Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ. ,. 4
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (5-11 КЛАССЫ) НА ЗАНЯТИЯХ "ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКОЙ'^.
п.1. Сущность творчества и его роль в процессе
формирования личности. 13
п.2. Творческие способности школьников в системе
общих и специальных способностей > ..........19
п,3. Возрастные психофизиологические особенности
развития школьников (5-11 класс).... .29
п.4. Дидактические основы развития творческих спо
собностей школьников (5-11 класс) на занятиях
художественной керамикой .38
ГЛАВА Ц. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО
1(УДбЖЕСТВЁННОЙ КЕРАМИКЕ ;.: ...50
п.1. Искусство керамики в системе формирования
эстетических представлений и творческой ак
тивности учащихся. ..50
п.2. Народные традиции изготовления глиняных иг
рушек в структуре занятий по художественной
керамике. .65
п.З. Формы организации занятий по художественной
керамике. 95
з п.4. Содержание и методические основы занятий по
художественной керамике 102
п.4.1. Теоретическая часть программы занятий по
художественной керамики,.....: ...105
п.4.2. Практическая часть программы занятий по
художественной керамике..... .........108
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ПУТЕЙ И МЕТОДОЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (5-11 КЛАСС)
НА ЗАНЯТИЯХ "ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КЕРАМИКОЙ"... 126
п.1. Организация и проведение поискового экспери
мента 126
і п.2. Организация форм и методов занятии по художественной керамике, направленная на развитие творческих способностей школьников.
{Обучающий эксперимент) ......134
п.З. Анализ и сравнительные результаты экспери
ментального исследования.... .142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...........147
БИБЛИОГРАФИЯ 150
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
Введение к работе
Коренные изменения, происходящие в социально-экономической и гуманитарной сферах, определяют новое понимание личности в ее взаимодействии с общественной средой. В последнее время утверждается приоритет личностных интересов, происходит гуманизация всех сторон общественной жизни, наблюдается активизация человеческого фактора во всех звеньях социальной структуры. Общество нуждается не в пассивном исполнителе чужой воли, а в личности, способной к активному, творческому преобразованию социальной среды, к производству новых материальных и духовных ценностей.
Интенсификация личностного начала общественной жизни, приводит к перестройке всей системы обучения, к переориентации целей и задач образовательной и . воспитательной деятельности. Главной их целью на современном этапе становится не только передача общечеловеческого опыта, развитие социально значимых умений и навыков, но прежде всего формирование способности мыслить и действовать инициативно и самостоятельно, создание условий для активизации творческого потенциала личности и его реализации в процессе деятельности.
Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы развития творческих способностей, ^активизации личностного потенциала в процессе деятельности интересуют философов, психологов, педагогов. В общеметодологиместом плане мы опирались на исследования О.В.Афанаеьева(11), Л.С.Выготского (37), Д.И. Говоруна (40), Е.С.Громова (41), В.В.Давыдова (43), ВЛ.Дранкова (47), Л.Б.Ермолаевой-Томиной (50), Е.И.Игнатьева (53, 54), В.М.Киреенко (62), И.С.Кон (65, 66), А.Н.Леонтьева (87), Б.ТЛихачева (90), А.НЛук (92), Б.С.Мейла-
5 xa (99), ААМелик-Пашаева (100), Р.С.Немова О14). Я.А,Пономарева (122), А.Б.Потапова (124), С.Л.Рубинштейна (140), Л.М.Фридмана (163) и др.
Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий освещаются в работах А.С.Белкина (16), Н.С.Боголюбова (19-23), С.Е.Игнатьева (55), В.В.Корешкова (71, 72), В.С.Кузина (80, 81), Р.И.Крутикова (77), А.З.Рахимова (134), Н.Н.Ростовцева (139), А.С.Хворостова (166, 167), Е.В.Шорохова (175, 176) и др.
Неиссякаемым источником творческого вдохновения, развития художественного мышления и навыков изобразительной деятельности является традиционное народное искусство. Изучение истории и основ народного искусства способствует воспитанию у учащихся патриотизма, чувства сопричастности с национальной историей, а следовательно, стимулирует инициативу, творческую активность, направленную на сохранение и возрождение культурных традиций и народных промыслов. Вопросы народной культуры, истории старинных промыслов и их современного состояния поднимаются в исследованиях ЮААрбата (6,7), Н.В.Воронова (32), ИАКрюкова (79), А.С.Миповского (102), МАНекрасовой (109)* Т.Я.Шпикаловой (177, 178), З.С.Федорова (162) и др.
Освоение и сохранение традиций, их преломление в свете современных требований немыслимо без творческого отношения к делу, поэтому для нас было особенно важно обратиться к тем исследованиям, в которых рассматриваются проблемы активизации творческих способностей, творческого отношения и деятельности, в процессе изучения народного искусства. Среди них можно отметить работы В.С.Бадаева (12), Н.В.Ефремичевой (51),
Е.С.Лыковой (94), Л.В.Неретиной (115), М.С.Соколовой (155),
Е.Н.Хохловой (168, 169) и др.
Важное место в системе формирования творческих способностей школьников, средствами народной культуры, занимает работа по изучению искусства керамики как одной из разновидностей традиционного декоративно-прикладного искусства. Важнейшие факты из истории развития керамической культуры, народных промыслов по изготовлению глиняной игрушки мы почерпнули в работах Н.С.Александровой (5), Н.Д.Бартрама (14), Г.Блинова (17), И.Я.Богуславской (25,26), Г.Л.Дайн (44), Л.А.Динцес (46), Г.ПДурасова (49) и др. О технологии и особенностях керамического производства писали А.И.Августиник (2), Л.Ф.Акунова (3,4), Г.Е.Лукич (93), Р.М.Миклашевский (101), И.П.Уварова (158).
Но к сожалению, явно недостаточно работ посвященных исследованию проблем формирования и развития творческих способностей школьников при работе с глиной. Близкие по про- |Р блематике диссертационные исследования Р.М.Варцавы (29),
А.Н.Насыровой (111), А.М.Хашхожева (165) посвящены анализу общих методических основ организации занятий по художественной керамике в средней и высшей школе.
Таким образом актуальность темы данного исследования определяется недостаточным уровнем и степенью разработки вопросов, связанных с развитием творческих способностей школьников среднего и старшего возраста в процессе занятий художественной керамикой. Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения, форм организации занятий по художественной керамике с целью наиболее полной реализации творческого потенциала учащихся и развития их творческих способностей в процессе художествен но-
Р декоративной деятельности.
Цель исследования - практическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка способов и методов формирования и развития творческих способностей школьников среднего и старшего возраста на занятиях художественной керамикой.
Теоретические положения, материалы и выводы содержащиеся в исследованиях по проблемам общей и возрастной психологии, педагогики и дидактики, истории народного искусства и производства керамических изделий сконцентрированы и конкретизированы в исследовании определенного объекта -творческой деятельности школьников среднего и старшего возраста на занятиях художественной керамикой.
Предметом исследования являются различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации творческого потенциала учащихся при работе с глиной.
Гипотеза исследования. Занятия художественной керамикой могут стать эффективным средством развития творческих способностей школьников среднего и старшего школьного возраста, если: будут строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных природных задатков, служащих основой формирования способностей к определенному виду деятельности; сочетаются различные формы познавательной, репродуктивной и творческой деятельности, осуществляется планомерный переход от изученного к субъективно непознанному, а основой творчества выступают раннее освоенные знания, практические умения и навыки; занятия по художественной керамике будут содержательно основываться на изучении народных традиций лепки глиняных
8 изделий и на ознакомлении с основами технологии керамического производства.
Стремление к достижению поставленной цели и доказательству выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования: изучить существующую научно-теоретическую литературу с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности; обосновать общетеоретические подходы к проблеме превращения задатков в способности, формирования творческих способностей и их реализация в деятельности личности; проанализировать. психолого-физиологические и общедидактические основы развития творческих способностей учащихся среднего и старшего школьного возраста; - изучить современное состояние учебно-воспитательной работы на занятиях по художественной керамике; определить со держание, формы и методы организации в объединениях, занимающихся художественной керамикой; разработать экспериментальную программу, направленную на развитие творческих способностей школьников среднего и старшего возраста; экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики и практическом ее применении в системе дополнительного образования.
Общая целеустановка и конкретная задача исследования обусловили использование следующих методов: анализ существующей литературы; наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся; обобщение результатов, анализов и наблюдений и синтезирование их в рамках экспериментальных программ; - педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных программ и обработка полученных результатов.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (1990 - 1994 гг.) была изучена специальная литература по проблемам общей и возрастной психологии, а также истории керамического искусства и народных промыслов. В это время осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью школьников среднего и старшего возраста. Одновременно проводились контрольные исследования уровня творческих способностей школьников, тщательно анализировались детские работы. Констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики проводился на базе студии "Керамика" (г. Магнитогорск, ДКС им. Мамина-Сибиряка, рук. Н.ГБочкарева), кружка "Художественная керамика" (г. Магнитогорск, КЮТ МКЗ, рук. Т.В.Саляева), кружка "Умелые руки" (г. Магнитогорск, Дом творчества, рук. Т.В.Попова). Нами были проанализированы применяемые в кружках и студиях гг. Москвы, Магнитогорска, Южноуральска, Кунгура программы занятий по художественной керамике и на их основе были составлены:
1. Универсальная базовая программа по курсу художест венной керамики.
2. Экспериментальные программы, скорректированные с учетом психологических и физиологических особенностей детей среднего и старшего школьного возраста.
На втором этапе (1995 - 1998 гг.) проводился обучающий эксперимент в г.Москве на базе филиала МДАНХТ "Россия". Его целью являлась экспериментальная проверка эффективности программы занятий по художественной керамике, направленной на развитие творческих способностей учащихся среднего и старшего школьного возраста. Затем были проанализированы результаты эксперимента, проведены аналитические сравнения и обобщения полученных результатов, а также были сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования.
Проблематика исследования, общая целеустановка и конкретные задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на пункты и подпункты, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список включает 184 наименования. Приложение содержит программы занятий по художественной керамике, тест определения уровня творческого мышления, разработанные карточки-задания, описания технологических процессов изготовления керамических изделий, примеры творческих работ учащихся.
Научная новизна исследования: теоретически определены и научно обоснованны возможности изучения искусства керамики в процессе формирования и совершенствования личностных качеств и в частности творческие способности и активность индивида; разработаны структура, содержание, формы и методы организации занятий по художественной керамике с учетом психолого-физиологических особенностей детей среднего и старшего школьного возраста; экспериментально проверена методика развития творческих способностей учащихся среднего и старшего школьного возраста на занятиях художественной керамикой.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: - разработана универсальная базовая программа по курсу художественной керамики, которая может быть трансформирована в конкретный поурочно-тематический план занятий с учетом пси хофизиологических особенностей школьников; предложена и экспериментально проверена методика обучения приемам и навыкам обработки глины и изготовления керамических изделий; составлена система упражнений, заданий, карточек направленных на развитие художественно-творческих способностей учащихся среднего и старшего школьного возраста; разработаны конкретные методические указания по организации рабочего места, подготовки сырья, выбора инструментов, а также по лепке изделий в народном стиле, которые могут оказаться полезными в практике работы учителя керамиста.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения, которые были высказаны в трудах ведущих философов, психологов, педагогов, искусствоведов, касающихся проблем творческого развития личности; опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики развития творческих способностей школьников.
Апробация результатов. Материалы и результаты работы стали основой докладов, заслушанных в ходе традиционных научно-практических конференций преподавателей Московского педагогического государственного университета в 1995, 1996, 1997, 1998 гг.
По теме исследования были подготовлены следующие публикации.
Учет возрастных особенностей - основа развития творческих способностей на занятиях кружка "Художественная керамике" // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1995. - С. 197.
Способы декорирования фарфоровых изделий в условиях кружка "Художественная керамика" // Совершенствование художе- ственно-педагогического образования: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции художественно-графических факультетов / Редкол. М.В.Соколов и др. - Магнитогорск: МҐПИ, 1996. - С. 82.
Основные моменты организации изготовления изделий из глины в условиях кружка "Художественная керамика" // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1996. -С. 197.
Техника изготовления традиционной глиняной игрушки в условиях кружка "Художественная керамика" // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1997. - С. 273 - 274.
Как лепить птицу / Юный художник. - 1997. - № 5-6. -С. 45-46.
Методические основы организации занятий по художественной керамике // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1998. - С. 368 - 369 (в соавторстве с В.В.Корешковым).
Об основных способах ручной лепки, применяемых в изготовлении керамических изделий на занятиях художественной керамикой // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 1998. - С. 370 - 371.