Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности Логинова, Наталья Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Логинова, Наталья Владимировна. Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Логинова Наталья Владимировна; [Место защиты: Гос. акад. славян. культуры].- Москва, 2012.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/147

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная Россия переживает глубокий духовно-нравственный кризис, который обострился еще в конце прошлого века. Общество захлестнула волна проблем, вызванная размыванием ценностных ориентиров, способных сплотить граждан страны. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, ещё не полностью определены. Таким образом, налицо сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления ценностей.

В настоящее время в научном сообществе эта проблема приобретает множество толкований, которые сопровождаются различными, а иногда и прямо противоположными гипотетическими проектными рекомендациями. Среди них достаточно сильно звучит мысль о том, что в качестве одного из путей преодоления кризиса продуктивным могло бы стать обращение к духовным истокам культуры, под которыми понимается восстановление ценностей традиционной духовно-нравственной культуры. Насколько аргументировано и верно это предположение? Есть ли уверенность, что этот путь может стать стратегическим? Насколько он вписывается в динамичное развитие современного гражданского общества, его мультикультурность и мозаичность? Эти вопросы, на наш взгляд, еще и еще раз подтверждают актуальность культурологических исследований в этой сфере.

Ценностные ориентации - как основа самоопределения личности - образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Институт образования, на наш взгляд, является одним из важных механизмов наследования культуры. Сегодня уже практически невозможно осмысливать, конструировать и организовывать учебно-воспитательный процесс без должной ориентации в социокулътурной сфере, без учета перспективных ценностей общества и новых условий жизнедеятельности человека, без педагогической прогностики и соответствующего анализа проблемной ситуации, в которой оказалось наше общество и образование. Применяемый при этом культурологический анализ позволяет рассматривать образование в более широком культурно-историческом контексте, полнее актуализировать связи образовательной деятельности с социальными и экономическими процессами, государственными и общественными задачами, лучше понимать существо тех трудностей, которые ныне переживает система образования. Это обусловило четко прослеживаемую тенденцию в системе образования к широкому использованию культурологического подхода, где значительное место отводится развитию культурологических умений учащихся. Речь идет о таких умениях, которые позволяют разносторонне воспринимать и осмысливать факты и явления культуры, формировать целостный взгляд на современный мир, синтезировать полученные знания и переносить их на новые социально-культурные объекты и процессы, изменяя ракурс и увеличивая широту восприятия.

Углубление культурологического обеспечения процесса самоопределения личности обусловлено тем, что формирование в личности духовно- нравственных ценностей как главного ориентира современного образования - важнейший результат наследования культуры. В этом великий смысл образования как процесса культурологического: образование - это обретение человеком своего образа, неповторимой индивидуальности, это образование души и её «питание» всеми лучшими, высшими одухотворяющими плодами человеческой культуры.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В настоящее время учебные планы содержат предметы духовно-нравственного направления. Так, во многих регионах России преподается предмет «Истоки» (авторы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин), а с сентября 2012 г. учащиеся 4-х классов изучают новый комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Педагогическая общественность в настоящее время, как никогда, осознает значение формирования культурных и духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи: многие учителя преподают предметы гуманитарно-эстетического цикла с акцентом на формирование у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей.

Актуальность темы исследования определяется той важной ролью, которую играет процесс самоопределения личности в ее развитии в условиях духовного обновления нашего общества, а проблема культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно- нравственного направления приобретает особую значимость в государственной стратегии социокультурного развития России в XXI веке.

Эта актуальность исследования возрастает в связи c тем, что сегодня лидеры развивающегося гражданского общества подвергают сомнению устаревшие формы руководства педагогическими коллективами, растет стремление последних участвовать в выработке социально-значимых решений, предполагающих взаимосвязь формальных и неформальных отношений педагогов. Если рассматривать данные разноплановые отношения с культурологической позиции, значит выявлять культурную сущность складывающихся в педагогическом коллективе отношений, а не только структуру и жестко функциональные взаимосвязи педагогов. То есть речь в работе идет не просто о задаче преподавания школьной и вузовской дисциплины «культурология», а об одной из крупных проблем культурологии как науки. В условиях острой социальной дискуссии по этому вопросу необходимо доказывать правоту своей позиции - признания духовно- нравственных ценностей ядром культуры. Если убедительно отстаивать именно эту позицию, можно понять, какую стратегическую роль в формировании данного ядра играет такой институт культуры, как образование.

Степень изученности темы. Настоящее время характеризуется все более постоянным обращением исследователей к феномену самоопределения. На наш взгляд, это объясняется не только и не столько стремлением к констатации существования одной из важнейших характеристик качеств личности, а скорее осознанной необходимостью глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще, нравственного развития в особенности.

Самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая как минимум философский, культурологический, социологический и другие аспекты рассмотрения. В связи с этим, наблюдаются различные подходы к определению этого понятия. Не случайно приняло устойчивый характер словоупотребление «культурное», «жизненное», «профессиональное», «социальное» самоопределение, каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании.

Культурологический подход к самоопределению личности - это совокупность теоретико-методологических положений, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни через призму системообразующих культурологических понятий, таких как «культура», «культурные образцы», «регулятивные образования в культуре» (нормы, ценности, идеалы), «уклад, образ, качество жизни», «культурная среда», «культурная деятельность и интересы» и т. д.

Механизм становления личности в культуре рассмотрен рядом авторов: Г. С. Батищевым, Е. В. Бондаревской, А. В. Камкиным, И. К. Кучмаевой, О. В. Орловой и другими. Они отмечают, что осваивая культуру, человек не только развивается, совершенствуется, но и вносит в нее принципиально новое содержание, то есть становится соучастником культурного процесса, носителем, творцом новых элементов культуры, строит собственную жизнь в ориентации на абсолютные ценности. В связи с этим, освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, многогранное развитие самого человека, и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Самоопределение по Г. С. Батищеву - это свободное избрание человеком своей судьбы, где важная роль отводится внутреннему самоопределению в противовес подчинению внешним факторам. Г. С. Батищев не мыслил самоопределения личности без другодоминантности, которая заключается в созидательно-сотворческом призвании человека, раскрывается благодаря умению предпочитать себе жизни других; без тени своемерия и своецентризма, без всякого самоутвержденчества - то ли индивидуального, то ли группового. Согласно учению академика А. Ухтомского, это и есть доминантность на других, или, одним словом: другодоминантность. Именно в ней - наиболее последовательная альтернатива всем видам эгоизма, корысти, глухоты души.

Кроме «доминантности на других» как категории культуры глубинного общения Г. С. Батищев называет: мироутверждение, со-причастность, приоритет абсолютного над относительным, высшего над низшим, более совершенного над менее совершенным - и неукоснительное соблюдение этой смысловой иерархичности всею жизнью и каждым целостным ответственным поступком, творчество как свободный дар встречи, дар междусубъектности; со-творчество, предваряющее утверждение достоинства каждого другого (духовно-душевный мир больше любых результатов).

Философско-психологический подход к проблеме самоопределения личности представлен в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. Ф. Сафина и др.

Социологический подход к проблеме самоопределения представлен в работах К. А. Альбухановой-Славской, И. С. Кона, А. В. Петровского и др.

Таким образом, в литературе выявляются несколько научных подходов к проблеме личностного самоопределения, каждый их которых отражает различные аспекты, важные для понимания феномена самоопределения.

Культурологический подход к проблеме самоопределения личности не имеет достаточно широкого аспекта изучения. Проблема культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно- нравственной направленности недостаточно рассматривалась в литературе ранее. Это и определило направленность настоящего исследования.

Проблема самоопределения личности рассматривалась исследователями и с позиций формирования ценностных ориентаций в философско- социологических (работы С. Ф. Анисимова, М. И. Бобневой,

А. Г. Здравомыслова, О. И. Зотовой, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и др.) и в психолого-педагогических теориях (работы Б. Г. Ананьева, М. Р. Битяновой, Г. Е. Залесского, А. В. Камкина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценностных ориентаций: дается определение самого понятия «ценностные ориентации», анализируются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления и др. Обосновывается тезис о том, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом.

Проблема исследования

На основании вышеизложенного, нами сформулированы следующие проблемы - противоречия:

между представлением об образе современного национального воспитательного идеала, который регламентирован в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и новом Федеральном государственном образовательном стандарте, с одной стороны, и тем, с другой стороны, что в действительности ученики в большей степени выступают потребителями знаний, культуры; значительно меньше, чем раньше, участвуют в распространении и, тем более, воспроизводстве культурных ценностей;

между закрепленной в Федеральном государственном образовательном стандарте предметной областью «Духовно-нравственная культура» и непринятием частью населения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», так как это, по их мнению, нарушает принцип светскости образования;

постоянно выдвигаемыми задачами достижения высокого уровня сформированных ценностных ориентаций школьников и недооценкой образовательными учреждениями роли учебно-воспитательного процесса в этом аспекте;

необходимостью совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций школьников, и недопонимание педагогами значимости формирования культурных и духовно-нравственных ценностей у своих воспитанников;

осознанием родителями формирования духовно-нравственных ориентаций у детей как приоритетной задачи образования и отстраненности большинства родителей от учебно-воспитательного процесса школы.

В исследовании проверяется следующая гипотеза:

формирование ценностных ориентаций школьников станет достаточно эффективным, если будет разработана модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно - нравственной направленности как структуры, обеспечивающей взаимодействие внешних условий, зависящих от организации совместной жизнедеятельности (учитель-ученик-родитель), и внутренних, определяемых духовными запросами, знаниями, эмоциональной окрашенностью и поведением учащихся, что ведет к повышению уровня сформированности изучаемых ценностей.

Реализация гипотезы будет эффективной при следующих условиях:

глубокого изучения социальных особенностей и механизмов наследования культурных ценностей;

формулировки и детального, поэтапного раскрытия нового понятия «культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности»;

апробации в учебно-воспитательном процессе культурологической модели;

определения культуролого-педагогических путей по формированию у школьников духовно-нравственных ориентиров и способов преодоления просчетов и упущений, имевших и все еще имеющих место в духовно- нравственном развитии и воспитании личности.

Объектом исследования является образование как институт и механизм наследования культуры.

Предмет исследования - формирование ценностных ориентаций и самоопределение личности в процессе изучения предметов духовно- нравственной направленности.

Цель исследования - разработка модели культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно - нравственной направленности как структуры, расширяющей образовательное пространство школы, с точки зрения его культурной значимости.

Реализация цели исследования связана с решением следующих задач:

    1. Определить степень изученности культурологического подхода к проблеме механизмов наследования культуры и роли в их ряду института образования.

    2. Выявить взаимосвязь культурологической и психолого-педагогической литературы, раскрывающей проблемы формирования ценностных ориентаций как основы самоопределения личности.

    3. Изучить опыт общеобразовательных учреждений Костромской области по апробации культурологической модели духовно-нравственного образования.

    Теоретико-методологическую основу исследования составили:

    теория изучения проблем наследования культуры (С. Н. Артановский, Э. А. Баллер, М. Н. Громов, В. М. Каирян, С. М. Ковалев, И. К. Кучмаева, Э. С. Маркарян, А. С. Панарин, В. Н. Расторгуев, Е. Н. Селезнева, М. В. Силантьева и др.);

    психологическая теория личности (К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Дж. Брунер , Л. С. Выготский , В. В. Давыдов, Г. Е. Залесский, Э .В. Ильенков,

        1. Н. Леонтьев , А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.);

        теория ценностных ориентаций личности в процессе социализации (И. В. Адеева, В. Г. Алексеев, О. М. Бакурадзе , Г. С. Батищев, М. Р. Битянова,О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, А. В. Камкин,

            1. А. Караковский, Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик и др.);

            идеи гуманистической психологии (Н. А. Бердяев, А. Маслоу,

                  1. В. Мудрик, Р. Мэй, К. Р. Роджерс, С. Л . Рубинштейн, В. Франкл и др.) и педагогики (Ш. А. Амонашвили, Ю .П. Азаров, А. С. Макаренко,

                  2. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский , С. Т. Шацкий и др.);

                  проблемы духовно-нравственного формирования личности школьников (М. И. Бобнева, О. С. Богданова, Е. В. Бондаревская, И. В. Гончаров, А. В. Камкин, О. В. Лебедева, Ю. В. Лебедев, О. Н. Лушникова, Т. И. Петракова,Б. М. Шиянов, П. Д. Юркевич, М. С. Яницкий,

                  О. Л. Янушкявичене и др.)

                  В определении теоретико-методологической основы исследования особое место мы отводим проблеме культурологического подхода к вопросам наследования культуры (С. С. Аверинцев, С. А. Артановский, Э. А. Баллер, Г. С. Батищев, П. С. Гуревич, К. М. Долгов, И. К. Кучмаева, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, В. Н. Расторгуев и др.), а также значимости ценностной позиции учителя в педагогическом процессе (Ш. А. Амонашвили, Г. С. Батищев, Е. В. Бондаревская, А. В. Камкин, И. К. Кучмаева, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Л. Ф. Спирин, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).

                  Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

                  теоретические: сравнительно-культурный анализ, теоретическое обобщение и систематизация научного материала по проблеме исследования, представленного в культурологической, философской, психологической и педагогической литературе;

                  эмпирические: методы сбора и накопления данных (культурологическое и педагогическое включённое наблюдение, беседа, тестирование); методы измерения данных (ранжирование, экспертное оценивание, анализ успешной деятельности учащихся); методы обработки данных (количественный и качественный анализ);

                  метод моделирования позволил создать теоретические модели, в частности модель духовно-нравственного образования в условиях малого города (г. Галич) и культурологическую модель социально-гуманитарного образования лицея №17 города Костромы;

                  опытно-экспериментальная работа, в ходе которой изучалась эффективность предлагаемой культурологической модели духовно- нравственного образования.

                  Научная новизна и теоретическая значимость исследования

                  В процессе исследования был сформулирован и обоснован ряд выводов, а также внесены определенные коррективы и дополнения в имеющиеся в научной литературе результаты.

                  1. В данном исследовании институт образования представлен как один из механизмов наследования культуры, поэтому мы особое внимание уделили теории изучения проблем наследования культуры и вопросу культурологического подхода в образовании.

                  2. В работе сделана попытка формулировки нового понятия «культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности» с представлением одноименной модели и характеристики её структурно-содержательных единиц.

                  3. Практически построена и реализована культурологическая модель самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности.

                  4. Представлен опыт общеобразовательных учреждений Костромской области по духовно-нравственному образованию и выявлены условия, при которых практическая реализация модели даёт высокий результат.

                  5. В повседневную жизнь учебных заведений внедрена проблема, без осмысления которой невозможно понять историю России и заглянуть в ее будущее. Это представление о взаимосвязи духовной и политической власти, что специально рассматривалось на V Панаринских чтениях 26 декабря 2007 г. Здесь отмечалась особая миссия духовной власти, не обремененной никакими привычными «социальными заказами» и обязательствами. Такая власть, как отмечал А. С. Панарин в своей книге о Православной цивилизации, космоцентрична и обладает особыми источниками легитимности. От этой власти исходит энергетика, способная обновить ветшающий мир, наладить жизнь новым смыслом.

                  6. В учебных заведениях поставлен вопрос о месте агиологии в системе культурологической образовательной практики. Поскольку святые люди во все времена были хранителями идеалов народа и его культуры, педагоги и ученые ставят своей целью поиск механизмов приобщения юных к агиологическому наследию России.

                  Положения, выносимые на защиту

                    1. Разработана модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности, обозначены и охарактеризованы её структурно- содержательные единицы в организации совместной (учитель - ученик - родитель) жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде. Ядро модели составляют духовно-нравственные максимы (абсолютные ценности). К структурно-содержательным элементам модели мы относим:

                    личность учителя как носителя культурных и духовно-нравственных ценностей;

                    предметы духовно-нравственного цикла: «Основы религиозных культур и светской этики», «Истоки», «Основы культурологии», «Мировая художественная культура», образцы русской и мировой литературы;

                    спецкурсы, кружки, факультативы, элективные курсы, конкурсы культурного и духовно-нравственного содержания (по краеведению, проблемам семьи), олимпиады по предметам: «Основы православной культуры», «Мировая художественная культура», «Истоки»;

                    паломническая, волонтерская, экскурсионная деятельность культурного и духовно-нравственного направления;

                    исследования учащихся по культурной и духовно-нравственной тематике (рефераты, научные статьи, культурологический анализ экспедиционной работы и др.);

                    взаимодействие семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (лектории, семейные гостиные, паломнические поездки и др.).

                    Впервые в значительной полноте изучен и представлен опыт школ по духовно-нравственному воспитанию и формированию ценностей личности. Структурно-содержательные единицы моделей духовно-нравственного образования, представленные в общеобразовательных учреждениях Костромской области, как показал опыт лицея №17 г. Костромы и школы №4 г. Галича всецело зависят от взаимодействия внешних условий, зависящих от организации совместной (учитель-ученик-родитель) жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде, и внутренних, определяемых духовными запросами, знаниями, эмоциональной окрашенностью и поведением учащихся, что гарантированно ведет к достижению высокого уровня сформированности изучаемых ценностей.

                    Определены культуролого-педагогические пути по формированию у школьников духовно-нравственных ориентиров и способов преодоления просчетов и упущений, имевших и все еще имеющих место в духовно- нравственном развитии и воспитании личности:

                    необходимость использования культурологического подхода, где значительное место отводится развитию культурного, аналитического уровня учащихся, позволяющего воспринимать и осмысливать факты и явления культуры, формировать целостный взгляд на мир;

                    необходимость формирования в личности культурных и духовно- нравственных ценностей как главного ориентира современного образования, являющегося важнейшим результатом наследования культуры. Овладение и применение педагогами на практике культурологической и психолого- педагогической технологий развития ценностных ориентаций, организацией совместной жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде;

                    - глубокое осознание педагогом понятия «образование» как обретение человеком своего образа, неповторимой индивидуальности, образование души. Под образованием души мы понимаем путь приобщения к святыням, создающий ощущение иного духовного строя человека, отличного от материалистической окраски бытия.

                    4. Личность учителя, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в самоопределении личности школьника, особенно при изучении предметов духовно-нравственной направленности. Согласно Г. С. Батищеву, педагог воспитывает по принципу: подобное вызывает подобное, всеми измерениями и ярусами своего личностного мира как целым, через полноту своей открытости и готовности войти в со-причастность с воспитуемыми со всей возможной полнотой.

                    Практическая значимость исследования

                    Представленная в диссертационной работе модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно - нравственной направленности может быть использована в практике организации образовательного процесса в любом учебном учреждении. Входящие в модель структурно-содержательные элементы в организации совместной (учитель-ученик-родитель) жизнедеятельности в ценностно- насыщенной среде (с их характеристикой) дают представление о модели в целом, ее ядре и периферийных компонентах, могут использоваться педагогами образовательного учреждения в комплексе.

                    Практика показала, что процесс формирования духовно-нравственных ориентаций давал положительные результаты и от поэтапного введения структурно-содержательных элементов в модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно- нравственной направленности. Таким образом, результативность можно получить и от частичного использования структурно-содержательных элементов данной модели.

                    Базой исследования явились муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №17 города Костромы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф. Н. Красовского города Галича Костромской области.

                    Апробация и внедрение результатов диссертационной работы. Основные результаты и некоторые частные вопросы диссертационного исследования были представлены: на II Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы» (КГУ им. Н. А. Некрасова, г. Кострома 27-28 февраля 2009 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания. Опыт регионов» (г. Кострома, 7 октября 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность» (г. Иваново, 16-17 сентября 2010 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Учитель нашей новой школы» (г. Ярославль, 24-25 августа 2010 г.); Симпозиуме при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации «Итоги социологического исследования хода апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (г. Москва, 24 сентября 2010 г.); региональном форуме «Учитель - носитель духовно-нравственных ценностей» (г. Кострома, 11 декабря 2010 г.); региональных образовательных чтениях, посвященных Равноапостольным Кириллу и Мефодию (г. Кострома, май 2008, 2009, 2010, 2011 гг.); муниципальных духовно-просветительских чтениях «Традиционные ценности в современном обществе» (г. Кострома, г. Солигалич, г. Нерехта, г. Галич, г. Шарья 2009, 2010 гг.); региональных семинарах-совещаниях «Промежуточные результаты апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в Костромской области: первые итоги и перспективы» (г. Кострома, 29 июня

                    1. г.);У1 Образовательных чтениях «Нравственные ценности - основа образования и воспитания» в ЦФО РФ (г. Кострома, 27-29 сентября 2011 г.); региональной конференции «Итоги апробации курса ОРКСЭ в Костромской области» (г. Кострома, 15 декабря 2011 г.); III Международной научно- практической конференции «Художественная культура и образование в XXI веке: исторический аспект изучения отечественного музыкального и изобразительного искусства», проводимая в рамках XI Открытого фестиваля преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов России, посвященного 200-летию героических событий Отечественной войны 1812 года и празднованию 440-летия возрождения российской государственности (г. Кострома, 20-21 марта 2012 г.); Всероссийском семинаре-совещании по обсуждению готовности субъектов к внедрению курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях РФ (г. Москва, АПК и ППРО, 29 июня 2012 г.); через лекции и семинары в ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» (2008-2012 гг.); через курсы повышения квалификации в Ярославской институте развития образования (июнь 2010 г.), ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (г. Москва, 11-16 ноября

                    2. г.), Педагогической академии последипломного образования (г. Москва, 19-20 декабря 2011 г. и 3-4 февраля 2012 г.); «Центр дистанционного обучения работников образования» Кабардино-Балкарской республики (г. Нальчик КБР 16-21 февраля 2012 г.); Краснодарском краевом институте повышения квалификации (г. Краснодар, 8-15 августа 2012 г.); через научное руководство федеральной и региональными площадками на базе образовательных учреждений Костромской области по темам: «Духовно-нравственная культура» в условиях реализации ФГОС общего образования», «Разработка и апробация регионального компонента программы духовно-нравственного воспитания», «Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», «Апробация программы учебного курса «Нравственные основы семейной жизни», через публикации материалов исследования.

                    По проблеме исследования опубликовано 25 работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

                    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, трех приложений и списка использованной литературы, насчитывающего 258 наименований.

                    Похожие диссертации на Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности