Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО- ЦЕННОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ 13
1.1. Духовность как основа социально-ценностных профессиональных ориентации учителя 13
1.2. Сущностные характеристики социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки 52
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ 81
2.1. Проблемы социализации личности будущего учителя музыки 83
2.2. Задачи и содержание констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования 120
2.3.Задачи и содержание формирующего этапа опытно- экспериментального исследования 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171
Библиография.: 174
Приложения 196
- Духовность как основа социально-ценностных профессиональных ориентации учителя
- Сущностные характеристики социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки
- Проблемы социализации личности будущего учителя музыки
Введение к работе
В настоящее время, как никогда, прогрессивно мыслящие представители науки и искусства проявляют пристальное внимание к проблеме духовности человека как одному из условий решения многих, в том числе и глобальных проблем современности. Постепенно приходит осознание того, что высокий духовный потенциал общества является одним из важнейших условий его выживания и прогресса.
Исследователями отмечается, что путь к возрождению духовности лежит, прежде всего, через облагораживание духовного мира личности ребенка, устремленного в будущее, заключающего в себе духовно-нравственный потенциал этого общества. Не случайно в современных условиях духовное развитие подрастающего поколения приобретает особую актуальность и требует мобилизации всех творческих сил учителя любой специализации. С позиции педагогики искусство вообще, и в том, числе музыка, как никакая другая учебная дисциплина способствует духовному саморазвитию личности. Миссия учителя музыки в России заключается, прежде всего, в том, чтобы приблизить великое музыкальное наследие к ребенку, помочь почувствовать и осознать его в своей жизни как «подпору и утешение» (П.И. Чайковский) и радость от постижения тайн Духа и Бытия. Нет сомнений в том, что для реализации выше обозначенной миссии нужен тот музыкант-педагог, в котором развито огромное чувство профессиональной ответственности, который готов избрать системообразующим принципом своей деятельности целенаправленное развитие и укрепление средствами музыкального искусства духовных сил школьников, обогащение их духовно-нравственного опыта, пробуждение у учащихся стремления к пониманию цели и смысла человеческой жизни, потребности черпать духовную силу в высоком искусстве, который осознает ценность и социальную значимость профессии учителя музыки; в котором развито чувство личной ответственности за
результат своей музыкально образовательной деятельности, который стремится к постоянному профессиональному и духовному самосовершенствованию.
Актуальность исследования. Изучение социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки как проводника духовной культуры общества становится все более актуальной проблемой высшей школы: совершенно очевидно, что от качества этих ориентации во многом зависит качество работы педагога-музыканта.
Проведенные нами наблюдения и опросы учителей музыки' показали, что к настоящему времени обострилось противоречие между профессионально-ценностными ориентациями учителя музыки и его отношением к профессии: проявляя интерес к профессии и содержанию музыкально-педагогической деятельности, многие специалисты в то же время не удовлетворены ее низким социальным статусом и престижем, а сам престиж профессии учителя музыки они часто связывают лишь с материальными условиями, а социальный, духовно-нравственный и профессионально-ценностный смысл остается в основном вне поля их зрения.
Таким образом, профессионально-личностная ответственность учителя музыки перед обществом не осознается в достаточной степени, что требует проявления особой заботы о формировании его профессионально-ценностных ориентации в процессе вузовской подготовки. Мы исходим из позиции, утверждающей, что реализация профессионального потенциала педагога-музыканта во многом зависит от того, насколько вуз ориентирует будущего специалиста на утверждение личной социальной ответственности за результат своей музыкально-педагогической деятельности.
В сфере высшего музыкально-педагогического образования накоплен немалый опыт по изучению путей и методов подготовки будущих специалистов (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.И.Киященко, А.В.Малинковская, Е.В. Николаева, В.И. Петрушин, Л.П.Рапацкая,
1 Опрос проводился в 1996 г. Было опрошено 120 учителей музыки г. Москвы и г. Саранска (стаж работы от 1 до 5 лет)
Г.П.Стулова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин и др.)- Вместе с тем, как показывает проведенный нами специальный анализ, в имеющихся научных и методических работах ряд вопросов остается до сих пор вне поля зрения специалистов. К числу таких вопросов в первую очередь относятся следующие: в чем выражается сущностная природа и специфика социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки? Какие педагогические условия и средства являются целесообразными и эффективными с точки зрения становления социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки в процессе вузовской подготовки?
Нам представляется, что ответы на эти вопросы, которые по своей
сущности имеют не только методический, но и методологический характер,
станут важной предпосылкой для дальнейшей разработки теоретических и
методических основ формирования профессионально-ценностных
ориентации студентов - будущих учителей музыки.
Необходимость обращения к данной проблеме диктуется также выводами, полученными нами в результате проведенного социологического обследования студентов - будущих учителей музыки." Суть этих выводов сводится к тому, что кардинальные преобразования, затронувшие все сферы жизни российского общества, повлекли за собой существенные изменения в профессионально-ценностном сознании студентов - будущих учителей музыки. Меняется содержание личностных ценностных представлений, профессиональных ориентации и установок, сама иерархия ценностей. Особо настораживает тот факт, что в профессионально - ценностных ориентациях студентов часто доминирует прагматический, а не духовный аспект. Немалое число будущих педагогов-музыкантов слабо сориентировано на решение социально-значимых профессиональных проблем.
Социологическое исследование было проведено в 1997 г. Основу исследования составил опрос 267 студентов - будущих учителей музыки среди них: студенты МПГУ (г. Москва), МГҐІИ им. М.Е.Евсевьева (г. Саранск), КГУКиИ (г. Краснодар).
Следует признать, что за время своего существования отечественная общая профессиональная педагогика, социология, в частности, такие обширные области социологического знания как социология образования, социология молодежи и образование в целом, прилагали немалые усилия в решении задач становления и развития профессионально-ценностных ориентации у специалистов.
В центре внимания многих исследований стояли вопросы, связанные с формированием профессиональных ориентации педагога - это работы Ф.Г.Зиятдиновой, А.И. Зиминой, С.Н. Иконниковой, В.Я. Турченко и Л.Г.Борисовой, Ф.Р. Филиппова и др. Проблемам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе высшего педагогического образования посвящены работы О. А. Абдуллиной, СИ. Архангельского, И.Ф. Дементьевой, А.И. Ковалевой, Ю.Г. Кругл ова, Н.В.Кузьминой, В.А. Сластенина и др.
Основные тенденции изменения ценностей и ценностных ориентации молодежи и студентов в области образования и профессионального выбора были проанализированы АЛ. Ветошкиным, Л.А. Журавлевой, И.М.Ильинским, Е.В. Калинкиной, А.А. Матуленисом, В.Г. Мордковичем, В.Г. Неллировским, А.А. Овсяниковым, Ф.Р. Филипповым, Е.Я. Якубовой и др.
Профессионально-ценностные ориентации, в том числе ценности педагогического труда исследовались Н.В. Кузьминой, Л.Х. Магомадовой, В.С.Мухиной, Е.М. Никиреевым, В. А. Новиковой, Л.В. Разживиной, В.А.Сластениным, Е.П. Шастиной, М.Х, Титма, Е.Н. Шияновым, В.А. Ядовым и др.
Еиместе с тем, большинство выполненных научных работ относится к периоду развития общества, существенно отличающемуся своими социальными параметрами от современных конкретно-исторических условий. Следуя принятому в те времена социальному заказу, ученые концентрировали свое внимание по преимуществу на изучении степени интериоризации ценностей
социалистического общества. Изучение же современных экономических, социальных и культурных условий, влияющих через социальный опыт на профессионально ценностное сознание молодежи, избравшей профессию педагогов, требует новых подходов к осуществлению социальной диагностики реального состояния и динамики происходящих процессов.
Сказанное выше со всей очевидностью позволяет понять, в силу чего обращение к данной проблеме приобретает актуальность и значимость в теории и практике музыкальной педагогики высшей школы.
Таким образом, выявленное противоречие между актуальностью, социально-практической значимостью задачи становления социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки в процессе вузовской подготовки и отсутствием теоретически и методически обоснованных путей ее решения позволило сформулировать проблему нашего исследования: совокупность каких условий и педагогических средств обеспечивает эффективность становления исследуемых ориентации учителя музыки в процессе его вузовской подготовки?
Учитывая то обстоятельство, что решение данной проблемы в перспективе требует координации и единой направленности всех дисциплин, предусмотренных структурой высшего музыкально-педагогического образования, мы на данной стадии ее изучения ограничили диапазон научно-исследовательского поиска методолого - методическим аспектом подготовки будущего педагога - музыканта.
Цель исследования - разработка и обоснование теоретических и методических основ становления социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки.
Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя музыки в вузе.
Предмет исследования - формирование социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки в процессе вузовской подготовки
Гипотеза исследования включает в себя следующие основные положения:
социально-ценностные профессиональные ориентации (СЦПО) учителя музыки выступают сложным по структуре и интегративным по характеру качеством личности, которое определяет способы его творческого развития и самореализации в музыкально-педагогической деятельности .
сущностным проявлением данного качества является духовно-личностная по характеру форма профессионально-ориентированного аксиологического выбора, выражающего совокупность отношений и установок учителя музыки к различным социокультурным и профессиональным ценностям и прежде всего к музыке, к ребенку, к реальному музыкально-педагогическому процессу;
процесс становления СЦПО учителя музыки в условиях вузовской подготовки будет проходить эффективно при условии, когда:
а) музыкальное искусство, процесс музыкального воспитания
осознаются будущим учителем музыки как мощное средство духовно-
нравственного воспитания личности;
б) весь процесс предметной профессиональной подготовки
обеспечивает формирование социокультурной ориентации будущих учителей
музыки и позволяет перевести ее в социально-педагогический контекст
будущей музыкально-педагогической деятельности;
в) организация исследуемого процесса становления социально-
ценностных профессиональных ориентации осуществляется при
органическом сочетании его мотивационного, содержательного и
операционального аспектов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его ведущие задачи:
а) раскрыть сущность и функциональное значение СЦПО учителя музыки;
б) определить принципы, особенности содержания и условия организации процесса становления СЦПО учителя музыки в методолого-методическом аспекте вузовской подготовки;
в) осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных в исследовании педагогических условий и средств организации процесса становления СЦПО учителя музыки.
Методологическая основа исследования
Обоснованность теоретических положений и выводов, практических рекомендаций базируется на важнейших положениях: а) о музыкальном искусстве как источнике и средстве эффективного формирования духовной основы личности; б) о функциях, сущности и специфике профессиональной музыкально-педагогической деятельности; в) о значении и путях развития профессионально-ценностных ориентации будущих специалистов —учителей музыки; г) о системно-целостном подходе, обеспечивающем разноуровневое рассмотрение структурно-логических и содержательных сторон изучаемых в диссертации категорий; д) о социальной сущности личности как субъекте деятельности, общения, сознания, о социальной детерменированности формирования его сознания, о многофакторном характере развития личности; е) о взаимосвязи процессов духовного становления и социализации человека, о духовности в межличностных отношениях как условиях и важнейших показателях социализации личности.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, музыковедческой, психолого - педагогической литературы по проблеме; методологический анализ основных категорий, относящихся к данной
проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом формирования СЦПО и анализ его результатов; проведение индивидуальных и коллективных бесед по проблеме исследования со студентами, учителями музыки, учащимися учреждений общеобразовательного типа; теоретическое моделирование структурно-содержательных основ изучаемого процесса; анализ и обобщение передового и массового опыта профессиональной подготовки учителя музыки в вузе с позиции задач исследования; социологические исследования, проводившиеся с применением анкетных опросов и стандартизированных интервью; педагогический эксперимент. На защиту выносятся следующие положения:
СЦПО учителя музыки являются важным компонентом в структуре его личности. Становление СЦПО учителя музыки как качества личности создает основу для наполнения профессиональных действий социально -значимым ценностным смыслом, стремлением и способностью к творческому познанию и преобразованию музыкально-педагогической действительности.
В логико-содержательном плане СЦПО учителя музыки представляют собой специфическую (социально-ценностную, духовно-личностную по характеру) форму профессионально - ориентированного аксиологического выбора, выражающего (на эмоционально-оценочном, художественно -интеллектуальном и деятельно-практическом уровнях) совокупность отношений и установок учителя музыки к различным социокультурным и профессиональным ценностям, в первую очередь, к важнейшим из них - к музыкальному искусству, к ребенку, к реальному музыкально-педагогическому процессу.
3. Ведущими социально-ценностными профессиональными
ориентациями учителя музыки правомерно считать: духовность, заключенную
в музыкальном искусстве, в музыкальном произведении; гуманно-личностное
отношение к детям; осознание особой миссии учителя музыки в становлении
музыкально-эстетической культуры школьников; установка на профессиональное самообразование.
4. Ведущими смысл ообразующими принципами, определяющими направленность процесса становления СЦПО учителя музыки в процессе вузовской подготовки, являются: принцип контекстуальности; принцип взаимосвязи мотивационного, содержательного и операционального компонентов исследуемой подготовки.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят:
в выявлении сущности, специфики, структуры СЦПО учителя музыки;
в выявлении и обосновании, в соответствии со спецификой предмета как предмета искусства, основных компонентов и средств организации процесса становления СЦПО учителя музыки в условиях профессионально-ориентированной методолого-методической подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программно - методического обеспечения процесса становления СЦПО учителя музыки в процессе вузовской подготовки.
Представленные в исследовании теоретические знания о сущности СЦПО учителя музыки, ее ведущих функциях, педагогических условиях и средствах их становления могут явиться надежной предпосылкой совершенствования целостной (прежде всего - методолого-методической) подготовки учителя музыки в вузе.
Достоверность теоретических и практических результатов исследования обеспечивается наличием соответствующей его цели и ведущим задачам исходных методологических предпосылок, исследовательских процедур, а также личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.
Апробация и внедрение полученных результатов исследования осуществлялись: посредством проведения автором (в русле разработанного
спецкурса) различных форм учебных занятий (лекций, семинаров, консультаций и т.п.) со студентами музыкального факультета МПГУ и музыкального отделения педагогического факультета МГПИ им. М.Е.Евсевьева; в ходе выступлений автора на научно-практических конференциях (г. Саранск, МГПИ им. И.Е. Евсевьева, І 999 г., 2000 г.); путем обсуждения диссертации на кафедрах методологии и методики преподавания музыки, а также политологии и социологии МПГУ; в публикациях автора диссертации.
Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Диссертация иллюстрирована таблицами.
Во введении дается обоснование актуальности и практической значимости исследуемой проблемы, определяется методологическая основа, цель и задачи, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, определяются методы исследования, конкретизируются основные концептуальные положения исследования, выносимые на защиту.
В первой главе поставлены для решения два основных вопроса: Что может и что должно выступать в роли методологических оснований данной проблемы? При каких условиях эти основания окажутся действенными и эффективными для решения поставленной исследовательской проблемы?
Во второй главе осуществляется опытно-экспериментальное
исследование процесса становления социально-ценностных
профессиональных ориентации учителя музыки в процессе вузовской подготовки.
Заключение содержит в себе краткие итоги и общие выводы по исследованию.
Духовность как основа социально-ценностных профессиональных ориентации учителя
Обращаясь к изучению выше обозначенной проблемы, считаем необходимым начать с обобщения, анализа, осмысления, интерпретации материалов, посвященных современным подходам к определению социально-ценностных характеристик педагогического процесса и его субъектов, аксиологических императивов профессионально-значимых ценностей педагогического труда, профессионально-ценностных ориентации учителя. В настоящее время, как никогда, прогрессивно мыслящие представители разных областей науки и искусства проявляют пристальное внимание к проблеме духовности человека как одному из условий решения многих, в том числе и глобальных, проблем современности. Постепенно приходит осознание того, что высокий духовный потенциал общества является одним из важнейших условий его выживания и прогресса. Современными учеными подчеркивается, что путь к возрождению высокой духовности лежит, прежде всего, через облагораживание духовного мира личности ребенка, устремленного в будущее, заключающего в себе духовный потенциал этого общества. Не случайно духовному развитию подрастающего поколения придается особая социальная значимость. Исследователи отмечают, что актуализация проблематики духовности обусловлена также образовательной ситуацией. Современное состояние образования в России, по мнению ученых, еще не избавилось от педагогических стереотипов, существующих при социалистическом режиме функционирования школ. Традиционная система обучения, отличающаяся устойчивостью и консерватизмом, не способствует динамическому разнообразию учебной деятельности, отрицательно действуя на стратификацию возраста и его последующую привлекательность. Исследователи указывают, что школа действует как замкнутый распределитель знаний, который обращает норму развития в режим выживания (М.А.Балабан, О.М.Леонтьева). Духовное же развитие ребенка происходит под внутренним контролем личного спроса, что отсутствует в традиционной системе образования. Реальная социально-педагогическая ситуация свидетельствует о неудовлетворительном состоянии воспитания духовности школьников. Как показывают многочисленные исследования, внутренний мир детей включает ценностные ориентации на материальную и духовную сферы жизни, зависящие от возраста и социокультурного окружения. Общим местом является интенция на Абсолютные ценности, проявляющаяся в стремлении школьников познавать себя и окружающий мир. В то же время, доминирующими характеристиками детского мировосприятия являются терминальные конструкты (методика К.Рокича) деструктивного порядка в среде подростков и жесткие «волевые» инструментальные конструкты, преобладающие в старшем школьном возрасте. «Болезнь» Духа находит отражение в духовном кризисе личности ребенка. Полученные данные коррелируются с аналогичными показателями в исследованиях Е.В.Бондаревской, В.Г.Бочаровой, В.В.Зайцева, Г.Е.Залесского, С.В.Кульневича, Т.Д.Молодцовой, А.В.Мудрика и др. Актуальность духовного развития школьников исследователи связывают также с процессами, которые обнаруживаются в современном детстве, т. е. с его кризисом. В последние годы детская психология все чаще рассматривает детство как исторический феномен. Онтогенез современного ребенка необходимо соотносить с филогенетическими процессами становления человечества. Об этом пишут исследователи А.А.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д.Эльконин, И.Д. Фрумин, указывая, что для современного общества характерен разрыв между поколениями или, другими словами, кризис детства, проявляющийся в разрыве между событийностью детско-взрослой жизни, что приводит к «взрывному характеру» истории детства. Аналогичные процессы были отмечены этнографами, изучающими периоды взросления (М. Мид) в различных обществах, которые были подразделены на постфигуративные и кофигуративные культуры, олицетворяющие фактически критические (взрывные) и литические (эволюционные) периоды в истории детства. Современную Россию, с этой точки зрения, можно отнести к кофигуративной культуре, так как именно сейчас и происходит радикальное изменение опыта молодого поколения в сравнении с опытом их родителей.
Сущностные характеристики социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки
Важное значение, в постижении сущностной природы и специфики социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки приобретают современные представления научной и художественной мысли о личности педагога-музыканта, особенностях его взаимодействия с окружающим миром, с музыкальным искусством, с социокультурной, в том числе музыкально-педагогической действительностью. Обращаясь к ним, мы поставили перед собой задачу осмыслить: в силу чего те или иные профессиональные ориентации учителя музыки обретают статус социально-ценностных? Жизненный путь и профессиональная деятельность учителя музыки так или иначе складывается под воздействием самых разнообразных факторов, весь спектр которых, на наш взгляд, пронизан понятиями «духовное» и «социальное». Именно в их координатах возникают и функционируют, на наш взгляд, представления о социально-ценностных профессиональных ориентациях учителя музыки, об их содержательной направленности и структуре. При разработке такого подхода смыслоорганизующим ориентиром для нас стало следующее понимание «социального»: Во-первых, социальное - это свойство, внутренне присущее индивидам и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения; Во-вторых, социальное отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполняемых человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом общности; В-третьих, социальное - есть результат взаимодействий и может быть выражено в культуре, оценках, ориентациях, поведении, духовной деятельности, образе жизни людей и т. д. Такой подход к понятию «социального» позволяет разграничить уровни его проявления: индивидуальный, групповой, общесоциальный. Наконец, социальное может иметь и вне личностную форму бытия. Например, духовные и материальные ценности общества, групп, личности, произведения искусства и литературы и многое другое, в чем отражена социальная идея человека, как их духовного творца (4, 47, 98,236). Следуя сказанному и в опоре на материал, изложенный в первом параграфе нашей работы, обозначим те положения, которые приобретают методологически важное для нас значение и являются отправной точкой при осмыслении сущностных характеристик социально-ценностных профессиональных ориентации педагога-музыканта: - профессиональная деятельность неотделима от общей направленности личности, то есть целостной системы ее отношений к действительности. В этой связи уместно привести высказывание В.С.Мерлина, в котором достаточно ясно и точно раскрываются сущностные особенности данного понятия. «Под направленностью личности, - подчеркивает автор, - подразумевается такое сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденции поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношение к другим людям, к себе, к своему будущему» (155);
Проблемы социализации личности будущего учителя музыки
В данном разделе работы мы поставили перед собой задачу выяснить, какие идеи, подходы, принципы и методы могут и должны выступать в роли теоретико-методических оснований организации исследуемого процесса и способствовать реализации его главной цели - становлению социально-ценностных профессиональных ориентации учителя музыки в процессе вузовской подготовки.
В самом общем виде процесс социализации изучается философией, его различные аспекты - психологией (механизмы деятельности и освоение нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностные отношения), социологией (соотношение процессов и институтов социализации в макросистеме), педагогикой (воспитание), социальной педагогикой (организация и управление социальной средой).
В разных словарях социализация определяется как: 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» (229, с.316), 2) как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта» (258, с.421), 3) «как процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе» (234, с.318), 4)как «сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности» (297, с. 105).
Известный американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (225, с.652). Крупнейший польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (283, с.51). «Социализация, - пишет И.С. Кон, - близка к русскому слову «воспитание», значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества"(120, с. 134).
Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс включающий в себя, с одной стороны: усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом, за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду"(14).
В педагогике высшей школы как синоним слову "социализация" употребляется термин "профессиональная подготовка".
Однако для дальнейшего рассмотрения процесса социализации необходимо развести эти понятия. "Профессиональная подготовка" -процесс передачи специальных знаний, обучения навыкам и умениям, необходимых для выполнения определенных функций в утвердившихся производственных и социальных условиях.
"Социализация" предполагает приобщение личности студента к соответствующей профессиональной культуре, интериоризацию ею полученных знаний и навыков, использование их в различных наборах для конструирования профессиональных и жизненных ситуаций, пребывания в них.
В этом смысле "социализация" представляет собой более широкое понятие, включающее в себя активность личности, выработку ею индивидуального стиля жизни, деятельности и общения.
Иными словами, то. чему учат, воспринимается студентом - будущим учителем музыки, во множестве связей с окружающим миром и прежде всего с его собственными представлениями, ценностями, ориентациями, интересами.
В контексте настоящей работы социализация рассматривается нами как сложный, многогранный процесс включения, человека в социальную практику:, приобретения им. социально-значимых качеств, активное овладение им социально-культурного опыта, на основе которого в процессе деятельности, общения, познания он становится социально зрелой личностью.