Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Тажитдинова Гульнара Фарвазовна

Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир
<
Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тажитдинова Гульнара Фарвазовна. Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Уфа, 2007 191 с. РГБ ОД, 61:07-24/86

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Традиционная одежда как отражение культуры повседневности башкир

1.1. Специфика культуры повседневности башкир 21

1.2. Традиционная одежда башкир: функции, типология, историческая динамика 62

Глава 2. Изготовление одежды в повседневной жизни башкир

2.1. Производство материалов для одежды 105

2.2. Особенности технологии: покрой, пошив, отделка 144

Заключение 169

Список литературы 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы в исторической науке и культурологии возрос интерес к проблемам повседневности, стали появляться исследования по проблемам бытовой культуры, которая выражает устойчивую типологическую определенность конкретной исторической эпохи. История каждого этноса формировала уникальное культурное пространство и образ жизни, воплощавшие базовые представления эпохи о миропорядке, вечности, жизни и смерти. Изучение повседневности, воплощенной в формах организации окружающего пространства, в создании идеальных канонов обыденного поведения человека, его внешнего вида, вводит эти явления в проблемное поле современной науки. Кроме того, изучение традиционной культуры народов (национального характера, психологии, обычаев и традиций, религиозных умонастроений народа, особенностей повседневной культуры) - важная составляющая национальной политики. Подобные исследования обогащают не только этнологию, но и культурологическую науку в целом, способствуют сближению народов России. Изучение народа предполагает выявление и научное обоснование тех элементов традиционной культуры, которые являются специфичными. Хотя они характерны для большинства народов, вместе с тем для их бытования существенна и другая сторона - традиционность, обуславливающая их специфичность, и самобытность жизни народа. В традициях проявляется народный характер, его своеобразие.

Одним из важных элементов этнической культуры является одежда, являющаяся основой традиции, аккумулятором ментальносте того или иного этноса. А также одежда является не менее неотъемлемой частью повседневной жизни, направленной на жизнеобеспечение, так как одежда возникла в

4 результате адаптации человека к среде обитания. Поэтому одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом, наиболее успешно помогавшим человеку осваиваться в новых условиях. Кроме того, одежда обладает еще одним важным свойством - возможностью широко и мгновенно реагировать на все происходящие события, т.е. она в полной мере отражает изменения в культурном опыте человечества на разных этапах истории его существования, являясь своеобразной визитной карточкой эпохи. Все, чего могло достичь человечество в различных сферах деятельности, находило свое отражение в одежде.

Традиционная одежда формируется на протяжении всей многовековой истории народа и передается из поколения в поколение, обеспечивая, таким образом, преемственность этнокультурной информации. Особенностью традиционной одежды определенного этноса является то, что традиции ее кроя, декора являются плодом коллективного творчества, и она тесно связана с образом жизни народа. Поэтому основные ее элементы по форме были общими для всего этноса и носили ярко выраженный этнический характер. Актуальность темы определяется тем, что традиционная одежда, являясь одной из составляющих культуры повседневности этноса, служит способом сохранения, воспроизводства и трансляции этнической культуры в ходе смены поколений и имеет свои неповторимые черты, которые сформировались под воздействием многих факторов. Кроме того, традиционная одежда как элемент повседневной культуры всегда отражает материальную (технологическую, производственную, экономическую) сферу общественной жизни, что позволяет приблизиться к пониманию базовых социальных структур в их историческом развитии.

Степень разработанности темы. Исследования традиционной одежды всегда являлись объектом повышенного внимания. При описании жизни и быта различных народов непременно обращали внимание на одежду. Обзор литературы по исследованиям одежды позволяет выделить несколько направлений, одним из которых являются этнографические исследования. В

5 этих работах рассматривается история традиционной одежды той или иной народности как часть материальной культуры. Например, работы таких авторов, как В.Н. Белицер, О.А.Сухаревой, М.К. Завьяловой, СВ. Сусловой и др.1 посвящены изучению традиционной одежды определенного этноса. Исследованиям одежды отдельных регионов посвящены работы Ф.М. Пармон или целых эпох - В. Брун и М. Тильке, Р.В. Захаржевской . Эти работы содержат детальные описания костюма отдельных эпох или наций, вобравшие в себя богатые исторические сведения. В этом же ряду можно назвать работу Г. Вейса3, где рассматривается одежда всех времен и народностей как часть истории культуры народов мира. Особенностью этнографического направления является то, что исследования одежды носили в основном описательный характер.

В настоящее время в гуманитарной науке существуют разные подходы к изучению народной одежды. П.Г. Богатырев впервые рассмотрел народную одежду как своеобразный язык культуры, используя структурно-функциональный подход. Ученый анализирует функции костюма, их структурную взаимозависимость, при этом приходит к выводу, что «в функциях костюма, точно в микрокосме, отражаются эстетические, моральные и национальные взгляды его носителей, отражается, кроме того, интенсивность этих взглядов»4. Хотя еще до него полифункциональность одежды была отмечена Н.И. Гаген-Торн в 1960 году при исследовании женской одежды народов Поволжья5. Вслед за П.Г. Богатыревым функциональный подход при исследовании одежды был применен Н.М. Калашниковой, И.В. Богословской, В.М. Волковой, Л.В. Санжеевой, сестрами Сориными и др.6, все они

1 См.Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.,1951, Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. М., 1973,
Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. М., 1982, Завьялова М.К. Татарский костюм. Казань,
1996, Суслова СВ., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала. Казань, 2000.

2 См.Пармон Ф.М. Русский народный костюм.; Брун В., Тильке М. История костюма. М., 1995, Захаржев-
ская Р.В. История костюма: От античности до современности. М., 2004.

3 См.Вейс Г. История культуры народов мира.Т. 1-12. М., 2005.

4 См.П.Г. Богатырев. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 354.

5 См. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары, 1960.

6 См. Калашникова Н.М.Народный костюм. М., 2002; Богословская И.В. Проблемы изучения типологии кос
тюма в советской этнографии // Проблемы общей этнографии и музеефикации. Л., 1987. С. 24-25; Волкова
В.М. Этнические традиции и формообразование одежды как средства социально-бытовой адаптации инва-

признавали полифункциональность одежды, но в качестве доминирующей выдвигали различные функции.

В последнее время в связи с повышением интереса к проблемам повседневности появились работы, рассматривающие одежду как часть повседневной жизни определенных народов или исторических эпох. Это работы таких авторов, как P.M. Кирсанова, Е.В. Политковская, Е.Н. Суслина и др1. В фундаментальном труде Ф. Броделя, посвященном структурам повседневности, также уделено внимание одежде2.

Однако исследования во всех рассмотренных направлениях не отражают практическую деятельность создания одежды, для которых она уже готовый, сформированный объект изучения. А ведь именно в процессе создания одежды закладываются многочисленные функции одежды, кроме того, многие формы одежды обусловлены его функциями. Первая попытка изучения способов создания одежды, особенно когда одежда изготавливалась в домашних условиях, который продемонстрировал и уровень запросов, и уро-

вень мастерства изготовителя одежды была предпринята Н.П. Гринковой . Ею рассмотрено домашнее изготовление одежды у удмуртов Башкирской АССР с точки зрения утилизации тканей, но не уделено достаточного внимания непосредственно способам создания одежды. В дальнейшем эта тема более полно раскрыта в работе М.Л. Бережновой «Ткани и производство из них одежды у русских юга Западно-Сибирской равнины»4, где предпринята попытка анализа комплекса «ткань-одежда». Комплексный анализ производ-

лидов. Дис.... канд. ист. наук. СПб., 1996; Санжеева Л.В. Традиционная одежда как феномен этнической культуры бурят. Дис.... канд. культ. СПб., 2000; Сестры Сорины. Язык одежды или как понять человека по его одежде. М., 2002.

1 См. Кирсанова Р.М.Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М., 2002; Политковская Е.В. Как одевались в
Москве и ее окрестностях в XVI-XVIII веках. М., 2004; Суслина Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей
и модниц. М., 2003.

2 См. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повсе
дневности: возможное и невозможное. M., 1986.

3 См. Гринкова Н.П. Домашние промыслы, связанные с изготовлением одежды у удмуртов Башкирской
АССР//СЭ. 1940. №3. С.107-141.

4 См. Бережнова М.Л. Ткани и производство из них одежды русских юга Западно-Сибирской равнины. Ав-
тореф. дис.... канд. ист. наук. Новосибирск, 1997.

7 ства традиционной одежды в албанском ареале выполнен А.А. Новиком1. И, наконец, теорию создания костюма разработала В.В. Давыдова, которая предложила закономерности формирования костюма в трех плоскостях: структурной, функциональной и исторической .

Традиционная одежда башкир являлась отражением этнической истории народа. Она описывалась многими исследователями XVIII - XIX вв.: П.С. Палласом, И.Г. Георги, И.И. Лепехиным, Д.П. Никольским, В.Ф. Фло-ринским., В.М. Черемшанским и др. Наибольший вклад в исследования по башкирской одежде внес СИ. Руденко. Во время экспедиций 1906, 1907, 1912 гг. им собрана богатая коллекция традиционной одежды башкир, которая составляет основу башкирской коллекции в фондах Российского этнографического музея. Его труд о башкирах, выпущенный в 1925 г. и переизданный в 1955 г., дает исчерпывающую информацию о различных сторонах повседневной жизни башкир, в том числе о домашних ремеслах. Башкирской одежде посвящен целый раздел4. В коллективной и пока единственной такого рода работе С.А. Авижанской, Н.В. Бикбулатова, Р.Г. Кузеева рассмотрены такие виды деятельности в повседневной жизни башкир, как ткачество, вышивка, аппликация, вязание и др., которые применялись и при изготовлении одежды, в 5. В многотомном издании «Археология и этнография Башкирии» неоднократно публиковались материалы, касающиеся башкирской народной одежды6. Истории формирования башкирской народной одежды посвящены

1 См. Новик А.А. Домашнее и ремесленное производство традиционной албанской одежды в XIII- начале
XX в. Дис.... канд ист. наук. СПб., 1997.

2 См. Давыдова В.В. Костюм как феномен культуры. Дис.... канд. фил. наук. СПб., 2001.

3 См. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. 4.2. СПб., 1776; Лепехин
И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям государства российского. 4.2. СПб., 1821; Ни
кольский Д.П. Башкиры: этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899; Фло-
ринский В.Ф. Башкирия и башкиры // Вестник Европы. 1874. № 12. С.722-765; Черемшанский В.М. Описа
ние Оренбургской губернии в хозяйственно-статическом, этнографическом и промышленном отношениях.
Уфа, 1859.

4 См. Руденко СИ. Башкиры. Опыт этнологической монографии. 4.2. Быт башкир. Л., 1925; его же. Башки
ры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

См. Авижанская С.А. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

См. Васильева Г.П. О некоторых общих элементах в культуре туркмен и башкир в связи с их этногенезом //АЭБ. Т.4. Уфа, 1971. С. 199-204; Жданко T.A. О близости некоторых исторических традиций у каракалпаков и башкир // АЭБ. Т.4. Уфа, 1971. С. 161-173; Кузеев Р.Г., и др. Зауральские башкиры // АЭБ. Т.1. Уфа, 1962; Шитова С.Н. Женская одежда северных башкир //АЭБ. Т.1. 1962; ее же. Этнокультурные связи башкир по данным материальной культуры и декоративно-прикладного искусства // АЭБ. Т.4. Уфа, 1971. С.174-177;

8 многочисленные публикации и монография С.Н. Шитовой1. Ею выделен и описан на основе анализа обширного полевого материала и широкого круга источников семь костюмных комплексов башкир. Из публикаций последних лет можно отметить работы Г.Р. Кутушевой и Е.Е. Никоноровой. Г.Р. Куту-шевой выполнен сравнительный анализ женской одежды башкир и татар Западного Башкортостана. Ею впервые применена конструктивная типология женской одежды башкир . Е.Е. Никоноровой исследован орнамент счетной вышивки башкир, которая применялась в декоре традиционной одежды3.

Подводя итог обзору литературы по башкирской одежде, можно отметить, во-первых, нет специальных научных работ, посвященных анализу традиционной одежды как части культуры повседневности, во-вторых, способы создания традиционной одежды башкир, являющиеся частью повседневной жизни, начиная от выработки материалов до непосредственного изготовления одежды, изучены недостаточно. Указанные обстоятельства и определили выбор автором темы диссертационного исследования.

Цель исследования. Комплексный анализ производства материалов и изготовления из них одежды как составной части культуры повседневности этноса на примере традиционной одежды башкир.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе были поставлены и решены следующие задачи:

изучить культуру повседневности башкир в ее исторической динамике;

проанализировать динамику изменений традиционной одежды башкир, ее типологию;

выявить функции одежды в повседневной жизни башкир;

Яковлева Е.Г. Черты общности декоративно-прикладного искусства башкир и народов Средней Азии (ткачество и вышивка) // АЭБ. Т. 4. Уфа, 1971. С. 205-209. Шитова С.Н. Материальная культура башкир бассейна Юрюзани и Среднего Ая //АЭБ. Т. 5. 1973. С. 105-113.

См. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китай, 1995.С. 240; ее же. Вариант туникообразной одежды народов Поволжья: проблема ареала и генезиса // Вопросы ареальной лингвистики и этнографии. Уфа, 1987. С. 77-89; ее же. К истории башкирского народного костюма // Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Уфа, 1980. С. 68-89; ее же. Сибирские таежные черты в материальной культуре и хозяйстве башкир // Этнография Башкирии. Уфа: 1976. С. 49-96; ее же. Формирование и развитие башкирского народного костюма. Автореф. дис.... канд. истор. наук. 1968.

См. Кутушева Г.Р. Традиционный костюм башкир и татар в западном Башкортостане. Уфа, 2003. 3 См. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа, 2002.

- провести анализ и реконструкцию традиций в повседневной жизни башкир,
связанных с изготовлением одежды: технологии производства материалов и
изготовления из них одежды.

Объект исследования - традиционная одежда башкир, ее история и культурологические аспекты.

Предмет исследования - виды деятельности в повседневной жизни башкир, связанные с изготовлением одежды.

Изготовление одежды в повседневной жизни башкир было связано с такими видами деятельности, как шитье одежды, обуви, валяние обуви, головных уборов, плетение лаптей, вышивка, аппликация, ювелирное дело, вязание. Для нашего исследования были выделены по этапам изготовления следующие виды деятельности:

для получения материалов: ткачество, выделка кожи и меха, валяние войлока;

для получения готовой одежды: шитье одежды и способы ее декоративного оформления (вышивка, аппликация).

Анализ этих видов деятельности, по нашему мнению, будет достаточным для характеристики способов изготовления одежды в повседневной жизни башкир.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XVIII в. - начала XX в. В отдельных случаях используется материал более раннего или более позднего времени.

Источники. Любой исторический памятник может стать источником важных сведений, если знать, как к нему подойти, какие вопросы задать. М. Блок справедливо заметил, что «все, что человек говорит или пишет, все, что он изготовляет, все, к чему он прикасается, может и должно давать о нем сведения»1.

'Цит. по: Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. С.90.

Источниками для выявления особенностей культуры повседневности башкир стали многочисленные публикации по истории культуры башкир, архивные документы, полевые исследования.

Источниками по изучению особенностей технологии изготовления башкирской одежды стали музейные коллекции. Материал собирался в фондах, Музея антропологии и этнографии им. Петра I (Санкт-Петербург), Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Национального музея РБ (Уфа), Музея археологии и этнографии (Уфа), Башкирского художественного музея им. Нестерова (Уфа), Музея республиканской гимназии-интерната № 1 им. Р. Гарипова (Уфа), Учалинского историко-краеведческого музея (Учалы), Сибайского историко-краеведческого музея (Сибай), в фотоархивах Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН, в архивах Уфимского научного центра РАН (фонды 1, 3), Центральном государственном историческом архиве РБ (фонды 2, И-6).

В Музее антропологии и этнографии им. Петра I была исследована коллекция одежды, приобретенная в 1912 году у преподавателя одной из Санкт-Петербургских гимназий Н.Ф. Арепьева (колл. 2027). Вещи были вывезены из дер. Старые Турбаслы Уфимской губернии (ныне деревня находится в Благовещенском районе РБ). В составе коллекции имеются комплекты мужской и женской одежды, возможно свадебной.

Наиболее богатое собрание башкирской одежды хранится в Российском этнографическом музее (РЭМ), основой которого стали дореволюционные приобретения С. И. Руденко, совершившего по поручению Этнографического отдела Русского музея несколько поездок по Башкирии в 1906 -1907, 1912 гг. Коллекции, собранные С. И. Руденко, благодаря количеству предметов и полноте вариантов многих форм являются уникальным собранием и дают довольно полную характеристику традиционной одежды башкир конца XIX — начала XX века. Особое внимание он уделял хараусам - вышитым налобным повязкам, в РЭМ их количество более двухсот. Уникальным и

единственным экспонатом является женский головной убор кэлэпуш, переданной РЭМ в составе коллекции из Музея народов СССР г. Москвы в 1948 году. В составе коллекции были четыре комплекта башкирской одежды (2 -мужских, 2 - женских), собранные в Челябинском уезде Оренбургской губернии Г.С. Аксаковым и К.А. Бухом для экспозиции на этнографической выставке в Москве в 1879 году1. В последующие годы коллекции башкирской одежды РЭМ продолжала пополняться и при этом ценность их состоит в том, что они собирались квалифицированно и в достаточной мере отражают особенности культуры повседневности башкир во всех основных ее локальных проявлениях.

Наиболее ранние экспонаты Национального музея РБ (НМ РБ) были изготовлены в первой половине XIX, отдельные — даже в XVIII в, которые были приобретены Уфимским губернским музеем, основанным в 60-е годы XIX века. Историческим и художественным достоинствам собраний музея можно отнести достаточно полное отражение в нем составных частей башкирского костюма. В них можно обнаружить немало предметов редких, в других музеях отсутствующих. Редким экспонатом является белая холщовая мужская рубаха с вытканным красным узором по низу подола, рукавов и вверху боковых клиньев (НМ РБ, ОФ 3079).

Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова был открыт в 1920 г. Существенное место раздела башкирского народного искусства составляет коллекция одежды из вышитых и тканых фартуков, платьев, жениховских штанов с узорами браного тканья. В фондах музея имеются красочный фартук, полностью выполненной в технике цветной перевити (Б-260) из северо-востока Башкирии, вышитые концовки тастар и ха-раусов из зауральских районов, суконные голенища праздничной обуви, украшенные аппликацией, из Курганской области. Данная коллекция художе-

См. Миллер В.Ф. Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея. М., 1887. С. 86-88.

12 ственного музея отражает почти все способы декоративной отделки одежды, применяющиеся башкирами.

Фонды музея археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук начали формироваться во второй половине XX века. Экспедициями были охвачены кроме Башкирии компактные территории проживания башкир Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской областей. К этому времени заметно изменился покрой народной одежды, обновились декоративные средства, прочное место в быту заняли промышленные материалы. Несмотря на это, в фондах музея имеются разнообразные элементы башкирской одежды: платья и мужские рубахи, пояса, камзолы, верхняя одежда, обувь, головные уборы, украшения, некоторые из которых были изготовлены в начале XX века. В богатой коллекции украшений из кораллов и серебра представлены почти все варианты массивных нагрудных украшений: юго-восточные селтэр, северо-восточные муйынса, восточно-зауральские яга и др. (Э-1-107, 109, 110, 112, 113; Э-19-4,5; Э-22-12 и др.). Из Курганской области привезен, носившийся в комплекте с нагрудником, наспинник ицИдлек (Э-33-53).

Таким образом коллекции одежды, хранящиеся в этих музеях, позволяют проследить эволюцию технологии изготовления традиционной одежды башкир конца XVIII - середины XX вв., кроме того отражают особенности традиционной одежды башкир, проживающих на разных территориях. Также можно отметить то, что в выше перечисленных музеях представлены почти все элементы одежды, характерные для башкир.

Также при выполнении данной работы источниками для изучения стали фото- и архивные материалы, материалы индивидуальных поездок автора в Абзелиловский, Баймакский, Учалинский, Хайбуллинский, Кигинский районы РБ в 2002-2004 годы, описания башкирской одежды, касающиеся XVIII-XIX веков, лингвистические источники. Необычайно ценными источниками являются документы, написанные самими участниками исторических событий. Одним из таких документов является воспоминания башкира юрматын-

13 ского рода зауряд-хорунжия Госмана Ишмухаметовича, родившегося в 1809 году. Воспоминания его впервые были опубликованы в 2004 году и содержат интереснейшие сведения об образе жизни башкир в начале XIX века, о повседневной и военной одежде, о питании и т. д1.

Несомненно, большой интерес представляет в плане нашего исследования устное народное творчество - это пословицы и поговорки, сказки, эпо-сы, обрядовый фольклор . Ценным источником явились словари, составленные в разное время. Самый первый был составлен В.В. Катаринским в 1899

году . Необычайно ценные сведения содержатся в Диалектологическом словаре башкирского языка (2002), который составлен по результатам экспедиций УНЦ РАН 1928-1946, 1960-1982 годов и охватывает все районы компактного проживания башкир Республики Башкортостан, Татарстан, Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Самарской областей . В этом словаре даются названия одежды, отдельных деталей или частей одежды, тканей, используемых при изготовлении одежды, виды отделок, которые характерны для башкир, проживающих на разных территориях. И, наконец, впервые издан М.И. Багаутдиновои «Башкирско-русский словарь этнокультуроведческой лексики» (2003), отражающий национальные особенности материальной культуры, черты национально-этнического характера, где имеются названия традиционной одежды башкир в различных диалектах с подробным толкованием слов5. Хотя представленные в словаре названия не охватывают все разнообразие традиционной одежды башкир.

Автору настоящей работы пришлось быть участником республиканского семинара-практикума по художественному войлоку «Тамга», прошедшего в сентябре 2005 года в д. Бурангулово Абзелиловского района РБ, который организуется несколько лет подряд Министерством культуры РБ и галереей «Урал». В этом районе до сегодняшнего дня сохранилась древняя технология

1 См. Нэзерголов М. Кантон заманында йэшэгэн баш-корт казагынын, хэтирэлэре // Йэшлек. 2004. № 56-
58.

2 См. БНТ.Т. 1-4.

3 См. НА УНЦ РАН Ф.З, Оп.5, Д.9.

4 См. Диалектологический словарь башкирского языка. Уфа, 2002.

5 См. Багаутдинова М.И. Башкирско-русский словарь этнокультуроведческой лексики. Уфа, 2003.

14 валяния войлока. Результаты этой поездки были использованы при анализе технологии валяния войлока, который является одним из древнейших материалов для изготовления одежды.

Научная новизна состоит в следующем:

на основе комплексного анализа эмпирического материала выявлены специфические особенности и факторы, детерминирующие изменения культуры повседневности башкир;

предпринята попытка создания целостной картины эпохи, начиная с середины XVIII до начала XX века, через описание отдельного элемента культуры повседневности башкир - традиционную одежду;

решена задача показать весь спектр башкирской повседневности через исследование традиционной одежды;

впервые исследованы история, функции, технология изготовления традиционной одежды башкир, динамика ее изменений в контексте повседневной культуры башкир как части отечественного культурного пространства на основе анализа новых источниковых материалов, ранее не введенных в научный оборот и определены этнокультурные особенности башкирского этноса в практике создания одежды, соответствующие климатическим и социально-историческим условиям;

выявлена связь названий традиционной одежды башкир с изменениями культуры повседневности башкир;

определены пути и методы использования этнокультурного наследия в практике создания современной одежды, а также в возрождении традиционных народных ремесел в условиях рыночной экономики.

Методика и теоретические основы исследования. Тема повседневности прочно вошла в сферу современного научного интереса и уже успела обрасти собственной традицией, стали появляться исследования по проблемам бытовой культуры, образа жизни в различные эпохи, философскому осмыслению обыденности.

Изучение проблем повседневности требует от исследователя привлечения разнообразных методологических приемов. В современном проблемном поле науки все чаще и чаще на первый план выходят проблемы, которые требуют междисциплинарных исследований. Создавая схемы понимания повседневности, исследователь включается в диалог гуманитарных и естественных наук. Именно такой подход позволяет осуществить «прочтение» структур повседневности. Научные методы очень часто опираются именно на ту реальность, в которой находится сам исследователь, поэтому они неразрывно связаны между собой. Изучение повседневности позволяет взглянуть на систему культурного развития в ее эволюции.

В поисках путей, позволяющих приблизиться к пониманию прошлого непосредственно через его субъекта и носителя — человека, наука рассматривает понятие «повседневная жизнь» в качестве интегративного метода познания, который предоставляет возможность реконструировать историческое бытие в его тотальности, позволяет осмыслить внутренние социальные, психологические связи, проступающие в реалиях повседневности.

Системная методология берет культуру как динамическую развивающуюся систему, обращается к элементам и структуре этой системы, к ее функционированию и историческому развитию. Если повседневность как определенный модус культуры имеет системный характер, то системный анализ повседневности предполагает определение и описание основных ее элементов и ее структуры, рассмотрение ее функций и динамики исторического развития. Учитывая интегративный характер культурологического подхода, диссертация опирается на опыт междисциплинарности в исследованиях культурных феноменов. Комплексный подход, основанный на системном анализе явлений культуры, является базовым принципом методологии, что позволяет рассматривать повседневность как многоуровневое явление. Системный метод применялся при рассмотрении традиционной одежды как составной части культуры повседневности.

В качестве прикладных методов были использованы, сравнительно-исторический, культурно-антропологический, социально-психологический методы. Сравнительно-исторический метод использовался при характеристике специфических особенностей культуры повседневности башкир. Социально-психологический метод стал базовым при изучении менталитета башкирского этноса. Теоретическую базу исследования составили работы в области теории и философии культуры: М.С. Кагана, В.Д. Лелеко, Э.С. Марка-ряна, В.Л. Беловинского, а также феноменологии и феноменологической социологии: А. Щютца, Л.Г. Ионина.

При описании и анализе особенностей национального характера башкир был использован опыт исследования ментальных структур повседневности, разработанный французской Школой «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф), немецким философом В. Вундтом и отечественными историками: А.Я. Гуревичем, Г.С. Кнабе, А.А. Велик.

Для изучения традиционной одежды башкир как составной части культуры повседневности были использованы труды П.Г. Богатырева, И.В. Богословской, P.M. Кирсановой, СИ. Руденко, С.Н. Шитовой.

Для исследования культуры повседневности определенного этноса необходимо определить факторы, влияющие на динамику ее исторического развития, важнейшим из которых является среда обитания этноса. Под средой обитания этноса понимаются как природно-географические, так и исторические (социальные, политические, экономические) условия его бытия, под влиянием которых формируются национальный характер и менталитет. Национальный характер и менталитет в свою очередь являются важнейшими детерминантами форм повседневности. В значительной степени им определяется «образ жизни как генерализующий фактор, позволяющий объединить различные формы повседневной жизни»1. Поэтому при исследовании культуры повседневности этноса необходимо дать характеристику среды обита-

Беловинский Л.В. Культурно-исторические аспекты повседневности: содержание, структура и динамика.
Дис докт. ист. наук. М., 2003. С.41.

17 ния, т. е. почвенно-климатических, ландшафтно-территориальных, политических, социальных и хозяйственно-экономических условий бытия сообщества, способствующих формированию основных черт национального характера и многих феноменов культуры нации. Такому анализу среды обитания башкир в XVIII в. - нач. XX в. будет посвящен параграф 1.1, в котором будут отражены специфические особенности культуры повседневности башкир. Так как, как справедливо отметил Л.В. Беловинский, именно «среда обитания, в частности, характер сырьевых ресурсов, определяет тип хозяйствования (включая ремесла и промысла) и технологии, от которых в свою очередь зависит инструментарий. Все это позволяет охарактеризовать уровень зависимости от природных условий, адаптации культуры к ней, или, напротив, эмансипации от нее, степень обладания природными ресурсами и характер хозяйственного развития общества»1. Такого же мнения придерживался Марк Блок - один из основоположников Школы «Анналов», выделяя необходимость изучения среды, в которой существовали люди: природные условия, средства коммуникации, обмен, состояние техники . В нашем исследовании мы будем исходить из того, что «человеческое общество активно, творчески адаптируется к своему природному окружению, а не подчиняется ему, что речь должна идти о возможностях, которые возникают при взаимодействии людей с географической средой», о чем настаивал Л. Февр . Роль природной составляющей среды обитания особенно велика в традиционных культурах. Она влияет на основные элементы повседневной жизни: жилище, одежду, орудия труда, пищу, которые, прежде всего, способствуют сохранению и воспроизводству этноса.

Другая программа изучения повседневности - изучение феномена языка и техника его анализа. Человек действует так, как он говорит, - в этом выражается сущность «семиотического» подхода к анализу социальных явлений. «Языковые правила всегда устанавливаются в контексте повседневно-

1 Беловинский Л.В. Указ. соч. С. 188.

2 См. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М. 1993. С.97.

3 Цит. по: Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. С. 42.

18 сти, и эта связь языка с формами жизни является основополагающей для семиотического варианта «понимающей социологии»1. О важности изучения языка писал и М. Фуко: «язык народа дает его словарь; а его словарь - достаточно верная библия всех познаний этого народа; только на основе сравнения словаря какой-либо нации в различные времена можно было составить пред-ставление о ее успехах» . А также, по мнению В. Вундта «язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи»3. В свою очередь «дух» народа проявляется в динамике, связан с деятельностью человека, протекающей во взаимодействии с материально-вещественным окружением, в межличностном общении и с реальными духовными сущностями. С этой точки зрения в данном исследовании будут проанализированы названия башкирской одежды, в которых отражены характер используемых материалов (который в свою очередь связан с хозяйственной деятельностью и природной средой), покрой, способы декоративного оформления, назначение (т.е. функции) одежды, этнокультурные взаимодействия, уровень технологий.

Таким образом, в данном исследовании будет предпринята попытка создания целостной картины эпохи, начиная с середины XVIII до начала XX века, через описание отдельного элемента культуры повседневности башкир - одежду, т.е. каким образом изменения культуры повседневности отражались на материалах для изготовления одежды, названиях одежды, на покрое и характере отделки, на составе костюма, на функциях и исторической динамике традиционной одежды башкир.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Повседневная культура башкир служит способом сохранения, воспроизводства и трансляции этнической культуры в ходе смены поколений

Ковалева Е.В. Структуры повседневности России 90-х годов. Дис.... канд. фил. наук. Ростов н/Д., 2000. С.

21.

2 Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1977. С. 121. з Вундт В. Психология народов. СПб., 2002. С. 36.

19 и имеет свои неповторимые черты, которые сформировались под воздействием многих факторов.

  1. Традиционная одежда башкир - способ адаптации к среде обитания, под которой подразумеваются как природно-географические, так и исторические (социальные, политические, экономические) условия существования этноса.

  2. Динамика изменений традиционной одежды башкир, в частности замена одних материалов другими, изменения в технологии изготовления одежды, функций одежды, обусловлены изменениями культуры повседневности.

  3. В условиях строгого разделения труда между полами в повседневной жизни башкир, виды деятельности, связанные с изготовлением одежды, являлись женскими и обладали своей спецификой.

Научное и практическое значение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть применены в дальнейшей разработке теоретических проблем социокультурной динамики этносов, и представлять интерес для культурологов, историков, этнографов, а также для практических работников, осуществляющих непосредственную практическую деятельность по дизайну одежды. Кроме того, результаты данного исследования найдут широкое применение в музейном деле, в туристическом бизнесе, в деле возрождения народных промыслов и ремесел.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса. Апробация работы осуществлялась посредством периодического обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры культурологии ИППК Московского государственного университета им М.В. Ломоносова, кафедры истории и культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса, кафедры общетехнических дисциплин Сибайского института Башкирского государственного университета. Результаты и основные положения диссертации были

20 представлены в форме докладов и сообщений на международных, региональных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: на международной научно-практической конференции «Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования» (г. Москва, 2003 г), республиканской научно-практической конференции «Пути совершенствования башкирской общеобразовательной школы» (г. Сибай, 2003 г), республиканском научно-практическом семинаре по художественному войлоку (с. Бурангулово Абзелиловского р-на РБ, 2005 г), международной научно-практической конференции «Этнос, общество, цивилизация: Кузеевские чтения» (г. Уфа, 2006 г).

Специфика культуры повседневности башкир

История одежды - это отражение истории человечества, так как все достижения или научные открытия, так или иначе, нашли свое применение в одежде. Такими важными вехами в истории человечества стали изобретение ткацкого станка, швейной машины, начало производства синтетических красителей и тканей и т.д. Одежда дает представление о культурных и экономических контактах народов, их эстетических идеалах и обычаях, обладая при этом многими свойствами языка. В этом качестве одежда сообщает «о человеке, которую ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках, но и о той социокультурной среде, к которой этот человек принадлежит»1. Будучи неотъемлемым компонентом повседневной жизни человека - его быта, окружающего его мира вещей, одежда вместе с тем запечатлевает в себе явления иного, более высокого уровня, принадлежащие сфере сознания и поведенческих форм. Можно сказать, что изменения культуры повседневности народа или определенного этноса неизменно отражаются в одежде, так как одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом к среде обитания этноса.

Для лучшего осмысления роли одежды в повседневной жизни человека определим понятия «одежда», «костюм», «традиционная одежда», так как в зависимости от направления исследования разные авторы по-разному трактуют эти понятия. В «Словаре русского языка» слова «одежда», «костюм» означают совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело1. У одних авторов мы встречаем похожие смысловые понятия, другие разграничивают эти понятия.

Известный исследователь народной одежды Г.С. Маслова определяет костюм «в широком смысле этого слова, т.е. комплекс, в который, кроме собственно одежды, входит головной убор, обувь, украшения, а также прическа, дополнения к костюму - его аксессуары» .

В.В. Давыдова в своем исследовании костюма как феномена культуры, подразумевает под ним «все, что исключительно изменяет облик человека, находясь на его теле» .

По Н.И. Гаген-Торн одежда - это «паспорт человека, указывающий на его племенную, классовую принадлежность и символ, характеризующий его общественную значимость. Она отражает представления данной группы, прежде всего магические, не только в умозрительной или словесно-звуковой, но и конкретно-образной форме» 4.

Мы же будем исходить из того, что одежда из всех вещей, окружающих человека в повседневной жизни, ближе всего находится к его телу, являясь прослойкой между человеком и средой его обитания. С помощью одежды человек адаптировался к среде обитания, под которой подразумеваются как природно-географические, так и исторические (социальные, политические, экономические) условия его бытия. Т.е. одежда - это все вещи, которыми необходимо человеку покрыть свое тело, приспосабливаясь к окружающей среде. По сравнению с костюмом одежда имеет более широкий смысл. Если для костюма характерны комплексность, многопредметность, с помощью которого создается определенный образ человека, т.е. костюм можно рассматривать только в связи с его носителем, то под одеждой мы подразумеваем огромный набор предметов различного назначения, предна значенных для покрытия тела, который можно классифицировать по разным признакам.

Для определения понятия «традиционная одежда» также обратимся к словарям. Традиционный - 1. Сохранившийся от старины, основанный на традиции; 2. Бывающий, существующий в силу традиции, установившегося обычая.

Традиция - 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений; 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту1.

Тогда как традиционную можно определить ту одежду, которая имела устойчивый характер довольно долгий отрезок времени. Особенностью традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с жизнью народа, создавалась не одним человеком, а являлась плодом коллективного творчества людей определенной этнической группы. Поэтому основные ее элементы по форме были общими для всего этноса и носили ярко выраженный этнический характер. Повседневные и праздничные формы одежды, одежда бедняков и богачей различались лишь качеством материалов и украшений. Однако это не означает, что традиционная одежда абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо, представляя коллективное творчество, традиционная одежда оставляла широкий простор и для развития яркой индивидуальности. Ни один предмет одежды, даже одной возрастной группы и бытовавший на одной и той же территории, хотя и включал элементы общего типа, не повторял другой. В качестве примера можно привести древнюю обувь башкир сарытсс суконным голенищем и кожаной головкой, с красочной аппликацией из красного сукна на задней части голенища. «Из множества подобной обуви (сарытс - авт.) не найти и двух пар с абсолютно одинаковым узором», так как «изготовление сарык каждый раз становилось для мастерицы увлекательным творчеством» .

Кроме того, нельзя утверждать, что традиционная одежда не менялась веками. Как указывалось выше, одежда всегда отражает те или иные изменения культуры повседневности этноса. А интенсивность этих изменений в разные эпохи была разная, поэтому в разные периоды истории этноса характер изменений в традиционной одежде был разным, зависящим от различных факторов. Для анализа роли одежды в повседневной жизни определенного этноса, необходимо сначала изучить специфику культуры повседневности этого народа, так как от этих специфических особенностей зависели и материалы, применяемые для изготовления одежды, и конструкция одежды, диктуемые условиями повседневной жизни, и декоративное оформление одежды, являющееся этнически отличительным признаком.

Сначала необходимо выяснить понятия «повседневность» и «культура повседневности». Для определения семантики слова «повседневность» рассмотрим, как оно трактуется в словарях. В толковом словаре В. И. Даля, отражающем лексику разговорного и литературного языка первой половины XIX в. повседневное (синонимы: ежедневно, вседневно, день-подню, изо дня в день) означало то, что повторялось постоянно, изо дня в день1. Родственное слово «обыденный» означало сделанное или свершившееся за один день, длящийся одни сутки, при этом «обыдни» представлено как будни, простые рабочие дни, не праздники2. Т.е. повседневное всегда происходило днем, во время бодрствования человека и каждый день.

Традиционная одежда башкир: функции, типология, историческая динамика

Основной характеристикой традиционной одежды, как уже указывалось выше, является ее устойчивость на довольно продолжительном отрезке времени, но нельзя утверждать, что традиционная одежда не менялась веками. По нашему мнению, одежда всегда отражает те или иные изменения культуры повседневности этноса. А интенсивность этих изменений в разные эпохи была разная, поэтому в разные периоды истории этноса характер изменений в традиционной одежде был разным, зависящим от разных факторов. Соответственно изменялись и многочисленные функции одежды, которые являются одним из показателей интенсивности изменений культуры повседневности этноса. Поэтому анализ характера трансформаций функций одежды позволит выявить роль одежды в культуре повседневности этнической общности, тем самым отражая ее специфические особенности.

«Функция вычленяется познанием и осознанием им для того, чтобы объяснить реальный процесс функционирования, реальную связь функционирующей системы со средой и зависимость ее внутреннего устройства от того, зачем и как она функционирует»1.

Вслед за П.Г. Богатыревым функциональный подход при исследовании одежды был применен Н.Ф. Прытковой, И.В. Богословской, В.М. Волковой, В.В. Давыдовой, Л.В. Санжеевой, сестрами Сориными и т.д., все они признавали полифункциональность одежды, но в качестве доминирующей выдвигали различные функции.

Так Л.В. Санжеева предлагает этнодифференцирующую функцию одежды в качестве доминантной, мотивируя это тем, что эта функция связана с сохранением традиции, этнической идентичности и преемственности. Ее разрушение непосредственно ведет к утрачиванию традиционного костюма как элемента этнической культуры1.

Н.И. Гаген-Торн основной функцией одежды считает социальное положение носителя, другие функции - покрой одежды, связаны с костюмным комплексом . Как известно любой человек принадлежит к определенному этносу, поэтому социальная функция носителя изначально имеет этническую специфику. Покрой одежды, зависящий от хозяйственно-культурной деятельности, также отражает этническую принадлежность.

Сестры Сорины, посвятившие свои исследования психологии одежды, рассматривают функции одежды с точки зрения удовлетворения различных потребностей человека, так как, по их мнению, «не существует одежды, которая никак не связана с потребностями человека» . Они выдвигают более двадцати видов потребностей, количество которых увеличивается в ходе эволюции одежды4.

Чтобы понять, какая же из функций одежды была древнейшей, нужно выяснить причины возникновения одежды, вопрос, который занимал многих исследователей одежды. Анализ литературы позволяет выдвинуть три версии причины возникновения одежды: для защиты тела от неблагоприятных воздействий внешней среды; чувство стыдливости; для украшения. Если взять во внимание, что у некоторых племен Африки и в настоящее время отсутствует одежда при наличии многочисленных украшений, то можно предположить, что одежда возникла как средство украшения и сословного отличия человека. Так, «мы знаем много народов, совершенно не знакомых с одеждой, но мы не знаем ни одного народа без страсти к украшениям» . Прямыми предшественниками одежды являлись татуировка, окраска тела и нанесение магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы. Эта защитная функция знаков потом есте ственно перешла на одежду: с целью предохранения от злых духов украшали все разрезы, края одежды вышивкой или аппликацией. В дальнейшем, осваивая новые климатически неблагоприятные территории, человек адаптировался к ним при помощи одежды. Таким образом, наиболее древней функцией одежды можно считать защитную, которая, первоначально выполняя двойную роль защиты человека, явилась толчком, т.е. причиной возникновения одежды. В дальнейшем магическая функция защиты стала выполнять роль эстетической функции, которая именно в одежде наиболее ярко отражает этническую специфику.

Если практическую функцию одежды разложить на две составляющие: утилитарную и защитную, то можно утверждать, что под влиянием указанных функций возникло все многообразие форм одежды, т.е. защитная, утилитарная и эстетическая функции являются структурообразующими функциями. Остальные функции одежды дают определенную информацию о носителе одежды, т.е. являются информационными, указывая на род занятий, сословие, возраст, национальную принадлежность и т.д. Таким образом, все существующие функции костюма можно разделить на две группы: структурообразующие и информирующие. Об этом писал и П.Г. Богатырев: «Не только форма костюма зависит от его функций, но функции в свою очередь зависят от его формы»1.

Производство материалов для одежды

Анализ собранных материалов позволяет выделить следующие пути формирования традиционной одежды башкир:

- изготовление одежды в домашних условиях;

- покупка готовой одежды;

- пошив одежды на заказ у портных.

Способы изготовления одежды в домашних условиях будут рассмотрены в п. 2.2. Готовая одежда в основном приобреталась на рынках, это могли быть среднеазиатские халаты, валенки, войлочные шляпы, ичиги и т.д. Пошив одежды на заказ появился в начале XX века. Это стало возможным с появлением швейной машины, так как ручное изготовление одежды было очень кропотливым занятием и отнимало очень много времени. Так, в начале XX века дед по материнской линии автора настоящей работы был известным портным на всю округу. У него была ножная машина «Зингер», которую он возил на санях из деревни в деревню, останавливаясь на неделю другую в каждой деревне. Он умел шить все виды верхней одежды: тулупы, бешметы, крытые шубы и т.д. По рассказам матери он был мастером своего дела, которому научился в годы учебы в медресэ. Например, он никогда не снимал мерки, кроил на глаз, и сшитая одежда всегда получалась впору. Это занятие позволяло ему прокормить многочисленное семейство (семеро детей).

В повседневной жизни башкир многие виды деятельности были связаны с изготовлением одежды. Их условно можно разделить на две группы: это выработка материалов для шитья одежды и непосредственно изготовление одежды. В свою очередь каждая из групп объединяет множество видов деятельности, так как разнообразны были и материалы, и способы изготовления одежды, включая ее декоративное оформление. Но кроме материалов домашней выработки башкиры издавна употребляли и привозные: сначала это были среднеазиатские шелка, потом стали поступать товары российских мануфактур. Это в основном были ткани и материалы для декоративного оформления одежды: кораллы, бисер, позумент, ленты и т.д. Для получения материалов домашней выработки бытовали такие виды деятельности в повседневной жизни башкир, как ткачество, выделка кож, меха, валяние войлока. Изготовление одежды было связано с такими видами деятельности: ткачество, шитье одежды, обуви, вышивка, аппликация, плетение лаптей, ювелирное дело, валяние обуви, головных уборов, вязание.

О строгом разделении видов деятельности между полами в повседневной жизни башкир нами было сказано. Основными видами деятельности, которые связаны с изготовлением одежды, занимались в башкирской семье женщины. Об этом писали многие исследователи, которые посещали Башкирию в разное время. При этом виды деятельности отличались по сезонам. Все лето женщины ухаживали за домашним скотом, занимались заготовкой припасов на зиму, в свободное от этих занятий время шили белье из заготовленного весной холста, чинили или шили обувь. Во время жатвы собирали дикую и сеяную коноплю, сушили ее на солнце и оставляли в воде для вымачивания. По возвращению из кочевки примерно до Нового года женщина занималась обработкой вымоченной конопли или льна, шила сапоги на все семейство, пряла шерсть и ткала сукно, из которого шила теплые чулки, чинила или шила новые чекмени, дубила овчины на шубы и тулупы, если накопилось достаточное количество шерсти, валяла войлок. После Нового года следующие три месяца обычно женщины занимались прядением, в свободное от обыденных хлопот время. При этом « у башкирки пряжа пеньки не всякую зиму составляет непременное занятие: иной год хозяйка заготовляет больше холстов, а иной - больше суконь»1.

На формирование и выбор материалов для изготовления одежды повлиял кочевой и полукочевой образ жизни башкир. Среди народов Урало-Поволжского региона башкир отличало широкое использование при изготовлении одежды материалов животного происхождения. На это обращали внимание побывавшие у башкир в XVIII веке И.И. Лепехин, П.С. Паллас, И.Г. Георги. Это выделанные шкуры животных - мех и кожа; шерсть овечья, козья, верблюжья, иногда и кроличья. Из шкур шили зимнюю одежду, обувь, головные уборы, меха использовали для оторочки. Овечья шерсть была основным материалом для тканья сукна, валяния. Растительное сырье использовали для выработки холста.

Использование определенного вида сырья (шерсти или растительных волокон) для ткачества было обусловлено различными условиями исторического развития, формами хозяйства, особенностями бытового уклада населения отдельных районов. Шерсть оставалась основным материалом ткачества в скотоводческих районах юга, юго-востока и Зауралья, а из растительного сырья использовалась дикая конопля. Шерсть в земледельческих районах использовали намного меньше, в основном для тканья сукна на верхнюю одежду и для орнаментации холщовых изделий. С развитием торговли в конце XIX - начале XX вв. распространилась покупная хлопчатобумажная пряжа (киже). Ее применяли для выработки наиболее тонких тканей для одежды, полотенец и скатертей.

Похожие диссертации на Традиционная одежда как часть культуры повседневности башкир