Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Научно-теоретическое обоснование принципов функционирования телевидения для детей
1.1 Традиции отечественной педагогики как основа формирования концепции телевидения для детей
1.1.1 Педагогические идеалы Древней Руси: православная традиция. Средние века
1.1.2. Начало новой русской педагогики: проникновение западной традиции
1.1.3 Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой 22
1.1.4. Педагогические тенденции XIX столетия 23
1.1.5 Русская педагогика на рубеже XIX-XX веков 25
1.1.6 Советская педагогика 28
1.1.7 Современные тенденции российской педагогики 29
1.2 Психологические критерии структурирования детской аудитории
1.2.1 Историческая справка. Концепции развития ребенка 32
1.2.2 Базовые подходы к проблеме детского развития 33
1.2.3 Концепция детского развития Л.С. Выготского 35
1.2.4 Периодизация развития ребенка 37
Глава 2 История отечественного телевидения для детей: основные этапы развития
2.1. Начало пути. Телевещание для детей 1930-1950-х годов 49
2.1.1 Жанрово-тематическая характеристика 52
2.1.2 Знаковые проекты периода 56
2.2 Становление телевидения для детей. 1960-е годы
2.2.1 Политика вещания для детей 60
2.2.2 Краткая характеристика. Тематический обзор 61
2.3 Период подъема 1970-е - первая половина 1980-х годов 67
2.3.1 Краткая характеристика 67
2.3.2 Лидеры детского экрана 71
2.3.3 Типичные жанры и формы. Драматургическая телепостановка 75
2.3.4 Обзор тематики детских передач третьего периода 77
2.3.5 Пропагандистская направленность вещания для детей 83
2.4 От перестройки телевидения до его кризиса. Середина 1980-х - конец 1990-х годов
2.4.1 В водовороте событий 86
2.4.2 Ветер перемен на телевидении для детей 80-х. Основные тенденции периода
2.4.3 Изменения в структуре Гостелерадио в начале 1990-х годов 88
2.4.4 Смена парадигмы вещания для детей 89
2.4.5 Специфические направления развития телевидения для детей в 94 1980-1990е годы
2.4.6 «Вакантные места» вещания для детей 98
2.4.7 Жанры и формы телепередач, характерные для периода 100
Глава 3 Концептуальное обоснование оптимальной модели телевидения для детей
3.1 Современный этап развития телевидения для детей в России 106
3.1.1 Причины кризиса 106
3.1.2 Основные тенденции современного этапа развития телевидения для детей
3.2 Особенности программирования вещания для детской аудитории 116
3.2.1 Возрастно-психологическая типология передач для детей 117
3.2.2 Объемы и время детского телесчотрения 123
3.2.3 Основные принципы организации вещания для детей 130
3.2.4 Портрет юного телезрителя
3.3 Оптимальная модель вещания для детей - развивающее телевидение 149
3.3.1 Базовые понятия. Основные характеристики Цели 149
3.3.2 Социальные функции телевидения для детей 153
3.3.3 Принципы построения модели телевидения для детей 155
Заключение 167
Нормы Российского законодательства и международного права 175
Приложение № 1 187
Приложение № 2 188
Приложение №2.1 189
Приложение № 2.2 190
Приложение № 2.3 191
Приложение № 2.4 192
Приложение № 3 193
Приложение № 3.1 194
Приложение № 4 196
Приложение № 5 200
Приложение № 6 202
Приложение № 7 203
- Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой
- Становление телевидения для детей. 1960-е годы
- Основные тенденции современного этапа развития телевидения для детей
- Основные принципы организации вещания для детей
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой
Изучение телевещания для детей требует комплексного подхода к понятию «детство», подхода, опирающегося на основные положения психологической науки и педагогики.
Цель главы - анализ базовых положений современной психологии детства и педагогической науки, в том числе описание закономерностей психологического развития ребенка, которые необходимо учитывать в процессе создания телепередач для детей.
Исследование, проведенное нами в настоящей главе, может стать теоретической основой концепции оптимальной модели телевидения ДЛЯ детской аудитории.
Педагогическая мысль имеет длинную и увлекательную историю. Обращение к прошлому позволяет понять, чем объясняются причины успеха и неудач любых педагогических начинаний, какие средства воспитания и обучения и при каких условиях оправдывали себя, а какие оказывались малоэффективными, как и почему утвердились современные подходы к развитию ребенка.
В исследовании автор сфокусировал свое внимание на отечественном культурно-историческом опыте. Отечественная педагогика, развиваясь в общемировом контексте, имеет глубокие корпи и многолетние традиции. Россия - родина уникальных школ и методик, нашедших профессиональное признание и практическое воплощение.
Мы попытались обозначить основные этапы развития русской педагогической мысли, постарались выяснить степень влияния на нее со стороны других школ и обозначить позиции современного профессионального сообщества. Подобный выбор объясняется следующими причинами.
Проблема защиты национальной самобытности и культурного своеобразия осознается как актуальная многими современными мировыми державами. Российская общественность также высказывает опасения по поводу информационной и культурной интервенции. В настоящее время ведется работа по созданию модели общенационального воспитания, адекватного как российской ментальное, так и новым социально-экономическим условиям жизни страны. При этом особое внимание уделяется собственно российскому социально-культурному опыту.
Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой телевидение для детей и юношества является составной частью воспитательно-образовательной системы, а значит, вовлечено в процессы модернизации этой сферы и в своей деятельности должно соответствовать основным направлениям реформ. Обзор отечественных педагогических учений в историческом аспекте - необходимый этап на пути выбора такой педагогической концепции, которая могла бы стать теоретической основой оптимальной модели телевещания для детей.
Своеобразие древнерусской педагогики определило православие, пришедшее на Русь в X веке и ставшее духовно-религиозной основой ее эволюции.
Следует иметь в виду, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки. Древняя славянская культура соединилась со зрелым восточным христианством и породила древнерусское православие и его подходы к воспитанию человека. Педагогика, понимаемая в Древней Руси как «душевное строение». была призвана помочь каждому овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках. Рассудочное познание рассматривалось как «внешнее» и противопоставлялось истинному, «внутреннему», обращенному к Богу.
Будучи феноменом традиционной культуры, православие хорошо вписывалось в жизненный уклад Древней Руси - патриархально-общинный, не связанный с рационализмом античной культуры. Оно дало педагогике прочные духовно-нравственные ориентиры н представления о путях и способах их достижения14.
Большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Именно в монашеской среде укрепилось отрицательное отношение к рациональному знанию. В православной церкви, в отличие от католической, зрело убеждение, что философия ей не нужна, так как все истины заключены в Священном писании, его толкованиях и сочинениях отцов церкви.
В XIY-XYI вв. развивались воспитательно-образовательные тенденции, наметившиеся в предыдущую эпоху. Развитие русской государственности не оказывало существенного влияния на систему образования. В то время когда в странах Западной Европы под влиянием экономических факторов увеличивалось количество школ и университетов, на Руси подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы" .
Становление телевидения для детей. 1960-е годы
По воспоминаниям специалистов, дошкольникам и младшим школьникам в 1960-е годы на телевидении уделялось большое внимание. В основном передачи и циклы предыдущего периода, о которых шла речь выше, сохранили свое положение в программной сетке. К сожалению, документальные материалы, относящиеся к этому периоду развития телевещания для детей, не сохранились.
Исключением можно считать летопись цикла для дошкольников «Спокойной ночи, малыши!». Первый выпуск программы вышел 1 сентября 1964 годаВ6. В 2004 году передача отметила свой 40-летний юбилей. Столь долгая эфирная жизнь дает возможность проследить историю развития цикла. Полезными для работы над исследованием были беседы автора с людьми, все эти годы работающими над передачей. Что немаловажно для воссоздания истории передачи - сохранились сценарии 30-летней давности87. Наконец, поклонники программы с многолетним стажем с радостью поделились своими впечатлениями.
Исследованию передачи «Спокойной ночи, малыши!» посвящено большое число, как научных статей, так и публикаций для массового читателя. В связи с этим нам бы не хотелось детально останавливаться на анализе передачи. Лишь вкратце обозначим этапы развития цикла и художественные принципы, положенные в его основу.
«Спокойной ночи, малыши!» - десятиминутная «сказка на ночь», идею которой привезла из Германии Валентина Федотова, в то время главный редактор детских и молодежных передач Центрального телевидения.
Первые несколько лет постоянных кукол-ведущих в программе не Это был живой эфир " ГАРФ хранит сценарии каждой I. 10. 20 и 30 передачи с 1972 ло 1978 год было. Затем появились Шустрик и Мямлик. Заяц Степашка (до 1968 года его звали Тепой) родился в 1972 году. Через некоторое время драматургия цикла, которая предполагала конфликт, сделала необходимым появление других героев. К положительному Степашке добавили безобразника поросенка Хргошу и во всем сомневающегося пса Филю. Список кукольных героев время от времени пополнялся. Интересно, что авторы цикла никогда не работали с «плоскими» образами. Как только герой становился «воспитанным» и «правильным», к нему пропадал интерес.
Любознательность и интерес юного человека резко возрастают, когда он встречается с чем-то неожиданным, парадоксальным. Эту особенность детского восприятия отмечали многие исследователи. Передачи, книги, игры, построенные на трюке или фокусе, на нестандартных подходах, на совмещении, на первый взгляд, несовместимого, особенно притягивают внимание ребят.
С учетом специфики восприятия зрителя-ребенка была выстроена драматургия «Спокойной ночи». Разнополярные характеры главных героев способствовали созданию острой ситуации. Ведущий выступал в роли советчика, иногда - арбитра. Коммуникативная модель «ведущий -игрушечные персонажи - зритель», положенная в основу передачи, делала возможным проигрывание различных ситуаций, результатом которых становилось социальное или интеллектуальное научение детей, либо накопление ими собственного морально-нравственного опыта. Подобное опосредованное (не личностное) проживание жизненных обстоятельств, где зритель выступает в роли сочувствующего, сопереживающего наблюдателя -дает отличный воспитательный результат.
Классическая версия программы представляла собой небольшую интермедию, посвященную отдельной теме, и мультипликационный фильм, служащий визуальным подкреплением разыгранной главными героями передачи сценке 8. Воспитательный, общеразвивающий эффект программы " ГАРФ. 10.08.77 д. № 314. «Тигренок в чайнике» Н ф. интермедия на тему «Волшебные слова». был несомненным. Создателями «Спокойной ночи, малыши» были приняты во внимание основные законы построения успешной передачи для дошкольников: постоянный герой, показ мультипликационного фильма или телевизионной инсценировки, интересная драматургия и неминуемый счастливый конец истории, юмор и музыкальное сопровождение. Таким образом, эффективно решались задачи детского телевидения - воспитание без назидания, образование через игру, получение положительного социального опыта через доступные для детского мышления образы.
Передача «Спокойной ночи, малыши!» активно развивалась. Изначальная форма программы с годами обрела несколько модификаций. Цикл «Тетя Валя рассказывает» был посвящен природе, животному и растительному миру89. Рисованные иллюстрации дополняли рассказ ведущей. «Иванушкины сказки» состояли из инсценировок литературных произведений40.
В кресле взрослого ведущего передачи за долгие годы ее существования побывало изрядное число артистов. В 1970-е годы с экрана детей приветствовали «тети» и «дяди», что говорит о соблюдении некоторой возрастной дистанции между педагогами и воспитанниками. В 1990-е ситуация изменилась, на смену маститым дикторам пришли молодые ведущие, расстояние между поколениями сократилась. Новое время продиктовало новую телевизионную моду, в начале века в студии «Спокойных ночей» появились девушки-ведущие, с которыми кукольные герои и зрители общаются на равных, называя их по имени.
С особой точки зрения на программу посмотрели в Российской Академии образования. Исследователи обратили внимание на место передачи «Спокойной ночи, малыши!» в сетке телевещания, которое, по их мнению, имеет особое значение для успеха детских проектов. Определенные типы передач встраиваются в традиционные, соответствующие культурным ішкл «Иванушкины сказки», инсценировка сказки В Бианкн «Про муку». нормам воспитательные ритуалы, организующие жизнь маленького зрителя. «Спокойной ночи» долгие годы выходили во временном отрезке с 20.45 до 21.00 часа, который традиционно посвящен подготовки детей ко сну (чтение сказок, беседы с ребенком и т.д.)- Этот ритуал не только обслуживался передачей, но и вытеснялся программой: в эти часы с ребенком общается не мама и папа, а телеведущие .
Как было упомянуто выше, документальной базы программ для младшей возрастной группы, существовавших на экране в 1960-е годы, не сохранилось. Определить специфические черты периода мы попытались, обратившись к анализу передач для более старших зрителей (средние и старшие школьники). Деятельность редакций, переживавших период творческого развития, в то время была сосредоточена на поисках форм, наиболее полно соответствующих различным тематическим направлениям. Наряду с обращением к технически и художественно выверенным телевизионным жанрам и формам подачи материала, продолжались творческие эксперименты. Убедительным примером подобных теленоваций стала студия «Юного пионера».
Основные тенденции современного этапа развития телевидения для детей
В профессиональном сообществе сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, нельзя было не учитывать показатель популярности передач, поскольку низкий рейтинг становился суровым приговором для программ. С другой - журналисты понимали, что их ориентация только на рейтинговые программы может привести общество к полному отрицанию морали.
В условиях рыночной модели функционирования телевидения продукт телевизионного творчества принимает форму товара. Его ценность обуславливается не художественными достоинствами, а логикой товарного производства и обмена.
Коммерциализация телевидения негативно отразилась на характере вещания для маленьких зрителей. С точки зрения покупательской платежеспособности, детская аудитория не могла привлекать рекламодателей и телепродюсеров. И во времена, когда лишь устойчивые рейтинговые показатели стали определять программную политику каналов, ребятам пришлось довольствоваться тем телевидением, которое в первую очередь приносит хорошие финансовые дивиденды, а не ставит своей задачей образование или воспитание.
Еще один процесс, характерный для телевидения конца прошлого века. определил вектор развития детского вещания у нас в стране. С конца 1980-х годов в отечественный эфир хлынул поток импортной продукции, рассчитанный на юную аудиторию.
Для целого поколения молодых людей стала органичной модель поведения, отличная от традиционных для нашей культуры представлений о нравственности, морали, долге. Образ мышления, мировоззрение «новой» русской молодежи формировались не под влиянием отечественного
Начало экранной оккупации было положено анимационными сериалами, позже появились концептуальные циклы. Подростки находили образцы для подражания среди героев молодежных сериалов. Несмотря на возводимую теперь в культ толерантность, апеллирование к «иным временам и нравам», авторам представляется невозможным, порою губительным, слепое копирование модели поведения и системы ценностей, которая культивируется в большинстве импортных молодежных сериалов15 .
Чрезмерное присутствие агрессивного начала на экране - тенденция, характерная для российского телевидения последнего десятилетия XX века. Сцены насилия и жестокости стали «нормой» и для части детских программ15" . Если принять в расчет тот факт, что дети за неимением достаточного количества передач, предназначенных для их возраста, становились зрителями взрослого телевидения, изобилующего агрессией, то понимаешь, что поток негативной информации на ребят и ее влияние был огромен.
В свое время в журналистских кругах и в средствах массовой информации много внимания уделялось обсуждению неконтролируемого, чаще негативного, воздействия на юных зрителей многих передач импортного производства, выходивших в эфир в конце прошлого века. Авторам не хотелось подвергать разбору каждую из них. (Исключение составляет психологический анализ телепередачи для дошкольников «Телепузики»15 1.) Тем не менее, изучение этого вопроса (консультации с психологами, педагогами, культурологами и специалистами в других областях знаний) привело нас к твердому убеждению: нельзя строить воспитание и образование собственных детей на «чужой» культуре,
Даже высокий профессиональный уровень некоторых зарубежных телевизионных циклов не оправдывает выстраивания программной политики каналов на их основе.
Несмотря на общую негативную тенденцию характерную для детского телевидения, в эфире конца XX века случались определенные прорывы. Надо отметить, что существование «приятных исключений» было возможно не благодаря отлаженной системе вещания, а вопреки ей. Во многом передачи держались на энтузиазме их создателей, часто за талантливой идеей стоял конкретный человек.
Таким подвижником детского телевидения был Сергей Супонев155. Он и его команда работали интенсивно, реализуя проект за проектом. Сергей находился в центре творческого процесса, всегда был полон новых замыслов и свежих идей. В 1999 году Сергей Супонев был отмечен премией ТЭФИ за передачу «Зов джунглей», автором и ведущим которой он был. Его ранний уход из жизни и последовавший за этим окончательный развал детского вещания на ОРТ лишь подтверждают наш тезис о том, что успех деятельности редакции не был закономерным явлением и обеспечивался исключительно харизматической личностью Сергея Супонева.
Итак, к 1990-м годам канула в лету четкая организация детского телевизионного процесса, ушли в прошлое времена расцвета вещания для детей. Результат равнодушного отношения к детскому направлению телевидения со стороны государства и общества не заставил себя долго ждать и отразился на телеэкране в поступательном снижении качества и количества передач для юных зрителей.
Основные принципы организации вещания для детей
Аудитории дошкольников, младших школьников и младших подростков обнаруживают характерный всплеск в интервале примерно от 8:30 до 13:00спикомв 10:00-10:15. Причем среди дошкольников и младших школьников объем аудитории в этот период выше, чем в вечерний прайм-тайм. В эти часы детская аудитория в процентном отношении существенно больше общей аудитории, превышая ее в 1,5-2 раза. Аудитория старших подростков и юношества в процентах, напротив, меньше общей аудитории.
Ситуация выравнивается к 14:00, после чего в течение примерно четырех с половиной часов все пять рассматриваемых возрастных групп демонстрируют сходное телевизионное поведение - спады и нарастания аудитории близки друг к другу. Различия наступают после 18:30. Аудитория дошкольников немного растет, достигает прайм-тай мового пика в районе 20:00. после чего быстро убывает. Аудитории младших школьников и младших подростков достигают максимума около 21:00, аудитории старших подростков и старшеклассников - около 22:00.
Руководствуясь данными авторитетного социологического исследования TNS Gallup Media, можно заключить, что объем детского вещания должен составлять от 2.5 до 3.5 часов в день, в зависимости от дня недели и времени года. В противном случае маленькие зрители будут переключать свое внимание на программы, адресованные взрослым, что может привести к нежелательному результату.
Оптимальным представляется следующий вариант. В будние дни необходимы два часа вещания, один час утром - с 9:30 до 10:30, другой - с 16:00 до 17:00. Кроме того, имеет смысл выпускать небольшую рубрику для детей в утреннем эфире в интервале с 7:00 до 8:00. В выходные дни необходимы два с половиной часа, полтора часа утром - с 9:30 до 11:00, один час после обеда - с 16:00 до 17:00.
Не следует забывать о смещении акцентов на младшие возрастные группы по выходным дням, и на подростков в будни.
Организация детского телевещания должна строиться с учетом структуры детского распорядка дня. Нужно понимать, что эта категория меняется от года к году. Поэтому для точного выявления времени проведения юными зрителями у экрана необходимо периодически проводить исследования на эту тему.
Детские психологи и педагоги рекомендуют применять при подготовке и производстве детских телевизионных программ классические методики «своих» дисциплин. Для развивающего детского телевидения это означает вещание с учетом правил повторяемости и цикловое построение передач.
Разовые программы теряются в современном телевизионном пространстве. При этом не играют большой роли ни их художественный уровень, ни острота затрагиваемой проблематики. Между тем, циклы учитывают специфику работы детской психики, которая действует в режиме возврата и узнавания пройденного материала. Такая организация программ предоставляет большие возможности для авторов: позволяет глубже раскрыть тему, осветить ее с многих сторон, добиться устойчивого результата.
Выстраивание детских линеек в программной сетке «дисциплинирует» аудиторию, учитывает «эффект привыкания» зрителей к времени показа, героям передачи, ее форме.
Телевизионная практика говорит о том, что за один-два выпуска невозможно прийти к идеальной структуре программы. Даже скрупулезная художественная и техническая подготовка требует эфирной апробации. Несмотря на то, что «пилотные» выпуски снижают риск ошибок, живую реакцию зрителей невозможно предугадать. В этом смысле циклическая организация вещания позволяет вносить коррективы в уже существующие передачи.
Воспитание и обучение ребенка тесно увязано с циклической организацией жизни. Педагоги настаивают на том, что детское развитие требует такого построения жизненного пространства, которое обеспечивает проживание ребенком традиционных культурных циклов19 .
Эффективность правила повторяемости становится очевидной там, где задачами программ является образование и воспитание маленьких зрителей. В первую очередь мы говорим не о повторяемости блоков передач, а о возвращении к пройденному материалу, закреплении базовых тем, с тем, чтобы на их основе выстраивать дальнейший процесс познания .
С самого начала телевидения детские редакции придавали огромное значение налаживанию обратной связи со своей аудиторией. Когда-то показателем популярности передачи было количество писем, приходящих в ее адрес. Теперь для зрителей существуют и другие, более современные
Не имея возможности ббЛЙе летально вдаваться в обсуждение этого щошняегаая ирга и таїш я содержания воспитания в соответствии с календ; календарные праздники и т.п.) в системе дошкольного воспитания илі принципиальное значение ДНЯ освоения ребенком базовых элементов культурь Разработчики детского цикла «Улица Сезам» имеют собственные ш условно освоенную букву или цифру они рекомендуют повторять через : подтверждение усвоения учебного материала средства выражения собственного мнения. Но, по-прежнему, у телевидения сохраняется потребность в ответной реакции ребят. Журналистам необходимо узнать, услышать, понять, удалась ли программа, правильно ли выбрана форма передачи, на самом ли деле тема, обсуждаемая на экране, волнует юную публику.
Мы убеждены, что абсолютным постулатом организации телевидения, детского в том числе, следует признать наличие диалога между создателями программ и зрителями. Подобное взаимодействие может осуществляться в различных формах. Почтовые и SMS-сообщения, анкетирование, разнообразные голосования - монологичный способ выражения зрительского мнения; непосредственное участие в передачах, звонки в прямой эфир, работа в фокус-группах - двусторонняя форма сотрудничества. Нельзя забывать, что диалог телевидение-аудитория - процесс, в котором заинтересованы обе стороны. Для журналистов - это проверка эффективности своей работы, для зрителей - способ воздействия на СМИ.
Выстраивание тесных взаимоотношений с аудиторией не должно ограничиваться телевизионными эфирами. Необходима популяризация «правильных» форм проведения детско-юношеского досуга, а именно: организация фан-клубов, проведение социально значимых акций под патронатом популярных телепередач или перенесение телепроектов в иную среду.
Сегодня основной формой взаимодействия с аудиторией признается рейтинговое голосование. Считается, что процент смотрящих телепередачу -показатель вполне достаточный для определения качества программы. Мы придерживаемся мнения, что рейтинги - лишь одна из форм обратной связи с аудиторией, учитывать которые необходимо, но строить профаммную политику, опираясь исключительно на них. - неверно.