Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Сергунина Наталья Александровна

Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория
<
Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сергунина Наталья Александровна. Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : 10.01.10 Сергунина, Наталья Александровна Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория (Теория вопроса) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Воронеж, 2006 172 с. РГБ ОД, 61:06-10/939

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Рулинет как социокультурный феномен

1. Интернет - продукт информационного общества 15

1.1.1. Интернет как составная часть ноосферы . 15

1.1.2. Сущностные признаки Интернета 24

1.1.3. Постмодернизм - эстетическая основа Интернета 32

2. Литературный процесс в Рунете 40

1.2.1. Современный литературный процесс 40

1.2.2. Сетература: специфика существования 55

1.2.3. РуЛиНет: тенденции развития 73

Глава II. Литературно-художественная критика в рулинете

1. Критика как движущаяся эстетика 84

2.1.1. Специфика литературной критики в РуЛиНете (теоретический аспект) 84

2.1.2. Общие характеристики критики в РуЛиНете: тенденции развития 99

2. Пользователь как литературный критик 112

2.2.1. Особенности выражения авторской позиции в нет-критике 112

2.2.2.Жанровое наполнение нет-критики 136

Заключение 153

Список использованной литературы 159

Введение к работе

Компьютерная коммуникация, возникшая в последней трети XX века, именуемая Интернетом, заметно преобразует современную цивилизацию. Во-первых, она ускоряет процессы переработки и доставки информации; во-вторых, она влияет на мышление всех субъектов, причастных к обработке информационных потоков, размывая границы между реальным и виртуальным мирами; в-третьих, она активизирует креативную деятельность адресантов; в-четвертых, стирает социальные и географические границы между отдельными группами источников и потребителей информации, создавая достаточно демократическую всеохватную Сеть.

Интернет из элитарной компьютерной системы, решавшей поначалу довольно утилитарные экономические и военно-технические задачи, превратился в общемировую систему, обеспечивающую разнообразной информацией огромное количество людей, имеющих выход в Сеть.

Интернет наступает, становится общедоступным, что делает его все более и более привлекательным. Это легко проследить на отечественном сегменте Сети.

7 апреля 1994 года в мировой паутине возникла зона RU. За эти годы российский Интернет, или Рунет, превратился в мощный экономический и культурный объект. Справедливости ради стоит отметить, что 7 апреля 1994 года организация ICAAN, устанавливающая правила Интернет-жизни, зарегистрировала домен RU, но до этого четыре года существовал домен SU. Таким образом, если считать Россию правопреемницей бывшего Советского Союза в различных областях - политике, экономике, культуре, - то Рунет на четыре года старше, чем это обычно считается.

За это время отечественный сегмент «всемирной паутины» прошел большой путь. Если говорить о количественных показателях, то в 2000 году в России было 4,3 миллиона пользователей, в 2001 - 6,1 миллиона, в 2002 - 9 миллионов, 2003 — 12 миллионов, в 2004 — 18,5 миллионов, в 2005 - более 20 миллионов человек. Считается, что, когда число пользователей превышает 10 процентов от населения страны, Интернет превращается в реальную экономиче-

4 скую среду. Сегодня можно говорить о том, что этот процесс успешно завершается. Понятно, что количество пользователей определяется, прежде всего, благосостоянием отдельных граждан, но интенсивная компьютеризация всех сторон жизни российского общества позволяет проследить не только экономическую сторону развития Рунета. Он становится влиятельным фактором культурного развития общества.

Интернет сегодня - это не только новейшая технология в области коммуникаций. Это важнейшее средство управления обществом. Это информационный и рекламный бизнес.

Всемирная сеть Интернет с каждым днем все активнее заявляет свои права на заполнение глобального информационного пространства, тесня СМИ, которые до недавнего времени безраздельно хозяйничали в нем.

Интернет - это не просто новое средство массовой информации, технически более совершенное по сравнению с предыдущими. Это принципиально новый вид коммуникации, уникальность которого заключается в его всеохватно-сти, открытости, отсутствии единого центра управления и невозможности установить тотальный внешний контроль над процессами, происходящими внутри него, и их последствиями. Более того, Интернет - это не только новая медийная среда, но еще и самобытное явление в области культурной и духовной жизни современного общества. М. Кастельс называет его «технологическим базисом для организационной разновидности информационной эры»1. Важную роль Сети в жизни общества отводят и Ж.Ф. Лиотар, связывающий вхождение человека в «постсовременный период» с процессами всеохватывающей информатизации, и Э. Тоффлер называющий компьютерные сети «совершенно новым уровнем коммуникации в социальной системе» .

Интернет стал знаковым явлением, поскольку его появление свидетельствовало о формировании новой цивилизации (по формуле Э. Тоффлера - наступление Третьей ее волны) - постиндустриального общества (позже названного информационным). Эстетической базой этого общества часто называют по-

1 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатерин
бург: У-Фактория, 2004. - С. 13.

2 Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - С. 560.

5 стмодернизм. Формирование постмодернистской парадигмы в культуре в свою

очередь определило во многом развитие литературного процесса на рубеже XX - XXI веков. В России эволюция этого процесса совпала с коренными изменениями в политической, идеологической и экономической сферах, что привело к существенным изменениям социокультурного ландшафта на всем постсоветском пространстве. В постиндустриальном обществе, живущем в среде непрерывно совершенствующихся технологий, информационную и коммуникативную функции выполняет Интернет, задумывавшийся как электронная сеть по обмену данными, которая могла бы связать несколько независимых друг от друга компьютеров.

Открытость, являющаяся основной чертой Сети с момента ее создания, и отсутствие ограничений в подключении к ней дали возможность стать Интернет-пользователями огромному и, что самое главное, постоянно увеличивающемуся количеству людей. Примечательно, что для многих компьютер, подключенный к Сети, становится также средством интеллектуального отдыха или игры, в том числе и литературной. По мере того как Интернет развивается, все чаще и чаще его начинают воспринимать как «виртуальную реальность» (термин, появившийся впервые в середине 80-х годов прошлого века в произведениях американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона), как проекцию реальной жизни, существующую в пространстве «всемирной паутины». Действительно, в Интернете отразились фактически все стороны человеческой деятельности.

Все это обусловливает актуальность предпринятого исследования. В этой связи необходимо обратить внимание на следующие факторы.

Первый из них - судьба печатной прессы в связи с очевидным ростом влияния Интернета. Интернет триумфально шествует по миру: речь идет не только о количественном росте пользователей Сети, но и о вытеснении им печатных изданий. Многие пользователи Интернета уходят из информационного пространства традиционных - по своей технологии - изданий.

«Трагедия газет, - пишет Иван Засурский, вице-президент холдинга «Рамблер», - заключается в том, что они потеряли молодое поколение. Люди

привыкают получать новости через Интернет. Этот процесс вполне закономе-рен» . По мнению Ивана Засурского, главные преимущества Интернета - оперативность доступа к информации (бесспорно!) и интерактивность (тут исследователю можно возразить: «горячие линии» многих масс-медиа, предоставление газетных полос читательской почте, живой диалог в режиме on-line в теле-и радиовещании - тому подтверждение).

Не все исследователи согласны с позицией И. Засурского. Евгений Абов, вице-президент Всемирной газетной ассоциации (WAN), признав, что появление новых медиа-носителей «приводит к сокращению доли традиционных СМИ в структуре медиа-потребления», замечает: «Глобальное преимущество газет в том, что ни одно медиа-издание не обладает такими разветвленными журналистскими ресурсами, как газеты»4.

Спор этот, судя по всему, будет продолжаться, ибо для него существуют объективные причины. Мультимедийность (а Интернет обладает этим качеством в полной мере) ставит в центр внимания теоретиков проблему максимального использования информационного ресурса, которым обладают и Интернет, и традиционные средства получения, переработки и передачи информации.

Во-вторых, Интернет стал не только одним из важнейших средств коммуникации, но и новой духовной средой, которую довольно быстро освоили различные виды искусства, в том числе и литература. Ее сегодня можно назвать одной из популярных, динамично развивающихся и изменяющихся сфер виртуального пространства. К сожалению, современный сетевой литературный процесс, несмотря на свой динамизм: интенсивное обновление авторского корпуса (приток молодых сил в литературу), тематическое расширение (отсутствие цензуры и табу на ранее малодоступные для литературы темы), эстетическую мно-голикость (рядом с традиционной психологической литературой существуют постмодернистские, концептуалистические, неомодернистские и иные направления), - не является предметом обстоятельного анализа ни в средствах массовой информации, ни в специализированных изданиях.

3 Засурский И. От «галактики Гуттенберга» к «галактике Маклюэиа» / И. Засурский // Известия. - 2005. - 21
сентября. - С. 6.

4 Абов Е. Газеты - это масс-медиа будущего, а не прошлого! / Е. Абов // Известия. - 2005. - 21 сентября. - С. 6.

7 В то же время РуЛиНет занимает достаточно прочное место среди пользователей, интересующихся процессами, протекающими в современном искусстве и литературе. По информации статистического портала Rambler's Тор 100, доля литературного контента в составе русскоязычной части Интернета на протяжении 2002-2005 годов колеблется в районе 2%, что довольно много. Количество ссылок на регулярно посещаемые пользователями Интернета виртуальные страницы о литературе и окололитературных явлениях на статистическом портале Rambler's Тор 100 в середине сентября 2005 года составляло 1878. Фактически каждая из этих страниц имеет раздел критики, а также гостевую книгу или форум, которые регулярно в оперативном режиме дают эстетическую оценку опубликованным в Сети и на бумаге литературным произведениям.

Литературная критика традиционно рассматривается как звено литературной коммуникативной системы. При этом всегда подчеркивается, что литературная критика сориентирована на публичность, поскольку важнейшая ее задача - воздействие'на литературную и общественную жизнь. Иными словами, литературная критика тесно связана с политическими, идеологическими, социокультурными и экономическими процессами, протекающими в обществе. Отсюда - та важная роль, которая отводится ей во взаимодействии с художником, с одной стороны, и с аудиторией - с другой.

Публичность литературной критики, во-первых, повышает социально-нравственную ответственность автора за создаваемый им текст, а во-вторых, подталкивает общество (и - власть!) к той или иной степени внимания к творческой деятельности критика как эксперта художественного процесса. Тем более, что критика довольно очевидно социально институциализирована - в стране действует разветвленная сеть литературных изданий, издательств, творческих союзов, высших учебных заведений, активно участвующих в художественном процессе. Если к этому добавить чисто экономический фактор и участие критики в пропаганде интеллектуальной продукции, то нетрудно понять какое значение отводится литературно-критической деятельности в системе массовой коммуникации.

8 По форме и содержанию критические выступления, опубликованные в

Интернете, нередко отличаются от существующих газетно-журнальных аналогов. Литературная критика в Сети имеет другой, по сравнению с печатной прессой, авторский и жанровый составы, меняет роль автора (потенциальным автором в Интернете становится универсальная и в немалой степени обезличенная фигура Пользователя).

В-третьих, если в печатной публицистике последнего десятилетия все больше усиливается тенденция к персонификации творчества, к стремлению закрепить текст за конкретным субъектом высказывания, то в Интернете получают развитие противоположные процессы. Адресанту сетевой публикации зачастую неважно, кто именно является источником информации.

В-четвертых, благодаря Интернету, в начале XXI века родилась новая информационная цивилизация, которая реализовала философско-культурологические представления эстетики постмодерна. Поэтому Интернет можно рассматривать как коммуникацию, выражающую основную эстетическую тенденцию начала нового века.

Новизна и степень научной разработанности темы. Принципиальным отличием русскоязычного сегмента Сети является существование «русского литературного Интернета» (РуЛиНета). Литературный Интернет существует только в русскоязычном сегменте всемирной информационной Сети. На Западе распространению современной литературы в цифровом виртуальном пространстве мешает суровый, по сравнению с российским, закон об авторском праве. Информация, публикуемая на зарубежных литературных сайтах (даже если речь идет о персональных страницах популярных сегодня авторов Паоло Коэ-льо5 и Милорада Павича6), как правило, содержит только небольшие отрывки из их произведений, а также критические статьи об их творчестве, интервью, форум фанатов и адреса Интернет-магазинов, где можно купить изданные произведения.

5 Paulo Coelho Official Site. - ().

6 Мнлорад ПавіЛ: . Official Site. - ().

9 Литература в российском сегменте мировой паутины развивается и живет относительно самостоятельной жизнью. В Сети в свободном доступе содержится огромный массив художественных текстов, как современных, так и принадлежащих более ранним эпохам, разнообразные отклики на них, интересные литературоведческие находки.

К сожалению, проблемами развития русского литературного Интернета в нашей стране занимается небольшое число исследователей. В частности, вопросам специфики сетевого литературного процесса посвящены диссертацион-ное исследование А.Ю. Долгополова и его публикации в научной периодике , докторская диссертация и выступления в научной периодике О.Б Скородумо-вой , а также глава «Сетература» в учебнике «Современная русская литература (1990-е — начало XXI в.)» . Развитие литературной критики в Сети остается предметом «внутрицеховых» дискуссий и высказываний только среди сотрудников литературно-художественных изданий, таких, как «Новый мир», «Новое литературное обозрение», «Знамя», «Континент», «НГ - Ex libris», многие из которых впервые опубликовали свои мнения в Интернете на сайтах проектов «Сетевая словесность» (), «Русский журнал» (), литературно-философский журнал «Топос» (), Национальный сервер современной прозы (), Национальный сервер современной поэзии (), электронные литературные журналы «Итака»11

Долгополое А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: Структура, особенности организации и функционирования: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.Ю. Долгополов. - Воронеж, 2005. -24 с.

8 Долгополов А.Ю. Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете / А.Ю. Долгополов // Вестн.
Воронж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика.-2004.-№2.-С. 139-145.

Долгополов А.Ю. Литературные ресурсы в российском Интернете: Функциональный подход и попытка классификации / А.Ю. Долгополов // Акценты. - 2003. - №3. - С. 34-39.

Долгополов А.Ю. Российский литературный Интернет / А.Ю. Долгополов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. Материалы всероссийской научно-практической конференции / Воронеж, гос. ун-т. -2003.-С. 102-104.

Долгополов А.Ю. Художественная литература в Интернет: Формы хранения и способы функционирования / А.Ю. Долгополов // Ростовская электронная газета. - 2003. - №12 (90). - ().

9 Скородумова О.Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России:
автореф. дис.... док-pa филос. наук/ О.Б. Скородумова. -М., 2004.-40 с.

Скородумова О.Б. Интернет О.Б Скородумова// Глобалистика: Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - 1030 с. Скородумова О. Б. Интернет-торговля и социокультурные факторы формирования потребителя нового типа// Экономика и производство: Электронный журнал депонированных рукописей, август, 2003, №8.

10 Современная русская литература (1990-е г.г. - начало XXI в.): учеб. пособие для студ. филол. фак. высш.
учебн. заведений / [под ред.' СИ. Тиминой]. - СПб.: Филологии, ф-т СПбГУ; М.: Издат. центр «Академия»,
2005. - С. 269-289.

11 В настоящее время этот сайт не работает. Он был закрыт два года назад.

10 () и «Вавилон» (). Среди авторов сетевых выступлений необходимо отметить Д. Кузьмина, М. Константинову, Алек-срому, М. Митренину, Э. Шмидт и О. Чемоданову, внесших весомый вклад в теоретическое осмысление явлений сетевой литературы и литературной нет-критики. Особняком в этом ряду стоит фигура создателя и координатора самого первого литературного проекта Рунета «Сетевая словесность» Е. Горного12. В 1997 году «Сетевая словесность» выделилась из недр проекта и к 2000 году она превратилась в библиотеку, вмещающую огромный массив сетевых литературных текстов и их критических разборов.

Среди работ по проблемам гуманитарного Интернета можно назвать учебник А.А. Калмыкова и Л.А. Кохановой «Интернет-журналистика», монографии А.И Каптерева «Информатизация социокультурного пространства», Э. Дайсона «Жизнь в эпоху Интернет», А.А. Грабельникова «Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества», а также сборники «От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия» и «Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета». Последние два включили размышления как отечественных, так и зарубежных авторов о взаимодействии традиционной книжной культуры с новой культурой цифровых сетей. В фокусе внимания этих работ оказывается, как правило, коммуникаци-

12 Кузьмин Д. Где же Гамбург? Рейтинги, конкурсы, премии и русский литературный Интернет/ Д. Кузьмин //

Сетевая словесность. - ( hamburg.html).

Кузьмин Д. Краткий катехизис русского литературного Интернета / Д. Кузьмин // Сетевая словесность. -

().

Константинова М. В сетях РуЛиНета / М. Константинова // Сетевая словесность. -

().

Алексрома. Первый и последний рейс «сетературы» / Алексрома // Русский журнал. -

().

Митренина М. Интернет и русский литературный процесс / М. Митренина // Русский журнал. -

( 0224_mitrenina.htm).

Шмидт Э. Литературный русскоязычный Интернет: между графоманией и профессионализмом / Э. Шмидт //

Сетевая словесность. - ( .ru/slova/Schmidt/liternet.htm).

Шмидт Э. Об универсальных библиотеках и садах расходящихся тропок. Русские гипертексты / Э. Шмидт //

Сетевая словесность. - ( .ru/slova/Schmidt/hypertexts.htm).

Чемоданова О. Сетература и РуЛиНет / О. Чемоданова // Библиограф. - 2004. - 17 ноября. -

( 1 &id= 1442).

Чемоданова О. На крыльях паутины / О. Чемоданова // Бибилиограф. - 2004. - 4 апреля. -

(hUp://).

Горный Е. Виртуальная личность как жанр творчества / Е. Горный // Ruhr-Universitat Bochum. -

().

Горный Е. О гестбуках / Е. Горный // Сетевая словесность. - ().

11 онная специфика Интернета. Этой теме посвящены и работы А.И. Акопова13.

Немало публикаций данной тематики содержится также в разделе «Net-культура» Интернет-проекта «Русский журнал»14. Методика исследования включила в себя:

изучение работ по теории Интернета как средства коммуникации, по теории литературно-художественной критики, по теории автора в литературе и публицистике;

анализ и синтез эмпирического материала, изучение более ста сайтов в Интернете, посвященных литературе, а также журналов «Знамя», «Новый мир», «Иностранная литература», «Континент», «Новое литературное обозрение», газет «Литературная газета», «НГ - Exlibris», еженедельника «Книжное обозрение» за 2002-2005 годы.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили положения и выводы, представленные и обоснованные в трудах М.М. Бахтина и А.А. Потебни, посвященных изучению своеобразия авторской позиции художественного произведения, работы М.К. Мамардашвили В.А. Емели-на, М. Кастельса, Д. Белла, Г.М. Маклюэна, Э. Тоффлера и П. Козловски13, по-

Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.

Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004. -512 с.

Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета / Э. Дайсон. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 398 с. Грабельников А.А. Массовая информация в России: От первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 330с.

От книги до Интернета: журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.-256с.

Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. - М.: Традиция, 2000. - 280с.

Акопов А.И. Некоторые проблемы журналистики электронных сетей / А.И. Акопов // Акценты, 2000. - №3-4. С. 5-12.

Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета / А.И. Акопов // Акценты, 1999. -№1-2. - С. 42-44.

Акопов А.И. Текст как сущность и форма сетевой коммуникации / А.И. Акопов // Ростовская электронная газета, 2004. - №7(97). - (hppt://).

14 Net-культура на «Русском журнале». - ().

15 Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М., 1986. - 506 с.
Потебня А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. - М., 1976. - 440 с.

Мамардашвили М.К. Литературная критика как акт чтения / М.К. Мамардашвили // Философия в России. -«М». - ().

Емелин В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна / В.А. Емелин. - Официальный сайт Вадима Емелина. - ().

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608 с.

Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 956 с.

12 зволяющие с философских, социокультурных и эстетических позиций взглянуть на тенденции развития современного общества. Для обоснования тезиса о том, что Интернет является базовой технологией для существования нового постмодернистского искусства (в частности, литературы и сопутствующей ей литературной критики), использованы работы видных теоретиков постмодернизма Ж.Ф. Лиотара, Ю. Кристевой, Р. Барта16. Терминологической базой стал словарь Ю. Борева17 и энциклопедия «Постмодернизм»18.

Теоретическая значимость исследования обусловлена разработкой положений, связанных с осмыслением своеобразия литературно-художественной критики в РуЛиНете, исследуемой современной теорией литературы, а также рассмотрением позиции сетевого автора в соотнесении с положениями постмодернистской эстетики и сквозь призму теорий об информационном обществе и цифровой эпохе. Работа исследует степень взаимного влияния литературного процесса, протекающего в Интернете, и литературного процесса, отражаемого традиционными «бумажными» изданиями.

Объект исследования - литературные ресурсы русскоязычного Интернета и их литературно-критические разделы, а также оценки их деятельности современной критикой, опубликованной в литературно-художественных изданиях и на виртуальных страницах.

Предмет исследования - литературно-художественная критика в Интернете, ее специфические особенности; характер взаимоотношений автора и читателя сетевых критических текстов; отличие литературно-художественной критики в Интернете от современной газетно-журнальной художественной критики.

Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн. - М., 2003. - 464 с. Тоффлер Э. Третья волна / Э.Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 776 с.

Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П.

Козловски. - М.: Республика, 1997.-240 с.

16 Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар. - М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Але-
тейя, 1998.- 160с.

Кристева Ю. Разрушение поэтики / Ю. Кристева // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 9. Филология. - 1994. - №5. -

С. 44-63.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика / Р. Барт. - М., 1994. - 615 с.

17 Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. - М.: Изд-во
Астрель: Изд-во ACT, 2003. - 576 с.

18 Постмодернизм: энциклопедия / [под ред. А.А. Грицанова и М.А. Можейко]. - Минск.: Интерпрессервис;
Книжный дом, 2001. - 1040 с.

13 Цель работы - провести исследование литературно-критических ресурсов русскоязычного Интернета; определить особенности РуЛиНета и его место в культурном процессе современной художественной практики. Задачи работы:

  1. Выявить специфику литературного процесса в РуЛиНете и его отличительные черты;

  2. Определить характерные особенности литературно-художественной критики в РуЛиНете;

  3. Систематизировать представления о функциональных особенностях литературной критики в Интернете;

  4. Определить своеобразие системы жанров литературной критики в РуЛиНете;

  5. Выявить своеобразие авторской позиции в литературно-критических текстах в Интернете;

  6. Выявить закономерности развития литературно-художественной критики в Интернете как эстетического явления постмодернизма.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Возникновение во второй половине 1990-х годов и дальнейшее развитие РуЛиНета позволяет говорить о появлении нового типа автора. Им становится Пользователь, который выступает одновременно и как потенциальный творец текста с неограниченными авторскими возможностями, и как его реципиент.

  2. Зафиксированная в эстетике постмодернизма утрата автором имени отчетливо проявляется в сетевой литературно-художественной критике. С одной стороны, это делает ее массовым явлением в Интернете, а с другой — снижает эстетические критерии в ней. Автор воспринимается не как носитель авторитетного мнения, а как один из множества пользователей, выражающих публично свою позицию.

  3. Литературно-художественная критика в РуЛиНете обновляет поэтику современных литературно-критических выступлений за счет широкого использования приемов повествования, принятых в литературном Интернете (в частности, приемов стилевой игры, в которой идет очевидная контаминация литературоведческого анализа с фамильяризацией высказывания).

14 4. Русский литературный Интернет демонстрирует повышенный уровень эмоциональности, связанный с сокращением дистанции между автором и читателем как потенциальным критиком предлагаемого текста.

Практическая значимость исследования. Его результаты могут быть использованы журналистами-практиками, занятыми в сетевых СМИ, в их повседневной творческой деятельности, пользователями Сети, посетителями литературных электронных страниц и порталов, литературными критиками. Основные положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов «Основы теории литературы», «История отечественной литературы», в спецкурсах.

Апробация диссертации. Результаты исследования были изложены в научных сообщениях автора на межрегиональных научных и научно-практических конференциях в Воронежском государственном университете. Основные положения работы опубликованы в сборниках тезисов и научных работ (7 публикаций), а также в курсе «Основы теории литературы», читаемом диссертантом на факультете журналистики ВГУ.

Структура работы. Основное содержание исследования изложено во Введении, двух главах и в Заключении, к которым приложен список использованной литературы.

Во Введении определяется актуальность, научная новизна работы, формулируются ее задачи и положения, выносимые на защиту.

Первая глава - «РуЛиНет как социокультурный феномен» посвящена рассмотрению теоретических и практических аспектов специфики функционирования РуЛиНета. Анализируется степень его влияния на современный литературный процесс и место в нем.

Вторая глава «Литературно-художественная критика в РуЛиНете» посвящена изучению структуры художественного процесса. Наиболее подробно рассматривается его составляющая — литературная критика.

В Заключении делаются выводы из осуществленного исследования.

Список использованной литературы включает 185 наименования отдельных монографий, книг, статей, содержащихся как в печатных изданиях, так и в Интернете.

Интернет как составная часть ноосферы

Развитие Интернета стало главным доказательством вступления человечества в информационную, или постиндустриальную, эпоху. Теория, обосновывающая основные положения информационного общества, возникла в 1960-1970-е годы. Основными ее разработчиками стали С. Лем, Э. Тоффлер, Д. Белл. В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер обратил внимание на то, что «любая цивилизация существует в биосфере ... , каждая цивилизация имеет характерную для нее техносферу .. . У любой цивилизации есть социосфе-ра..., инфосфера - капиталы коммуникации, через которые осуществляется обмен информацией. И любая цивилизация имеет властную сферу.

Вдобавок каждая цивилизация определенным образом связана с внешним миром ... . И у каждой цивилизации есть собственная идеология - культурно-общественная система взглядов, структурирующая определенный способ существования цивилизации»19. Третья волна исторических изменений, подчеркивает ученый, представляет собой не продолжение индустриального общества, а радикальное его изменение: «происходит полная трансформация... революционного характера»20. Рождается новая цивилизация, для которой характерны следующие признаки: - разнообразие источников энергии; - более дифференцированная технологическая база; - самым важным (и неистощимым) сырьем для цивилизации является информация, включая воображение; - компьютеризация; - революционные изменения в работе человека; - слияние производителя и потребителя (каждый человек все «делает для себя»); - дом как центральная единица общества, построенного по типу сети; - цивилизация Третьей волны осознает ценность децентрализации - регионы приобретают большую власть. Нетрудно заметить, что Э. Тоффлер видит главную особенность Третьей волны цивилизации в развитии сетевых отношений внутри общества. Это, безусловно, усиливает роль компьютера как катализатора всех процессов, протекающих в современном обществе.

Из канала передачи информации, из средства массовой коммуникации компьютер превращается в своеобразную интегральную систему существования личности: - компьютер актуализирует мыслительную деятельность человека; - компьютер заново структурирует трудовую деятельность человека, увеличивая время индивидуального творчества и досуг; - компьютер обеспечивает доступ к самой разнообразной информации; - компьютер способствует развитию стратегии поиска; - компьютер развивает дополнительные возможности обретения «себя-в-мире», поощряя индивидуальное творчество; - компьютер сокращает дистанцию между пользователями. Исходя из всего сказанного выше, можно утверждать (что и делают некоторые исследователи): цивилизация Третьей волны - это нарождающееся информационное общество, которое возникает постепенно на рубеже второго и третьего тысячелетий. К характерным чертам информационного общества относятся: - увеличение роли информации и знаний в жизни общества; - информация становится ключевым фактором производства; - возрастание доли информационных коммуникаций в общем объеме экономики общества; - создание глобального информационного пространства, обеспечивающего более тесное взаимодействие людей, их беспрепятственный доступ к мировым информационным ресурсам и ничем не ограниченное удовлетворение их информационных потребностей. Современные философы подчеркивают, что информационное общество - «духовный водоворот», который «характеризуется утратой согласия, неспо собностью прийти к единому стандарту поведения, общим правилам, языку и т.д.» . Для информационного общества характерна принципиальная децентра лизация, накладывающая отпечаток и на состояние внутреннего мира человека.

«Духовный водоворот» и смятение, возникшие не в последнюю очередь из-за постоянно увеличивающегося объема информации, поглотили человека, живущего в эпоху информационного общества. Массив доступных ему сведений, мощным каналом получения которых в последнее десятилетие стал Интернет, постоянно растет. Эта тенденция заявила о себе еще в досетевую эпоху - время тотального господства телевидения на информационном пространстве. Но с развитием Интернета она стала особенно очевидной: каждый человек, за ходя в Сеть, ежедневно оказывается один на один с мало упорядоченным пото ком самых разнообразных сведений, составляющим сотни, а то и тысячи гига байт. Кроме того, если в СМИ соблюдается принцип отбора и переработки ин формации, ретранслируемой аудитории, то информация, поступающая в Сеть, предварительно практически не отбирается и не контролируется никакими ин станциями.

Существенным элементом базовых представлений о постиндустриальном обществе является вопрос о роли и месте информации в нем. В самом общем виде эта роль формулируется так: «Тот, кто владеет информацией, получает возможность оптимально использовать властные функции». Или еще проще: «Обладание информацией открывает дорогу к власти». Именно поэтому в постиндустриальном обществе возрастает роль средств массовой информации, к которым все очевиднее примыкает и Интернет.

Сущностные признаки Интернета

«Всемирная паутина» существует не только для того, чтобы информировать население о тех или иных событиях. Журналистика - лишь один из секторов огромного Интернет-пространства. СМИ создавались и существовали на протяжении всей своей истории как средство, находящееся между аудиторией и официальной властью. Любое СМИ — это посредник (правда, довольно влиятельный), при помощи которого одна социальная группировка пытается манипулировать другой, используя тот или иной метод подачи информации. Интернет же работает с каждым отдельным анонимным пользователем, имеющим персональный компьютер с выходом в Сеть.

Интернет-аудитория специфична: к ней относятся люди, объединенные не по тендерному, этническому, социальному или иному признаку, а просто обладатели компьютеров. В этом заключается уникальность «сетевого сообщества»: у Сети нет и не может быть «целевой аудитории» - одной из основных типологических характеристик любого СМИ. «Сетевые сообщества», в отличие от остальных СМИ, не чувствуют острой необходимости ориентироваться на конкретную аудиторию и выражать свое мнение с установкой на официальную власть. У каждого конкретного пользователя подключенного к Интернету компьютера и относящегося по этой причине к «сетевому сообществу» есть желание беспрепятственно выражать свою точку зрения и найти людей, разделяющих (коммуникационная сущность и открытость Сети). Очевидно, что между СМИ и Интернетом существует принципиальное различие: СМИ работают с массовой аудиторией, а Сеть обращается к каждому Пользователю в отдельности.

Интернет создают отдельные люди прежде всего для себя самих. Главная черта Сети - открытость, что не свойственно контролируемым СМИ. Интернет - это территория свободы. М. Кастельс называл свободу «главным звеном в системе ценностей» Интернета: «Свобода творить, свобода использовать любые доступные знания и свобода распространять их в любом виде и по любому вы-бранному.. .каналу» . СМИ - это территория подконтрольности и ответственности как перед официальными органами власти, так и перед обществом (не говоря уже о внутреннем контроле со стороны редакции за работой каждого ее сотрудника). СМИ - это социальный институт, работающий на формирование и изменение общественного мнения в зависимости от происходящих событий, имеющих общественно значимый характер.

Интернет с момента своего возникновения является средством обмена информацией, носящим в значительной степени «неофициальный» характер, что расходится с практикой подконтрольности СМИ. Хотя стоит оговориться, что в последнее время изначально декларировавшиеся принципы свободного функционирования сетевого сообщества (беспрепятственный доступ к любой информации, равенство всех членов сообщества, бескорыстность обмена творческими идеями) начинают противоречить реальному положению вещей в Интернете. Интенсивная коммерционализация Сети, попытки государственных структур вмешаться в ее жизнь и создать соответствующие нормативные акты для контроля над ней вызывают все больше нареканий со стороны пользователей. Не так уж редки сегодня случаи, когда Интернет используется заинтересованными экономическими и политическими структурами для манипуляции сознанием пользователя.

Ключевая фигура масс-медиа - журналист - это, прежде всего, официальное лицо, представляющее свое СМИ. Роль автора, обнародующего какую-либо информацию в Интернете, совершенно отлична от роли автора СМИ. Уточним, что под автором в Интернете в данном случае понимается активный пользователь, размещающий на собственном сайте, в гостевых книгах или форумах информацию, не санкционированную официальной инстанцией. Автор в Интернете является частным лицом, нередко анонимным или не имеющим никаких самоидентифицирующих сведений, обладающим ярко выраженной субъективностью и эмоциональностью. Этот корреспондент, в отличие от официального сотрудника СМИ, вездесущ, одновременно многолик и безлик.

Судьей в Интернете всегда остается читатель, который заранее знает, что Сеть не предложит ему раз и навсегда сформированного мнения по тому или иному поводу. Она даст ему только информацию, в которой он сам должен сориентироваться, решить, доверять или не доверять ей, относиться к ней критически.

Итак, к сущностным признакам Интернета (как литературного его сегмента, так и медийного) следует относить: открытость, анонимность, свободу стиля, гипертекстовость, фрагментарность, «проектность» («сетевой проект» -самая распространенная форма саморепрезентации пользователя и творчества в

Интернете37), повышенную интерактивность, выражающуюся в прямой контактности между пользователями, объединенными по «сетевому» принципу (равноправие и независимость друг от друга).

А. Ю. Долгополов разделяет все категориальные признаки Интернета на две группы - основные и потенциальные38. К основным он относит контекст-ность, коммуникативность, процессуальность, открытость. К потенциальным -интерактивность, гипертекстовость, мультимедийность, распределенность ресурсов, автоматизированность генерации текста.

Нетрудно заметить, что, говоря о признаках Сети, исследователь соединяет специфические особенности Интернета с общемедийными. Все это лишний раз подтверждает связь Сети с масс-медиа и одновременно ее самостоятельность как звена ноосферы.

Обладая огромной коммуникативной привлекательностью и доступностью для миллионов людей по всему миру, Интернет предоставляет возможности для почти мгновенных массовых импровизированных кампаний. Именно в этом и проявляется воздействие Веба на окружающий мир. В любой момент он может начать открыто противостоять официальным властям, располагающим огромной силой и средствами прямого воздействия на людей.

Специфика литературной критики в РуЛиНете (теоретический аспект)

В литературоведении под литературно-художественной критикой понимается теоретическое обоснование художественного процесса, способ объяснения и оценки художественных произведений, а также средство активного идейно-эстетического воздействия на общество и художника. Ю.Б. Борев называет ее «организатором художественно-творческого процесса, влияющим на все его звенья и характер взаимодействия между ними»116. По мнению Ю.Б. Борева, критика присутствует на всех уровнях их взаимодействия. И каждый уровень обозначает одну из важнейших функций литературно-художественной критики.

В.Е. Хализев справедливо говорит, что литературную критику создает «авангард читающей публики», точнее говоря, - «ее художественно образованная часть»117.

А.С. Пушкин называл критикой «науку открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы». Наука эта должна быть «основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений».

В.Г. Белинский конкретизирует: «Первою задачей критика должна быть разгадка, в чем состоит пафос произведений поэта, которого он взялся быть изъяснителем и оценщиком», понимая под пафосом «"идею-страсть", которую "поэт созерцает не разумом, не рассудком, не чувством, но всею полнотою и целостью своего нравственного бытия"» .

Н.Г. Чернышевский обозначил задачи литературно-художественной критики так: «Критика есть суждение о достоинствах и недостатках какого-нибудь литературного произведения. Ее значение - служить выражением мнения лучшей части публики и содействовать дальнейшему распространению его в массе... Эта цель может быть достигаема... только при всевозможной заботе о ясности, определенности и прямоте»120. Итак, первая обязанность, которая исходит из самой природы литературно-художественной критики, - не только изучать и оценивать произведение, но и объяснять свои взгляды широкой читательской аудитории, интерпретировать для нее художественные тексты. Несмотря на то, что критика некоторыми известными исследователями (Д.С. Лихачев «Об эстетическом изучении памят-ников культуры прошлого» , Б.И. Бурсов «Критика как литература» и др.) рассматривается как специфический вид литературного творчества, как особая форма образного постижения действительности, она в не меньшей степени принадлежит к публицистическом творчеству.

Определение Ю.Б. Борева критики как организатора творческого процесса требует конкретизации. Поле деятельности критики - произведения литературы и искусства, предельно актуализируемые в конкретный период. Критик рассматривает творчество как факт, событие и процесс в общественной жизни, исследуя прежде всего его духовно-нравственное и эстетическое содержание.

Сегодня нередко приходится слышать заявления о том, что художественные произведения, -публикуемые в Сети, не могут быть названы литературой. Главный аргумент сторонников этой точки зрения в том, что она не всегда поднимается до того уровня, которого достигла «бумажная» литература, что основная часть литературы в Сети - творчество графоманов, что только печатная публикация может быть гарантией качества литературного произведения. Но ведь художественные тексты не всегда существовали на бумаге. До «гуттенбер-говской эпохи» они прожили долгие тысячелетия в устной форме (фольклор, легенды, сказки, предания). И тем не менее считаются частью литературы.

Сетевое литературное творчество сегодня становится своеобразным неофольклором, за которым также должны быть признаны права на существование в современной культуре. И то, что оно не зафиксировано (или, точнее, не может быть зафиксировано) на бумаге еще не означает, что его нет в духовной жизни нынешней эпохи. Более того, внимание издателей, а также знакомых с технологиями критиков и писателей свидетельствует, скорее, об обратном.

Литературная критика - это аргументированная оценка произведений текущей словесности, на каких бы носителях информации они ни существовали.

Литературная критика актуализирует взаимоотношения автора и читателя, помогая эффективному постижению аудиторией художественной концепции, заключенной в произведении. Она, совершенно справедливо указывает Ю. Борев, создает поле общественного мнения, в котором осуществляется бытие произведения как реального («предметно-физического») и идеального («общественно-духовного») явления. Критика помогает социально-эстетическому функционированию художественного текста. Она вскрывает заложенную в нем мысль и интерпретирует ее, «переводя» с языка писателя на язык читателя. Критика воздействует на социальную активность аудитории, выводя произведение на сцену общественной жизни, анализируя и оценивая его, размышляя над реальными жизненными явлениями.

Критика помогает и художнику, и читателю ориентироваться в современном искусстве, в художественной моде, в классическом наследии и его традициях, во всей художественной культуре в целом. Но стоит отметить, что главным содержанием литературной критики является текущий художественный процесс.

В теории литературно-художественной критики традиционно выделяют два основных подхода: социологический и эстетический. Социологическая критика рассматривает тексты художественной литературы в зависимости от процессов, происходящих в обществе в момент их создания. Произведение искусства расценивается как производное от фундаментальных и масштабных социальных явлений. Реальность выступает «ключом» к пониманию смысла произведения. Главным для такого подхода становится поиск социальной направлен ности в содержании художественных произведений. «"Правда жизни", отраженная в художественном произведении, "в своей художественной конкретно-сти предстает как воплощение метода писателя"» . Необходимо отметить, что в советский период методами (социологической критики часто использовались для определения «идеологической достоверности» художественных произведений, подменяя истинно социологическую критику так называемым «вульгарным социологизмом».

Другое крыло в теории литературно-художественной критики представляет эстетический подход. В основе его концепции лежит принцип, «утверждающий неизменность и вечность добра, правды и красоты»124. Именно эти вечные начала должен извлекать критик из произведения при его истолковании. Этот подход обосновывает необходимость для критика судить не столько о том, «что изображено», сколько - «как изображено». СМ. Волконский, в частности, утверждал, что задача критики сводится к проникновению «в сущность индивидуальности художника»125.

Общие характеристики критики в РуЛиНете: тенденции развития

Интернет сегодня играет значительную роль в отечественном литературном процессе. С одной стороны, он свободен и открыт для начинающих литераторов. С другой - является средой изучения мнения читающей общественно сти по поводу новых произведений.

В такой ситуации Сеть естественным образом начинает исполнять некоторые функции, традиционно присущие литературно-художественной критике. Она отбирает и оценивает художественные произведения для дальнейшего «бумажного» существования, ориентирует писателя на отражение тех или иных актуальных читательских интересов. Так становится очевидна одна из главных примет сетевой литературно-художественной критики - ее объект гораздо обширнее, чем у критики традиционной.

Молодые авторы Е. Горный, В. Курицын, М. Фрай, С. Корнев, М. Митре-нина, Н. Грызунова, А. Верницкий, М. Константинова, А. Андреев и другие пы таются осмыслить, какие изменения привносят технологии в творческий про цесс, в чем отличия текстов, появляющихся в Сети, от текстов, публикуемых традиционными способами. Стилистически их выступления отличаются большей свободой и раскрепощенностью. Благодаря молодым сетевым авторам, критика впервые заговорила простым языком о сложных вещах - от взаимоотношений власти и неподконтрольного ей Интернета до творчества Солженицына и Шекспира.

Наряду с произведениями, появляющимися в Сети и предназначенными только для публикации в Интернете, нет-критика рассматривает произведения текущей словесности, выходящие в виде книг и журнальных публикаций. Так, например, в 2005 году сетевая литературная общественность активно обсуждала таких авторов, как Алексей Иванов и его повесть «Географ глобус пропил», Олега Зайончковского, итоги молодежного литературного конкурса «Дебют», номинанты которого иногда являются выходцами из Интернета, и др.

Можно выделить следующие характерные черты сетевой литературной критики: Поскольку интенсивность и плотность творческого процесса в Интернете многократно превышает аналогичные показатели его офф-лайновой части, се тевая литературная критика более оперативно реагирует на художественные произведения. Например, на странице «Живого журнала»153 (электронного дневника) редактора издательства «Эксмо» Анастасии Грызуновой154 можно найти отзывы читателей на совсем недавно вышедшие в свет произведения. За частую они появляются здесь раньше, чем в традиционной прессе. Не менее оперативно на литературные новинки реагируют участники форумов - таких, например, как «Литературное кафе» (http://www.litcafe.ru/index.php). Оператив ность сетевой среды обусловлена не в последнюю очередь ее свободой: от из дателя или редакционных условий.

Возможность непосредственного контакта с автором произведения в любое время при помощи Сети дает Пользователю большие шансы влиять на творческий процесс. Самыми знаменитыми примерами здесь являются опыты написания Стивеном Кингом (2000 год, «Растение») и Сергеем Лукьяненко (2003-05 годы, «Черновик», отрезок «Лабиринта отражений» и др.) произведений в режиме он-лайн. Почти каждый день они выкладывали на своих сайтах новые части книг, получая читательские отклики, вопросы и рекомендации. По собственным признаниям писателей, эти тексты можно считать созданными со вместно с поклонниками их творчества. Отсутствие регламентирования творчества критика со стороны редакции, корпоративно-профессиональной цензуры или самоцензуры. Отсутствие жест кого механизма отбора текстов для вывешивания в Сети. Для сетевого критика нет официально или негласно признанных правил работы. Можно вспомнить слова редактора «Сетевой словесности» Евгения Горного о том, что «особой строгости» при отборе присылаемых к ним для публикации материалов «нет, отсеиваются совсем уж слабые вещи, прочим дается шанс» 55. То же самое можно сказать и многих других виртуальных литературных ресурсах, предоставляющих возможность печатать свои тексты пользователям. Единственное главное требование зачастую - не употреблять ненормативную лексику. Качественный уровень сетевого выступления зависит только от культурного и интеллектуального уровня его автора.

Универсальное положение пользователя Интернета, дающего возможность в любой момент ему превратиться из представителя многочисленной безликой аудитории в критика или автора собственного художественного произведения. Большие возможности при выборе собственной роли в постоянно становящемся в сети художественном процессе. Отсюда гибкость и неокончательность любых критических оценок. Вот всего лишь несколько цитат из книжного обзора Юрия Безбородова156. «Альбомы, монографии, популярные издания, разделы, посвященные искусству, в книжных магазинах разбухают, все труднее и труднее... отделить халтуру от чего-то действительно стоящего»; «возможно, книжка спровоцирует еще один [скандал] или даже несколько». «Трудно разобраться», «возможно» - подобное отсутствие жесткости в высказываниях вполне в стиле сетевого критика.

Похожие диссертации на Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория