Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына "Красное колесо" как форма воплощения эстетических принципов и мировоззренческих позиций автора Гуськов Вячеслав Владимирович

Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына
<
Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гуськов Вячеслав Владимирович. Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына "Красное колесо" как форма воплощения эстетических принципов и мировоззренческих позиций автора : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Владивосток, 2006 231 с. РГБ ОД, 61:06-10/735

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I. РОЛЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ФАК
ТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРСОНАЖНОЙ СИСТЕМЫ В ЭПОПЕЕ
А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА 9

  1. Система персонажей в литературном произведении. Основные принципы классификации персонажей 9

  2. Концепция личности А. И. Солженицына и её отражение в системе персонажей «повествованья» 16

  3. Влияние жанровых особенностей эпопеи на систему персонажей.... 38

Глава И. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КЛАССИФИКАЦИИ ДЕЙСТВУЮ
ЩИХ ЛИЦ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕРСОНАЖЕЙ 46

  1. Два варианта классификации персонажей - функциональный и концептуальный 46

  2. Функциональные типы персонажей как средство воплощения творческого замысла писателя и его эстетических принципов 54

2.2.1. Персонажи — свидетели исторических событий 57

* 2.2.2. Персонажи — рупоры авторской точки зрения 63

2.2.3. Персонажи — представители народного взгляда 69

Глава III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕРСОНАЖЕЙ КАК ВЫРАЗИ
ТЕЛИ АВТОРСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ 77

  1. Герои-рыцари и их взаимосвязь с авторским концептом идеальной личности 77

  2. Персонаэюи-актёры как выразители представлений писателя о личности и её роли в историческом процессе 116

3.3. Персонажи-бесы: формы художественного изображения сторонни
ков насильственного переустройства общества 142

Глава IV. ТИП КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ 177

4.1. Коллективные персонажи как самостоятельные действующие лица
произведения; их обусловленность историософскими воззрениями автора 177

«

4.2. Своеобразие художественного воссоздания действующих собира
тельных персонажей; их связь с авторскими концепциями (на примере
образа толпы) 182

  1. Художественное исследование причин образования революционных толп 182

  2. Толпа как действующий персонаж; «повествованья», основные черты и свойства образа 186

  3. Трансформация образа толпы как отражение исторической динамики и эволюции авторского отношения к действительности 202

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 219

Введение к работе

Данная диссертационная работа посвящена комплексному исследованию системы персонажей исторической эпопеи А. Солженицына «Красное Колесо».

Актуальность исследования. До сих пор творчество А. Солженицына вызывает споры и вопросы. Несмотря на то, что главные произведения писателя получили поистине мировую известность, их исследование только набирает силу. Литературоведческий же анализ самого крупного, самого важного и, в определённом смысле, итогового произведения художника - исторической эпопеи «Красное Колесо» — далёк от желаемой полноты. А ведь эта эпопея является не только ключевой в творчестве художника, но и знаковой во всей русской литературе XX столетия.

На данный момент малоизученными остаются многие художественные аспекты «повествованья в отмеренных сроках», без рассмотрения которых невозможно объективное понимание не только самого произведения, авторского замысла и комплекса связанных с ним идей, но в целом творческой индивидуальности Солженицына.

Одной из малоисследованных сторон эпопеи является система персона
жей, анализ которой, несомненно, позволит выявить мировоззренческие и эсте
тические позиции одной из ключевых и значимых фигур отечественной литера-
I туры XX столетия. Несмотря на то, что всё большее число исследователей об-

ращается к системному изучению как всего творчества Солженицына (Ж. Нива, В. С. Синенко, А. В. Урманов, В. А. Чалмаев, Н. М. Щедрина), так и «Красного Колеса» (Т. В. Клеофастова, П. Е. Спиваковский), отдельных исследовательских работ, посвященных анализу, типологическому структурированию персонажей всех «Узлов» исторической эпопеи на данный момент не существует.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является де
сятитомная историческая эпопея А. Солженицына «Красное Колесо» (1937,
1969-1990). При обосновании диссертационных концепций и положений берут-
> ся во внимание другие художественные творения писателя (рассказы «Один

5 день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом», «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛАГ», пьесы «Пленники», «Пир победителей»), а также его публицистические работы и интервью, мемуары («Бодался телёнок с дубом», «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов»), литературно-критические эссе («Литературная коллекция»). Предмет исследования - система персонажей «Красного Колеса» во взаимосвязи с другими художественными аспектами произведения.

Цель и задачи диссертационной работы. Содержание диссертации обусловлено поставленной целью, которая заключается в анализе системы персонажей всей исторической эпопеи «Красное Колесо», в выявлении связанных с ней авторских мировоззренческих и эстетических концепций. Данная цель определила следующие основные задачи:

рассмотреть персонажную структуру произведения;

определить и проанализировать важнейшие факторы, оказавшие влияние на систему персонажей эпопеи;

выявить основные типологические принципы и выстроить классификацию (классификации) действующих лиц произведения;

- рассмотреть основные типы персонажей «повествованья»;

- в ходе изучения конкретных типов исследовать их роль в раскрытии ав
торских творческих позиций, мировоззренческих концепций.

> Методологической основой работы стал комплексный литературоведче-

ский анализ персонажной системы произведения, включающий в себя различные способы исследования — от историко-литературного и сопоставительно-типологического до формально-структуралистского и герменевтического. Теоретической основой диссертации стали труды литературоведов: В. В. Агеносова, М. М. Бахтина, А. И. Белецкого, Г. Д. Гачева, Л. А. Коло-баевой, Б. О. Кормана, Н. Л. Лейдермана, Ю. М. Лотмана, Н. Д. Тамарченко, Б. В. Томашевского, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец; отечественных и зарубежных философов: Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилёва, В. С. Соловьёва, X. Ортеги-и-

I Гассета, Й. Хёйзинги; ведущих солженицыноведов: Ж. Нивы, М. М. Голубкова,

Т. В. Клеофастовой, П. Е. Спиваковского, А. В. Урманова, Н. М. Щедриной и других.

Научная новизна работы заключается в комплексном анализе системы персонажей всей десятитомной исторической эпопеи «Красное Колесо». В данном исследовании впервые определены и изучены основные системо- и харак-терообразующие факторы, обусловившие формирование персонажной структуры произведения. Впервые осуществлена попытка целостного рассмотрения авторской концепции человека. В работе предложены и рассмотрены два варианта классификации персонажей - функциональный и концептуальный', исследовано, как и какие авторские мировоззренческие и эстетические позиции проявляются на уровне персонажной системы; детально проанализированы следующие важные типы действующих лиц: персонажи-рыцари, бесы, актёры, рупоры авторского голоса и др. Впервые на примере образа толпы исследована роль коллективных персонажей в «повествованьи», их связь с авторскими историософскими воззрениями.

Практическая значимость. Материалы диссертационной работы могут
быть использованы в курсе изучения современной отечественной литературы, в
различных спецкурсах и спецсеминарах, а также в дальнейшем исследовании
как исторической эпопеи, так и всего творчества Солженицына. Методы клас
сификации могут быть использованы при исследовании системы персонажей
і других произведений Александра Исаевича, при изучении творчества совре-

менных писателей.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на
аспирантских семинарах и заседаниях кафедры литературы Благовещенского
государственного педагогического университета, на итоговых научно-прак
тических конференциях в БГПУ (2003-2005); результаты исследования были
апробированы на региональных научно-практических конференциях в Благо
вещенском филиале Московской академии предпринимательства при Прави
тельстве г. Москвы и в Дальневосточном высшем военном командном училище
\ (2004-2005). Содержание диссертационного исследования отражено в 8 публи-

7 кациях.

Материалы исследования используются при чтении лекционного курса «История русской литературы XX века» и при проведении спецсеминара «Стилевые течения современной прозы» на отделении русского языка и литературы Благовещенского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту

  1. Как и в любом другом художественном произведении, система персонажей исторической эпопеи «Красное Колесо» является значимым элементом воссозданного художественного мира. Исследование данного аспекта и его ти-пологизация позволяют полнее понять авторские творческие принципы и мировоззренческие установки.

  1. Важнейшими факторами, обусловливающими систему персонажей, являются творческая задача художника, его концепция личности и жанровое своеобразие произведения. Творческая задача влияет на отбор жизненного материала, концепция личности - на оценочные характеристики персонажей и способы создания образов, жанровое своеобразие, прежде всего, определяет внешние показатели: количество и соотношение образов, степень художественного раскрытия характеров и т. д.

  2. Учитывая системообразующие факторы, в эпопее можно выделить две категории типов действующих лиц: функциональные и концептуальные. К

, функциональным типам относятся персонажи, выполняющие, помимо своей ос-

новной сюжетно-фабульной роли, композиционные, повествовательные и другие задачи. К концептуальным типам относятся персонажи, несущие на себе явный отпечаток авторских концепций, и, прежде всего, концепции личности и истории.

4. Весьма значимыми в эпопее являются коллективные (собирательные)
образы, предстающие полноценными действующими лицами произведения. В
«повествованьи» эти образы отражают историософские представления Солже
ницына о том, что исторический процесс формируется под воздействием, во-

\ первых, Божьей воли, во-вторых, воль людей: как отдельных личностей, так и

8 крупных общественных формаций. К собирательному типу действующих субъектов в «Красном Колесе» можно отнести образы изображённых в эпопее армейских соединений, разнообразных Советов, ИК СРСД, Государственной Думы, Временного правительства и др. Одним из наиболее репрезентативных персонажей данного типа является образ толпы. Рассмотрение этого действующего лица позволяет точнее понять процессы, происходившие в обществе, определить факторы, повлиявшие на развитие истории. Отрицательные имманентные свойства, характерные изначально толпе (обезличенность, склонность к ненависти и жестокости, безответственность, безнаказанность и т. п.), по принципу смежности становятся присущи всему революционному процессу.

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына "Красное колесо" как форма воплощения эстетических принципов и мировоззренческих позиций автора