Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы освоения методических принципов работы над тональным рисунком
1 . Исторический очерк проблемы преподавания тонального рисунка в высшей художественно-профессиональной школе 14-34
2. Психолого-педагогические закономерности тонального рисунка как специфической формы отражения действительности 35-59
Глава II. Научно-педагогическое обоснование проблемы активизации процесса освоения методических принципов работы над тональным рисунком
1 .Принцип целостности восприятия как основа учебных упражнений в освоении тонального рисунка 60-72
2. Некоторые особенности восприятия действительности в процессе изобразительной деятельности над тональным рисунком 73-94
Глава III. Выявление оптимальных условий по освоению методических принципов тонального рисования
1 Программа экспериментального курса тонального рисования 95-108
2. Методические пути и средства активизации и формирования индивидуально-профессиональных качеств личности студента в процессе обучения тональному рисунку 109-123
Заключение 124-125
Библиография 126-141
Приложения 142-190
- Исторический очерк проблемы преподавания тонального рисунка в высшей художественно-профессиональной школе
- .Принцип целостности восприятия как основа учебных упражнений в освоении тонального рисунка
- Программа экспериментального курса тонального рисования
Введение к работе
На современном этапе модернизации системы образования России
важное значение имеет проблема совершенствования профессиональной
ф подготовки учителей изобразительного и декоративно-прикладного
искусства. Особую остроту приобретает эта проблема, когда речь идет о
новых направлениях подготовки учительских кадров, вызванных реалиями
жизни. Тенденция к возрождению традиционной культуры народов
России, новые социально-экономические потребности общества
настоятельно потребовали расширения профиля подготовки учителей
художественно-эстетического цикла. В этой связи возникла
необходимость внести существенные коррективы в методику
преподавания специальных предметов - рисунка, живописи, истории изобразительного искусства и др. Исследованию возможностей учебного тонального рисунка в. процессе подготовки учителя изобразительного искусства и посвящено данное исследование.
В настоящее время значительно активизировались научные поиски в области психологии, педагогики и методики обучения. Анализ основных закономерностей развития, активизации и совершенствования эффективных творческих методов обучения указьюает на стремление ученых и педагогов поставить весь процесс обучения и воспитания на прочную научную основу в соответствии с уровнем современных требований педагогической теории и практики.
Сложность задач профессиональной подготовки художника-педагога
в педагогических вузах обусловливается, прежде всего, самой спецификой
этой профессии. Можно быть хорошим художником, однако этого, как
а показывает практика, еще недостаточно для успешной педагогической
деятельности. С другой стороны - невозможно вести качественное преподавание изобразительного искусства в школе, не обладая высокой профессиональной художественной подготовкой.
В рамках нашего исследования мы позволим себе остановиться на проблемах обучения изобразительной грамоте, а конкретнее - на процессе формирования профессиональных качеств в ходе занятий по тональному рисунку на этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
В художественной педагогике проблема формирования профессионализма является весьма сложной, актуальной, трудно достижимой вместе с тем еще недостаточно изученной, хотя важность ее неоспоримо признается всеми художниками-педагогами.
Любой преподаватель, практически работающий с начинающими, как только он сталкивается с задачами обучения изобразительной грамоте неподготовленного ученика, постоянно убеждается в сложности и актуальности решения проблемы формирования тонового и целостного видения, что в профессиональной подготовке является основой. Перестройка обыденного восприятия на профессиональное художественное - процесс очень ответственный и сложный. "Достаточно только начать преподавать рисунок, чтобы главная проблема методики обучения рисунку стала очевидной: научить видеть все предметы в пространстве и тональной зависимости. Как держать карандаш или кисть, как расположить краски на палитре, как провести плавную линию - это не проблемы для педагога. Большая часть подобных технических указаний дается лишь попутно, но вот как научить видеть, - это не просто и это главное", - говорит Н.Н. Волков (48, с. 13). Поэтому проблема воспитания, тонально-объемного видения - одна из ключевых проблем профессиональной подготовки художника-педагога, будущего преподавателя изобразительного искусства, так как тонально-объемное видение является наиболее важным условием успешного овладения студентами основами изобразительной грамоты. И чем быстрее эта проблема будет доведена до сознания студентов, чем раньше они приступят к сознательному ее решению в своей практической деятельности, тем целенаправленнее и эффективнее будет обучение.
Недаром еще П.ПЧистяков говорил, что "по-настоящему, прежде всего
надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и
довольно трудное" (213, с. 135).
А Заметим также, что проблемой теоретических основ учебного
тонального рисунка и обучения ему занимались многие известные художники прошлого и настоящего времени: Леонардо да Винчи, А Дюрер, Э. Делакруа, Ж.-Б. Энгр, А.П. Сапожников, И.Е. Репин, В.А.Серов, И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, В.Н. Яковлев и
Др.
Значительный вклад внесли в разработку педагогических путей,
методов и средств обучения тоновому рисунку такие специалисты в
'4
области теории и методики художественного образования и эстетического
воспитания в России, как Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, B.C. Кузин, Е.В.
Шорохов, В.К. Лебедко, СП. Ломов, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.А.
Унковский, А.Е. Терентьев, А.Н. Витковский и др.
Несомненную ценность для нашего исследования представляют
работы психологов и ученых в области дидактики - Б.Г. Ананьева,
Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириченко, B.C. Кузина,
'* СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера,
В.А. Сластенина.
В последние годы выполнен ряд кандидатских диссертаций, касающихся тех или иных аспектов учебного рисунка в профессиональной подготовке студентов - будущих учителей изобразительного искусства. Однако до последнего времени многие проблемы учебного тонального рисунка и преподавания его в современных условиях остаются неисследованными.
Все сказанное и определило актуальность и выбор темы настоящего исследования «Особенности методов преподавания учебного тонального рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и
народных ремесел педвуза», посвященного выполнению указанного
пробела в педагогической науке.
Проблема исследования: раскрытие научно-теоретических основ
учебного тонального рисунка, разработка и экспериментальная проверка Щ
эффективной методики преподавания его в условиях специфики
факультетов изобразительного искусства и народных ремесел
педагогических вузов.
Целью исследования является совершенствование
профессионально-художественной и методической подготовки студентов факультетов изобразительного искусства и народных ремесел педагогических вузов.
Объект исследования: процесс обучения учебному тональному рисунку студентов 1-5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педвуза.
Предмет исследования: методические основы преподавания учебного тонального рисунка в условиях специфики факультетов изобразительного искусства и народных ремесел педвузов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что
Ф эффективное преподавание учебного тонального рисунка на 1-5 курсах
факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического вуза и, в итоге их успешное художественно-профессиональная и методическая подготовка возможны при условиях:
а) раскрытия научно-теоретических основ учебного тонального
рисунка и психологических закономерностей рисования как формы
отражения окружающей действительности и выражения
индивидуальности рисующего;
б) педагогического обоснования экспериментальной программы
преподавания учебного тонального рисунка в условиях специфики
факультета изобразительного искусства и народных ремесел
педагогического вуза;
в) определения индивидуально-психологических особенностей в
профессионально-художественном развитии студентов 1-5 курсов на
занятиях тональным рисунком;
г) разработки и опытно-экспериментальной проверки методических
путей и средств активизации процесса обучения учебному тональному
рисунку студентов факультета изобразительного искусства и народных
ремесел педагогического вуза.
В соответствии с вышеизложенными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю проблемы преподавания тонального рисунка в высшей художественно-профессиональной школе.
Раскрыть научно-теоретические основы тонального рисунка как учебного предмета.
Выявить психологические закономерности тонального рисования как специфической формы отражения действительности и выражения индивидуальности рисующего.
Разработать экспериментальную методическую модель преподавания тонального рисунка на факультете
Ф изобразительного искусства и народных ремесел педагогического
вуза с учетом специфики этого факультета, включающую экспериментальную программу преподавания предмета «Рисунок» на 1-5 учебных курсах и систему эффективных методических путей и средств активизации процесса обучения тональному рисунку студентов данного факультета.
#
5. Определить индивидуально-психологические особенности в
профессионально-художественном развитии и в методической
подготовке студентов факультета изобразительного искусства и
народных ремесел на занятиях тональным рисунком.
Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященные
методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и профессионально-художественного образования, высказывания известных художников прошлого и настоящего времени.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ философской, социологической,
педагогической, психологической и искусствоведческой
литературы;
анализ рисунков выдающихся художников прошлого и
настоящего времени;
изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих курсы рисунка
на художественно-графических факультетах и факультетах
изобразительного искусства и народных ремесел
педагогических высших учебных заведений;
наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью
студентов и педагогов;
беседы, анкетирование и интервьюирование;
психолого-педагогический развивающий эксперимент;
изучение продуктов деятельности студентов: рисунков,
курсовых и дипломных проектов, рефератов на темы
академического и тонального рисунка. Опытно-экспериментальная работа проводилась в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования РФ и на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета с 1999г. по 2004г.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1999 - 2000 гг.) осуществлялось:
Изучение специальной литературы: программ, учебников, статей по учебному рисунку, композиции, перспективе, оптике, теории эстетического воспитания, дидактике высшей школы, психологии, методике преподавания изобразительного искусства. А также систематический просмотр и анализ набросков и зарисовок в литературе и практике обучения.
Изучение опыта преподавания тонального рисунка на художественно-графических факультетах педагогических университетов (Московского педагогического государственного университета, Орловского, Владимирского и других университетов) и на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.
Анализ учебного плана и содержания учебных программ специальных дисциплин факультета изобразительного искусства и народных ремесел, сравнение их с планами и учебными программами традиционных художественно-графических факультетов и выявления на этой основе главных отличительных особенностей художественно-профессиональной и методической подготовки специалистов на факультете изобразительного искусства и народных ремесел.
Разработка экспериментальной программы по тональному рисунку на 1-5 курсах факультета изобразительного искусства и народных ремесел и методических рекомендаций к проведению занятий по рисунку.
Разработка экспериментальной системы наглядных, учебно-методических пособий.
6. Разработка методики эксперимента.
Второй этап (2000-2002 гг.) включал:
1. Проведение эксперимента.
Продолжение изучения специальной литературы.
Корректировка экспериментальной программы по учебному тональному рисунку и методических приемов и средств обучения рисунку на 1-5 курсах.
Третий этап (2002-2004 гг.) составил:
Продолжение и завершение эксперимента.
Обобщение результатов эксперимента, подведение итогов исследования.
Оформление диссертации к защите.
Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения тональному рисунку по программе и методическим рекомендациям и серии наглядных, учебно-методических таблиц, с широким использованием проблемных заданий, ситуаций специальных заданий - упражнений на развитие тонально-объемного восприятия натуры, зрительной памяти, пространственных представлений, мыслительных представлений, мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения по сходству и различию), разработанных для экспериментальных групп при сравнении с обычным, традиционным обучением рисунку в параллельных (контрольных) группах, то есть сравнивались содержание программ, педагогических путей, методов и средств, применяемых в экспериментальных и контрольных группах.
В результате систематического анкетирования, проведения контрольных работ по тональному рисованию (которыми служили и экзаменационные работы-рисунки), написания докладов, рефератов, выполнения курсовых дипломных графических композиций, где сравнивались результаты экспериментального и традиционного обучения тональному рисунку была выявлена эффективность предложенных методов преподавания тонального рисунка.
11 На защиту выносятся следующие положения:
1. Учебный тональный рисунок является самостоятельной дисциплиной в
любом профессионально-художественном учебном заведении (на всех
- уровнях профессионально-художественного образования). Но особое
значение этого учебного предмета в системе художественно-профессионального образования определяется тем, что рисунок вообще, а тональный тем более является фундаментом, основой изобразительного процесса, всего художественного творчества - будь то графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство или художественное ремесло.
2. Студенту факультета изобразительного искусства и народных ремесел
овладение тональным рисунком необходимо не только для становления
и развития своих потенциальных возможностей и способностей как
художника, но и для дальнейшего успешного преподавания
изобразительного искусства и различных видов декоративно-
прикладного искусства. То есть важна и методическая направленность
обучения тональному рисунку на факультете.
Отсюда приоритетное значение научной разработки проблем обучения
(* тональному рисунку.
В условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел курс учебного тонального рисунка требует определенной коррекции. Содержание курса должно отражать и те новые задачи, которые ставятся по предметам декоративно-прикладного искусства и художественным промыслам, которые значительно шире представлены на факультете изобразительного искусства и народных ремесел по сравнению с традиционными художественно-графическими факультетами.
Научная разработка педагогической модели преподавания тонального рисунка на факультете изобразительного искусства и народных ремесел
в равной степени должна отражать три аспекта этой проблемы: художественно-профессиональный, педагогический и психологический.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
, состоят в том, что в нем: раскрыты научно-теоретические основы
тонального рисунка как учебного предмета; выявлены психологические закономерности рисования как специфической формы отражения действительности и выражения индивидуальности рисующего; определены индивидуально-психологические особенности в профессионально-художественном развитии и методической подготовке студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на занятиях тональным рисунком.
Практическая значимость исследования заключается: в разработке
экспериментальной методической модели преподавания тонального
рисунка на факультете изобразительного искусства и народных ремесел с
учетом специфики этого факультета, включающей экспериментальную
программу преподавания предмета «Рисунок» на 1-5 учебных курсах и
систему эффективных методических путей и средств активизации
процесса обучения рисунку студентов данного факультета; в разработке
Л системы наглядных учебно-методических пособий.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по тональному рисунку для факультетов изобразительного искусства и народных ремесел, для аналогичных отделений педагогических колледжей и училищ при создании новых учебников и методических пособий по рисунку для студентов, на курсах практических занятий по рисунку в институтах повышения квалификации учителей.
Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией , четкой организацией опытно-экспериментальной
работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, профессиональной художественной педагогики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научных конференциях и семинарах, на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования, в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Минобразования и науки РФ, на кафедре рисунка Московского государственного областного университета.
Исторический очерк проблемы преподавания тонального рисунка в высшей художественно-профессиональной школе
Проблема обучения рисунку имеет богатую историю. Как совершенно правильно отмечал Н.Н. Ростовцев, начало приобретения изобразительных навыков человеком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит к глубокой древности. Уже первобытные люди, изображая предметы реального мира, достигали больших успехов.
Постепенно приобретался и опыт передачи изобразительных умений, то есть те или иные формы обучения изобразительной грамоте. Так, уже в поздний период варварства в Европе обучение изобразительному искусству стало носить более организованный характер. Строго соблюдались определенные принципы и приемы изображения. Вместе с тем, четко разработанных методов обучения еще не было. Настоящее же обучение искусствам с организацией школ и институтов возникло только в период цивилизации.
Особое место занимает эпоха Возрождения, когда методикой обучения рисунку вплотную занимаются такие известные мастера, как Ченнино Ченнини, Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и др.
Художники этого времени начинают заново разрабатывать теорию изобразительного искусства, а вместе с тем и методы обучения рисованию. Альберти по этому поводу писал Брунеллески: «Признаюсь тебе: если древним, имеющим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания этих высших искусств, которые даются нам ныне с такими усилиями, то имена наши заслуживают тем большего признания, что мы без всяких наставников и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные» (6, 25-26).
Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки, они видели в успехах науки залог художественного процесса. Лучшие представители художественной культуры этого времени считали своим долгом заниматься делом просветительства, нести научные знания в широкие массы. Так, Филиппо Брунеллески на площадях города читал публичные лекции по перспективе и теории теней.
Но особенно важно отметить то, что в эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку - основе всех искусств. Микеланджело писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки» (33,7).
В эпоху Возрождения рисунок должны были изучать все, кто занимался искусством, причем его научные положения (законы перспективы, оптики и данные об анатомическом строении человеческого тела) надо было усваивать с карандашом в руках, сверяя с натурой.
Методика обучения изобразительному искусству была следующая: мальчика 10-12-ти лет родители отдавали для обучения к какому-нибудь мастеру, и он с первых же дней начинал знакомиться с ремеслом своего учителя. К 18-ти годам ученик становился подмастерьем. Теперь учитель мог доверить ученику исполнение отдельных частей заказных работ. Так было с Леонардо да Винчи, который во время учебы у Верроккио написал ангела на его картине «Крещение Христа».
После 6-8 лет обучения ученик мог оставаться в качестве помощника у своего учителя, но мог и перейти к другому мастеру. Кроме того, ученик имел право, также по личному усмотрению, менять мастерскую и даже специальность - стать гравером, живописцем, скульптором.
У наиболее крупных художников воспитанники изучали ювелирное дело, литературу, математику, скульптуру, живопись и архитектуру. Основой всех наук был рисунок, обучение которому шло по строгой системе. Как говорят источники, а в частности, рукописи Вазари, вначале ученики рисовали на буковых дощечках, затем их посвящали в тайны простейшей живописной техники: учили растирать краски, изготовлять левкас, готовить деревянную доску для станковой картины или стену под фреску. После этого доверяли грунтовку и нанесение фона.
Ченнино Ченнини в своем «Трактате о живописи» писал: «Знай, что для того, чтобы научиться, надо немало времени: так, сначала в детстве, по крайней мере с год, надо упражняться в рисовании на дощечке. Затем -пробыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства. Затем - приняться за натирание красок и заниматься этим некоторое время, потом молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить. И так надо в течение шести лет. Затем - еще шесть лет практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, все время рисовать, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней» (210,76).
Обучение рисованию проходило в мастерской художника. Опытные мастера живописи (в основном это знаменитые художники) набирали сравнительно небольшое количество учеников, с которыми вели занятия. Мастер учил ученика, ставя его «лицом к делу». Ученик досконально изучал технику и технологию материалов.
.Принцип целостности восприятия как основа учебных упражнений в освоении тонального рисунка
В процессе всестороннего изучения существующих в педагогической литературе точек зрения на данную проблему, а также в ходе практической работы со студентами и в соответствии с результатами предварительных экспериментов мы пришли к выводу, что под целостным видением следует понимать комплекс способностей, образующих специфическое профессиональное качество художника, сформированное в процессе изобразительной деятельности и целенаправленного обучения, которое позволяет ему видеть объект изображения и само изображение нерасчлененно, сразу, одновременно, во всем единстве, многообразии и взаимообусловленности его пластических качеств, свойств, признаков и особенностей, при их постоянном сравнении между собой и с целым.
Мы считаем, что для успешного решения проблемы формирования целостного видения в процессе преподавания рисунка, педагог должен основное внимание уделять развитию у студентов способностей, лежащих в основе этого существенного профессионального качества.
I. Способность видения большой объемной формы модели, понимание конструктивной основы формы, принципов ее строения, видение характера, пластики и движения формы, а также ее пропорций..
«Чувство формы, - утверждает Д.Н. Кардовский, - умение видеть и передавать ее надо развить учащемуся до того, чтобы оно из сознания, как говорят, «перешло в концы пальцев», т.е. при изображении формы на плоскости рисующий должен ощущать ее, так же как скульптор, который лепит форму из глины или вырубает из камня» (92, с.258). Причиной ошибок в изображении объемной формы в рисунке начинающими рисовальщиками служат ошибки двоякого рода:
1. Неразвитость восприятия объемной формы в натуре, неумение анализировать ее конструкцию, характер, пластику и движение, неточность в определении пропорций.
2. Неразвитость восприятия изображенного объема и пространства на плоскости, неспособность к восприятию плоскости рисунка как воображаемого пространства.
Причем основную сложность в педагогическом плане представляет преодоление ошибок второго порядка. Для успешного овладения объемной формой на основе целостного восприятия необходимо, чтобы студенты научились сознательно решать следующие учебные задачи:
- убедительно выявлять конструкцию предмета как линейно, так и тонально;
- точно схватывать и передавать в рисунке пропорции, характер, пластику и движение формы;
- добиваться объемности и рельефной выпуклости изображения;
- уметь подчинить детали большой форме, работать над деталью в соответствии с этой формой, постоянно руководствуясь ею;
- выразительно использовать фон, фактуру, характер и направление штриховки для акцентирования объемности формы.
Лишь обладая целостным видением, способностью одновременного сравнения, студент сможет убедительно передать характер объемной формы, ее пластику и движение. Только верно найденная большая форма может избавить его от характерных ошибок, которые нарастают, как снежный ком, при механическом пририсовывании детали к детали, так как ошибка, допущенная в одной детали, не компенсируется отклонением в обратную сторону в другой, как это имеет место при рисовании от общего. При этом хочется заметить, что привычка вести работу от целого, от большой формы к деталям и формирует в конечном счете целостное восприятие.
П.Видение больших тональных отношений, точность оценки общего тонового состояния и тональных градаций натуры, умелое использование в работе пропорционального тонального масштаба и владение методом работы отношениями.
Из практики работы с начинающими рисовальщиками известно, что наибольшее количество ошибок в рисунке и в живописи студенты допускают именно в разборе тональных отношений и лепке формы тоном. «Можно рисовать и без тона, - утверждает Д.Н. Кардовский. - И все же, для того чтобы стать художником-реалистом, надо учиться рисовать тоном, так как тон есть результат реальных условий восприятия формы в свету» (92, с.261). Для того, чтобы грамотно рисовать, а затем успешно работать и в живописи, необходимо, чтобы с самого начала студенты стремились овладеть методом работы отношениями, а эта задача - одна из труднейших. «Можно легко увидеть, что темнее - это многие видят. Главное, увидеть - что чего и насколько темнее», - утверждает Н.П. Крымов (104, с. 33). Здесь педагог должен познакомить студентов с понятием пропорционального тонального масштаба. Основной педагогической трудностью решения данной проблемы является привычка начинающих рисовать «в упор».
Для первоначальных упражнений необходимо использовать постановки с ясно выраженными тональными градациями, по возможности не превышающими изобразительных возможностей материала, будь то карандаш или уголь. Нежелательны также в таких постановках цветные предметы и драпировки, так как цвет существенно затрудняет определение начинающими тональных отношений.
Программа экспериментального курса тонального рисования
Программа экспериментального курса тонального рисунка ориентирована на творческую и осознанную инициативу студента в освоении теоретических основ рисунка, художественно-выразительных средств тонального рисунка, в развитии потенциала личного эстетического сознания и формировании эстетических вкусов и потребностей, обогащении духовного мира, в совершенствовании своей эстетической культуры и стремлении все эти качества развивать в дальнейшем у своих учеников.
Педагогическое обоснование экспериментальной программы преподавания тонального рисунка на факультете изобразительного искусства и народных ремесел в Московском государственном областном университете составляют такие факторы как:
- четкое определение содержания учебно-воспитательных задач, системы учебных заданий с I по 5 курсы с учетом специфики факультета (включая экзаменационные, курсовые и дипломные проекты по рисунку);
- соблюдение принципов и правил дидактики; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов каждой возрастной группы, положений и закономерностей общей и педагогической психологии, особенно закономерностей зрительных ощущений и восприятия форм, объема, пространства, тона объектов, зрительных иллюзий, соотношения образов непосредственного восприятия и образов памяти, воображения в процессе рисования с натуры и т.п.; учет специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел.
Эта специфика выражается прежде всего в том, что на факультете осуществляют художественно-профессиональную подготовку не только будущего учителя традиционного школьного предмета «Изобразительное искусство», но и учителя самых разнообразных художественных ремесел, то есть на факультете значительно расширен цикл предметов декоративно-прикладного искусства. Отсюда возникает необходимость корректировки ряда традиционных учебных постановок по рисунку, включения принципиально новых постановок с решением новых задач, отвечающих указанной специальности (постановка натюрмортов с предметами контрастных форм и размеров) с использованием драпировок с ярко выраженным узором, расширение учебных заданий по рисованию различных гипсовых орнаментов и других и т.д.).
Следующая особенность факультета заключается в том, что со второго курса значительный процент студентов составляют выпускники колледжа (довузовская подготовка), который в течение трех лет готовит специалистов по конкретным видам ремесел (художник лаковой миниатюры, мастер по финифти, художник-керамист, художник-ювелир и др.). Выпускники, хорошо и отлично закончившие обучение в колледже, зачисляются на второй курс факультета.
Понятно, что специфическая довузовская профессиональная подготовка таких студентов требует особого индивидуального подхода к их дальнейшему обучению по специальным дисциплинам и, прежде всего, по рисунку.
Специфику факультета составляет и то, что значительное расширение предметов декоративно-прикладного искусства, всего многообразия художественных ремесел на факультете, требует значительно более обстоятельного изучения средствами рисунка декоративных элементов, составляющих суть узора, орнамента (ритм, гармония форм и линий, симметрия форм и т.д.) и содержащихся в природных формах, особенно в формах растительного мира (цветы, ветки кустарников и деревьев и т.п.).
Содержание блоков экспериментального курса тонального рисунка составили:
- цель и задачи учебного тонального рисунка;
- виды тонального рисунка (длительный рисунок, наброски и зарисовки, учебные постановки в мастерских и работа на пленэре);
- рисование с натуры геометрических тел и предметов, простых по форме;
- рисунок сложных по форме предметов;
- рисунок группы предметов (натюрморт);
- рисование интерьера и экстерьера, архитектурных сооружений;
- рисунок пейзажа;
- рисунок птиц, домашних животных и зверей;
- рисунок головы человека;
- рисунок фигуры человека;
- рисунок декоративных элементов в действительности (в природе, в архитектуре, в изделиях домашнего обихода);
- рисунок по памяти и по представлению;
- рисунок в курсовых и дипломных проектах по графике, живописи, декоративно-прикладному искусству;
- педагогический рисунок.