Введение к работе
Актуальность темы исследования. Процесс нарастания интереса к социальной истории и разным ее составляющим протекал на протяжении всего XX в. В число проблем, достойных специального рассмотрения, было включено изучение не только массовых движений, отдельных социальных групп, отдельных личностей. История социальная трансформировалась в социокультурное направление, включающее в поле своего научного внимания разные проявления культурной жизни, в том числе на уровне повседневной культуры.
Поэтому совершенно оправданным представляется обращение к изучению одного из явлений такого рода. Прошлое, сотворенное людьми, всегда имеет «лицо не с общим выражением», а с выраженной индивидуальностью. Созданию этого «лица» способствуют не только те, кто определяет картину политической и экономической жизни, но и те, кто формирует поведенческие практики современников, остается в памяти потомков знаковой фигурой своего времени. То обстоятельство, что характер времени всегда просматривается через призму судьбы отдельного человека под особым углом, позволяет воссоздать более многомерный образ изучаемого периода.
Между 1780 и 1840 гг. Англия переживала ряд существенных изменений и испытывала сильное давление извне, что было связано с так называемой промышленной революцией, урбанизацией, ростом населения, длительными войнами с Францией. Драматизм, связанный с ломкой многовекового социального уклада, и трагические события, сотрясавшие не только Англию, но и всю Европу, обусловили возникновение мощного романтического движения. Романтики резко дистанцировались от современного им экономического и социального порядка, считая его недостойным человеческой личности. Неприятие вызывали перемены в социально-хозяйственной сфере, формировавшие «частичного» человека, лишенного целостности и универсальности, порождавшие усреднено-трезвый, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущий, как казалось, к искажению природы человека .
Таким образом, кардинальные подвижки в «большой истории» вызывали перемены в быту, в частной жизни, в том, как позиционировал себя человек в общении с другими людьми, по каким правилам строились межличностные отношения на бытовом уровне. Исходя из этого, представляется исключительно важным и актуальным исследование личности одного из ярчайших исторических персонажей своего времени, законодателя мод и негласного короля светского лондонского общества - Джорджа Браммелла -фигуры для своего времени неоднозначной и, вне сомнений, выдающейся. Личность и судьба «Красавчика» Браммелла позволяет воссоздать
1 См.: Кривцун О. Эстетика. М., 2000. С. 48.
достаточно полно одну, но весьма интересную грань бытовой и, отчасти, духовной культуры начального этапа индустриального общества.
Степень изученности различных аспектов рассматриваемой темы крайне неравномерна. История английского общества эпохи Регентства постоянно вызывала интерес исследователей. Но в основном внимание историков на протяжении всего XX века привлекал и сейчас привлекает промышленный переворот в Великобритании и его дальнейшее распространение по всей Европе. Этой проблеме уделяли большое внимание такие авторы как П. Манту, Т. Эштон, Д. Фарр, Дж. Райз, Л. Уайат и другие . Политическая и социальная история Великобритании данного периода рассматривается в работах Дж. Арчера, Б. Хилтона, Н. Н. Яковлева, М. П. Айзенштат .
Особый интерес вызывает понятие так называемого «общества потребления», которое в некоторой степени дает ключ к пониманию феномена личности Дж. Браммелла, и здесь необходимо обратиться к работам М. Дуглас, Г. МакКрекена, Б. Файна, Ж. Риса и других3.
Собственно истории периода Регентства в Великобритании посвящено несколько серьезных работ, и, так или иначе, в исследованиях авторы затрагивают не только социальную и общественную жизнь периода, но также личность принца-регента, давшего имя своей эпохе. Также пристальное внимание исследователей оказалось сосредоточено на проблемах общественной и интеллектуальной жизни Великобритании указанного периода, вопросах повседневности и быта. Здесь стоит отметить работы Дж. Тревельяна, Д. Ливена, Э. Бриггс, П. Клэвин, Н. Дэвиса, Г. Кенигсберга, X. Перкина и Б. Купер4.
См.: Манту П. Промышленная революция XVIII века в Англии (опыт исследования). М., 1937; Ashton Т. S. The Industrial Revolution, 1760-1830. Oxford, 1964; Farr J. R. World Eras: Industrial Revolution in Europe, 1750-1914. Vol.9. L., 2003; Wyatt L. T. The industrial revolution. L., 2009.
2 См.: Archer J. E. Social unrest and popular protest in England 1780-1840. Cambr., 2000;
Яковлев H. H. Британия и Европа. M., 2000; Hilton В. A Mad, Bad, And Dangerous People?
England 1783-1846. Oxford, 2006; Айзенштат M. П. Власть и общество Британии 1750-
1850. М., 2009.
3 См.: Douglas М, Isherwood В. The World of Goods: Towards an Anthropology of
Consumption. L., 1979; McCrackenG. Culture and Consumption. Bloomington, 1990; Fine B.
The world of consumption. The material and cultural revisited. L.; N.Y., 2002; Vries J.
The Industrious Revolution: Consumer Behavior and the Household Economy, 1650 to the
Present. Cambr., 2008.
См.: Тревелъян Дж., Социальная история Англии. М., 1959; Ливен Д. Аристократия в Европе. 1815-1914. СПб., 2000; PerkinH. The Origins of Modern English Society. N.Y., 2002; Дэвис H. История Европы. M., 2005; Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней / Пер. с англ. М., 2006; Кенигсберг Г. Европа раннего нового времени 1500-1789, М., 2006; Cooper В. P. Family Fictions and Family Facts. Harriet Martineau, Adolphe Quetelet, and the population question in England, 1798-1859. Routledge, 2007.
История Лондона получила освещение в работах историков на протяжении второй половины XIX - XX веков. Внимание исследователей было обращено на топографию и описание достопримечательностей города или на характеристику города как цельной структуры, единого организма, развивающегося и существующего по своим собственным законам. Характерными работами такого рода являются монографии X. Клаута и П. Акройда1.
Особое место для понимания изучения поведенческих практик в обществе разных исторических эпох, в том числе и той, что стала историческим фоном для интересующего нас феномена, занимает классическое исследование нидерландского ученого первой половины XX века И. Хейзинги «Homo ludens. Человек играющий» .
Необходимо отметить работы, посвященные тем или иным аспектам и особенностям национального характера англичан, как «английские» собрания анекдотов и историй об известных «эксцентриках» и их «причудах», (Д. Тиме, У. Расселл), так и исследования, проведенные учеными других стран, в том числе испанским социологом Сальвадором де Мадариагой и нашими соотечественниками Н. А. Ерофеевым, Н. М. Демуровой и А. В. Павловской .
Для понимания общественных процессов, протекавших в
интересующий нас период, необходимо познакомиться с духовной жизнью общества, главной составляющей которой был романтизм. Рубеж XX - XXI вв. отмечен появлением ряда обобщающих исследований проблем европейского романтизма, включающих его английский вариант. В контексте рассматриваемой темы значительный интерес представляют работы, затрагивающие различные аспекты философской основы романтизма, прежде всего той их части, которая связана с проблемами художественной эстетики, влиянием романтических идей на историографическую традицию и развитие политико-экономической мысли и общественного менталитета . Особо необходимо выделить работы таких исследователей, как К. Уитли и С. Джонс , анализирующих преломление романтических идей в современной рассматриваемому времени периодике, в частности, в карикатуре. Совершенно особое место в исследованиях занимает личность лорда
1 См.: Клаут X. История Лондона, М., 2002; Акройд /7, Лондон: Биография / Пер. с англ.
М., 2005.
2 См.: ХейзингаЙ. Homo ludens. Человек играющий. Игра в культуре. М., 1997.
См.: Ерофеев Н. А. «Страна чудаков» (Из истории англо-русских контактов). / Проблемы британской истории. М., 1982; Демурова Н. М. Портрет английского джентльмена между двумя мировыми войнами (Рассказ У.С. Моэма «В львиной шкуре») // Одиссей. Человек в истории. М., 1994; Павловская А. В. Англия и англичане. М., 2004.
4 См.: Sayre R., Lowy М. Romanticism and Capitalism II A Companion to European
Romanticism. Ed. by M. Ferber. Oxford, 2005; Franta A. Romanticism And The Rise Of The
Mass Public. Cambr., 2007.
5 См.: Jones S. E. Satire And Romanticism. St. Martin Press. N.Y., 2000; Wheatley K. Romantic
Periodicals And Print Culture. Frank Cass. L., 2005.
Байрона, ставшего одним из символов английского романтизма . В отечественном научном сообществе, однако, пик интереса к романтизму пришелся на 1970-1980-е гг. в творчестве таких исследователей как Н. Я. Дьяконова, Н. А. Соловьева и других .
Далее, если говорить об одной из неотъемлемых составляющих бытовой культуры рассматриваемого периода, то представляется обязательным остановиться на истории моды, этого универсального и многогранного феномена, включающего в себя собственно историю костюма и историю того, как принято было этот костюм носить и как себя в нем вести. Эта тема привлекала и продолжает привлекать внимание представителей различных отраслей гуманитарного знания . Традиционными вопросами в таких работах является осмысление сущности моды, ее социальных функций, ценностно-нормативной природы, средств специфической межличностной
коммуникации .
Судьба и личность Джорджа Браммелла, одного из ярких персонажей в истории нравов и истории моды, привлекали внимание исследователей на протяжении всей второй половины XIX и XX века. Однако, если до начала XX века практически все биографии строились по одной и той же схеме, и в них пересказывались одни и те же случаи и анекдоты, ставшие практически каноничными, то в XX веке ситуация изменилась. Исследовательница К. Кэмпбелл провела большую работу, ею были привлечены материалы семейного архива герцога Ратландского, имеющие отношение к Д. Браммеллу, а также документы, сохранившиеся после его смерти в Кане. Исследовательнице практически удалось избавиться от викторианской назидательности, которая, так или иначе, прослеживалась в жизнеописаниях Браммелла предшествующего периода. В биографии собрано огромное количество фактического материала, дана своеобразная трактовка событий и явлений истории Англии того периода.
Размышления литератора и критика Э. Моэрс о Браммелле и других денди периода Регентства не являются биографией в строгом смысле этого слова, их ценность заключается в передаче контекста времени, и в основном информация о Браммелле рассредоточена по всей книге, включая примечания. Э. Моэрс «узаконила» использование художественной
1 См.: McGann G. Byron and Romanticism. Cambr.; N.Y.; Melbourne, Madrid, Cape Town,
2002; Stabler J. Byron, Poetics And History. Cambr., 2004.
2 Дьяконова H. Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики. М., 1978; Соловьева Н.А.
У истоков английского романтизма. М., 1988; История зарубежной литературы XIX века /
Под ред. Н.А.Соловьевой. М., 1991.
3 См., напр.: Барт Р. Система Моды IIБарт Р. Система Моды. Статьи по семиотике
культуры. М., 2003 .
4 См.: Hollander A. Sex and Suits. N.Y., 1994; Kuchta D. The Three-Piece Suit And Modern
Masculinity. England, 1550 -1850. Los Angeles, L., 2002; Nagle С С Sexuality And The
Culture Of Sensibility In The British Romantic Era. L., 2007.
5 См.: Campbell К. Beau Brummell. L., 1948.
6 Cm. : Moers E. The Dandy: Brummell to Beerbohm. L., 1960.
литературы периода Регентства в качестве источника для изучения интересующей проблемы, тем самым сделав существенный вклад в понимание проблемы.
Следующим «прорывом» в изучении биографии Браммелла стала работа X. Коула , который, вернувшись к традиционным источникам, сделал несколько открытий, в частности, обнаружив ранее неизвестные рисунки Браммелла. Последняя на сегодняшний день основательная биография принадлежит перу И. Келли , изучившего уцелевшие образцы мужской одежды Регентства, а также обнаружившего медицинские записи в приюте для душевнобольных, где закончил свои дни Д. Браммелл.
Кроме исследований биографического характера, существует ряд работ, посвященных проблемам европейского и русского дендизма, в которых
рассматривается как явление в целом, так и некоторые его частности .
В отечественной историографии огромный вклад в изучение такого феномена культуры, как европейский дендизм, сделал Ю. М. Лотман, затронувший эти сюжеты в контексте изучения русской культуры . В настоящее время особое место в изучении европейского дендизма принадлежит О. Б. Вайнштейн, изучающей дендизм, как явление бытовой и духовной культуры в Европе нового и новейшего времени .
Объектом исследования является британское высшее общество периода Регентства и личность Джорджа Брайана Браммелла (1778-1840), одного из наиболее ярких выразителей новых тенденций в поведенческой практике высших слоев населения Британии начала XIX в. Под «высшим обществом» в данной работе подразумевается та часть «верхов» британского общества, которая, чуть позже будет именоваться «свет», «светские круги».
1 См.: Cole Н. Beau Brummell. Granada, 1977.
2 См.: Kelly I. Beau Brummell: The Ultimate Man of Style. L., 2006.
3 См.: MeiselP. The Cowboy And The Dandy. Crossing Over From Romanticism To Rock And
Roll. N.Y.; Oxford, 1999; Bruhm S. Reflecting Narcissus: A Queer Aesthetic. L., 2001; George
L. Reification And The Dandy: Beppo, Byron, And Other Queer Things. Queer Romanticism.
NN 36-37 (November), 2004; Clubbe J. Bend It Like Byron: The Sartorial Sublime In Byron,
Bonaparte, And Brummell, With Glances At Their Modern Progeny II Revue De l'Universite De
Moncton, Numero Hors Serie, 2005; Семенова А. С Дендизм как социокультурный мотив в
поведении и творчестве русских писателей 1810-1870-х годов. Дис. ...канд. филол. наук.
СПб., 2006.
См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX вв. СПб., 1994.
См.: Вайнштейн О.Б. Поэтика дендизма: литература и мода // Иностранная литература, 2000. №3. Она же. Дендистские манеры: из истории светского поведения // Homo Historicus. К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного. В 2-х кн. М., 2003. Кн. П. С.224-243. Она же. Зрительные игры XIX века: оптика английских денди // НЛО, М., 2004. № 70. С.79-100; Она же. Вы это называете фраком? Легенды о Бо Браммелле // Пинакотека. 2004. № 18-19. С. 58-62; Она же. Европейский дендизм XIX века [Электронный ресурс]: Литературная традиция и поэтика поведения: Дис. ...д-ра филол. наук. М., 2006; Она же. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2006.
Предметом исследования стал феномен личности и судьбы Д. Браммелла в контексте окружавшей его среды и духовных поисков породившего его общества, а также восприятие его образа в социальной памяти на протяжении XIX и XX веков.
Хронологические рамки определены эпохой Регентства (1811-1820). Вместе с тем, для более полного изучения темы пришлось несколько расширить хронологические рамки и включить в исследование период с последнего десятилетия XVIII до завершения первой трети XIX века, выходя за пределы периода политического регентства. При этом в историографии сам термин «Регентство» существует и используется для обозначения некоего переходного периода от Англии георгианской к Англии викторианской, хронологические рамки которого часто включают в себя 1795-1837 гг.
Цель диссертационного исследования заключается в изучении той роли, которую Джордж Браммелл сыграл в формировании модели личностного поведения индивидуума в условиях становления британского высшего общества начала XIX века.
Для этого в ходе работы над диссертацией возникла необходимость решить следующие задачи:
выявить основные тенденции политического и социально-экономического развития Великобритании второй половины XVIII - начала XIX века, в частности, определить влияние промышленной революции и международной ситуации на повседневную жизнь британцев;
- рассмотреть характерные проявления образа жизни, бытовой культуры
«верхов» британского общества периода становления индустриального
общества;
показать отношение общества (на бытовом уровне) к носителям верховной власти, в частности к личности принца-регента и его окружения;
- выявить особенности романтизма в английском варианте и определить
отношения между общекультурным романтическим движением и дендизмом
в бытовой культуре;
- проанализировать этапы жизни Д. Браммелла, охарактеризовать
наиболее значимые проявления его деятельности в сфере формирования
новой поведенческой модели и нового типа внешнего облика человека «из
общества»;
определить причины, позволившие Д. Браммеллу войти в историю в качестве персонифицированного олицетворения дендизма как феномена коллективной культуры;
проследить пути и причины эволюции восприятия личности денди Браммелла в социальной памяти ХІХ-ХХ веков.
Методологическая основа исследования. Диссертация построена на принципах историзма и объективности, кроме того, специфика темы повлияла на выбор методов исследования. При рассмотрении изменений в жизни общества и жизнетворчества Д. Браммелла в работе широко
использовался системный подход, что дало возможность создать целостный образ эпохи и охарактеризовать процессы изменения общественного восприятия стандартов мужского поведения. Сравнительно-исторический метод позволил проследить трансформацию образа Д. Браммелла в современный ему исторический период и в последующие периоды как исключительное явление, с одной стороны, и как некий знаменатель эпохи, с другой.
Очень важным при написании работы стал биографический метод, предполагающий сосредоточение внимания исследователя на изучении жизненного пути, межличностных контактов, деятельности и мировоззрения личности Д. Браммелла. В последние десятилетия в рамках традиционного историко-биографического жанра получила развитие «новая биографическая история» , ориентированная на рассмотрение личности и судьбы изучаемого персонажа в контексте того времени, в котором он существовал, которое во многом определило многое в его личностной характеристике. Кроме того, в работе над диссертацией были использованы также описательный, ретроспективный и проблемно-хронологический методы.
Источникоеая база исследования. Главной проблемой в изучении жизни Д. Браммелла является тот факт, что сам он не оставил ни дневников, ни мемуаров. Таким образом, круг источников составляют источники личного характера, написанные его современниками: мемуары, сохранившиеся письма, дневники друзей и знакомых Браммелла, клубные книги, вещественные источники, литературные, публицистические и художественные источники.
Сочинение капитана Уильяма Джессе (1809-1871) «The Life of George Brummell, Esq., commonly called Beau Brammell» - наиболее полное жизнеописание Браммелла, задуманное и начатое еще при жизни «Красавчика». Большая часть повествования Джессе о жизни Браммелла в Лондоне основывается на устных воспоминаниях людей, которые были в то время близки к Браммеллу, и небольшом количестве сохранившихся писем. Описание же последних лет его жизни есть результат собственных наблюдений Джессе.
В качестве источника использованы мемуары капитана Риса Хоула Гроноу (1794-1865), которые представляют собой воспоминания об английском светском обществе в первые пятнадцать лет XIX в. . В этих книгах Гроноу описывал любимые занятия английской аристократии, ее привычки, нравы, развлечения, характеризуя при этом наиболее ярких представителей эпохи.
См.: Репина Л.П. Вместо предисловия // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 5: Историческая биография и интеллектуальная история. М., 2001.
2 См.: Jesse W. The Life of George Bmmmell, Esq.: in 2 vols. L., 1844.
3 См.: Gronow R. H. Reminiscences of Captain Gronow Being Anecdotes of the Camp, the
Court and the Clubs at the Close of the Last War with France. L., 1862.
Еще один ценный источник представляют собой дневники и переписка Томаса Рейкса (1777-1848), воспоминания и письма человека, который в разные периоды своей жизни был дружен с известными и влиятельными людьми своего времени, среди которых в разные периоды его жизни были Д. Браммелл, герцог Веллингтон, барон Алванли и Талейран.
Кроме этих дневников в ходе работы мы обращались к записям леди Эстер Стенхоуп , лондонской приятельницы Браммелла, воспоминаниям Стендаля , а также письмам и дневникам лорда Байрона . Несмотря на то, что о Браммелле великий поэт упомянул раз или два, Байрон был его современником, и вращался практически в том же самом обществе. Помимо того, представилось возможным привлечь в качестве источников некоторые повести и эпиграммы лорда Байрона, отражающие общественное настроение. В работах Льюиса Мелвилла и Робера де Монвела собраны известные анекдоты о Браммелле, которые пересказывали друг другу его
современники .
Крайне любопытным источником являются записи клуба Уайте, опубликованные в приложении к истории клуба Уайте , изданной в конце XIX века. Ведение таких книг было характерно для английских джентльменских клубов, записи касались заключенных пари на разнообразные темы.
Первые годы XIX века были наивысшей точкой развития популярного искусства «цветных гравюр», частыми героями которых был принц-регент и его окружение, модники-денди. Таким образом, важной иллюстрацией к общественным настроениям представляются карикатуры Джорджа Гилрея, относящиеся большей частью к нравам конца XVIII и начал XIX века, и сатирические рисунки братьев Крукшенков, охватывающие второе и третье десятилетия XIX века, а также работы некоторых других художников. Также в качестве источников использованы портретные изображения Браммелла.
Примерно к 1825 г. можно отнести появление в Англии жанра так называемых «модных романов». Одним из самых ярких примеров такого рода сочинений представляется роман Э. Бульвер-Литтона (1803-1873) «Пэлем, или приключения джентльмена» (1828), в котором фигурирует персонаж по имени Раслтон, прообразом которого, и тут уже не могло возникнуть сомнений, послужил Браммелл собственной персоной.
Великолепным образчиком поздневикторианского восприятия дендизма служит роман А. Конан Дойля «Родни Стоун», заметная часть этого не
1 См: The Life and Letters of Lady Hester Stanhope by Her Niece The Duchess of Cleveland
with a Prefatory Note by The Earl of Rosebery, K.G., K.T. With Illustrations. L., 1914.
2 См.: Стендаль. Лорд Байрон II Байрон Д. Г. Избранное. М., 2010. С. 9.
См.: Байрон Д.Г. Дневники. Письма. М., 1965.
4 См.: Melville L. The Beaux of the Regency. L., 1908; Monvel R. B. Beau Brummell and His
Times. With Introduction by Mary Craven. L., 1908.
5 См.: The Betting Book of White's from 1743 to 1878. Vol. II. Part I. L., 1892.
См.: Булъвер-Литтон Э. Последние дни Помпеи. Пэлем, или приключения джентльмена. М., 1988.
богатого событиями произведения посвящена характеристике этого исторического феномена . Знакомство с этим, не самым популярным произведением великого мастера детектива, позволяет почувствовать отношение потомков к дендизму как примечательному явлению бытовой культуры.
Одним из важнейших литературных источников, касающихся проблемы денди и дендизма, является сочинение французского писателя Ж. Барбе д'Оревильи (1808-1889) «О дендизме и Джордже Браммелле» . Образ Браммелла, нарисованный д'Оревильи, в достаточной степени идеализирован. Это не сам Браммелл, а «антропоморфная персонификация» понятия «дендизм», что накладывает свой отпечаток на всю работу.
Публицистика представляет для нас интерес в первую очередь как инструмент создания образа. Особое внимание привлекают некоторые публикации в викторианских журналах, в частности, рецензии на биографию авторства Джессе в двух совершенно разных изданиях: Блэквудс и Дублин Ревью.
В XX в. сложно назвать чем-нибудь примечательную историческую личность, жизнь и деятельность которой не стали бы предметом киноэкранизаций. В нашем случае мы можем говорить о трех фильмах, главным действующим лицом которых является Джордж Браммелл , послуживших интереснейшим источником в вопросе изучения образа Дж. Браммелла в коллективной памяти минувшего столетия.
Вещественные источники представлены образцами выставки «Два века британской моды» из коллекции музея Виктории и Альберта, прошедшей в музее Московского Кремля 3 сентября - 16 ноября 2008 г., с которыми удалось познакомиться непосредственно, а также экспонаты музея моды Киото, представленные в режиме онлайн экспозиции.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии предпринята попытка системного анализа одной из граней жизни британского высшего общества рубежа XVIII -XIX вв., той, что связана преимущественно с частной жизнью и повседневными нормами.
В работе рассматриваются межличностные отношения в сфере повседневности, уделяется внимание проблемам формирования поведенческих практик в высших слоях британского светского общества.
Эти вопросы представляют особый интерес в условиях меняющейся исторической ситуации, и в этой связи необходимо было рассмотреть исключительность роли Д. Браммелла в этом процессе.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования полученных в результате работы материалов и выводов при
1 См.: Конан Дойль А. Родни Стоун/ Конан Дойль А. Собр. соч. М., 1966. Т. 6.
2 См.: Барбэ Д'Оревильи Ж. О дендизме и Джордже Браммелле. М., 2000.
3 См: «Beau Brummel» (1924), «Beau Brummell» (1954) и «Beau Brummell: This Charming
Man» (2006).
подготовке специальных курсов по истории повседневности стран Запада, а также для более глубокого изучения истории западной культуры Нового времени.
На защиту выносятся следующие основные положения:
- промышленный переворот, переживаемый британским обществом в
последние десятилетия XVIII и первые десятилетия XIX в., оказал огромное
влияние на общественную жизнь, в том числе на духовную атмосферу, образ
жизни и поведение людей, вызвав необходимость в корректировке
ценностных ориентиров на уровне межличностных отношений и
поведенческих практик.
масштабные изменения социально-экономического плана сопровождались девальвацией отношения общества к персонам, олицетворявшим верховную власть в стране, утратой уважения к королевскому семейству.
в условиях перехода от старого традиционного типа общества к обществу новационному, в рамках переломной эпохи особенно ярко проявилась игровая составляющая поведенческих практик бытовой культуры.
романтическое движение в культуре обеспечило новые поведенческие практики, в частности дендизм, определенным набором черт и приемов, оказавшихся подходящими для самоидентификации личности в сложившейся исторической ситуации.
выходец из средних слоев британского общества Д. Браммелл в силу личностных качеств и сложившихся жизненных обстоятельств оказался наиболее успешным выразителем новых тенденций в реализации новых поведенческих практик.
Д. Браммелл на определенном этапе оказался незаменим для лондонского светского общества начала индустриальной эпохи не только в качестве «аниматора» светской жизни, но также в роли своеобразного камертона хорошего вкуса.
образ «первого денди» периодически оказывается востребованным общественной памятью в периоды переживаемых кризисных состояний. В течение XIX-XX вв. персона Д. Браммелла становилась воплощением героического (или антигероического) образа соответствующей эпохи, трансформировавшегося с течением времени, сохраняя, тем не менее, определенные константы в представлении воспринимающей аудитории.
Апробация основных результатов диссертационного исследования проводилась на научных конференциях различных уровней: «История, экономика, культура: взгляд молодых исследователей» всероссийская научная конференция аспирантов и молодых ученых (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 14 февраля 2009 г.); «Ноябрьские чтения»: межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (СПбГУ, 23-27 ноября 2009 г.); «История, экономика, культура: взгляд молодых исследователей»: всероссийская научная конференция аспирантов и
молодых ученых (СГУ им. Н.Г.Чернышевского, 11 февраля 2010 г.); «Presenting Academic Achievements to the World»: научная конференция молодых ученых (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 29-30 марта 2010); «Историческая память: люди и эпохи»: международная научно-практическая конференция (ИВИ РАН, ГАУГН, 24-26 ноября 2010); «Британские чтения»: международная научная конференция (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 28 ноября 2011).
Структура работы обусловлена выбором объекта и предмета исследования, соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.