Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Три большие реформы" и процессы эволюции японского общества второй половины эпохи Эдо Филиппов Александр Викторович

<
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Филиппов Александр Викторович. "Три большие реформы" и процессы эволюции японского общества второй половины эпохи Эдо : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.03.- Санкт-Петербург, 2003.- 503 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/66-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Вторая половина эпохи Эдо: исторический фон и правовые нормы 25

Общая характеристика социальной организации 29

Внутрисословная структура 38

«Воинское» сословие (си dr) 38

Земледельцы (но ж) 55

Горожане тёнин шт-а : ремесленники ко m и торговцы 70

Внесословные и маргинальные группы социума 85

Система традиционного японского права 89

Общие замечания 89

Письменное право феодальной Японии 91

Глава 2. Место реформ в политике эпохи Эдо и канун первой «большой реформы» 108

О некоторых аспектах хронологии «трёх больших реформ» 108

Политика реформ в эпоху Эдо и девизы годов правления 110

Предпосылки и цели реформ 118

Инициаторы и проводники «трёх реформ» 119

Понятие «реформ» и методы проведения от Гэнроку до Кёхо 120

Роль личности и канун «трёх больших реформ» 123

Канун Кёхо: реформы годов Азёо в княжествах и во времена Гэнроку (v сёгун цунаёси) 123

Токугава Цунаёси и позитивные тенденции (начало правления) 128

Переход к самовластию в политике Токугава Цунаёси 133

Финансовая система при Цунаёси: традиции и новации 141

Финансовая ситуация в первую половину эпохи Эдо 142

Финансы во времена Цунаёси и «порча монеты» 144

Изменения в принципах трактовки статуса 149

Прелюдия Кёхо: Арам Хакусэки зйт +ёэ и реформы годов Сётоку 1еш 158

Начало реформ Араи Хакусэки (борьба с коррупцией и подъём поступлений нэнгу ш — ежегодного налога рисом) 168

Истоки японской финансовой системы и её развитие в эпоху Эдо 171

Экономическая политика: усилия по преобразованию системы денежного обращения 185

Борьба за установление контроля над финансами и надежды на прекращение «порчи монеты» 186

Перечеканка монеты годов Сётоку Шшюшш 194

Регулирование внешней торговли через Нагасаки 201

Предыстория вопроса 202

Новый указ о Нагасаки (Нагасаки-Синрэй шщш ї) 1715 года 210

Церемониал и этикет сообразно статусу: отношения с Кореей и императорским двором, борьба с роскошью и нормы ритуала 213

Глава 3. Реформы годов Кёхо шш&ш — эпоха VIII Сегуна Ёсимунэ ш 219

Временные рамки и этапы цели, методы и основные направления преобразований 219

Ёсимунэ и его окружение- смена состава и трансформация команды центра 223

Ёсимунэ ранний опыт управления и приход к власти 223

Опора власти Бакуфу: вассалы ближайшего окружения Бакусин жёе! при V—VIII Сегунах 224

Окружение Ёсимунэ: персональный состав 225

Политика реформ в аграрной сфере 230

Совершенствование системы налогообложения 231

Система «подношений риса» от Даймё и специфика применения 231

Налогообложение в эпоху Эдо и политика увеличения сборов Нэнгу Ем 236

Развитие аграрной сферы (подъём целины и рост производства товарных культур) 252

Товарно-денежные отношения и финансовая политика при Ёсимунэ 262

Упорядочение правовой и административной системы 274

Реорганизация административной системы 274

Кодификация правовых норка 278

Проблемы городов, социальная сфера, принципы экономии и бережливости 282

Глава 4. Канун «второй большой реформы» (времена Танума Окицугу) и преобразования годов кансэй ж)шж при Мацудайра Саданобу 292

Времена после Ёсимунэ: специфика и тенденции 292

Злоупотребления властью при Танума Окицугу 294

Танума Окицугу шзй : личность и судьба 301

Реформы годов Кансэй и фигура Мацудайра Саданобу 304

Историческое место правления х1-го Сегуна Иэнари ш г (от Кансэй до Тэмпо) 305

Мацудайра Саданобу j& -fs: личность и судьба 307

Содержание и ход реформ годов Кансэй "шшсо ?.ш 314

Временные рамки и этапы; причины, цели и основные направления 314

Борьба с коррупцией и создание «команды» реформаторов (возвращение влияния «старейшин») 317

Политика в аграрной сфере 321

Политика в отношении городов 324

Курс в сферах торговли и денежного обращения 325

Идеологический и информационный контроль 328

Кризисные проявления: «внутренние неурядицы и внешние осложнения» (Найю-Гайканйц- ш) 329

Финансы Бакуфу, принципы экономии и бережливости по Ллацудайра Саданобу 333

Уход Ллацудайра Саданобу с политической арены 336

Результаты и оценка реформ годов Кансэй 337

Глава 5. Канун «третьей большой реформы» (времена Бунка—Бунсэй xfl;-xift)h преобразования годов Тэмпо &г#д при Мидзуно Тадакуни жшь&эд 342

Специфика времён Бунка—Бунсэй (правление Иэнари) и складывание предпосылок реформ годов Тэмпо 342

К вопросу о становлении концепции «реформ годов Тэмпо» 346

Сущность кризиса периода Тэмпо — «внутренние неурядицы и внешние осложнения» Найютайкан 351

Реформы Тэмпо : хронология и характер 354

Ситуация в политических кругах накануне реформ 354

Цели, методы, основные направления и результаты преобразований 355

Стадии в проведении реформ Тэмпо 358

Основное содержание и ход реформ годов Тэмпо .361

Политика экономии и бережливости 361

Политика в аграрной сфере: попытки увеличения налоговых поступлений и борьба с «запустением деревни» 363

Системы обводнения и новые водные транспортные артерии 365

Усилия Бакуфу по перераспределению крупных земельных владений 367

Политика в сфере финансов 369

Попытки регулирования системы товарообращения и роспуск торговых объединений и гильдий 369

Политика реформ в княжествах 371

Нарастание внешнеполитических сложностей 373

Значение реформ Тэмпо 374

Заключение 376

Список использованных источников и литературы 395

Индекс используемых иероглифов и терминов 439

Японские издательства: 439

Японские историки: 439

Терминологический индекс: 440

Цитаты: 501

Общая характеристика социальной организации

Социальная организация японского общества в различные времена тяготела к определённому копированию соответствующих китайских образцов. Однако, даже при всей очевидности и искренности этих устремлений на некоторых этапах истории, реальность приводила к тому, что при формальном сходстве рецепированные термины и концепции обращались в существенно отличные явления на японской почве.

Внешне ощутимое стремление следовать китайским моделям сословного деления проявлялось в Японии со времен активной рецепции китайского права в канун создания раннефеодальной монархии, с начала в 645 г. реформ Тайка zfcffc, завершившихся изданием кодексов Тайхо Еро рицурё Зс ЁШЗЁШтз . Население страны было разделено на две основные категории: «добрый люд» рёмин Жй (кит. лянминъ) и «подлый люд» сэммин ПК (кит. цзянъминь) . М.В.Воробьев отмечает, что эти группы, одинаково называясь в различных странах, «в разное время имели неодинаковое общественное значение»; применительно к Японии — это лично свободные и лично несвободные [83, с.74-75]. Однако, жёсткость их сословных рамок всё же была относительной и, несмотря на фиксацию официальной структуры, определённые возможности социальной мобильности существовали .

С самых ранних времён нерушимостью отличались лишь границы групп, образованных по кровнородственному признаку, например, императорский клан, освященный религией синто ШШ, что, возможно, и стало подлинной причиной его обособления [83, с.74, 81, 86-87]. Формировалось как отдельный слой и ближайшее окружение двора — придворная аристократия кугэ УЛШ (о них речь пойдёт несколько позднее). Вообще, с приходом сословной организации общества на смену родовой (прежде всего в виде закрепленной градации на «добрых» и «подлых»), с этого размежевания практически начался спад высокой социальной мобильности, существовавшей в период складывания феодальной государственности.

Канун эпохи Эдо ознаменовался в 80-90-е годы XVI в. рядом указов ТОЁТОМИ Хидэёси, фиксировавших систему так называемых «феодальных статусов личности» — мибун Й , т.е. социальных статусов. Сюда включалось несколько последовательно проведённых мероприятий. Во-первых, перепись земель и прикрепление крестьян к земле (тайко-кэнши АШШШ 1582—98 гг.); во-вторых, указ 1588 г. «Об охоте за мечами», т.е. об изъятии оружия у крестьян, которым это не положено по статусу (Катана-гари-но рэй ZJ F IT]"). В-третьих, непосредственно за ним последовавший указ 1591 г. «О закреплении социальных различий» (Мибун-но тэйрэй -Йб ШШ) , и в-четвёртых, указ 1591 г. «О переписи деревень и дворов» (Хито-бараи рэй АШ У Наконец, в-пятых, в 1597 г. выходит указ о создании пятидворок гонин-гуми ЗхЛ/Ш, связанных круговой порукой рэнтаи-сэкиник mfffMrt в выполнении фискальных обязанностей перед правительством. Впоследствии, на протяжении эпохи Эдо, вопрос о чёткости сохранения статуса достаточно жёстко контролировался (помимо регулярно ведущихся записей об уплате налогов, составления подворных реестров и т.п.) за счёт периодически осуществлявшихся различного рода «переписей». К их числу относились, помимо земельных переписей кэнти Щ.Ш и переписей населения {нимбэцу-аратамэ АйІІШс) разного рода — ещё и «проверка вероисповедания» сюси-аратамэ Ж0$ и соответствующие реестры. Проверка вероисповедания, которую начали регулярно проводить после подавления названного «христианским» восстания 1637—38 годов в Симабара, предполагала, по сути, как бы «приписку» к ближайшему буддийскому храму, посещения которого должны были свидетельствовать о непринадлежности к христианству. Налицо весьма любопытный аналог своего рода «паспортной системы» в Японии времён последней династии сегунов.

Итак, определению места низших сословий в общественной структуре уделялось пристальнейшее внимание в официальных документах и до эпохи становления нового бакуфу. Согласно официальным взглядам, земледельцы, ремесленники и торговцы (но-ко-сё ЦІЙ) нередко объединялись собирательным наименованием «низкорожденные» гэсэн ТШ (что иероглифически весьма напоминает вышеупомянутых сэммин Цй) в отличие от «благородных» кисэки т.Ш (либо ки й) и «великих и достойных мужей», учё-ных мужей ситайфу (кит. шидафу) ± : . О глубине пропасти между «верхами» и «низами» в начале эпохи Эдо свидетельствует фиксация в документе общегосударственного значения права воина казнить на месте любого простолюдина, преступившего границы своего статуса . Нередко под этим нарушением понималось просто «действие не то, какого следовало бы ожидать» [360, с. 38] благородному от простолюдина, т.е., по сути, так мог быть расценен любой поступок. Данное правило продолжало считаться незыблемым до конца Эдо-бакуфу.

Тем не менее, по прошествии ряда лет после указов Т0ЁТ0МИ Хидэёси об изъятии оружия у невоинов (1588 г.) и о закреплении социальных различий (1591 г.), обоснования строгой иерархии статусов в Установлениях — к тому же самому вопросу пришлось вновь возвращаться и в середине XVIII в. «Кодекс из ста статей» (0-садамэгаки хяккадзё Ш Й.Щ ЁЩтк) 1742 г. особо оговаривает наказание для крестьян и горожан за ношение мечей — привилегию «мужей-воинов» . Однако здесь тональность формулировки уже свидетельствует о разрушении жестких устоев сословности: отныне запретно лишь «самочинно опоясываться мечами». Иначе говоря, как только возникла необходимость укрепления опоры феодального общества — правящего сословия, закон предоставил некоторым из простолюдинов возможность как бы войти в ряды воинов, будучи пожалованными почетным правом ношения меча (наиболее известны они как «сельские самураи» из зажиточных крестьян — госиЩ-і:) .

Общество рассматриваемого периода в отношении социальной структуры принято считать состоящим из четырёх сословий. Однако прежде чем подробно останавливаться на них, следует упомянуть еще об одном, куда более общем, принципе деления общества на группы (как и принцип «четырёх сословий», по идее, восходящем к китайским классическим представлениям о социальной структуре). В какой-то мере это развитие представлений о том, что главный принцип в государстве — проведение основополагающего различия между монархом, правителем и его подданными кун—син Ш& Речь идёт о своего рода лишь противопоставлении «чиновники—народ» (приемлем и вариант «государевы вассалы — народ»): син—мин [ (кит. чэнь— минь). Здесь имеет место в своём роде подчёркивание сущности китайского варианта «бюрократического» феодализма: предельная чёткость в обрисовке первой категории и крайняя расплывчатость — в обозначении второй. Весьма близким по духу к данной формуле оказывается ещё одна, которую можно попытаться перевести также как «чиновники—народ»: хяккан—хякусё (кит. байгуань—байсин) ИЛ=Г ИГЙ . Допустимость отождествления до определённой степени положения вассалов и чиновников, таким образом, справедлива не только для Китая, но и для Японии (безусловно, при учёте всех существенных отличий систем и «японизировании» практически любых заимствованных, рецепи-рованных категорий). В конечном итоге, термин син (кит. чэнь) [5, предполагал категорию, которая включала в себя, совмещала несколько понятий: «вассалы-чиновники» были для монарха «подданными» (именно с этой категорией у правителя существовали более или менее непосредственные взаимоотношения). Безусловно, имелись и иные подданные, но низшего достоинства — простонародье. Но это уже иная категория, в их отношении применялись и иные термины: прежде всего, «народ» — й мин (кит. минь), а также — «простонародье» хэймин й либо сёмин J S, «крестьянство» хякусё В"й либо хомбякусё ШЙЁ (а порой мура-ката fiiJu, для выделения их отличия от горожан), горожане тёнин Щ А либо мати-ката Щ з [199] и т.п.

Изменения в принципах трактовки статуса

Цунаёси стал сегуном в значительной мере по воле случая — так уж сложилась расстановка сил в совете, решавшем вопрос о наследовании поста (отчасти благодаря волеизъявлению прежнего сегуна, отчасти благодаря позиции ХОТТА Масашоси ШШ IEft)188. Учитывая такую ситуацию с приходом Цунаёси к власти, он не кажется слишком связанным политическими установками прежней администрации [365, с. 32]. Исходя из этого, не кажутся слишком удивительными и появление в его времена новых должностей, и, что ещё более важно, серьёзные изменения в иерархии значимости постов и характере подбора кадров для их замещения. Имел место фактический отказ от прежних установок — от ориентации на происхождение, генеалогию, на очевидность приоритета преданных вассалов, служивших ещё предкам.

При Цунаёси с самого начала появляется новая должность — «старейшины по финансовым вопросам, делам» (капгтэ-гакари родзю Ш Ш Ф). Строго говоря, каттэ Ш - означает «кухня»; в широком, переносном смысле слова, это относится ко всем практическим финансовым делам. Обычно старейшин родзю было четверо, и прежде они вчетвером ведали политическими делами баку фу по совместном рассмотрении и обсуждении. Цунаёси полагал, что управление финансами, ведение всех финансовых дел должно строиться на основе последовательно реализуемой долговременной линий, целей и задач, тактики и стратегии намеченной финансово-экономической политики. До конца принять на себя это бремя должен конкретный чиновник, профессионально занимающийся проведением в жизнь решений. Исходя из этого, сёгун установил новый пост каттэ-гакари родзю, возложив на держателя поста всю полноту ответственности за экономические и финансовые дела. На первых порах исполнение таких обязанностей было вверено ХОТТА МасатосиШШ !Е$, которому Цунаёси был обязан многим, даже свершившимся назначением на пост сегуна. Но в 1684 г. ХОТТА был убит в замке одним из «молодых старейшин» вакадосиёри ЕГ ТР? ПО имени ИНАБА МасаясуШШ ПЕФ (1640—84). Его обязанности передали ставшему вскоре всемогущим держателю «новоявленной» должности — «секретарю» собаёнин ЩЩ К. Вообще, собаёнин — это своего рода вариант личной свиты, приближённого, камердинера, спутника, личного слуги собасю Ш\М, принимавшего на себя заботы по личным нуждам сегуна (служившего в качестве доверенного лица, наперсника). У собасю не было никаких прямых полномочий на ведение дел, имеющих отношение к политике. Находившийся при особе сегуна, «рядом», «бок о бок», он служил посланцем, передававшим политические воззрения сегуна старейшинам родзю и приносившим доклады старейшин сегуну [365].

После смерти ХОТТА служили в качестве собаёнин и вели дела для Цунаёси - MAKJ4HO Нарисада $Clf$cit (1634-1712)189, а затем - ЯНАГИСАВА Ёсиясу ШШ. f . Отец ЯНАГИСАВА был мелким финансовым служащим при Цунаёси ещё во времена, когда тот был даймё Татэбаяси Ш# в провинции Кодзукэ _Ы?. По родословной его предки не могли претендовать на высокое положение, но личные связи с сегуном позволили преодолеть невозможное [365].

Порядок дел, когда человек явно несоответственного происхождения (как ЯНАГИСАВА, даже без должной родословной), пользовался бы полным и абсолютным доверием сегуна, стали называть собаёнин-сэйдзи {НШЛШ&, либо «политикой собаёнин» .

Держателю этого поста требовалась власть достаточная для превосходства и над старейшинами родзю "Н3, и над младшими старейшинами вакадосиёри Ш - яг — власть, обеспечивавшая право на решающее слово в любых политических делах. Такая схема управления (наличие поста собаёнин) продолжала сохраняться на протяжении кратковременных периодов правления VI и VII сегунов, Иэнобу ШЖ и Иэцугу ШШ, когда в качестве таких «влиятельных приближённых» собаёнин служили МАНАБЭ Акифуса ШШ ШМ (1666— 1720) и АРАМ Хакусэки Щ# &Ъ (1657-1725). При VIII сегуне Ёсимунэ (т.е. уже во времена реформ Кёхо $;\$сШ) в этом качестве выступали АРИМА Удзинори Щ ftfj (1668—1735) и КАНО Хисамити ЖЙ ІКШ (1673-1748)191. При их наследниках — IX и X сегунах, Иэсигэ и Иэхару — это были О ОКА Тадамицу ікШ $ % (1709-60) и ТАНУМА Окицугу ЩШ ШЖ (1719-88). Если затрагивать вопрос их происхождения, то МАНАБЭ был ранее актёром Но, АРАМ — учёным-конфуцианцем. АРИМА и КАНО — вассалами Ёсимунэ ещё в бытность того даймё в Кисю $й#. ООКА Тадамицу происходил из ветви вассалов-ленников дома ООКА, а ТАНУМА — был сыном «пешего воина» асигару % Ш из Кисю Ы ПЛ\ [365]. Для одного поста — это просто невероятное разнообразие и разброс социальных статусов (имевших в эпоху Эдо чрезвычайно большое значение).

Чиновники казначейства кандзе-буге ШілЕ ІИт отвечали за реальное осуществление управления финансами бакуфу под руководством старейшин родзю, каттэ-гакари родзю и «секретарей» сегуна собаёнин — иначе говоря, были «управляющими финансами», казначеями. На эти должности обычно назначали четверых чиновников из прямых вассалов хатамото Ш с годовым жалованьем порядка 3 тыс. коку. Существовало 5 200 домов хатамото, но лишь 250 имели пожалования в 3 тыс. коку или более. Таким образом, управляющие финансами избирались из сравнительно узкого круга, соответственно вероятность, что должность займут способные люди, была достаточно низкой. Поскольку «старейшины по финансовым делам» каттэ-гакарирддзю Ш -ffi Ф служили главными управляющими финансов, значительных практических способностей от них и не ожидали. Но для понимания мелочей и деталей в своём деле им надлежало быть хорошо сведущими в экономике и расчётах. Поскольку лишь 5% хатамото могли служить в этом качестве, нехватка квалифицированных лиц для занятия поста была очевидна и неизбежна [365].

Цунаёси разрешил проблему утверждением, что для занятия поста управляющего финансами кандзё-бугё Hl/E fx решающим фактором должны быть способности, а не происхождение. Самым первым, кого назначили кандзё-бугё, исходя из этих принципов, оказался ОГИВАРА Сшэхидэ Ш.Ш Ш . Он при взаимодействии с ЯНАГИСАВА ЁсиясуШ Я "nf управлял финансами баку фу на протяжении всего периода Гэнроку. ОГИВАРА происходил из низших рангов вышеупомянутых 5 200 фамилий хатамото, но его родовое пожалование состояло в доходе всего лишь порядка 100 коку. Несмотря на это, ОГИВАРА стал первым из трёх великих кандзё-бугё эпохи Эдо. Его политику в сфере денежного обращения, особенно перечеканку монеты, связывают с зарождением современной денежной политики Японии. Вторым из наиболее великих кандзё-бугё был КАНЪО Харухидэ #Л # : (1687-1753) ш, заведовавший финансовыми делами баку фу во вторую половину правления Ёсимунэ (времена первой из «трёх реформ» — годов Кёхо з сії ).

Именно ему приписывают высокомерное высказывание: мол, «что крестьяне, что кунжутное семя — сколько нажмёшь, столько масла и выжмешь» стал своего рода олицетворением образа кандзё-бугё как безжалостного эксплуататора, хотя в действительности являлся крайне способным финансистом, много сделавшим для укрепления финансов бакуфу. Третий кандзё-бугё, чрезвычайно много внёсший в финансовое оживление бакуфу - это МАЩМОТО Хидэмоти №$: ЩЩ (1730-97)194; его деятельность в основном связана с кануном второй из «трёх больших реформ» (годов КансэйЖШЖ -)- Будучи помощником ТАНУ-МА Окицугу ЩЩ ШЖ (1719—88), в числе других важных мероприятий, он провёл обследование Хоккайдо. КАНЪО и МАЦУМОТО происходили из семей даже более низких по статусу, чем это было в случае с ОГИВ АРА — из гокэнинШШК, т.е. низшей категории ленных вассалов сегуна [365]. Это очевидная иллюстрация того, что начало в принципиальной перемене отношения к статусу и происхождению действительно было заложено реформами Цунаёси.

Между основанием Эдо-бакуфу и зенитом, лучшей порой правления Цунаёси минуло около сотни лет. Экономика, развивавшаяся феноменальными темпами в течение XVII столетия, достигает апогея в своём росте. Значительные финансовые ресурсы бакуфу порядком истощились, и режим вступал во времена, когда бюджетный дефицит являлся знаком эпохи.

Товарно-денежные отношения и финансовая политика при Ёсимунэ

Проблемы регулирования товарно-денежных отношений в годы власти Ёсимунэ предопределили целый ряд различных аспектов деятельности правительства. Во-первых — либерализацию и регулирование цен на рис. Во-вторых, создание цеховых и им подобных объединений накама {ф Щ и кумиаи Шіз в среде ремесленников и торговцев. Целью их организации было усиление контроля над торговлей и потребительскими ценами. В-третьих, баку фу приняло политику полноценной монеты река Им вместо предшествовавшей порчи монеты во времена Тэнроку. В конечном итоге, связан с этими направлениями политики и известный указ 4-го года Кёхо (1719), свидетельствующий о необходимости обращаться к регулированию товарно-денежных отношений — Китай-су маси рэй Щу$

Этот Указ об обоюдном разрешении конфликтов по задолженности исключительно заимодавцем и должником без привлечения официальных органов — свидетельствовал о предоставлении правительством вовлечённым в конфликт сторонам полной самостоятельности в таких ситуациях. Кроме того, достаточно очевиден факт признания властями развития экономических отношений и вместе с тем предоставления определённой свободы этому развитию. Вполне очевидна его преемственность с одноимённым указом 15-го года Гэнроку (1702). В зависимости от акцентов в подходе к освещению эпохи Ёсимунэ тема в японской историографии нередко излагается и в непосредственной связи политики в отношении городов и политики потребительских цен (см., напр.: [54, том 4, с. 367]). Но в соответствии с характером изложения здесь представляется более логичным разделить эти два вопроса, связав первый с эволюцией социальной сферы (что будет рассмотрено чуть позже), второй же — со сферой экономической, а именно: товарно-денежными отношениями и деятельным регулированием их властями. Остановимся на всех этих нюансах подробнее.

Вопрос о регулировании цен на рис (бэйка-тёсэцу .ШШШ) оказался и одним из наиболее характерных для эпохи VIII сегуна в сфере регулирования товарно-денежных отношений, и одним из наиболее коренных, основополагающих по своему реальному значению вопросов (см., напр.: [51, с.252]). Важность вопроса довольно очевидна по следующей причине. Опирающаяся на систему оценки, исчисления дохода, налогов по системе «рисового эквивалента» коїсудака 1=іШ, экономика эпохи Эдо была крайне чувствительна к колебаниям цен на рис. Иногда утверждают, что именно по причине внимания к политике регулирования цен на рис и выказанного здесь рвения VIII сёгун Ёсимунэ и заслужил прозвание «рисового сегуна» (комэ-сёгун Ж#3р). Учреждённая в 15-м году Кёхо (1730) в районе Додзима ШШ в Осака рисовая биржа комэ-кайсё выполняла функции общественной организации (органа, учреждения), определявшей цены на рис.

Регулирование цен на рис представляло собой составную часть политики цен, которую, пожалуй, можно утверждать, впервые и начали проводить целенаправленно и масштабно именно со времени реформ Кёхо. Необходимость этого обусловили объективные изменения в жизни социума. Приблизительно в середине XVII в. в японском обществе достаточно явно обозначилась волна реального роста жизненного уровня простонародья [54, том 4, с. 367]. Порождённые этим процессы в экономической сфере привели к различным проявлениям новых тенденций: механизмы ценообразования в итоге сработали (повлияли) на общее повышение и стоимости, и цен потребительских товаров. Под это понятие подпадают практически все товары помимо риса, часто объединяемые термином «предметы домашнего обихода».

Порой функционирование механизмов ценообразования в этих изменяющихся условиях приводило к совершенно новым для страны явлениям. Как плод многолетних усилий продолжался закономерный по этой причине рост урожайности риса, но в годы Гэнроку произошло нечто неожиданное для потребительских цен. До той поры невиданное событие состояло в том, что при падении цен на рис имело место вздорожание предметов домашнего обихода, рост цен практически по всему спектру потребительских товаров сёсики Ш& Учитывая то, что базовой опорой государства системы баку хан ШШ было исчисление ценностей и доходов по «рисовому эквиваленту» кокудака Ж (т.е. в рисе выражался и доход, и налоги, и степень богатства) это явилось потрясением практически самих основ общественного устройства. По этой причине баку фу оказалось просто вынуждено приложить максимум сил к преодолению этого «странного диссонанса», добившись, как тогда представлялось, решающих успехов раз и навсегда. Однако, как выяснилось впоследствии, — ненадолго. Уже при власти Ёсимунэ, в 6—7 годах Кёхо (1721—22), повторно проявляются симптомы резкого ухудшения ситуации. Теперь уже VIII сёгун Ёсимунэ вынужден отдать все свои силы для разрешения проблемы. По существу, в деятельности, вызванной этими процессами, можно выделить по крайней мере несколько взаимосвязанных сфер:

политику снижения цен на потребительские товары,

политику подъёма цен на рис и

политику в сфере денежного обращения.

Новый феномен — при дешёвом рисе высокие потребительские цены — привёл к тому, что в 8-м году Кёхо (1723) баку фу ощутило необходимость обратиться с запросом к градоначальникам, мати-бугё РГ Ит трёх городов с целью выяснить, какие же меры уместно предпринять. В значительной степени итогом проведённых консультаций можно считать мнение, выраженное двумя градоначальниками Эдо — ООКА ТадасукэЗкШ И&Ш и СУВА ЁриацуШШ ШШ и состоявшее, прежде всего, в следующих двух основных моментах:

Во-первых, цены на товары потребления могут быть снижены за счёт сокращения, урезания чистой прибыли (ридзюн $\Щ) тор говцев. /±ля этого, объединив торговцев в гильдии накама i$ fm\, следует на каждую гильдию возложить ответственность в отноше нии выставляемых ими цен на предметы потребления. Властям надлежит контролировать ситуацию на рынке, предотвращая как продажу подчистую симэ-ури т, так и скупку на корню симэ-каи Ш — как явлений, которые могут спровоцировать возникновение неподдающегося регулированию положения с движением цен. Поскольку такое состояние может оказаться специально спланированным трюком, подстроенным для того, чтобы сыграть на руку кому-либо из торговцев при последую щей реализации уже на основе диктата цен (ведь больше этого товара ни у кого нет), при необходимости следует проводить дознание и расследование. Как дополнительные меры предлага лось проведение осмотров проходящих через Осака грузов, веде ние помесячных реестров отгружаемых из Эдо товаров (уХ Щ Шии ШШ Я Ш\ Ш), досмотры корабельного груза в Урага ШШ, запрет торговых сделок непосредственно на рейде реки Синагава ЕТОЛІ и т.п.

Во-вторых, снижение стоимости товаров могло бы осуществляться и за счёт сдерживания цен производителей. ДАЯ этого опять же требовалось объединить торговцев в цеховые корпорации и гильдии — накама \$Щ и кумиаи Ш а. С одной стороны, через эти организации, посредством их становится возможным предотвращать и сдерживать невозможное в условиях свободной конкуренции торговцев повышение цен производителями. С другой стороны, за счёт координации и централизации запросов покупателей (в лице этих торговцев) также появляется возможность управления ценами производителя, на которых можно таким способом оказывать давление.

Утверждать, что предложения именно в таком виде и были восприняты баку фу как руководство к действию, конечно, нельзя. Однако последующая политика правительства в отношении цен на предметы потребления, в общем и целом, развивалась по обозначенной линии и в этом направлении [54, том 4, с.367].

Попытки регулирования системы товарообращения и роспуск торговых объединений и гильдий

Крайне большой проблемой для страны явился подъём цен {букка-но токиЩЩюШт) О причинах его уже говорилось выше — это были следствия изменения структуры системы обращения (сопровождавшиеся видоизменением базисных структур), продолжившаяся ещё начиная с годов Бунсэй ЗсЩ. перечеканка монеты, многочисленные недороды (неурожаи кёсаку Щ\ ), голод и т.п.

Но правительство интерпретировало причины этого по-своему. Причина взлёта цен была «найдена» в «излишней влиятельности» торговой монополии «10 оптовых торговцев» токуми-дойя Л ШШ Ж. Они были обвинены в бесчестном взвинчивании уровня цен. На основании этого в 12-м месяце 1841 г. указом баку фу было приказано распустить организации занятых одним видом деятельности торговцев — гильдии и объединения хабу-накама йіФГнІ, самые разнообразнейшие кумиаи Щґа. Подъём розничных цен в отдельных княжествах также стал преследоваться местными князьями даймё. Они сами на корню скупали всю без остатка местную продукцию кокусан-буцу ЩШЩ . Всячески пропагандировался принцип «своё княжество — чужое княжество» (ШШШШХ имея в виду приоритетную заботу о собственном товаре при заведомой ориентации на ущемление интересов производителей из других княжеств и их товаров. Так что удар по торговым объединениям был нанесён не только со стороны правительства, но и со стороны местных феодалов.

По мнению властей, розничные цены были освобождены от искусственного манипулирования со стороны торгового люда. Строились предположения, что свободное торговое посредничество и конкуренция принесут непременное снижение цен. Но, поскольку действительная причина резкого взлёта цен заключалась совсем в другом — в базисных изменениях всей системы, положительного результата достичь было попросту невозможно. Дело состояло в том, что прежние механизмы товарообращения находились в состоянии полного развала и были на краю гибели (попран $liL). И по этой причине не помогло даже и создание новых административных должностей различного уровня, призванных прийти на смену отменённым торговым гильдиям:

в городской управе мати-бугё сё ВТ тВ т была создана должность «ответственного по товарам» сёсики-гакари Щ&Ш,

из квартальных старост мати-нануси ВТ ЕЁ назначали «ответственного старосту» какари-нануси Щ% ЕЁ.

Был отдан приказ о насильственном снижении цен по воле государства. Согласно чему:

розничные цены торговцев были в равной степени снижены,

запрещены торговые бирки — маркировочные ценники (футе

снижены арендные ставки на землю и торговые помещения (дзидай — тана-тин ШІХ Шм),

официально установлены показатели содержания и жалованья для служащих хоконин 1 &А у воинов, /\АЯ ремесленников и подённых работников хи-ятои 0 !V\

По причине введения этих мер в пределах Эдо столкнулись с неслыханным спадом фукэйки jk?\. Жизненные тяготы низших слоев населения усугубились и дошли до предела. Всё более накапливалось, накипало их недовольство правительством — бакуфу.

Политика ресрорлл в княжествах Кроме того, в этот период, по столкновении лицом к лицу с острым кризисом финансов княжеств, самые разнообразные реформы, проводившиеся в княжествах, получили значительное распространение. В княжестве Тёсю Hjtl, приступили к проведению реформ ввиду происходивших два года подряд крупных крестьянских восстаний икки — Ш в Боте И5й (в землях Суо и Нагото). В значительной степени благодаря деятельности МУРАТА Сэйфу Щ ЩШ (1783—1855) в Симоносэки ТІ и других важных гаванях были учреждены должности коси-ни ката Ш ійТ л для снабжения денежными средствами торговых судов, курсировавших по Внутреннему Японскому морю Сэто-найкай Щ F И Ш Уверенность княжеств в своих силах, возможно, за счёт осуществления политики коммерциализации населения — привела к увеличению доходов. Это, в свою очередь, явилось важным вкладом в поправку финансовых дел княжества.

С одной стороны, шло продвижение способных вассалов княжеств из средних и низших слоев, это давало новые шансы для движения вперёд в управлении и политике княжеств (хансэй ШШ). В княжестве Сацума ШШ реформы проводились, будучи связанными с фигурой ДЗУСЁ Хиросато ШТЯ)Ш Находили применение такие близкие к жёстким меры, как буквально «подминание» торговых слоев «трёх столиц» санто ШШ (Эдо, Осака, Кёто) — вынуждение к предоставлению громадного займа со сроком погашения задолженности в течение 250 лет.

С другой стороны, за счёт усиления монополии на сахар большего из островов Амами іі Іо и за счёт контрабанды через Рюкю ШШ финансы княжества Сацума были оздоровлены.

В княжестве Сага ІІїШ предприняли попытку применить усиление контроля над местным производством и систему «равных полей» ЕВШ Ш В княжестве Мито 7КЛ проводили политику жёсткого контроля над местным производством НШШйИШ и вели переписи земель в пределах княжества ЦіР ШЙЙ. В этих княжествах при общей жёсткости проводившихся мероприятий были с успехом урегулированы проблемы долгов. Имело место очевидное оздоровление финансов княжеств, наблюдалась существенная эволюция системы управления за счёт активного включения в политику княжеств представителей средних и низших слоев из вассалов княжеств. Это создавало основу для становления их как «могущественных, сильных кланов» юхан ЩЩ, игравших активную роль во времена баку мацу.

Среди преобразований в отдельных княжествах, проводившихся независимо от общегосударственных установок, более всего привлекают внимание реформы политики княжеств {хансэй кайкаку ШШЖ -) Мито TKF , Сацума ШШ, Тёсю Jft JIi, Тоса ±{, Хидзэн HEffj. Пусть это и частности, но, за исключением Сацума, все княжества демонстрируют практически идентичные тенденции. Их объединяют направленность на политику экономии (в целях оздоровления финансовой сферы) и политику реорганизации (ШШ ) строя рядового крестьянства. Также сопутствовали этому и такие меры, как вспомоществование вассалам и политика сдерживания торговли. Стремление к восстановлению финансового благополучия при желании избежать увеличения доходов от новой политики развития и поощрения промышленности ШШШШ — превращало в приоритетное направление преобразовании такой момент, как необходимость увеличения налоговых поступлений с рядового крестьянства. Яркими примерами таких устремлений в политике местных феодальных властителей стали «высочайший запрет теории получения прибыли» ГЩ У ЩЦ РШ Ш] в княжестве Тёсю и превращение в основу налоговых поступлений «урожайного сбора» r jjjx ftj (как дохода от амбарных земель Ш Ш ОО 1ХЛ) в княжестве Тоса.

Нарастание внешнеполитических сложностей Много говорилось, что одной из значительных особенностей реформ Тэмпо явились меры в связи с «внешними осложнениями» гайкан #\ Ш, другими словами — непосредственное столкновение с кризисом во внешней политике. Можно сказать и иначе: были предприняты политические шаги для преодоления всех возможных сложностей этой ситуации. Благодаря голландским судам в Японию поступала некоторая информация об «опиумной войне» в Китае. Ходили разговоры, что в 1842 г., по завершении Англией войны — строятся планы отправки эскадры к японским берегам

Похожие диссертации на "Три большие реформы" и процессы эволюции японского общества второй половины эпохи Эдо