Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта Грибкова, Ольга Владимировна

Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта
<
Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Грибкова, Ольга Владимировна. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Грибкова Ольга Владимировна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2010.- 368 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-13/85

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется целым рядом изменений не только в структуре и содержании системы образования в целом, но и в самом подходе к образованию. Это выражается в увеличении вклада гуманитарных наук и искусства в общую систему воспитания, а также, что особенно важно, в становлении новой парадигмы образования, в центре которой – развитие культуры личности и ее творческих начал.

Социокультурные характеристики современного кризиса связаны с ломкой прежних отношений между субъектами культурной деятельности. В сфере образования такая ломка вызвана еще и проявлением принципиально нового (для российского массового менталитета) понимания образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. В основе новой идеологии образования – воспитание у каждого человека потребности узнавать новое, способности достижения высокого уровня компетентности в избранной профессиональной области. Это обосновывает и новый взгляд на личность учителя, на те требования, которые в новых условиях должно предъявлять ему общество, и которые учитель должен предъявлять себе сам. Таким образом, происходит переход от идеи «образованного человека» к идее «человека профессиональной культуры».

Понятие «культура» при всем многообразии толкований содержит в себе ряд общих позиций, которые определяют культуру как природу, преобразованную человеком, как совокупность идей и образов, которым исторически приписывается особая ценность, как созданную людьми среду существования и самореализации, основанную на устойчивых связях, обеспечивающую содержательный аспект социальной жизни, как поток идей, перетекающих от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации (Дж. Вико, А. Гелен, Ш. Монтескье, К. Леви-Стросс, Дж. Стюард, Л. Уайт).

Кроме того, словарь русского языка С.И. Ожегова определяет культуру, с одной стороны, как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, а с другой стороны – как высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение (производственная культура, культура речи, профессиональная культура и пр.). Нередко культура понимается как улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека (Юсов Б.П.). В русле данного исследования наибольший интерес представляет определение культуры как высокого, наиболее совершенного уровня человеческой деятельности, образца, к которому следует стремиться. Таким образом, можно утверждать, что культура – это такой тип жизнедеятельности, который отличает человека от других видов живых существ, включающий в себя три основных направления, характеризующих взаимоотношения людей между собой – когнитивная культура (культура интеллекта, мышления, разума); коммуникативная культура (культура отношений, толерантность), эмоциональная культура (культура чувств, эмоций, ощущений); а также направления, характеризующие отношение человека к миру – экологическая, производственная, исследовательская культура и т.п., что в своем интегрированном виде представляет собой культуру личности, свойственную человеку.

Все эти составляющие мы видим и в профессиональной культуре, которая, являясь наиболее совершенным проявлением профессиональной деятельности человека, концентрирует в себе его лучшие качества. Русская культурологическая традиция (Андрей Белый, Н.А. Бердяев, Ю.Н. Давыдов, В.С. Библер, М.М. Бахтин и др.) последовательно разграничивает понятия «цивилизация» и «культура», относя к сфере цивилизации государственное устройство, производство и технологии, способы сохранения и передачи информации и т.п. Культура же «родилась как осознание «драмы» человеческого существования между «внешней» природой и «естественно-историческим» организмом, и, в то же время, как результат конкретных усилий (и теоретических, и практических) людей как-то разрешить … эту трагическую антитезу, соотнеся ее с высшим смыслом бытия человека, с его предназначением» (Давыдов Ю.Н. Культура-природа-традиция //Традиция в истории культуры. – М., 1978. – С. 48-51).

Таким образом, профессиональная культура (понятие, являющееся центральным в данном исследовании), может быть определена как тип жизнедеятельности, который присущ только человеку, и представляет собой поток идей, обеспечивающий непрерывный процесс исторической преемственности, профессионального развития личности, сохранения культурного наследия и постоянного продуцирования инновационных процессов, который определяющим образом влияет на устойчивость и, одновременно, изменчивость сферы профессиональной жизнедеятельности человека. Важно, что профессиональная культура приобретается в процессе целенаправленного обучения, предполагающего высокий уровень дисциплины и самоконтроля, ответственности и стремления к самосовершенствованию. В связи с этим в данной работе внимание концентрируется не на процессах развития, предполагающих спокойное следование естественному ходу вещей, а на процессе формирования, в основе которого – побуждающий к активной и даже напряженной творческой деятельности императив, осуществляемый в профессионально-образовательной среде и активизирующий компетентностные качества будущего специалиста.

Необходимо учитывать также тот факт, что под влиянием новых тенденций изменяется и внутренняя структура профессионального мира. На место общепринятой иерархии приходят новые актуальные системы, центральное место в которых занимает компетенция. Немецкий исследователь и преподаватель В. Кербер, опираясь на позицию Р. Герцога пишет: «Выученное устаревает в новой профессионально–трудовой сфере очень быстро. Предъявляются новые требования: речь идёт об обучении в течение всей жизни, которое должно сочетаться с творчеством, умением работать в команде и личной ответственностью. … Всё это я хотел бы назвать очень обобщённо «жизненной компетенцией» человека….» (Кербер В. Качества, необходимые специалистам в будущем /Профессиональная культура и тенденции развития общества. – Архангельск, 2003. – С. 8; Herzog, Roman; Rede zur Erffnung des Paderborner Podiums im Heinz Nixdorf-Museums Forum am 9. Juni 1998).

В официальных документах ЮНЕСКО отмечается, что российская система образования сохраняет качества фундаментальности и научности, несмотря на значительный отток дипломированных специалистов и потенциальных студентов в страны Европы и Америки в течение нескольких последних десятилетий. Показательно, что исследование, проведенное Мировым банком в 2004 году, зафиксировало, что «студенты постсоветских стран показывают высокие результаты (9-10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и, в то же время - низкие баллы по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1-2 балла). Студенты из развитых западных стран демонстрировали противоположные результаты, показывая высокую степень развития навыков анализа, синтеза, высокий уровень развития способности принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание» (Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов //Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – Сс. 438-440).

В настоящее время в стране обозначились тенденции обновленного подхода к развитию культуры личности подрастающего поколения. Был разработан ряд государственных программ, которые должны способствовать совершенствованию системы образования в целом. Среди них: Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 г., определившая цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе; «Федеральная программа развития образования» (1999); «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000); «Концепция модернизации российского образования до 2010»; Межведомственная общенациональная программа, которая концентрирует свою деятельность на разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса и информационно-аналитической системы «Воспитание и развитие детей в Российской Федерации», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН.

В ходе работы VIII съезда Российского союза ректоров (2006) было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве между Российским союзом ректоров, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палатой РФ, в результате которого были достигнуты договоренности об участии работодателей в разработке вузовских программ, что должно придать им практико-ориентированный характер, а также об участии бизнес-сообщества в финансировании высших учебный заведений. Это должно привести к обновлению содержания высшего профессионального образования. В современных условиях особенно важным становится направление, разрабатывающее методы развития у учащихся способности самостоятельно приобретать знания, так как в реальной жизни востребованными становятся не знания сами по себе, а развитая способность молодого специалиста применять эти знания на практике.

В отечественной педагогике феномен компетентности в области образования в целом исследовался такими учеными, как Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин и др. Существует несколько подходов к изучению практико-ориентированного образования. Так, некоторые исследователи концентрируют свое внимание на сопоставлении в процессе обучения студентов их собственных представлений о будущей профессии с теми требованиями, которые предъявляет реальная практика (Ветров Ю.П., Клушина Н.П.). Другие авторы (Т.А. Дмитриенко, П.И. Образцов) концентрируют свое внимание на внедрении профессионально-ориентированных технологий обучения. В последнее время внимание исследователей привлекает такое направление, как контекстное, или профессионально направленное изучение профильных и непрофильных дисциплин (А.А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.). Актуальным в сфере высшего образования стало направление, связанное с сочетанием непрерывной теоретической и практической подготовки студентов в условиях научно-производственных образовательных структур вуза (Хохлов Н.Г. Кузьмина Е.). В русле данного исследования необходимо обратить внимание на отличия деятельностного (В.В. Давыдов, Л.В. Занков) и компетентностного (И.А. Зимняя, Б.С. Гершунский) подходов, которые заключаются в том, что что практико-ориентированное образование, базирующееся на приобретении развернутого опыта деятельности, осуществляется и оценивается с помощью методов компетентностного подхода. В области профессионального образования особое место занимает подготовка учителей музыки – направление педагогики, отличающееся ярко выраженной спецификой, которая заключается в следующем: многоуровневый образовательный комплекс «школа – колледж – вуз», определяющий стратегию музыкально-педагогического образования; приоритет принципов педагогики искусства в комплексной методологической базе, включающей в себя также психолого-педагогическое, когнитивное и компетентностное направления; своеобразие профессиональной компетенции педагога-музыканта, базирующееся на сочетании собственно музыкальной, общекультурной и психолого-педагогической подготовки; универсальный характер музыкальной подготовки будущих педагогов-музыкантов, связанный с широким полем их будущей профессиональной деятельности. Различные аспекты профессионального музыкально-педагогического образования, такие, как теоретические основания подготовки будущих педагогов-музыкантов, особенности формирования методологической культуры, развитие художественного мышления, специфику различных направлений музыкально-педагогической подготовки (музыкально-теоретической, исполнительской, методической) раскрывают в своих работах Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Е.Я. Гембицкая, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, В.В. Медушевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.

Анализ массовой практики музыкально-педагогического образования показывает, что серьезные трудности в обучении, которые испытывают многие студенты с первых курсов, во многом отличаются от затруднений при овладении другими профессиями. Это связано, прежде всего, с неудовлетворенностью, свойственной творческим личностям, повышенными нагрузками физического и психологического характера, связанными с большой эмоциональной отдачей в процессе исполнительства и многообразием видов музыкальной деятельности.

Сложность построения учебного процесса на музыкально-педагогическом факультете обусловлена также тем, что на факультет такого профиля приходят выпускники различных учебных заведений: музыкальной школы, музыкально-педагогического колледжа, музыкального колледжа. Это определяет не только разный уровень знаний и умений по теоретическим и исполнительским дисциплинам, но и различный возраст (от 16 — 17 до 20 — 21 года), различную мотивацию получения высшего образования, различную профессиональную направленность. Все это диктует необходимость становления у студентов профессиональных смыслов в структуре мотивации саморазвития и самосовершенствования в педагогической и музыкальной профессиях. Кроме того, следует отметить специфику модели выпускника музыкально-педагогического факультета, сочетающего в себе качества как педагога, так и музыканта.

У учителя музыки предполагается набор профессиональных качеств, гармонично сочетающих психолого-педагогическую и специфическую музыкальную подготовленность к будущей профессии. При этом в исследованиях, посвященных формированию учителя музыки недостаточно внимания уделяется раскрытию педагогического потенциала специальных музыкальных предметов как условия профессиональной адаптации будущих учителей музыки; не разработаны способы реализации педагогической направленности преподавания ряда специальных музыкальных дисциплин на начальном этапе обучения в вузе как элемента в системе непрерывного педагогического образования. Современное понимание педагога как самоорганизующегося субъекта на всех этапах профессиональной социализации и педагогической деятельности и выделение в качестве важнейшего элемента профессиональной деятельности профессионально-личностного самоопределения детерминирует формулировку новых требований к подготовке учителя, его профессиональным и личностным качествам, что особенно актуально для профессии музыканта-педагога, поскольку спецификой данной профессии является желание самосовершенствоваться и возможность самоопределиться, самовыразиться и самоутвердиться.

Важнейшим условием, необходимым для формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки является создание профессиональной творческой среды в период обучения в вузе. Здесь студенты получают не только специальные знания и умения, но и накапливают опыт социальных и профессиональных отношений, формируют определённое мировоззрение, жизненные установки и профессионально-ценностные ориентации. Наконец, в этой среде будущий педагог-музыкант, приобщаясь к определённой культуре, становится её носителем. И, наконец, важным условием, на наш взгляд, определяющим успешность процесса формирования профессиональной культуры будущих учителей музыки, является совместная продуктивная деятельность преподавателя со студентами и студентов друг с другом. Данная концепция применительно к широкому взаимодействию преподавателя и студентов различных направлений образования была разработана профессором В.Я. Ляудис в процессе реализации совместного психолого-педагогического исследования, проводившегося МГУ им. М.В. Ломоносова в сотрудничестве с Берлинским университетом им. В. Гумбольдта. Метод проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной и творческой деятельности преподавателя и студентов рассматривался в данном исследовании в качестве условия становления особого конструктивно-проектировочного компонента деятельности преподавателя, помогающего ему одновременно выполнять функции и организатора, и участника продуктивных взаимодействий в образовательном процессе.

Многоаспектность такого сложного явления, как профессиональная культура будущего педагога-музыканта обуславливает множественность и разнонаправленность связанных с формированием данного качества проблем, которые исследуются учеными в различных контекстах. Так, пониманию значимости поликультурного образования способствуют идеи: культуры национального менталитета Б.С. Гершунского, полифонии и диалога культур М.М. Бахтина, В.С. Библера, Н.К. Рериха. Психологические особенности культурного развития, значимые в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов, раскрываются в работах Л.С. Выготского, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина и др. Зарубежный опыт поликультурного образования рассматривается в трудах О.К. Гагановой, М.В. Даниловой, А.Н. Джуринского, Т.М. Трегубовой и др. Формирование культуры студентов в системе профессионального образования представлено в трудах Е.В. Бондаревской, Л.А. Воловичем, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматовым, П.П. Тереховым, Ф.Г. Ялаловым и др. Ценностный подход, служащий ориентиром в выборе траектории культурного самоопределения личности, представлен в работах Б.С. Алишева, М.С. Кагана, В.А. Караковского. Следует отметить, что в настоящее время накопился определенный опыт, отражающий специфику подготовки педагогов-музыкантов в вузах (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, В.Р. Дулат-Алеев, Д.Б. Кабалевский, Л. М. Кашапова, Г.М. Цыпин, З.М. Явгильдина и др.). Однако в исследованиях современных авторов пока недостаточно отражены и изучены области педагогики, связанные, в первую очередь, с возможностями компетентностного подхода, наиболее адекватно отвечающего требованиям современности. Так, результаты опросов показали низкий уровень осведомленности студентов в области инновационных педагогических технологий, и, в частности, педагогических технологий, способствующих развитию импровизационно-творческой деятельности (Докучаева М.Н.), а также недостаточность сформированности компонента мотивации в структуре готовности педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности (Исаев И.Ф.). Таким образом, можно утверждать, что пока не проведено системного исследования, посвященного условиям формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов, отражающего все стороны этого сложного процесса с опорой на закономерности компетентностного подхода. Необходимость четкой формулировки методов формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов с опорой на принципы компетентностного подхода послужила причиной выбора темы исследования «Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта».

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование, разработка и практическая апробация концепции формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.

Объект исследования – культурно-образовательная среда и ее формирующее влияние на становление профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.

Предмет исследования – процесс формирования профессиональной культуры педагога-музыканта.

Гипотеза исследования. В условиях постоянно увеличивающейся потребности общества в специалистах, обладающих не только знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, но и глубокой компетентностью, позволяющей им активно взаимодействовать с реальными социокультурными процессами и оказывать позитивное воздействие на них, возникает потребность разработки комплексного подхода к формированию профессиональной культуры будущих специалистов. Ярко выраженная специфика подготовки педагогов-музыкантов определила два основных направления исследования, одно из которых отражает значимость компетентностного подхода, а второе - раскрывает ведущую роль творческого общения, интуиции и совместного продуктивного творчества, протекающих в условиях культурно-образовательной среды в процессе формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. Эффективность формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта может быть достигнута в том случае, если будет: раскрыта сущность профессиональной культуры педагога-музыканта через весь комплекс ее признаков как многоаспектного, сложного явления; определены характеристики категории «профессиональная культура» в области высшего музыкально-педагогического образования; привлечены традиционные и инновационные педагогические системы и подходы к формированию профессиональной культуры в области педагогики искусства; разработана и апробирована динамическая модель формирования профессиональной культуры педагога-музыканта; теоретически обосновано и проверено на практике влияние компетентностного подхода на формирование профессиональной культуры педагога-музыканта; определены педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов на музыкально-педагогическом факультете вуза; установлена роль интуиции в осуществлении творческого общения; экспериментально проверено и проанализировано влияние творческого общения, совместной проектно-творческой деятельности на успешность формирования профессиональной культуры педагога-музыканта.

Предполагается, что профессиональная культура педагога-музыканта будет успешно формироваться при активном внедрении методов развития творческого общения, что подразумевает в условиях работы класса хорового дирижирования совершенствование техники дирижирования и техники репетирования, в том случае, если будут организованы педагогические условия проведения самостоятельной творческой работы с хоровым коллективом, а также интенсивная концертно-исполнительская деятельность.

Задачи исследования:

1. Для выявления научных оснований исследования провести анализ теоретических, исторических и методологических аспектов философских концепций, научно-педагогической и психологической литературы, а также традиционных и инновационных педагогических систем и подходов к формированию профессиональной культуры в области педагогики искусства.

2. Раскрыть определяющее влияние профессиональной культуры будущего педагога-музыканта на формирование его личности.

3. Определить сущностные характеристики категории «профессиональная культура» в области высшего музыкально-педагогического образования.

4. Выявить условия формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.

5. Теоретически обосновать и построить динамическую модель формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта.

6. Определить влияние компетентностного подхода на поэтапное развитие динамической модели профессиональной культуры.

7. Апробировать в практике блоки динамической модели развития профессиональной культуры будущего педагога-музыканта и определить признаки его базовой компетенции.

8. Разработать научно обоснованные рекомендации для внедрения в педагогическую практику методов формирования профессиональной культуры педагога-музыканта.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные философские, психолого-педагогические положения и современные концепции: культурно-историческая теория (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Б. Бакушинский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов, М.С. Каган); философские воззрения на роль культуры в формировании духовности личности (Т.В. Адорно, М. М. Бахтин, В. С. Библер, В.В. Бычков, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский Н. К. Рерих); теория профессионального образования и становления личности (Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков); идеи, определяющие развитие способности личности к саморазвитию (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Герасимова, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, И. Стенгерс, Э. Фромм); теория гуманизации и культурной направленности образовательного процесса в профессиональной школе (Е.В. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов); концепция поликультурного образования как фактора формирования ценностно-ориентационной основы личности (Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, П.В. Сысоев); идеи культурного самоопределения личности на основе духовных ценностей (Б.С. Алишев, М.С. Каган, В.А. Караковский); положения о роли музыки в развитии личности и о формировании культуры педагога-музыканта (Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, А.И. Лагутин, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин).

Методы исследования: анализ философской, культурологической, эстетической, искусствоведческой и педагогической литературы по исследуемой проблеме. Целенаправленное педагогическое наблюдение; научный анализ и обобщение передового педагогического опыта; беседа, интервьюирование, опрос; метод экспериментальных творческих заданий; метод независимой экспертизы; педагогический эксперимент, метод творческой дискуссии, независимая экспертиза.

Научная новизна исследования.

1. Теоретически обоснована и практически апробирована педагогическая концепция формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта. 2. Показан многоаспекный характер природы профессиональной культуры будущего педагога-музыканта, его взаимосвязь с культурным самоопределением личности и закономерностями компетентностного подхода, продиктованного требованиями современности. 3. Дано собственное определение понятия «профессиональная культура», в котором профессиональная культура трактуется как тип жизнедеятельности, который присущ только человеку, и представляет собой поток идей, обеспечивающий непрерывный процесс исторической преемственности, профессионального развития личности, сохранения культурного наследия и постоянного продуцирования инновационных процессов, который определяющим образом влияет на устойчивость и, одновременно, изменчивость сферы профессиональной жизнедеятельности человека. 4. Определены признаки формирования профессиональной культуры музыканта: многоуровневая структура процесса подготовки музыканта, заключающаяся в постепенном продвижении к необходимому уровню мастерства; строго логичное постепенное усложнение образовательных и развивающих задач (двигательных, слуховых, эмоциональных, композиционных, логико-аналитических); личностный характер передачи мастерства, что определяет главенство и сохранение индивидуального подхода в подготовке музыкантов; сочетание широкого культурного подхода, основанного на гармоничном сочетании собственно музыкальной, общекультурной и педагогической подготовки, и универсальности исполнительской, когда специалист должен владеть навыками профессионального пения, дирижирования, игры на одном или нескольких музыкальных инструментах. 5. Выявлены составляющие профессиональной культуры педагога-музыканта, среди которых: раннее приобщение к музыке; развитие личностных качеств, таких, как трудолюбие, самоконтроль, дисциплина, ответственность и обязательность; определяющая и непреходящая роль искусства, главенство внутреннего плана движения музыкальной материи; личностный характер передачи мастерства в сочетании с широким культурным подходом; непрерывность и многоуровневая система подготовки; образования, отражающие позитивные изменения и развитие профессиональной культуры педагога-музыканта; профессиональные навыки; способность к саморазвитию; способность к продуктивному творческому общению; эстетический опыт; профессиональные компетенции педагога-музыканта; развитая интуиция. 6. Показаны закономерности развития профессиональной культуры педагога-музыканта, которые базируются на взаимосвязи художественного, выступающего в качестве носителя намерений исполнителя и технического, предполагающего воплощение этих намерений в специальных дирижерских движениях (мануальной технике). В системе педагогических условий, способствующих реализации динамической модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта ответственная роль принадлежит развитию артистизма, интуиции и эмоционально-волевым качествам дирижера. 7. Определены педагогические условия, необходимые для реализации обозначенной цели данного исследования, среди которых наиболее важными, на наш взгляд, являются направленность педагогического воздействия на развитие способности интерпретации исполняемой музыки, а также наличие прямой и обратной связи между учебно-практической и концертно-исполнительской хоровой деятельностью. В ходе репетиционной работы с коллективом и венчающих этот процесс выступлений на публике последовательно и прочно формируется профессиональная культура педагога-музыканта, причем это происходит индивидуально в отношении каждого участника коллектива. Профессиональная культура педагога-музыканта будет успешно формироваться при активном внедрении методов развития творческого общения, что подразумевает в условиях работы класса хорового дирижирования совершенствование техники дирижирования и техники репетирования. 8. Впервые описан и проанализирован целостный характер профессиональной культуры педагога-музыканта во взаимосвязи его составляющих и с учетом внешних и внутренних влияний на динамику и последовательность ее формирования в условиях компетентностного подхода.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и теоретической разработке концепции формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта под влиянием культурно-образовательной среды в условиях компетентностного подхода, которая заключается в логическом объединении следующих составляющих: многоуровневой структуры процесса подготовки музыканта; постепенного усложнения образовательных и развивающих задач; постоянного совершенствования и саморазвития; главенства и сохранения индивидуального подхода в подготовке музыкантов; сочетания широкого культурного подхода и исполнительской универсальности; высокого уровня психолого-педагогической и культурологической подготовки; погруженности в пространство культуры.

Дана собственная формулировка понятия «профессиональная культура». Установлено, что профессиональная культура является интегративным (то есть не просто совокупным, а находящимся в состоянии всестороннего глубокого взаимодействия) качеством личности педагога-музыканта, а также не может быть ограничена только областью профессиональной компетенции, так как суть ее и содержание выходят за рамки этого понятия, определяемого исключительно на логическом, когнитивном уровне, и включают в себя также безграничную область интуитивного. Выявлена взаимосвязь профессиональной культуры и развитой способности к продуктивной творческой деятельности будущих педагогов-музыкантов. Построена динамическая модель формирования профессиональной культуры педагога-музыканта, состоящая из блока констант, блока образований, отражающих позитивные изменения и развитие профессиональной культуры педагога-музыканта, пространства интуиции, пространства творческого общения, профессиональных навыков (способность к продуктивному творческому общению, способность к саморазвитию, эстетический опыт), профессиональных компетенций педагога-музыканта, а также блоков, отражающих постепенность выхода молодого специалиста в пространство культурно-образовательной среды как полноценного участника ее формирования – адаптации, индивидуализации и интеграции. Выделены этапы развития данной модели, условия и принципы действия. Выявлена важная роль в становлении и развитии будущего педагога-музыканта процесса творческого общения, который в педагогической, дирижерской, артистической деятельности является не только профессионально значимым, но и функциональным явлением. Определена сущность творческого общения как взаимосвязи приемов и навыков взаимодействия дирижера-хормейстера с коллективом исполнителей, выделены его признаки и составляющие, которые способствуют проявлению способности интуиции, определяемой в данном исследовании как развитая способность «схватывать» уже имеющиеся логические цепочки музыкально-педагогической информации, соединяя их в единое целое и совместными усилиями дирижера и хорового коллектива приводить к «предугаданной цели» (Н. Ковин), результату, в качестве которого выступает художественный образ.

Практическая значимость исследования состоит в осуществлении экспериментального изучения эффективности динамической модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. Разработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий изучить и интерпретировать динамику развития данной модели включающий в себя три блока критериев, а также специально разработанный диагностический комплекс методик, направленный на выявление составляющих профессиональной культуры и их изменений на различных этапах формирования. Была разработана экспериментальная программа формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов в условиях компетентностного подхода для музыкально-педагогических факультетов вузов, которая позволяет преподавателям разных специальностей встраивать элементы данной системы в свои авторские курсы, актуализируя тем самым их компетентностное содержание. В процессе исследования была также разработана авторская проектно-гуманитарная технология развития навыков творческого общения в процессе деятельности хорового класса музыкально-педагогического факультета вуза. Результаты, полученные в процессе исследования, могут найти применение в социокультурной, образовательной и психолого-педагогической деятельности вузов, придать ей более современное, отвечающее насущным требованиям времени содержание. Внедрение полученных в данной работе результатов в учебный процесс музыкально-педагогических факультетов вузов будет способствовать повышению профессионального уровня учителей музыки, роль которых в школьном образовательном и воспитательном процессе, а также в области дополнительного образования невозможно переоценить.

Достоверность исследования обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области философии, психологии, общей и художественной педагогики, культурологи и искусствознания, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью и экспериментальной проверкой основных положений исследования на широкой экспериментальной базе. Эксперимент проводился лично соискателем на базе Московского городского педагогического университета в течении 10 лет. О достоверности исследования говорит также то, что под руководством соискателя был защищен ряд дипломных работ, содержание которых находится в русле тематики данной исследовательской работы. Среди них: «Студенческая практика будущих учителей музыки в общеобразовательной школе» (Молчанова Т.А., 2009), «Роль музыки в формировании нравственных качеств детей младшего школьного возраста» (Шипкова Ю.М., 2009), «Воспитание нравственных основ личности ребенка на уроке музыки» (Тарасова М.М., 2009.)

Этапы исследования: I этап (2000-2006) – посвящен широкой педагогической апробации предшествующего кандидатского исследования на тему «Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов», а также изучению и анализу научно-методической, педагогической и психологической литературы, с разных сторон способствующей раскрытию темы исследования, изучению и обобщению передового педагогического опыта, инновационных педагогических технологий и методик. II этап (2006-2008) – последовательное построение динамической модели формирования профессиональной культуры педагога-музыканта в условиях компетентностного подхода, выбор методик формирующего эксперимента, выявление этапов развития данной модели. III этап (2008-2010) – проведение контрольного эксперимента, обобщение и анализ его результатов. Уточнение первоначальных предположений об этапах и условиях формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов в условиях компетентностного подхода, выбор наиболее продуктивных методик для работы со студентами музыкально-педагогического факультета вуза, окончательная формулировка теоретических выводов и положений, выявленных в процессе исследования, оформление собранных материалов в текст диссертации.

Апробация исследования и внедрение его результатов проводились на базе Московского государственного педагогического университета. Основные положения исследования прошли апробацию на Международных, Всероссийских и региональных конференциях, проводимых на базе ГОУ ВПО МГПУ «Московский городской педагогический университет», Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, Таганрогского педагогического института, Государственного педагогического университета Вологды, в Самарском педагогическом институте, в процессе участия в Международном музыкально-творческом фестивале (Испания), Городском профессиональном конкурсе «Молодой преподаватель вуза – 2010» (лауреат конкурса), а также в ряде публикаций, отражающих основные положения исследования, его результаты и выводы, в программе формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов, в ряде методических разработок, посвященных исследуемой проблеме.

Опытно-экспериментальная база исследования включила в себя музыкально-педагогический факультет Московского городского педагогического университета (I - V курсы), педагогический колледж № 7 «Маросейка», БГПУ им. М. Танка (Беларусь, г. Минск), Государственный педагогический университет г. Вологды. Всего за период работы над диссертацией (2000-2009) в экспериментальной работе приняли участие около 2000 студентов I –V курсов, а также 186 преподавателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Центральным звеном разработанной в данной работе концепции формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта в условиях компетентностного подхода является положение о том, что профессиональная культура, являясь одной из значимых составляющих духовной культуры человека, может быть определена как наиболее совершенное проявление социокультурной деятельности человека, концентрирующее и отражающее лучшие качества его личности.

2.Профессиональная культура складывается в процессе целенаправленного обучения, предполагающего высокий уровень дисциплины и самоконтроля, ответственности и стремления к самосовершенствованию, что может быть достигнуто при активизации побуждающего к напряженной творческой деятельности императива, заложенного в основу формирующего воздействия на студентов музыкально-педагогических факультетов вузов совместной проектно-творческой деятельности и активизирующего компетентностные качества будущего специалиста, а также его способности к интуитивному прочтению информации в процессе творческого общения.

3.Специфика профессионально-образовательной среды музыкально-педагогического факультета вуза заключается в сложном взаимодействии общеобразовательных и специальных музыкальных дисциплин, в сочетании научного и художественного подходов, характерных для педагогики искусства, а также в особом эмоционально наполненном психологическом режиме работы студентов, продиктованном их артистической, исполнительской деятельностью.

4.Компетентностный подход является необходимым условием для выстраивания динамической модели формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта, так как он способствует тесной связи всех блоков данной модели на основе саморазвития личности учащихся, а также привлечению инновационных педагогических технологий и методов педагогики искусства.

5.Необходимой составляющей личностной компетенции педагога искусства является восприятие педагогического процесса как искусства, где в качестве необходимых составляющих выступает интуиция, творческое отражение действительности, озарение, экспромт, а также постоянное осознанное обращение к опыту великих педагогов прошлого, способность к постоянному самосовершенствованию и освоению инновационных педагогических технологий.

6.Наиболее эффективным методом формирования профессиональной культуры будущего педагога-музыканта является системное взаимодействие научного и художественного подходов в образовании при доминирующей роли проектно-творческих инновационных технологий, основанных на творческом общении.

Похожие диссертации на Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта