Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Педагогические особенности развития образно-пластического мышления у студентов факультета изобразительного искусства педвузов в процессе обучения декоративной керамике 16
1.1. Гносеологические основы и структура мыслительной деятельности 16
1.2. Специфика образного мышления и его место в структуре художественно-творческих способностей личности 24
1.3. Сущность и основные педагогические направления развития образно-пластического мышления в процессе обучения декоративной керамике 37
Выводы 1 главы 56
Глава 2. Роль образно-пластического мышления в творческом процессе создания декоративной керамики на занятиях со студентами факультета изобразительного искусства в педвузах 58
2.1. Интеллектуальное развитие студентов в процессе создания стилизованного декоративного образа 58
2.2. Материал как средство образного выражения в декоративной керамике 72
2.3. Формирование пластической выразительности образа в работах студентов средствами художественной технологии керамики 85
Выводы 2 главы 98
Глава 3. Экспериментальное исследование процесса развития образно-пластического мышления студентов факультета изобразительного искусства в педвузах средствами обучения декоративной керамике 100
3.1. Цели, задачи и содержание эксперимента. Диагностика исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов 101
3.2. Экспериментальная методическая система формирования образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики 119
3.3. Эффективность развития образно-пластического мышления студентов в процессе поисково-формирующего эксперимента 143
Выводы 3 главы 157
Заключение 159
Библиография 163
- Гносеологические основы и структура мыслительной деятельности
- Интеллектуальное развитие студентов в процессе создания стилизованного декоративного образа
- Цели, задачи и содержание эксперимента. Диагностика исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Творческая деятельность в области декоративно-прикладного искусства является эффективным средством формирования творческого потенциала личности в продессе обучения предметам художественного цикла, что убедительно доказано современной исследовательской практикой. Широкий спектр подготовки учителя изобразительного искусства, включающий пластические виды творческой художественной деятельности, открывает новые направления совершенствования педагогического профессионализма будущих специалистов в системе высшего художественно-педагогического образования.
Наряду с формированием педагогической квалификации неотъемлемым компонентом в структуре предметной подготовки учителя изобразительного искусства широкого профиля становится овладение специальными навыками творческой деятельности в процессе изучения рисунка, живописи, композиции, а также в ходе художественно-технологической подготовки по различным видам традиционных художественных ремесел. Формирование опыта творческой деятельности рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании. Глубокая специализация и мастерство в области декоративно-прикладного искусства являются действенным средством подготовки высококвалифицированного педагога-художника, призванного сохранить и развить творческие принципы изобразительного искусства, национальную самобытность декоративного искусства, его художественно-образное богатство, неразрывно связанное с творческим трудом.
Актуальность исследования в области методики художественного образования и системы эстетического воспитания в целом, объясняется значимостью декоративного творчества в работе будущего педагога
специалиста в области искусства, где органичная связь освоения технических приемов ремесла с обогащением образных представлений, развитием творческого воображения, ассоциативного мышления определяет сущность оптимизированного педагогического процесса. Среди видов декоративной деятельности особое место занимает декоративная керамика, обладающая уникальными возможностями в развитии творческого потенциала, многообразием образных решений. Специфика творческого процесса художественной керамики как вида декоративного искусства позволяет ставить и успешно решать проблемы развития творческих способностей, в структуре которых первостепенное значение для практики художественной деятельности имеет художественно-образное мышление.
Развитие художественно-образного мышления, адекватное специфике творческих принципов образного выражения в декоративно-прикладном искусстве, является наряду с теоретическими и практическими знаниями и умениями в области художественного ремесла, ведущим компонентом способностей к творчеству и важным условием методической подготовки учителя изобразительного искусства, способного организовать художественную деятельность учащихся, направленную на формирование и развитие их творческих способностей.
Специфика декоративно-прикладного искусства как художественно-образной формы отражения действительности, его художественная природа, место этого вида искусства в системе художественной культуры и его роль в эстетическом воспитании исследованы в трудах таких ученых как А.Л. Андреев, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган, Н.Л. Лейзеров, С.Х. Раппопорт, В.А. Разумный, А.Б. Салтыков и др. Вопросы теории и истории декоративно-прикладного искусства, национальной самобытности художественных ремесел отражены в исследованиях И Я. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.А. Разиной, Б.А. Рыбакова, Т.С. Семеновой, А.К. Чекалова и др. В этих трудах, в частности, выявляются истоки становления предметного и пластического творчества, основы кото рого заложены в осмыслении практического опыта деятельности с различными природными материалами.
Основой теории развития творческих способностей личности служат труды ведущих исследователей в области психологии: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, И.С. Кона, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, А.В. Петровского, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Основополагающее значение в определении педагогических условий процесса учебно-творческой деятельности имеют труды СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, И.Я. Лернера, В.А. Никандрова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина и многих других, посвященные разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству. В этих работах раскрываются возможности активизации процесса обучения, выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной деятельностью обучаемых.
Проблеме дидактических основ художественного образования будущих учителей посвящены исследования А.Д.Алехина, Г.В.Беды, В.С.Кузина, В.К. Лебедко, С.П.Ломова, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова и др. Проблемы использования декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании как мощного средства приобщения к художественному творчеству широко освещены в трудах многих ведущих исследователей: А.В. Бакушинского, В.А. Барадулина, Н.А. Горяевой, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, Ю.В. Максимова, Б.М. Йеменского, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпика-ловой и др.
В последние годы выполнен ряд исследований, разрабатывающих проблемы обучения различным видам изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки будущих педагогов-художников, в которых обоснованы различные подходы к роли декоративной деятельности в становлении и развитии творческого потенциала личности студента (СИ.
Ботова, Р.А. Гильман, Т.А. Давидова, М.В. Дараган. М.К. Даутов, Р.Г. Ломоносов, П.Н. Магомедова, О.Н. Попова и мн. др.).
Проблема организации учебно-творческой декоративной деятельности на материале такого яркого и своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, как художественная керамика, получила разработку в диссертационных исследованиях Н.В. Басаревой, Т.А. Васильевой, P.M. Варцавы, А.П. Даниленко, Д.А. Кемешева, А.Н. Насыровой, А.А. Прищепы, А.В. Рябчикова, Т.В. Саляевой, A.M. Хашхожева, представляющих особый интерес с точки зрения данного исследования. Работы этих авторов содержат в основном практические рекомендации по организации процесса создания изделий в керамике на занятиях в школе, кружках и в системе вузовской подготовки учителей изобразительного искусства. Методической основой формирования творческих способностей студентов в процессе художественно-педагогической подготовки средствами керамического искусства справедливо признается теоретическое и практическое изучение технологических особенностей производства керамических изделий.
Проблеме формирования пластической выразительности образа средствами скульптуры в учебно-творческой деятельности студентов посвящены диссертационные работы Ю.И. Постоногова и А.А. Ворохоба, имеющие важное методологическое значение для данного исследования.
В имеющихся разработках методических основ преподавания керамики на художественно-графических факультетах недостаточно внимания уделено возможностям воздействия выразительных средств художественной технологии керамики на характер творческого процесса создания декоративных изделий студентами. Возможности занятий керамикой можно успешно использовать как эффективное средство развития образно-пластического мышления, которое в свою очередь позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности работ студентов, повысить готовность будущих учителей к творческой художественно-педагогической деятельности.
К настоящему времени в практику обучения внедрены лишь общие организационно-методические основы преподавания художественной керамики (спецкурсы, факультативы). Программные материалы и методическая система глубокой специализации будущего учителя декоративно-прикладного искусства в области декоративной керамики, которые были бы нацелены на формирование образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства в педвузах, отсутствуют, что делает нашу работу необходимой.
Настоящее исследование призвано дать разработку спецкурса «декоративная керамика» на факультете изобразительного искусства педвуза и обеспечить эффективное использование возможностей занятий декоративной керамикой в процессе формирования творческого потенциала учащихся. Развитие художественно-образного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога и при этом тесно связано с другими компонентами творческих способностей — творческим восприятием, памятью, воображением и др., что позволяет ставить задачи формирования творческой личности будущего педагога-специалиста по изобразительному искусству на основе активизации интеллектуальной деятельности в процессе индивидуального декоративного творчества.
Цель исследования: научно обосновать, практически разработать и экспериментально проверить методическую систему и программу спецкурса «декоративная керамика», оптимизированную в условиях современного учебного процесса и направленную на развитие образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность
студентов факультета изобразительного искусства педвуза и учащихся художественно-педагогического колледжа в процессе создания декоративных работ на занятиях художественной керамикой.
Предмет исследования: методические условия обучения, оптимизирующие процесс развития образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов на занятиях декоративной керамикой.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что творческая деятельность учащихся на занятиях декоративной керамикой требует особого вида мышления, которое проявляется не только в процессе формирования замысла, но и в процессе непосредственной кинестезической деятельности с материалом. Развитие этого вида мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств художественной технологии керамики.
Эффективность развития образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики может быть обеспечена при использовании в процессе обучения научно обоснованной методической системы, включающей:
- содержание, формы и методы преподавания декоративной керамики, основанные на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности студентов и способствующие формированию интеллектуальной активности обучаемых;
- комплекс образно-творческих заданий, предполагающий освоение широкого спектра материалов керамики и направленный на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов путем соотнесения материала и средств художественной технологии керамики с образными задачами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития образного мышления.
2. Раскрыть специфические особенности художественной природы декоративной керамики как вида изобразительного искусства, требующего особого вида мышления обучаемых.
3. Изучить особенности развития художественной образности в декоративно-творческих работах студентов.
4. Определить роль выразительных средств художественной технологии керамики в создании декоративного образа и закономерности их влияния на характер творческого процесса декоративной деятельности студентов.
5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса декоративно-технологические особенности различных керамических материалов с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов.
6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания декоративной керамики, направленную на развитие образно-пластического мышления учащихся в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.
7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания по специализации «художественная керамика», оптимизированные в условиях современного учебного процесса.
Методологическая и теоретическая основа исследования: фундаментальные положения философской науки, психологии и педагогики по проблеме развития мышления; современные труды по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания; теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности изобразительного искусства в формировании творческой личности; творческое наследие традиционного декоративно-прикладного искусства и современная художественная практика декоративного искусства.
В проведении исследовательской работы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий;
- изучение существующих методик обучения художественной керамике, анализ современного состояния проблемы преподавания декоративной керамики на факультетах изобразительного искусства педвузов;
- наблюдение за работой студентов, педагогов, профессиональных художников-керамистов, мастеров народного искусства;
- изучение процесса создания декоративных керамических произведений студентами и определение роли выразительных средств керамической пластики в развитии художественной образности учебно-творческих работ посредством их анализа;
- изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной декоративной керамики на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях;
- экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент).
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась в период с 2000 по 2005 год и включала три этапа.
Первый этап (2000-2001 гг.) - поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы в контексте современной образовательной системы. На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, вьщвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.
Второй этап (2001-2003 гг.) - опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисково
формирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.
Третий этап (2003-2005 гтЛ - теоретически-обобщающий, который был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики в ходе педагогического поисково-формирующего эксперимента. Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития образно-пластического мышления студентов факультетов изобразительного искусства педвузов на занятиях декоративной керамикой, основанная на оптимизации процесса индивидуальной учебно-творческой деятельности обучаемых;
- разработана система образно-творческих заданий, предполагающая освоение широкого спектра материалов керамики и направленная на стимулирование интеллектуальной деятельности студентов посредством соотнесения материала и средств художественной технологии керамики с образными задачами;
- разработаны критерии диагностики уровня развития образно-пластического мышления и специальных художественно-технологических способностей студентов факультетов изобразительного искусства педвузов.
Теоретическая значимость исследования:
- установлено, что художественно-творческая деятельность средствами декоративной керамики требует особого вида мышления - образно- пластического, специфика которого заключается в характере проявления этого вида мышления не только в процессе формирования замысла, но и непосредственно в кинестезической деятельности;
- установлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре выразительных средств художественной керамики и характером творческого процесса создания стилизованного образа в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития образно-пластического мышления будущих художников-педагогов;
- установлено, что использование в процессе художественно-технологической подготовки различных керамических материалов активизирует интеллектуальную деятельность обучаемых и стимулирует процесс развития образно-пластического мышления студентов на занятиях декоративной керамикой.
Практическая значимость нашего исследования выражается в том, что впервые предложенная программа спецкурса «художественная керамика», направленная на развитие образно-пластического мышления, внедрена в практику работы кафедры народных художественных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и может использоваться на всех уровнях преподавания (художественно-педагогический колледж, система дополнительного художественного образования).
Разработанная и апробированная в ходе исследования система образно-творческих заданий и конкретные методические указания по их постановке в процессе обучения в связи с разнообразием материалов керамики, техник их обработки и композиционных решений декоративных керамических произведений, изученный и обобщенный опыт народных мастеров, профессиональных художников-керамистов, опыт преподавания, способствующий оптимальной организации пластического творчества студентов на занятиях декоративной керамикой в системе подготовки педагогов-специалистов по изобразительному искусству (широкого профиля) могут быть использованы как в системе высшего и среднего
художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного художественного образования.
Апробация результатов исследования. Наша практическая работа в области преподавания декоративной керамики на кафедре народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития образно-пластического мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах защиты дипломных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным тематическим и стилистическим разнообразием, большой творческой насыщенностью.
Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета ИЗО и народных ремесел (ежегодно с 2000 по 2005 год).
Опубликована программа сквозного курса обучения по специализации «художественная керамика», разработанная и апробированная в ходе исследования. В публикациях статей и тезисов докладов отражены результаты исследования и основные теоретические положения.
Разработанные в исследовании научно-методические рекомендации и программа обучения внедрены в практику педагогического процесса факультета изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ, художественно-педагогического колледжа, детских художественных школ г. Мытищи.
Экспериментальная работа со студентами факультета изобразительного искусства и народных ремесел, художественно-педагогического колледжа, детских художественных школ г. Мытищи проводилась в три этапа в период с 2000 по 2005 г., в работе приняли участие 210 человек.
На защиту выносятся:
- разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система реализации проблемы развития образно-пластического мышления студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства педвузов средствами декоративной керамики;
- критерии диагностики уровня развития образно-пластического мышления студентов художественно-творческих факультетов и отделений и их специальных способностей;
- система заданий, базу которых составляет единство художественных и педагогических задач с постепенным техническим, технологическим и художественным усложнением этого обучения.
Структура диссертации обусловлена постановкой цели и задач исследования, вьщвижением гипотезы и проведением педагогического эксперимента. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем основного текста 164 страницы. В приложении приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов. Библиографический список включает 265 источников.
Гносеологические основы и структура мыслительной деятельности
Философская теория познания рассматривает мышление как высшую познавательную деятельность, продукт особым образом организованной материи - мозга. Путем познания объективной реальности деятельность мышления обеспечивает разрешение проблемных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
Познавательное отношение мышления к бытию, к материи находится в центре гносеологической проблематики и трактуется диалектической логикой как активный процесс отражения объективного мира с помощью мыслительных образований, адекватных объективной реальности и выступающих в гносеологическом плане как идеальные образы объектов. Восстановление объектов действительности в мыслительной деятельности совершается путем преобразования исходных чувственных данных и их воплощения в форме понятий, суждений, теорий, что обеспечивает обобщенное и опосредствованное отражение действительности, раскрытие ее закономерных связей.
Опосредствованный характер процесса познания является самой значительной особенностью мышления и основывается на существовании опосредствованных связей в объективном мире. Мышление опосредствуется не только чувственной формой познания и способностью человека строить психические модели действительности, но и всем исторически накопленным опытом человечества.
Будучи обусловлено физиологией высшей нервной деятельности, мышление не может, однако, полностью рассматриваться с позиций биологической эволюции, оно является прежде всего продуктом общественного развития, так как неразрывно связано с практической деятельностью (трудовой, речевой). В теории познания мышление отдельного индивида выступает как один из уровней организации структуры общественного познания.
«Мышление понимается как совокупный продукт познавательной деятельности людей всех эпох и вместе с тем как общественно-исторический процесс развития знаний человечества о мире, процесс, который при опоре на практику приводит к все более и более достоверному познанию мира» (176, с. 88). Закономерности исторического развития предмета познания и его отражения в мышлении, в движении понятий рассматриваются диалектической логикой.
Развитие процесса познания исторически шло от конкретных, наглядно-действенных форм, зародившихся как компоненты практической деятельности, к отвлеченным, все более абстрактным формам мышления. Общефилософская логика постулирует диалектическую взаимосвязь уровня развития познавательной деятельности человеческого общества и соответствующих ему форм мышления: «... развитие общества приводит к возникновению новых форм мышления: каждое выдающееся открытие, каждый новый этап, каждая новая ступень в развитии народа необходимо приводит к новым формам мышления, обусловливающим дальнейший общественный прогресс» (32, с. 162).
Мышление возникает, развивается и осуществляется в исторически выработанных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
В способности человека к образованию общих понятий проявляется способность мышления к обобщенному отражению реальной действительности. С помощью понятий познается сущность явлений, процессов, выделяются и обобщаются существенные, наиболее характерные стороны и признаки объектов познания. Понятия как продукты исторического развития общественного познания развиваются, прогрессируя в сторону все более адекватного отражения действительности.
Опосредствованное отражение действительности в мышлении осуществляется в форме актов умозаключений, суждений, логических выводов, доказательств, которые способствуют значительному расширению границ познания. Эти логические операции мышления дают возможность познания явлений и процессов, недоступных восприятию с помощью органов чувств, выводя их сущность из анализа фактов, доступных непосредственному восприятию.
В понятиях и их системах, образующих научные теории, обобщается и концентрируется опыт общественного познания, адекватного отражения объективной реальности, который служит основой дальнейшего познания действительности.
Интеллектуальное развитие студентов в процессе создания стилизованного декоративного образа
Декоративное творчество в процессе обучения различным видам изобразительного искусства обладает значительными возможностями в развитии интеллектуального потенциала личности и образно-творческого мышления, поскольку, как мы уже отмечали выше, в основе декоративной деятельности лежит образное восприятие действительности и активная преобразующая направленность.
Овладение спецификой творческих принципов образного выражения, присущих декоративно-прикладному искусству, требует развития художественно-образного мышления и оптимизации его специфических операциональных структур, адекватных образной природе декоративного творчества, что выступает важным условием подготовки художника-педагога, специалиста в области организации декоративной деятельности учащихся.
Декоративно-прикладное искусство трактуется в философских исследованиях (А.Б. Салтыков, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган, А.Я. Зись, С.Х. Раппопорт, М.Б. Храпченко, Ю.И. Ницкуте, Л.М. Анненкова и мн. др.) как самоценный вид художественной деятельности, имеющий особую образную природу, существенно отличающуюся от специфики станкового изобразительного искусства. Выступая, подобно всем видам искусства, как художественно-образная форма отражения действительности, декоративно-прикладное искусство имеет собственные образно-познавательные задачи, обусловленные своеобразием системы художественно-образных средств, не заимствующей выразительные средства изобразительного искусства. Специфика художественно-образной природы декоративно-прикладного искусства детерминируется также предметностью - существованием декоративных произведений в форме определенных предметов, имеющих не только утилитарно-практические, но и духовно-эстетические функции, являющихся носителями художественного образа.
Содержанием художественного образа, как отмечает Н.Л. Лейзеров, является «художественно оформленная, «опредмеченная» человеком, оцененная им действительность» (122, с. 49). Активное образно-познавательное начало, заложенное в природе декоративно-прикладного искусства, в процессе формирования художественного образа декоративного произведения тесно соприкасается с закономерностями художественно-образного мышления, выполняющего те же функции отражения действительности в образной форме. Преобладание условной формы обобщения жизненного материала в декоративно-прикладном искусстве предполагает развитие специфических качеств художественно-образного мышления, мыслительных действий, направленных на отбор, переработку, обобщение объектов действительности, их различных сторон, и синтез новых декоративно-художественных образов на этой основе.
В процессе сложения художественного образа декоративно-прикладного искусства, предполагающего «эмоционально-интеллектуальное изобразительно-выразительное воплощение художником конкретного или воображаемого мира...» (122, с. 64), интеллектуальная составляющая приобретает ведущее значение, так как обеспечивает высокую степень обобщения и синтетическое объединение различных сторон действительности, концентрацию многозначных содержательных аспектов в декоративном образе, что определяет специфику образности декоративного искусства.
В связи с постановкой проблемы интеллектуального развития учащихся в процессе формирования художественной образности продуктов реализации учебного декоративного творчества следует рассмотреть проявления структурирующей аналитико-синтетической деятельности мышления, лежащие в основе механизма построения художественного образа декоративно-прикладного искусства.
Интеллектуальное начало проявляется прежде всего в таком свойстве художественного образа декоративного искусства, как творческое обобщение явлений действительности. Как отмечал А.Б. Салтыков, глубоко исследовавший проблему образа в прикладном искусстве, обобщение предполагает отбор наиболее существенного, глубокого, общего, что ведет к созданию типической характеристики. Художественное обобщение, проявляющееся в форме типа, находит воплощение в конкретных, чувственно воспринимаемых образах, чем обусловлено органическое единство типичного и конкретного, единичного и общего в художественном образе. Своеобразие художественно-образных задач и художественной формы декоративно-прикладного искусства определяет отход декоративного образа от индивидуализированных, максимально конкретных характеристик, присущих образам станкового изобразительного искусства, к характеристикам более обобщенным, видовым, по определению А.Б. Салтыкова.
Цели, задачи и содержание эксперимента. Диагностика исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов
Проведение опытно-экспериментальной работы определялось целями изучения и проверки на практике психолого-педагогических и методических аспектов проблемы развития образно-пластического мышления студентов, необходимостью поиска и отработки оптимальных путей активизации интеллектуальной деятельности студентов в учебно-творческом процессе.
Опытно-экспериментальное исследование включало два этапа: констатирующий и поисково-формирующий эксперимент, и проводилось в течение 2000-2005 гг. в Московском государственном областном университете на кафедре народных художественных ремесел факультета изобразительного искусства и народных ремесел. В эксперименте приняли участие все студенты, работающие в мастерской декоративной керамики.
Проведение экспериментального исследования в целом определялось постановкой следующих основных задач: а) выявить оптимальные педагогические условия, способы, приемы и методы, способствующие активизации и эффективному развитию образно пластического мышления студентов факультета изобразительного искусства педвузов в процессе декоративной учебно-творческой деятельности средствами керамики; б) проанализировать и проверить содержание теоретического и практи ческого материала разработанной программы обучения по специализации «художественная керамика» студентов факультета изобразительного искус ства педвузов; в) определить зависимость формирования декоративно-пластического творчества студентов в области керамического искусства от эксперимен тального обучения, направленного на активизацию и развитие образно-плас тического мышления. 102 Опытно-экспериментальная работа проводилась с использованием метода анализа программ преподавания декоративно-прикладного искусства, скульптуры, керамики и методических рекомендаций к ним; методов анализа процесса и результатов декоративно-творческой деятельности студентов; методов педагогического наблюдения учебного процесса, анкетирования. Исследование исходного уровня развития образно-пластического мышления студентов проводилось на констатирующем этапе педагогического эксперимента в период с 2000 по 2002 гг. В качестве основных задач поискового эксперимента выступили следующие: а) определение исходного уровня образно-пластического мышления студентов; б) выявление уровня владения возможностями пластического творчества в декоративной керамике; в) определение методических условий и особенностей развития образно пластического мышления студентов в процессе обучения декоративной керамике; г) уточнение и систематизация экспериментального учебно-методичес кого материала разрабатываемой программы обучения педагога-керамиста.
Уровень развития образно-пластического мышления студентов находит наиболее явное отражение в пластической выразительности учебно-творческих работ, выполненных в процессе декоративной деятельности.
В процессе экспериментального исследования на этапе констатирующего педагогического эксперимента были проанализированы работы студентов в декоративной керамике - сосудные формы, декоративная пластика, скульптурные композиции, отобранные на семестровых просмотрах 2000-2002 уч. г. (с 1 по 4 курс).
Анализ работ студентов проводился на основе следующих художественно-педагогических параметров оценки: - декоративность художественного решения, наличие элементов стилизации;
- использование и выявление специфических фактурных, пластических и живописных качеств материалов керамики;
- уровень овладения выразительными средствами художественной технологии керамики;
- эмоциональная насыщенность художественного образа.
Как показал анализ, работам студентов в декоративной керамике свойственны тяжеловесность, сухость, натуралистическая мелочность в трактовке деталей, пренебрежение природными выразительными качествами материала, отсутствие осознанного подхода к использованию его возможностей. Студентами не ставятся задачи достижения остроты и выразительности образных характеристик за счет обобщения, абстрагирования, что показывает отсутствие самостоятельности мышления, его оригинальности, нестандартности. Уровень овладения технологическими средствами декоративной керамики весьма посредственный, что существенно ограничивает возможности образного выражения в работах обучаемых.