Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Символический капитал" спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации Кулаков Артем Михайлович

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулаков Артем Михайлович. "Символический капитал" спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Москва, 2007.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/127

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Социальные смыслы, ценностные основания, культурные значения спорта

Особенности развития института спорта как социокультурного явления в современном обществе

Возрастание роли символического капитала спорта в о/ различных контекстах его социальной репрезентации

Глава 2 Визуализация ценностно-смыслового содержания спорта посредством художественного творчества

2.1. Динамика развития символико-изобразительного ряда, связанного со спортом (на примере культуры советского времени)

2.2. Спорт и кино: социальные доминанты, аксиологические векторы, символические ряды

Глава 3 Актуализация символического капитала спорта в социально-политическом пространстве

3.1. Социально-культурный потенциал спорта и его репрезентация в процессе формирования имиджа страны...

3.2. Возможности использования символического капитала спорта в социал изационных практиках

Заключение 125

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы.

Среди явлений, занявших весьма заметное место в современном мире - по темпам своего массового вторжения в этот мир, по масштабам распространения в нем, по степени представленности в информационном пространстве, по количеству и многообразию включенных в его орбиту «целевых групп», — феномен спорта, несомненно, устойчиво удерживает одну из ведущих позиций

Как нам представляется, уже в силу столь масштабного, статистически подтвержденного интереса огромного числа людей к тем видам деятельности, которые при всем своем разнообразии, обозначаются, как современный спорт, данный феномен заслуживает углубленного анализа, как особое социокультурное явление, процессы генезиса и трансформации которого тесно сопряжены с социальным и культурным контекстами его бытования

Конечно, спорт, как особый вид социальной деятельности (во всем его структурном многообразии, о котором речь будет идти ниже), может быть рассмотрен в самых различных измерениях, включая, скажем, собственно специфику данного вида соревновательной деятельности, этапы ее исторического развития, особенности организационно-управленческой, экономической и иных составляющих и т д Конечно, есть подвергающаяся специальному анализу реальная спортивная практика, включающая обширный спектр технологий (тренировки, выполнения действий, измерения результата и пр ), множество собственно событий (Олимпиады, чемпионаты, матчи и т п ), есть результаты и их постоянное преодоление (знакомый всем стандарт «голы; очки, секунды»), есть реальная профессиональная жизнь включенных в эти практики людей, есть быстро развивающееся научно-техническое обеспечение спортивных практик (новые материалы, биостимуляторы и пр ) и очень многое иное Сложилась огромная индустрия производства спортивных товаров и услуг, нельзя не заметить, сколь интенсифицировался процесс развития массовых коммуникаций, связанных со спортом Спорт оказывает существенное влияние на имидж современного человека, на стиль его жизни Все это, несомненно, самостоятельные предметные поля для исследования феномена спорта в различных научных сферах (педагогике, биомеханике, психологии, медицине, генетике и др) В то же время, вполне обоснованным, социально и научно востребованным, представляется расширение спектра анализа феномена спорта, а именно, более детальное изучение всех тех многообразных социокультурных детерминант, которые существенно воздействуют на его структурные, содержательные, функциональные, аксиологические, смысловые характеристики, а с другой стороны — тех «проекций» спорта в социум, кото-

рые позволяют описать его функционирование в системе современных социальных и культурных институтов Разработка этих исследовательских ракурсов является важным условием для понимания причин и условий своего рода «экспансии» спорта в современном мире

Акцент, сделанный в данной работе, обусловлен ориентацией диссертационного исследования, прежде всего, на культурологический анализ спорта, который, в отличие от таких традиционных в этой области исследований, как спортивно-педагогические или спортивно-медицинские, необходимо предполагает, в качестве одного из важнейших векторов, изучение именно символических, смысловых, аксиологических характеристик данного феномена Рассмотрение этих характеристик необходимо предполагает «помещение» рассматриваемого явления в более общий социально-культурный контекст, «взгляд» на спортивные практики не «изнутри», а как бы «извне», в соотнесении с особенностями конкретного аксиологического пространства их развития, с принятыми в данном обществе (сообществах, субкультурах) языками трансляции культурных традиций, культурными кодами и и д

Говоря об этом процессе применительно к современному обществу, мы имеем ввиду социальный контекст развития спорта в 20-начале 21вв со всеми значимыми атрибутами этого пространства, в т ч такими, как процессы глобализации, развития межкультурных коммуникаций, визуализации современной культуры, роста гедонистических настроений и ценности индивидуальности, экспансии массовой культуры, беспрецедентное возрастание влияния СМИ на общественное мнение и потребности людей Одной из заметных составляющих развития современного социокультурного пространства является возрастающее значение процесса символизации в структуре различных видов социальных практик, в том числе, и в сфере спорта, а также смежных или взаимодействующих с ним, практик Используя концепцию «символического капитала» П Бурдье и опираясь на сложившийся к сегодняшнему дню фундамент в разработке социокультурных проблем спорта, мы сделали предметным полем нашего анализа аксиологический, символико-смысловой потенциал спортивных практик, рассматривая данный исследовательский вектор как одну из важных составляющих культурологического изучения данного феномена

Отметим - мы вполне осознаем, что сфера спортивной деятельности сама по себе насыщена знаковыми, символическими атрибутами звуковыми (выстрел стартового пистолета, звук фанфар, свисток судьи и пр ), визуальными (жесты рефери, лавровый венок победителя, разновысокие ступени пьедестала и пр ), тактильными (символическое касание в некоторых видах борьбы, разрывание финишной ленточки и пр ) Однако, учитывая профиль диссертационного исследования, его ориентацию на анализ символического капитала спорта, предметным полем рассмотрения для нас

стал не «внутренний мир» спорта, а его «внешнее», социальное бытование, пространство его социокультурного функционирования, «пересечения» с теми социальными сферами, в которых (или посредством которых) спорт оказывается «востребованным» и «символизированным» В частности, для данного исследования мы выделили такие значимые области востребования символического капитала спорта, как художественное творчество (и его продукты, так или иначе связанные со спортивной тематикой), как политические практики (связанные с формированием и укреплением имиджа государства во внешней политике, с ПР-практиками в период избирательных кампаний и пр) Символическим значением спорт (имея в виду не только профессиональный, но и массовый его уровень), его отдельные виды, обладает и востребован как «символический маркер» социального статуса, социальных притязаний индивида (или группы) в условиях явной дифференцированности общества (степень доступности клубов для занятий элитными видами спорта, возможность/невозможность приобретения соответствующей спортивной экипировки, участие в эксклюзивных формах активного досуга и т п) Немалый символический потенциал содержится в спорте (или опять же в его отдельных видах) как одной из сфер самореализации, самоидентификации, самоутверждения личности, как важного механизма осуществления социализации и инкультурации молодого поколения

Таким образом, можно говорить о многообразии социокультурных модусов и векторов проявления символического капитала спорта в современном мире, что в свою очередь обусловлено его реальным ценностно-смысловым потенциалом, все более востребованным и используемым в самых разных сферах социальной жизни Именно данный аспект социокультурного анализа спорта и стал тем проблемным полем, в рамках которого было проведено данное диссертационное исследование

Объект исследования- спорт как социокультурный феномен

Предмет исследования факторы и модусы репрезентации символи-ко-аксиологического содержания спорта в структуре современных социально-культурных практик

Цель исследования, выявить характер и различные векторы актуализации символического капитала спорта в современном социокультурном пространстве

Задачи исследования

  1. Провести анализ аксиологического содержания и символического потенциала современного спорта как особого вида социокультурной практики

  2. Раскрыть характер взаимосвязей и взаимодействия современного спорта с такими значимыми сферами социальной жизни, как полити-

ческая, художественно-эстетическая, образовательная, воспитательная и др

3 Проанализировать процесс социокультурного функционирова
ния спорта как проявления и потребления его символического капитала
(применительно к феномену в целом и к его отдельным структурным под
системам - спортивной личности, спортивному соревнованию, зрелищу и

др)

4 Провести анализ процесса визуализации ценностно-
смыслового содержания спорта в отдельных видах и жанрах художествен
ного творчества (прежде всего, в изобразительных искусствах и кинемато
графе)

  1. Показать тесную сопряженность процесса трансформации модуса художественно-образного представления спорта с динамикой более общих социально-культурных процессов (на примере отечественной истории 20в)

  2. Раскрыть особенности актуализации символического капитала спорта в социально-политическом пространстве, прежде всего, в контексте формирования имиджа страны и нации

  1. Изучить потенциальное и реальное использование символико-аксиологических возможностей спорта в современных инкультурационных и социализационных процессах, выявив социально-позитивные и социально-негативные тенденции, характеризующие эти процессы

Теоретическая база исследования и степень научной разработанности проблемы:

Специфика спорта как особого социокультурного явления, как важнейшая составляющая культуры современного общества, исследованы в работах М Арвисто, И М Быховской, Н Н Визитея, В П Моченова, В С Родиченко, МЛ Сарафа, В И Столярова В зарубежной литературе значительный вклад в этот вопрос внесен такими специалистами, как Г Люшен, О Вайс, Л Фиалова, И Мразек, Е Косевич, М Фитерстоун и др Г Люшен отмечает в своих работах, что хотя структурная связь спорта с культурой весьма часто ставится под сомнение, однако спорт - выражение той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие Наиболее распространенными в области гуманитаристики спорта являются исследования, имеющие педагогический характер, прежде всего, связанные с проблемами физического развития человека, развития его физических качеств, в том числе и обеспечивающих его участие в спорте (Н А Анашкина, В К Бальсевич, В Я Виленский, П А Виноградов, В М Выдрин, Ю А Лебедев, Л И Лубышева, С Н Мягкова, и др ) Что касается собственно социально-культурных аспектов, не говоря уже о, в строгом смысле, культурологических разработок, то они имеют весьма ограни-

ченный и по представленности в научном пространстве, и по широте спектра разрабатываемой проблематики, характер В то же время, к числу важных, с точки зрения формирования методологической базы исследования, следует отнести работы, затрагивающие философские, социологические, социально-психологические проблемы спорта Бароненко В А , Брехмана И И , Вайнера Э Н , Волынской О В , Димова В М , Дубровского В В , Колбанова В В , К Лисицина, В С Малахова, Чумакова Б Н и др В исследованиях по философской антропологии и философии культуры Е В Петровской, Б В Маркова, В А Подороги, В М Розина, М К Рыклина, А К Секацкого, М Б Ямпольского были затронуты проблемы телесности и определенным образом связанные с этим валеологические аспекты, имеющие отношение и к социокультурному аспекту функционирования спорта В ряде работ по истории культуры, в исследованиях, посвященных анализу общей концепции культуры и ее конкретным областям (к примеру, эстетической, физической культуре), обоснованию деятельностно-структурного подхода к феномену культуры, затрагиваются отдельные вопросы телесного бытия человека, его физической (телесной) культуры и спорта (Л П Буева, Л А Зеленов, М С Каган, Л Н Коган, И С Кон и др ) Однако, как правило, это лишь фрагменты, "по касательной" связанные с основной проблематикой исследований, что не может не отражаться на степени проработанности, фундированности данного вопроса

Культурологическое осмысление феномена спорта достаточно интересно (но более в социально-философском измерении) представлено в работах зарубежных исследователей Это работы польского философа Е Косевича, эмпирические исследования Г Риттнера и И Мразека, датского исследователя С Дамкъера и др Важную роль в разработке темы исследования сыграли работы 3 Кравчика, А Воля, Н Элиаса, X Эйхберга и др Чрезвычайно насыщенными теоретическими работами отличается французская школа социологии спорта и социологии тела, к числу представителей которой необходимо отнести М Бернара, Ж -М Вертело, Ж -М Брома, Д ле Бретона и др Важной чертой работ этих исследователей является ориентация на реализацию интегративного подхода, стремление к нахождению точек соприкосновения между различными научно-дисциплинарными областями

Таким образом, при наличии достаточно богатой исследовательской базы по отдельным проблемам, связанным с социокультурными характеристиками спорта, пока сложно говорить о существовании комплексного, культурологически выстроенного анализа спорта как социокультурного феномена, позволяющего системно описать все многообразие культурных факторов, его определяющих и использовать эту модель для формирования соответствующей социальной политики в данной области

Что касается методологических оснований, связанных с анализом символического, то базовым основанием здесь стала концепция П Бурдье Кроме того, важнейшими методологически значимыми источниками послужили работы А Ф Лосева, К А Свасьяна, Ю М Лотмана, К Юнга, Дж Холла Г Бидерманна, К Блумера, О Вайса, Ж Бодрийяра и др

Логика работы основывается на междисциплинарном подходе к изучению социокультурных факторов развития такого явления, как спорт и его многообразные проявления, выявления его социальных смыслов, культурных контекстов, символических нагрузок Семиотический метод стал важным инструментом для анализа социокультурной информации как результата знаковой деятельности Социально-коммуникационный подход позволил выявлять особенности функционирования культуры и спорта в контексте культурного пространства

Научная новизна исследования заключается

в обосновании концептуального подхода к изучению символического потенциала спорта и форм актуализации этого потенциала, в разработке и детализации понятия «символический капитал спорта»,

в выявлении взаимосвязи и взаимовлияния спорта с различными социокультурными сферами жизнедеятельности, такими, как искусство, политика, идеология, массовая культура,

в раскрытии особенностей образов спорта в различных областях художественно-творческой деятельности (в частности, в изобразительном искусстве и кинематографе), в показе динамики этих образов в сопряжении с историко-культурным процессом,

в введении в оборот новых, до этого не использовавшихся зарубежных источников, в которых рассматриваются аксиологические, смысловые, символические аспекты спортивных практик в современном мире

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии социокультурного анализа феномена спорта с акцентом на его символический потенциал и аксиологические компоненты, в развитии концепции «символического капитала спорта» как важного направления исследования феномена визуализации и символизации современной культуры, Полученные результаты обеспечивают определенное приращение знания о символическом и более широко - социокультурном смыслах спортивных практик, о развитии и функционировании символического капитала современного спорта и его актуализации в различных видах социальной деятельности

Практическая значимость исследования

Материалы исследования могут быть использованы при разработке вопросов культурной политики, совершенствования форм репрезентации спорта и его составляющих, в пропаганде здорового образа жизни, стать основой для разработки курсов и спецкурсов по культурологии, теории

коммуникации, социологии искусства, политологии, социокультурного анализа спорта

Положения, выносимые на защиту:

Спорт как социокультурное явление и социальный институт является микромоделью социальной системы, экономики и культуры страны, поэтому отношение к спорту, его образы, сформированные посредством различных видов социокультурных практик (политики, искусства и пр) находятся в прямой зависимости от идеологических и социокультурных конструктов, внедряемых в массовое сознание посредством конкретных репрезентаций

Сопряженность спорта с социальным и культурным контекстом всегда носит конкретно-исторический характер, а потому каждая эпоха, социальная ситуация, особенности того или иного культурно-исторического пространства обусловливают особенности функционирования спорта, характер его взаимозависимостей и взаимосвязей с «внеспор-тивным» пространством социума

Возрастание в современной культуре «удельного веса», роли символического капитала проецируется в различные области социальных практик, включая сферу спорта и составляющих ее подсистем Символически нагруженные репрезентации спорта преимущественно связаны со зна-ково-символическим использованием, осмыслением, акцентировкой многообразных составляющих, структурных единиц спорта как сложной, многокомпонентной, полифункциональной деятельности В частности, важнейшее значение в таком контексте имеют такие его составляющие, как собственно спортивное соперничество, соревнование (или в более общем виде - соревновательность как одна из сущностных характеристик спорта), как спортивный результат (его достижение, статус, обладание этим результатом, как спортивное зрелище (со всеми его компонентами и атрибутами - пространственно-временными, субъект-объектными отношениями и др ), как спортивный стиль и имидж (телесно-физические характеристики, одежда, внешность в обобщенном смысле, манеры и пр )

Один из наиболее социально востребованных векторов символической репрезентации спорта (в таких дискурсах, как политический, рекламный, образно-художественный - например, в киноискусстве ) связан с представлением спортивной деятельности как одного из мощных механизмов «социального лифтинга», как способа перехода с одних (нижних) социальных позиций на другие (связанные с высоким статусом)

Значимый символический потенциал спорта связан с его ориентированностью на ценность внешнего, демонстративно-очевидного результата, публично явленного успеха, что высоко коррелирует с особенностями

развития современного социокультурного пространства и определяет высокую степень востребованности спорта сегодня

Спорт, имеющий социально значимый символический капитал, на протяжении многих лет является важным средством создания паблисити, имиджа государства и отдельных политиков, втчи как элемент структуры политических предвыборных технологий

Символический капитал содержит в себе очевидную амбивалентность, выступая при его актуализации в отдельных сферах и как средство формирования патриотизма, чувства гордости за страну, и как источник формирования интолерантного и даже агрессивного отношения

Апробация работы проходила в следующих формах

1 Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на засе
дании кафедры культурологии, социальной антропологии и социокуль
турных коммуникаций 6 марта 2007 г

  1. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах и сообщениях на 4-х всероссийских конференциях и 3-х методологических семинарах

  2. Результаты диссертационного исследования легли в основу 7-ми публикаций автора (в том числе, 2 - по списку ВАК)

  3. Результаты исследования легли в основу спецкурса «Символический и ценностный потенциал современного спорта» для студентов специальности «Связи с общественностью» РГУФК

Особенности развития института спорта как социокультурного явления в современном обществе

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет "Динамо" (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все - и верующие, и неверующие, и центристы, и радикалы ("Известия", 04.02.1993).

Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе. Ракурсов, в которых спорт рассматривается как социокультурный феномен, не меньше, чем самих характеристик социального и культурного пространств. Осознавая сложность задачи общего обзора подходов, мы сделаем акцент на некоторые значимые для сегодняшнего дня направления, представленные в работах зарубежных исследователей.

Вначале рассмотрим некоторые особенности развития спорта, основываясь на концепции дифференциации спорта известного немецкого социолога Клауса Хайпеманна [130]. Согласно этой концепции, развитие спорта характеризуется социальной дифференциацией, т.е. формами спорта, которые отличаются собственным пониманием спорта, собственными идеологиями спорта, собственной формой занятий спортом и организации спорта и тем самым также и различным стимулирующим характером спорта для различных групп лиц. Спорт не является единой однородной структурой, а делится на различные модели спорта, среди которых Хайнеманн выделяет 4 базовых:

1. Модель, которая выводит смысл своего существования и свою мораль на основе таких понятий и норм, «радость», «удовольствие», «совместная работа», «собственный мир» и т.д. и исключает моменты, связанные с достижениями и состязаниями. Эта модель понимает спорт как «контрмир» по отношению к ценностям, нормам и условиям жизни повседневной действительности, прежде всего, индустриальному миру труда (экспрессивная модель спорта).

2. Модель спорта, которая подчеркивает такие ценности и нормы, как соревнование, достижение, выигрыш или проигрыш (которые, следовательно, в значительной степени также накладывают отпечаток на повседневную действительность). Эта модель соответствует традиционному пониманию спорта в отношении «идентичности» (соревновательная модель спорта).

3. Модель спорта, которая понимает спорт как зрелищное мероприятие и коммерческое профессиональное производство, как это в чистом виде проявляется, например, в «Космос Нью-Йорке» и в других подобных спортивных предприятиях, используемых в целях наживы (коммерческая модель спорта).

4. Модель спорта, которая понимает спорт в инструментальном виде, т.е. усматривает смысл и структуру спорта, прежде всего, в его социально-эмоциональной функции, функции социализации, функции социальной интеграции, политической функции, биологических функциях, всех функциях, которые может осуществить спорт (функционалистская модель спорта).

Таким образом, спорт характеризуется тем, что возникают и развиваются частично в конкуренции друг с другом различные модели спорта. Эта возрастающая социальная дифференциация спорта на различные модели спорта для самого спорта не остается без последствий; различные модели обладают для разных групп лиц большей или меньшей привлекательностью. Представители различных социальных групп, мужчины и женщины, по-видимому, отдают предпочтение разным моделям; отдельное организации должны в равной мере использовать эти различные модели, если они не хотят лишиться поддержки. В этом аспекте очевидны сопряжения социокультурного пространства и спорта.

Р. Морфорд [81, с. 21.], анализируя такую значимую часть спорта, как олимпийское движение, обращается к некоторым историко-культурным особенностям его развития, которые также наглядно свидетельствуют о социокультурном характере спорта.

Всякое спортивное соревнование проходит в атмосфере острого межличностного соперничества, бескомпромиссной борьбы. Всякая социальная группа вырабатывает со временем официальную сложную структуру норм поведения, определяющую условия проведения соревнований, порядок определения победителя и вручения наград. В дальнейшем я буду называть данную структуру «агонным мотивом» (от греческого «агон» -состязание).

Агон, как отмечает автор, занимал видное место в жизни прошлых поколений человечества - достаточно привести такие примеры, как Древняя Греция, феодальная средневековая Европа, японские самураи. При первобытнообщинном строе агонный мотив служит механизмом социального контроля. При этом попытки индивида добиться признания своего превосходства над другими, личной славы и почестей сопряжены с огромным риском, так как для этого существуют только два пути: участие в межплеменных столкновениях или же во внутриплеменных состязаниях. В отличие от межплеменных конфликтов, угрожающих жизни их участников, внутриплеменные состязания сопряжены с меньшим риском: здесь на карту ставится скорее репутация участника, чем его жизнь. Характерно, что участники, проявившие себя с хорошей стороны в обоих видах состязаний, образуют аппарат контроля и принуждения, без которого община была бы обречена на анархию и гибель.

С образованием государства индивидуальные проявления доблести и отваги во имя чести и престижа оказывают все возрастающее деструктивное воздействие, что в конечном итоге приводит к тону, что общество начинает применять карательные санкции. По мере того, как «война» перестает быть крайней степенью риска, агонное поведение все больше переключается на сферу спорта, и наблюдается значительное расширение числа формализованных игр и турниров. Примерами этому может служить быстрое распространение спорта в Древней Греции и рыцарских турниров в эпоху Средневековья.

Такого рода переходные процессы развиваются постепенно и занимают одно-два столетия. На всем их протяжении агонное поведение по-прежнему остается доминирующей чертой жизни данного общества. Однако по мере того как состязания становятся все более символическими, их спонтанность, характерная для агошюго общества, вытесняется формализованными видами соревнований; одновременно с этим символические награды (лавры победителя) постепенно вытесняются материальным поощрением (деньги, товары и т.п.). Зрительская аудитория между тем утрачивает способность выносить обоснованные и грамотные суждения, и эта задача ставится теперь перед группой независимых функционеров. Наконец, главенство самих участников соревнований - важнейшая черта агона - уступает место приоритету их покровителей, поставщиков, меценатов. Таким образом в общих чертах протекает процесс перехода от агонного к псевдоагонному обществу. В конечном итоге, когда государство пресекает все социально опасные формы агонного поведения, делая исключение только для спортивных соревнований и таких видов государственной службы, как военная, агонное общество становится пост-агонным. Переходный процесс завершается, когда в спортивных соревнованиях принимает участие уже только жалкая горстка атлетов, и в то же время эти соревнования привлекают колоссальное число зрителей. Примерами здесь могут служить, как заключает Р.Морфорд, Римская империя и современное западное общество.

Возрастание роли символического капитала спорта в о/ различных контекстах его социальной репрезентации

Несомненно, что одним из таких периодов в отечественной истории XX-XXI веков был период становления нового общества, а вместе с ним -НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, который должен был бы обладать всеми достоинствами лучшего - по сравнению с предыдущими типами людей - человека, в т.ч. и физически лучшего, максимально совершенного и привлекательного. Анализ искусства первых десятилетий Советской власти в рассматриваемом отношении весьма показателен и красноречив, поскольку художественное творчество данного периода дает богатую пищу для размышлений об интерпретациях спорта, физического развития, физического воспитания человека на языке искусства. Понимание этого периода в интересующем нас аспекте невозможно без описания, хотя бы в самом общем виде, того контекста, в котором возникали художественные произведения, посвященные спорту и смежных с ним областей. Поэтому остановимся на некоторых характеристиках социокультурного пространства того периода, чтобы понять особенности этого контекста.

Практически все специалисты - историки сходятся в том, что спорт и физическая культура играли чрезвычайно важную роль в рамках социальной и культурной жизни в Советском Союзе. На протяжении всей своей истории советское государство регулярно финансировало программы, пропагандирующие и поддерживающие развитие всего спектра спортивных мероприятий. Организация соревнований осуществлялась на местном, региональном, государственном и международном уровнях; широко проводились театрализованные спортивные праздники, включавшие массовые спортивные парады и гимнастические представления, ставшие обязательной частью официальных торжеств во время праздничных дней. Советских граждан уже с детства постоянно призывали заниматься физическими упражнениями. В школах, на всех ее ступенях, физическая культура, физическое воспитание являлось ваэююй составной частью учебного плана; работающие люди призывались к активному участию в массовых спортивных мероприятиях, к занятиям производственной гимнастикой, к выходу на дорожки и поля спортивных соревнований трудящихся. Для занятий в свободное время, в спортклубах, входящих в союзы, на рабочих местах и в жилых кварталах предлагалось множество различных видов спортивного оборудования и форм спортивной деятельности: от гимнастических занятий для малышей в детских садах до индивидуальных тренировок лучших атлетов страны.

Спорту и физической культуре уделялось большое внимание в средствах массовой информации. Радиопередачи и популярные газеты регулярно предоставляли слушателям и читателям информацию о спортивных событиях, как и о программах физических упражнений. Наряду с такого рода информацией на последних страницах ежедневных массовых газет «Известия» и «Правда», регулярно выходили специализированные спортивные газеты «Советский спорт», «Красный спорт», «Физкультура и спорт», сообщавшие о последних новостях и ставшие ареной для дебатов на спортивные темы. Как отмечает О Махони, «казалось, что советские граждане принимают спорт с распростертыми объятиями» [136, р.212].

Конечно, развитие спорта и рост интереса к нему как к виду общественной деятельности на протяжении двадцатого века является, несомненно, не специфическим событием, характерным лишь для Советского Союза. Действительно, спорт развивался с подобной скоростью во всех современных индустриальных странах. Вместе с тем, лишь в немногих странах спорт выделяли из широкой социокультурной среды как одну из доминант с таким напором, желанием и увлеченностью, как это делалось в Советском Союзе.

Развитие спорта как общественной деятельности в советскую эпоху часто рассматривалось на Западе как признак тоталитаризма. Говорилось о том, что государство силой принуждения воздействовало на нежелающее этого, но уступчивое общество. Однако, сопряженность развития спорта с тоталитарной идеологией и политикой не является исчерпывающей характеристикой взаимодействия спорта и политики в советскую эпоху. Как справедливо отмечают исследователи, такая точка зрения заведомо «выносит за скобки» любое содействие со стороны общества, отсутствие готовности принимать эту идеологию и следовать ей. Хотя, действительно, как известно, государство той эпохи пользовалось значительной авторитарной властью, тем не менее, государству была желательна а, зачастую, и необходима массовая поддержка для успешного проведения своей политики, а убеждение всегда являлось более действенным инструментом, нежели принуждение.

Спорт проникал в общественное сознание не только через непосредственно занятия физическими упражнениями, через наблюдение за спортивными соревнованиями, «боление» за ту или иную команду, но и будучи отображенным во всех видах художественно-культурной деятельности, включая литературу, кинематограф, музыку и театр, живопись и скульптуру. Изображения советских спортсменов и спортсменок регулярно появлялись на плакатах, марках, эмблемах и медалях. Они даже являлись заметной частью дизайна тканей, обоев, тарелок и чайников. Поэтому анализ интересующего нас аспекта проблемы потребовал обращения к самым разным источникам, включая литературу, кино, музыку, моду, керамику и значки. Вместе с тем, значительное внимание уделено изобразительному искусству, и в частности, живописи и скульптуре соответствующего периода.

Спорт и кино: социальные доминанты, аксиологические векторы, символические ряды

Правильная направленность формирования международного, как и внутреннего имиджа, сегодня выполняет несколько значимых функций. Начнем с международного. Во-первых, высокий международный имидж государства играет большую информационно-воспитательную роль для граждан страны, в первую очередь для молодых поколений. Высокий или низкий международный имидж государства помогает сформировать совершенно различные восприятия собственной страны, отношения других государств и собственных граждан к государству. Международный имидж государства помогает закреплять политические успехи на мировой арене, выстраивает нужный ассоциативный ряд практически любому действию государства. На конкретных примерах показано, сколь немаловажной составляющей в этой процедуре является спорт, спортивные достижения того или иного государства. Нередко спорт был единственным (а не одним из) средством, благодаря которому государство означало свои намерения, через которое оно символизировало свое стремление быть в сообществе, находиться в позитивной коммуникации с другими членами данного сообщества и т.п.

Спорт с его символическим капиталом значим и в силу того, что международный имидж государства, как в т.ч. и совокупность эмоционального восприятия объекта, является корректируемым психологическим образом государства, имеющий свой характер и эмоциональную окраску. По своей сути имидж государства - отражение реального государства, помещенное в определенную эмоциональную среду. В этом контексте символические возможности спорта безусловно выигрывают перед рациональным декларированием принципов.

В процессе формирования международного имиджа государства немаловажную роль играют символы, формирующие ассоциативный ряд с

государством - отправителем коммуникационного сообщения. Символы-идеи отражают и ограничивают политическое пространство, политические мотивы носителей. В этом ряду спортивные мероприятия, спортивные победы играют отнюдь не последнюю роль в силу их масштабности, доступности восприятия, отсутствия необходимости какого-либо перевода с языка на язык (язык спорта универсален). В диссертации на конкретных примерах показано развитие данного вида «мягкого оружия» в борьбе страны за свой имидж.

Исходя из признаков имиджа государства, требований, предъявляемых ему, можно сказать, что имидж государства выполняет следующие функции. 1. Идентификация. Эта коммуникативная функция позволяет считывать информацию об объекте за короткий период времени. Имидж облегчает целевой аудитории восприятие информации о позитивных или негативных сторонах государства, жизни в стране. Это позволяет получить основную информацию, а не анализировать весь объем информации. 2. Идеализация. Данная функция обеспечивает положительное или отрицательное информационное поле вокруг объекта, проецируя на объект те или иные характеристики. 3. Противопоставление. Эта функция базируется на имиджах третьих государств, отражая контраст с объектом имиджа в положительную или отрицательную сторону. 4. Дифференциация. Имидж обозначает государство в сложившейся ситуации, демонстрирует его отличительные качества.

С позиций этих характеристик, обратимся к некоторым аспектам роли спорта в формировании внутри- и внешнеполитического имиджа страны. Исследователи неоднократно обращали внимание на особую идеологическую роль, которая отводилась физической культуре и спорту в тоталитарном обществе. Особенности политического режима в СССР и других социалистических странах, прежде всего монополия коммунистической партии в политике и идеологии, наложили специфический отпечаток на характер взаимосвязей «политика - спорт». Это было жесткое подчинение спорта официальным догмам государства, причем без малейшего влияния спорта, известных спортсменов на политический процесс.

Могущество Советского государства в немалой степени было связано со спортивными достижениями. В свое время легкоатлетические матчи СССР-США имели не меньшее значение для советского престижа, чем позднее встречи советских хоккеистов с канадскими профессионалами. И в наше время любое сильное государство стремится к тому, чтобы наряду с другими достижениями в различных областях жизни, иметь еще и спортивные успехи, любое слабое имеет возможность утвердиться на международной арене нередко единственным путем -через спорт.

Одним из важных направлений при формировании имиджа не всей страны, а даже отдельного политика, является придание его имиджу «спортивности». Взаимосвязь спорта и политики сегодня демонстрируется и непосредственным «вхождением» в большую политику спортивной элиты (или использование их политической элитой). Большое число такого рода примеров сегодня легко назвать в самых разных странах: в США (А.Шварценеггер), в России (А.Карелин, С.Хоркина и др.), на Украине (братья Кличко) и др. Б.Ельцин, занимавшийся когда-то баскетболом, потом сменил его на более престижный и индивидуальный вид спорта - теннис, что привело к «теннис-буму» в рядах политической элиты страны. Сегодняшний президент Российской Федерации Владимир Путин предпочитает единоборства, является мастером спорта по дзюдо и обладателем «высокого пояса» в этом виде. Что нередко используется в рамках тех или иных ПР-кампаний в его поддержку или в продвижении образа России в целом.

Многие знаменитые спортсмены - бразилец Рональдо, теннисистка М.Шарапова и др. имеют статус послов мира в наиболее политически проблемных точках мира. Если два-три десятилетия назад можно было говорить о преимущественно одностороннем влиянии политики на спортивную жизнь, то сегодня все более проявляет себя диалектическая, многосторонняя система их взаимосвязи. Эта взаимосвязь еще недостаточно изучена, требует серьезного научного и социологического анализа. Но уже сегодня, как справедливо подчеркивает в своей диссертации А.А.Люлевич, специалисты осознают опасности использования спорта как инструмента «грязной политики». Отсюда и призывы вернуть ему первоначальное предназначение посла мира, дружбы между народами, дружеского соперничества вместо войны и взаимной ненависти.

Возможности использования символического капитала спорта в социал изационных практиках

Кажется, что аксиологическая точка зрения простого утилитаризма соответствует нормам поведения, которые присутствуют в «квалифицированном», профессиональном туризме т.к. мы оказываемся там не только перед формальными инструкциями, но также и перед прагматическими правилами частично морального характера (типа трудолюбия, дисциплины, надежности и т.д.). Массовый же туризм в значительной степени отстоит от принципов «утилитаризма норм», он расположен на противоположном полюсе, т.к. цель этого типа туризма -удовольствие, полученное от непосредственного участия в путешествии. Что касается активного туризма, он базируется главным образом на принципах умеренной версии простого утилитаризма, когда определенные этические правила действуют в рамках собственно туризма, однако, всем управляет общий принцип полезности, максимальной эффективности действий.

Истина. Еще со времен Платона было принято утверждение, что истина занимает высокое положение в иерархии ценностей европейской культуры. Есть много концепций и определений истины. Самые известные из них - так называемое классическое определение истины, приписанное Аристотелю, который объявляет, что правда (истина) состоит в адекватности мыслей и вещей. Таким образом, только такие суждения правдивы, которые являются адекватными объективному положению дел. Со времен И.Канта, проблема определения правды обычно решалась посредством компромисса между эпистемологической объективностью и субъективностью. Известно, что в современной науке существуют и другие теории, помимо классической концепции истины: теория последовательности (требующая отсутствия противоречий в утверждениях), прагматическая теория (такое знание верно, который разрешает эффективную деятельность), консервативная теория (требующая универсального согласия) и т.д. Распространен и подход, наследующий платоническую и христианскую традиции, когда истина понята как своего рода цель бытия и независима от предмета познания.

Правду вообще отличили от научной правды еще в древние времена. Первую из них, основанную на суждениях или мнениях, рассматривали как поверхностную, стереотипную и субъективную. Научная истина отличается от первой такими особенностями, как глубина, новизна и объективность. Также предполагалось, что есть глубокое разделение между людьми, извлекающими пользу и находящими истину; научная правда - это достояние интеллектуальной элиты, а «общей правдой» владеют все. В настоящее время, как справедливо отмечает 3.Кравчик, осталось не много сторонников этих простых схем, в т.ч. и вследствие развития практических наук, а также в силу расширения образования. Последнее стало фактором развития критического отношения к научной правде среди членов образованных социальных слоев, которые все более часто и все более независимо получают знание относительно действительности самостоятельно.

Это обстоятельство имеет непосредственное отношение к рассмотрению феномена туризма как фактора и способа познания, как «мощного учреждения прямого познания, т.е. познания, основанного на индивидуальном и коллективном опыте» [132, р.73]. Здесь подразумеваются различные формы и направления развития познавательного туризма, в т.ч.: а) туризм как средство познания природы (горные массивы, моря и океаны, пустыни и другие ненаселенные области дикой природы; экзотические флора и фауна и пр.); б) туризм как познание культуры, которое принимает форму восприятия исторических развалин и руин, различных видов музеев, памятников и кладбищ, университетских городков, библиотек, центров культуры, стадионов; в) туризм как познание объектов технической цивилизации, архитектуры городов, индустриальных зданий, современных транспортных средств, объектов массового потребления, дорог, шоссе, туннелей и мостов; г) туризм как познание социальной и культурной повседневной жизни города, страны - кухни и обычаев, традиций и укладов, игр и развлечений; д) туризм как средство познания социо-политических систем разных стран, способов выражения национальных и этнических ценностей, а также разного рода социальных проблем и аномалий (различных социальных болезней и патологий, безработицы и ее результатов, ситуации с бездомными и пр.).

Прямой и личный контакт туристов, и особенно молодежи и детей, с внешней действительностью составляет важное дополнение к их школьному и внешкольному образованию, а также «лонгитюдного» образования взрослых. Современный турист сегодня сначала изучает справочники-путеводители и др. литературу относительно маршрутов и мест пребывания, рисует план перемещений из одного места в то, которое является оптимальным с познавательной точки зрения, собирает необходимое оборудование и т.п.; он собирает различные документы, покупает оригинальные сувениры местного прикладного или декоративного искусства, делает фильмы, фотографии и т.д. Все это в определенной мере напоминает планирование, подготовку и осуществление полевых исследований, например, в этнологии или этнографии. Это означает, что туризм в рамках процесса мирового познания составляет, наряду с использованием строго научных методов и взаимодействий на уровне массовой культуры, третий и чрезвычайно важный канал познавательного исследования, используемого современным человеком.

Похожие диссертации на "Символический капитал" спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации