Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Проблема восприятия музыки детьми в современной психолого-педагогической литературе 10
1.2. Целесообразность привлечения наглядных средств к процессу музыкального развития детей 28
1.3. Основные положения системы К.С.Станиславского в совершенствовании навыков восприятия и исполнения музыки детьми 49
ГЛАВА II. СОДЕШАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи, организация и методика эксперимента. Констатирующий этап исследования 76
2.2. Обучающий этап исследования 86
2.3. Контрольный этап исследования 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 186
- Проблема восприятия музыки детьми в современной психолого-педагогической литературе
- Целесообразность привлечения наглядных средств к процессу музыкального развития детей
- Задачи, организация и методика эксперимента. Констатирующий этап исследования
Проблема восприятия музыки детьми в современной психолого-педагогической литературе
В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных восприятию как психологическому процессу, восприятии музыки как частному случаю восприятия и методике развития восприятия музыки. Мы рассмотрим эту проблему с точки зрения теоретической основы темы нашего исследования, т.е. развития восприятия музыки детьми 6-7 лет.
Определение "восприятие" имеет множество формулировок, что связано со сложностью самого понятия, его комплексностью. Это "процесс познания" /121,с.II/, "Психологический процесс" /178,с. 41/, "отражение в сознании человека предметов или явлений" /174, с.222/. Наиболее полным с нашей точки зрения является следующее определение: "Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта в поле восприятия, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания адекватного цели действия, формирование образа восприятия" /205,с.251/.
С точки зрения физиологии - восприятие это совместная деятельность первой и второй сигнальных систем, где решающая роль принадлежит эффекторным рефлекторным окончаниям, которые формируют в мозге отпечаток воздействий, производимых на нервную систему. При этом процессы, происходящие в центральной нервной системе и приводящие к определенным восприятиям, как отмечает Рок Ирвин /196/ сами по себе объективно не осознаются.
Вместе с тем операции познания (называемые мышлением) представляют собой важные ингредиенты восприятия, т.к. любое восприятие всегда обобщает не только входящие в его психологическую структуру ощущения, но и включает понятия /11,85/. В этой связи надо отметить важность образования динамического стереотипа восприятия, т.е. создания определенной системы раздражителей. На это в частности обращает внимание П.М.Якобсон /255/.
В.Н.Мясищевым /167/ экспериментально доказано, что деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения зависит от эмоционального состояния человека. Это же подтверждает К.Изард /99/, указывая на то, что при эмоциональных состояниях включаются все нейро-физиологические системы и подсистемы организма . и такие изменения соматических функций неизбежно влияют на восприятие.
Целесообразность привлечения наглядных средств к процессу музыкального развития детей
Для рассмотрения этого вопроса мы должны вначале коснуться общих положений современной педагогики по отношению к .дидактическому принципу наглядности. В настоящее время этот принцип подвергается в советской педагогике серьезному пересмотру. Л.Н. Куркчян /131/ отмечает три разных понимания принципа наглядности: I) традиционное, исходящее из гносеологического положения "от конкретного к абстрактному"; 2) скептическое, основывающееся на отрицательных последствиях, наблюдающихся при неправильном, однобоком применении принципа наглядности; 3) новое .диалектическое понимание, которое исходит из критического анализа традиционного понимания наглядности и, опираясь на диалектическую теорию мышления, выдвигает положение, согласно которому в процессе усвоения понятий не всегда необходима непосредственная опора на чувственность восприятия. В качестве примеров приведем некоторые определения наглядности: "Наглядность есть показатель простоты и понятности .для данного человека того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, мышления и воображения". /230, с. 21/. "Наглядность есть фиксация существенного в чувственно-конкретной форме". /I56,c.II7/. Но в тоже время отмечается, что понятия чувственности и наглядности не тождественны и требуют строгого разграничения /86,230/. А.П. Ланг /132/ отмечает, что понятие наглядности не выражает свойств существующих в реальной действительности объектов, а выражает взаимоотношения воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта, проявляющиеся в том, что последний возможно отразить в форме чувственных образов. В.Н.Штоф /243/ пишет, что в марксистской философии наглядность рассматривается как черта наших знаний, определяющая их чувственное, основанное на опыте происхождение, их непосредственную связь с практикой как предметной деятельностью. Л.М.Фридман /230/ делает вывод, наглядность - это свойство, особенность психических образов объектов, но не свойство и качество их самих; показатель простоты и понятности для конкретного человека того психического образа, который создается у него в результате процессов восприятия, памяти, мышления, воображения; зависит от особенностей самого человека, его склонностей, интереса, от его потребности создать у себя яркий понятный образ объекта.
class2 СОДЕШАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
class2 .
Задачи, организация и методика эксперимента. Констатирующий этап исследования
Как говорилось во введении .для нахождения путей и методов формирования навыков восприятия музыки в процессе хорового пения было проведено экспериментальное исследование. В качестве рабочей гипотезы мы предположили, что .для успешного развития восприятия музыки в процессе хорового пения необходимо применять комплекс методов, включающих как изучение детьми средств музыкальной выразительности, так и намечаемый ими план исполнения произведения.
Нами была разработана специальная методика проведения хоровых занятий, направленная на интенсификацию процесса приобретения детьми навыков восприятия музыки в ходе хоровой исполнительской учебной деятельности. В нее входили: ознакомление со средствами музыкальной выразительности (с применением моделирования характера музыкальных произведений и основных средств выразительности его составляющих); создание плана исполнения самими детьми; использование наглядных средств при объяснении приемов звукоизвлечения. В задачи опытно-экспериментальной работы входило: I) выявление исходного уровня музыкального развития учащихся младшего хора детской хоровой студии, качества их индивидуального и хорового пения; 2) на полученной основе определение того, какие знания о характере музыки, средствах музыкальной выразительности, в какой последовательности и каком объеме целесообразно давать учащимся в первом учебном году; 3) изучение возможности и результативности применения разбора и составления плана исполнения хоровых произведений для совершенствования навыков восприятия и исполнения музыки детьми 6-7 лет; 4) разработка комплекса методов, способствующих эффективности музыкального развития хористов с применением, соответственно возрасту адаптированных, методов и приемов системы К.С.Станиславского; 5) проверка разработанной методики.
Экспериментальное исследование проводилось на младшем хоре детской хоровой студии "Зарница" Дома культуры "Новатор" г. Москвы. Оно состояло из предварительного и основного эксперимента.