Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Ирхен Ирина Игоревна

Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа)
<
Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ирхен Ирина Игоревна. Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 200 c.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДКОЛЛЕДЖЕ 11

1.1 . Совместная деятельность как психолого-педагогическая категория 11

1.2. Взаимодействие педагога и студентов в теории и практике музыкального образования 34

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КОЛЛЕДЖЕ

2.1. Особенности организации образовательного процесса в педагогическом колледже

2.2.Формирование учебных взаимодействий преподавателя и студентов колледжа на теоретико-практических занятиях 94

Заключение 148

Библиография 151

Приложения 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях смены образовательной парадигмы, когда главной ценностью становится творческая, самореализующаяся личность, проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов приобретает особую значимость. Содержание этой подготовки включает в себя обширный комплекс общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру И человеку в нем (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В.Краевский и др.). Не случайно в научной литературе последних лет (А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин) в профессиограмму учителя включены разные виды его профессиональной компетентности- специальная, социальная, личностная, индивидуальная, -основы которой формируются в образовательных учреждениях. В этой связи неизмеримо возросла потребность в многообразном спектре преобразований в средней профессиональной школе, ее ориентации на инновационное обучение, адекватное требованиям времени.

Реализации гуманистического типа человеческих отношений преподавателей и студентов, таких как взаимопонимание, партнёрство, сотворчество равных наиболее соответствует личностно-ориентированный, «субъектно-центрированный» подход (М.В. Кларин). Всё это предопределяет новый ракурс в педагогических исследованиях, сопряжённых с развитием «глубинных человекотворческих сил» (Н.И.Киященко), делая проблему совместной деятельности особенно актуальной.

Её теоретическому осмыслению способствовали исследования по социальной и педагогической психологии, в которых определена значимость отношений сотрудничества (Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Я. Ляудис, А.Б. Орлова, РХ Шакурова и др.), работы по развитию личности в процессе обучения (В.В.Горшковой, А.К. Марковой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, В.А. Сонина и др.), коллективной

познавательной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.К. Дьяченко, Н.Б. Москвиной, В.П. Панюшкина, И.Б. Первина, В.В. Рубцова). Однако, несмотря на наличие теоретических предпосылок, проблема совместной деятельности в музыкально-педагогическом образовании ещё не получила подобающего освещения, ибо в нём должно «органично сливаться художественное и педагогическое» (Л.А. Рапацкая).

Музыкальной педагогикой накоплен определенный научный фонд знаний, который может быть положен в основу решения обсуждаемой проблемы. Это- работы по профессионально-личностному развитию учащегося-музыканта (А.Б. Гольденвейзер, Б.Я. Землянский, Г.Г. Нейгауз, М.Л. Ростропович, М.Э. Фейгин, Ю.И. Янкелевич и др.), по взаимосвязи общепедагогических и специальных умений учителя (О.А.Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.), по содержанию развивающего музыкального обучения (Г.М. Цыпин), методологической и общехудожественной подготовки (Э.Б. Абдуллин, Т.А. Колышева, Л.А. Рапацкая).

В данном исследовании профессиональная подготовка учителя музыки рассматривается в рамках занятий методикой музыкального образования. Вопросы методической подготовки учителя музыки в вузе обсуждались в диссертационных исследованиях В.Я. Дашковского, P.P. Джердималиевой, Л.А. Исаевой, С.Х. Костанян, Л.В. Матвеевой и др., научных статьях Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, В.К. Тевлиной и др.

Вопросы совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в новых типах учебных заведений- колледжах в последнее время получают широкое распространение <А.Л. Дегтярев, Х.Ибрагимов. А.В. Козулин и др.). Вместе с тем, активно разрабатываемая психолого-педагогической наукой проблема совместной деятельности педагога и студентов колледжей остается недостаточно освещенной. Период обучения в колледже, в отличие от вуза, приходится на старший подростковый и младший юношеский возраст, когда происходит как бы второе рождение личности, во многом связанное с осознанием своей индивидуальности, неповторимости, становлением самосознания, ценностно-смысловой

саморегуляции поведения. Процесс личностного самоопределения и творческого самовыражения будущего учителя музыки может быть ускорен путем включения студентов в разные формы совместной деятельности.

В связи с этим возникает противоречие между насущной потребностью практики в осмыслении и реализации потенциальных возможностей совместной деятельности педагога и студентов, и степенью научной разработанности этой проблемы в музыкальной педагогике. Преодоление этого противоречия составило проблему исследования: в чем и как сказывается влияние совместной деятельности педагога и студентов на эффективность профессиональной подготовки учителя музыки в колледже?

Цель настоящего исследования -предложить и обосновать систему мер, основанных на совместной учебной деятельности и способствующих повышению эффективности профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Объект исследования- профессиональная подготовка студентов музыкального отделения педагогического колледжа.

Предмет исследования- совместная учебная деятельность педагога и студентов среднего звена в процессе методической подготовки будущего учителя музыки.

Гипотеза исследования складывается из следующих основных положений: профессиональная подготовка будущего учителя музыки в колледже будет осуществляться значительно успешнее, если:

-учебно-воспитательный процесс опирается на полноценную совместную деятельность, в которой раскрываются внутренние ресурсы педагога и студентов, способствующие их личностной самореализации и профессиональному самосовершенствованию;

-определены этапы развития совместной деятельности, ведущие к становлению субъектной позиции студентов на занятиях методикой музыкального образования;

-студенты целенаправленно и последовательно овладеют способами совместной деятельности с педагогом, воплощенными в «Педагогической мастерской учителя музыки». Задачи исследования :

  1. Выявить сущность совместной учебной деятельности в контексте современных психолого-педагогических представлений и ее особенности в процессе подготовки учителя - музыканта.

  2. Охарактеризовать предпосылки формирования совместной деятельности педагога и студентов в условиях педагогического колледжа.

  3. Выявить и экспериментально проверить оптимальные, педагогически целесообразные формы и методы совместной деятельности педагога и студентов применительно к занятиям методикой музыкального образования.

Методологической основой исследования послужила выработанная отечественными учеными психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.); положения о личности как субъекте отношений, как высшей ценности и самоцели общества; концепция совместной продуктивной деятельности, разработанная В.Я. Ляудис и сотрудниками МГУ. Широко использовались теоретические воззрения и методические постулаты, принадлежащие ведущим российским педагогам, учёным-музыкантам ОА Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллину, М.Э. Фейгину. В том или ином ракурсе в диссертации нашли отражение труды Ю.Б. Алиева, В.И. Петрушина, В.А. Сластенина, Ґ.М. Цыпина и др.

Методы исследования включали в себя теоретический анализ
философской, социологической, психолого'-педагогической, музыкально-
методической литературы по проблеме исследования; классификацию и
систематизацию информации; изучение и обобщение передового
музыкально-педагогического опыта; социологические методы

(индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок); целенаправленное педагогическое наблюдение; формирующий эксперимент.

Основной базой исследования явилось музыкальное отделение Смоленского педагогического колледжа. На разных этапах исследованием было охвачено свыше 80 студентов и 20 преподавателей колледжа.

Исследование проводилось в три этапа в период с 1994 по 1999 годы.

Первый этап (1994-1996 гг.) - поисково-теоретический - включал в себя анализ литературы по проблеме, определение объекта, предмета, научного аппарата, программы и методики эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт работы колледжа по организации условий, способствующих совместной учебной деятельности.

На втором этапе (1996-1997 гг.) - опытно-экспериментальном -разрабатывалась логика формирующего эксперимента, была проведена опытная работа, в ходе которой выявлялась эффективность системы мер по совершенствованию подготовки учителя музыки в цикле « методика музыкального образования- педагогическая практика в школе».

Третий этап (1997-1999 гг.) - обобщающий - посвящен анализу и систематизации результатов исследования, формулированию выводов, литературному оформлению рукописи диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что проблема совместной деятельности преподавателей и студентов колледжа впервые подвергнута специальному научному осмыслению в системе музыкального образования. Раскрыт педагогический потенциал совместной деятельности в контексте совершенствования подготовки будущего специалиста. Определены предпосылки формирования совместной деятельности в структуре педагогического колледжа. Предложен путь развития социальной, профессиональной компетентности выпускника колледжа с учетом возрастных особенностей (старший подростковый и младший юношеский возраст), личностных возможностей через овладение им формами совместной деятельности. Показана эффективность конкретных способов совместной деятельности педагога и студентов на занятиях методикой музыкального образования.

Практическая значимость работы состоит в её направленности на реальные нужды и запросы колледжа как нового типа среднего профессионального учебного заведения, на научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки учителя музыки в условиях гуманизации образования. Теоретические положения и выводы дают необходимые ориентиры для совершенствования социальных аспектов учебной деятельности преподавателей и студентов. Разработана учебная программа по курсу «Методика музыкального образования в школе» по специальности 0310 «Музыкальное образование», внесены изменения и дополнения в учебный план колледжа по музыкально-методическому циклу. Данные, содержащиеся в исследовании, обогащают теоретическую и методическую базу подготовки учителя музыки в средней профессиональной школе, могут быть использованы в рамках лекционных курсов для студентов училищ и колледжей по методике музыкального образования, педагогике, а также в системе постбазового образования учителей музыки- в ИУУ, ИПКРО.

Научная достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с личностно-деятельностным подходом к решению поставленной проблемы; опорой на широкий круг научных источников, аккумулирующих основные достижения в области дидактики, социальной и педагогической психологии, музыкальной педагогики; применением комплекса взаимодополняемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; репрезентативностью объема выборки испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования получили одобрение в ходе выступления автора с докладами на межвузовской научно-практической конференции «Учить и учиться музыке» (Смоленск, 21-23 марта 1994 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Научно-педагогическая деятельность О.А. Апраксиной и современные проблемы музыкального образования в педвузе» (Москва, 28-30 ноября 1995 г.), Втором межрегиональном научно-

практическом семинаре-совещании «Культура. Досуг. Дети.» {Москва, 26-28 марта 1996 г.), Апрельских научных чтениях Московского педагогического университета {Москва, 1995, 1997 гг.), областной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами предметов гуманитарного и эстетического циклов» (Смоленск, 23 октября 1997 г.), Третьей Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век» (Москва, 16-18 мая 1996 г.). Результаты исследовательской работы апробировались в ходе разработки учебных программ Смоленского педагогического колледжа по специальности 0310 «Музыкальное образование», на заседании кафедры пения и хорового дирижирования МПГУ, а также через публикацию соответствующих материалов (семь работ). На защиту выносятся следующие положения:

  1. Приоритет самореализующейся личности в современном социуме потребовал переосмысления и поиска новых путей совершенствования образовательных процессов, обеспечивающих развитие социальной компетентности будущего специалиста. Его становление происходит в совместной деятельности преподавателей и воспитанников, которая позволяет осуществлять профессиональную подготовку учителя музыки в соответствии с требованиями времени.

  2. Наличие полноценной совместной деятельности педагога и студентов обеспечивает эффективную профессиональную подготовку учителя музыки в педагогическом колледже, поскольку она формирует и реализует доминантную способность личности студента - быть подлинным субъектом учебной деятельности.

3. Совершенствование профессиональной подготовки на занятиях
методического цикла во многом связано с использованием системы мер,
предполагающей единство содержательного и операционального
конструктов-блоков. Целенаправленное и последовательное овладение
этапами формирования совместной деятельности педагога и студентов (от
«введения в деятельность» до «саморегуляции») способствует усвоению

комплексных знаний, умений, навыков в контексте личностной самореализации будущего специалиста. Адекватной формой его профессиональной подготовки является «Педагогическая мастерская учителя музыки», основанная на широком спектре способов совместной деятельности в единстве групповой, индивидуальной и фронтальной учебной работы.

Совместная деятельность как психолого-педагогическая категория

Основной задачей первого параграфа является теоретическое осмысление сущности совместной деятельности в контексте современных подходов психолого-педагогической науки.

Гуманистическая парадигма, объявляющая человека высшей ценностью, предполагает особое внимание к личностному развитию обучаемых в процессе усвоения разнообразных видов деятельности, отбору личностно значимых ценностей, когда индивид вынужден в самом себе искать ответы на возникающие вопросы. Своеобразие и неповторимость каждой личности, важная роль бессознательного начала в творческих процессах -все это подтверждает тезис о несводимости познания человеческой личности к деятельности ому началу, обуславливая переход от «деятельностно-центрированной к личностно-центрированной проблематике» (С. Д. Смирнов)/

Однако это вовсе не означает, что принцип деятельности является ошибочным, архаичным или неприемлемым для постижения личности. Действительно, человек имеет свои интересы, желания, потребности, он хочет проявить себя в жизни, самореализоваться, самоутвердиться. Этого невозможно сделать без прямого или косвенного выхода на окружающих людей, на общество. Именно это хотел подчеркнуть В. Франки, говоря о том, что «человек-существо трансцендентное» (153; 325). Деятельность выступает всесторонней формой функционирования личности, постоянно усложняясь и изменяясь под влиянием ее активности и социально-педагогических факторов. Вот почему уже долгое время деятельность человека является предметом рассмотрения и анализа философии, социологии, психологии, педагогики и других наук социально-гуманитарного профиля. Формируясь в этих областях, данное понятие в результате перекрестных заимствований приобрело четыре взаимосвязанных значения: активность, работа, труд и поведение, которые образуют группу синонимов. Современные ученые определяют деятельность многогранно: как социальную форму движения материи (Э.С. Маркарян, Л.П. Буева, Ґ.С. Батищев и др.); как феномен существования человечества (М.С. Каган, Э.П Юдин, B.C. Швырев, А.Г. Асмолов и др.); как путь отражения человеком предметного мира (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); как возможность активного преобразования человеком природной и социальной действительности (К.А. Абульханова-Славская, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина). При подобных истолкованиях «с ее помощью даётся универсальная характеристика человеческого мира» (166; 266).

Субстанциональная основа деятельности связывается философами (В. С. Швырев и др.) с «выявлением определенного типа отношений к миру, к объемлющему человека бытию» (41; 10-11). Возникая как «процесс общественный», совершаемый в условиях человеческого коллектива, деятельность, как указывает А. Н. Леонтьев, предполагает «не только действия отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности людей» (80; 9), допуская ее совместный характер.

Что же представляет собой совместная деятельность?

В психологическом словаре она определяется как «организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры» (126; 367-368). По мнению К.К. Платонова, это «вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены обшей цели. Это сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе совместного достижения общей цели в труде, игре, обучении, воспитании» (124; 134-135). Н.Н. Обозов трактует данный термин как «взаимосвязанную индивидуальную деятельность, когда действия, операции одних зависят от одновременных или предшествовавших действий, операций других участников» (109; 102).

В приведенных выше определениях А.В. Петровского, К.К. Платонова, Н.Н. Обозова и др. можно усмотреть один общий момент, характеризующий совместную деятельность - наличие единой цели, достижение которой требует определенной взаимосвязанности ее участников.

Современный уровень разработки проблем совместной деятельности позволяет в качестве отличительных ее характеристик выделить; наличие единой цели и обшей мотивации; разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками; объединение индивидов и индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение; наличие управления, общих конечных результатов; наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Взаимодействие педагога и студентов в теории и практике музыкального образования

Основываясь на теоретическом анализе общепедагогических идей, в частности форм, методов совместной учебной деятельности, необходимо рассмотреть их применительно к условиям музыкального образования и определить специфические особенности процесса взаимодействия в индивидуальных классах, на групповых занятиях по дисциплинам музыкально-методического цикла.

Педагогическая деятельность в сфере музыкального искусства считается деятельностью особого рода. И это не случайно. Теория и практика музыкального обучения отмежевалась в самостоятельную ветвь педагогической науки именно благодаря своей специфичности, преобладанию «художественности» как «сплава красоты, творчества-мастерства и нравственности, запечатленных с особой полнотой в искусстве».(142;82).

Наличие художественно-творческого начала придает музыкальной деятельности студентов двойственный характер, вызывая полемику при ее классификации как учебной или художественно-творческой деятельности (Р.А. Тельчарова). Двойственность вполне объяснима возможностью существования творчества и различных степеней его проявления на разных уровнях, а не только в искусстве и науке. Поэтому, как подчеркивает Б.М. Неменский, недопустимо ограничение познания искусства передачей лишь профессионального (частичного, рационально-логического) опыта, что еще широко распространено в общеобразовательной и профессиональной школах. Образовательный процесс, по мнению ученого, необходимо строить на «проживании содержания изучаемого учебного материала», «очеловечивании через искусство человека», «формировании минимального (для цивилизованного общества) уровня общей культуры отношения к жизни». Вывод автора заключается в том, что «культурному, т.е. включающему в себя опыт поколений, переживанию надо учить» (107;43),для чего необходимо создать арсенал педагогических средств.

Направление поиска таких средств мы находим в работе Л.А. Рапацкой (131).Она указывает что, учитывая гуманистическую направленность и человекотворческий характер педагогической профессии, средством художественно-педагогической деятельности должны стать «самые разнообразные формы непосредственного общения с учеником, взаимодействия с ним с помощью разных видов искусства по принципу «от сердца ксердцу».(131;15).

Термин «совместная деятельность» применительно к музыкальному образованию и подготовке учителя музыки целостно в научно-методической литературе не освещен. Вместе с тем в публичных выступлениях, статьях, книгах, воспоминаниях современников проявляется неподдельный интерес многих видных музыкантов-педагогов, особенно инструменталистов, к вопросам взаимоотношений с учениками.

Несмотря на фрагментарный характер высказываний большинства музыкантов по интересующей нас проблеме, в них содержится много принципиально важных моментов, которые будучи обобщены и систематизированы, открывают вполне реальные пути решения проблемы педагогического взаимодействия в профессиональной подготовке учителя музыки в колледже.

В основе ситуаций взаимодействия передовых музыкантов (А, Б. Гольденвейзер, СМ. Козалупов, Л.В. Николаев, Л.Н. Оборин, М.Л. Ростропович, Ю.И. Янкелевич и т.д.) лежал подлинный демократизм, отсутствие давления, прессинга, внешнего нажима, поскольку точкой отсчета всегда был ученик с его особым мышлением, способностями, желаниями, музыка же служит художественной средой развития его личности. Сплачивая совместные усилия в единое целое, она корректирует, направляет в нужное русло их мысли, чувства и действия, способствуя бесконечному восхождению к новым для них истинам.

Особенности организации образовательного процесса в педагогическом колледже

Ведущей задачей параграфа является рассмотрение особенностей построения образовательного процесса в условиях колледжа и выявление его возможностей в организации совместной деятельности преподавателей и студентов; разработка учебной программы колледжа «Методика музыкального образования в школе»; изучение отношения студентов и преподавателей к совместной учебной деятельности.

Смоленский педагогический колледж возник на базе педучилища согласно решению областной коллегии по образованию Смоленской области от 14.04.92. В соответствии с законом «Об образовании» новый статус придал ему большую самостоятельность и право разрабатывать свою образовательную программу, опираясь на Государственный стандарт.

Колледж как инновационное учебное заведение, реализующее концепцию многоуровневой подготовки в системе непрерывного образования, предусматривает... «не столько усвоение готовых знаний, сколько обучение способам поиска информации, ее обработки с целью получения новых знаний, новой информации.»(53;21). Он должен сформировать установку на непрерывность профессионального роста и продолжение образования в самых разных формах, в т.ч. путем самообразования. «Образовательная траектория студента в таком учебном заведении вариативна...Студент..., совершая выбор образовательного уровня, не только определяет образовательную траекторию, но и задает свою жизненную перспективу, активно включается в процесс личностной и профессиональной самореализации.» (127;4).

А.В. Козулин, анализируя деятельность учебных заведений нового типа, выделяет главные факторы интеллектуального развития личности учащихся. (69). К ним относятся: углубление теоретического уровня образования и развитие самостоятельных форм учебной работы, творческая активизация деятельности; формирование профессиональной направленности образования; развитие познавательных возможностей и способностей учащихся; удовлетворение их коммуникативных потребностей и потребности в самореализации. Ученый отмечает, что возникновение новых типов учебных заведений ставит задачу разработки технологических способов организации учебно-воспитательного процесса, способствующих воспитанию творческой личности, обладающей гуманистической направленностью.

Обучение в колледже приходится на старший подростковый и ранний юношеский возраст (15-19 лет), к его основным характеристикам относятся: становление самосознания, устремленность в будущее, желание овладеть избранной профессией, выбрать свой жизненный путь, стремление разобраться в собственном «Я». При построении взаимодействия со студентами важно учитывать и новизну того положения, в котором они оказываются после окончания неполной средней школы (9 классов)- это адаптация к новому режиму, учебным нагрузкам, новому уровню отношений с преподавателями, сверстниками по группе, колледжу, общежитию; повышение доли производственной педагогической практики. В то же время еще почти пять лет будет продолжаться их привычная учебная деятельность, правда более усложненного содержания по сравнению со школой. Материальная зависимость от родителей, несмотря на выплачиваемую стипендию, делает их похожими на вчерашних школьников. Хотя школьник и студент колледжа по психологическим критериям и принадлежат к одной возрастной группе, они имеют существенные различия- такие как, профессиональное самоопределение, «взрослость», большая самостоятельность в выборе личностных ориентации, социальная активность, связанная со стремлением пополнить ряды учительства, наличие паспорта и др. Студенты колледжа более раскованно выражают себя как субъекты деятельности. Они сами принимают решение о продолжении образования, выбирают тип учебного заведения, обеспечивающий реализацию своих склонностей и способностей, проявляют самостоятельность, успешно выполняют основные компоненты учебной деятельности, соотнося свои действия с действиями других, подчиняясь нормам и правилам, т.е. вооружаются определенной системой знаний и умений.

Среди особенностей поступивших абитуриентов Смоленского педагогического колледжа следует отметить значительное снижение уровня общей и профессиональной направленности. Многие из них имеют неполное музыкальное образование (4-6 классов ДМШ). Причем в последние годы в связи с падением социального престижа профессии учителя музыки конкурс стремительно снизился, и эта" тенденция остается устойчивой. Поступившие студенты обладают и сравнительно низким уровнем развития интеллектуальных умений, поскольку качество школьной подготовки падает с каждым годом. Привнесенный студентами школьный опыт характеризуется их настроенностью на репродуктивное обучение как вполне достаточное; установкой на понимание профессионализма как усвоение готового набора «рецептов», гарантирующих успешность в избранной сфере деятельности и т.д. На процесс педагогического взаимодействия существенное влияние оказывает «прошлый», предшествующий опыт взаимодействия бывших школьников с учителями, а у педагогов колледжа- с предыдущими поколениями воспитанников.

Похожие диссертации на Совместная деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (На материале педагогического колледжа)