе коллективной, прежде всего в педагогической практике. Развитие творческих способностей становится возможным только тогда, когда учащийся накопил для этого необходимые знания. Знания - это тот материал, из которого появляются новые идеи. Учебный процесс приобретения знаний может носить как пассивный, так и активный характер. Одним из самых благоприятных условий для проявления и развития творчества является проблемное обучение. Именно поэтому для формирования всех компонентов творческой компетентности мы воспользовались этим методом обучения, соблюдая следующие требования, сформулированные Н.М. Яковлевой (211). 1. При разработке (построении) системы заданий и задач учитывается специфика изучаемого предмета. 2. Система заданий и задач сочетает в себе различные типы самостоятельных работ: репродуктивных, поисковых, творческих. 3. Система способствует формированию глубоких и прочных знаний, умений и профессиональных навыков. 4. Все задания способствуют активной мыслительной деятельности студентов. 5. Система заданий учитывает уровень усвоенных знаний и строится согласно дидактическим принципам. 6. Отбор заданий проводится с учетом того, что в процессе их выполнения студент должен научиться ориентироваться в ситуациях, которые являются типичными для будущей его профессиональной деятельности. 7. Система дает возможность студентам проявить свои способности и развить их. Учебно-познавательные теоретические задачи, которые стимулировали развитие творческого мышления студентов, использовались на протяжении всех циклов занятий, выполняли обучающую функцию и служили индикаторами формирования творческого мышления. В экспериментальной группе в подготовительной или заключительной части практических занятий студентам предлагалось решить 4-5 учебно-диагностических задач. При разработке теоретических задач для каждого уровня сформированности творческой компетентности мы стремились построить задание так, чтобы студент самостоятельно подходил к новому знанию, иногда логическим путем, иногда с помощью воображения. Подбирались такие ситуации, возможность разрешения которых строилась только на хорошем знании и понимании учебного предмета. Система учебно-познавательных задач на основе позиций A.M. Матюшкина (106) предложенная нами предполагает 3 уровня проблемных задач: 1 уровень, связанный с умением принимать решение: - создание таких ситуаций, в которых требовалась бы корректировка данного решения; - предложение нескольких вариантов решения, из которых необходимо выделить наиболее подходящее или одно единственное верное; - создание таких вариантов решения задач, которые бы логически подводили к верному решению. 2 уровень, связанный с поиском возможных решений: - создание ситуаций, где требуется предложить как можно больше вариантов решения; - создание ситуаций с избыточными или недостающими условиями для решения проблемы; - задачи, в которых дается задание произвести классификацию предлагаемого материала на основе предложенного признака. 3 уровень, связанный с умением видеть проблему: - создание ситуаций с несформулированным вопросом; - создание заданий на классификацию предлагаемого материала или самостоятельного выделения признака; создание ситуаций, где из приведенных примеров необходимо сделать вывод, сформулировать правило. Таким образом, для студентов низкого уровня сформированности творческой компетентности основной целью решения теоретических задач стало приобретение опыта репродуктивной деятельности. Несмотря на то, что репродукция предполагает схематизм, стереотипность действий, а, следовательно, и догматизм, она - необходимое условие творческой деятельности. Именно на репродуктивном уровне формируются необходимые умения и навыки, а сама деятельность обеспечивается имеющимися наличными знаниями. Репродук 92 тивная деятельность обеспечивает планомерную разработку способа решения задачи, так как заключает в себе требующуюся для этого информацию. Установка на рассуждение, как необходимый элемент развития творческого мышления вырабатывалась у студентов с помощью специального подбора и формулировки вопросов, ответ на которые учащиеся могли бы найти, опираясь на имеющиеся знания, а не на готовый текст учебника или лекции (Приложение 11). Для формирования репродуктивного опыта деятельности каждый студент кроме контрольных работ должен был самостоятельно выполнить работу в качестве домашнего задания. Для студентов низкого уровня сформированное творческой компетентности таким заданием явилось составление анкеты для изучения мотивации и контингента одной из групп занимающихся оздоровительной гимнастикой или аэробикой в учебно-спортивном комплексе ВЛГИФКа. За критерий оценивания выполнения данных заданий принималась способность студента воспроизводить полученные знания, использовать при решении известные алгоритмы, способы и приемы действий. Для количественного учета мы использовали индивидуальные карты учебной работы студентов. Качество выполняемой учащимися деятельности оценивалось по пятибальной системе (с использованием коэффициента усвоения - Ка) и фиксировалось в учебной карте. Основной задачей для студентов среднего уровня сформированности творческой компетентности стало формирование опыта нормативной творческой деятельности. На данном уровне развития творческих способностей используются методы анализа, дифференцирования, сравнения, доказательства. При опросах студентам предлагались вопросы, требующие не только знания пройденной темы, но и умения структурировать изученный материал, выделять главное, принимать решение (Приложение 12). Основная цель обучения на данном уровне заключалась в том, чтобы научившись под руководством преподавателя творчески применять знания, учащиеся овладели умениями само 93 стоятельно работать с учебным материалом и связывать его с будущей практической деятельностью. По результатам опроса рассчитывался коэффициент усвоения знаний и фиксировался в личной учебной карте студента.