Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Сергунина, Наталья Александровна

Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса
<
Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергунина, Наталья Александровна. Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Воронеж, 2006.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/939

Введение к работе

Компьютерная коммуникация, возникшая в последней трети XX века, именуемая Интернетом, заметно преобразует современную цивилизацию. Во-первых, она ускоряет процессы переработки и доставки информации; во-вторых, она влияет на мышление всех субъектов, причастных к обрабоїке информационных потоков, размывая границы между реальным и виртуальным мирами; в-третьих, она активизирует креативную деятельность адресантов; в-четвертых, стирает социальные и географические фаницы между отдельными группами источников и потребителей информации, создавая достаточно демократическую всеохватную Сеть.

Интернет сегодня - это не только новейшая технология в области коммуникаций. Это важнейшее средство управления обществом. Это информационный и рекламный бизнес.

«Всемирная паутина» с каждым днем все активнее заявляет о своих претензиях на заполнение глобального информационного пространства, тесня СМИ, которые до недавнего времени безраздельно хозяйничали в нем.

Интернет - это не просто новое средство массовой информации, технически более совершенное по сравнению с другими масс-медиа.

Интернет стал знаковым явлением, поскольку ею возникновение свидетельствовало о формировании новой цивилизации (по формуле Э. Тоффлера, Третьей ее волны) - постиндустриального, или информационного, общества. Его эстетической базой часто называют постмодернизм. Формирование постмодернистской парадигмы в кулыуре в свою очередь во многом определило развитие литературного процесса на рубеже XX - XXI веков. В России эволюция этого процесса совпала с коренными изменениями в политической, идеологической и экономической сферах, что привело к существенным изменениям социокультурного ландшафта на всем постсоветском пространстве.

Открытое іь, являющаяся основной чертой Сети с момента ее создания, и отсутствие ограничений в подключении к ней дали возможность стать Интернет-пользователями огромному и, что самое главное, постоянно увеличивающемуся количеству людей. Примечательно, что для многих компьютер, подключенный к Сети, очень часто становится средством интеллектуального отдыха или ифы, литературного досуга. По мере того как Интернет развивается, его все чаще и чаще начинают воспринимать как «виртуальную реальность» (термин, появившийся впервые в середине 1980-х годов в произведениях американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона), как проекцию реальной жизни, существующую в пространстве «всемирной паутины». Действительно, в Интернете отразились фактически все стороны человеческой деятельности.

Актуальность исследования. Интернет стал не только одним из важнейших средств коммуникации, но и новой духовной средой, которую довольно быстро освоили различные виды искусства. Не стала исключением и литература. Ее сегодня можно назвать одной из наиболее популярных, динамично развивающихся и изменяющихся сфер виртуального пространства. К сожалению,современный сетевой литературный процесс, несмотря на свой динамизм - интенсивное обновление авторского корпуса (приток молодых сил в литературу), тематическое расширение (отсутствие цензуры и табу на какие-либо темы заметно увеличило пространство обсуждаемых в художественных произведениях проблем), эстетическую миоголикость (рядом с традиционной психологической литературой существуют постмодернистские, нсомодсрнистские, концептуалистские и иные направления), - не является предметом обстоятельного анализа ни в средствах массовой информации, ни в специализированных научных изданиях.

В то же время РуЛиНет (русский литературный Интернет) занимает достаточно прочное место среди интересов пользователей, следящих за процессами, протекающими в современном искусстве и литературе. Количество ссылок на регулярно посещаемые пользователями Сети виртуальные страницы о литературе и окололитературных явлениях на статистическом портале Rambler s Тор 100 в середине сентября 2005 года составляло 1878. Как правило, каждая из этих страниц имеет раздел критики, гостевую книгу или форум, которые регулярно в оперативном режиме дают эстетическую оценку самым разным художественным произведениям, опубликованным как в Сети, так и за ее пределами.

Литературную критику исследователи традиционно рассматривают как звено литературной коммуникативной системы, обращая при этом внимание на то, что критика сориентирована на публичность, поскольку важнейшая ее задача — воздействие на литературную и общественную жизнь. Иными словами, литературная критика тесно связана с политическими, идеологическими, социокультурными и экономическими процессами, протекающими в обществе Отсюда - та важная роль, которая отводится ей во взаимодействии с художником, с одной стороны, и с аудиторией - с другой.

По форме и содержанию критические выступления, опубликованные в Интернете, нередко отличаются от существующих газетно-журнальных аналогов. Литературная критика в Сети имеет другой, по сравнению с печатной прессой, авторский и жанровый составы, меняет роль автора (потенциальным и фактическим автором в Интернете становится универсальная и в немалой степени обезличенная фигура Пользователя).

Если в печатной публицистике последнего десятилетия все больше усиливается іендснция к персонификации творчества, к стремлению закрепить текст за конкретным субъектом высказывания, то в Интернете получают разви-ше противоположные процессы: читателю сетевой публикации зачастую неважно, кто именно является источником информации.

Благодаря Интернету, в начале XXI века родилась новая информационная цивилизация, которая реализовала философско-культурологические представления эстетики постмодерна. Поэтому Интернет можно рассматривать как коммуникацию, выражающую основную эстетическую тенденцию начала нового века.

Новизна и степень научной разработанности темы. Принципиальным отличием русскоязычного сегмента Сети является существование «русского литературного Интернета». На Западе распространению современной литературы в цифровом виртуальном пространстве мешает более суровый, по сравнению с российским, закон об авторском праве. Информация, публикуемая на зарубежных литературных сайтах (даже если речь идет о персональных страницах таких популярных сегодня авторов, как Паоло Коэльо1 и Милорад Павич2), как правило, содержит только небольшие отрывки из их произведений, несколько критических статей (как правило, хвалебных), форумы фанатов и адреса Интернет-магазинов, где можно купить изданные книги писателей.

Литература в российском сегменте мировой паутины развивается и живет относительно самостоятельной жизнью. В Сети в свободном доступе содержится огромный массив художественных текстов, как современных, так и более ранних эпох, разнообразные отклики на них, интересные литературоведческие находки.

К сожалению, проблемами развития русело о литературного Интернета в нашей стране занимается небольшое число исследователей. В частности, проблемам специфики сетевой литературы посвящены диссертационное исследование А Ю. Долгополова3 и его публикации в научной периодике, докторская диссертация и выступления в научной периодике О.Б Скородумовой, а также глава «Сетература» в учебнике «Современная русская литература (1990-е - начало XXI в.)» . Развитие литературной критики в Сети остается предметом «внутрицеховых» дискуссий, не выходящих за пределы литературно художественных изданий («Новый мир», «Новое литературное обозрение», «Знамя», «Континент», «НГ - Ex libris») и публикаций в самом Интернете (чаще всего на таких сайтах, как «Сетевая словесность» (http://www.litera.ru/slova), «Русский журнал» (http://www.russ.ru), «Топос» (http //www.iopos.ru), «Национальный сервер современной прозы» (http://www.proza.ru), «Национальный сервер современной поэзии» (http://www.stihi.ru), «Итака» (http7/www rema.ru/itaka/html), «Вавилон» (http://www.vavilon.ru) и др.). Среди авторов сетевых выступлений необходимо отметить Д Кузьмина, М. Константинову, АлсксРому, М. Митренину, Э. Шмидт и О. Чемоданову, внесших весомый вклад в теоретическое осмысление явлений сетевой литературы и литературной нет-критики Особняком в этом ряду стоит фигура создателя и координатора самого первого литературного проекта Рунета «Сетевая словесность» Е.Горного7 В 1997 году «Сетевая словесность» выделилась из недр проекта Zhumal.ra и к 2000 году превратилась в библиотеку, вмещающую оіромньїй массив сетевых литературных текстов, их критических разборов и теоретических размышлений о специфике художественного процесса в Рунете.

Среди работ по проблемам гуманитарного Интернета можно назвать учебник АА. Калмыкова и Л.А. Кохановой «Интернет-журналистика», монографии А.И Каптерева «Информатизация социокультурного пространства», Э. Дайсона «Жизнь в эпоху Интернет», А.А. Грабельникова «Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества», а также сборники «От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия» и «Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета». Последние два включили размышления отечественных и зарубежных авторов о взаимодействии традиционной книжной культуры с новой культурой цифровых сетей. В фокусе внимания этих работ оказывается, как правило, коммуникационная специфика Интернета. Данной теме посвящены и работы А.И. Акопова8. Немало публикаций этой же тематики содержится в разделе «Nel-культура» Интернет-проекта «Русский журнал»9.

Методика исследования включила в себя:

- изучение работ по теории Интернета как средства коммуникации, по теории литературно-художественной критики, по теории автора в литературе и публицистике;

- анализ и синтез эмпирического материала, изучение более ста Интернет-сайтов, посвященных литературе, а также публикаций в журналах «Знамя», «Новый мир», «Иностранная литература», «Новое литературное обозрение», газетах «НҐ - Ex libris», «Литературная газета», еженедельнике «Книжное обозрение» за 2002-2005 годы.

Теоретико-методологическую базу диссертационної о исследования составили положения и выводы, представленные и обоснованные в трудах М.М. Бахтина и А.А. Потебни, посвященных изучению своеобразия авторской позиции художественного произведения; работы М.К. Мамардашвили, В.А. Емели-на, М. Кастельса, Д. Белла, Г.М. Маклюэна, Э. Тоффлера и П. Козловски10, позволяющие с философских, социокультурных и эстетических позиций взглянуть на тенденции развития современного общества. Для обоснования тезиса о том, что Интернет является базовой технологией существования нового постмодернистского искусства (в частности, литературы и сопутствующей ей литературной критики), использованы работы видных теоретиков постмодернизма Ж.Ф. Лиотара, М. Фуко, Ю. Кристевой, Р Барта". Терминологической базой стал словарь Ю. Борева12 и энциклопедия «Постмодернизм» \ Теоретическая значимость исследования обусловлена разработкой положений, связанных с осмыслением своеобразия литературно-художественной критики в РуЛиНете, исследуемой современной теорией литературы, а также рассмотрением позиции автора в соотнесении ее с положениями постмодернистской эстетики и сквозь призму теорий об информационном обществе и цифровой эпохе. Работа исследует степень взаимного влияния литературного процесса, протекающего в Интернете, и литературного процесса, отражаемого традиционными «бумажными» изданиями. 

Объект исследования - литературные ресурсы русскоязычного Интернета и их литературно-критические разделы, а также оценки их деятельности современной критикой, опубликованной в традиционных литературно-художественных изданиях и на виртуальных страницах в Сети.

Предмет исследования - литературно-художественная критика в Интернете, ее специфические особенности; характер взаимоотношений автора и читателя сетевых критических текстов; отличие литературно-художественной критики Интернета от газетно-журнальной.

Цель работы - провести исследование литературно-критических ресурсов русскоязычного Интернета; определить особенности РуЛиНета и его место в культурном процессе современной художественной практики.

Задачи работы:

1. Выявить специфику литературного процесса в РуЛиНете и его отличительные черты;

2. Определить характерные особенности литературно-художественной критики в РуЛиНете;

3. Систематизировать представления о функциональных особенностях литературной критики в Интернете;

4. Выявить своеобразие системы жанров литературной критики в РуЛиНете;

5. Выявить своеобразие авторской позиции в литературно-критических текстах в Интернете;

6. Раскрыть закономерности развития литературно-художественной критики в Интернете как эстетического явления постмодернизма. Положения, выносимые на защиту:

1. Возникновение во второй половине 1990-х годов и дальнейшее развитие РуЛиНета позволяет говорить о появлении нового типа автора. Им становится Пользователь, который выступает одновременно и как потенциальный творец текста, и как его реципиент.

2. Зафиксированная в эстетике постмодернизма утрата автором имени отчетливо проявляется в сетевой литературно-художественной критике. С одной стороны, это делает ее массовым явлением в Интернете, а с другой стороны, снижает эстетические критерии в ней. Автор воспринимается не как носитель авторитетного мнения, а как один из множества пользователей, выражающих публично свою позицию.

3. Литературно-художественная критика в РуЛиНете обновляет поэтику современных литературно-художественных выступлений за счет широкого использования приемов повествования, принятых в литературном Интернете.

4. Русский литературный Интернет демонстрирует повышенный уровень эмоциональности, связанный с сокращением дистанции между автором и читателем как потенциальным критиком предлагаемого текста.

Практическая значимость исследования. Его результаты могут быть использованы журналистами-практиками, занятыми в сетевых СМИ, в их повседневной творческой деятельности, пользователями Сети, посетителями литературных электронных страниц и порталов, литературными критиками. К основным положениям диссертации можно обращаться при чтении курсов «Основы теории литературы», «История отечественной литературы» или спецкурсов.

Апробация диссертации. Результаты исследования были изложены в научных сообщениях автора на межрегиональных научных и научно-практических конференциях в Воронежском государственном университете. Основные положения работы опубликованы в сборниках тезисов и научных работ (7 публикаций), а также в курсе «Основы теории литературы», читаемом диссертантом на факультете журналистики ВГУ.

Структура работы. Основное содержание исследования изложено во Введении, двух главах и в Заключении, к которым приложен список использованной литературы. 

Похожие диссертации на Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса