Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роман И. А. Гончарова "Обломов" Ким Чжон Мин

Роман И. А. Гончарова
<
Роман И. А. Гончарова Роман И. А. Гончарова Роман И. А. Гончарова Роман И. А. Гончарова Роман И. А. Гончарова Роман И. А. Гончарова Роман И. А. Гончарова Роман И. А. Гончарова Роман И. А. Гончарова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ким Чжон Мин. Роман И. А. Гончарова "Обломов" : 10.01.01 Ким Чжон Мин Роман И. А. Гончарова "Обломов" (Система персонажей и ее авторская интерпретация в критических статьях) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 СПб., 2004 142 с. РГБ ОД, 61:05-10/384

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Специфика интерпретации текста в литературно-критических статьях Гончарова и гончаровская концепция «типа»

1.1. Романные конфликты в зеркале гончаровской критики. Концепция «типа» 9

1.2. « Свое» в «чужом» тексте: «типы» и «идеалы» в статьях Гончарова «Мильон терзаний» и «Опять "Гамлет" на русской сцене» 27

1.3. Тип «лишнего человека» в статьях Гончарова (к полемике об Обломове как «лишнем человеке») 48

Глава 2: Поэтика парных конструкций в романе «Обломов» 64

2.1. «Сердце» и «ум»: Обломов и Штольц 65

2.2. «Умное сердце»: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына 87

2.3. Спутники Обломова: Захар, Тарантьев 101

2.4. Поэтика парных конструкций и объективность

автора 106

Заключение 122

Библиография 126

Введение к работе

В последние полтора-два десятилетия интерес к творчеству Гончарова заметно возрос — как в России, так и у западных славистов. При этом все чаще высказывается мнение о загадочности и закрытости художественного мира писателя, о недопонимании особенностей этого мира как критикой, так и позднейшей филологической наукой. Большинство исследователей вынуждены признать, что творческое наследие Гончарова нуждается в более адекватном и современном прочтении и осмыслении. За последние годы изменилась методика и в целом направленность исследований, посвященных Гончарову. От многократно повторенного в работах 1950—1980-х годов исследования «творческого пути» писателя от романтизма к реалгому (работы А. П. Рыбасова, А. Г. Цейтлина, Н. И. Пруцкова, Л. М. Лотман и др.), от анализа гончаровских «характеров» научный интерес переключается в другие области. Благодаря исследованиям последних лет углубилось и усложнилось представление о творческой эволюции писателя, о влиянии на него не только Карамзина, Пушкина, Белинского, Гоголя (что составляет заслугу предшествующих десятилетий и ни в коей мере не оспаривается), но и эстетики Винкельмана, Н. И. Надеждина (его университетского педагога), круга Майковых (Вал. Майкова в особенности), идеологии и поэтики «натуральной школы». Появился ряд обобщающих монографий и статей об эстетике и миросозерцании Гончарова (работы В. И. Мельника, В. А. Недзвецкого, Е. А. Краснощековой, Л. С. Гейро, В. А. Котельникова, О. Г. Постнова, В. Н. Криволапова1 и др.), о художественном методе писателя, поэтике и стилистике, об отдельных компонентах его художественной системы — принципах типизации, структуре конфликта, временной организации текста, цитатное™, «идиллическом» хронотопе и проч. (работы М. В. Отрадина, П. Е. Бухаркина, Е. И. Ляпушкиной, Л. Л. Фаустова, Т. Б. Ильинской, Г. Димент1 и др.). Более широко публикуется и исследуется литературно-критическое наследие писателя. Вышли в свет 7 томов Академического Полного собрания сочинений и писем Гончарова с обширными комментариями.3

Центром научного внимания по-прежнему остается роман «Обломов», проблематика которого с течением времени приобретает новую актуальность. Однако нельзя не признать справедливым мнение О. Г. Постнова, писавшего о том, что в новейших работах о Гончарове присутствует «пестрота мнений», но отсутствуют споры и научные дискуссии, н в целом «изучение Гончарова как-то с трудом складывается в единый процесс».4 Очевиден, кроме того, дефицит исследований, сопрягающих воедино эстетические принципы Гончарова-романиста и критика.

Необходимый материал для исследования этой проблемы дают критические статьи Гончарова. Именно в соотношении с этими статьями, и в первую очередь в соотнесенности с фигурами Чацкого и Гамлета, — учитывая гончаровскую интерпретацию данных характеров в статьях «Мильон терзаний» (1872) и «Опять "Гамлет" на русской сцене» (1875), эта проблема и рассматривается в диссертации.

Мы исходим го положения о единой структурной организации «художественного мира» Гончарова, определяющей общую для его романного и нероманного творчества типологию конфликтов и характеров, четко выраженную «системность» в построении персонажной сферы. Данное положение опирается на ряд убедительно обоснованных научных концепций — Е. М. Таборисской,1 Н. Л. Гузь (типологическая общность «сквозных» в творчестве писателя «характеров»), Е. Л. Краснощековой (реализация «сверхзамысла» в каждом го гончаровских «замыслов»), Л. А. Фаустова («свое»/«чужое», идиллия/история) в общей структуре «художественного мира» Гончарова) и других. В критических статьях писателя выстраиваются те же, что и в романах, конфликты и та же, что и в романах, синтезирующая и примиряющая противоположные крайности концепция «нормального» человека (т. е. соответствующего искомой автором «норме» и его «артистическому идеалу»). Кроме того, мы разделяем неоднократно высказывавшееся в научной литературе (от Е. А. Ляцкого до М. Эре, Г. Димент и др.) мнение о принципиальной идентичности «художественного мира» и «жизненного мира» писателя.

Романные конфликты в зеркале гончаровской критики. Концепция «типа»

В роли истолкователя собственных и чужих произведений Гончаров не чувствовал себя уверенно. «Редко, — писал он в статье «Лучше поздно, чем никогда», — в лице самого автора соединяются и сильный, объективный художник и вполне сознательный критик» (8, 105). И завершая эту программную для него статью, Гончаров признавался, что он «не публицист, не присяжный критик», что все когда-либо заказанные ему статьи и рецензии выходили «бледны» (8, 148).

Критическое наследие Гончарова исповедально, даже когда его статьи посвящены другим авторам, это самовыражение художника, попытка прокомментировать и объяснить читателю и критикам собственные «намерения, идеи и задачи». Полемичность и противоречивость характерна для Гончарова-критика. С одной стороны, в свойственной ему «объективной» повествовательной манере, он стремится уйти от резких суждений, с другой — именно в статьях он бывает резко, до парадоксальности субъективен, непоследователен и несправедлив. «От автора романа "Обломов", — пишет Е. А. Краснощекова, — можно было бы ожидать эпичности, повествовательности, напротив — статьи его конфликтны, драматичны» (8, 490).1

Гончаров, во многом оставаясь верным эстетике Белинского и Добролюбова, разделяет и противопоставляет творчество сознательное и бессознательное. Он не снимает, не преодолевает, таким образом, а, напротив, заостряет те конфликты, которые актуальны для его романов, — конфликты «ума» и «сердца»,2 «идеи» и «фантазии», т. е. рационально-аналитического и художественно-интуитивного методов познания мира. В собственной его эстетике, таким образом, актуализируется его романная проблематика.

«Я думаю, — писал Гончаров, — и так и этак: смотря по тому, что преобладает в художнике, ум или фантазия и так называемое сердце. Он работает сознательно, если ум его тонок, наблюдателен и превозмогает фантазию и сердце. Тогда идея нередко высказывается помимо образа. И если талант не силен, она заслоняет образ и является тенденциею.

У таких сознательных писателей ум досказывает, чего не договаривает образ - и их создания бывают нередко сухи, бледны, неполны; они говорят уму читателя, мало говоря воображению и чувству. Они убеждают, учат, уверяют, так сказать, мало трогая.

И наоборот - при избытке фантазии и при - относительно меньшем против таланта - уме образ поглощает в себе значение, идею; картина говорит за себя, и художник часто сам увидит смысл - с помощью тонкого критического истолкователя, какими, например, были Белинский и Добролюбов» (8, 104—105).

Себя Гончаров относит к бессознательным художникам, которые «пишут инстинктом», фантазией, более сердцем, чем умом: «Обращаюсь к любопытному процессу сознательного и бессознательного творчества. Я о себе прежде всего скажу, что я принадлежу к последней категории, то есть увлекаюсь больше всего (как это заметил обо мне Белинский) "своею способностью рисовать"» (8, 105).

Соотношения «идеи» и «образа» («ума» и «фантазии») в трактовке Гончарова весьма противоречивы. По условию первого типа художника, тот факт, что ум побеждает фантазию, означает, что он не способствует созданию образа, однако Гончаров определяет, что ум — «это уменье создать образ» («Что такое ум в искусстве? Это уменье создать образ. Следовательно, в художественном произведении один образ умен...» — 8, 141). Отстаивая, оправдывая, поясняя свою «бессознателыгую» «способность рисовать», писатель с недоверием относится к уму: «Писать художественные произведения только умом — всё равно, что требовать от солнца, чтобы оно давало лишь свет, но не играло лучами ... Разве это реально?» (8, 141). С одной стороны, Гончаров объединяет «ум» именно с «идеей» («...если ум тонок ... тогда идея ... высказывается помимо образа»). С другой — «идея» есть производное не ума, но образа: «У меня всегда есть один образ и вместе главный мотив: он-то и ведет меня вперед — и по дороге я нечаянно захватываю, что попадется под руку, то есть что блшко относится к нему...» (8, 105).

Стоит обратить внимание на то, как Гончаров определяет «идею». «Только когда я закончил свои работы, — читаем в его статье, — отошел от них на некоторое расстояние и время, — тогда стал понятен мне вполне и скрытый в них смысл, их значение - идея. Напрасно я ждал, что кто-нибудь и кроме меня прочтет между строками и, полюбив образы, свяжет их в одно целое и увидит, что именно говорит это целое? Но этого не было. Мог бы это сделать и сделал бы Белинский, но его не было»

Свое» в «чужом» тексте: «типы» и «идеалы» в статьях Гончарова «Мильон терзаний» и «Опять "Гамлет" на русской сцене»

«Тонкие натуры, — писал Гончаров о Гамлете, — наделенные гибельным избытком сердца, неумолимою логикою и чуткими нервами, более или менее носят в себе частицы гамлетовской страстной, нежной, глубокой и раздражительной натуры» (8, 57). Как отмечает Е. Л. Краснощекова, «в этих строках сформулированы коренные признаки гончаровской модели идеальной человеческой личности (натуры), показать каковую в искусстве он стремился на протяжении всей своей деятельности, включая и критическую. Из этой модели исходил он, рисуя Чацкого, Гамлета, наконец, Белинского, который в своей психической конструкции столь неожиданно сближается с этими литературными героями» (8, 496; имеется в виду мемуарный очерк Гончарова «Заметки о личности Белинского»).

Не потому ли Гончаров так настойчиво отрицает то, что Гамлет и Чацкий - «типы», что в его интерпретации они гораздо больше, представляя собой то, что в швестном письме к И. И. Льховскому он определил как «идеал» и чему, так же, как гончаровской категории «тип», очень трудно найти точные оіфеделения? Гончаров писал своему корреспонденту 2 августа 1857 г.: «Меня иногда пугает, что у меня нет ни одного тина, а всё идеалы: годится ли это? Между тем для выражения моей идеи мне типов не нужно, они бы вели меня в сторону от цели. Или, наконец, надобен огромный, гоголевский талант, чтоб овладеть и тем и другим» (8, 244).

Бросается в глаза тот факт, что в «Мильоне терзаний» Чацкий, в целом, является предметом искренних и безоговорчных симпатий Гончарова.

Поиск Гончаровым идеальной человеческой личности всегда подразумевал гармонию «аналитического» и «артистического», «ума» її «сердца». И в критическом этюде «МІІЛЬОІІ терзаний» важной темой становится противопоставление «ума» и «сердца».

С первых страниц статьи Гончаров вступает в открытую полемику с Пушкиным, с его известным высказыванием, ставящим под сомнение ум Чацкого. Пушкин в письме 1825 года к Л. Л. Бестужеву писал: «В комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. Л знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый иршнак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Ренетиловыми и тому подобными».1

Гончаров, возражая Пушкину, дважды ссылается на него: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме». И далее: «Но Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом — это человек, не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен н весел, и остер". Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме» (8,24).

«Пушкин, отказывая Чацкому в уме, вероятно, всего более имел в виду последнюю сцену 4-го акта, в сенях, при разъезде. Конечно, ни Онегин, ни Печорин, эти франты, не сделали бы того, что проделал в сенях Чацкий. Те были слишком дрессированы "в науке страсти нежной", а Чацкий отличается и, между прочим, искренностью и простотой, и не умеет, и не хочет рисоваться. Он не франт, не лев. Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!» (8, 34— 35). Для Гончарова «Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина» (8,24).

Весь «критический этюд» выстраивается на этом неожиданном и парадоксальном противопоставлении любимого героя Гончарова намеренно, тенденщіозно и несправедливо «сниженным» персонажам не менее любимых и почитаемых Гончаровым Пушкина и Лермонтова. Статус Чацкого по сравнению с «липшими людьми» Онегиным и Печориным таким образом намеренно «повышается».

Отношение к пушкинскому наследию в «Мильоне терзаний» противоречиво. Гончаров признает, что «у Пушкина гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя блгако и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников, — взял себе в эпохе все». Однако, как пишет Гончаров, «несмотря на гений Пушкина передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источником искусству — сами становятся историей. Мы изучили Онегина, его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа, но не находим уже живых следов этой личности в современном веке, хотя создание этого типа останется неизгладимым в литературе. Даже позднейшие герои века, например, лермонтовский Печорин, представляя, как и Онегин, свою эпоху, каменеют, однако, в неподвижности, как статуи на могилах» (8, 18—19).

«Сердце» и «ум»: Обломов и Штольц

В посвященной роману критике, да и в авторских характеристиках зафиксировалось мнение, что образ Обломова более психологически достоверен, чем образ его оппонента - Штольца. Образ Штольца более схематичен и более жестко очерчен, Обломов — полнее, объемнее, словом — реальнее и убедительнее.

Обломов — центральный персонаж, как о том заявляет уже название романа, — занимает гораздо большее романное пространство, чем Штольц. В частности, вся первая часть романа, вводящая читателя в пространство главного героя, с его предысторией («Сон Обломова») и «парадом гостей» служит лишь «увертюрой» к появлению Штольца. Автор, отмечает Л. Г. Цейтлин, развивая конструктивный принцип «Обыкновенной истории», «продолжает централизацию действия вокруг героя... От первых строк романа и до последнего вопроса литератора — все в романе посвящено

Обломову...». «В "Обломове" Гончаров впервые в русской художественной литературе рассказал о всей жизни человека, от колыбели до мопшы».2 «Ни к одному из русских романов, — пишет Е. Л. Краснощекова, — термин "монография" неириложим вернее всего, с таким основанием, как к "Обломову". ... Илья Ильич Обломов — средоточие идеи этого романа...».1

Заслуживает внимания сам принцип сопоставления двух персонажей — 1) с точки зрения отведенного каждому из них романного пространства; 2) «ракурса» изображения (ближний/дальний план); 3) сюжетной реализации обоих персонажей; 4) речевой реализации (соотношение повествовательно-дескриптивного текста с диалогом и внутренним монологом); 5) присутствие/ отсутствие (мера участия) повествовательной иронии по отношению к каждому їв персонажей.

Очевидно, что юобразительный метод Гончарова при создании образа Ильи Ильича (как и Агафьи Пшеницыной) богаче и разнообразнее, органичнее для его «увлечения» «своею способностью рисовать». Штольц же «нарисован»: читателю трудно представить его внешность, тогда как в облике, обстановке, речи, поведении Обломова каждая деталь и мелочь является «говорящей», предметный и бытовой мир оживает в авторском рисунке. В характеристиках Штольца преобладает не юобразительный, но аналитический элемент, повествователь не «рисует», но объясняет его. Персонажи по-разному воплощены в романе — пластически и аналитически, а если что-то можно недосказать, то недорисовать — невозможно.

То, что образ Штольца заметно уступает образу Обломова в психологической достоверности, многократно подчеркивалось в критической и исследовательской литературе. Добролюбов пишет о схематичности образа Штольца, его оторванности от реальности: «Штольц — человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить — значит трудиться, и пр. Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, — это для нас остается тайной».2 По мнению Н. Д. Лхшарумова, Штольц — «не более как проект человека в современном вкусе, теоретический скелет»,3 а Л. П. Милюков усматривал в этом образе «искусственное сближение идеализма и положительности». Современный исследователь Икуо Описи пишет, что «хотя несколько неловким образом, но Гончаров старается исправіггь этот недостаток, введя в образ Штольца материнское влияние, то есть поэзию и музыку».5 Но сам Гончаров вполне признавал справедливость подобных упреков, говоря: «...я молча слушал ... порицания, соглашаясь вполне с тем, что образ Штольца бледен, не реален, не живой, а просто идея» (8, 115).

«Сопоставление, лежащее в основе романа, определяющее его структуру, — пишет М. В. Отрадин, — явно не сводится к сравнению двух любовных историй. Это сопоставление двух типов жшни, в одном ю которых главное — цикличность, повторяемость событий, "пребывание", а в другом — направленное, необратимое движение, ... изменение, "становление", то есть сопоставление двух миров, центрами которых являются носители резко противопоставленных сознаний — Обломов и Штольц».6

Идеал Обломова — гармония покоя,7 идеал Штольца — движение. Подобное противопоставление жизненных позиций характерно для всего творчества Гончарова. Размышляя о романе «Обрыв», О. Г. Постнов, ссылаясь на Гончарова, употребляет по отношению к Обломову выражение «дилетант в жшни». Такими «дилетантами» являются многие ш главных героев Гончарова, помимо Обломова, можно назвать Александра Адуева и Райского.

Основной конфликт всех романов Гончарова, таким образом, заключается в столкновении «дилетантов» с «профессионалами в жизни», это и Петр Адуев, и Штольц, и Тушин. И всегда судьба «дилетантов», далеких от практической жизни, оказывается предрешена.

Идеал Обломова безыскусен и непротиворечив — он мечтает о покое «от полноты удовлетворенных желаний». Апатическое состояние, в котором пребывает Обломов, есть, но сути, бегство от жизни, которая все же его «трогает». Некогда и Обломов «готовился к поприщу», думал сыграть свою роль в жизни общества. В юности, внимая призывам Штольца, он даже мечтал отдать себя служению труду, готов был «служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников» (4, 180). По в дальнейшем мы видим Обломова как будто разочарованным тщетностью человеческих усилий: «несчастлив человек; вот собирается с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, всё готовит ясные дни. Вот настали они — тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание рухнуло, опять работать, гомозиться...» (4, 61— 62). Поэтому, размышляя о людях, захваченных суетой жизни, Илья Ильич искренне радуется, «что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой» (4, 21). В этих признаниях героя авторская ирония очевидна: под определение «суета» подпадает любая форма человеческой деятельности.

«Умное сердце»: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Выстраивая типологию женских характеров в романах Гончарова, Н. Л. Гузь справедливо отметила, что в их создании Гончаров исходил из пушкинского опыта, полагая, что женский литературный характер обусловлен «началом» одной из героинь «Евгения Онегина»: Ольги или Татьяны. «В соответствии с этим в романах писателя выделяются два женских типа: пассивный и активный. Для первого характерны полная подчиненность законам внешней среды, понимаемой и в узком и в широком смысле, ограниченность интересов, удовлетворенность окружающим и своей жівнью, отсутствием волевых начал, обусловленность всего комплекса поведения нормами "старой" жизни. ... Активный тип — Ольга Ильинская и Вера Бережкова1 — характеризуется ярко выраженными волевыми качествами, сознательным началом личности, доминантой духовного над бытовым, смутной неудовлетворенностью окружающим и стремлением выйти за рамки семейно-бытового начала, осознать свое место в жизни».2

В романах Гончарова женским образам всегда отводится наиважнейшая роль. Более того, во всех произведеїшях писателя встречаются парные персонажи, олицетворяющие различные аспекты женского идеала. Как и мужские персонажи-антиподы, женщины у Гончарова исповедуют собственные взгляды, имеют свою «философию любви». Именно с этой точки зрения мы хотели бы сопоставить образы Ольги Ильинской и Лгафьи Матвеевны Пшеницыной в романе «Обломов».

С точки зрения их роли в жизни Ильи Ильича, Ольга и Пшеницына — это антиподы и одновременно двойники. Многие исследователи неоднократно подчеркивали родство двух героинь. В частности, Е. А. Ляцкий пишет: «...отнимите у Ольги ее сознательность, делающую ее человеком своего века, да опустите классом пониже, и вы получите ... ни больше пи меньше, Лгафью Матвеевну Пшеницыну»1. Это мнение кажется не таким парадоксальным, если принять во внимание, что сущность каждой из героинь раскрывается через любовь к Обломову. Они обе наделены чертами женского идеала, такими как сердечность, заботливость, чуткость. К тому же для каждой из них любовь к Илье Ильичу становится дорогой прозрения: как Ольга, так и Пшеницына обретают благодаря посетившему их чувству отчетливое сознание своего долга и идеала. Е. А. Краснощекова полагает, что «обе женщины (Ольга и Пшеницына) ... после его (Обломова) ухода выглядят во многом равными».2

Характеризуя Образ Ольги, сам писатель сравнивает ее с героиней своего предыдущего произведения — Наденькой. В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров утверждает, что Наденька и Ольга - «одно лицо в разных моментах». Поэтому прежде, чем перейти к непосредственному анализу образа Ольги на материале романа «Обломов» мы считаем необходимым коротко рассмотреть конфигурацию женских образов в «Обыкновенной истории». Система персонажей этого произведения интересна тем, что герои-мужчины, дядя и племянник, изображены как антиподы, тогда как отношения между четырьмя героинями не строятся по принципу оппозиции или сходства. Трое — Наденька, Юлия и Ліва — завершенные характеры (или «типы»), достаточно независимые друг от друга. Функционально они определяют этапы эволюции любовного чувства младшего Адуева — чувства во всех трех случаях «литературного», определяемого той или иной культурной моделью или схемой.1 Особая роль отводится Люавете Александровне, в образе которой воплощен искомый Гончаровым (и обоими его героями, и дядей и племянником) синтез: гармония рассудка и сердца, независимости (эмансипированности) и покорности (традиционности).

Гончаров высоко ценил независимость женского характера, способность к самостоятельным сознательным поступкам, не зависящим от мнения окружающих. Именно это качество является общим для Наденьки и Ольги Ильинской. В Наденьке, но словам Гончарова, совершилась «безмолвная эмансипация», она свободна в своем чувстве и заявляет протест против власти родительского авторитета. «От неведения Наденьки — естественный переход к сознательному замужеству Ольги со Штольцем, представителем труда, знания, энергии, словом, силы» (8, 113).

Писатель оговаривает, что «рисовал не Наденьку, а русскую девушку известного круга той эпохи, в известный момент», а «как до личности» ему до нее «не было дела» (8, ПО). В «Обломове» отразилась уже другая эпоха, и между Ольгой и Наденькой мы обнаруживаем не столько сходство, сколько различие. Отношения Наденьки и Адуева разрушаются вследствие появления третьего лица (графа), ради которого Наденька покидает Адуева, следуя влечению темперамента. Ольга же, разочаровавшись в Обломове, сознательно выбирает. Штольца как человека, более соответствующего ее духовным запросам. Наденька пассивно следует голосу своих эмоций, Ольга принимает зрелое решение.

Почему Гончаров упомянул в статье «Лучше поздно, чем никогда» Падиньку и «забыл» Лизавету Александровну? Образ Лизаветы Александровны, раскрывающийся в отношениях с Адуевыми, старшим и младшим, гораздо более других привлекает в «Обыкновенной истории». Отношения с мужем принесли ей немало страданий, и это придает образу Лизаветы Александровны особую ценность, поскольку именно страдания помогли ей понять и оценить жизнь. Сильные переживания, выпавшие на долю героини, позволяют раскрыться ее глубокой личности и дают импульс чувствам и действиям других людей. Если бы не было переживаний Адуева-племянника, то не было бы и страданий Лизаветы Александровны, а без них не было бы и колебаний Петра Ивановича. Этот женский образ более, чем Надинька, сходен с образом Ольги, выполняющей такую же функцию чуткого посредника между Обломовым и Штольцем. Заботливая и человечная, умная и сердечная Лизавета Александровна в наибольшей степени напоминает Ольгу в финале романа «Обломов».