Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Теоретическое обоснование сущности понятия «творческое отношение» 22
1.2 Влияние тенденций развития образования на творческое отношение студентов к графической деятельности 36
1.3 Самостоятельная работа студентов в процессе обучения как предпосылка их творческого отношения к графической деятельности 51
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 74
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 77
2.1 Теоретическое знания студентов как средство формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности 77
2.2 Практические графические умения способствующие формированию творческого отношения студентов к изучению черчения. (Поисковый эксперимент) 103
2.3 Критерии оценки творческого отношения студентов к овладению графической деятельностью 167
2.4 Системность процесса использования методов обучения, способствующего творческому отношению будущих учителей к графической деятельности 187
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 243
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 248
3.1 Особенности организации экспериментального исследования 248
3.2 Описание хода экспериментальной работы по формированию творческого отношения будущих учителей к графической деятельности 258
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию творческого отношения будущих учителей к графической деятельности 313
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Теоретическое обоснование сущности понятия «творческое отношение»
- Теоретическое знания студентов как средство формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности
- Особенности организации экспериментального исследования
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Творческое отношение к деятельности - одна из важнейших характеристик профессионального педагогического мастерства, формируемого у будущих учителей в процессе обучения в вузе. Являясь особым способом реагирования на учебную задачу, на партнеров по учебно-познавательной деятельности оно проходит длительный период становления в специально организованных условиях и оказывает существенное влияние на результат деятельности человека.
«Творческое отношение» - понятие комплексное. Оно формируется в процессе всей учебной деятельности студента и является самостоятельной педагогической проблемой, которую, по нашему мнению, должны решать все преподаватели факультета. Для решения этой проблемы необходимы специфические методы и подходы к обучающей деятельности, активизирующие их познавательные способности и творческий потенциал.
Естественно, уровень и объем творческих элементов в учебной деятельности студентов может повыситься по мере накопления их теоретических знаний, практического опыта их использования при максимальной самостоятельности или под руководством преподавателя в зависимости от сложности выполняемого задания. В полной мере это относится и к графической деятельности, под которой мы понимаем учебную деятельность студентов по освоению курса начертательной геометрии и черчения, в процессе которой осуществляется создание образов, реально существующего или задуманного объекта или явления с последующим отображением их в виде чертежа, рисунка, схемы, графика и других графических средств информации.
Теоретическое обоснование сущности понятия «творческое отношение»
Использование данного понятия в разных сферах человеческой деятельности привело к тому, что его характеристики, с позиций различных ученых и специалистов, не всегда совпадают, что, в свою очередь, затрудняет его научное применение.
Словарь русского языка СИ. Ожегова приводит несколько вариантов значения понятия «отношение», например:
взаимная связь предметов или действий;
взаимное общение на какой - либо почве;
дипломатические отношения;
стиль обращения с кем-либо;
доброе отношение к другим и др. [245, с.419].
Философская категория отношения характеризует взаимосвязи элементов определённой системы. В философии «отношение» рассматривается как феномен, носящий объективный и универсальный характер. Причем, особый тип отношений составляют общественные отношения. Философия рассматривает общественные отношения как связь между людьми, устанавливающуюся в процессе их совместной деятельности.
Этика, как философская дисциплина, анализирует моральные и нравственные отношения как особый вид общественных отношений, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности. Моральные отношения находят отражение в формах морального сознания, которые представляют собой субъективную сторону нравственности.
В математике понятие «отношение» применяется как «... частное от деления одной величин на другую» [305, с.48].
В логике «отношение» отождествляется с языковым выражением, обозначающим какое-то свойство, находящееся в функциональной зависимости от свойств других объектов.
В социологии рассматриваются «социальные отношения» - «...одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся его длительностью, устойчивостью, системностью и широтой социальных связей» [329, с. 100].
В психологии это «... фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон, трактуется как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам...» [180, с.242].
Однако в различных характеристиках понятия «отношение» имеется много общего - это понимание отношения как определенной связи, зависимости или системы взаимодействия явлений.
В плане данного исследования нас интересует в большей мере понятие «отношение человека». Оно было предложено русским психологом А.Ф. Лазурским в учении «Об экзопсихике» [18]. Использовал это понятие и В.М. Бехтерев, сотрудником которого был А.Ф. Лазурский. В учении «О соотносительности деятельности» В.М. Бехтерев рассматривал отношение человека как характеристику высшего уровня развития личности [40]. Как А.Ф. Лазурский, так и В.М. Бехтерев считали, что отношения человека выражают его творческие возможности При этом отношения человека обнаруживаются в его идеалах, притязаниях, отличаются волевой сознательностью, являются основой выбора им взгляда на окружающий мир и поведения в нем.
Принципиально важно в разработке педагогических технологий обучения и воспитания будущего учителя учитывать трактовку понятия «отношение», данную И.П. Павловым в работе «О высшей нервной деятельности». Ее хорошо поясняет В.Н. Мясищев, разработавший в психологии концепцию отношений личности, восходящую своими корнями к теории А.Ф. Лазурского. Так, В.Н. Мясищев считает, что И.П. Павлов использует понятие «отношение человека» в таких значениях, как синоним связи, зависимости, смысла, а также взаимодействия и соотношения элементов и процессов нервной деятельности [232, с 107-1 1 8].
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам отношений человека к кому-либо или чему-либо, показал, что они изучались исследователями со всех сторон. Гак, С.Л. Рубинштейн [289] и Н.Д. Левитов [190, с.151-216] рассматривали отношение как выражение направленности личности. А.Г. Ковалев «отношение» определял как свойство активности личности [164]. В отличии от них, Д.Н. Узнадзе считал, что отношение личности проявляется в ее установке, т.е. готовности к определенному отношению к объекту [326].
Нельзя не сказать и о том, что в литературе отражена попытка определить структуру феномена «отношение». Отмечая взаимосвязь эмоций, интеллекта, воли в структуре отношений, Э.А. Голубева, подчеркивала, что это нравственные «векторы», регуляторы учебной деятельности при реализации способностей и призвания обучающихся [91].
Теоретическое знания студентов как средство формирования творческого отношения будущих учителей к графической деятельности
Для построения теории обучения графических дисциплин, основанной на деятельностном подходе, необходимо принять определенную модель деятельности, которую мы назвали графической, с одной стороны, отражающую основные стороны реальной графической деятельности, с другой - представляющую хорошие возможности для приспособления к школьному обучению черчения.
Графические дисциплины относят к дедуктивным наукам, поскольку ее теоретические основы - начертательная геометрия является частью математической науки. Следовательно, в процессе обучения начертательной геометрии мы развиваем еще и математическое мышление, которое отождествляют с дедуктивным (доказательным) мышлением. Однако, это лишь один из аспектов графической деятельности и логического мышления.
Теоретический материал по начертательной геометрии в процессе своего формирования, напоминает другие области человеческих знаний: мы должны открывать методы графического отображения объектов на плоскости прежде, чем их доказывать, догадываться об идее доказательства прежде, чем строить это доказательство. Поэтому, если обучать не только готовому теоретическому материалу по начертательной геометрии, должны учить не только доказывать, но и догадываться. В свою очередь процесс обучения начертательной геометрии должен в какой-то мере имитировать процесс исследования в графической деятельности В научно педагогических исследованиях существует разные модели построения деятельности обучения. В качестве одной из совершенных систем модели обучения можно рассматривать систему построенную М. Нугмановым [240,с.133].
Согласно этой модели, система обучения состоит из следующих структурных и функциональных компонентов.
Структурными компонентами обучения как системы являются: цель, учебная информация (содержание), средства методической коммуникации, деятельность обучаемых, деятельность обучающего, результат совместной деятельности.
К функциональным компонентам системы обучения относятся: проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, гностический и корректирующий.
Из всего этого следует, что система обучения - это целостная теоретическая модель познания методической деятельности, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных компонентов.
Поскольку мы рассматриваем формирование творческого отношения будущих учителей к графической деятельности то, учитывая особенности предмета начертательной геометрии и черчения и основываясь на построенную модель М. Нугманова ,в данном случае, мы сосредоточили основное внимание на модели, выделяющей три основных аспекта графической деятельности:
1. Словесное описание графического материала.
2. Логическую организацию графического материала, полученного в результате первого аспекта -деятельности, или исследование класса моделей, к которому принадлежит полученная в результате первого аспекта деятельности модель или построение графического теоретического материала.
3. Применение графической теории, полученной в результате второго аспекта деятельности.
Эта модель, как и всякая другая, отражает лишь упрощенно схематично - сложный, моделируемый объект - реальную графическую деятельность. Однако, из большого разнообразия аспектов этой деятельности она выделяет действительно основные, к тому же, по-видимому, наиболее важные с методической точки зрения.
Эти аспекты деятельности представляет собой специфические для графической деятельности приемы мышления, которые используют в определенных сочетаниях исследовательских приемов мышления.
Особенности организации экспериментального исследования
Экспериментальное обучение с использованием системы дидакти ческих средств, включающих в себя эвристические методы обучения, решение исследовательских и творческих задач и заданий, направленных на формирование творческого отношения будущих учителей, проводилось нами на художественно - графических факультетах Худжандского государ ственного университета, Наманганского государственного педагогичес кого университета, Иссык-Кульского педагогического института, Московского педагогического государственного университета, Душанбинского государственного педагогического университета, филиала Худжандского политехнического института, Бишкекского института архитектуры и строительства и др. по разработанной нами методики и на основе представленных в диссертации материалов. В педагогическом эксперименте приняли участие более 800 студентов и старшеклассников средних общеобразовательных школ г. Худжанда и Ходжендского района.
Экспериментальное исследование включило в себя констатирующий и формирующий эксперименты, которые проведены в 1994-2001 годах.
Констатирующий эксперимент был посвящен проверки эффективности разработанных нами дидактических материалов и методических рекомендаций в учебных заданиях в процессе подготовки по графической деятельности.
Необходимость констатирующего эксперимента состояла в том, чтобы показать, каких результатов на основании введения в процесс графической деятельности студентов предлагаемых нами методов
обучения можно достигнуть в формировании знаний, умений и навыков при изучении начертательной геометрии и черчения.
Результаты констатирующего эксперимента; Для выявления факторов, влияющих на процесс графической деятельности по начертательной геометрии была проведена серия экспериментов в следующих направлениях:
- обучения по разработанным нами специальному курсу;
- изменение логики подачи содержания учебного материала;
- введение ранее не изучаемого нового материала по начертательной геометрии и черчения;
- включение в процесс обучения заданий и упражнений с новым
графическим содержанием;
- использование индивидуальных программ обучения;
- включение обучаемых в исследовательскую деятельность при выполнении графических работ и изучения нового материала.
Обучение в рамках экспериментальной серии строилось по схеме:
- Первый этап - усвоение недифференцированного целого учебного материала в первом приближение.
- Второй этап - выделение в целом (учебном материале) элементов (дидактических единиц) и их взаимоотношений.
- Третий этап - формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного, более точного целостного образа.
По итогам констатирующего эксперимента нами были разработаны рекомендации для проведения формирующего и обучающего экспериментов. Они включали в себя следующий материал:
1. Методические рекомендации к занятиям. Особое внимание обращаюсь на определение задач обучения, воспитания и развития у студентов, исходя из целей изучения начертательной геометрии и черчении. Для некоторых занятий выделялись объекты углубленного изучения, на которые ориентировалась познавательная деятельность студентов ХГФ.
2. Учебные графические задачи, имеющие творческий исследовательский характер, направленные на развитие творческого мышление студентов, специально разработанные по составу и структуре их решения.
3. Методические комментарии к заданиям и задачам, включающие указания о способе подведения студентов к правильному решению, рекомендации для учителя о целесообразности использования той или иной задачи для усвоения определенного компонента знаний, решения задач воспитания и развития студентов.
4. Задача для итоговой проверки. Эффективность предлагаемых задач и заданий проверялась в ходе экспериментального исследования с помощью разработанных нами критериев.