Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время появляется все больше исследований, посвященных проблемам византийского общественного сознания, рассматривающих материал литературных и живописных источников с точки зрения их восприятия людьми своего времени. В работах Г. М. Прохорова, А. И. Алексеева, Г. Мэгваэра, Г. Мэтью, X. Бельтинга и других исследователей ставится проблема изучения византийской живописи и литературы в контексте общественного сознания эпохи. При этом далеко не все памятники византийского искусства изучались под этим углом зрения. Если по отношению к западноевропейской культуре в западной историографии данная проблематика является ведущей начиная с конца ХЕК века, то в области изучения византийского общественного сознания имеются существенные пробелы. Особый интерес исследователей вызывает период XIV - начала XV века как период очень яркий в культурном отношении, последний расцвет перед концом империи. В настоящий момент наиболее актуально изучение памятников литературы и живописи как единого «текста» с применением герменевтического метода. Такое изучение позволит прикоснуться к проблеме взаимодействия и взаимовлияния художника и зрителя (литератора и читателя) в Византии.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования является общественное сознание Византии XIV - первой половины XV века.
Предмет исследования составляет художественный язык эпохи, его развитие и формирование, а также региональные особенности и выразительные средства.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования ограничиваются XIV - первой половиной XV века. В историографии традиционно считается, что облик культуры данного периода определило, с одной стороны, влияние гуманистов, с другой - влияние исихастского мировоззрения. Все исследователи сходятся на том, что именно эти явления культурной жизни Византии в большей степени определили облик культуры XIV - первой половины XV века. Новые явления развиваются на
протяжении всего четырнадцатого столетия, но в некоторых регионах последствия упомянутых факторов уходят в начало XV столетия. Культура первой половины XV столетия продолжала и развивала то, что было заложено в XIV веке.
Цель исследования. Объект и предмет исследования определяют его цель - анализ общественного сознания эпохи, проявившихся в нем под влиянием исихастской мистики и гуманизма новых тенденций.
Источниковая база исследования. Традиционно в историографии под термином «византийский» имеются в виду не только явления, характерные для Константинополя и собственно территории Византийской империи, в это определение попадает весь ареал стран и территорий, находившихся под культурным и политическим влиянием Византии. Такой подход обусловлен самим объектом исследования, так как «византийская культура» - это очень широкое понятие, самая сущность культуры, направление развития было единым и целостным на территории различных стран, хотя, конечно, всегда имелись региональные особенности. Поэтому географические рамки источников определяются не только номинальными границами территории империи, но самой сущностью «византийской культуры» как культуры интернациональной, наднациональной. Поэтому в работе привлекается материал собственно византийский (в узком, географическом смысле), а также болгарский, сербский и русский.
Источниками для исследования послужили литературные тексты и живописные памятники, относящиеся к исследуемому периоду и к обозначенному региону.
Литературные памятники, привлеченные в исследовании, относятся к самым разным жанрам. Это и теоретические трактаты («Сказание о письменах» Константина Костенецкого), и богословские сочинения (сочинения Григория Паламы, Георгия Гемиста Плифона и др.), и памятники мистической литературы («Семь слов о жизни во Христе» Николая Кавасилы), жития (болгарское житие Ромила Пустынножителя, житие Сергия Радонежского),
похвальные слова, сказания, повести, любовные романы. Предмет исследования предполагает обращение именно к разным жанрам, анализ того, как новые средства выразительности применяются в текстах, написанных с разными целями. Некоторые литературные памятники, такие, как теоретические трактаты и богословские сочинения, использовались для реконструкции эстетической концепции авторитетов изучаемой эпохи, так как иногда эстетическая концепция была сформулирована напрямую.
Другой вид источников - это живописные памятники. Опять-таки было важным привлечь именно различные виды памятников, а не какой-то один вид, в работе использован и материал фресковой живописи, и иконописный материал, и книжная миниатюра. Намеренно отбирались разнородные памятники, с тем, чтобы вырисовывалась картина эпохи в целом, источники происходят с территории собственно Византии, а также Болгарии, Сербии, Руси. Особо следует упомянуть о важности использования материалов монашеской живописи (например, живописи Афона), так как эти памятники составляют особый пласт культуры изучаемого периода, и без них картина была бы неполной. В работе использовались такие памятники, как росписи монастыря Хора, миниатюры Евангелия Венской Национальной библиотеки, иконы Московского Кремля, византийские, болгарские иконы, иконы монастыря Хиландар на Афоне, сербские росписи (Грачаница, Каленич, Милешево, Нерези, Студеница), живопись Андрея Рублева и Феофана Грека, а также памятники древнерусской фресковой живописи (Волотово, Снетогорский монастырь, росписи церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде).
Характеристика источников и их анализ разнесены по главам работы. Такая структура работы определена самим предметом исследования. Причем эти источники анализировались при помощи целостного герменевтического метода, в контексте их культурной среды бытования, так, чтобы можно было выявить цели художника (или литератора), тот эффект, которого он стремился достичь.
Методология исследования. В основу исследования положен принцип нерасчлененности средневекового искусства и общественного сознания, который был сформулирован еще в трудах С. С. Аверинцева. Литература, живопись и общественное сознание изучаются в работе прежде всего во взаимосвязи, в единстве, - тот ракурс литературы и живописи, которым они были обращены к человеку своего времени. Этот ракурс проявляется в тех выразительных средствах, которыми пользовался художник (литератор). Выявить выразительные средства позволяет анализ и сопоставление памятников, происходящих из разных кругов, сопоставление различных, подчас противоречащих друг другу тенденций. Методологической основой анализа памятников явились выработанные современной историографией принципы изучения исторических явлений в их изменчивости и развитии, а также в их совокупности, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе использовался комплексный метод исследования, основанный на анализе разнохарактерных памятников, использовании различных подходов при их изучении и сопоставлении полученных при этом данных.
Степень изученности материала. В 1990-х годах преимущественно в западной историографии, в трудах Г. Мэгваэра, Г. Мэтью и других появляется тезис о необходимости раскрытия «языка» византийской живописи, анализа используемых живописцами риторических приемов. X. Бельтинг провозгласил необходимость анализа изображения в культурном контексте, изображения как источника действенной информации, которая в буквальном смысле меняла человека той эпохи, к которой оно принадлежало. Живой интерес к данной проблеме проявился и в отечественной византинистике, в трудах С. С. Аверинцева, О. С. Поповой, Г. М. Прохорова и других. Однако эта проблема еще далека от своего разрешения, многие памятники византийского искусства еще не изучались подобным образом.
В настоящее время в трудах Г. М. Прохорова, П. Е. Лукина, X. Гольдблатта, Р. Пиккио ставится проблема отражения менталитета в византийской литературе четырнадцатого века, в трудах Г. Мэгваэра и
Г. Мэтью - проблема отражения менталитета в византийской живописи. Однако остается неизученной проблема взаимосвязанного развития литературных и живописных средств выразительности в едином культурном контексте. Степень изученности темы определила постановку следующих исследовательских задач:
- исследовать эстетические воззрения вдохновителей основных течений
культурной жизни исследуемого периода
- проанализировать тексты эпохи, где с максимально возможной
четкостью сформулирована новая теория языка
выявить точки соприкосновения литературы и живописи в контексте единого художественного языка эпохи
рассмотреть специфику авторского сознания эпохи.
Научная новизна исследования. Новизна исследования заключается в применении герменевтического метода, выработанного западноевропейской историографией еще в конце XIX - начале XX века и получившего дальнейшее развитие в XX и XXI веке, к тем византийским памятникам, где этот метод пока фактически не применялся. В работе была осуществлена попытка исследовать проблему диалога художника и зрителя, литератора и читателя в Византии, проблему путей и способов влияния художника и литератора на людей своего времени. Новизна исследования также заключается в том, что развитие литературного и живописного стиля анализировались во взаимосвязи. Работа таким образом является междисциплинарной и вносит определенный вклад в изучение проблемы параллельности развития литературы и живописи, проблемы проявления в памятниках литературы и искусства общественного сознания эпохи, мировоззрения ее современников.
Практическая ценность исследования. Практическая ценность исследования заключается в применении теории «эпохи как текста» к конкретному византийскому материалу. В работе делается попытка изучения глубинных механизмов воздействия художника (или литератора) на воспринимающего субъекта. Результаты данной работы могут быть
использованы для обновления лекционных курсов по истории византийской и русской культуры, а также по истории византийского и русского искусства.
Апробация результатов исследования. Материалы данной диссертации были использованы и обсуждены в 2006-2007 учебном году в семинаре «Проблемы истории и культуры Византии» на кафедре истории средних веков. Метод «синтезного» изучения материала как раскрытия его «внутреннего» языка успешно применялся по отношению к различным византийским источникам. Были сделаны доклады на всероссийской студенческо-аспирантской конференции «Проблемы истории и культуры средних веков» в 2005,2006 и 2007 годах.
Структура работы: работа состоит из трех глав, введения и заключения.