Содержание к диссертации
Введение
I. Морфология и онтология музыкального искусства 9
I.I. Место музыки в системе искусств 9
I.IL Единство чувственного и рационального аспектов музыки 22
I.IIL Музыкальное творчество как способ выражения
гармонического единства 34
II. Философское осмысление типологических черт и тенденций истории развития музыкального искусства 52
ILL Предметная область философии музыки в ее историческом становлении от истоков до XVII века 52
ILIL Философия музыки с XVII в. до современности 77
ILIII. Особенности философии музыки в России 87
II.IV. Отражение идей философии русского космизма в музыке XIX и XX веков 110
III. "Золотое сечение" и научное объяснение воздействия музыки на человека 122
III.L "Золотое сечение" как источник развития космологической сущности музыки в истории 122
III.II. Научное исследование музыки и как формы воздействия на человека... 146
III.IIL Музыка как духовная ценность 176
Заключение 187
Список литературы 195
- Место музыки в системе искусств
- Предметная область философии музыки в ее историческом становлении от истоков до XVII века
- "Золотое сечение" как источник развития космологической сущности музыки в истории
Введение к работе
Актуальность исследования. Обращение к наследию отечественной культуры, в которой содержится аутентичное осмысление духовного опыта России, приобретают сегодня особую актуальность. Знание ответов на вечные вопросы бытия может стать мировоззренческой предпосылкой адекватного понимания подлинных причин и реальной картины духовной жизни российского общества в условиях кардинальных перемен. Особую роль в формировании духовного мира человека играют русская философия и искусство. Музыка как особый вид искусства, являясь ценностным ориентиром человеческой личности, остается общечеловеческой духовной ценностью. Знание о том, что музыка может влиять на психику людей, во все времена истории общества использовали те, кто был посвящен в философскую природу музыки. В их руках были средства выполнения социального заказа - формирование мировоззрения. Эзотеризм музыкального воздействия на духовный настрой людей связан с единой природой двух явлений: психики и музыки, объединяющим моментом которых является космическая сущность. Духовная сущность космоса, выраженная в законе "Золотого сечения", удерживает связь миров: микро- и макрокосмоса. Вся история человеческой мысли устремлена к поискам закона космической гармонии. В музыке человек входит в духовную связь с мировой гармонией. Такая звуковая среда, пространственные параметры которой подчинены гармоническим закономерностям, находящихся в виде функций "Золотого сечения", способна влиять на психику и духовный настрой людей. Но математические методы в музыкознании и искусствоведении применяются не столько, чтобы алгеброй выразить гармонию, а чтобы подтвердить интуицию художника, полнее раскрыть замысел гения, отличающие совершенное произведение или хотя бы эпоху, в которую оно создано.
Гармония и дисгармония, порядок и хаос, единство и множество -категории, обозначающие противоположные по значению связи и отношения, определяют качество и содержание музыки. Первые, по своей природе созидательные, приводящие к тотальности и целостности, находясь в музыке, создают духовный настрой вдохновения, радости и возвышенности, что ведет к высокой духовности. Другие же, будучи по своей природе разрушительными, ведущие к разложению и множественности, создают неудовлетворенность и дисгармонию. Именно поэтому музыкой можно влиять на психику и дух человека, настраивать на созидательную деятельность и наоборот.
В настоящее время использование музыки средствами массовой коммуникации еще более усиливает ее значение в современном мире. Интенсивное развитие техники, изучение и использование акустики расширили рамки социального использования музыки. Музыка является одним из средств эстетического воспитания, медицинского использования, активизации производственной деятельности, безусловным атрибутом кино, праздников, религиозных ритуалов, театральных представлений, сопровождения в спорте, в рекламе.
Музыка непосредственно связана с философским освоением мира и требует всестороннего изучения этой связи и дальнейшего исследования этого удивительного культурного и космического феномена, его проявления в музыке, которая ставит нас на более высокую ступень постижения тайны "Золотого сечения".
Степень научной разработанности темы. Музыка, являясь духовной ценностью культуры, еще с древнейших времен остается объектом изучения и исследования. Музыка и сегодня сопровождает нас повсюду и проникает во все сферы человеческой деятельности. Основы истории и теории музыки были заложены еще древними философами и сегодня не потеряли свою актуальность.
По философии музыки были использованы труды следующих философов Пифагора, Платона, Аристотеля, Плотина, Августина, Боэция, Авиценны, Ф.Аквинского, Леонардо да Винчи, Фичино, Пико делла Мирандолла, Ф.Бэкона, Р.Декарта, Ф.Лейбница, И.Канта, Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, А.Шопенгауэра, Ницше, В.Соловьева, П.Флоренского, Н.Бердяева, С.Булгакова, А.Лосева.
Предметом исследования отечественных и зарубежных ученых были
труды по истории, теории музыки, интерпреталогии, этномузыкологии,
музыкальной эстетике. Изучены труды Б.В.Асафьева, С.Н.Бибикова,
Р.И.Биркана, Е.В.Герцмана, Ю.Герцука, Д.Золтана, М.С.Кагана, В.Д.Конина,
Ю.Кремлева, А.С.Клюева, Т.Н.Ливанова, Л.А.Мазеля, С.А.Мархуса,
С.Т.Махлиной, А.Мэрриана, В.В.Медушевского, В.В.Молзинского,
Е.В.Назайкинского, Г.А.Поплея, Л.Роуэлла, А.Н.Сохора, В.Н.Холоповой, Б.Чайтаньи-Девы, Т..В.Чередниченко, М.Чулаки, Дж.Шилленгера и др.
По музыкальной психологии были использованы исследования
Г.Воронина, А.А.Володина, Е.В.Назайкинского, Л.П.Новицкого,
Я.А.Понамарева, Б.М.Теплова, В.В.Медушевского и др.
Исследования по истории мировой культуры и культурологии, а также по теории массовой коммуникации были изучены для общей оценки исторического и культурного феноменов музыки. Среди них необходимо выделить работы В.Виндельбанда, Г.П.Выжлецова, П.П.Гайденко, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Л.В.Петрова, Э.В.Соколова, А.Швейцера.
Прикладному значению музыки как средству эстетического воспитания, средству лечения, используемому в медицине, активизирующему производственную деятельность, сопроводительному средству в театрализованных представлениях, праздниках, кино, спорте, в рекламе посвящены исследования Н.И.Брусиловского, В .П.Матониса, В.И.Петрушина, Г.С.Тарасова и др.
Несмотря на то, что исследований музыки как средства влияния, воздействия на человека достаточно много, не существует единой теории и общей концепции в этом вопросе. В данном диссертационном исследовании предпринята попытка найти общие принципы связи музыки, человека и мира как космических феноменов, которые соединены одной субстанциональной духовной природой.
Цель исследования: выявление космологического аспекта музыки как конкретной формы искусства и системное раскрытие понятия музыки как космического и культурного феномена.
Задачи: раскрыть морфологию и онтологию музыки, показать место музыки не только в системе искусств, но и в культуре в целом;
дать философское осмысление музыкальной гармонии, показать ее место и роль в понятии гармонии мира;
осветить историю развития философского аспекта музыки, рассмотреть ее развитие в древности, в средние века, в новое время, в современности, включая XX век, наметить перспективы ее влияния на человека в будущем;
рассмотреть особенности этапов развития музыки в русской культуре;
выявить отражение идей философии русского космизма в музыке второй половины XIX и XX веков; рассмотреть действие соборности, всеединства, духовности в развитии музыкальной культуры этого периода.
показать, каким образом «Золотое сечение» функционирует в музыке, как оно влияет на музыкальный строй и отражает в противоположность дисгармонии - гармоническую природу музыки;
раскрыть роль музыки в системе современной духовной культуры.
Основная гипотеза. Музыка представляет собой одно из средств и способов философского осмысления мирового целого, закона гармонического единства и космического ритма Вселенной, а также конкретную форму проявления закона «Золотого сечения».
Научная новизна работы. В диссертации рассмотрена историко-логическая нить развития философского аспекта музыки, всесторонне раскрыта связь философской сущности музыки с осмыслением мирового целого и проявление закона мировой гармонии в конкретной форме музыкального искусства. Показано, что музыкальное искусство, психика и духовность имеют одну природу, а объединяющим "единым" является космическая сущность, закон гармонического единства. Обобщен и систематизирован материал о феномене "Золотого сечения" в музыке, а также проанализированы основные положения философии русского космизма, идеи которого отражены в музыкальном творчестве композиторов второй половины XIX-XX веков. Это нашло отражение:
в определении философского осмысления типологических черт и тенденций истории развития музыкального искусства;
в развитии специфики взаимовлияния и зависимости общественно-значимых фактов на формирование и развитие музыки;
в определении области философии музыки и в ее историческом становлении от истоков до современности;
в раскрытии специфики музыкального творчества как способа выражения гармонического единства противоположностей;
в обобщении особенностей философии музыки в России;
в выявлении источника развития космологической сущности музыки в истории через закон «Золотого сечения»;
в раскрытии особенностей музыки в современной духовной культуре.
Методы исследования. В качестве методологической базы диссертации использован системный подход, включающий следующие аспекты: 1. Историко-культурный анализ, рассматривающий развитие музыки как особого вида искусства в системе художественной культуры мировых цивилизаций; 2. Историко-логический анализ, позволяющий рассмотреть развитие музыки в ее философской интерпретации в историческом времени; 3. Функциональный анализ, определяющий роль музыки в духовной культуре, ее прикладное значение и влияние на формирование эстетического мировоззрения; 4. Компаративистский метод позволивший сравнить особенности музыкального искусства различных музыкальных направлений, существовавших в различные эпохи.
Практическая и теоретическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации заключается в том, что изложенная в работе концепция философско-онтологического обоснования развития музыки может быть использована при чтении курсов по музыковедению, при создании новых программ и методических материалов по истории, теории музыки и философии музыки, а также в таких науках как этномузыковедение, музыкальная психология, биомузыковедение.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были изложены автором в выступлениях на всероссийских конференциях, семинарах: "Бренное и вечное" (Новгород, 5-6 октября 1999 г., Новгородский Государственный Университет им.Ярослава Мудрого); конференция "Советская культура в контексте истории XX века",. (СПб., 11-12 мая 2000 г., Академия гуманитарных наук и Международная академия информатизации). Публикации: "Место музыкального искусства в истории русской культуры", "XX век - век перемен и обновлений в музыкальной культуре. Взгляд современника", "Музыкальная гармония микро- и макрокосмоса как культурологическая проблема".
Положения диссертации были использованы при разработке и чтении курса "История музыкальной культуры", спецкурса "Роль музыки в истории мировой культуры" на факультете Истории мировой культуры СПбГУКИ.
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры СПбГУКИ и рекомендована к защите.
Место музыки в системе искусств
Искусство представлено в системе многообразных видов, так как с самого своего зарождения было призвано художественно удваивать реальную действительность. Художественное творчество вобрало в себя все основные способы восприятия человеком мира с целью его познания и отражения. Поскольку человек воспринимает действительность всеми пятью чувствами, ни один из отдельных видов искусства не способен вобрать в себя всю полноту способов человеческого восприятия.
Первоначально, когда "искусство еще не осознавалось как искусство", все художественные элементы его будущих видов существовали в синкретическом единстве, опираясь и на слуховое, и на зрительное восприятие одновременно. Впоследствии, произошедшая дифференциация единого первобытного художественного действа на виды искусства, привела к первому их разделению. Одни из них создавались на основе "зрительного центра": живопись, скульптура, архитектура; другие основывались на чисто слуховом восприятии: музыка; третьи - на совмещении зрительно-слуховых реакций: танец, актерское мастерство. Такое деление отмечал еще философ Нового времени Ф.Бэкон: "Искусства делятся по числу самих наших чувств. Зрительное наслаждение доставляет прежде всего живопись и бесчисленные множества других искусств, целью которых является создание великолепных зданий, садов, одежды, ваз, бокалов, разных камней и т.д. Наслаждение слуху приносит музыка со всем ее разнообразием звуков человеческого голоса, духовых и струнных инструментов. Когда-то важную роль в этом искусстве играли также водяные инструменты, но сейчас они почти вышли из употребления. Нужно сказать, что искусства, связанные со зрительным или слуховым восприятием с большим основанием, чем все остальные искусства, считают свободными. Эти два чувства более целомудренны, чем остальные, а искусства требуют больших знаний: ведь даже сама математика является их служанкой. При этом живопись имеет больше отношения к памяти и демонстративному мышлению, а музыка - к области нравственности и душевных аффектов".1 В связи с этим наметились первоначальные два русла разделения искусств, каждое из которых обладало определенными характеристиками и особенностями.
Одно из них, так называемые "мусические" виды искусства - танец, музыка, поэзия, актерское мастерство. Термин "мусические11 произошел от греческого musike, что обозначает - общее образование, духовная культура, буквально - искусство муз. Эта была система умственного, эстетического, нравственного воспитания в Древней Греции, включавшая литературу и музыкальное образование, знакомство с основами наук, изучение ораторского искусства, политики, этики, философии.
"Мусические" виды искусства характеризовались опорой на чисто зрительное, слуховое или зрительно-слуховое восприятие. Поэтому существование произведений данных видов искусства происходило во времени, в пространстве и времени, в процессуально динамическом характере. В них возможно непосредственное самовыражение творца. Кроме того, в данных видах искусства человек научился вырываться "за пределы своих физических возможностей, используя, например, музыкальные инструменты".
К другим видам можно отнести "технические" виды искусства -скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись. Они основаны на деятельности только "зрительного центра", являются пространственными по форме своего бытия, восходят к пластическому искусству древних людей. Произведения данных видов искусства, в отличие от "мусических", опосредуют формой своего воплощения самовыражение художника, плоды творчества которого статичны.
Предметная область философии музыки в ее историческом становлении от истоков до XVII века
В рождающихся сегодня различных версиях духовного обновления мира затрагиваются коренные вопросы философско-музыкальной рефлексии. Здесь преломляются прогрессистские и эсхалотологические переживания; идеи рационализации и стремления к мистическому постижению смысла жизни, их сущностной схожести; тяготение к политическому радикализму и духовному квиетизму; мысль о кризисе личности (и всего европейского человечества) и поиски путей полной человеческой самореализации.
Роль музыки, ее значение в жизни общества на протяжении истории различна и неоднозначна. Развитие ее как вида искусства, обладающего арсеналом многообразных выразительных средств, разнообразных жанров, происходило с древнейших времен и не завершилось в настоящее время. Музыкальное искусство формировалось в тесной взаимосвязи и зависимости от многих общественно-значимых факторов: философии, религии, политики, наконец, от развития других видов искусства, которые в огромной степени оказывали влияние на формирование собственных художественных компонентов. Общечеловеческий музыкальный опыт создавался на базе сложнейших систем музыкального общения и взаимодействия людей.
Динамичность общественной жизни позволила со временем накопить богатейший арсенал выразительных средств музыки. На первых порах истории человечества развитие музыки, ее выразительных возможностей могло происходить только благодаря ее функционированию в качестве необходимого художественного компонента религиозно-художественного действа, социально - организующего обряда в неразрывном сочетании с жестом и словом. В совокупности эти "первохудожественные" (А.Ф.Лосев) средства обретают эмоционально-суггестивную силу, позволяющую людям общаться с окружающим миром и друг с другом на особом "сверхъязыке" -художественном, дополняющем и превышающем в духовном плане возможности внехудожественных коммуникативных средств. Такое общение позволяет преодолевать беззащитность перед таинственным, непонятным, познавать действительность, особым образом художественного удвоения в специфическом преломлении художественных образов.
В своей работе "Музыка как предмет логики" А.Ф.Лосев рассматривает основу искусства как "первичное бытие":"Первичное, нетронутое мыслью бытие носит в себе печать начинающего преображения, которое совершается здесь в форме преобразования косной материи в истинную форму красоты. Ничего так не важно для искусства, как именно эта материя. Но эта материя представляется в искусстве как нечто преображенное и спасенное, как нечто, надо прямо сказать, религиозное. Истинная эстетика есть эстетика религиозного материализма. Тут начинается элемент, без которого немыслимо искусство, а именно форма"1.
Основная диалектическая конструкция Лосева была взята из неоплатонической философии (Единое, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос) и приобрела универсальное значение, будучи применяемой не только к Божеству и Космосу в целом, но и к любым сущностям и явлениям. В переводе с мифологического языка неоплатоников на чисто логический второе начало формируется как эйдос (смысл, вид, облик). Третье начало -алогическое становление эйдоса. Четвертое - факт, явление, как осуществленность идеальной триипостасной сущности.
"Золотое сечение" как источник развития космологической сущности музыки в истории
По преданию, слово "космос", первоначально означавшее прекрасно устроенный мир, ввел в обиход Пифагор. "Скажи мне..., разве есть что-либо стройное и прекрасное, что не было бы подражанием миру". Отсюда имя "Космос", которое греки дали ему. Из античности термин "космос" перешел в современную науку как синоним слова "вселенная".
Итак, космос для пифагорейцев - это гармоничное, пропорциональное строение мира. Сами же пропорции мыслились греками музыкально, поэтому и весь космос оказывался гармонично устроенным и музыкально звучащим телом. Согласно пифагорейским представлениям планеты располагались на небесных сферах и совершали вместе с ними круговое вращение. Как и все движущиеся тела, вследствие трения об эфир они издавали звуки, которые соединялись в музыкальные созвучия. Так рождалась чудесная музыка - "мировая музыка" или "гармония сфер", без которой мир бы распался. Сама же музыка - это первое из искусств, доставляющих людям радость, являлась, по их мнению, отражением гармонии, царящей среди небесных сфер.
Учение о музыке сфер - самый туманный и вместе с тем поэтичный мотив античной эстетики. Оно имело множество вариантов, оттенков и тысячелетнюю традицию, начиная от Пифагора и Платона до "Гармонии мира" Иоганна Кеплера, написанной уже в XVII веке.
Первое письменное изложение пифагорейских идей появилось около 420 г. до н.э. в его сочинении "О природе". "Природа, сущая в космосе, гармонично сложена из беспредельного и определяющих начал. Так устроен весь космос и все, что в нем"1 - так начинается эта книга. Здесь же мы находим и первое письменное свидетельство о музыкально-числовом строении космоса.
По размышлениям Филолая, ученика Пифагора, Центром мироздания является некий Центральный Огонь, вокруг которого на десяти концентрических сферах в порядке удаления от него, вращается так называемая Противоземля, затем Земля, Луна, Солнце, пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн - их последовательность Филолаем не указана) и, наконец, Сфера неподвижных звезд. Центральный Огонь и Противоземля невидимы, обо заслонены поверхностью Земли. Солнце, по Филолаю, только отражает свет и тепло Центрального Огня. Противоземля же введена им отчасти для объяснения солнечных затмений, отчасти для достижения требуемой числовой мистикой "священной десятки" - вместе с Противоземлей сфер получается десять. В пифагорейской системе Земля не является центром мироздания, а вместе с другими планетами движется вокруг Центрального Огня - прообраза Солнца. Вот почему, когда в XVI веке церковь развернула борьбу с гелиоцентрическим учением Коперника, это учение именовалось пифагорейским.
Внутреннее устройство пифагорейского космоса напоминало своеобразную шкатулку: каждая из десяти движущихся сфер издавала некоторый звук. "Когда несутся Солнце, Луна и еще столь великое множество таких огромных светил со столь великой быстротою, невозможно, чтобы не возникал некоторый необыкновенный по силе звук", -утверждает неизвестный пифагорейский автор, возможно Филолай. Высота звука определялась скоростью движения сферы, зависящей от расстояния между сферами, а последние находились в той же пропорции, что и интервалы музыкальной гаммы. Таким образом, колеблемый движением сфер эфир издает чудесную мировую музыку. Однако человеческое ухо не слышит этой ни с чем не сравнимой музыки. Как рожденный на берегу моря человек перестает в конце концов различать беспрестанный рокот волн, так и слух человека привык и не замечает гармонического звучания небесных сфер.
Итак, согласно пифагорейцам, небесная музыка изначально незримо живет в человеке, именно поэтому человеческая душа охотно откликается на обычную земную музыку, которая является лишь подражанием небесной; вот почему из всех искусств музыке в античности отводилась исключительная роль.
Основой пифагорейского учения о гармонии сфер стал платоновский диалог "Тимей". Эта квинтэссенция древнего пифагорейства является лучшим образцом античной космологии. Однако, многое в "Тимее" изложено туманными и заумными намеками. Уже в древности эти места вызывали бесконечные споры, разночтения и комментарии, которые длятся и до настоящего времени.