Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Толкачев Александр Борисович

Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии)
<
Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Толкачев Александр Борисович. Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии) : Дис. ... канд. пед. наук : 20.01.06 : Пермь, 1999 160 c. РГБ ОД, 61:99-13/886-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР

1. Моделирование как теоретическая основа игр 9

2. Игра как социально-историческая категория 14

3. Дидактические игры в учебном процессе 21

4. Системный подход - методологическая основа исследования имитационных игр 33

ГЛАВА 2. ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

5. Имитационные игры и стимулирование мыслительной деятельности 39

6. Имитационная игра «Чистая вода» 45

7. Игра «Теории и модели обоняния» 77

8. Игра «Ракетное топливо» 86

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

9. Экспериментальное исследование имитационной игры «Чистая вода» 93

10. Экспериментальное исследование игры «Теории и модели обоняния» 1 Об

11 Экспериментальное исследование игры «Ракетное топливо» 115

12. Дидактические требования к играм и рекомендации по их применению в учебном процессе, выявленные в экспериментальном исследовании 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

БИБЛИОГРАФИЯ 133

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования. Поддержание на высоком уровне системы подготовки военных кадров является одной из приоритетных задач высшего военного образования. Социальный заказ общества на подготовку военных специалистов в условиях стремительного научно-технического прогресса требует от высшей военной школы формирования активной, интеллектуальной, творческой, с широким научным кругозором, высокопрофессиональной личности офицера, способного продуктивно и грамотно решать разнообразные задачи повседневной деятельности. Повышение качества обучения и образования, развитие и воспитание различных качеств, умений и навыков, необходимых для офицера, является актуальной задачей в военных высших учебных заведениях.

Особого внимания заслуживает решение проблемы, как привить курсанту навыки непрерывного самообразования. За время службы офицера -ракетчика на вооружение армии поступает несколько новых ракетных комплексов; он постоянно продолжает самообразование, осваивая новую военную технику. Поэтому в военном вузе необходимо привить будущему офицеру навыки самостоятельной познавательной деятельности, необходимо развивать их всеми дидактическими средствами на занятиях по всем предметам, в том числе - по химии.

С другой стороны, в преподавании общенаучных дисциплин в военном вузе необходимо учитывать их специфику. Общенаучные дисциплины не яв ляются профилирующими; их преподавание имеет прикладные цели. Однако курсанты должны получать достаточно полное представление об основах общенаучных знаний и их использовании в военной и гражданских областях. В частности, знания по химии необходимы офицеру ракетных войск как метод познания при освоении физико-химических свойств компонентов ракетного топлива, как теоретическая основа и инструмент для изучения используемых в военном деле химических веществ для радиационной, биологической и химической защиты личного состава.

В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность курсантов, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.

В решении данных проблем могут найти свое место имитационные игры, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Практика обучения в военном вузе свидетельствует, что потенциальные возможности имитационных игр как эффективного средства активизации познавательной деятельности курсантов в преподавании общенаучных дисциплин часто остаются нереализованными.

Изучению различных аспектов использования игр в обучении посвящено большое количество исследований. Значение игры в воспитании и развитии личности отражено в исследованиях И.Байера [9], Э.Берна [14], Л.С.Выготского [34], А.С.Макаренко [84], С.А.Шмакова [124]. В работах Б.П.Болотинской [17], Л.Н.Иваненко [60], М.В.Кларина [66], И.Я.Курамшина [77], П.И.Пидкасистого [98], Г.К.Селевко [108] отмечается исключительно важное место дидактических игр и игровой деятельности в обучении. Н.П. Аникеева [5], Т.П.Гладченко [43], В.Жулев [55], В.Помелов [100] исследуют достоинства и недостатки ролевых игр, методику их проведения. Психоло гические особенности ролевых игр раскрываются в трудах Л.С.Выготского • [34 - 37], С.Л.Рубиштейна [106], Д.Н.Узнадзе [114], Д.Б.Эльконина [129].

Сущность, назначение, теоретические вопросы применения деловых игр отражены в работах Я.М.Бельчикова [12], М.М.Бирштейн [16], А.А.Вербицкого [28], В.Г.Комарчука [69], Е.А.Хруцкого [117]. В статьях Н.В.Кларина [66], Г.Эллингтона [128] отмечаются значительные преимущества имитационных игр по сравнению другими средствами обучения и их широкое применение в западной педагогике в различных сферах обучения. Л.И.Иваненко [60], П.И.Пидкасистый [98] подчеркивают актуальность теоретико-методических разработок по проблемам учебного применения имитационных игр.

Несмотря на большое количество работ в области дидактических и имитационных игр, многие вопросы их использования не изучены: не определены рациональные сферы использования имитационных игр в учебном процессе военного вуза, не исследованы дидактические возможности их активизирующего воздействия; отсутствуют работы, касающиеся выявления дидактически значимых характеристик имитационных игр и рациональных методик их применения в военном обучении.

Таким образом, противоречие между практической потребностью педагогического процесса в активизирующих мышление курсантов обучающих технологиях - имитационных играх - и отсутствием достаточной информа- ции об их обучающих возможностях, продуктивных сферах учебного ис пользования и принципах их применения в практике обучения определило проблему исследования: каково рациональное место, дидактические возможности и содержание методики эффективного применения имитационных игр, активизирующей познавательную учебную деятельность курсантов и способствующей повышению уровня знаний курсантов по химии.

Поэтому задача определения рационального места имитационных игр в учебном процессе военного вуза и их дидактических возможностей на базе современных научно-педагогических средств представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Объект исследования - имитационные игры в организации обучения химии в системе военного образования.

Предмет исследования - влияние имитационных игр на познавательную активность курсантов при изучении химии.

Цель исследования - выявление факторов и педагогических условий успешного применения имитационных игр, ориентированных на активизацию познавательной деятельности курсантов при изучении химии.

Гипотеза исследования:

- объективно существует и может быть выявлена экспериментально зависимость между показателями эффективности учебного процесса (направленного на изучение химии) и разными методами ведения практических и семинарских занятий (традиционного и с использованием имитационных игр);

- если использовать имитационные игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании химии в высшем военном учебном заведении, руководствуясь выявленными закономерностями, то это позволит повысить активность познавательной деятельности курсантов и их уровень усвоения химии.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

а) определить рациональное место имитационных игр в учебном процессе при преподавании химии;

б) выявить дидактически значимые характеристики имитационных игр;

в) провести экспериментальное исследование эффективности применения имитационных игр в учебном процессе, предполагающее получение количественных оценок с помощью экспериментов констатирующего и лабораторного типа;

г) разработать:

- комплекс дидактических требований к имитационным играм;

- рекомендации по их рациональному использованию в обучении;

- новые учебные пособия для обучения.

Методологическую основу исследования составили деятельностный подход к учению (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); принципы системного подхода в дидактике (Т.А.Ильина, Ф.Ф.Королев, Ю.Ф.Кулюткин, Н.В.Кузьмина, Г.И.Щукина); концепция стуктурно-количественного анализа (Пехлецкий И.Д.); математическое моделирование педагогического процесса (Б.П.Битинас, М.И.Грабарь, Л.Б.Ительсон).

В ходе проведенного исследования использовались следующие мето-ды: анализ философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики.

Научная новизна.

1. Выявлена дидактически значимая характеристика имитационных игр - уровень стимулирования ею мыслительной деятельности курсантов.

2. На основе эксперимента показаны дидактические преимущества использования имитационных игр на семинарских занятиях по сравнению с традиционной формой их проведения.

3. Обнаружены количественные зависимости, отражающие закономерности учебного процесса, связанные с использованием имитационных игр:

- между уровнем стимулирования игрой мыслительной деятельности курсантов и эффективностью усвоения знаний;

- исходным уровнем знаний и результативностью обучения. Практическая значимость. Разработаны новые имитационные игры

«Чистая вода», «Ракетное топливо» и «Теории и модели обоняния», выявлены их педагогические возможности. Овладение современными представлениями о дидактической роли имитационных игр, знание закономерностей учебного процесса с их использованием создают дополнительные возможности для преподавателей в повышении эффективности обучения. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании химии в военном вузе.

Достоверность полученных результатов работы обеспечивается анализом теоретических основ использования имитационных игр; проверенными педагогическим опытом методологическими концепциями; использованием статистических методов обработки результатов экспериментального исследования и опытом преподавательской деятельности автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Имитационные игры имеют дидактические преимущества при их использовании на семинарском занятии по сравнению с традиционной формой его проведения.

2. Результаты экспериментальных исследований обнаруживают взаимосвязь между показателями эффективности учебного процесса и структурными характеристиками имитационных игр.

3. Дидактические требования к играм и рекомендации по их применению в учебном процессе служат основой их эффективного использования.

Моделирование как теоретическая основа игр

Педагогическое исследование игры как категории, моделирующей реальную действительность, опирается на понятие модели. В современной научной литературе встречаются различные ее определения. Во многих работах определения различаются лишь формулировками одного и того же смысло вого содержания, при этом различия не носят принципиального характера. [24, 26, 59, 89, 92, 126]. Так , В.А.Штофф понимает под моделью «мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отражая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изу чение дает нам новую информацию об объекте» [126, с. 19]. » Под моделированием понимается замещение объекта для изучения или фиксации его важнейших свойств другим объектом или исследование объек тов познания на их моделях, отражающих их существенные свойства [25, 45, 46, 78, 79, 81, 92, 109, ПО]. Модель и моделирование могут служить плодо t творным средством осмысления и познания действительности [121, с. 15; 39, с. 10], поэтому находят широкое применение в различных областях науки [78, с.З; 87, 121 с. 13; 125]: в математике [8, 22, 44], физике [26, 113], биологии [3, 11, 15], психологии [21,102, 116], педагогике [30, 91,119].

Игра, моделирующая реальную действительность, является исключительно эффективным средством ее познания. Через игру человек с детства познает мир. Игра как модель объективной реальности делает более понятной ее структуру и вскрывает важные причинно-следственные связи.

Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются в области обучения и образования [3,45, 121, с. 15].

Р.Шеннон вводит понятие имитационного моделирования, под которым понимает процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели с целью понять поведение системы и оценить критерии, обеспечивающие функционирование данной системы [121]. Имитационное моделирование - один из самых мощных инструментов анализа при разработке сложных процессов и систем - является экспериментальной и прикладной методологией, имеющей целью

- описать поведение систем;

- построить теории для объяснения наблюдаемого поведения;

- использовать эти теории для предсказания будущего поведения системы, которое может быть вызвано изменениями в системе или изменениями способов ее функционирования [121, с. 12].

Имитационное моделирование в играх является эффективным средством решения разнообразных педагогических задач [27, 30, 107, 112]. С давних времен люди использовали концепцию игры как модели, отражающей сущность взаимоотношений между ними. Моделирование в играх охватывает широкий диапазон актов человеческой деятельности: от отдыха и развлечений до сфер обучения, производства и военной области. Процесс развития человечества нашел свое выражение в способности человека создавать игровые модели естественных явлений и взаимоотношений и, что особенно важно для педагогики, - игровые модели для сфер обучения и образования.

Имитационное моделирование является процессом обучения как для создателя модели, так и для пользователя - это самая привлекательная для педагогов сторона имитации, применяемой для решения сложных задач.

В процессе моделирования различают несколько этапов: постановка задачи и определение свойств оригинала, подлежащих исследованию; констатация затруднительности или невозможности исследования оригинала в натуре; выбор модели, фиксирующей существенные свойства оригинала и легко поддающейся исследованию; исследование модели в соответствии с поставленной задачей; перенос результатов исследования с модели на оригинал; проверка полученных результатов [78,79, 80, 83, 87].

Р.Шеннон определяет и раскрывает такие функции моделей:

- осмысление действительности,

- общение,

- обучение и тренаж,

- прогнозирование,

- постановка экспериментов.

Содержание понятия модели применительно к учебному процессу может быть различно. Р.В.Габдреев выделяет такие сферы педагогического применения моделей: 1) моделирование учебного процесса; 2) модель как метод обучения; 3) моделирование в процессе познания [39, с.24]. Моделирование учебного процесса осуществляется для его изучения. Отдельные его стороны раскрываются СИ. Архангельским. Им выявлена ценность моделирования для научной организации, разработки новых подходов и для управления педагогическим процессом [7]. Моделирование как метод обучения традиционно используется в педагогической деятельности [10, 29, 115]. Проблема использования моделирования в процессе познания широко освещается в современной литературе [31, 38, 49, 54, 73, 80, 90]. В работе Р.А.Низамова отмечаются большие возможности метода моделирования в развитии у студентов творческих способностей, активности и самостоятельности [90, с. 159]. Р.В.Габдреев подчеркивает необходимость обучения студентов методу моделирования как одному из эффективных методов учебного и научного познания, развития исследовательских умений, подготовки к самостоятельной творческой работе. Автором выявляются такие положительные стороны моделирования , как возможность выхода за границу чувственно достигаемого отражения скрытых существенных вещей; сочетание, связывание различных чувственных образов, вызов из памяти научной информации; научное предвидение хода событий, процессов, явлений, выработка планов деятельности, претворение идеальных моделей в практические [39, с.22]. С.А.Шапоринский выделяет необходимость соотнесения моделирования с познанием как исследованием [119, с. 17-25].

Моделирование является продуктом сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов и выявлению истинных закономерностей; на этом основании метод широко применяется в преподавании [48, с.282].

Имитационная игра «Чистая вода»

В последнее время возрастает интерес к новым способам, методам и формам обучения, которые объединяются термином «новые педагогические технологии». Фокус системы образования сдвигается к изучению вещественных, энергетических, информационных технологий, направленных на развитие человека и удовлетворение его потребностей. Технология, понимаемая как систематическое изучение способов создания новых вещей, становится мостом, соединяющим науку и общество, и важным компонентом человеческой культуры.

Изучение фундаментальной научной дисциплины «Химия» является необходимым при подготовке инженеров. Однако прикладная направленность химии в виде химических технологий, их выбор для решения конкретной задачи, вопросы экономики не рассматриваются в традиционно читаемых курсах. Поэтому для знакомства курсантов с химическими технологиями, с выбором оптимальной последовательности технологий для решения конкретной проблемы предложена новая имитационная игра под названием «Чистая вода» при изучении темы «Очистка воды».

Описание игры «Чистая вода» разделено на две части. В первой изложены условия, цель, правила, методика проведения игры, варианты ожидаемых результатов. Эта часть предназначена для преподавателей, но может быть полезна и участникам игры, желающим уяснить всю игру в целом.

Вторая часть содержит фактический материал, необходимый для выполнения курсантом своего задания, по различным примесям, содержащимся в воде, и научным основам очистки воды от примесей. Эта часть предназначена для участников игры и выдается организатором игры каждому участнику вместе с его индивидуальным заданием.

Цель игры: решить вопрос о выборе способов, методов, технологий очистки и обеззараживания питьевой воды для строящегося комплекса по подаче воды, чтобы радикально улучшить качество питьевой воды, поступающей в систему водоснабжения миллионного города.

Участники игры - учебная группа (12-15 человек). Игра может проводиться по одному из трех вариантов.

Вариант 1

На занятии группе сообщается подробная информация о единственном для города потенциальном водном источнике питьевой воды в виде таблицы с числовыми данными по содержанию в воде тех или иных примесей, а также информация об изменении характера и количества примесей в паводковые периоды, о наличии у водозабора химических и сельскохозяйственных предприятий и вероятности попадания в воду тех или иных химических веществ.

Затем учащиеся делятся на три группы. Задача каждой группы - предложить свой индивидуальный метод очистки воды.

Каждой группе предлагается прорабатывать разные способы обеззараживания воды:

1-я группа - обеззараживание хлорированием;

2-я группа - озонированием;

3-я группа - серебрением.

Затем группы собираются вместе, чтобы изложить свои аргументы и соображения в виде докладов, а беспристрастное жюри решает, какой вариант очистки питьевой воды принять для реализации. В заключение проводится имитация публичного обсуждения с участием представителей «органов власти и общественности». Варианты 2,3 проведения игры

Если в первом варианте проведения игры всем группам предлагается представить свою технологию очистки воды для одного и того же источника, то при проведении игры по второму варианту каждой группе (их может быть от 2 до 6) предлагается свой «индивидуальный» источник, имеющий характеристики по содержанию примесей, отличные от других источников. В остальном второй вариант сходен с первым.

При большом количестве обучающихся для увеличения духа соревновательности и получения различных по группам результатов, из которых можно выбрать после прослушивания докладов лучший метод очистки, имеет смысл один источник воды предлагать двум или даже трем группам. Этот вариант можно назвать комбинированным, или третьим вариантом.

В зависимости от подготовленности курсантов, их численности, времени, отведенного на занятие, и некоторых других факторов - занятие-игра может проводиться по одному из трех вариантов.

Игра состоит из 4 этапов, на каждом из которых ставятся определенные учебные цели.

На 1-м этапе каждому курсанту за 2-3 недели до проведения игры выдается для самостоятельного изучения брошюра с изложением физических и химических методов очистки воды, используемой для питьевых целей, а также требованиями ГОСТа на питьевую воду и ГОСТа на выбор источников водоснабжения. Все участники игры должны располагать необходимыми знаниями о ней и схемами различных способов очистки воды.

На 2-м этапе каждой группе курсантов дается индивидуальное задание. На основании требований ГОСТа группы должны предложить технологию очистки и обеззараживания воды и выполнить технико-экономический расчет строительства и эксплуатации предлагаемых водоочистных сооружений. Выбор тех или иных устройств должен быть научно обоснованным. Цель выполнения технико-экономических расчетов: показать курсантам важность химических и химико-технологических знаний для решения практических задач и дать им возможность приобрести опыт по использованию знаний и интерпретации данных. Выбор технологии очистки воды и связанные с ним расчеты занимают, в зависимости от выбранного варианта, 1-2 часа и составляют собственно научное содержание игры.

На 3-м этапе участники занятия-игры готовят доклады на основании выбранной технологии очистки воды. В доклад должны войти ориентировочные технико-экономические расчеты строительства и эксплуатации соответствующих очистных сооружений. Выбор технологии и технико-экономических расчетов каждая группа осуществляет самостоятельно. Доклад должен содержать обоснование выбранных методов очистки и конструктивную критику других возможных вариантов очистки. Затем доклады всех групп выносятся на обсуждение «производственного совета», который состоит из председателя, группы независимых экспертов и принимает решение о выборе оптимального проекта. 3-й этап игры несет большую учебную нагрузку и прививает курсантам навыки научной дискуссии.

На 4-м этапе происходит имитация публичного обсуждения принятого решения. Цель этапа состоит в развитии навыков публичных обсуждений и участия в дискуссиях. Орган власти (мэрия города) принимает окончательное решение о судьбе проекта, его экологичности и возможности финансирования. Представители общественности участвуют в публичном обсуждении, выражают интересы жителей.

Экспериментальное исследование игры «Теории и модели обоняния»

В экспериментальном исследовании участвовали курсанты первого и второго курса кинологического и интендантского факультетов Пермского военного института. Их общее количество - 84 человека. Исследование преследовало следующие цели:

- выявление качественных оценок игры;

- анализ элементов моделирования, используемых в игре ;

- анализ вариантов игры;

- получение количественных оценок, характеризующих дидактическую эффективность игры при ее использовании на семинарском занятии.

Качественные характеристики и оценки выявлялись при педагогическом наблюдении . Количественные параметры эффективности определялись в лабораторном эксперименте.

Педагогическое наблюдение выявило высокий интерес курсантов ко всем стадиям игрового действия. Актуальность изучаемого материала, его высокая практическая значимость для специалистов-кинологов, а также неординарность учебно-познавательного процесса обусловливают заинтересованное желание и высокую активность курсантов при игровом изучении.

Особый интерес и интенсивные внутригрупповые дискуссии вызывала разработка моделей механизма обоняния по рассматриваемым теориям и выбор наилучшей модели в межгрупповых дискуссиях. Педагогическое наблюдение выявило высокую ценность моделирования для усвоения новых знаний. Именно в процессе моделирования сложного явления, каким является запаховая рецепция, и анализа разработанной модели происходит детальное рассмотрение этого явления, что обеспечивает глубокое понимание её сущности курсантами. Кроме того, моделирование вносит разнообразие и элемент новизны в игру и делает ее привлекательней. Модели, выполненные играющими группами на ватмане, позволяют визуально сравнить сущность изучаемых теорий и предметно говорить об их недостатках и преимуществах.

Формирование и закрепление знаний в игре происходит при выполнении курсантами игровых задач, являющихся обучающими компонентами игры. Педагогическое наблюдение выявило: именно наличие в игре гаммы важных обучающих компонентов (внутригрупповых и межгрупповых дискуссий, самостоятельной подготовки докладов, моделирования), стимулирующих мыслительную деятельность курсантов, обусловливают высокое дидактическое воздействие игры. Наличие этих компонентов в структуре игры отличает ее от семинарского занятия и является значимым преимуществом в дидактическом плане.

Анкетирование курсантов показало:

96,6 % курсантов отдали предпочтение игровому методу изучения материала и выразили положительное отношение к игре;

94,1 % считают, что игра развивает навыки моделирования;

93,3 % курсантов отметили, что разработанные модели помогают лучше понять и усвоить новый материал;

95 % написали, что знание материала, рассматриваемого в игре, необходимо для кинолога;

97,5 % курсантов заявили, что игра способствует улучшению знаний по теме.

Ряд проведенных игр показал перспективность и целесообразность проведения игры по I варианту, предполагающему второй уровень стимулирования мыслительной деятельности курсантов. Степень подготовленности и интеллектуальный уровень курсантов допускают возможность проведения игры по этому варианту со всеми взводами.

В процессе игры по второму варианту, характеризующемуся третьим уровнем стимулирования мыслительной деятельности, была предложена новая модель первой стадии запаховой рецепции. Модель предполагает изменение дипольного момента белковой молекулы, связанной с рецептором, в результате попадания на нее характеризующейся определенной полярностью молекулы пахучего вещества. При изменении электрических характеристик белковой макромолекулы изменяется и потенциал на мембране, что дает соответствующий характеру молекулы запахового вещества импульс в центральную нервную систему. Пахучие вещества, имеющие близкие электрические характеристики, имеют сходные запахи. Разработка новой модели дает возможность курсантам уяснить сущность изучаемой проблемы, при выполнении учебной задачи сделать попытку разрешения сложной научной проблемы. Механизм взаимодействия молекулы пахучего вещества с обонятельным рецептором в современной науке до сих пор не ясен. Разработка модели их взаимодействия является сложной проблемой.

Педагогическое наблюдение выявило: разработка новой модели требует больших интеллектуальных усилий от курсантов, значительно стимулирует их мыслительную деятельность, что положительно сказывается на качест-ве усвоения материала, степени овладения изучаемой проблемой и на развитии интеллекта. Именно поэтому разработка курсантами новых моделей в игре является предпочтительной.

Хронометрирование игровой части игры, проводимой по первому варианту, показало, что достаточным временем для ее аудиторного проведения является 3-4 учебных часа. За это время курсанты имеют возможность выполнить все действия, предусмотренные сценарием: подготовить доклады, разработать модели по соответствующим теориям, выбрать наиболее совершенную теорию и ее модель, осветить в дискуссии ее недостатки и преимущества. При подготовке докладов и разработке моделей на самоподготовке во внеаудиторное время на проведение заключительной стадии игры достаточно полтора - два учебных часа.

Эксперимент не выявил статистически значимого различия в количестве правильных ответов в исследуемых группах при проведении игры в различных формах: полностью аудиторно или первых ее стадий на самоподготовке. Преподаватель выбирает оптимальную форму ее проведения в зависимости от наличия аудиторного времени и поставленных целей.

Педагогическое наблюдение выявило:

- игровой метод изучения и закрепления нового материала на семи нарском занятии имеет значительные преимущества перед традиционным;

- большинству курсантов импонирует игровой метод обучения;

- перспективен для массового использования первый вариант игры;

- большими возможностями обладает второй вариант;

- моделирование имеет высокую ценность для усвоения новых знаний;

- моделирование сообщает привлекательность учебно-познавательному процессу;

- разработка новых моделей курсантами развивает их интеллект, формирует научный подход, повышает качество усвоения нового материала.

Исследование дидактической эффективности игры

В эксперименте использовался подход, аналогичный исследованию игры "Чистая вода". Исследование проводилось по двум вариантам закрепления нового материала на семинаре: традиционному и игровому. Традиционный вариант изучения и закрепления темы включал прочтение текста, конспектирование, выступление курсантов с докладами, дискуссии, консультации преподавателя.

В состав игрового варианта второго уровня входили элементы традиционного подхода, но, главным образом, он включал внутригрупповые дискуссии по выявлению значимых черт, соответствующих теории обоняния, разработку моделей механизмов обоняния, подготовку докладов, выступление с ними и их защиту, межгрупповые дискуссии по выбору теорий и моделей, наиболее соответствующих накопленным экспериментальным данным. Игровые компоненты, составляющие основу игры, стимулирующие мыслительную деятельность курсантов, предполагали повышение степени активизирующего воздействия по сравнению с традиционной формой изучения и закрепления материала на семинарском занятии.

В единичных экспериментах участвовала половина взвода (13 - 15 человек). Результаты экспериментов суммировались и анализировались с целью выявления количественных параметров, характеризующих дидактическую эффективность игрового варианта обучения. Состав контрольной и экспериментальной групп подбирался однородным по общеобразовательным и интеллектуальным критериям. С группами работал один преподаватель, время занятий в них было одинаковым.

Похожие диссертации на Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов (На примере преподавания химии)