Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Софронова Елена Степановна

Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы
<
Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Софронова Елена Степановна. Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Санкт-Петербург, 2004 248 c. РГБ ОД, 61:05-13/229

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психолого - педагогические и методические проблемы проведения творческих работ на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы 11

1.1. Психолого- педагогические концепции творчества и их роль в современном образовании

1.2. Актуальные проблемы проведения творческих работ в методике преподавания русской литературы 41

1.3. Методические особенности проведения творческих работ на уроках русской литературы в национальной якутской школе 59

ГЛАВА 2. Этнопсихологические особенности творческой активности и восприятия инонациональной литературы учащихся якутской школы 87

2.1. Национальные традиции как источник творческих особенностей якутов 87

2.2. Творческая активность и качество творческих работ учащихся 5-6 классов якутской школы 95

2.3. Уровень восприятия произведений русской литературы 123

якутскими учащимися 5-6 классов 123

ГЛАВА 3. Система творческих работ по русской литературе в 5-6 классах якутской школы 139

3.1. Творческие работы на материале визуальных представлений как средство приобщения учащихся 5 классов якутской школы к русской литературе 139

3.2.Словесные формы творческих работ на уроках русской литературы в 6 классе якутской школы как путь к восприятию инонациональной литературы 190

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 234

БИБЛИОГРАФИЯ 237

ПРИЛОЖЕНИЯ 247

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема творческих работ на уроках русской литературы занимает важное место в методике преподавания литературы. Это определяется ориентацией образования на развитие творческой личности, особенностями предмета «литература». Читательское восприятие по механизму протекания во многом повторяет процесс авторского творчества (В.Ф. Асмус, Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман). Эти подходы предполагают осмысление понятия «творческие работы» в широком - педагогическом - и узком - предметном контекстах. Творчество, что особенно важно в педагогическом процессе, предполагает наличие цели и предмета деятельности, но неизвестны способы, законы, которые приведут к решению творческой задачи (Пономарев Я.А., Леонтьев А.Н.). С этих позиций творческие работы педагоги представляют как «механизм» осуществления потребности личности в самореализации и развитии (Тряпицына А.П.), требующий от выполняющего интенсивной самостоятельной работы, в результате которой ученик находит оригинальное решение поставленной задачи (Жарова Л.В., Разумовский В.Г., Вересов Н.Н.). Такое широкое понимание детского творчества и творческих работ не учитывает специфики формирования читательских умений на уроках литературы, так как на первый план выступает тренировка операций процесса творческой деятельности.

На уроках литературы творческие работы должны содействовать развитию литературных способностей, так как предполагают «суммирующее воздействие всех сторон читательской деятельности» (Маранцман В.Г.), побуждающей детей к изображению своего видения художественного произведения и к выражению себя через отношение к литературе (Брандесов Р.Ф.). Творческие работы - это «мощное средство развития читательского восприятия, воспитания художественного вкуса» (Никифорова С.А.). В современной методике изучения литературы накоплен и теоретически осмысливается опыт проведения творческих работ, однако в национальной

4 школе, где существует проблема восприятия инонациональной литературы, связанная с недостаточным владением русским языком, с ограниченностью читательского опыта, с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями учащихся, недостаточное внимание уделяется включению творческих работ в уроки русской литературы. В якутской школе до сих пор творческая работа понимается как эффективное средство развития речи учащихся при изучении русского языка, а на уроках литературы ученическое творчество сводится к написанию сочинений на свободную тему. При этом можно констатировать эпизодический и, главное, бессистемный подход к творческим работам учащихся на уроках русской литературы в национальной школе и, в частности, в якутской. С нашей точки зрения, педагогическое и методическое поле использования данной формы гораздо шире. Для якутских учащихся, начинающих знакомство с русской литературой в 5-6 классах, системное и целенаправленное включение творческих работ в уроки русской литературы станет тем средством, которое обеспечит постепенное вхождение в мир инонациональной литературы. Это обстоятельство предполагает введение новых аспектов в содержание понятия «творческая работа», обусловленных особенностями изучения русской литературы в национальной школе. Систематическое проведение творческих работ необходимо для развития речи, литературных способностей и для развития читательских умений якутских школьников. Но и в теории изучения и в практике преподавания русской литературы в якутской школе этот вопрос представлен недостаточно, что и определяет актуальность нашего исследования.

Актуальность проблемы и неразработанность ее в методике национальных школ определяют в качестве объекта исследования литературное развитие учащихся 5-6 классов якутской школы на уроках русской литературы. Предметом исследования является система творческих работ на уроках русской литературы в их динамике в 5-6 классах якутской школы, способствующая литературному развитию.

5 Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической разработке системы творческих работ на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы с учетом возрастных, этнопсихологических, этнокультурных особенностей младших подростков — якутов, направленной на развитие читателя.

Гипотеза: в соответствии с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями якутских школьников творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах способствуют литературному развитию и росту читательского уровня учащихся при следующих условиях:

если преодолевается языковой барьер при восприятии произведений русской литературы с помощью проведения словарной работы в разных творческих формах,

если давать время на выполнение письменной работы и вести к увеличению количества устных видов деятельности;

если творческие работы выполняются в группах с близкими людьми: с родителями, с друзьями, увеличивая процент самостоятельности при приобретении опыта в одном жанре;

-если направить творческие работы на создание установки, как средства, мотивирующего и активизирующего восприятие произведения с учетом особенностей образной конкретизации и образного обобщения при восприятии инонациональной литературы якутскими школьниками;

если в 5 классе в зависимости от возрастных предпочтений преобладают работы визуального ряда: творческие работы подбираются по степени усложнения образной конкретизации — от иллюстрирования личных впечатлений к выражению восприятия прочитанного произведения в рисунке, сравнению и выражению оценки при анализе иллюстраций к прочитанному произведению инонациональной литературы;

если к 6 классу происходит постепенный переход к словесному творчеству в различных жанрах в зависимости от изучаемого произведения;

Цель и гипотеза работы предполагают следующие задачи:

  1. Теоретическое изучение проблемы творческого и литературного развития школьников 5-6классов в психологии и педагогике;

  2. Освещение и анализ разработанности вопроса о творческих работах в методической науке;

  3. Определение этнопсихологических, этнопедагогических и социокультурных характеристик якутских школьников, влияющих на качество и характер читательского восприятия иноязычной литературы и предопределяющих специфику творческой деятельности;

  4. Выявление экспериментальным путем творческих возможностей и особенностей читательского восприятия якутских школьников 5-6 классов;

  5. Определение функций творческих работ на уроках родной и русской литературы в 5-6 классах якутской школы на разных этапах изучения литературного произведения;

  6. Обоснование и апробация системы творческих работ на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы.

При выполнении работы применялись следующие методы исследования: - теоретический (изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ программ и учебников);

экспериментальный (констатирующий и обучающий эксперименты);

социолого-педагогический (анкетирование, наблюдение за творческой активностью учащихся во внеучебной деятельности, беседы с учащимися и учителями, наблюдение);

статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).

Положения, выносимые на защиту:

- Для якутских учащихся постижение отдельных произведений инонациональной литературы особенно эффективно при активном включении творческих работ как средства создания установки на восприятие художественного произведения инонациональной литературы на начальном

7 этапе изучения и как средство мотивации на восприятие и целостную интерпретацию произведения, закрепления понимания литературоведческого понятия на завершающем этапе образного обобщения в художественном, литературоведческом и крити ко-публицистическом жанрах творческих работ;

Для якутских школьников 5-6 классов наиболее предпочтительно выполнение творческих работ в письменной форме, что предполагает движение от письменных творческих заданий к устным формам творческих работ на русском языке. В отличие от русских школ, где идет увеличение количества письменных заданий на основе устных, в якутской школе в начале проведения творческих заданий преобладают письменные формы, так как якутским школьникам, чтобы сформулировать русскую речь, необходимо погрузиться в себя, найти слова для выражения, перевести языковое оформление тех образов, которые рисует воображение, на русский язык;

На начальном этапе проведения творческих работ якутским младшим подросткам важно выполнять задание в паре с другом или родителями, чтобы снять барьер при творческой деятельности на неродном языке, вызванный как недостаточным знанием русского языка, так и природной сдержанностью, внешней медлительностью реакций на восприятие и создание нового;

Создание системы уроков учитывает психологию восприятия инонациональной литературы якутскими школьниками, их возрастные качества и должно быть основано в 5 классе при первом обращении к произведениям русской литературы на включении творческих работ визуального ряда, как наиболее актуальных, доступных для данного возраста, что обосновано результатами констатирующего эксперимента; в 6 классе якутской школы целесообразно выполнение работ словесного творчества от известных жанров переходя к новым формам.

- Обязательный элемент урока русской литературы в национальной школе - словарная работа - может быть представлен в форме творческой

8 работы на активизацию ассоциаций, тем самым знакомство с незнакомым словом не ограничивается механическим запоминанием, а происходит процесс актуализации ассоциативного образа, который наиболее запоминается учащимся;

- В 5 классе учащимися целесообразно выполнение свободных
творческих работ, актуализирующих личные впечатления учащихся, что
способствует установлению диалогических отношения между читателем и
литературным текстом при постепенном введении теорети ко-литературных
понятий, которые уже известны из курса родной литературы;

-Сравнительно-сопоставительное изучение родной и русской литературы способствует переходу в 6 классе к словесным жанрам творческих работ аналитического содержания.

- Данные экспериментов показывают пропорциональность повышения
уровня развития творческих способностей и качества чтения по основным
сферам читательского восприятия, при этом творческие качества школьника
как автора не могут быть выше читательских.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Определены и обобщены этнопсихологические, этнопедагогические традиции якутского народа в творческом воспитании детей;

  2. Определены методические функции проведения творческих работ в системе уроков на всех этапах изучения произведения русской литературы в 5-6 классах якутской школы.

  3. Разработана и апробирована система творческих работ учащихся 5-6 классов якутских школ на уроках русской литературы, основанная на учете этнопсихологических, возрастных и предметно-содержательных аспектов преподавания русской литературы в национальной школе.

  4. Экспериментально доказано, что в отличие от русской школы, в' якутской - письменные формы творческих работ на русском языке должны предшествовать устным творческим работам, пери этом целесообразно переходить от групповых форм к индивидуальным.

  1. Определены и применены на практике виды творческих работ, развивающие сферы читательского восприятия якутских школьников: в 5 классе якутской школы эффективны творческие работы визуального ряда, в 6 классе творческие работы предполагают доминирование словесного творчества в разных жанрах;

  2. Понятие «творческая работа» приобретает новое содержание в аспекте уроков русской литературы в национальной школе - творческая работа - средство для создания мотивации, установки на восприятие произведения русской литературы;

  3. Экспериментальным путем доказано, что рост творческих и читательских качеств якутских школьников можно оценивать по сферам восприятия литературы.

Теоретическая значимость определяется тем, что в исследовании: изучен и представлен материал о психологических основах творчества детей-якутов, обеспечивающих их вхождение в мир русской литературы; разработана система уроков русской литературы, учитывающих этнопсихологические особенности читательского восприятия якутских школьников 5-6 классов в процессе постижения ими инонациональной литературы;

определены критерии отбора творческих работ в зависимости от этапа изучения произведения русской литературы в якутской школе;

Методологической основой нашего исследования в области психологии и педагогики творчества являются труды Л.С.Выготского, Д.Б.Богоявленской, Е.Л.Яковлевой, В.В.Давыдова, в области методики преподавания литературы это концепция читательского развития В.Г.Маранцмана, труды М.А.Рыбниковой, в области методики преподавания русской литературы в национальной школе положения М.В.Черкезовой, Л.А.Шеймана, в области выявления национальных особенностей якутов работы И.С.Портнягина, Д.С.Макарова, А.П.Оконешниковой, С.М.Петровой, К.Д.Уткина и др.

10 Экспериментальная база исследования. Констатирующий и обучающий эксперимент проводился на базе 5-6 классов Намской средней школы №1, Намской улусной гимназии, Хамагаттинекой средней школы, Хамагаттинской саха-французской ассоциированной школы, Амгинской средней школы №1, Среднеколымской средней школы, Таттинской улусной гимназии, школ №10, 31 г. Якутска. Всего было опрошено 375 учащихся и проанализированы их творческие работы.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1999-2000) - изучение литературы по проблеме
диссертации, определение целей, задач, гипотезы исследования, проведение
констатирующего эксперимента с целью выявления уровня творческой
активности учащихся, восприятия произведений неродной литературы;

2 этап (2001-2002)-теоретико-экспериментальный, в ходе которого
были уточнены теоретические положения, обобщены результаты
констатирующего эксперимента, разработан обучающий эксперимент;

3 этап (2002-2003) - апробация обучающего эксперимента,
систематизация результатов.

Психолого- педагогические концепции творчества и их роль в современном образовании

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющее большинство учителей сомневается в возможности развития творческого мышления.

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Несмотря на то, что в психологической науке выделяется самостоятельное направление «Психология творчества», среди исследователей сегодня нет единых определений самого понятия «творчество», единства подходов к изучению.

В советской психологии сложился ряд подходов, где выделяются определения «творчества» как: а) поиск неизвестного с помощью механизма анализа через синтез (Абдульханова К.Л. Деятельность и психология личности, М.,1980, Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование М., 1979), б) поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия логического и интуитивного начал (Пономарев Я.А. Психология творчества, М.,1976); в) поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма. Поиск неизвестного с помощью эвристических приемов и методов (Тихомиров O.K. Психологические механизмы исследования творческой деятельности, М, 1975, Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, М., 1972).

Одна из психологов, изучающих сегодня тайны творчества, Д.Б. Богоявленская [10;35] видит причины такой ситуации в следующем: «основная трудность в определении понятия «творчество» связана в первую очередь с отсутствием его непосредственно психологического наполнения, этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества только лишь по его продукту - созданию нового».

С ней в какой-то степени согласна Юркевич B.C.: «Практически у подавляющего большинства авторов понятие «творчество» включает, прежде всего, представление о преобразующей деятельности, создании нового»[182;128]. Ключевым в любом определении является слово «новизна». Представление о новизне, конечно, может сильно различаться. Новизна имеет две стороны. Эта новизна может носить только субъективный характер, не всегда отражая социальную, общественную новизну. Иначе говоря, это новое для данного конкретного индивида или также для всего человечества. Здесь проявляется отличие детского творчества и творчества зрелого мастера, которое В.Левин различает с помощью вопросов, которые задаем себе, решая, создается ли в процессе деятельности что-либо ценное: "Новое и ценное -для кого, с чьей точки зрения?

Национальные традиции как источник творческих особенностей якутов

У якутов из поколения в поколение передаются национальные черты характера, отношение к жизни, к природе, к родной земле, к традициям предков. Во многом это достигается благодаря правильной политике правительства Республики Саха (Якутия) в отношении образования. Именно «преемственность в развитии республиканского образования тесно связана с осуществлением его этнокультурной направленности, сохранением национальных традиций, развитием образовании и воспитания национальностей и этносов, населяющих республику. Это предполагает особые способы конструирования содержания - по принципу «знание, вплетенное в культуру», особые формы и методы, обеспечивающие подготовку граждан к жизни в многонациональном, терпимом обществе» [1;24].

Доказательством данных выводов является принятие в 1991 году «Концепции национальных школ PC (Я)». В рамках Концепции в учебные планы были включены предметы «Ураанхай Саха о5ото», «Кыыс Куо», «Урун уолан», предполагавшие привитие современным девочкам и мальчикам традиций народа. Наряду с предметом «Якутская национальная культура» изучаются «Русская национальная культура» и «Мировая художественная культура». Проводится экспериментальная работа по обучению предметов химия и физика на якутском языке. На факультативах, кружках изучаются секреты народного прикладного искусства, жанры фольклора, обряды. В русских школах по отдельным предметам вводится национально-региональный компонент в содержание курсов, факультативно ведется изучение якутского языка. Как отмечает С.Н. Додока, «именно культурно-историческая сущность выступает ядром регионального образования и, меняясь, изменяет показатели качества образования» [1; 24].

Основываясь на этом положении, при изучении инонациональной литературы мы должны учитывать влияние этнопсихологии на восприятие произведений русских авторов, на особенности мышления якутов при организации творческих работ.

Воспитанные на эстетической традиции родной культуры (в том числе и литературы), якутские школьники трудно воспринимают художественную систему русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися. Поэтому в процессе преподавания русской литературы в национальной школе необходимо учитывать национальные особенности, эстетическое различие людей разных национальностей.

Национальная специфика обусловлена теми объективными причинами, в которых исторически складывалась судьба народа: определенные географические, природно-климатические, социально-экономические условия порождают специфические быт, миропонимание, мышление.

На самобытный облик якутского народа повлияло то, что в формировании якутов, как народности, участвовали разноэтнические компоненты на протяжении длительного времени. Именно необычайно суровые условия Севера предопределили такие качества якутских детей, как упорство, целеустремленность. Некоторая медлительность мышления объясняется неторопливым, обстоятельным созерцательным мировосприятием, помогающим составить четкие, ясные представления об окружающем мире. Народ тысячелетиями бережно создавал и хранил свои традиции, опыт воспитания молодого поколения и ставил задачу подготовить свою смену умной, сильной, доброй и трудолюбивой. Народная педагогика сформировала идеи о воспитании идеального человека, основанные на устанавливавшихся в течение многих веков важнейших законах и правилах жизни, морали, общения, этики, быта, мировоззрения.

В.Шапошников [177] пишет, что средствами воздействия на сознание и поведение детей служили загадки, пословицы и поговорки, сказки. Легенды, тойук, олонхо прославляли и воспевали доброту, трудолюбие, честность, стойкость; уничтожающему осмеянию подвергались лень, хитрость, себялюбие, зло, жадность и другие пороки. Сильнейшее влияние на умы и сердца детей оказывало олонхо. Богатейший язык, буйство фантазии, динамичность действий, резкое разграничение противоборствующих сторон, явное предпочтение силам добра оказывали сильнейшее воздействие на нравственность и эстетическое видение детей и молодежи. Понимание прекрасного и тяга к красивому возникали на якутских национальных праздниках, танцевальном хороводе -осуохай.

Таким образом, народные традиции, обычаи, обряды, являясь историческим результатом познавательной деятельности людей, выступают как средство связи личности и общения. Они оказывают влияние на мышление, нравственность человека, повышают его ответственность перед обществом.

Творческие работы на материале визуальных представлений как средство приобщения учащихся 5 классов якутской школы к русской литературе

Для вовлечения якутских школьников 5-6 классов в постижение русской литературы нам необходимы разные формы творческих работ, охватывающие широкую область интересов, потому мы исходим из целостного подхода к урокам русской литературы, где в основе самого подхода положен творческий импульс, или стартовая творческая ситуация, активизирующая эмоциональную сферу восприятия, заостряющая внимание на задании, побуждающая детей на интересную созидательную работу. Ядром этой системы является поисковый творческий подход к урокам, внутри которых постоянно разнообразными приемами активизируются сферы читательского восприятия. В 5 классе через анализ собственного визуального впечатления и нахождение доминирующего визуального образа литературного произведения, являющегося опорной точкой для анализа этого произведения, идем к анализу литературного произведения и созданию творческой работы в этом жанре. Это исходит из возрастных особенностей младших подростков, живо, эмоционально реагирующих на творческие виды деятельности визуального характера: иллюстрации, кинофильмы, репродукции. Работа над творческим заданием организуется в группе или в паре. Для пятиклассника самостоятельная творческая работа на неродном языке представляется недоступным, сложным заданием, в паре или группе дети раскрываются, из множества идей рождается новое, что является результатом творчества. Нами при построении системы уроков по изучению произведения русской литературы проведено движение от групповой и парной работы к самостоятельной индивидуальной работе.

В 6 классе данная работа углубляется, от создания и оценки детского визуального образа обращаем внимание шестиклассников на самоценность и многозначность слова, на наблюдения над образами, как возможности раскрыть, понять тайны художественного произведения. Этому способствуют такие приемы работы как устные и письменные словесные зарисовки, речь от лица персонажа, восполнение авторской речи, мини-сочинения, создание переводов с русского на якутский язык. На этом этапе совершенствуются и углубляются те умения и знания, которые получены в 5 классе. Для якутских шестиклассников постижение художественного своеобразия русскоязычного произведения невозможно без предварительной и постоянной мотивации к этой деятельности интересными для подростков приемами, какими являются творческие задания.

Данные подходы воплощены в экспериментальной системе уроков с творческими заданиями в 5 классе по следующим темам:

1. Стихотворение. В.В.Набоков, А.А.Фет «Бабочка», Ф.И.Тютчев, А.А.Фет «Ива». Общее понятие о литературе, о стихотворении как произведении искусства, содержание и форма стихотворения. 6 уроков.

2. Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева». Понятие о литературной сказке, раскрытие идеи сказки, художественные средства автора. 5 уроков.

Для якутских пятиклассников урок литературы, предмет «литература» является новым, неизученным. Есть опасность сведения литературы к урокам чтения, на которых в начальной школе отрабатывалась техника чтения, развивалась устная русская речь. Тексты, на которых эта работа проводилась, были познавательного, информативного характера. В этих условиях первое знакомство с литературой в 5 классе должно быть ярким, запоминающимся и показывающим отличие литературно -художественных произведений от текстов другого стиля (научного, публицистического). В этом помогут разные виды творческих работ.

Как показал констатирующий эксперимент, в возрасте 11-12 лет («наивный реализм») дети активнее и четче выражают свои эмоции при воздействии зрительных впечатлений. Они еще не утратили интереса к рисованию, с желанием берутся за эту деятельность, не боятся отрицательной оценки своего творения.

Интерес к рисованию у якутских детей сохраняется и в 5 классе, хотя, по Л.С.Выготскому, оно должно было смениться словесным творчеством. Но мы наблюдаем у 74,7%; пятиклассников тягу к рисованию, и только 25,3% детей перешли к новому виду творческой деятельности -созданию сказок и стихотворения. Такое положение можно объяснить, во-первых, национальными особенностями якутского народа, связанными с климатическими условиями созревания, во-вторых, недостаточным вниманием родителей и учителей в младшем возрасте к творческой деятельности ребенка, в-третьих, отсутствием опыта и наличием языкового и коммуникативного барьера выражения своих мыслей на русском языке.

Исходя из этого, в начале второго этапа литературного образования для пробуждения воображения, создания эмоционального настроя, понимания содержания, раскрытия идеи, осмысления формы произведения, привлечения интереса к урокам литературы считаем важным проводить творческие работы на зрительное впечатление как самое действенное воздействие на восприятие инонациональной литературы.

Творческие работы в нашей системе включаются на каждом этапе изучения произведения по принципу: последовательное постепенное включение творческих заданий разного характера, мобилизующие все сферы восприятия, в уроки русской литературы в якутской школе. Таким образом, главная цель проведения системы творческих работ — повышение уровня читательской деятельности. Этого добиваемся включением творческих работ в таком порядке (покажем это на примере включения в первую систему уроков по теме «Стихотворение»):

Похожие диссертации на Творческие работы на уроках русской литературы в 5-6 классах якутской школы