Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 14-86
1.1. Теоретические подходы к разработке проблем поликультурного образования в рамках социальных наук 14-37
1.2. Поликультурная среда клуба как социально-воспитательный феномен 38-61
1.3. Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи как средство их социального воспитания 62-86
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОЛРПСУЛЬТУРНОИ СРЕДЕ КЛУБА 87-149
2.1. Анализ организационно-педагогических условий эффективности социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба 87-109
2.2. Методика социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба 110-127
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба 128-149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150-152
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 153-167
ПРИЛОЖЕНИЯ 168-196
- Теоретические подходы к разработке проблем поликультурного образования в рамках социальных наук
- Поликультурная среда клуба как социально-воспитательный феномен
- Анализ организационно-педагогических условий эффективности социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба
Введение к работе
Процессы демократизации и гуманизации в образовании способствовали распространению идей воспитания подрастающего поколения в духе мира и ненасилия, толерантности, сотрудничества взрослых и детей, стимулировали разработку в теории педагогики проблем, связанных с формированием у молодежи навыков бесконфликтного общения, миролюбия, что потребовало пересмотра многих подходов к средствам и методам воспитания, воспитательным технологиям.
Своеобразие современного этапа развития российского общества, трудности и проблемы социализации молодого поколения, которые с этим связаны, ставят педагогическую науку и практику перед необходимостью переосмысления социальных потенциалов отдельных средств и институтов общественного воспитания, уточнения их функций и содержания.
В сложившейся социально-экономической ситуации традиционные институты воспитания и социализации подрастающего поколения (семья, школа) оказались не в полной степени готовы к работе в новых условиях, что привело к резкому скачку правонарушений несовершеннолетних, причинами которых являются незанятость подрастающего поколения, коммерциализация досуговой сферы, а также то, что молодые люди не владеют информацией о возможных вариантах свободного времяпрепровождения, самореализации. Одним из институтов социализации, который может способствовать решению данных затруднений, является клуб.
4 За последние два года государственные структуры стали рассматривать молодежные клубы и клубы по месту жительства как один из важных социальных институтов, нацеленных на воспитание и социализацию подрастающего поколения. Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ определяет в качестве одного из приоритетных направлений президентской программы «Молодежь России» организацию работы с молодежью по месту жительства.
Значимыми становятся исследования, посвященные клубам для детей, подростков, молодежи, возможностям их поликультурной среды для формирования опыта социального поведения личности, ее жизненного самоопределения.
Анализ научной литературы, педагогической теории и практики свидетельствует о том, что проблема влияния клубного объединения на подрастающее поколение занимала важное место в трудах отечественных ученых к.ХІХ - н.ХХвв. П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Н.К. Вентцеля, П.Д. Каптерова, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевича, СТ. Шацкого и др. Проблемами организации жизнедеятельности школьников во внеурочное время по месту жительства занимались: М.Н. Ахметова, Г.П. Бурса, Д.И. Водзинский, B.C. Доценко, С.А. Шмаков и др. Весьма ценным для исследования представляется аспект современного подхода к клубной деятельности, разработанный в трудах современных отечественных ученых: Н.К. Беспятовой, И.З. Гликман, Г.Н. Кудашова, О.Ф. Кукуевой, Т.И. Лагутиной, С.Л. Паладьева, В.В. Полукарова, Н.А. Смирновой и др.
В связи с тем, что Россия является многонациональной страной, создаются специфические условия адаптации и социализации подрастающего поколения, что определяет развитие в педагогике идей поликультурного образования.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопросы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям,
5 воспитание культуры межличностного взаимодействия, поддержки и защиты личности в ее нравственном становлении и самовыражении занимали важное место в трудах отечественных и зарубежных ученых прошлого (П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Г.И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкого и др.) и настоящего (И.И. Булычев, О.В Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, И.Ф. Исаев, З.А. Малькова, А.В. Мудрик, Т.И. Пороховская, М.И. Рожков, Л.Л. Супрунова и др.). В работах указывалось на необходимость развития национальной школы, в которой одной из важнейших задач являлось бы воспитание духовно-нравственной, свободной личности, способной к взаимодействию с представителями других национальных культур.
В известной мере к решению данной проблемы в истории советской школы подходили с позиции интернационального воспитания Г.П. Бурса, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их наследии представлен оригинальный опыт такого воспитания.
В 90-е гг. заметно активизировалось исследование народной педагогики, изучение традиций, культуры, этики народов, их влияние на социализацию ребенка (С.Г. Айвазова, А.К. Бабурина, Л.М. Дробижева, Г.Н. Волков, И.С. Кон, Д.С. Лихачев, В.К. Шаповалов и др.). В данном контексте стало уделяться внимание и проблеме поликультурного образования. Определенный вклад в решение проблемы поликультурного образования за рубежом внесли Д. Бэнкс, Р. Гарсия, Д. Голлник, К. Ирвин, В. Миттер, Т. Рюлькер, Д. Хоуп и др.
Весьма ценным для нашего исследования представляется педагогический аспект поликультурного образования, разработанный в трудах О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриева, М.Н. Кузьмина, В.В. Макеева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой и др., в диссертационных исследованиях последних лет (Р.Л. Агишева, О.В. Аракелян, В.А. Ершов, И.В. Колоколова, Т.Ф. Борисова, В.К. Шаповалов и др.). Из анализа работ видно, что основной акцент сделан на характеристику вопроса поликультурности в контексте
содержательных и функциональных направлений поликультурного
пространства образовательного учреждения. В то же время прослеживается
разрозненность теоретических идей, отсутствие работ, посвященных
структурно-функциональным характеристикам поликультурного
пространства в других молодежных учреждениях, помимо школы, недостаточно исследованы аспекты воспитания детей и подростков в поликультурной среде образовательных и социальных учреждений, занимающихся подготовкой подрастающего поколения к жизни в современном обществе.
Отсутствие работ, посвященных проблеме использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания молодежи, подтверждает актуальность данного диссертационного исследования.
Можно констатировать наличие ряда противоречий:
между потребностью воспитания молодого поколения в духе толерантности, ненасилия, миролюбия, принятия людей иных культур и уровнем разработанности данной поблемы в педагогической теории;
между необходимостью теоретического осмысления роли поликультурной среды клуба в социальном воспитании и недостаточной изученностью данного вопроса в психолого-педагогической и социально-педагогической науке;
между значимостью для развития личности приобретения опыта поликультурного общения в условиях процесса глобализации и мерой готовности воспитательных институтов реализовывать данную потребность;
между наличием оригинального опыта в учреждениях клубного типа по работе с подрастающим поколением в условиях поликультурного пространства и отсутствием его осмысления в науке и практике.
Данные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: при каких условиях поликультурная среда клуба будет являться средством социального воспитания.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать педагогические условия использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба.
Предмет исследования: педагогические условия использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что поликультурная среда клуба, являясь динамической системой разновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, способствует приобщению старшеклассников к общечеловеческим и национальным ценностям, различным социальным и культурным традициям, расширяет и обогащает их жизненный опыт при соблюдении следующих условий:
при разработке содержания клубных воспитательных программ учитываются особенности этой среды, происходит вовлечение старшеклассников в процесс разработки и реализации программ деятельности;
полученный старшеклассниками опыт поликультурного взаимодействия находит свое применение в социальной практике за рамками клубного учреждения;
организуемая деятельность ориентирована на формирование рефлексивной позиции старших школьников, воспитание у них терпимого отношения к иным формам мировосприятия.
С учетом выдвинутых целей и гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать особенности использования поликультурной среды
клуба как средства социального воспитания старшеклассников;
определить и обосновать педагогические условия эффективного использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старших школьников;
выявить и в ходе опытно-экспериментальной работы определить потенциалы поликультурной среды клуба в социальном воспитании старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили:
культурологический (К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин,
Н.А. Бердяев, И.И. Булычев, И.Ф. Исаев, Т.И. Пороховская, И.Р. Ставская и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Сластенин, Е.И. Хоменко, В.Д. Шадриков и др.), средовой (Ю.Г. Абрамова, Б.З. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, СТ. Шацкий и др.), личностно-ориентированный (Н.И. Алексеев, Т.И. Власова, СВ. Кульневич, К. Роджерс и др.) подходы, которые провозглашают уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение, учет индивидуальных особенностей, гуманное и толерантное отношение к личности; формирование ценностных ориентации, изменение самого человека, его становление как творческой личности в процессе освоения культуры.
Теоретическую основу исследования составили:
идеи социального воспитания и социализации (Л.В. Байбородова, В.Г. Бочарова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Н.И. Закатова, В.А. Мудрик, Л.Е. Никитина, М.И. Рожков, В.А. Фокин и др.);
теория поликультурного образования (Т.Ф. Борисова, Д. Бенкс, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, И.В. Колоколова, Е.Ю. Литвиненко, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, Г.И. Рогалева и др.);
концепции клубной деятельности (М.Н. Ахметова, Н.К. Беспятова, И.З. Гликман, О.Ф. Кукуева, Б.В. Куприянов, Т.И. Лагутина, С.Л. Паладьев, В.В. Полукаров, А.П. Романов, Н.А. Смирнова, В.Е. Триодин, В.В. Туев, Г.И. Фролова и др.);
9 - идеи возрастной педагогики (А.С. Белкин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, X. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн и
ДР-)-
Решение поставленных задач осуществлялось посредством использования
различных взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования:
теоретических (анализ психолого-педагогической литературы,
моделирование); эмпирических (ретроспективный анализ собственной
деятельности, включенное наблюдение, тестирование, анкетирование,
авторская методика интервью с подкрепленным визуальным материалом,
формирующий и констатирующий эксперименты); статистических
(ранжирование, контент-анализ, методы математической статистики).
Базой исследования являлись Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи (ГКСУМ г. Костромы), Клуб юных летчиков, космонавтов и десантников (КЮЛКИД г. Костромы), муниципальная общеобразовательная школа № 13 (г. Кострома), муниципальный общеобразовательный лицей № 34 (г. Кострома). Исследованием было охвачено 200 старшеклассников.
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (2000-2001 гг.) уточнялся понятийный аппарат, изучалась научная и учебно-методическая литература по избранной теме, определялись методологические подходы к проблеме, разрабатывалась концептуальная идея исследования.
На втором этапе (2001-2002 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы проводилось пилотажное исследование, уточнялась методика, организовывалась опытно-экспериментальная работа, осмысливались ее результаты, вносились коррективы, обеспечивающие практическую реализацию педагогических условий.
На третьем этапе (2002-2003 гг.) обрабатывались и теоретически обобщались полученные результаты исследования, литературно оформлялось
10 содержание диссертации, внедрялись в практику научно-методические рекомендации.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов, адекватных цели, задачам, логике исследования; количественным и качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью выводов и рекомендаций.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
охарактеризована поликультурная среда клуба и особенности ее влияния на эффективность социального воспитания старшеклассников;
разработаны и обоснованы потенциалы поликультурной среды клуба в социальном воспитании старшеклассников;
определены и обоснованы педагогические условия использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старших школьников;
разработана и апробирована методика воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба;
разработаны теоретические положения, которые способствуют решению проблемы подготовки старшеклассников и учащейся молодежи к жизни и деятельности в поликультурной среде, теоретически обогащают социальную педагогику и закладывают основу ее новой области — поликультурного воспитания.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в его ходе данные и результаты могут быть использованы при разработке программно-методических материалов для клубов и клубных объединений, позволят более содержательно готовить социальных педагогов и специалистов по работе с молодежью, вести переподготовку и осуществлять повышение квалификации педагогов дополнительного
образования, корректировать образовательно-воспитательную работу в молодежно-подростковых клубах, в клубных объединениях и учреждениях дополнительного образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе публикации промежуточных результатов, в выступлениях автора на заседаниях кафедры социальной педагогики, в школе молодых ученых Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова в 2000-2003 гг., на всероссийском симпозиуме «Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии» (Кострома, 2000); городском семинаре работников образования «Основы развития самоуправления и самодеятельности старшеклассников» (Кострома, 2000); международной научно-практической конференции «Учимся и учим культуре мира: российско-белорусский проект» (Кострома, 2001); всероссийской конференции «Гражданское общество детям России» (Москва, 2001); на всероссийском семинаре-совещании по вопросам развития молодежного добровольческого движения антинаркотической направленности (Самара, 2003); всероссийском семинаре «Клубное кольцо России» (ВДЦ «Орленок», 2003); международном конгрессе «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» (Кострома, 2003). Материалы исследования легли в основу программы экспериментально-методической работы Городского клуба старшеклассников и учащейся молодежи г. Костромы на 2000-2003 гг., получившего статус опорно-экспериментального центра по социоклубной работе Министерства образования Российской Федерации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Клуб — это специально создаваемое учреждение с целью организации подростково-молодежной деятельности и общения, решающее проблему индивидуализации в социализации ребенка, дополняющее воспитательные потенциалы традиционных институтов социализации. Клуб - это объективная часть образа жизни молодого человека, интегрирующая многие
12 виды социально-ориентирующей деятельности молодежи, ее интересы, потребности, ожидания.
Поликультурная среда клуба - это динамическая система разновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, которая обеспечивает приобщение молодых людей к общечеловеческим и национальным ценностям, различным социальным и культурным традициям, тем самым расширяя и обогащая жизненный опыт старшеклассников.
Поликультурная среда клуба, являясь местом пересечения множества культур, обладает рядом потенциалов:
способствует формированию таких социально значимых качеств, как толерантность, эмпатия, социальная активность, мобильность, гибкость, саморегуляция;
обеспечивает накопление опыта жизнедеятельности в рамках культурного и социального пространства, поиск вариантов сотрудничества;
способствует подготовке старшеклассников к активной и эффективной деятельности в социальной среде, взаимодействию с представителями иной культуры и людьми с иными взглядами на мир, иными социальными статусами.
4. Поликультурная среда клуба становится средством социального
воспитания старших школьников при соблюдении следующих условий:
при разработке содержания клубных воспитательных программ учитываются особенности этой среды, происходит вовлечение старшеклассников в процесс разработки и реализации программ деятельности;
полученный старшеклассниками опыт поликультурного взаимодействия находит свое применение в их социальной практике за рамками клубного учреждения;
- организуемая деятельность ориентирована на формирование рефлексивной позиции старших школьников, воспитание у них терпимого отношения к иным формам мировосприятия.
Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложений. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включены схемы и таблицы.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяется научный аппарат (цель, объект, предмет, гипотеза и задачи), дается характеристика методов и базы исследования, обосновывается его достоверность, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Социально-педагогические основы воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба» - отражены теоретические подходы к разработке идей поликультурности в рамках социальных наук, проанализирован опыт работы детских клубов в России, рассмотрена поликультурная среда клуба как социально-педагогический феномен.
Во второй главе — «Содержание и организация социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба» - охарактеризованы особенности использования поликультурной среды клуба как средства социального воспитания старшеклассников, выявлены и обоснованы педагогические условия, методика, представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении сформулированы выводы и определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.
В приложениях содержатся материалы диагностических исследований, методические разработки, положение о фестивале молодежной уличной культуры «STREET WAY», программа «Лидеры нового века», анализ опыта работы детских клубов в г. Костроме 1917-1923 гг.
Теоретические подходы к разработке проблем поликультурного образования в рамках социальных наук
«Конец столетия отмечен все более возрастающим осознанием, как государственными политиками, так и широкой общественностью, — отмечает З.А. Малькова, — объективной необходимости перехода от культуры войны к культуре мира» [113, 3].
Инициатива, идея и концепция культуры мира была разработана ЮНЕСКО и поддержана Организацией Объединенных Наций, которая поставила цель на далекую перспективу: в грядущем столетии и тысячелетии «учиться жить вместе, овладевая философией и практическими технологиями разрешения конфликтов любого уровня без применения силы».[151,24].
Культура мира в этом контексте многими авторами рассматривается как сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют:
- уважение к жизни и ко всем правам человека;
- отказ от любых форм насилия и приверженность делу предупреждения насильственных конфликтов путем устранения в корне причин их возникновения и решения проблем посредством диалога и переговоров;
- признания прав каждого на свободу выражения мнений и убеждений и на получение информации;
- приверженность принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами и между отдельными людьми.
Культура мира, таким образом, своей целью имеет:
- преобразование ценностных установок, мировоззренческих взглядов и различных типов поведения таким образом, чтобы это содействовало становлению культуры мира и ненасилия;
- привитие людям всех слоев навыков ведения диалога, посредничества и формирования консенсуса;
- продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми народами и, таким образом, содействие уважению культурного разнообразия. [151].
Человек, описывая себя, окружающий мир, часто использует понятие «культура». В то же время «культура» - одно из самых сложных понятий в языковом опыте человека. С одной стороны, объясняется это тем, что оно имеет сложную языковую историю, а с другой, - тем, что применяется для обозначения крайне сложных понятий в различных научных дисциплинах.
Анализ работ позволяет придти к выводу о том, что появлению этого слова в европейских языках предшествовало латинское culture, происходившее от colere, что, как отмечает языковед Р. Уильяме, имело множество значений: «населять», «культивировать», «покровительствовать», «поклоняться», «почитать» и т.д. [71,9] Некоторые из них со временем образовали самостоятельные понятия, которые вошли в обыденную речь.
Поликультурная среда клуба как социально-воспитательный феномен
Кардинальные и стремительные изменения в общественно-политической, экономической и социально-культурной жизни общества оказывают значительное влияние как на государственную систему воспитания, так и на сферу стихийной социализации молодежи.
Обратимся к ситуации, в которой оказались традиционные институты воспитания и социализации подрастающего поколения: семья, школа, молодежные общественные организации, клубы.
Современная семья переживает не только трудности экономического характера, но и трудности с воспитанием детей. Во многих семьях родители вынуждены искать дополнительную работу, что в свою очередь отнимает у взрослых силы и время, которые могли быть направлены на общение с детьми. С другой стороны, многие явления, события, изменения в нашей жизни не понятны взрослым. Родители сами порой не в состоянии разобраться во многих процессах современной жизни. И возникает проблема, как же воспитывать своих детей, к чему их готовить? При этом многие семьи не готовы к воспитанию собственных детей. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют потенциальных правонарушителей. [125,93].
Другим важнейшим институтом воспитания подрастающего поколения остается школа. Однако опыт современной массовой школы свидетельствует о том, что для основной массы учащихся школа не является престижной сферой развития собственных сил и способностей, не представляет собой эмоционально-привлекательную среду удовлетворения различных потребностей и реализации интеллектуальных, коммуникативных способностей. Все это приводит к тому, что дети с неохотой посещают школу, школа воспринимается ими как «обязаловка», что, в свою очередь, вызывает ряд негативных ощущений и переживаний.
С точки зрения воспитательной работы в школе по-прежнему преобладает рутинность дежурных мероприятий, назидательность и формализм в отношениях, отсутствие инициативы и творчества в организации воспитательной работы с учащимися. Низкие зарплаты стали причиной оттока педагогов-организаторов из школы. Классные руководители не всегда находят время и желание на проведение воспитательных мероприятий. Как правило, все воспитательные мероприятия в классе сводятся либо к дискотекам, либо к встречам со специалистами, либо к обязательному участию класса в школьных акциях, мероприятиях (например, субботниках). Важно отметить, что ученики в школах, как правило, не имеют возможности донести до педагогических коллективов свое мнение, свое виденье. Поэтому необходимо существование школьной организации, в которую входили бы дети и которая представляла интересы и выражала бы мнение школьников на педагогических советах. В принципе, теоретически в каждой школе есть детские органы самоуправления, которые должны выполнять вышеперечисленные функции, но на практике они не работают, и в лучшем случае вся деятельность их сводится к проведению мероприятий в школе.
Таким образом, проанализировав сложившуюся ситуацию в сфере образования, мы можем утверждать, что школа не предоставляет возможностей для удовлетворения и развития способностей подрастающего поколения.
В не менее сложном положении сегодня находятся и учреждения дополнительного образования. Для многих учреждений дополнительного образования по-прежнему характерен довольно узкий спектр видов деятельности, который, как правило, обусловлен сложившимися традициями и стереотипами, а также наличием тех или иных педагогических кадров, а не интересами самих ребят. [153,108].
Анализ организационно-педагогических условий эффективности социального воспитания старшеклассников в поликультурной среде клуба
Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся и сейчас, вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться в окружающем мире и занимать вполне независимые позиции. Для молодежи характерна более быстрая адаптация к новым условиям, принятие всего нового. В последнее время в молодежной среде появилось много новых различных течений, которые оказывают большое воздействие на поведение, мировоззрение молодежи. Образовательные и воспитательные учреждения часто не успевают следить за преобразованиями, которые происходят в молодежной среде, за молодежной модой. Это приводит к замедлению развития личности ребенка, растет непонимание между взрослыми и детьми.
Городской образ жизни предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив. Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Город предоставляет возможность широкого выбора групп общения. В городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. В 14-17 лет еще сохраняется особенность, характерная для подросткового возраста - стремление принадлежать к какой-либо группе. Но если в подростковом возрасте это объединение происходит чаще всего ради общения, то для старшеклассников объединение происходит по интересам, что в свою очередь приводит к появлению различных группировок, формальных и неформальных (стихийных) объединений. Представители каждого объединения, будь оно формальным или неформальным, транслируют свои идеалы, ценности, что часто не совпадает со взглядами других объединений. Неприятие других взглядов и трансляция своих как единственно правильных часто приводит к столкновениям между молодежными группировками, объединениями. Исходя из этого, возникает необходимость в создании специальных форм взаимодействия представителей различных культур, что тем самым позволит формировать у молодежи такие качества, как толерантность, терпимое отношение к представителям других культур.
Современная эпоха предъявляет человеку высокие требования. Он должен более самостоятельно, чем прежде, ориентироваться во всевозможных жизненных ситуациях, оценивать и обобщать самые различные факты, принимать ответственные решения и выполнять их.
Начиная свой сознательный жизненный путь, молодой человек сталкивается со множеством трудностей, неясностей, соблазнов. Отсутствие "точки опоры" может приводить к ошибкам, необдуманным, нелепым поступкам. Всё это говорит о необходимости для современной молодёжи опыта своеобразного "искусства жизни". Богатый жизненный опыт и "умение жить" - вещи очень сложные, и приобрести их не так-то просто. Не удивительно, что мы сталкиваемся зачастую с неправильными мнениями о них. Некоторые молодые люди подчас недооценивают, а то и просто отрицают важность жизненного опыта, относятся к нему несерьезно, и нередко вообще не делают никаких выводов ни из чужого, ни даже из своего опыта, допуская тем самым большую ошибку.
Жизненный опыт каждого человека индивидуален и неповторим. В то же время перед многими людьми возникают, хотя и в разных формах, примерно одинаковые задачи: найти своё место в жизни, установить и поддерживать определённые отношения с другими людьми и т. д.
Жизненный опыт представляет собой своеобразный неповторимый синтез, "сплав" всевозможных знаний, умений, навыков, впечатлений, чувств, других психических актов и состояний. Он формируется в течение человеческой жизни и может быть использован при решении возникающих перед человеком проблем.
Жизненный опыт приобретается в процессе человеческой деятельности и складывается из того, что и как человек делает в различных условиях своей жизни. Человек обдумывает свое или чужое поведение и сознательно делает те или иные выводы. Особенно сильный толчок для таких размышлений дают обычно трудности, ошибки, неудачи, поражения. Духовный фактор жизненного опыта может действовать и неосознанно, т.е. незаметно для сознания человека. Так происходит, например, тогда, когда приобретение жизненного опыта совершается сравнительно спокойно, без резких сдвигов, вызываемых крупными ошибками и поражениями.
Но и при спокойной жизни, и при бурном её течении жизненный опыт существует в движении и развитии. Приобретение и использование жизненного опыта происходит не в "социальном вакууме", а в конкретной обстановке, сложившейся в результате деятельности определенных социальных факторов. Человек формируется как личность в определённой системе общественных отношений, усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и его поступки. Чтобы сформировать их в нужном направлении, организуется педагогический процесс. Целенаправленное воспитание, организуемое обществом, протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда.