Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Молоствова Ирина Евгеньевна

Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки
<
Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Молоствова Ирина Евгеньевна. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Саранск, 1998 191 c. РГБ ОД, 61:98-13/560-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДЕКВАТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 13

1.1. Музыкально-психологические проблемы адекватного музыкального восприятия 13

1.1.1. Музыкальное восприятие и музыкальное мышление в аспекте познавательной деятельности 13

1.1.2. Музыкальное произведение как центральный объект коммуникативной деятельности 23

1.1.3. Особенности функционирования элементов музыкального языка (лингвистический аспект) 34

1.2. Музыкально-педагогические проблемы формирования адекватного музыкального восприятия музыки 43

1.2.1. Критерий адекватности в восприятии музыки 43

1.2.2. Психолого-педагогические условия формирования адекватного восприятия музыки 58

Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА "ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ", НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ 67

2.1. Проблема историко-стилевого подхода к преподаванию элементарной теории музыки 67

2.1.1. Ведущие тенденции в современном музыкально-теоретическом образовании 67

2.1.2. Проблемы использования историко-стилистического подхода в преподавании ЭТМ

(современные взгляды) 77

2.1.3. Исторический подход к преподаванию элементарной теории музыки в учебниках второй половины 19 -начала 20 веков 86

2.2. Историко-стилевой подход к построению методики преподавания ЭТМ 99

2.2.1. Виды деятельности на занятиях элементарной теории музыки 99

2.2.2. Основные положения методики преподавания курса

ЭТМ, опирающейся на принцип историзма 109

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ 120

3.1. Цели, задачи, структура эксперимента 120

3.2. Содержание и основные направления экспериментальной методики обучения 125

3.3. Результаты эксперимента 133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145

БИБЛИОГРАФИЯ 148

ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Введение к работе

Актуальность работы.

В ряду современных задач музыкально-педагогического образования одной из актуальных является формирование личности педагога-музыканта, обладающего тонким вкусом, глубоким знанием теории и истории музыки, развитым художественно-эстетическим мышлением. Требования, предъявляемые современным обществом к учителю-музыканту, заключаются в необходимости выработки у школьников системы художественных представлений, взглядов, критериальной шкалы эстетических ценностей, способствующих истинному пониманию явлений музыкального искусства как современности, так и прошедших веков.

Эта проблема является особенно актуальной в сложившейся сегодня социокультурной ситуации, отмеченной существенными изменениями как в общественно-политической, так и художественно-эстетической сферах. В отношении музыкального искусства общая картина также неоднозначна. Она характеризуется огромным стилевым разнообразием звучащих произведений. Положение осложняется, с одной стороны, значительным весом так называемой "легкой" музыки, с другой - усилением функциональной роли данного искусства. В связи с этим, задача современного учителя музыки заключается в том, чтобы заложить в сознании школьников необходимые нормы восприятия произведений той или иной эпохи, сложившиеся в данной конкретной культуре. Учитель-музыкант должен уметь раскрыть учащимся художественное содержание музыкального произведения и систему выразительных средств, с помощью которых это содержание воплощается; владеть методами, формирующими адекватное восприятие музыкальных явлений. А значит, ему необходимо самому уметь адекватно воспринимать произведение музыкального искусства, об- ладать навыками полноценного их постижения. В этом и состоит одна из задач вузовского музыкально-педагогического образования.

Критерий адекватности, используемый в теории познания, характеризует собой верное воспроизведение объективно существующих связей и отношений в представлениях, понятиях и суждениях. В музыкальном познании данный термин соотносим с тождественным отражением в психике субъекта художественного содержания произведения. Адекватное музыкальное восприятие является необходимым составляющим единого процесса восприятия музыки - ее понимания. Высокий уровень адекватности восприятия предполагает сформированный механизм взаимосвязи содержательной основы произведения и личного (художественного и жизненного) опыта, знаний, размышлений слушателя. Эта взаимосвязь осуществляется на основе сотвор-ческой работы реципиента, результирующейся в переводе художественной информации в собственное переживание, внутреннее высказывание и выражающееся в последующей интерпретации индивида. Таким образом, адекватное музыкальное восприятие мы трактуем как соответственное культурно-эстетическим, жанрово-стилистическим и музыкально-языковым условиям эпохи осознание субъектом художественного содержания музыкального произведения.

Вопросы адекватного музыкального восприятия нашли отражение в трудах Е.Назайкинского, Н.Очеретовской, М. С. Старчеус, К.Тарасовой, Ю.Н.Холопова, где они рассматриваются как с музыковедческих, так и с музыкально-психологических позиций [131, 145, 189, 197, 212]. Наиболее полно явление адекватности освещается в работах В.Медушевского и Н.Бучило, которые раскрывают его в соотнесении двух аспектов - личности и культуры (субъективного и объективного) [121. 40].

Исследователи, определяя необходимые условия полноценного музыкального познания, затрагивают многообразные стороны перцептивной деятельности слушателя: ассоциативно-чувственную (А. Ашха-руа-Чолокуа, В.П.Бобровский, Е.Назайкинский, Р. А.Тельчарова и др.), интеллектуально-мыслительную (В.С.Лаврентьев, М.Тараканов, В. Д. Остроменский), музыкально-речевую (В.Медушевский, Л.Б.Пере-верзев, С.Раппопорт, А.Сохор и др.), интерпретирующую {Л.Кадцын, А.Г.Костюк, Е. Ручьевская и др.).

Музыковедческие исследования по данной проблеме обогатили знания об особенностях, условиях формирования адекватного музыкального восприятия. Вместе с тем, малоисследованными остаются вопросы приложения полученных научных выводов к практике преподавания конкретных музыкальных дисциплин. Так, проблема формирования адекватного музыкального восприятия в процессе обучения учителя музыки не являлась до настоящего времени объектом специального исследования.

В процессе музыкально-педагогического обучения важную роль играют музыкально-теоретические дисциплины, изучение которых должно быть направлено на становление и развитие художественного мировоззрения, целостного музыкально-творческого мышления студентов. Современные взгляды на методику преподавания данных дисциплин характеризуются утверждением приоритета эстетического начала, что способствует установлению тесного взаимодействия абстрактно-логических и содержательных представлений, а следовательно, подходу к полноценному постижению различных музыкальных явлений.

В научно-методической литературе отражены соответствующие поиски и находки в курсах гармонии [3. С.Воскерчьян, 49; Н.С.Гу- ляницкая, 57; СМ. Зарухова, 64], анализа музыкальных произведений [Г. С. Алфеевская, 6; Г.Л.Михайлова, 127; М. И. Ройтерштейн, 169; Ю.Н.Холопов, 213], сольфеджио [Т.Бондаренко, 29, 30; Н.М.Гарипова, 51; Т.Енько, 62]. Однако, необходимость художественно-эстетического подхода к изучению курса элементарной теории музыки (ЭТМ) педагогами-музыкантами, как правило, только констатировалась. Элементарная теория музыки в настоящее время остается наименее разработанной частью цикла музыкально-теоретических дисциплин как в содержании, планировании, так и методике преподавания. Между тем курс ЭТМ открывает данный цикл; получаемые здесь знания являются базой, на основе которой осуществляется дальнейшая учебная деятельность студентов. В связи с этим содержание, методика преподавания должны отвечать современным тенденциям, общим для музыкально-теоретического образования в целом.

Одна из наиболее актуальных проблем методики ЭТМ коренится в сложившейся практике преподавания, где преобладает абстрактно-логический подход к изучению средств музыкальной выразительности. Анализ программ, учебников и учебных пособий показал, что курс ЭТМ зачастую трактуется как теоретическое обоснование норм музыкальной грамоты. Акцент на абстрактно-логических сведениях препятствует постижению выразительных средств музыки как художественно-содержательных элементов. Тем самым традиционное обучение не способствует развитию музыкально-творческого мышления студентов, уводит в тень центральный акт познания музыкальных явлений - восприятие.

Число научно-методических работ по обучению ЭТМ весьма незначительно. Основополагающее значение в разработке методики преподавания данной дисциплины принадлежит А.Л.Островскому [142].

Важные методические положения обозначены в работе М.А. Этингера [228]. Особого внимания заслуживает исследование Н.М. Гариповой [51]. В нем находит реальное воплощение заявленный в программе А.Л.Островского художественно-эстетический подход к теоретическому обучению. Однако, в целом в литературе отсутствуют разработанные научно-методические основы формирования адекватного музыкального восприятия в музыкально-педагогическом образовании; не определена программа курса ЭТМ, направленная на развитие способности к адекватному постижению музыки, ее структура; не выявлены наиболее эффективные виды деятельности при становлении полноценного восприятия в условиях обучения элементарной теории музыки.

Теоретическая и методическая неразработанность в музыкальной педагогике проблемы формирования адекватного музыкального восприятия в преподавании ЭТМ определили актуальность исследования: выявление педагогических условий формирования адекватного музыкального восприятия в процессе подготовки учителя-музыканта в курсе ЭТМ.

Цель исследования - поиск и научное обоснование построения оптимального процесса обучения элементарной теории музыки, способствующего формированию адекватного восприятия музыки.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов-музыкантов в условиях обучения элементарной теории музыки.

Предмет исследования - процесс формирования адекватного музыкального восприятия в преподавании курса ЭТМ.

Гипотеза исследования. Положительный результат в формировании адекватного музыкального восприятия в курсе элементарной теории музыки может быть достигнут на основе: историко-стилевой перспективы при изучении музыкальных явлений, включенных в курс; тесной взаимосвязи абстрактно-логических и содержательных представлений через стимулирование художественно-творческой деятельности студентов; специальных навыков аналитико-синтезирующей, музыкально-речевой деятельности при восприятии музыкальных явлений.

Задачи исследования:

Раскрыть теоретические основы адекватного музыкального восприятия и охарактеризовать основные факторы, способствующие его формированию и развитию.

Выявить педагогические условия становления полноценного восприятия музыки в курсе ЭТМ в процессе обучения будущего учителя-музыканта.

Разработать дидактическую модель формирования адекватного музыкального восприятия в курсе элементарной теории музыки.

Определить содержание курса ЭТМ, основанного на историко-стилевом подходе.

Опытно-экспериментальным путем проверить основные положения и практические рекомендации по формированию адекватного музыкального восприятия в процессе обучения элементарной теории музыки учителя музыки.

Методологической основой исследования явились: теория познания, общепсихологическая концепция деятельностного характера восприятия (Б.Г.Ананьев, С.Н.Беляева-Экземплярская, А.А.Леонтьев, В.Максимов, М.С.Старчеус, М.Б.Тимченко и др.), основные положения педагогики высшей школы (С.Архангельский, Ю.К. Бабанс-кий, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, С.Смирнов и др.), психолого-педа- гогические основы музыкального обучения (Э.Б. Абдуллин, Л.Г.Ар-чажникова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.), положения музыкознания об историзме и роли социокультурного фактора в познании явлений действительности (В.П.Бобровский, Л.А.Мазель. М.Михайлов, А.Н.Сохор и др.), идеи о музыкально-семантической организации музыкального сообщения (М.Г.Арановский, В.Медушевский, Г.Орлов, С.Раппопорт, Н.Г.Салмина и др.).

Методы исследования. В соответствии с целями исследования использовались: теоретический анализ психолого-педагогической, музыковедческой, музыкально-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта, рассмотрение учебников, учебных пособий, учебных планов и программ по курсу ЭТМ; целенаправленное педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Ваза исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с 1991 по 1997 гг. на базе педагогического факультета Мордовского государственного педагогического института им.М.Е.Евсевьева со студентами-музыкантами.

На защиту выносятся следующие положения:

Адекватное музыкальное восприятие является неотъемлемым, качеством познания искусства музыки.

Историко-стилевой, социокультурный подходы к рассмотрению музыкальных явлений есть определяющие факторы адекватного восприятия музыки.

Опора на аналитико-синтезирующую художественную деятельность в процессе обучения элементарной теории музыки является важнейшим условием формирования способности к адекватному восприятию музыки.

4. Разработанная модель формирования адекватного музыкального восприятия в курсе ЭТМ, основанная на установлении тесного взаимодействия логических и художественно-эстетических представлений, способствует развитию музыкального мышления студентов-музыкантов.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в дидактике музыкального образования выявлены условия формирования адекватного музыкального восприятия в обучении элементарной теории музыки в системе подготовки учителя музыки, спроектирована и обоснована модель становления полноценного восприятия музыки, создан комплекс дидактических средств развития данной способности в курсе ЭТМ.

Теоретическая значимость состоит в следующем: определены содержание и структура адекватного музыкального восприятия; выявлены психолого-педагогические условия и модель формирования адекватного восприятия музыки в процессе обучения будущих учителей элементарной теории музыки;, разработаны и теоретически обоснованы методические подходы к формированию адекватного музыкального восприятия в обучении элементарной теории музыки; создана программа стилистически ориентированного курса ЭТМ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения дают возможность в современных условиях совершенствовать процесс профессиональной подготовки учителя музыки. Разработанная методика преподавания элементарной теории музыки на основе принципа историзма, в которой ключевые знания являются фундаментом, способствует улучшению качества знаний студентов, развитию музыкального мышления, познавательно-творческого отношения к музыкальному искусству.

Разработанные в диссертации методические положения обладают широкой амплитудой действия и могут быть использованы в преподавании элементарной теории музыки на разных уровнях музыкального образования, а также в процессе изучения других музыкальных дисциплин.

Апробация результатов исследования: основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования, кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов МГШ им.м.Е.Евсевьева, на внутривузовских (Саранск, 1992-1997), региональных (Саранск, 1996), межвузовских (Москва, 1997) и всероссийских (Саранск, 1997) научно-практических конференциях, нашли отражение в изданных работах автора. Достоверность результатов подтверждена опытно-экспериментальной работой на педагогическом факультете МГПИ им.М.Е.Евсевьева.

Музыкально-психологические проблемы адекватного музыкального восприятия

Восприятие музыки является одной из актуальнейших и активно разрабатываемых в последние годы проблем изучения музыкальной деятельности как в музыковедении, так и в музыкально-педагогической науке. Подход к рассмотрению данной проблемы осуществляется с различных сторон. Базируясь на научных данных различных областей психологии, исследователи опираются также и на обширный круг знаний эстетики, культурологии, социологии, философии, лингвистики, семиотики. В связи с этим рассмотрение явления музыкального восприятия приобретает тот или иной содержательный аспект.

Общепсихологическое определение восприятия акцентирует отражательный характер этой деятельности, которая трактуется как "целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на ре-цепторные поверхности органов чувств" [155, с.66]. Многие исследователи подчеркивают активную, деятельностную сущность восприятия. Оно трактуется как сложная аналитико-синтезирующая работа. Процессуальную основу восприятия подчеркивает Б.Г.Ананьев, определяя его как "процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности" [152 с.17], А.Н.Леонтьев отмечает важность активного движения в формировании образов [Там же, с.37].

Процессуально-деятельностная специфика восприятия берется за основу в исследованиях психолого-педагогического направления. Здесь оно связывается с решением определенной задачи истолкования тех или иных раскрывающихся в процессе восприятия чувственных данных. Таким образом в процессе восприятия человек совершает познавательную деятельность, заключающуюся в решении различных задач.

При восприятии объект воспринимается не только в его материальных измерениях (пространственных, временных), но и в его значении. Поэтому восприятие включает в себя в качестве обязательных компонентов осмысленность и категориальность. Здесь первый -результат словесного обозначения чувственных впечатлений; второй же необходимый компонент этого процесса воплощается в узнавании (идентификации) предметов и явлений и последующем умозаключении. Подчеркивая именно эту сторону, Дж.Брунер определяет восприятие как процесс принятия решения [215. с.1403.

Художественно-эстетический взгляд на означенную проблему конкретизируется объектом восприятия - произведением искусства (в частности, музыкальным произведением).

Восприятие музыки является важнейшей областью музыкальной практики, оно выполняет роль ее центрального звена: "главным, генерализированным видом музыкальной деятельности" называет музыкальное восприятие Р.А.Тельчарова [198. с. 27]. Сохраняя общепсихологическую трактовку, явление восприятия художественных произведений обретает специфичность, исходящую из предмета искусства, и в частности, музыки. Ю.Н.Холопов указывает, что содержанием его являются духовные эстетические акты, возникающие как отражающая реакция человеческого сознания на реальную действи - 15 тельность, и упорядоченные в формах звуковых структур [213, с.141]1. Специфичность музыки проглядывается в определении, данном А.Сохором: "Под музыкальным восприятием (восприятием музыки) мы будем понимать деятельность человека (или социальной группы или общества в целом), состоящую в духовном овладении произведениями музыкального искусства" [187, с.89].

В отечественном искусствознании традиционно подчеркивается определяющая роль познавательной активности и деятельности субъекта в постижении художественных явлений. Музыкальная деятельность здесь определяется как "проявление человеческой активности, состоящей в духовно-практическом овладении ценностями музыкальной культуры общества и музыкальном творчестве, представляет собой определяющий компонент музыкальной культуры личности. Она формируется при опоре на музыкально-слуховые и общеэстетические способности, подлежащие развитию на основе музыкальных потребностей знаний музыкального языка, соответствующих умений и навыков" [Р.А.Тельчарова, 198, с.33]. А.Зись также подчеркивает дея-тельностную основу восприятия используя термин "восприятие-познание": "во-первых, восприятие представляет сам процесс познания произведений; во-вторых, оно руководимо уже некоторыми накопленными знаниями об искусстве; в-третьих, оно как-бы "откладывает" в сознании аудитории определенные новые знания" [70, с.12].

Проблема историко-стилевого подхода к преподаванию элементарной теории музыки

Фундаментализация и гуманитаризация - новые концептуальные основы современного образования. Принцип фундаментализации подразумевает построение образовательных программ таким образом, чтобы они отражали современное состояние науки, практики, их потребностей. В приложении к музыкально-теоретическому образованию данный принцип выражается в обогащении его (образования) последними научными достижениями современного музыковедения, использовании научных методов получения знаний, требующих оперирования наиболее общими музыковедческими категориями {стиль, жанр, интонация и т.д.), овладении новыми методиками преподавания различных дисциплин.

Гуманитарный подход, естественный для музыкального образования, занимает сейчас все большее место. Теоретическое музыкознание последних десятилетий характеризуется обращением к культурно-ценностной стороне изучаемых им явлений. Активно разрабатыва-ются стороны научного знания, касающиеся проблем стиля, жанра, музыкального произведения и его ценности, музыкального мышления, логики слушательского восприятия, творческого метода композитора, социологии музыки и т. д. Общим знаменателем этих проблем является художественная культура. Понимание музыки как явления культуры в социологическом, философском, эволюционном плане выдвигает категории музыкального мышления эпохи, музыкального языка, музыкальной речи, понятия ценности, художественного открытия. В связи с этим получение теоретических знаний в любом курсе (специальность, дирижирование, сольфеджио и др.) становится неотделимым от их смыслового, художественного значения, что характеризует все более тесное взаимодействие логического и культурно-ценностного подходов.

Музыкальная педагогика проникается общей направленностью поисков и разработок музыкально-теоретического знания. Центральным звеном в современном обучении в цикле музыкально-теоретических дисциплин становится не только, и не столько приобретение совокупности специальных знаний, умений и навыков (по большей части - логико-конструктивного характера), отвлеченных от содержательной стороны музыкальных явлений, сколько художественно-музыкальной культуры будущего специалиста, установление приоритета эстетического начала в постижении законов музыки. Говоря о специфике профессиональной подготовки будущего учителя-музыканта, Л.А. Ра-пацкая подчеркивает: "учителя музыки необходимо готовить к осознанию музыкального произведения как составной части общехудожественного процесса, обусловленного типом культуры, стилевыми закономерностями, значимыми для всех видов искусств" [160, с.52].

Е.Назайкинский сформулировал основные принципы музыкально-теоретического образования, которые заключаются в акцентировке содержательного начала музыки, постановки музыкального произведения как культурно-художественного феномена в центр теоретических курсов и усилении внимания к вопросам слушательского восприятия и исполнительской интерпретации, их более систематическом и последовательном использовании в учебных программах [133].

Целью любого образования является формирование у учащихся целостной картины мира. В музыкальной педагогике эта цель претворяется в формирование осознанного восприятия музыкального процесса как художественного целого, реализующегося в исторической перспективе, постижении закономерностей музыкального мышления. Поиск эффективных форм и методов преподавания, которые служили бы воспитанию активного слушателя, исполнителя, педагога-музыканта, обладающего тонким вкусом, индивидуальным суждением, достаточным знанием теории и истории музыки, культурно-художественным мышлением - одна из наиболее важных проблем современного музыкального образования.

В то же время современной музыкально-педагогической наукой критикуется единообразие учебных программ для всех музыкальных специальностей. Предлагается новый подход - направленность обучения на конкретную специализацию с опорой на общий музыкальный историко-теоретический фундамент [209, 210]. Таким образом, образование должно иметь две стороны - базовую и специально-профессиональную. Фундаментом любого музыкального образования должно стать знание музыки, музыкальной культуры, владение методом профессиональной интерпретации явлений музыкального искусства. Базовое образование связано прежде всего с предметами теоретическими. Но во главе угла здесь должно быть не освоение абстрактно-логических сведений, а формирование целостного взгляда на художественное произведение; технологические же навыки здесь - лишь инструмент, помогающий глубже понять музыку. Профилирующее образование связывается прежде всего с практическим компонентом обучения. В частности, преподавание музыкально-теоретических дисциплин в системе вузовской подготовки учителя музыки должно быть нацелено на активизацию целостного музыкально-творческого мышления.

Знания об искусстве должны стать целевым ориентиром учебной музыкальной деятельности. Преподавание музыкальной теории должно способствовать формированию свободного оперирования одновременно художественно-содержательными и абстрактно-логическими представлениями (при подчиненной роли последних), осознанного отношения к организации музыкального материала с позиций содержания и формы, понимания социально-исторической обусловленности музыкального стиля, жанра, языка и т.д.

К сожалению, в целом в преподавании предметов музыкально-теоретического цикла отсутствует рассмотрение музыкальной культуры как целостного феномена. Отсюда - современные требования к музыкально-теоретическому образованию вообще:

1) оно должно содержать фундаментальные теоретические положения и базироваться на них;

2) курсы должны стать содержательно и методически обусловленными специальностью обучающихся, им должен быть свойствен высокий уровень обобщения, концентрации содержания в большие тематические блоки, выстроенные в проблемно-историческом плане;

3) в содержание курсов должна войти история музыки как средство оптимизации учебного процесса [65].

В "Концепции подготовки специалиста-учителя музыки на музыкальных факультетах высших учебных заведений" [90] в фокусе задач изучения теоретических дисциплин стоят формирование представлений о специфике музыкального мышления и языка, выразительных и формообразующих возможностях его элементов, народных и профессиональных жанрах музыки, об исторически меняющихся среде - 71 твах музыкальной выразительности, умений анализа музыкального произведения в единстве его содержания и формы. Решение данных задач требует насыщения содержания обучения художественно-эстетическим смыслом.

Цели, задачи, структура эксперимента

На основании вышеизложенных теоретических и методических положений был проведен дидактический эксперимент. Целью данного эксперимента являлась проверка эффективности использования исто-рико-стилистического подхода в формировании адекватного восприятия музыки.

Объект - процесс обучения элементарной теории музыки, направленный на формирование адекватного восприятия музыкальных явлений. Выбор данного курса в качестве экспериментального обусловлен, во-первых, значимостью его в последующем музыкально-теоретическом обучении и в формировании профессионала учителя-музыканта в целом как основополагающего, закладывающего основы познания музыкального искусства как языкового, смыслосодержательного явления; во-вторых, - многоохватностью содержания, включающего в себя элементы музыкального языка разного уровня, возникшие и эволюционировавшие в различные исторические периоды; в-третьих, - значительным развивающим потенциалом в связи с актуализацией наиболее существенных знаний и умений, обусловливающих полноценное постижение музыки.

Предмет опытно-экспериментальной работы - формирование адекватного восприятия музыки на основе историко-стилистического подхода.

Задачи экспериментального обучения заключались в следующем:

1) отработать методику диагностики уровня адекватности в постижении музыкальных явлений, определив систему необходимых знаний, умений и навыков, способствующих формированию адекватного восприятия музыки;

2) опробовать процедуру (методику) экспериментального обучения, способствующего становлению способности к адекватному музыкальному восприятию;

3) установить, способствует ли данный метод формированию у студентов способности восприятия музыки как смыслосодержательно-го явления и определить достоверность результатов методами математической статистики.

Опытной базой эксперимента являлось отделение "Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью "Музыка" педагогического факультета МГПИ им.М.Е.Евсевьева (г.Саранск) . В эксперименте приняли участие студенты I курса. Они были поделены на две группы - экспериментальную и контрольную по 26 человек в каждой. В состав каждой из них входили студенты, закончившие детскую музыкальную школу по классу фортепиано, баяна, аккордеона. Весьма незначительный процент составляли выпускники музыкального училища (дирижеры, вокалисты). В связи с этим, перед проведением эксперимента была проведена работа по выравниванию групп.

Этапы дидактического эксперимента. Экспериментальная работа имела 3 этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).

На первом этапе была проведена предварительная работа по подготовке методического оснащения курса ЭТМ (курс лекций, практические задания) для проведения формирующего этапа эксперимента и разработана методика диагностики уровня адекватного музыкального восприятия.

На основе последней был проведен начальный диагностический срез по определению уровня развития способности студентов к адекватному восприятию музыкальных явлений. Для более тщательного сравнения стартовых условий групп выявлялась степень информированности студентов в различных областях искусства, полноты их художественно-эстетического опыта, а также отношение к различным явлениям музыки (стилям, жанрам), потребностно-мотивационного компонента музыкального обучения.

На втором (центральном) этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялось обучение в курсе элементарной теории музыки, ориентированного на формирование адекватного музыкального восприятия.

На третьем этапе был проведен итоговый диагностический срез по выявлению уровня развития адекватного восприятия музыки, сформировавшегося в результате экспериментального обучения.

Методика проведения контрольных срезов. Для диагностики уровня развития адекватного восприятия, а также объема художественно-эстетических представлений и опыта, отношения к музыкальному обучению, были использованы, соответственно, специально разработанная автором данного исследования система контрольных заданий, анкеты-тесты, составленные с использованием положений, изложенных в работах И.А.Комарской [86, с.22] и Н.Гариповой [51, с.139] (их тексты даны в Приложении 4).

Похожие диссертации на Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки