Содержание к диссертации
Введение
I глава. Теоретические основы совершенствования вокального обучения подростков.
1.1. Обучение пению подростков, как психолого-педагогическая проблема 20-39 стр.
1.2.Возрастные особенности развития голоса учащихся в период взросления 39-45 стр.
1.3. Специфика обучения пению учащихся в условиях эстрадной студии 45-49 стр.
II глава. ТСО как средство оптимизации обучения пению.
1.1. Общенаучные основы проблемы использования технических средств в процессе обучения 50-68 стр.
ІІ.2. Влияние акустических условий помещения на технологию звукоизвлечения 68-77 стр.
П.З. Эффект А.Томатиса как средство усиления обратной связи в системе «слух - голос 77-84 стр.
П.4. Методика вокального обучения учащихся эстрадной студии... 84-99 стр.
III глава. Экспериментальное исследование влияния ТСО на певческое развитие учащихся эстрадной студии.
Ш. 1. Методы научного исследования 99-114 стр.
Ш.2. Поисковый этап эксперимента 114-116 стр.
III.3. Формирующий этап эксперимента 117-133 стр.
Ш.4. Проверочный этап эксперимента 133-137 стр.
Выводы 137-147 стр.
Приложение 148-211 стр.
1. Экспериментальные материалы
2. Аудио и видео кассеты
3. Авторский сборник детских эстрадных песен
- Обучение пению подростков, как психолого-педагогическая проблема
- Общенаучные основы проблемы использования технических средств в процессе обучения
- Методы научного исследования
Введение к работе
Актуальность исследования.
Как известно, музыка, в том числе и пение, в современном мире -это не только предмет развлечения, но и могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Однако, в наше время большинство школьников, не посещающие детские музыкальные школы или школы-студии хорового и церковного пения, и имеющие только один урок музыки (в школе) в неделю, практически предоставлены сами себе и предпочитают получать информацию из средств массового вещания, где в основном звучит легкая музыка. Старшеклассники же вообще лишены музыкального воспитания в школе и вынуждены общаться между собой на улице или в клубах, где процветает наркомафия. В этой ситуации подросткам просто необходим добрый и умный взрослый наставник. Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была краеугольным камнем педагогики и психологии. Наиболее трудным возрастом, и в плане физиологии, психологии и соответственно педагогики, является, так называемый, подростковый возраст (от 10 до 18 лет).
Изучая музыкальные интересы подростков, можно прийти к выводу, что большинство увлекается эстрадной вокальной музыкой и современными музыкальными электронными и компьютерными технологиями. Эти интересы уже сформированы социумом, средствами массовой информации, отражая дух времени. Следует отметить, чтов настоящее время программы массовых средств вещания изобилуют «взрослой», к сожалению не всегда высокохудожественной и доступной для школьников развлекательной музыкой, и почти полностью в них отсутствуют песни для детей школьного возраста.
Опираясь на огромный интерес подростков к эстрадной музыке, и, особенно к песенному эстрадному жанру, педагогам необходимо формировать их музыкальный вкус на примерах высокохудожественных произведений в рамках данного жанра; совершенствовать их исполнительские способности на основе работы по постановке голоса и развитию слуха учащихся; стимулировать их творческую активность, инициативу в поисках интерпретации исполняемых произведений, самостоятельность, потребность в общении с музыкой других жанров (народной и классической). Для этого, учитывая увлечения подростков, нужно привлекать их к занятиям в эстрадных коллективах, имеющих современное электронное оборудование, где под руководством педагога открываются новые возможности для совершенствования творческой активности, обучения школьников пению, а также музыкального вкуса и потребности в общении с высокой музыкой.
Изучая теоретический аспект проблемы, можно отметить, что различные стороны обучения пению детей и подростков рассматривались многими исследователями: О .А. Апраксиной (1983), Алиевым Ю.Б.(2000), В.А.Багадуровым (1953), И.И. Левидовым (1939), Е.М.Малининой (1967), Т.Н.Овчинниковой (1968), Н.Д.Орловой (1971), С.Н.Ржевкиным (1956), Е.А.Рудаковым (1965), Г.П.Стуловой (1992) и др. Первые комплексные исследования детского певческого голоса и эффективности методов вокальной работы с детьми, были произведены Е.М.Мажениной, Р.И.Гиммельфарбом, И.И.Левидовым. Дальнейшие исследования с помощью технических средств проводили: Алмазов Е.И. (1966), Морозов В.П. (1967), Мещеркин А.Щ2000), Стулова ГЛ. (1985), Кисилев А.Н. и др. В настоящее время использование технических средств в обучении является одной из актуальнейших дидактических проблем. История педагогики, использование ТСО, их совершенствование раскрыты в трудах Ю.К.Бабанского (1977), М.Н.Скаткина (1977), Л.В.Занкова (1961), Д.Б.Эльконина (1960), Полозова Б.Н. (1983) и др. Работы А.В.Арнольда, С.И.Архангельского Морозова В.П.. Лобанова П.В., Чаплина В.Л., Стуловой Г.П., Талалая Б.А., Панкевича Р.В. и др. раскрывают проблемы использования ТСО в общей и музыкальной педагогике.
Стремительный прогресс компьютерных технологий, изобретение новых технических средств обучения, звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, раскрывают неограниченные возможности для модернизации концептуально-методологических и методических подходов к обучению музыке и, в частности пению. Однако проблема использования ТСО для совершенствования вокального обучения подростков в условиях эстрадной студии еще не была предметом специального исследования.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны -техническая база для совершенствования методики обучения пению, отвечающая интересам и потребностям подростков имеется, а с другой - недостаточно разработаны теоретические и методические аспекты использования ТСО в учебной практике.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью разрешения данного противоречия.
Цель исследования заключается в разработке теории и методики обучения пению подростков при помощи ТСО.
Объект исследования: процесс обучения пению подростков в условиях эстрадной студии при учебном заведении специального дополнительного образования.
Предмет исследования - совершенствование вокального развития учащихся в связи с использованием технический средств обучения пению. Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические предпосылки обучения пению подростков в условиях эстрадной студии.
2. Определить возрастные особенности развития голоса учащихся в период взросления.
3. Выявить общенаучные и специфические основы использования современных технических средств в процессе обучения пению.
4. Разработать методику обучения пению при помощи ТСО;
5. Проверить эффективность методики обучения пению подростков в процессе опытной работы.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили фундаментальные работы по философии, психологии, педагогике, акустике, музыкальному и вокальному искусству.
Прежде всего, это работы ведущих педагогов-дидактов о значении интереса для повышения эффективности всякого обучения (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Я.А.Пономарев и др.). Для анализа психолого-педагогических аспектов проблемы вокального развития учащихся были использованы некоторые положения развивающего обучения В.В.Давыдова, Г.М.Цыпина; теория поэтапного формирования понятий и действий П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, как наиболее адекватной психологической основы управления процессом обучения и развития; теория становления личности А.Н.Леонтьева; концепции способностей Л.А.Венгер, К.К.Платонова; опыт педагогической деятельности С.Т.Шацкого и др.; вопросы психологии творчества Б.М.Теплова,А.В.Петровского, Л.С.Выготского и др.; труды, посвященные музыкальному и творческому развитию учащихся Э.Ж. Далькроза, Ю.Б.Алиева, Н.А.Ветлугиной, О.А. Апраксиной; работы по проблеме синтеза искусств и комплексности воспитания Б.В.Асафьева, Б.Л.Яворского.
При рассмотрении психологических аспектов постановки голоса была использована теория И.П.Павлова о роли сознания и подсознания в вопросах активизации способностей человека в достижении цели.
При рассмотрении вопросов формирования вокальных навыков в работе были использованы идеи учения Н.А.Берштейна о физиологии построения движения и о саморегуляции процессов в организме человека П.К.Анохина.
Частная методика сложилась в опоре на труды по использованию ТСО в общей и музыкальной педагогике А.В.Арнольда, С.И.Архангельского, Х.Н.Бобровой, Н.П.Ивашкевича, Б.В.Кащенко, В.Т.Ружейниковой, Л.М.Сухаребского, И.И.Самойлова, Д.Н.Никифоровой, Й.М.Полонского, Ш.И.Ганелина, Н.К.Гончарова, В.Я.Струминского, Ф.Ф.Королева, Е.Н.Медынского, М.Н.Шахмаева, Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, И.Т.Огородниковой, Г.И.Щукиной, И.Я.Лернер, Л.В.Занкова, Полозова Б.Н., Дьяченко Н.Г., Морозова В.П., Лобанова П.В., Чаплина В.Л., Стуловой Г.П., Талалая Б.А., Панкевича Р.В. и др.; и по физиологической акустике - Р.Юссона, А.Томатиса, В.ШМорозова, А АЖнязькова, Г.П,Стуловой и др.
При анализе певческого звукообразования и звуковосприятия у певцов основополагающими были труды таких авторов, как: Ван Ден Берг, Г.Фанит, С.Н.Ржевкин, Е.А. Рудаков, В.П.Морозов, В.Л.Чаплин, Ю.М.Кузнецов, А.М.Кисилев, В.И.Юшманов, Г.П.Стулова, В.И.Сафонова и др.
Большую помощь в работе оказали труды виднейших отечественных и зарубежных теоретиков и педагогов-мастеров вокального искусства, внесших свой вклад в теорию и практику постановки певческого голоса, таких, как: М.Гарсиа, Л. Джиральдони, Л.Д.Работнов, Ф.Ф.Заседателев, Д.Л.Аспелунд, В.А.Багадуров, Ф.Ф.Витт, А.М.Вербов, Л.Б.Дмитриев, Л.К.Ярославцева, А.И.Лукишко, И.К.Назаренко, И.И. Левидов, Е.М.Малинина, Н.Д.Орлова, Т.Н.Овчинникова, Ю.Б.Алиев, Ф.Лысек, Г. Стоянова, Е.Седлачкова, Б.Бочев, Сет Риггс и др.
Методы научного исследования:
1. Изучение и анализ специальной теоретической литературы по педагогике, психологии и педагогической психологии, дидактике, вокальной технологии, методике, техническим средствам обучения, физиологии и физиологической акустике, фониатрии и искусствознанию.
2. Обобщение педагогического опыта обучения пению подростков и использования технических средств в обучении;
3. Экспериментальная работа с учащимися эстрадной студии в системе дополнительного специального образования;
4. Анализ качественных характеристик звукообразования и звуковосприятия певческого голоса при помощи объективных методов исследования, таких, как: фониатрическое обследование певцов, цифровая магнитофонная и видеозапись, спектрография, акустическая обработка тембрового звучания голоса, компьютерная диагностика уровня развития вокальных навыков испытуемых, аудиторский анализ, педагогические наблюдения, анкетирование учащихся с целью изучения их музыкальных интересов, статистическая обработка полученных данных.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие положения:
1. Учитывая огромную популярность среди подростков эстрадной музыки и современных средств звукозаписи, возникает необходимость воспитания их музыкально-эстетичесих вкусов, потребностей и интересов.
2. Реализация воспитательного процесса возможна через их собственную вокально-исполнительскую деятельность в условиях эстрадной студии, что позволит подросткам в результате обучения овладеть специальными знаниями, умениями и навыками, целенаправленными на формирование их творческих способностей и вокальное развитие.
3. Активизация и развитие этих качеств взрослеющих школьников будут возможны при учете ряда психолого-педагогических условий и средств, способствующих решению этой задачи. К ним относятся: -разработка методики вокальной работы с подростками, включающей в себя использование комплекса ТСО аудиовизуального типа, позволяющего активизировать их зрительное и слуховое восприятие звучания собственного голоса, а, следовательно, усиливать самоконтроль во время пения; -использование в качестве учебного репертуара образцов высокохудожественных произведений, отвечающих интересам и возрастным возможностям подростков; -организация эстрадно-сценической деятельности учащихся при использовании электронной техники и возможностей студии звукозаписи при подготовке к концертным выступлениям. 4. Использование технических средств обучения, включающих в себя современную аппаратуру звукозаписи, позволяет создавать такие акустические условия, которые могут способствовать не только одномоментному улучшению звучания голоса певца, но и
оптимизировать пролонгированность процесса формирования
певческих навыков. Экспериментальная база - Московский Городской Дворец Детского (Юношеского) творчества - детская эстрадная студия «Глобус».
Новизна исследования:
- В работе вопросы теории и методики обучения эстрадному пению подростков с помощью ТСО в системе дополнительного образования стали предметом специального научно-педагогического исследования.
- Проведена коррекция цели обучения эстрадному пению подростков с позиции задач воспитания и развития личности в период взросления.
- Выявлена специфика обучения пению учащихся в условиях эстрадной студии.
- Обобщен опыт использования технических средств в обучении.
- Определен комплекс аппаратурной техники, необходимой для использования в процессе обучения пению с целью коррекции тембрового звучания голоса певцов и оптимизации формирования
певческих навыков: микрофоны, усилители, микшерский пульт, наушники, акустическая обработка звука и пр.
- Изучено влияние акустических условий на технологию звукоизвлечения у певцов. В результате экспериментов поискового характера найдены оптимальные акустические условия для достижения наилучшего эффекта в работе с подростками.
- Разработаны методика обучения эстрадному пению подростков, содержащая в себе: основные принципы обучения (увлеченность музыкой и певческой деятельностью; использования ТСО с целью активизации зрительного и слухового самоконтроля в процессе пения; достижения свободы и раскрепощенности при звукообразовании; эмоциональной выразитеьности исполнения; системности подхода к формированию певческих навыков, освоения репертуара по принципу доступности, заинтересованности, постепенности усложнения исполнительских задач; универсальности методики вокального воспитания голоса певца; учета специфики тембрового звучания голоса в соответствии со стилем эстрадного жанра: пение открытым, но округлым звуком; ориентация на импровизационность исполнения; эмоционально-положительный настрой учащихся на уроке и т.д.), их теоретическое обоснование; комплекс вокально- тренировочных упражнений для настройки голоса на правильно- координированную работу при звукоизвлечении; содержание обучения, включающие творческие задания; способы управления певческим процессом и методы формирования основных певческих навыков с помощью ТСО.
- Проведен обучающий эксперимент, показавший преимущества использования определенного комплекса технических средств в процессе обучения пению, что соответствует возможностям современного уровня технического прогресса.
Теоретическая значимость работы:
- Обобщен теоретический материал, раскрывающий особенности использования ТСО в процессе обучения пению подростков в условиях эстрадной студии, обоснованы условия обучения, сформулированы принципы и разработано содержание.
- Дано определение ключевых понятий, таких, как: «вокальное
развитие учащихся», «тембровое звучание певческого голоса», «вспомогательный акустический эталон», «реверберация», «резонанс», «саморегуляция», «Обратная связь» и др., с позиций специфики эстрадного пения, выступающие в качестве педагогических и методологических детерминант, обуславливающих творческий потенциал учащихся в их самостоятельной исполнительской деятельности.
- Введен новый диагностический тест на основе компьютерной технологии, позволяющий оценивать развитие основных вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования и работы артикуляционного аппарата. Уровень их сформированности определяется по времени, в течение которого певец может петь длинные звуки, сохраняя неизменной формантную структуру их спектра. Этот тест может стать объективным критерием оценки эффективности различных методических подходов к развитию певческих голосов.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
- автором разработан и реализуется в учебном процессе на музыкальном факультете МПГУ лекционный курс «теоретические и методические основы вокальной и инструментальной музыки»;
- изданное учебное пособие к данному спецкурсу, может способствовать воспитанию нового типа учителя музыки, владеющего профессиональными знаниями различных стилевых направлений в музыкальном искусстве; умеющего обращаться с электронной аппаратурой, являющейся непременным атрибутом эстрадных певцов; способного увлечь музыкой и вокально-исполнительской деятельностью подростков и полноценно общаться с ними;
- авторские композиции и сборники эстрадных песен, относящиеся к содержанию экспериментального обучения и составленные с учетом возрастных возможностей, потребностей и интересов подростков, могут пополнить школьный песенный репертуар и способствовать совершенствованию эстетического воспитания учащихся средствами музыки;
- разработанные автором методы активизации слухо-двигательной функции учащихся, в процессе обучения пению при помощи ТСО аудио-визуального типа, могут быть экстраполированы в смежные области музыкальной и вокально-творческой педагогики (академический и народный вокал, эстрадные жанры инструментальной музыки);
- материалы диссертации, опубликованные в ряде статей и учебных пособий, могут быть использованы как в ходе индивидуальных занятий с учащимися эстрадных студий, так и в рамках спец. курсов лекций по методике преподавания эстрадного вокала на различных ступенях обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
- Учитывая особенности развития подростков и их предпочтения, педагог имеет возможность влиять на формирование художественных вкусов современной школьной аудитории через организацию специальных учебных занятий в условиях эстрадных студий.
- Специфика эстрадного пения связана с использованием электронной техники: микрофоны, усилители, микшерские пульты, наушники, акустическая обработка звука и пр. Это можно использовать в процессе обучения пению как технические средства, целенаправленные на вокальное развитие учащихся и решение воспитательных задач.
- Использование современной техники звукозаписи, электронных инструментов и компьютерных технологий обработки звука создают новые возможности для оптимизации обучения пению подростков: улучшения тембрового звучания голоса, сокращения сроков формирования вокальных навыков, увлеченности творческой вокально-исполнительской деятельностью.
- Под вокальным развитием подростков в данном исследовании понимается:
а) совершенствование слухо-двигательной координации по принципу обратной связи в системе «слух-голос»;
б) развитие основных вокальных навыков: певческого дыхания, различных способов звукообразования, правильной артикуляции, полноценной озвученности грудных и головных резонаторов, эмоциональной выразительности исполнения;
в) улучшение звучания голоса (красоты тембра, расширения звукового и динамического диапазонов), чистоты интонирования, подвижности голоса, четкости дикции, которые рассматриваются как результат развития навыков в процессе обучения пению;
г) развитие музыкально-эстетического вкуса и интереса не только к эстрадной музыке других жанровых направлений (классической и фольклорной).
- Активизации голосовой функции учащихся на уровне слухо-двигательного рефлекса (вокальной моторики) можно добиться через целенаправленное воздействие на их слуховое восприятие методом создания определенных акустических условий с учетом индивидуальных особенностей конкретного звучания голоса поющего.
- Правильно подобранные акустические условия, воспринимаемые слухом певца через наушники, создают ощущение удовольствия, легкости и удобства для пения, что формирует эмоционально-положительное отношение к певческой деятельности и увлеченности музыкой.
Апробация основных положений настоящего исследования осуществлялась:
а) в ходе лонгитюдной преподавательской деятельности автора в общеобразовательных учреждениях и системе дополнительного образования на протяжении 30 лет;
б) в процессе экспериментальной работы в эстрадной студии «Глобус» под рук. О.И.Поляковой при Московском Городском Дворце Детского (Юношеского) Творчества; Музыкально- драматическом театре «Экспромт» под рук. Л.И.Ивановой (детская музыкальная группа, рук. С. Е.Шульга); Хоровой школе мальчиков г.Дубны под рук. О.И.Мироновой; фольклорном ансамбле «Игранчики» под рук. Т.А. Гвайта.
в) через публикацию материалов по теме исследования: статей, учебных пособий, методических рекомендаций, сборника авторских песен, аудио-кассет;
г) в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, а также в процессе обсуждения диссертации на заседаниях кафедры музыкального факультета МПГУ.
Достоверность исследования определяется избранной методологической базой, объединяющей теоретическое обоснование практики; сочетанием педагогических и технических средств обучения; его логической структурой; лонгитюдностью практического опыта автора и неоднократной повторяемостью экспериментальной работы, позволяющей на практике проверить основные теоретические положения; математическими методами обработки результатов опытного обучения; теоретическим обоснованием принципов обучения; внедрением нашей методической системы в учебный процесс учебных заведений в системе дополнительного специального образования.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложений.
Обучение пению подростков, как психолого-педагогическая проблема
По исследованиям психологов: «Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме, частых сменах настроения, «взрывчатости». В этом возрасте характерна противоречивость характера, неустойчивая самооценка, нравственная неустойчивость».
Подросток все постигает через эмоции, которые всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Именно эмоции более всего способны переходить в область бессознательного, не контролируемого разумом. Поэтому культура чувств, подлежащая воспитанию у молодого поколения, не совпадает с культурой мышления, с объемом знаний.
Различные представители педагогической науки придавали огромное значение формированию эмоций как особой задаче воспитания. Отечественная психология подчеркивает роль эмоций как стимула человеческой деятельности (П.П. Блонский), как связь чувственного и интеллектуального, но связь двух самостоятельных компонентов (С.Л.Рубинштейн). Психолог П.М.Якобсон убедительно показал роль эмоций как силы, определяющей мотивы поступков.
В книге Малюкова А.Н. « Психология переживания и художественное развитие личности» рассматривается возможность активного влияния переживаний на педагогически целесообразное развитие личности подростка. В работе освещены различные аспекты эмоционального переживания, дана теория и методика их использования в процессе обучения и воспитания школьников. Одним из важнейших является вывод, что нельзя прерывать занятия искусством в один из самых ответственных этапов развития и становления человеческой личности подростковый. Методом электроэнцефалографии было установлено, что «насвистывание мелодии песни включает в работу только правое полушарие, чтение стихов - левое, а пение со словами включает в активное функционирование оба полушария головного мозга человека».
По методике (связанной с возрастными особенностями развития головного мозга) больше известной как «вальдорфская педагогика», на первом этапе обучения больший акцент делается на художественно творческие дисциплины, активно развивающие творческое мышление формирующие соответствующие творческие
умения и навыки. Но в подростковом возрасте, после функциональной перестройки мозговой коры, акцент в обучении смещается именно в сторону логико-математических дисциплин.
Итак, правополушарная деятельность мозга к 12 годам в значительной мере угасает. Суть данного подхода состоит в том, чтобы в период естественного угасания правополушарной функции коры больших полушарий головного мозга ребенка в максимальной степени продлить (удержать) это функционирование до того момента, когда левое полушарие сможет взять на себя доминирующую роль. Об этом свидетельствуют естественные возможности подростка в плане общего развития и, в частности, развития художественного, вне зависимости от его природных способностей, художественного и жизненного опыта.
Удержание активных функций правого полушария головного мозга в раннеподростковый период позволяет в значительной мере сохранить их в более зрелом возрасте. В противном случае они исчезают безвозвратно, уродуя на нейрофизиологическом уровне личность.
Общенаучные основы проблемы использования технических средств в процессе обучения
Использование ТСО в обучении является одной из дидактических проблем, начавшей привлекать к себе внимание передовых людей просвещения более века назад. Взаимодействие дидактики и технических средств информации, являют собой определяющую роль производства в становлении и развитии различных форм духовной деятельности. В классическом труде «Феноменология духа» в разделе «Предметное сознание» Гегель излагает представления о трех этапах развития и преобразования сознания: «Всякое начало бывает непосредственным, чувственным. То, что опосредовано, есть уже развитие начала. Осознанное отменяет точку зрения чувственной достоверности». Однако Гегель указывает на двойственность выражения «отменяет»: это отрицание и в то же время сохранение - «возвышение», низшая ступень заменяется высшей. Роль наглядности в музыкально-познавательной деятельности обусловлена объективной закономерностью процесса познания. Исследователями в психологии и педагогике установлено, что чувственное познание является первоисточником наших знаний об окружающем мире. Обучение музыке, как познавательная деятельность, предполагает взаимодействие субъекта и объекта познания через восприятие. Являясь основой отражения действительности, чувственное познание приводит к возникновению образов восприятия. Обобщая и перерабатывая в сознании образы восприятия через выделения в нем существенных свойств и признаков, устанавливаем причинно-следственные связи, т.е. через интеллект деятельность преображается в образы представления.
Виднейшими психологами XX века активно разрабатывались принципы научного исследования психологии познания (Б.Г.Ананьевым - 1969; Л.М.Веккером - 1964; Л.С.Выготским -1934; А.Н,Леонтьевым, С. Л.Рубинштейном, А.А.Смирновым, Б.М.Тепловым и др.). Основными принципами изучения психики являются:
- единство сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в действии; - генетический принцип необходимости исследования психических феноменов в их развитии .
Эти принципы могут служить методологической основой в нашем исследовании.
Научное использование достижений технического прогресса всегда приводило к совершенствованию средств фиксации, хранения и передачи информации. Это вовлекло в сферу своего воздействия искусство и просвещение.
Начало внедрения в обучение технических средств связано с «волшебным фонарем» и камерой-обскура в середине 1ХХ века. Революция в естествознании конца 1ХХ, начала XX веков привела к образованию принципиально новых открытий и систем знаний. Изменения коснулись не только объективного содержания теории и закона в общем, но и проблемы наглядности. Они по - новому поставили вопрос о ее роли в научном мышлении. Внимание исследователей привлекает изучение истоков проблемы применения ТСО (С.И.Архангельский, Н.М.Шахмаев, Л.В.Чашко, Л.П.Прессман, С.И.Черепинский).
Над созданием технических средств для обучения работали: А.В.Арнольд, С.И.Архангельский, Х.Н.Боброва, Н.П.Ивашкевич, Б.В.Кащенко, В.Т.Ружейникова, Л.М.Сухаребский, И.И.Самойлов, Д.Н.Никифорова, Й.М.Полонский и др.
Большой интерес для нас представляют труды по истории технических средств и их использовании в педагогике (Ш.И.Ганелин , Н.К.Гончаров, В.Я.Струминский, Ф.Ф.Королев, Е.Н.Медынский, С.И. Архангельский, М.Н.Шахмаев, Ю.К.Бабанский - 1977г., М.Н.Скаткин - 1981г., И.Т.Огородников, Г.И.Щукина - 1979г., ИЛ.Лернер -1981г. , Л.В.Занков - 1963г., Д.Б.Эльконин - 1960г. и др.).
Методы научного исследования
Для диагностики и контроля за ходом экспериментального обучения были выбраны следующие методы научного исследования: 1. студия звукозаписи;
2. универсальное тестирование акустических характеристик голоса детей;
3. метод рейтинга;
4. анкетирование детей и их родителей.
1.1. Студия звукозаписи Современные студии звукозаписи, которыми располагают некоторые детские учреждения дополнительного образования, а также современные пользователи домашних персональных компьютеров в большинстве своем оснащены необходимым оборудованием для проведения самостоятельной работы по исследованию качества звучания и развития певческого голоса. Для проведения этих исследований достаточно следующего набора звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры:
Микрофон конденсаторный с линейной характеристикой в диапазоне 20 - 20000 КМ 201. Микрофон обладает широким динамическим диапазоном и большой перегрузочной способностью при низком уровне собственного шума, что позволяет применять его с широким набором инструментов, а также для записи голоса и звуковых панорам.
Компьютер типа IBM PC
программа Sound Forge 4.0 Wavelab в формате 16 бит с частотой сэмплирования 44,1 КГц, что позволит адекватно представлять частотный диапазон от 0 до 22 КГц.
Усилитель мощности
Микшерский пульт
Мониторы, наушники
Синтезатор или фортепиано
Кроме того, для записи домашних заданий нужны аудио-кассеты, дискеты, мини-диски или CD, которые могут потребовать дополнительной записывающей и воспроизводящей аппаратуры: пишущего и воспроизводящего CD или мини-дискового магнитофона.
Имея в студии видеомагнитофон, можно готовить детей к выступлению, давая им прослушать и просмотреть записи своих прежних концертов, а также стимулировать их интерес к занятиям возможностью записи в студии с последующим изданием аудиокассет с детскими песнями, где указаны имена исполнителей.
Работа в студии звукозаписи может быть как исследовательской при помощи универсального тестирования акустических характеристик голоса, о котором будет написано ниже, так и обучающей.
При помощи вышеперечисленной аппаратуры, мы изменяли спектр детского певческого голоса в желаемом направлении, т.е. добавляли в звучание необходимые частоты - чаще высокие от 1200-1800 Гц и эффект реверберации, где Т = 4-8 сек (что соответствовало эффекту звучания певческого голоса в помещении зала с хорошей акустикой). Затем, при помощи наушников, обработанное звучание голоса снова возвращали к уху ребенка. В результате такого воздействия на слух соответственно изменялся первоначальный спектр голоса ребенка.