Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы развития образного мышления у студентов ХГФ средствами декоративности при освоении дисциплины "Композиция" 15
1.1. Главные факторы, создающие условия» развития образного мышления у студентов ХГФ; обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» 15
1.2 Значение народного искусства в развитии образного мышления у студентов ХГФ 18
1.3. Психолого-педагогические основы методической системы развития образного мышления у студентов ХГФ в учебном процессе изучения дисциплины «Композиция» (ДС. Ф. 01) 23
1.4 Содержательные основы методической системы развития образного мышления у студентов ХГФ в учебном процессе изучения дисциплины «Композиция» (ДС.Ф.01) 30
Выводы по первой главе 100
Глава 2. Экспериментальная проверка методической системы развития образного мышления у студентов ХГФ, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство», в учебном процессе изучения дисциплины «Композиция» (ДС. Ф. 01) 101
2.1. Проведение экспериментальной проверки методической системы развития образного мышления у студентов ХГФ 101
2.2. Условия проведения и результаты констатирующего эксперимента в образовательном процессе 103
2.3. Ход и результаты обучающего эксперимента 115
2.4. Проведение и анализ результатов контрольно-сравнительного эксперимента 141
Выводы по второй главе 158
Заключение 161
Список использованной литературы 165
Приложения 173
- Значение народного искусства в развитии образного мышления у студентов ХГФ
- Содержательные основы методической системы развития образного мышления у студентов ХГФ в учебном процессе изучения дисциплины «Композиция» (ДС.Ф.01)
- Условия проведения и результаты констатирующего эксперимента в образовательном процессе
- Проведение и анализ результатов контрольно-сравнительного эксперимента
Введение к работе
Проблема исследования и её актуальность.
Поступательное развитие нашего общества и изменение общественно-экономических отношений непосредственно предопределяют и влияют на изменения в образовательных процессах. Поэтому специалист, работающий в сфере декоративно-прикладного искусства, кроме профессиональных знаний и умений, должен обладать всеми необходимыми знаниями о прогрессивных изменениях в обществе, но в то же время должен являться носителем, как общекультурных, так и региональных традиций. Поэтому совершенно необходимо, чтобы будущие художники-педагоги являлись не только носителями и трансляторами, как мирового, так и традиционного национального искусства, но также владели методами и способами художественно-эстетического обучения и воспитания личностно значимых, ценностных ориентиров для современного подрастающего поколения. Глубокое изучение мировой культуры и искусства в сочетании с приобщением к традиционной культуре, связанной с региональной историей и искусством и органично включенной в современное образовательное пространство, является важным условием процесса успешной подготовки современных прогрессивных художественных кадров.
На многих факультетах изобразительного искусства педагогических ВУЗов в учебном процессе для будущих художников-педагогов применяется методика обучения студентов с использованием учебно-творческих заданий по композиции, приближенных к условиям традиционной культуры и народных промыслов того или иного региона. Однако в целом, во многих случаях практическая деятельность студентов в процессе создания учебно-творческих работ не выходит за рамки репродуктивной. Этот факт указывает на необходимость поиска, создания и более широкого использования современных методических разработок в области декоративно-прикладного искусства для эффективного обучения студентов на уровне исследовательской и художественно-творческой деятельности. Одним из перспективных направлений здесь является обучение студентов 2-х и 3-х курсов Художественно-графических факультетов (ХГФ) творческому созданию современных живописных композиций (натюрмортов, пейзажей, портретов) декоративной направленности и художественному проектированию изделий современного быта с использованием комплексной методики направленной на активизацию развития образного мышления. В соответствии с этим методика преподавания дисциплины «Композиция» для студентов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство», потребует определённой адаптации, но в результате будет в значительной мере сфокусирована на более эффективной подготовке современных специалистов для работы в области декоративно-прикладного искусства. В свою очередь, эта адаптация должна заключаться, главным образом, в активизации развития образного мышления будущих художников-педагогов для предстоящей деятельности в условиях современной рыночной конкурентной экономики.
Психологические и педагогические аспекты и закономерности развития художественно-образного мышления студентов исследовали Б.Г. Ананьев, Г.В. Беда, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В. Г. Волков, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, В.К. Лебеденко, Н.Н. Ростовцев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Е. В. Шорохов, А.П. Яшухин и другие ученые-художники, педагоги-теоретики искусства.
Вопросы подготовки студентов к художественной деятельности средствами творческого создания художественных композиций декоративной направленности раскрыты в работах Н.С. Большакова, Н.Т. Климовой, Л.А.Кожевниковой, Л.П. Левина, Ю.В. Максимова, М.А Некрасовой, Э.В.Рихвк, В.Г. Смолицкого, О.В. Тонкус, А.С. Хворостова, Д.А. Чиркова и других.
Однако проблема использования научно-теоретических и методико-педагогических основ, обуславливающих активизацию развития образного мышления студентов ХГФ в процессе обучения по специальности
«Изобразительное искусство» с использованием интеграции наследия традиционного регионального искусства, остается в значительной степени открытой. С одной стороны, ощущается определённый недостаток соответствующих комплексных методик, а с другой - определённую сложность составляет объединение инновационных достижений современного декоративно-прикладного искусства и традиционных культурных ценностей в единое художественно-педагогическое пространство, что необходимо для развития у студентов исследовательских способностей, образного художественного мышления, эстетического восприятия, воспитания у них национального и интернационального сознания. Для разрешения данной проблемы представляется необходимым создание комплексной методической системы, объединяющей все вышеизложенные аспекты в единую образовательную структуру. Потребность подготовки прогрессивных, творчески мыслящих и активных художников-педагогов, являющихся носителями культурных ценностей и традиций, востребованных, в первую очередь, в своих регионах и региональных образовательных учреждениях, подтверждает актуальность и целесообразность данного исследования.
Целью исследования является определение научно-теоретических основ и создание экспериментальной методической системы развития образного мышления студентов ХГФ, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство», с использованием в процесс изучения дисциплины «Композиция» практики создания учебных живописных композиций декоративной направленности с вовлечением в этот процесс традиций регионального декоративно-прикладного искусства.
По результатам исследования с учётом имеющегося дефицита учебно-методической литературы, как по теме исследования, так и по педагогике теоретических основ дисциплины «Композиция», создать методическую систему и учебное пособие (учебник), которые должны наиболее полно отражать и раскрывать поднятую тему.
Объектом исследования является: методико-педагогическая деятельность преподавателей художественно-графических факультетов высшей школы, направленная на развитие у студентов обучающихся по специальности «Изобразительное искусство», образного художественного мышления с вовлечением в этот процесс самобытных культурных традиций художественного творчества народов России, проживающих в Южном федеральном округе и, в частности, в Донском регионе.
Предметом исследования является экспериментальная методическая система, направленная на развитие образного мышления у студентов, обучающихся на ХГФ по специальности «Изобразительное искусство», с использованием практики творческого создания в процессе изучения дисциплины «Композиция» живописных композиций декоративной направленности.
Гипотезой выступает предположение, что активизация развития образного мышления студентов художественно-графических факультетов зависит:
от применения в учебном процессе комплексной методической системы, направленной на активизацию развития образного мышления студентов, имеющей научное психофизиологическое обоснование в виде закономерностей и принципов концепции визуального восприятия;
от достаточно широкого вовлечения в учебный процесс для изучения и использования в практических работах студентов самобытных традиций регионального художественного творчества и активного использования декоративно-прикладных произведений и изделий народного творчества в качестве образцов для учебных работ студентов;
- от привнесения в педагогический процесс и использования в разработанной методики создания декоративной композиции, что должно активизировать развитие образного мышления в создании композиций декоративной направленности.
Исходя из понимания и определения объекта, предмета, гипотезы и цели исследования, перед нами встали следующие задачи:
-
Провести анализ и определить состояние проблемы в методико-педагогической работе преподавателей художественно-графических факультетов, направленной на развитие у студентов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство», образного художественного мышления.
-
Уточнить главные факторы, создающие в педагогическом процессе систему воспитания и активизации развития образного мышления студентов художественно-графических факультетов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство».
-
Подготовить методическую систему, направленную на развитие образного мышления студентов художественно-графических факультетов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство».
-
Разработать систему, адекватно отвечающую задачам развития образного мышления студентов художественно-графических факультетов, с использованием в учебном процессе изучения дисциплины «Композиция» практики творческого создания живописных композиций (натюрмортов, пейзажей, портретов) декоративной направленности.
5. Осуществить практическое внедрение в учебный процесс разработанной методики преподавания декоративной композиции у студентов ХГФ, сопровождая внедрение постоянным анализом, адекватно отвечающим поставленным целям.
6. Провести обобщающий анализ проделанной методической работы и результатов исследования.
Методологической основой исследования являются изучение и использование социально-философских концепций, теорий и трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых, психологов, педагогов в современном образовательном пространстве, рассматривающих в своих работах следующие методико-педагогические аспекты: концепция формирования творческих способностей в процессе деятельности;
деятельностно - творческий аспект в образовании; а также нормативные документы (государственный образовательный стандарт). Использование основополагающих научных изысканий по проблеме исследования: концептуальные идеи о культуре, как факторе развития личности в цивилизованном обществе (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.Толстой, Г.Плеханов, К.Д. Ушинский, Ю.Б. Борев, Е.В. Бондаревская, С.В.Кульневич и другие);
теория развития личности в процессе творческой деятельности (К.А.Абдульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие);
концепция непрерывного образования (С.Г.Вершловский, Л.Н.Кулюткин, Л.Н. Лесохина, Г.С.Сухобская и другие);
культурологические исследования об искусстве как составляющей культуры, обеспечивающей художественно-творческое и нравственно-эстетическое развитие личности (Е.Н. Ильин, B.C. Кузин, А.Ф.Лосев, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Розанов, Л.Н. Столович, Е.В. Шорохов, Б.П.Юсов и другие).
В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретико-монографический: анализ психолого-педагогической, научно-методической и искусствоведческой литературы, периодических изданий, диссертационных исследований и учебно-методических пособий по исследуемой проблеме;
экспериментальный (констатирующий, формирующий и контрольный этапы): констатирующая, формирующая и анализирующая опытно-экспериментаторская педагогическая работа, связанная с внедрением и использованием в учебном процессе изучения дисциплины «Композиция» (ДС. Ф. 01) методической системы, направленной на активизацию развития образного мышления студентов;
обсервационный: наблюдение за познавательной, исследовательской и художественно-творческой деятельностью студентов; фиксирование результатов развития образного мышления;
диагностический: беседы и коллективные обсуждения со студентами выполненных ими работ; тестирование учебных творческих работ студентов и поэтапный анализ результатов развития образного мышления; сопоставительный анализ творческих работ студентов в аспекте активизации развития образного мышления; обобщение и обработка результатов внедрения и использования в учебном процессе экспериментальной методической системы развития образного мышления студентов с помощью статистических методов и анализа выставок учебных работ.
Этапы исследования:
На первом этапе (2005-2006г.г.) проводились изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и искусствоведческой литературы, периодических изданий, диссертационных исследований и учебно-методических пособий по исследуемой проблеме, а также специальной литературы по теории и практике композиции в аспекте дисциплины «Композиция». На основе изученных материалов была определена структура методической системы, имеющей своей главной целью активизацию развития образного мышления студентов - будущих художников- педагогов. Были определены объект и предмет исследования, сформулированы его гипотеза, цель и задача, уточнены методологические основы и выбраны адекватные методы исследования. Одновременно определялись общие положения к разработке, внедрению и экспериментальной проверке методической системы развития образного мышления студентов, накопление эмпирического материала, планировалась организация методологической работы.
На втором этапе (2006-2007г.г.) осуществлялось проведение констатирующего раздела эксперимента, главными целями которого были организация диагностики начального уровня подготовленности студентов, выявление степени развития у них образного мышления (получение «нулевого среза») и определение приоритетных направлений обучающего и воспитательного воздействия. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены возможности развития художественно-творческих способностей и эстетического восприятия студентов, определены интерес к культурным ценностям региона проживания, объём и полнота знаний регионального декоративно-прикладного творчества. На первом этапе констатирующего эксперимента для фиксации исходных результатов подготовленности студентов нами были использованы тесты контроля образовательного уровня студентов, разработанные для специальных дисциплин на художественно-графических факультетах ВУЗов, принимающих участие в эксперименте. За показатель полного усвоения знаний, практических навыков и развитие образного мышления принимались 100%.
После завершения всех разделов констатирующего эксперимента проводилась опытно-экспериментаторская педагогическая работа, связанная с внедрением и использованием в учебном процессе методической системы развития образного мышления студентов. Производился отбор адекватных методов, педагогических приёмов, форм организации и средств обеспечения обучающего эксперимента. Опытно-экспериментаторская работа по внедрению и апробации методической системы развития образного мышления студентов, представляющая собой формирующий этап эксперимента, проводилась непосредственно в процессе изучения дисциплины «Композиция» и спецкурса «Живопись натюрморта, пейзажа и портрета декоративной направленности». Педагогический эксперимент проводился непосредственно в учебном процессе с анализом, обобщением и сравнен... получаемых результатов.
На третьем этапе (2007-2008г.г.) проводилась работа по систематизации, анализу и обработке полученных экспериментальных данных, являющаяся завершающим контрольным этапом педагогического эксперимента. Выделялись приоритетные направления содержательных основ экспериментальной методической системы, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальных работ по её апробации и анализ активизации развития образного мышления студентов в процессе изучения дисциплины «Композиция» (ДС. Ф. 01) и творческого создания живописных композиций декоративно-прикладной направленности с учетом регионального компонента, осуществлялась коррекция методической системы, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.
Достоверность полученных результатов обеспечивается: теоретическим обоснованием диссертационной работы, её опорой на научные исследования в области философии, психологии, педагогики и теории изобразительного искусства; а также экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования; разработкой основных критериев оценки развития образного мышления в процессе создания декоративных композиций; апробацией исследования и практической реализацией экспериментальной методики в учебном процессе.
Научная новизна исследования состоит в разработке теоретико-педагогических и содержательных основ методической системы, направленной на активизацию развития образного мышления студентов художественно-графических факультетов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». Созданием данной методической системы внесен определённый вклад в теорию и методику обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов, продолжено решение проблемы применения научно-теоретических основ художественного творчества в процессе обучения студентов созданию композиций декоративной направленности.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем впервые проанализированы методически разработанные проблемы декоративности в учебных работах студентов художественно-графических факультетов в аспекте формирования образного мышления.
Определены и научно обоснованы педагогические условия развития образного мышления студентов средствами декоративной композиции, которые включают в себя поэтапность обучения, комплексную методическую систему, проблемную ситуацию в серии теоретических и графических упражнений и наглядных пособий.
Разработаны критерии оценки уровня развития образного мышления студентов художественно-графических факультетов, выявлены педагогические условия, активизирующие образное мышление, что способствует более эффективному усвоению методики преподавания декоративной композиции. Разработана учебная программа и методическое учебное пособие по декоративной композиции на базе теоретических и практических результатов исследования. Полученные результаты могут быть использованы в организации процесса обучения, направленного, не только на получение знаний, умений и навыков, но и на интенсивное развитие образного мышления в разработке заданий по декоративной композиции.
Практическая значимость результатов исследования: исследования заключается в создании и внедрении в педагогический процесс экспериментальной методической системы развития образного мышления студентов художественно-графических факультетов, повышающей их художественно-творческий, эстетический и нравственно-этический уровень. Предложенная комплексная методическая система обучения студентов творческому созданию учебных живописных композиций декоративной направленности, активизирует развитие образного мышления, усиливают значимость общекультурных, педагогических и регионально-национальных ценностей, обуславливающих процесс и результаты развития личности будущего художника-педагога.
Результаты исследования могут быть дополнительно реализованы в рамках дисциплины «Композиция» в аспекте регионального компонента, устанавливаемого ВУЗами и предусмотренного Государственным образовательным стандартом, а также на курсах по выбору студентов. Практическая значимость исследования нашла выражение также в том, что его результаты, рекомендации и экспериментальная методическая система внедрены в учебный процесс факультета изобразительного искусства педагогического института Южного федерального университета, аналогичных факультетов Кубанского, Воронежского и Дагестанского государственных педагогических университетов (г.г. Краснодар, Воронеж, Махачкала,). Эти результаты могут также эффективно использоваться при организации обучения в специализированных училищах и колледжах, а также на курсах повышения квалификации преподавателей декоративно-прикладного искусства и в системе дополнительного образования.
На защиту выносятся:
1. Главными факторами развития образного мышления студентов художественно-графических факультетов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» являются возросшие общественно-экономические и эстетические требования, предъявляемые к современным художникам-педагогам.
2. Создание учебных живописных композиций декоративной направленности с привнесением регионально-национальных художественных традиций является эффективной частью педагогического процесса в аспекте активизации развития образного мышления, эстетического и нравственно-этического воспитания студентов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство».
3. Экспериментальная учебно-методическая система, разработанная на основе закономерностей и принципов психофизиологической концепции визуального восприятия и учитывающая региональный аспект декоративно- прикладного творчества, создаёт эффективные и реальные предпосылки для активизации развития образного мышления студентов, обучающихся на ХГФ по специальности «Изобразительное искусство», и воспитания современного художника-педагога.
Апробация и внедрение Экспериментальную базу на период 2005-2008г.г. составили художественно-графические факультеты по специальности «Изобразительное искусство»: в Педагогическом институте Южного федерального университете (ПИ ЮФУ, г. Ростов-на-Дону), Кубанском государственном педагогическом университете (КГПУ, г. Краснодар), Воронежском государственном педагогическом университете (ВГПУ, г. Воронеж), Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ, г. Махачкала). В учебном эксперименте приняли участие общей численностью около 220 студентов ХГФ 3-х и частично 4-х курсов.
Результаты исследования обсуждались на кафедре декоративно-прикладного искусства «Педагогического института Южного федерального университета», сообщались на ежегодных научно-методических конференциях университета 2005-2009 г.г.
Объем и структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения иллюстрирующего экспериментальную часть диссертации.
Значение народного искусства в развитии образного мышления у студентов ХГФ
Научно-технический прогресс обеспечивает систематическое повышение комфорта жизнедеятельности людей; но одновременно с этим имеет тенденцию отдалять, человека от синкретических основ культурных ценностей и национальных традиций.
В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" среди основных задач в сфере образования указаны: сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, сохранение языков и традиций всех народов Российской Федерации». Согласно этой доктрине в противовес возникающему засилью "массовой" культуры повышается значимость проблемы формирования национального самосознания на государственном уровне. Одним из важнейших средств формирования национального самосознания является национально-региональный компонент образования. В законе РФ "Об образовании... ст.29 п.2" предусмотрен учет региональных особенностей подготовки специалистов, которые определяются региональным компонентом государственного образовательного стандарта общего и профессионального высшего образования. Региональный компонент ориентирует педагогов и обучаемых на более глубокое и подробное изучение разделов курса, особенно важных для жизнедеятельности в условиях данного региона.
Отсюда следует, что будущие художники-педагоги не только должны быть знакомы с образовательными парадигмами и быть высококвалифицированными специалистами в своей области, но и являться носителями высокой художественной культуры и, в первую очередь -региональной культуры, регионального художественного творчества.
Лучшие мыслители и представители русской классической педагогики (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) всегда стремились привнести; идеалы и ценности, национальной культуры; В! образование. В; дальнейшем.этоднаправление развили представители русской; постклассическойпедагогики:
-принцип связиіобразованияда:культурьь(Є.И-Еессен);,
- принциш целостности? образовательного процесса: w единствам типа культурных впечатлений (В ;В1 Розанов) :
- принцип;творческошсвоб6ды(Нс.И-. Бердяев);
- принцип: приоритета»: воспитания: перед: обучением: (В.В; Зеньковский).\. Идеи регионального! подхода в, подготовке студентов к художественной деятельности отражены в работах МІМ; Байрамбекова, ЛЗІЕолуб; Ю:Ві Ерошенко;Е;Фг Карповой; Г.И: Киселевой; В.Ш ШШ. Махмудова, Цатуровой, М:П.: Целых и других. снов ываясьгна этих разработках направленияхв педагогике, KB: Бондаревская!определила: «Чтобы обеспечить восхождение человека к. общечеловеческим ценностям: и; идеалам: культуры,. образование; должно быть культуросообразным. Это означает, что основным» методом, его проектирования и-.- развития должен; стать культурологический;, подход,. который предписывает поворот всех компонентом.образования к культуре и человеку как её творцу и субъекту, способному к; культурному саморазвитию». (18; 8)
Создание образовательного пространства, основанного на. культурно-ценностных ориентирах, гарантирует высокие уровни нравственного, эстетического, гражданского, патриотического и интернационального воспитания. Включение художественного образования в такое пространство создает условия на факультетах изобразительного- искусства для; формирования и развития художника-педагога высокой культуры.
Одной из составляющих мировой культуры являются национально -региональные культурные ценности и художественные традиции. Несмотря на.то, что они находятся: в периферийном положении, они способны оказать на личность непосредственное и устойчивое воздействие. Однако этому воздействию в настоящее время противодействует массовая «антикультура», основанная; на стандартизации и . унификации. Это противодействие направлено на.разрушение «экологическойгцивилизации» одним из условий которой- является свободный; диалог различных культур, в результате чего потребность человека в различающихся этнических традициях должна стать : одной из=важнейших жизненных потребностей. Отсюда вытекает «проблема; культурной идентичности» человека. Эта проблема, по мнению И.И" Власовощ, соответствует гуманистическим принципам педагогики:, «Сегодня?; отмечен интенсивный процесс перестройки этнического, сознания людей, а: это еще больше актуализирует вопрос совершенствования, процесса образования на принципах гуманизма, втесной взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей: В связи с этим представляется важным сохранение воспитательных функций народного; искусства» (1; 20). Включение, в: художественно-педагогическое образование студентов — будущих художников-педагогов; богатейших. образов; тем, мотивов; форм регионального художественного творчества; возникающих в сложном единстве, индивидуального творчества и коллективного художественного сознания, имеет не только воспитательное, но и художественно-эстетическое значение. Вместе с . этим, использование в педагогическом процессе произведений регионального художественного творчества значительно усиливает эффективность комплексной методики развития образного мышления будущих художников-педагогов. Это связано с тем, что в.. различных; регионах веками отбираются совершенствуются и обогащаются найденные отдельными мастерами художественные решения. Этот процесс, включающий импровизацию в творческом решении, ее последующее совершенствование, закрепление традицией; обогащение и, подчас, обновление традиций, оказывается достаточно протяжённым во времени. Однако в педагогической практике не всегда удаётся привнести в учебный процесс ту высокую художественность и самобытность, которыми как правило, обладают лучшие образцы произведений регионального художественного творчества. Эта проблема усугубляется тем фактом:, что выполнение студентами практических учебных заданий во многих слу 3 сводится к подражательному копированию образцов регионально декоративно-прикладного творчества. Установочные задачи, поставленные перед студентами, при недостаточном знании ш осмыслении ими региональной культуры в художественном аспекте не выполняются:, чТО приводит к неграмотному, с низким уровнем культуры и эстетики, выведенному из контекста региональных традиций, уровню работ. Поэто:МУ в целях повышения эстетического уровня учебно-творческих работ, развития образного мышления будущих художников-педагогов и культуросообразности1 всего художественно-педагогического процесса нужно считать приоритетным направление, использующее принцип синтеза современных инноваций и традиционного регионального- искусства.
Создание и внедрение в педагогический процесс этого направ л еиия предполагает системное решение методико-педагогических, художествеНН творческих и культурологических задач. Такой системой, которая, по наШе]у1У мнению, сможет во многом содействовать на ХГФ повышен 10 эффективности художественно-педагогического процесса при изучен 111 дисциплины «Композиция» (ДС. Ф. 01), может стать методическая система включающая в себя образовательный и содержательный аспект »1 регионального художественного творчества, в тесном взаимодействиями: с комплексной методической системой развития образного мьішл ї1113 студентов.
Одним из самых полных источников информации об истории и разв: "!"111 региональных культур являются произведения декоративно-приклад : 1"0 искусства. На факультете изобразительного искусства Педагогичеcic r0 института ЮФУ в цикле изобразительных дисциплин применяется пракщсЗЗСа обучения" студентов средствами создания декоративно-прикладх з ьіх произведений с использованием традиций художественной культурн-Т и народных промыслов Донского региона. Изучение этих традиций в виде лучших произведений регионального художественного творчества должно эффективно использоваться для развития образного мышления студентов ХГФ.
Национальное художественное искусство Донского края; малых народов Донского региона включают в себя многоплановую этнографию. Именно историко-этнографические знания, связанные с произведениями изобразительного искусства, дают возможность глубже понимать истоки нации, культуры и формируют у студентов основу национального самосознания. Декоративно-прикладное искусство Донского региона сформировалось на основе искусства полиэтнических групп и экстрагировало в себя лучшие образцы искусства русского, украинского, армянского, татарского, калмыцкого и ряда других народов. Поэтому донское региональное искусство, как и любое другое декоративно-прикладное искусство народов. Российской федерации; выделяется яркой образной выразительностью, богатым разнообразием форм, самобытными колористическими решениями и представляет несомненную художественно-эстетическую ценность и значимость для» обучения будущих художников-педагогов. Историко-этнографический и искусствоведческий аспекты донской региональной культуры нашли достаточно полное отражение в работах И.А. Аверина, Н.А. Аникиной, С.А. Бандуриной, А.А. Гордеева, Н.А. Номикосова, Л. А. Новак, В.В Овчинниковой, И.П. Потапова, А.И. Ригельмана, Е.П. Савельева, О.П. Синцовой, А.П. Скорик.
Содержательные основы методической системы развития образного мышления у студентов ХГФ в учебном процессе изучения дисциплины «Композиция» (ДС.Ф.01)
В соответствии с учебным планом XFO по специальности «Изобразительное искусство», утверждённым Федеральным агенством по образованию РФ, студенты 3 курса изучают дисциплину «Композиция» (ДС Ф. 01). Для прохождения этой дисциплины отводится 74 учебных часа, в том числе: 17 часов лекций и 57 часов практических занятий, в, том числе и для самостоятельной практической работы студентов при выполнении учебных заданий. В учебный процесс изучения данной дисциплины мы дополнительно ввели специальный учебный курс «Живопись натюрморта, пейзажа и портрета декоративной направленности» в соответствии с разделом учебного плана «Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом». Программа данного курса рассчитана на 60 учебных часов, состоит из комплексных лекционно-практических занятий (практические занятия с лекционными объяснениями), изучается в течение 5-го, 6-го и частично 7-го семестров, и по своей форме и содержанию является содержательной основой экспериментальной методической системы развития образного мышления студентов. Учебный процесс параллельного прохождения дисциплины «Композиция» (ДС. Ф. 01) и спецкурса предусматривает постоянную проверку преподавателем выполнения студентами практических заданий. Форма итогового контроля — дифференцированный зачёт.
При разработке содержательных основ методической системы развития образного мышления студентов в процессе изучения дисциплины «Композиция» и спецкурса «Живопись натюрморта, пейзажа и портрета декоративной направленности» нами была взята за естественную теоретическую базу психофизиологическая концепция визуального восприятия, основным содержанием которой являются психофизиологические закономерности визуального восприятия различных отношений, возникающих между отдельными частями и всей художественной композицией в целом. Общим философским обоснованием использования закономерностей визуального восприятия при создании художественных композиций является философский тезис, утверждающий, что целое (в нашем случае, художественная декоративная композиция) всегда больше, чем общая сумма его частей (в нашем случае, различные количественные и качественные сочетания объектов и элементов композиции).
В процессе лекционно-практических занятий по созданию учебных художественных композиций декоративной направленности нами использовались два основных терминологических понятия:
1. объекты композиции - изображения на картинной плоскости любых очевидных двухмерных плоскостных форм;
2. элементы композиции - изображения на картинной плоскости всего остального, что не является очевидной двухмерной формой, включая фон и бордюр.
При разработке содержательных основ методической системы развития образного мышления мы выделили из психофизиологической концепции визуального восприятия 5 основных закономерностей и 8 принципов. Это закономерности завершения, продолжаемости (или движения), подобия, соседства, выравнивания. Эти закономерности и вытекающие из них принципы были нами дидактически и методически адаптированы и введены в учебный процесс изучения дисциплины «Композиция» и спецкурса «Живопись натюрморта, пейзажа и портрета декоративной направленности».
Содержательные основы методической системы развития образного мышления предусматривают следующий порядок лекционно-практического изучения теоретического материала и освоения практических навыков и умений. Изучение дисциплины «Композиция» (ДС. Ф. 01) методически обоснованно начинать с освоения студентами закономерности завершения.
1. Закономерность завершения. (Лекционно-практическая методика развития образного мышления).
Эта закономерность основывается на свойстве мозга самостоятельно дополнять или же создавать недостающую (или же пропущенную) визуально-образную информацию и восполнять ею недостающие части объекта композиции для завершения его формы или же для завершения всей композиции в целом. Любой сложный объект в действительности является группой простых объектов, которые мозг стремиться визуально объединить в единое целое и рассматривать как единую форму даже тогда, когда какой-то части объекта (визуальной информации) не хватает. Например, человеческое лицо состоит из группы его различных частей - глаза, нос, рот, уши и т. д. Однако знакомое лицо легко узнать даже тогда, когда значительная его часть скрыта шляпой, косынкой, тёмными очками. Если значимые черты лица видны достаточно, то мозг автоматически дополнит все его недостающие части.
Закономерность завершения иногда называют также законом упрощения, потому что, дополняя недостающую визуальную информацию, мозг автоматически стремится выбрать для неё наиболее простую форму.
Педагог демонстрирует иллюстративный материал, наглядно показывающий визуально-образное завершение зрителем не полностью законченных художественных форм и композиций, и даёт задание студентам самостоятельно подготовить аналогичные примеры.
Студентам нужно пояснить, что объекты с достаточно сложными формами требуют более глубокого размышления над тем, какую часть формы можно убрать, а какую необходимо оставить. Для каждой конкретной формы некоторая визуальная информация является критически обязательной, и её необходимо включать в композицию. В то же время другая часть визуальной информации явно второстепенна, и она может (а возможно, даже и должна!) быть убрана. Опытный художник часто5 сознательно использует в композиции неполный набор визуальной информации - оставляет некоторые1 формы-незавершёнными (а некоторые объекты недорисованными), даваяг возможность зрителю самостоятельно» добавить недостающие части, визуально завершить»форму и воспринять её как целое. Этим художественным, приёмом зритель вовлекается в творческий процесс и, подсознательно чувствуя себя его активным» участником, испытывает эмоциональный подъём.
Практическое задание: Подготовить композицию декоративной направленности (два, - три объекта) с использованием закономерности завершения.
2. Закономерность направления движения, которую иногда называют также закономерностью продолжаемости. (Лекционно-практическая методика развития образного мышления).
Эта закономерность в определённой мере связана с закономерностью завершения и основывается наі двух свойствах и одном предпочтении зрительной системы человека:
Первое свойство: взгляд человека подсознательно выбирает движение от более тёмного к более светлому, другими словами, взгляд движется к свету и за светом.
Второе свойство: взгляд зрителя подсознательно продолжает обзор визуальных объектов в том направлении, в котором оно уже было начато: Так, например, начав обзор композиции с какой-то определённой точки и в каком-то определённом направлении, зритель будет продолжать смотреть в этом же направлении до тех пор, пока что-либо другое - более существенное и интересное, не отвлечёт его внимание и не перенесёт его взгляд на другое направление.
Предпочтение зрительной системы: взгляд зрителя, как правило, предпочитает двигаться слева направо, от более тёмного к более светлому, легко следуя по направлениям одинаковой светотени. Используя закономерность продолжаемости, можно создавать и организовывать в композиции поток визуальной информации, вызывая у зрителя ощущение композиционного движения, и этим увеличивать композиционную активность и динамичность. Целенаправленное движение взгляда зрителя и перемещение его внимания по картинной плоскости создаётся различными изобразительными средствами: линиями,, формой и размерами объектов, светотеневой разницей, цветом и т. д. Закономерность продолжаемости подсказывает создателю композиции предпочтительные направления для продолжения формы одного объекта или для расположения группы объектов на картинной плоскости. Например, диагональное расположение объектов в левой» нижней части картинной плоскости исключительно легко использовать для направления взгляда зрителя к её середине. Расположение объектов композиции по диагонали увеличивает её динамичность, создавая визуальное движение.
Педагог демонстрирует иллюстративный материал, наглядно разъясняя студентам, что в художественных композициях используется много различных приёмов, направляющих и ведущих глаз зрителя в нужном направлении. Самыми распространёнными из этих приёмов являются: целенаправленный выбор направленности взгляда одного из субъектов композиции; использование перспективы; предлагаемое взгляду зрителя движение от одного объекта композиции к другому с помощью их взаимного расположения и места на картинной плоскости композиции; повторение линий, узоров, форм; повторение цвета; тональная разница цвета; предлагаемое направление движения, созданное разницей или лее контрастом светотени (другими словами, с помощью взаимного расположения тёмных и светлых участков, ведущих взгляд зрителя по картинной плоскости композиции; создание и специальное выделение в композиции направляющих линий.
Условия проведения и результаты констатирующего эксперимента в образовательном процессе
На первом этапе (2006-2007 гг.) проводились анализ научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, психофизиологии, социологии, по теории и методики преподавании декоративно-прикладного искусства, дизайна; анализ учебных программ, учебно-методических пособий, монографий, диссертаций близких к теме исследования, а именно развития образного мышления студентов ХГФ. Проводилось определение целей, задач, содержания, структуры, методов подготовки студентов педагогических вузов, а также - накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.
В ходе работы, была определена актуальность и целесообразность активизации развития образного мышления студентов 3-х курсов художественно-графических факультетов; образное мышление было отображено как одна из ведущих способностей к декоративно-прикладной деятельности; были выявлены наиболее существенные психолого-педагогические предпосылки эффективного развития образного мышления.
Используя метод сравнения полученных данных в экспериментальных и контрольных условиях, нами определялось влияние изучаемой дисциплины - «Композиция» (ДС. Ф. 01) и спецкурса «Живопись декоративного натюрморта, пейзажа и портрета», на развитие образного мышления студентов как будущих художников- педагогов.
На этапе экспериментальной проверки методической- системы, направленной на развитие образного мышления студентов при прохожденияг дисциплины «Композиция» (ДС. Ф. 01) был организован констатирующий эксперимент, с целью проверки методической системы. Экспериментатор провел предварительную беседу в каждой контрольной и экспериментальной группе, в ходе которой были собраны данные о первоначальном уровне знаний в области декоративно-прикладного искусства и живописи декоративной направленности, об их различиях и общих тенденциях, о понятии декоративность, а также о возможности использования этих и потенциальных знаний в учебной подготовке и будущей профессиональной деятельности художников- педагогов.
В соответствии с выработанным порядком проведения диагностики на этапе констатирующего эксперимента, исследование началось с диагностики общего уровня успеваемости студентов по дисциплинам предметной подготовки - рисунка, живописи, композиции. Для этого было собрано и проанализировано 315 текущих работ студентов 3-х курсов ХГФ по рисунку, живописи и композиции. Каждая из работ была проанализирована по 10 выбранным параметрам: - беглость; - оригинальность создаваемых образов;- гибкость использования идей; - целостность;- точность; характерность; - типичность;- эстетически-качественный уровень создаваемых образов;- спонтанность;- количественная продуктивность. Преимущество при диагностике отдавалось работам по композиции. Соответственно было выделено 3 уровня: низкий, средний, высокий, (см. таблица 1,2.)
В соответствии с результатами, представленными в таблице можно сделать следующие выводы: высокий уровень исходной развитости образного мышления проявляется, ориентировочно, у одной четверти испытуемых. Основной контингент студентов имеет средний или даже низкий уровень развитости, наиболее значимые параметры, в этом случае, присутствуют не всегда, менее значимые параметры присутствуют чаще. Таким образом, была подтверждена актуальность и целесообразность развития образного мышления, как одной из ведущих способностей к декоративно-прикладной деятельности студентов художественно-графических факультетов.
Уровень успеваемости студентов соответствует качеству выполнения ими практических заданий. Таким образом, уровень знаний, умений и навыков определяется в соответствии с требованиями учебной программы ВУЗа методом анализа результатов практической и творческой деятельности студентов на кафедральных просмотрах. В результате анализа ведомостей по семестровым кафедральным просмотрам был выявлен средний балл уровня успеваемости - 3,52. (см. таблица 3.)
Можно сделать следующий вывод — большинство студентов учатся удовлетворительно, оценки на просмотрах обычно выставляются с учетом динамики развития студентов, в случаях сомнения - с повышением оценки в пользу студентов.
В соответствии с выработанным порядком диагностирования развитости образного мышления студентам были предложены специфические практические задания на предмет проявления степени развитости образного мышления. Преподаватель выступает в роли экспериментатора. Эти практические задания основывается на предыдущих знаниях и умениях студентов и не является для них чем—то новым и особенно трудным.
Учебные задания Практическими заданиями являются: разработка декоративной композиции в жанре натюрморта, пейзажа (фонтаны, водоёмы в композиции с архитектурой и фигурами людей), декоративного портрета.
Методы, применяемые в ходе задания: метод наблюдения, метод фронтальной работы, метод индивидуальной беседы, метод индивидуального показа.
Используя наглядные материалы, экспериментатор объясняет студентам задачи создания декоративной композиции. Среди них: выбор оптимальной точки зрения, композиционный поиск и решение, написание этюда большими отношениями, выполнение линейно-конструктивного построения; живописные задачи: работа большими цветовыми и тоновыми отношениями, проявление обусловленного цвета предметов, лепка формы и объема при помощи цвета, тона и мазка, передача плановости, нахождение целостного колорита.
Студенты приступают к работе над натюрмортом на планшете форматом 40 х 50 в технике гуашь или акварель, и выполняют ее в целом за 8 часов, работая два дня. В первый день они пишут натюрморт 6 часов, каждый на своем рабочем месте.
Преподаватель наблюдает за ходом работы, контролируя каждый этап: композиционный поиск, композиционное решение, написание этюда, выполнение линейно-конструктивного построения, начало декоративной живописи. Применяется метод наблюдения, метод индивидуальной беседы и индивидуального показа на конкретной работе студента, в случае проявления типичной ошибки применяется метод фронтальной работы — преподаватель дает пояснения - всей группе. В конце занятия преподаватель проводит фронтальный просмотр, где обсуждаются качества декоративных живописных работ студентов, отмечаются решенные и нерешенные задачи. Студенты принимают активное участие в просмотре, они анализируют вслух, по очереди работы друг друга, ищут ошибки и удачные решения.
На следующем занятии, в оставшиеся 2 часа, студенты дописывают работу. Перед началом занятия преподаватель проводит краткий просмотр, заново напоминая о поставленных задачах, о найденных ошибках и удачных решениях. Преподаватель применяет метод наблюдения, метод индивидуальной беседы и индивидуального показа. За 15 минут до окончания- занятия преподаватель-экспериментатор проводит завершающий просмотр. Студенты принимают активное участие в просмотре, анализируют по этапам решение поставленных задач в каждой работе. Преподаватель-экспериментатор подводит итоги и выставляет оценки/ Студентам предлагается кратковременный отдых — перерыв в течение 15 минут, они покидают аудиторию.
Проведение и анализ результатов контрольно-сравнительного эксперимента
Для выявления уровня развитости образного мышления по итогам экспериментального обучения-всему контингенту студентов контрольной и экспериментальной групп было предложено выполнить, контрольное практическое задание, аналогичное практическому заданию, выполненному студентами на этапе констатирующего эксперимента. В соответствии с выработанным порядком диагностирования развитости образного мышления было подготовлено специальное практическое задание на предмет проявления степени развитости образного мышления. Преподаватель выступал в роли экспериментатора. Экспериментатор предлагает студентам выполнить стандартные по уровню сложности для 3-х курсов ХГФ декоративный живописный натюрморт, пейзаж и портрет. Эти практические задания должны основываться на имеющихся у студентов знаниях и умениях.
Задание
Практическим заданием являются художественные постановки — натюрморт, состоящий из 5 предметов, и пейзаж, состоящий из группы деревьев, дороги, дальнего плана, в том числе облаков и речки, цветовая гамма пейзажа построена на тепло-холодном контрасте: красные, красно-коричневые, зеленые и коричнево-зеленые оттенки, освещение - рассеянное.
Методы, применяемые в ходе выполнения задания: метод наблюдения, метод фронтальной работы, метод индивидуальной беседы, метод индивидуального показа.
Применяя метод фронтальной работы и используя наглядные материалы, экспериментатор объясняет студентам задачи декоративного натюрморта, который студенты выполняют на планшете форматом 40 х 50 в целом за 6 часов. Применяя метод фронтальной работы и используя наглядные материалы, экспериментатор объясняет студентам задачи декоративного пейзажа, среди них: выбор оптимальной точки зрения, композиционный 142 поиск и решение, написание этюда большими отношениями-, выполнение линейно-конструктивного построения; декоративные живописные задачи: работа большими, цветовыми и тоновыми отношениями, проявление обусловленного цвета, тона и мазка, сжатие планов,.нахождение целостного колорита. Студенты- приступают к работе на планшете форматом 40 х 50, в технике гуашь или акварель, и выполняют ее вщелом за 8-часов, работая два дня. В первый день они пишут декоративный пейзаж 6 часов, каждый на своем месте.
Преподаватель наблюдает за ходом работы, контролируя каждый её этап: композиционный поиск, композиционное решение, написание этюда, выполнение линейно-конструктивного построения, начало декоративной живописи. Применяется метод наблюдения, метод индивидуальной беседы и индивидуального показа на конкретной работе студента, в случае проявления типичной ошибки применяется метод фронтальной работы - преподаватель дает пояснения всей группе. В конце занятия преподаватель проводит фронтальный просмотр, где обсуждаются качества декоративных живописных работ студентов, отмечаются решенные и нерешенные задачи. Студенты принимают активное участие в просмотре, они анализируют вслух, по очереди работы друг друга, ищут ошибки и удачные решения.
На следующем занятии студенты дописывают работу в оставшиеся 2 часа. Перед началом занятия преподаватель проводит краткий просмотр, заново напоминая о поставленных задачах, о найденных ошибках и удачных решениях. Преподаватель вновь применяет метод наблюдения, метод индивидуальной беседы и индивидуального показа. За 15 минут до окончания занятия преподаватель-экспериментатор проводит завершающий просмотр. Студенты принимают активное участие в просмотре, анализируют по этапам решение поставленных задач в каждой работе. Преподаватель-экспериментатор подводит итоги и выставляет оценки. Студентам предлагается кратковременный отдых - перерыв в течение 15 минут.
По окончании перерыва студенты возвращаются к своей работе и по указанию преподавателя-экспериментатора меняются местами, перед ними тот же пейзаж, который они писали 8 часов. Они изучили его подробно, каждый на-своем месте. Теперь, они смотрят на него с новой точки зрения 1 минуту. Затем студентам предлагается написать этюд- пейзажа с нового места, с новой точки зрения, выполнив те же задачи. Формат - A3 , техника гуашь или акварель, время работы 4 часа. Таким образом, студенты пишут декоративную живописную композицию шг памяти, представлению и воображению. По окончании объяснения задания экспериментатор отвечает на вопросы, излагает выводы и больше не вмешивается в ход практического задания на этом этапе. Преподаватель-экспериментатор не должен осуществлять прямые подсказки, практический показ, давать советы, предлагать решения.
Преподаватель-экспериментатор занимается наблюдением за ходом выполнения задания, в процессе беседы с каждым из студентов задает вопросы; фиксирует результаты своих наблюдений в письменном виде на бумаге, исследуя параметры:
- беглость - легкость, быстрота процесса создания образов;
- оригинальность создаваемых образов - новизна, уникальность, минимальная встречаемость ответа в однородной выборке;
- гибкость использования идей - количество переключений с одного класса объектов на другой;
- целостность- создание образа как единого, неделимого и взаимосвязанного целого;
- точность- тщательность разработки деталей образов;
- характерность — выявление индивидуальной определенности;
- типичность - выявление выразительного общего ;
- эстетичность - качественный уровень создаваемых образов;
- спонтанность - самопроизвольное, без внешних стимулов включение процесса образного мышления;
- количественная продуктивность - высчитывается по числу композиций. Результаты оценки работ студентов на предмет проявления степени развитости образного мышления в практическом задании приведены в таблице 1.
В экспериментальной группе сократилось количество студентов, находящихся на низком уровне развития образного мышления. Параметр образность — предполагает декоративность и оригинальность процесса.
Больше половины студентов контрольной группы сразу принимаются за работу, остальные медлят, хотя подобное задание уже было ими выполнено ранее. Преподаватель-экспериментатор повторяет цель задания и учебные задачи.
Студенты экспериментальной группы сразу и без затруднений приступают к заданию.
Параметр декоративность в данном случае также имеет несколько иной смысл, так как переключение с одного класса объектов на другой происходит внутри группы объектов натюрморта или пейзажа.
Постепенно студенты контрольной группы справляются с этой задачей со средним результатом, экспериментальная группа намного опережает контрольную-группу по этому показателю.
Параметр целостность, очень важный в любой творческой работе, проявляется в работе студентов контрольной группы на среднем уровне. Студенты достаточно грамотно следят за целостностью композиции, её декоративностью и живописным колоритом, однако это удается не всем и не всегда. Экспериментальная группа лучше передает целостность композиции, декоративность и живописный колорит, работает намного уверенней.
Параметр ясности или- разработанность предполагает тщательность разработки деталей объектов. Изучая результаты с этой позиции, можно сказать, что точность у студентов обеих групп не всегда достаточно высока.
Параметр характерность показывает достаточно высокие показатели. Студенты изучали и писали постановки, в целом 8 часов, характерность объектов они передают достаточно уверенно. Экспериментальная группа справляется с этим этапом легче и быстрее, технологических затруднений почти не возникает.
Параметр четкости, то есть выявление выразительного общего для декоративного натюрморта и пейзажа в целом, является сложной задачей без натуры. Экспериментальная группа справляется с этим этапом немного лучше, чем контрольная.
Параметр эстетичность. Экспериментальная группа справляется с этим параметром на более высоком качественном уровне, чем контрольная, технологических затруднений в экспериментальной группе почти не возникает.