Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности Прозорова Екатерина Николаевна

Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности
<
Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прозорова Екатерина Николаевна. Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Прозорова Екатерина Николаевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Курск, 2007.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2222

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Психолого - педагогические основы преодоления депривации подростков в учреждениях интенатного типа средствами изобразительной деятельности

1.1. Психолого - педагогическая характеристика депривации подростков, находящихся в учреждениях интернатного типа 13

1.2 Роль изобразительной деятельности в развитии депривированного подростка 44

1.3. Модель методической системы преодоления подростковой депривации средствами изобразительной деятельности в учреждениях интернатного типа 72

Глава II. Методическая система преодоления депривации подростков средствами изобразительной деятельности

2.1 Изучение состояния депривации подростков в процессе изобразительной деятельности в учреждениях интернатного типа (констатирующий этап эксперимента) 88

2.2 Поиск путей, средств и форм преодоления депривации подростков средствами изобразительной деятельности в учреждениях интернатного типа (поисковый этап эксперимента) 115

2.3 Эффективность экспериментальной методической системы преодоления депривации подростков средствами изобразительной деятельности (формирующий этап эксперимента) 130

Заключение 163

Список литературы 167

Приложение 186

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность

Неустойчивое экономическое, эмоционально-психологическое положение семьи в ситуации незавершенных преобразований общества, ослабление силы воздействия социальных институтов в воспитательной работе с детьми, отход от традиций и ценностей национальной культуры обострили негативные проявления в поведении несовершеннолетних Характерной приметой последних десятилетий стали: потеря работы, дающей стабильный доход семье, устремление в малый бизнес, ненормированный рабочий день, разводы и, как следствие, резкий рост количества детей, помещенных в дома ребенка, интернаты, приюты, детские реабилитационные центры

Дети, помещенные в учреждения интернатного типа, лишаются ощущения психологического благополучия, нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, глубокой привязанности к близким людям, лежащих в основе формирования полноценной личности ребенка любого возраста Но кризисным, в этом контексте, принято считать подростковый возраст (Л И Божович, И В Дубровина, Д.М Фельдштейн, Э Б Эльконин), так как именно в этом возрастном периоде лишение ребенка насущных потребностей может привести к фатальным и необратимым последствиям

Депривация как психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей у подростков, помещенных в учреждения интернатного типа, проявляется остро и комплексно Недостаток эмоциональных связей, неудовлетворенность во впечатлениях порождают в подростке эмоциональную де-привацию, низкий уровень развития культурных потребностей и невозможность их удовлетворения - культурную, а ограничение или лишение возможности удовлетворения потребности в самоуважении, самоутверждении в общении со сверстниками - социальную

Развитию комплекса деприваций у подростков способствует сужение и обеднение социальной среды интернатных учреждений, иерархия отношений, базирующаяся на подчинении сильными слабых, низкая социальная активность воспитанников, стрессы и агрессивность, отсутствие целеустремленности, потеря ценностных ориентации, проекция на себя неудачной жизни родителей Преодоление же этого комплекса негативных явлений рассматривается учеными как специальная педагогическая мера, направленная на ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении подростков Все это требует как теоретического осмысления проблемы и конструирования соответствующих моделей ее преодоления, так и поиска форм, методов, путей и средств практического преодоления деприваций

Являясь острой проблемой современности, феномен деприваций прошел в своем развитии несколько исторических периодов, выделенных И Лангмейром и 3 Матейчеком эмпирический (вторая половина XIX в и 30-е гг XX в ), мобилизующий (30-40-е гг XX в.), критический (50-е гг XX в ), экспериментально-теоретический В последнем периоде исследователи вы-

деляют два направления Первое посвящено изучению депривирующих влияний (М И Буянов, А И Захаров, Е С Иванов, Т Я Сафонова), второе - изучению влияния условий депривации на развивающуюся личность (Дж Боул-би, AM Прихожан, НА Рычков, НН Толстых, Л А Ядвиршис) Работы ЕВ Гавриловен, ИВ Дубровиной, ВС Мухиной, ТИ Юферовой посвящены исследованию особенностей развития воспитанников интернатных учреждений Нами проанализированы также исследования по проблеме отклоняющегося поведения подростков в различных социальных средах (МА Алемаскин, ИП Башкатов, АД Гонеев, А И Кочетов, ВМ Литвишков, Г М Потанин, А Е Тарас)

Особый интерес для нас представляют работы, посвященные проблеме психолого-педагогической сущности депривации, выявлению причин ее возникновения, поиску путей, форм и средств ее преодоления (НВ Зайцева, Л А Кумарина, AM Прихожан, Л А Ядвиршис, МК Ярославцева) Однако, всесторонний анализ данных исследований показал, что в поле зрения ученых остается незамеченным важнейшее средство преодоления депривации подростков - их изобразительная деятельность Хотя проблема воздействия изоискусства на человека, занимавшая еще мыслителей древности ( Аристотель, Конфуций, Платон), интересовавшая MB Алпатова, АФ Лосева, Ю М Лотмана и многих выдающихся педагогов и психологов (В М Бехтерев, М Доналдсон, Е И Игнатьев, Я А Коменский, В С Мухина, М Мон-тессори, И Песталоцци, Ж Пиаже, К Д Ушинский) остается актуальной для многих художников-педагогов современности (С Е Игнатьев, В С Кузин, В И Козлов, С П Ломов, В К Лебедко, Н Н Ростовцев, А С Хворостов, ЕВ Шорохов,НК Шабанов)

Исследователи функциональной стороны изодеятельности (Ю Б Борев, А Я Зись, М С Каган, Л Н Столович) по-разному трактуют ее функции, но почти все они выделяют эмоциональную, эстетическую, социализирующую, компенсаторную Именно эти функции важны для понимания процесса преодоления депривации подростков средствами изодеятельности

Изодеятельность доступна, развивает образное воображение, эмоционально-чувственную сферу подростка, способствует его социальной приобщенности Особенно привлекательна изодеятельность для подростка, если осваивается через нетрадиционные ее средства, что в большей степени отвечает насущным задачам подросткового возраста, когда уровень самосознания подростка превышает уровень его художественных возможностей

Полихудожественный потенциал нетрадиционных средств изодеятельности, заготовка материалов, коллективное творчество, объединяющее подростков, способны, на наш взгляд, создать условия для выражения эмоциональных переживаний, приобретения ценностей художественной культуры, развитию художественно-творческих способностей и социализации личности депривированных подростков Все это будет способствовать гармоничному, психофизическому развитию подростков и ослаблению отклонений в их поведении, то есть преодолению депривации

Всецело признавая роль и значение изодеятельности в преодолении де-

приваций у подростков, мы можем отметить, что исследовательская база этого феномена не позволяет использовать в полной мере ее богатый потенциал Отсюда рождается первое противоречие между потенциалом изодеятельно-сти в преодолении депривации подростков и недостаточной исследовательской базой ее возможностей. Второе противоречие складывается между возможностью творческой самореализации личности подростка в процессе изо-деятельности и отсутствием методической системы преодоления депривации подростков через развитие их художественно-творческих способностей Третье противоречие возникает между возможностью преодоления депривации подростков средствами изодеятельности и отсутствием уровней и критериев степени выраженности депривации и степени развитости художественно-творческих способностей подростков. Четвертое противоречие вытекает из невозможности организации образовательной среды в учреждениях интернатного типа без соответствующих программ, систем заданий и упражнений, нацеленных на преодоление депривации подростков

Комплекс имеющихся противоречий объясняет наше обращение к проблеме - преодоление депривации подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа средствами изодеятельности

Нерешенность этой проблемы ведет к тому, что подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, не имеют возможности в полной мере использовать потенциал изобразительной деятельности, не испытывают эмоционально-чувственных переживаний от приобщения к ней, не обогащают свой внутренний мир ценностями культурного наследия, лишены самореализации в процессе художественного творчества, что в свою очередь ведет к обострению эмоциональной, культурной и социальной депривации Все это придает проблеме исследования особую актуальность

Цель исследования заключается в решении данной проблемы

Объектом исследования выступила изодеятельность подростков в учреждениях интернатного типа, а предметом исследования является методическая система преодоления депривации подростков средствами изодеятельности

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи

  1. Определить психолого-педагогическую сущность и причины депривации подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

  2. Изучить возможности средств изодеятельности в развитии личности депривированных подростков

  3. Разработать модель методической системы преодоления депривации подростков средствами развития их художественно-творческих способностей в изодеятельности

4 Определить критерии и уровни развитости художественно-
творческих способностей подростков и установить взаимосвязь со степенью
выраженности тяжести депривации

5 Разработать экспериментальную программу, систему заданий и уп
ражнений, направленных на развитие художественно-творческих способно-

стей подростков и снижение степени выраженности их социальной, культурной и эмоциональной депривации

6 Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методической системы преодоления депривации подростков нетрадиционными средствами изодеятельности

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изобразительная деятельность может стать мощным средством преодоления деривации подростков, помещенных в учреждения интернатного типа, если, исследовав возможности использования нетрадиционных средств в изодеятельности, выявив эффективные формы и методы организации процесса сотворчества педагогов и воспитанников, предложив систему заданий и упражнений, нам удастся установить по выработанным критериальным оценкам, что снижение степени выраженности эмоциональной, культурной и социальной депривации подростков находится в прямой зависимости от повышения уровня развития их художественно-творческих способностей и связанных с ним эмоциональной и социальной сфер личности

Методологическую базу исследования составляют философские, психолого-педагогические, искусствоведческие и методические труды о воздействии искусства на формирование личности растущего человека (Ю Б Борев, Е И Игнатьев, М С Каган, К Д Ушинский); работы, посвященные проблеме депривации, ее возникновению и поиску путей, форм и средств ее преодоления (ЕВ Гаврилова, AM Прихожан, Л А Ядвиршис, МК Ярославцева), исследования особенностей развития воспитанников интернатных учреждений (И В Дубровина, В С Мухина); работы по проблеме отклоняющегося поведения подростков (А Д Гонеев, А И. Кочетов, Ю А Клейберг, Г М Потанин), исследования особенностей изодеятельности подростков (а В Баку-пшнский,ВС Щербаков)

Для реализации поставленной цели нами использовались методы комплексного исследования, включающие теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, методике изобразительного искусства, теории композиции, наблюдение за художественно-творческой деятельностью подростков в процессе работы над композицией, беседы, анкетирование, анализ продуктов детского творчества, педагогический эксперимент (констатирующий этап, поисковый этап, формирующий этап), методы качественной и количественной обработки данных

Опытно-экспериментальная база исследования

Исследование проводилось на базе школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2 г Курска и Курского областного реабилитационного центра для несовершеннолетних

В эксперименте принимали участие 203 ребенка подросткового возраста

Организация исследования

Исследование проводилось в несколько этапов

На первом этапе (2003-2004 гг) осуществлялся анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, философской и методической литера-

туры по теме исследования, формировались теоретические положения, требующие экспериментального подтверждения

На втором этапе (2004-2006 гг ) проводился педагогический эксперимент (констатирующий этап, поисковый этап, формирующий этап) Апробировалась методическая система преодоления депривации подростков средствами изобразительной деятельности

Третий этап (2006-2007 гг ) был посвящен подведению итогов, анализу и обобщению результатов теоретического и экспериментального исследования, оформлению результатов исследования в виде диссертации

Научная новизна исследования заключается в следующем

определена психолого-педагогическая сущность депривации подростков, находящихся в интернатных учреждениях и раскрыта ее взаимосвязь с их художественно-творческим развитием,

систематизирован, обобщен и подвергнут осмыслению теоретический и практический опыт использования потенциала изобразительного искусства как объекта и способа познания, а также средства самопознания,

определены критерии и уровни развития художественно-творческих способностей депривированных подростков, показатели степени выраженности тяжести их депривации, установлена их взаимозависимость,

- разработана и экспериментально проверена методическая система
преодоления депривации подростков средствами изодеятельности, которая
включает в себя цели, задачи и содержание учебного процесса, дидактиче
ские принципы, формы и методы реализации искомой цели, программы и
средства педагогической коммуникации, педагогов как носителей целей ме
тодической системы.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания - преодоления депривации подростков средствами изодеятельности Разработана структура теоретической модели, преодоления депривации, включающая семь парных принципов, структурные компоненты (эмоционально-ценностный, организационно-деятельностный, содержательный и технологический), четыре уровня развития художественно-творческих способностей (низкий, средний, высокий и творческий) и показатели степени выраженности депривации (умеренная, средняя и тяжелая), а также продуктивное сочетание форм н методов обучения, в которых происходит гармоничное взаимодействие педагогов и учащихся

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его результаты создают реальную базу для коррекционно-педагогической работы с депривированными подростками в учреждениях интернатного типа средствами изодеятельности Разработанные нами программа, система заданий и упражнений использовались в факультативной и кружковой работе в школах-интернатах и реабилитационных центрах Эти результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических пособий для учителей и студентов педагогических специальностей

На защиту выносятся

  1. Введенное в научный оборот определение преодоления депривации подростков нетрадиционными средствами изодеятельности в учреждениях интернатного типа, трактуемое нами как процесс и результат сотворчества педагогов и воспитанников, в котором подростки проходят стадии от желания попробовать новые материалы изодеятельности к стремлению преодолеть возникшие в этой связи внутренние противоречия, а затем через увлеченность к созиданию ради самопознания и наконец к стадии самореализации

  2. Методическая система преодоления депривации подростков средствами изодеятельности, обладающая следующими ценными результатами

уточнена цель преодоление эмоциональной, культурной и социальной депривации подростков через развитие их художественно-творческих способностей,

сформулированы две категории задач, первая, направленная на формирование понимания композиции как важнейшего компонента организации художественной формы, художественного материала как средства реализации замысла в художественном образе, «языка искусства» как средства самовыражения подростка, и вторая, направленная через сотворчество в изодеятельности на снижение негативных эмоциональных состояний обучаемых, повышение коммуникативной активности и уровня групповой сплоченности, а также на самоуважение и самореализацию подростка,

для усвоения законов, правил, приемов и средств композиции предложена экспериментальная программа, включающая беседы, коллективную творческую работу, экскурсии, организацию выставок, реализуемая в кружковой и факультативной работе с депривированными подростками,

разработана система заданий использования различных нетрадиционных материалов (семена, листья и кора деревьев, воск, песок, галька, тканые материалы, крупы, опилки, стекло и т д ) в техниках гратографии, мозаики, аппликации, монотипии, измененной фактуры плоскости формата,

для успешной реализации методической системы в ней использован комплекс парных принципов (воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, сознательности и активности, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей, наглядности обучения и развития теоретического мышления) и методов (проблемного обучения, самостоятельной работы, рефлексии),

для доказательства эффективности методической системы представлены и апробированы результаты диагностики уровней развития художественно-творческих способностей (низкий, средний, высокий, творческий) и показателей степени выраженности эмоциональной, культурной и социальной депривации подростков (тяжелая, средняя, умеренная),

для создания комфортной, творческой образовательной среды в методическую систему бьши включены педагоги, нацеленные на преодоление комплекса депривации подростков, имеющие большой опыт работы с ними и

знающие возрастные коррекционно-педагогические технологии, индивидуально-личностные и статусно-поведенческие качества личности подростков,

- вывод о том, что возможность презентации своего «Художественного Я» другим для подростка интернатного учреждения является мощной движущей силой в преодолении его депривации

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается исходной методологической основой, использованием широкого круга трудов по психологии, педагогике, художественной педагогике, эстетике, применением совокупности взаимодополняющих методов, соответствующих предмету и задачам исследования

Апробация и внедрение результатов исследования основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, теории и методики преподавания изобразительного искусства Курского госуниверситета, были изложены на научных конференциях различных уровней (Курск (2004), Краснодар (2005), Белгород (2005), Эрланген (Германия) (2006), Витебск (2006), Алматы (Казахстан) (2006), нашли отражение в статьях, опубликованных в сборниках и журналах Москва (2006), Курск (2006), «Народное творчество» 1, 2007), «Искусство в школе» (№ 6 2006, № 1 2007)

Апробация результатов проходила в школе-интернате №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г Курска и Курском областном реабилитационном центре для несовершеннолетних

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения В диссертацию включены таблицы, схемы, рисунки

Психолого - педагогическая характеристика депривации подростков, находящихся в учреждениях интернатного типа

Несмотря на то, что термин «депривация» довольно широко используется в научной литературе последних лет, отсутствует единство содержания самого понятия «депривация». Термин «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потеря. В основе его лежит латинский корень «privare», значит отделять. Префикс de в англ. Слове передает усиление значения корня. В толковом словаре английского языка «депривация» трактуется как «отчуждение или устранение необходимого или делаемого объекта».

Депривация (от лат. Deprivato) - лишение, психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями, в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов). / Словарь.ш: Депривация делает Депривация - недостаток экономических и эмоциональных опор, общепринятых в качестве базисных основ человеческого опыта. Они включают доход и обеспеченность жильем, а также родительскую заботу (или адекватную замену) о детях. Это означает признание того, что забота, кров и обеспеченность - суть потребностей человека, обладание которыми ведет к более полному, более удобному жизненному опыту и возможным более полное развитие потенциала личности [24, с.87].

В психологии и социальной психологии депривация - это недостаток синхронных впечатлений из-за чего человек испытывает неудобство или дискомфорт. Например, эмоциональная депривация означает болезненные переживания недостаточности чувственных впечатлений - внимания, любви или же острых ощущений, что приводит к появлению чувства лишенности чего-то жизненно важного. В социологии чаще используется понятие относительной депривации. / Фонд «Общественное мнение». Словарь терминов.

В отечественной литературе можно найти равнозначное понятие «изоляция» и «лишение»: СИ. Ожегов термин «изоляция» трактует: 1 - в смысле изолировать - лишать соприкосновения с окружающей средой; 2 - в смысле изолироваться (отдаляться) от окружающей среды,[128, с.198] т.е. изоляция может быть как насильственной так и добровольной (или вынужденной). В психологическом словаре 1977 г. понятие «депривация» и «изоляция» идентифицированы.

Феномен депривации в философском аспекте раскрывается в депривациологии. Депривациология - раздел познания изучающий измененные состояния сознания интеллекта человека, как причину искажения восприятия действительности, ее верификационной достоверности, ее причинно следственных связей, это раздел исследующий технологии вытеснения человека из реальности. Это раздел познания изучающий аспекты вытеснения из адаптационногенного ресурса человека безусловного филогенетического реагирования, как доминирующей реалии. Раздел познания, определяющий значение для человека индукций, обретающих легитимную ценность и сопровождающих их изменения состояния сознания, натаскивающих человека на несвойственные реалиям реагирования.

Феномен депривации, как термин медицинский, означает недогрузку системы анализаторов, возникающий в результате изоляции или при нарушении работы основных органов чувств.

Физиологические механизмы, лежащие в основе адаптации детского и подросткового организма, раскрыты в трудах В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, М.М. Кольцовой, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Н.М. Щелванова и др.

В несколько ином смысле термин был введен в социологию С.-А. Стауффером, который рассматривал депривацию в качестве одного из факторов развития социальных групп и общественных организаций, который субъективно проявляется как чувство недовольства, испытуемое группой по отношению к своему состоянию, а объективно, как стремление данной группы достигнуть уровня другой группы, более развитой или более благополучной в социальном отношении.

Очевидно, что такое определение преимущественно относится к социально обездоленным группам, для которых справедливо как понятие относительной депривации по Стауфферу, так и более общее понятие депривации как социально-экономической неполноценности. В современных условиях в социологии именно депривация в последнем из указанных значений приобретает характер острейшей проблемы не только социальной, но так же педагогической и психологической.

Проблема депривации стала занимать значительное место среди психологических исследований. Ей посвящены работы Бардышевской М.К., Буянова М.И., Дубовик О.Ю., Дубровиной И.В., Кумариной Г.Ф., Кистяковой М.Ю., Лебединского В.В., Лисиной М.И., Прихожан A.M., Солоед К.Д., Толстых Н.Н., Фурманова И.А., Фурмановой Н.В., Ярославцевой И.В., Ядвиршис Л.А. и др.

Одним из тех, кто первым пришел к заключению, что умственная задержка детей вызвана у них не материнской депривацией, а недостаточной возможностью учиться и развиваться, познавать окружающую среду был У. Деннис.

Д. Гевирц обосновывал сущность депривации как недостаток контакта между социально желательными реакциями и подкрепляющими стимулами, вследствии чего ребенок перестает реагировать с достаточной готовностью на социальную действительность.

Г. Шеффер связал регресс в интеллектуальном развитии детей с появлением апатии, вызванной низким уровнем стимулирования в окружающей среде. Подобная апатия возникает сразу же при помещении ребенка в обыденную среду (среду с ограниченным количеством стимулов).

Созревание ребенка при данных обстоятельствах, идет нормально, однако его действенные интеллектуальные проявления значительно ниже его настоящих возможностей.

Исследования О.Г. Брима раскрывают зависимость того, что депривация порождает дефекты в учении о социальных ролях, обусловленные отсутствием требуемого личного опыта в области социальных взаимодействий в раннем онтогенезе. Последствия депривации видны в неполной или недостаточной социализации.

Проведенный анализ исследований позволяет нам сделать вывод, что среда, ближайшее окружение ребенка может являться как источником развития, так и источником депривации.

Й. Лангмейер и 3. Матейчек выделили четыре характерных периода в развитии движения исследований депривации. Первый период назван ими «Эмпирический», второй период «мобилизующий», третий период «критический», четвертый период, продолжающийся поныне, -«экспериментально-теоретический». [104]

Эмпирический период, начался приблизительно со второй половины позапрошлого столетия и завершился в 30-х годах прошлого. Депривированный ребенок, в этот период, это, прежде всего ребенок - сирота, ребенок - пасынок, растущий без материнской любви и отцовского авторитета. На протяжении этого периода происходит лишь накопление опыта и сведений без четкого стремления к глубокому анализу и систематизации.

Мобилизующий период охватывает 30-40-е года XX столетия. В этот период депривированный ребенок - это ребенок не подготовленный к жизни в обществе, не получивший для этого необходимых знаний, умений и навыков, тогда и происходят первые попытки серьезного изучения явления детской депривации. Его начальной вехой стали прежде всего работы венской школы Ш. Бюлера, исследования Шпица Р. и Фрейда 3.

Критический период приблизительно приходится на 50-е годы. Проблема депривации, становится проблемой, которая существует и в условиях семьи, так как большое число детей, страдающих от недостатка материнского внимания, в действительности проживают его со своими матерями.

Принципиально новым вкладом в изучение проблемы стали работы Боулби Дж, о связи между качеством материнской заботы и успешностью психического развития ребенка.

Был сделан вывод об отрицательном характере для психического здоровья ребенка разрыва интимных эмоциональных связей с матерью или лицом, ее заменившем. Показательными для исследования проблемы депривации являются работы американского ученого психолога Уильяма Гольдфарба, который изучал влияние интернатных учреждений и ранней опеки на формирование личности детей. Он отмечает, что в среде семьи так же могут возникнуть условия, которые существенным образом не отличаются от условий учреждений интернатного типа, и что ребенок может страдать в результате сепарации от матери, хотя он физически с ней и разлучен.

В 50-е годы XX в. депривированный ребенок - ребенок лишенный эмоциональной привязанности и материнской любви, что соответствовало широкому распространению в это время гуманистических идеалов, соответствующих философских и психолого-педагогических концепций. В этот период существенно расширились взгляды на факторы, вызывающие детскую депривацию, появилось представление о возможности преодоления ее последствий и об индивидуальном характере этих последствий.

Модель методической системы преодоления подростковой депривации средствами изобразительной деятельности в учреждениях интернатного типа

Теоретический анализ проблемы депривации подростков и осмысление феномена изобразительного искусства как способа познания, объекта познания и одновременно средства самопознания и самореализации позволили нам перейти к созданию модели методической системы преодоления депривации средствами изодеятельности.

Модель - мысленный или условный образ, аналог какого-либо процесса, объекта, явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах.[157, с.157]

Система - совокупность частей (компонентов), объединенных в определенной связи строгой последовательностью действий.[157, с.264]

Преодоление депривации подростков средствами изодеятельности мы определяем как процесс и результат сотворчества педагогов и учащихся, в котором подростки проходят стадии от желания попробовать новые материалы изобразительного творчества к стремлению преодолеть возникшие в этой связи внутренние противоречия, а затем через увлеченность к созиданию ради самопознания и, наконец, к стадии самотрансляции окружающим.

В модели методической системы четко поставлена цель: преодоление депривации подростков средствами изобразительной деятельности. Сформулированы задачи исследования, решение которых создает условия для успешного достижения цели.

1. Выявить возможности изобразительной деятельности в преодолении культурной эмоциональной и социальной депривации подростков

2. Определить структурные компоненты модели методической системы, преодоления депривации.

3. Выделить уровни и показатели развития художественно-творческих способностей депривированных подростков в изодеятельности и установить их взаимосвязь с уровнями депривации.

4. Разработать научно обоснованное содержание и методику обучения подростков изобразительному искусству, направленные на преодоление депривации подростков.

Модель методической системы базируется на парных принципах: 1) воспитывающего и развивающего обучения; 2) связи обучения с жизнью; 3) систематичности и последовательности; 4) сознательности и творческой активности; 5) коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей; 6) наглядности обучения и развития теоретического мышления; 7) принцип положительного эмоционального фона.

Несколько подробнее рассмотрим вышеуказанные принципы обучения депривированных подростков изобразительному искусству.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения основан на объективной, закономерной связи между обучением и воспитанием. Занимаясь изодеятельностью с депривированными подростками, мы не только учим их законам композиции с целью создания художественного образа нетрадиционными средствами изодеятельности, но одновременно учим давать ему (образу) художественно-эстетическую оценку, напрямую связанную с эмоционально-чувственной сферой ребенка, т.е. воздействуем на его воспитание.

Принцип связи обучения с жизнью. Основой этого принципа является теория познания. Изобразительная деятельность служит универсальным способом познания окружающей ребенка действительности, и познания самого себя. Творческая деятельность подростков, в процессе создания художественного образа, всегда направлена на размышление, осознание тех или иных жизненных проявлений, постижение ее многообразия, гармонии, смысла. Имеющийся у подростка жизненный опыт он облекает в пластические формы.

Приобретенное умение позволяет расширить рамки познанного и через эмоциональные переживания подойти к новому этапу отображения действительности. Этот принцип обучения весьма актуален в преодолении деприваций подростков.

Принцип систематичности и последовательности лежит в основе постижения любой деятельности, в том числе и изобразительной, так как представляет собой систему логически связанных понятий, законов, теорий, отражающих объективные связи реальной действительности. Это наиглавнейший принцип в любом обучении и на его основе строится вся методика обучения изобразительному искусству, способствующая четкому и ясному пониманию предмета. Этот принцип лежит в основе предъявления подросткам как теоретических, искусствоведческих сведений, так и практических заданий с использованием нетрадиционных материалов, направленных на преодоление культурной, эмоциональной и социальной деприваций подростков.

Принцип сознательности и творческой активности при руководящей роли учителя устанавливает объективную, закономерную связь между характером, степенью активности учащихся и результатом обучения - образовательным, воспитательным и развивающим. Доказана необходимость постепенной передачи руководящей роли учителя к ученикам. Активизация деятельности депривированных подростков на занятиях изоискусством происходит за счет таких факторов как: 1) свободное общение в группе; 2) новая сфера деятельности, обеспечивающая снижение страха неудачи и ошибок депривированных подростков; 3) создание «ситуации успеха», доверия, поощрения.

Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся позволяет воспитывать группу подростков как единый коллектив, создавая условия активной художественно-творческой деятельности и в то же время индивидуально подходить к каждому с целью успешного развития его задатков. Этот принцип в процессе изодеятельности позволяет подростку занять определенное место среди сверстников, продвигаясь вперед по мере приращивания собственных изобразительных умений и навыков, т.е. стать личностно-значимым, освоить свой социальный статус. Подросток творит не для того, чтобы общаться, но когда акт творчества совершился, появляется стремление трансляции себя другим посредством продукта собственного творчества. И по тому воздействию, которое оказывает этот продукт на других, возникает и собственная самооценка.

В коллективе формируется чувство общности и сопереживания, что является ведущей потребностью подросткового возраста - стремление к самоутверждению.

Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления поставлен во главу угла в изодеятельности. Этот принцип лежит в основе развития художественного видения подростка, которое в свою очередь служит базой рождения художественного образа и развития художественно-образного мышления. В методике преодоления депривации средствами изодеятельности нами использовалось огромное количество наглядности: сопровождающей все этапы обучения подростков изобразительной грамоте.

Принцип положительного эмоционального фона опирается на современное научное представление о роли эмоций в человеческой деятельности. Продуктивность изодеятельности, ее воздействующий эффект на чувственно-эмоциональную сферу подростка невозможны, если ребенок находится в подавленном состоянии и не предрасположен к творчеству. Любое проявление самостоятельности и инициативы со стороны подростка должны педагогом поощряться и приветствоваться. Если же таких проявлений у подростка нет, то задача педагога заключается в создании, в конструировании таких ситуаций на занятиях, которые не только побуждали бы подростков включаться в процесс изодеятельности, но и получать от него удовольствие и наслаждение.

Внешняя среда пробуждает внутреннюю среду подростка, сопровождаемую всплеском положительных чувств, создающих основу удовлетворительности, защищенности и комфортности. Именно на этой базе к подростку приходит вдохновение, и он начинает творить и самореализовываться, разрушая в себе все пагубные проявления депривации.

Модель методической системы не может быть эффективно реализована на практике, если не будет учтено и обеспечено гармоничное взаимодействие педагогов и учащихся, а также продуктивное сочетание форм и методов обучения, что собственно представляет организационно-деятельностный компонент системы.

В экспериментальной методической системе преодоления подростковой депривации средствами изодеятельности педагоги являются носителями теоретических идей научного исследования, воплощение которых на практике -непосредственная их задача. Для осуществления образовательного и воспитательного процессов, а так же коррекционно-педагогической деятельности необходим художник-педагог высокого уровня профессиональной подготовки. Личность учителя должна по утверждению А.Д. Гонеева, соответствовать определенной универсальной описательной модели специалиста, т.е. профессиограммы учителя-воспитателя.[51, с.237]

Изучение состояния депривации подростков в процессе изобразительной деятельности в учреждениях интернатного типа (констатирующий этап эксперимента)

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление наличия и степени выраженности культурной, эмоциональной и социальной депривации у подростков, обучающихся в учреждениях интернатного типа. В исследовании приняли участие 98 подростков, обучающихся в школе-интернате № 2 г. Курска и Курском областном реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Программой констатирующего этапа эксперимента предусматривалось использование комплекса методов исследования включающих: тестирование подростков, наблюдение за художественно-творческой деятельностью подростков в процессе выполнения практических работ, анализ продуктов детского творчества, беседы. Весь комплекс методов исследования, используемых в констатирующем эксперименте, нацеливался на получение объективных экспериментальных данных о степени выраженности культурной, эмоциональной и социальной депривации у подростков, принимавших участие в этом эксперименте.

Руководствуясь основными положениями теоретической главы, на констатирующем эксперимента, мы пытались выявить воспитательный эффект искусства, раскрывающийся в единстве знаний о художественной культуре, осознание собственных эстетических эмоций и чувств и воплощение пережитого в творческой деятельности.

Воспитательная функция бесед на темы художественной культуры и художественного творчества связана с их воздействующей природой, в основе которой заложены: а) образное восприятие мира через некий эстетический идеал; б) коллективная форма восприятия; в) эмоциональное сопереживание; г) творческие возможности воображения воспринимающего подростка.

Практический художественный опыт подростка, получаемый в процессе работы над композицией, способен мобилизовать воображение подростка, синтезирующее прежний жизненный творческий уровень и новое, переживаемое чувство от восприятия искусства.Подросток испытывает потребность материализовать свое воображение, придать ему художественную форму.

Критериями наличия у подростка культурной депривации нами избираются отсутствие или наличие 1) знаний наследия художественной культуры; 2) не владение или владение образным языком искусства и средствами его выражения 3) отсутствием или наличия художественных интересов и творческой активности и как следствие 4) отсутствие или /владение художественными умениями подростков.

Проверка уровня знаний художественной культуры и изобразительного искусства владение средствами выражения языка искусства и художественного интереса осуществлялась нами на основе 1 и 2 разделов тестов, разработанных И.А. Бирич и М.П. Ломоносовой (См. приложение № 1) по четырем уровням:

I уровень (дохудожественный), характеризуется тем, что интерес к искусству у подростка выражен слабо. Тестируемый склонен к репродуктивной деятельности. Знания из области художественной культуры и изобразительного искусства случайны и неосознанны.

II уровень (фрагментарно-исполнительский). Тестируемый имеет представление об искусстве, но в пределах обыденного, стереотипного его понимания. Знания в этой области неглубоки, а интерес к практической художественной деятельности подросток проявляет, но он не обладает устойчивостью и постоянством.

III уровень (художественного ремесла). Тестируемый неплохо ориентируется в области знаний изобразительного искусства, владеет некоторым запасом искусствоведческих знаний, знаком с образным языком искусства и некоторыми средствами его выражения. Интерес подростка к искусству является узко направленным и проявляется к определенным видам художественной деятельности.

IV уровень (творческий). На этом уровне подросток проявляет устойчивый интерес к истории изобразительного искусства, познания его в этой области широки. Он имеет художественный вкус и четкое представление о природе художественного творчества. Тестируемый хорошо знаком со средствами художественной выразительности языка изобразительного искусства, его жанров, технологий, материалов.

Отличительной особенностью тестов по изобразительному искусству, разработанных И.А. Бирич и М.Т. Ломоносовой, является тот факт, что они отказались от фиксации неправильных и правильных ответов, так как при восприятии искусства и созидательном процессе нет отрицательных результатов: искусство многозначно. Есть более полное погружение в процесс и менее полное, поверхностное. У тестируемого не должно возникать ощущения, что его хотят «поймать в ловушку незнания», а наоборот он должен почувствовать, что ему доверяют и не сомневаются в том, что он изначально обладает тем творческим потенциалом, который необходим для начала диалога сним.

Тестовые задания собраны в единые неразрывные блоки-разделы и выстроены по тематическому принципу.

Раздел I, часть А. Парадоксы искусства. В этом разделе стоит задача разбить у ученика его стереотипные представления об искусстве и о себе. Вопросы по содержанию необычны и очень просты по форме, предполагающие ответ «да» и «нет». Пример: нужно ли современному человеку понимать символику древнего народного творчества. Ответ «да» - 2 балла, «нет» - 1 балл.

Раздел 1, часть Б. Эта часть ориентирована на выявление знаний учащихся в области определенных навыков мастерства, специфического языка изобразительного искусства. Пример: чем является природа для искусства. Ответы: а) источник материалов для работы - 1 балл; б) образец красоты - 2 балла; в) образец разнообразия - 1 балл; г) образец фантазий - 2 балла; д) источник вдохновений - 2 балла; е) источник гармонии - 2 балла.

Раздел 1, часть В. Из набора искусствоведческих понятий предполагается выбрать только те, что относятся непосредственного к данному вопросу. Пример: какие материалы относятся к графическим: а) акварель - -; б) карандаш - 1; в) тушь - 1; г) гуашь - 1; д) пастель - 1; е) глина - -.

Раздел 2, часть А. Эта часть предполагает открытые вопросы, позволяющие выяснить знания подростком фонда изоискусства и архитектуры; уровень сформированности его художественного вкуса. Пример: в данный тест входят 63 вопроса, охватывающие историю изобразительного искусства от древности до современности. Простой подсчет правильных ответов определяет количество баллов.

Раздел 2, часть Б. Связана с восприятием воспитанников произведений искусства, с их эмоциональной чуткостью. Пример 1: Влияет ли народный костюм на стиль поведения русской женщины, образ ее жизни? Каким образом. Ответы оцениваются: 1 балл - за формальный ответ и 2 балла за высказывание индивидуальной позиции. Пример 2: Что значит выражение художника Камиля Коро: «Я вижу сердцем так же, как и газами»? Оценивается: 1 балл - за формальный ответ, 2 балла - за индивидуальную позицию. Пример 3. Выражение настроение, переданное художником в картинах А. Куинджи «Березовая роща», И. Шишкина «Лесные дали». Оценивается: 1 балл - за формальный ответ, 2 балла - за индивидуальную позицию.

Система оценивания результатов осуществляется по признакам художественных способностей для каждого возрастного этапа.

Для подростков: 1) чувствование специфики каждого вида искусства, его жанров, направлений, языковых средств с точки зрения построения художественного образа; 2) овладение на практике средствами художественной выразительности; 3) эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности и искусству; 4) развитость художественного воображения; 5) знания художественного наследия; 6) умение слушать и слышать другого, даже если он на иной позиции.

Основной принцип оценивания: 1) за формальный, стереотипный ответ - 1 балл; 2) за высказывание своей индивидуальной позиции - 2 балла; 3) за рождение художественного образа - 3 балла.

Эффективность экспериментальной методической системы преодоления депривации подростков средствами изобразительной деятельности (формирующий этап эксперимента)

Цель формирующего эксперимента - проверка экспериментальной методической системы преодоления социальной культурной и эмоциональной депривации у подростков, проживающих в учреждениях интернатного типа средствами изодеятельности. Формирующий эксперимент был организован на базе школы-интернат № 2 г. Курска и Курского реабилитационного центра для несовершеннолетних в 2005-2006 учебном году. Исследование проводилось со 105 подростками в возрасте от 12 до 17 лет на факультативных (школа-интернат) и кружковых (реабилитационный центр для несовершеннолетних) занятиях.

Задача формирующего этапа эксперимента:

Экспериментально подтвердить результативность исследуемой модели методической системы.

При проведении формирующего эксперимента использовались следующие методы исследования:

а) тестирование подростков; б) наблюдение за художественно-творческой деятельностью подростков в процессе выполнения программных заданий; в) анализ продуктов детского творчества; г) беседы с подростками и педагогами; д) проведение экскурсий в музеи, на выставки; е) организация выставок творческих работ подростков; ж) посещение мастерских художников, народных мастеров.

При проведении формирующего этапа эксперимента перед нами стояла задача реализации всех компонентов модели методической системы преодоления депривации подростков средствами изодеятельности: организационно-деятельностного, содержательного, технологического, эмоционально-ценностного.

Организационный компонент модели методической системы представляли педагоги, имеющие четко выраженную установку в направлении предстоящей деятельности. Это педагоги, выше названных учреждений, Назарова Е.В., Дремина Л.В., Ерошко А.Н., Шатохина Н.Н., Тикунов М.В. имеющие стаж работы с депривированными подростками от 5 до 20 лет, хорошо знающие психологические особенности данной категории детей, владеющие методикой работы с ними. Это подростки из неблагополучных семей, дети-сироты с присущими им высокой степенью уровни тревожности, эмоциональной неустойчивости с низким уровнем самооценки, самореализации.

Формы и методы обучения подростков изобразительной деятельности тоже подбирались нами в соответствии с обозначенной проблемой исследования. Формы организации занятий были внеклассные. Нами избиралась факультативная кружковая работа как наиболее располагающая к атмосфере сотрудничества и сотворчества между педагогом и подростками и между самими подростками.

Проблемный метод обучения погружает подростка в проблемную ситуацию, сконструированную педагогом, а выход из нее подросток находит сам, проявляя при этом творчество и самостоятельность, т.е. приобретая ценные качества личности для депривированного подростка.

Создание комфортной среды предусматривает создание внутреннего эмоционального комфорта подростка обеспеченного таким педагогическим пространством, в котором учащийся постоянно находится в состоянии стремления из «не могу» к «хочу», а так же комфорта с социальной средой, когда подросток чувствует гармонию с окружающей действительностью и с самим собой.

Содержательный компонент представлен содержанием, разработанной нами программы, рассчитанной на проведение занятий в течение года, 1 раз в неделю по 2 часа (всего 68 часов).

Программа «Воспитание красотой» была разбита на несколько разделов, в каждом разделе использовались различные материалы и соответствующие им техники. Завершающим разделом программы была творческая работа подростков с использованием различной комбинации материалов, каждый раздел программы предусматривал организацию выставок творческих работ депривированных подростков.

Примерный тематический план, с наименованием разделов, с предусмотренным количеством часов, отводимых на каждый раздел и общим количеством часов на весь год обучения, приведен ниже.

В каждом разделе программы нами предусматривалось проведение бесед. Именно через беседы повышался уровень искусствоведческих знаний. Через беседы формировалось эмоциональное отношение подростков к произведениям изобразительного искусства, на основе этого формировалась эмоциональная сфера подростка.

Каждый раздел программы был построен таким образом и предусматривал такие задания, что обязательно включал задачи, связанные с решением вопросов композиции (ее правил, приемов, средств, законов, принципов), с решением колористических задач, с созданием художественного образа через выразительные возможности используемого материала.

Технологический компонент модели методической системы преодоления депривации подростков средствами изодеятельности в формирующем эксперименте наполнялся через владение подростками изобразительной деятельности различными нетрадиционными материалами. В эксперименте подростками выполнялись задания в техниках гратографии, монотипии, в технике композиций из природных материалов, в технике измененной фактуры поверхности (опилки, сушеные листья, манка), в технике мозаики из яичной скорлупы, гальки, песка, стекла.

Новые техники и новые материалы требовали от подростков последовательного ведения работы, запоминание этапов и действий. Они расширяли их кругозор, обогащали эстетическую культуру. В подготовке материалов к работе, их целенаправленного отбора, как составляющих композиционного решения, подростки исходили из понимания колорита, пропорции, контраста, формы и, разумеется, развивали свой эстетический вкус, формируя определенное эмоциональное отношение к действительности.

Эмоционально-ценностный компонент

Как показали поисковый и, частично, констатирующий эксперименты, включившись в творческий процесс во времени изодеятельности, подростки проявляют целый комплекс чувств и эмоций. Спектр этих чувств очень широк от неудовлетворенности по-поводу оценки своих художественных возможностей до чувства глубокого эмоционального подъема в случае успеха. Процесс работы над композицией регулируется постоянной самооценкой, а результат актуализирует потенциальные возможности подростка.

Формирующий этап эксперимента, проходивший в течение учебного года, по разработанной нами программе, не предусматривал работу в контрольных группах, все группы были экспериментальными. Это были небольшие группы, распределившиеся внутри возрастной категории. Группу «I» составляли подростки в возрасте 12-13 лет. Общее количество этих подростков 39, из них подгруппу «В» составили 28 человек - подростки из школы-интерната № 2 г. Курска, а подгруппу «А» - 11 человек из реабилитационного центра для несовершеннолетних. Группу II составили подростки в возрасте 14-15 лет в количестве 35 человек, из них в подгруппу «А» вошло 22 человека, в подгруппу «В» - 13 человек. Группу III представляли 31 человек в возрасте от 16 до 17 лет. Из них в подгруппе «А» было 25 подростков, а в группе «В» соответственно 6 подростков.

Для наблюдения динамики приращивания художественных знаний и умений и снижения уровня депривации подростков было организовано диагностическое исследование на начало формирующего эксперимента и во время его завершающей части.

Наличие уровня культурной депривации подростков исследовалось проверкой знаний художественной культуры и изобразительного искусства (тесты И.А. Бирич, М.Т. Ломоносовой) и наличием художественных умений через оценку выполненных подростками заданий. Уровень эмоциональной депривации подростков устанавливался нами с помощью многофакторного опросника личности Р.Б. Кэттелла.

Степень выраженности социальной депривации определялась нами по статусной структуре группы (по А.И. Кочетову) и по индексу групповой сплоченности (Сишора).

Результаты проведенной диагностики представлены ниже.

Похожие диссертации на Преодоление депривации подростков в учреждениях интернатного типа средствами изобразительной деятельности