Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена важнейшими задачами совершенствования профессиональной подготовки специалистов художественных направлений в высших учебных заведениях в контексте инновационных путей реформирования системы образования, предусматривающих широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования мыслительных навыков высшего порядка и развития профессиональных умений обучающихся.
В настоящее время одним из принципов государственной политики в области образования является его гуманизация, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, развитие способностей человека. Именно профессиональное образование в высших учебных заведениях направлено на формирование культуры мышления будущего специалиста, что предполагает овладение ремесленными умениями и навыками на высоком уровне. Следовательно, в организации учебно-творческой деятельности студентов необходимо применение специальных методов и технологий обучения, развивающих, в первую очередь, процессы мышления.
Современное профессиональное образование в области обучения художественной керамике, опираясь на опыт и традиции, должно учитывать психолого-педагогические особенности формирования навыков мышления студентов, стимулируя не репродуктивную, а творческую деятельность учащегося. Способность художника декоративно-прикладного искусства к инновационной деятельности определяется в том числе и высоким уровнем развития пространственного мышления, обеспечивающего создание новых образов и оперирование ими в решении практических и теоретических задач по формообразованию объектов художественной керамики.
Развитие пространственного мышления студентов художественного профиля в вузах имеет свои особенности, которые связаны с видом учебно-творческой деятельности. Специфика пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)» определена видом художественной деятельности (проектирование и изготовление изделий художественной керамики), основана на представлении образа объемных и глубинно-пространственных объектов.
Многоплановые проблемы развития мышления рассматривались философами, психологами, психолингвистами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина. Достаточно подробно различные виды мышления изучены на теоретическом уровне в трудах зарубежных ученых Р. Аткинсона, Б. Блума, М. Вертгеймера и др. Большой вклад в исследование вопроса о понятии, структуре, диагностике, условиях формирования и развития пространственного мышления внесли Т. В. Андрюшина, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Я. Каплунович, В. А. Крутецкий, Ж. Пиаже, В. С. Столетнев, И. С. Якиманская и др.
Основополагающие концепции по методике обучения дисциплинам художественного цикла в вузе представлены в работах Н. Н. Волкова, Л. А. Ивах-новой, Е. И. Игнатьева, А. В. Иконникова, Н. Н. Ростовцева, Л. Г. Медведева, В. С. Кузина, С. П. Ломова, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова.
Многогранные аспекты влияния народного и декоративно-прикладного искусства на эстетическое и художественное воспитание школьников и студентов исследовали специалисты в области декоративно-прикладного искусства: К. Ж. Амиргазин, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, М. В. Соколов, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов и др.
К проблемам, касающимся непосредственно освоения художественной керамики, обращались отечественные и зарубежные авторы: А. И. Августиник, Л. Ф. Акунова, А. И. Захаров, В. А. Крапивин, X. Крус, Г. Е. Лукич, С. 3. Приблуда, И. И. Мороз, Д. Бубико, Р. Долорос, X. Чаварра и др. В системе вузовской подготовки учителей изобразительного искусства и художников декоративно-прикладного искусства проблема организации учебно-творческой деятельности на материале художественной керамики получила разработку в диссертационных исследованиях Н. В. Басаревой, А. А. Булкина, Р. М. Варцавы, О. Г. Даутовой, В. Б. Криса, А. Н. Насыровой, В. В. Седых. Вопросы, касающиеся обучения керамике школьников, отражены в исследованиях А. Ю. Бодрова, Д. А. Кемешева, А. М. Хашхожева и др.
Вместе с тем развитие пространственного мышления студентов (будущих художников декоративно-прикладного искусства) в процессе обучения требует повышенного внимания исследователей, поскольку на сегодняшний день художественная керамика входит в состав декоративно-прикладного, монументально-декоративного искусств, а также дизайна. Следовательно, необходимо интегрировать в образовательный процесс способы интенсивного обучения студентов, которые будут способствовать профессиональной адаптации выпускников.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на значимость поставленной проблемы, развитию пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)», уделено недостаточно внимания. Об этом свидетельствуют те трудности, которые испытывают обучаемые при создании объемных и глубинно-пространственных композиций из керамики.
Исследование проблемы развития пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике в условиях высшей школы позволило выявить ряд противоречий:
между необходимостью овладения студентами пространственным мышлением на высоком уровне и недостаточными организационно-педагогическими условиями для его интенсивного развития в рамках традиционного обучения художественной керамике;
между необходимостью формирования культуры мышления будущего специалиста и недостаточной разработанностью критериев для определения уровня развития пространственного мышления старшекурсников в процессе обучения проектной деятельности;
между потребностью в организации обучения, обеспечивающего положительную динамику развития пространственного мышления, и недостаточной разработанностью методического материала, обеспечивающего данный процесс.
Эти противоречия определили необходимость исследования комплекса организационно-педагогических условий, влияющих на развитие пространственного мышления студентов в процессе учебно-творческой деятельности.
Проблема исследования состоит в определении организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного развития пространственного мышления студентов на занятиях по керамике.
Объектом исследования является учебно-творческая деятельность студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)».
Предмет исследования составляет процесс развития пространственного мышления студентов в процессе обучения художественной керамике.
Целью исследования выступает разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики развития пространственного мышления студентов в процессе их обучения художественной керамике в системе высшего художественного образования.
Задачи исследования:
обосновать показатели, необходимые для определения уровня развития пространственного мышления студентов в процессе создания художественной керамики;
определить организационно-педагогические условия, способствующие развитию пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике;
разработать и экспериментально проверить методику развития пространственного мышления студентов на занятиях по керамике в вузе.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность процесса освоения художественной керамики зависит от организационно-педагогических условий, создаваемых для развития пространственного мышления обучаемых. Полагаем, что разработка методики обусловливает формирование у студентов способов представления и преобразования свойств объемных или глубинно-пространственных объектов из керамики.
Методологическую основу исследования составили труды, посвященные изучению мышления (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,
B. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талы
зиной; Р. Аткинсона, Б. Блума, М. Вертгеймера, Ж. Пиаже и др.); научно-
методические концепции, отражающие особенности структуры, диагностики,
условий формирования и развития пространственного мышления (Т. В. Андрю-
шиной, Е. Н. Кабановой-Меллер, И. Я. Каплунович, Ж. Пиаже, В. А. Крутецкого,
C. Л. Рубинштейна, В. С. Столетнева, И. С. Якиманской и др.); теоретические
исследования по методике обучения изобразительному искусству
(Н. Н. Волкова, Л. А. Ивахновой, Е. И. Игнатьева, А. В. Иконникова, С. П. Ломо
ва, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова); теоретиче
ские труды по изучению профессиональных качеств художника, в частности, ху
дожника декоративно-прикладного искусства (К. Ж. Амиргазина, В. С. Кузина,
В. В. Корешкова, М. В. Соколова, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова и др.),
по теории художественно-образного моделирования предметного мира и в том
числе практике проектирования, конструирования промышленных изделий
(3. Н. Быкова, В. Л. Глазычева, М. С. Кагана, П. В. Капустина, Т. В. Козловой,
Б. В. Нешумова, И. А. Розенсон, Г. П. Щедровицкого и др.), а также концепции,
в которых рассматривается метод проектов (М. Ю. Бухаркиной, В. В. Гузеева, Д. Дьюи, К. X. Килпарика, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
сопоставление различных документальных и исследовательских данных;
длительное педагогическое наблюдение;
беседы, анкетирование, тестирование, опрос;
анализ диагностических заданий, эскизов, проектов, чертежей, а также анализ соответствия формы, пропорций, цветового решения керамического изделия проекту;
проведение педагогических экспериментов, обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
обоснованы показатели, необходимые для определения уровня развития пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике;
определены дополнительные организационно-педагогические условия для интенсивного развития пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)»;
разработана и экспериментально проверена научно обоснованная методика развития пространственного мышления студентов при обучении художественной керамике в вузе.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в анализе учебно-творческой деятельности и определении дополнительных организационно-педагогических условий для развития пространственного мышления студентов, а также в обосновании показателей, характеризующих уровни развития пространственного мышления обучающихся художественной керамике.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть включены в практику вузовского преподавания дисциплины «Проектирование (художественная керамика)», а также в содержание программ подготовки и переподготовки преподавателей вузов, колледжей, учителей художественных и общеобразовательных школ.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Развитие пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство (художественная керамика)», происходит в проектной деятельности, основанной на преобразовании объемно-пространственных форм. Критерии оценки имеют значимость для установления динамики развития пространственного мышления студентов в процессе обучения.
-
Дополнительные педагогические условия, способствующие интенсивному развитию пространственного мышления студентов, влияют на формиро-
вание профессиональных компетенций будущего художника декоративно-прикладного искусства.
3. Развитие пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике увеличивает индивидуальный потенциал личности для творческой преобразующей деятельности.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечена использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования; экспериментальным материалом, обеспечивающим качественную характеристику рассматриваемых процессов, анализом результатов эксперимента и его положительным итогом.
Апробация результатов исследования состоялась на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: 8-й Всероссийской научно-практической конференции «Педагог как ключевая фигура развития личности в образовательном пространстве» (БПГУ им. В. М. Шукшина, Бийск, 2010); региональной научно-практической конференции «Интеграция систем профессионального образования в сфере дизайна» и региональной научно-практической конференции «Дизайн в системе современного образования» (ГОУ ВПО «АГАО», Бийск, 2010); Международной научно-практической конференции «Формирование картины мира человека XXI века» (ГОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», 2011); 10-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина», Бийск, 2012).
Материалы и выводы исследования нашли применение в учебном процессе кафедры дизайна в Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина (2008 - 2013) на художественно-графическом отделении Бийского педагогического колледжа (2011 - 2012), на отделении «Декоративно-прикладное искусство» Омского филиала «Высшей школы народных искусств (институт)» (2011 -2013).
Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих результат экспериментальной работы.