Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Арутюнян Тамара Саркисовна

Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы
<
Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Арутюнян Тамара Саркисовна. Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы : ил РГБ ОД 61:85-13/652

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 22

ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ 44

ГЛАВА III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ . 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 175

ПРИЛОЖЕНИЕ 184

Введение к работе

Программа КПСС и решения ХХУІ съезда партии четко определяют значительную роль литературы в деле коммунистического воспитания молодого поколения. В программе КПСС отмечается: "Партия будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков". Претворяя в жизнь эти решения, советская школа стремится всесторонне и гармонично воспитывать подрастающее поколение, прививать ему высокие нравственные и эстетические идеалы. Задачи эти, однако, трудно осуществить без развития и совершенствования дела обучения и воспитания.

Исходя из постановлений Верховного Совета СССР (июль,1973г.) "О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего специального и высшего образования СССР", школа приступила к перестройке своей работы так, чтобы до конца осуществить поставленные перед ней задачи. Одно из вышеот-меченных требований постановления - поднять на должный уровень эстетическое воспитание школьников.

В соответствии с этими задачами Академия педагогических наук СССР разработала новые программы и учебные планы для школ,где особое место отводится факультативным занятиям по этике и эстетике

Еще в июне 1970 г. вопросу эстетического воспитания учащихся была посвящена очередная сессия Верховного Совета Армянской ССР, которая приняла решение "О состоянии эстетического воспитания молодежи и мерах по его улучшению". Согласно этому решению в учеб ные планы средних школ нашей республики был включен предмет "Основы этики и эстетики". Для достижения высокого уровня преподавания данного предмета в специальных вузах республики готовятся соответствующие квалифицированные специалисты.

В материалах ХХУ съезда КПСС указывается на то, что путь к повышению эффективности идеологической работы в "комплексном подходе к постановке всего дела воспитания".

В советской школе эстетическое воспитание учащихся проводится в процессе преподавания всех предметов и прежде всего литературы, музыки и живописи, которые призваны формировать в них коммунистическое мировоззрение и идеалы, прививать им эстетические чувства и вкус, развивать творческие способности и возможности.

В армянской методической литературе были отдельные статьи об эстетическом воспитании,(см.список литературы) однако до сих пор роль армянской литературы в системе эстетического воспитания подрастающего поколения специально не исследована. Вот почему разработанная нами проблема приобретает актуальность для теории воспитания вообще и в частности для эстетического воспитания.

Данная диссертационная работа посвящена проблеме эстетического воспитания учащихся в процессе преподавания армянской литературы.

Цель исследования - выявить роль преподавания армянской литературы в системе эстетического воспитания старшеклассников. Исходя из этой цели были определены следующие задачи:

1. Выявить роль литературы, как искусства слова, в деле эстетического воспитания старшеклассников.

2. Отметить пути и методы эстетического воспитания на различных этапах преподавания армянской литературы.

Разработать эффективные формы в преподавании раз ных литературных жанров, предусмотренных программой армянской литературы.

4. Выявить роль внеклассных занятий по армянской литературе в эстетическом воспитании старшеклассников.

5. Обобщить результаты наших исследований, а также передовой опыт лучших преподавателей литературы армянских школ и сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования. Изучение армянской литературы в старших классах должно служить эстетическому воспитанию учащихся, формированию эстетических чувств, вкуса, эстетических и нравственных идеалов, должно вырабатывать более действенные навыки литературного анализа, способствовать более углубленному усвоению школьного курса армянской литературы.

Методологической основой настоящего исследования является марксистско-ленинская философия. Диссертационная работа опирается на труды классиков марксизма-ленинизма о воспитательной роли литературы и искусства в эстетическом воспитании молодого поколения. Руководствовались также постановлениями Программы КПСС, решениями съездов и пленумов ЦК КПСС, ЦК КП Армении, Верховного Совета СССР и Армянской ССР, ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ Армении, документами органов народного образования по эстетическому воспитанию. Изучали философскую, психологическую, литературоведческую и педагогическую литературу по избранной проблеме. Проанализированы программы древних и советских армянских школ, учебники по армянской литературе и языку, планы учебно-воспитательной работы разных школ г.Еревана и Армянской ССР, планы руководителей литературных кружков и кабинетов.

Для решения поставленных задач применены следующие методы исследования:

1. Метод опроса: (беседы индивидуальные, групповые, анкетирование, интервьюирование).

Этими методами было охвачено более 1000 учащихся старших классов, выпускников школ, более 100 учителей армянской литературы и руководителей кружков по литературе.

2. Эсперимент: Совместно с учителями армянских школ были проведены экспериментальные уроки и внеклассные занятия.

3. Изучение и обобщение опыта лучших учителей республики, материалы районных, городских, республиканских педагогических чтений и собственного опыта работы. Будучи руководителем-методистом педагогической практики студентов филологического факультета Ереванского государственного университета на протяжении 10 лет мы собрали большой фактический материал по теме диссертации, который и был использован.

Армянский народ во все времена культурной жизни никогда не упускал из поля зрения вопросы просвещения, обучения и воспитания, ставя целью дать в пределах возможности подрастающему поколению соответствующие образование и воспитание.

Создание письменности (406 г.) послужило важным толчком к укреплению армянской государственности, развитию культуры и созданию просветительных очагов. Вскоре в Армении открывается ряд светских школ, где обучались дети простого народа, и церковные школы при монастырях и церквах. Затем открываются университеты. Среди армянских университетов особое место занимают Гладзорский (13-14 в.в.) и Татевский (14-15 в.в.) университеты,где преподавали такие известные педагоги как Оганес Воротнеци,Григор Татеваци, Есаи Нчеци и др.В этих университетах предусматривалась не только широкая программа обучения,но и эстетическое,нравственное и физи ческое воспитание.

Как в университетах, так и в школах специальным предметом обучения была грамматика, наряду с которой преподавалась также литература. Анализировались произведения отдельных авторов, давалось представление об отдельных жанрах, содержании произведения, образах, композиции, языке, особенностях стиля, что помогало учащимся глубже, цельно и эстетически воспринимать литературное произведение, а также способствовало воспитанию. Специальными учебными предметами в школах были рисование, искусство художественного оформления книг и миниатюра. В процессе обучения этим предметам выявлялись способности учащихся к рисованию и развивались их творческие возможности.

В древней и средневековой Армении пишется ряд трудов по грамматике, которые чрезвычайно ценны для изучения истории армянской филологии. Эти труды в разное время и в различной степени использовались в учебном процессе.

Первым учебным пособием в Армении нужно считать "Искусство грамматики" Дионисия Фракийского, переведенное уже в У веке. Армяне перевели этот труд, приспособив к закономерностям своего языка.

Армянская грамматическая мысль, достигшая высшей ступени своего развития в У веке, переживала упадок. Христианские религиозные догмы царили всюду. Преподавание, согласно требованиям церкви, велось "по семи свободным искусствам", в которые входили: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия,астрономия, музыка. Подобный принцип преподавания продолжался до 15-16 в. в. Постепенно понизился интерес к "Грамматике" Дионисия Фракийского.

Лишь толкования Степаноса Сюнеци (УШ век) было данью традициям прошлого.Считая красивое и выразительное чтение средством эстетического воспитания учащихся,Ст.Сюнеци предлагает ряд канонов дикции, выразительного чтения. Одновременно он особо отмечает принципы чтения произведений различных жанров. Следование этим принципам было строго необходимо и обязательно, ибо это помогало не только различать произведение по его жанровым особенностям,но и способствовало приобретению навыков выразительного чтения данных произведений. Ст.Сюнеци был известен также как музыкант,композитор и музыковед. Его перу принадлежит много песен духовного и светского содержания. В Сюникской школе он преподавал музыку и рассматривал ее как один из важных предметов.Его сестра Саака-духт Сюнеци была первой армянской женщиной музыкантшей и певицей. Она сочиняла музыку,писала стихи для песен и преподавала. Фактически благодаря Степаносу и Саакадухт Сюнеци музыка стала учебным предметом и была введена в программный курс армянских школ. В последствии на этом опыте в татевском университете был открыт музыкальный факультет, где много поколений получало музыкальное образование и воспитание.

Средневековье богато также именами крупнейших педагогов--грамматистов среди которых самым талантливым был Григор Магист-рос (X-XI в.в.). Он пишет труд "Толкование грамматики", который долгое время служил школьным учебником и способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Большую роль в преподавании литературы в средневековых школах сыграла новая теория Ованеса Саркавага (ХІ-ХП в.в.) о литературе и музыке. Согласно этой теории прекрасно то, что близко к природе, стремится к ней, пробует уподобиться ей. Эта новая теория проникает и в сферу преподавания и способствует эстетическому восприятию учениками литературных произведений.

В позднее средневековье дальнейшее развитие духовной жизни и, в частности, литературы, тесно связывается с экономической и политической жизнью Армении. Открываются новые очаги науки, широкое развитие получает печать. Затем формируется новый литературный язык ашхарабар, апологетами которого были Х.Абовян, М.Налбандян и др. (первая половина XIX века).

Создание новой армянской школы связывается с именем Хачатура Абовяна. Выступая против старой схоластической школы, решительно отвергая ее, он основывает народную школу. Он пишет учебник на новом армянском языке ("Нахашавих" - "Предтропье"), по которому предусматривалось преподавание не только грамматики, но и литературы. Одновременно Х.Абовян предложил научные методы и принципы преподавания языка и литературы, не утратившие своей научной ценности. Армянская школа и сейчас может очень многое почерпнуть из учебника Х.Абовяна. Он преследовал еще одну, не менее важную, цель всестороннего и гармонического развития и воспитания нового поколения.

В армянских школах в качестве учебника использовались пособия "Искусство риторики" (1832 г.) Е.Сетяна, "Настольная (книга) риторики" (1839 г.) Эц.Юрмузяна, "Искусство риторики" М.Гарагашья-на, где были помещены не только избранные отрывки из художественных произведений, но и представлены определенные сведения по теории литературы, что помогало ученикам эстетически воспринять и оценить литературное произведение.

В западноармянской действительности известно имя педагога и литературного деятеля Н.Зораяна. В составленных им учебниках и книгах для чтения можно найти замечательные образцы художественных произведений, или отрывки из них, изучение которых очень способст вовало эстетическому воспитанию учащихся.

В русской действительности того времени большую роль в деле просвещения сыграли русские революционные демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, теоретические статьи которых были призваны поставить на новые рельсы преподавание литературы в русских школах. Они высоко оценили ее эстетическую роль в воспитании и обучении учащихся. Особый интерес представляли статьи В.Г.Белинского, дающие глубокий, насыщенный эстетический, научный и критический анализ художественных произведений. Он высоко ценил роль литературы. Его статьи явились методическим руководством для преподавателей русской литературы. И по сей день они не утеряли своей актуальности.

Большую ценность представляет труд Н.Г.Чернышевского "Эстетическое отношение искусства к действительности". Критикуя ряд принципов идеалистической эстетики, он одновременно указывает на неразрывную связь искусства и действительности, высоко оценивает эстетическую, познавательную и воспитательную сущность современных образцов искусства.

В русской педагогической действительности 60-ых годов большое место занимает Л.Н.Толстой. Он в своей школе "Ясная поляна" использовал различные методы воспитания в процессе обучения.

Высока была роль знаменитого русского педагога К.Д.Ушинского в деле научной педагогики и народной школы России. Он разработал очень много теоретических вопросов обучения и воспитания. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс умственного, нравственного, эстетического и физического формирования цельной личности. Основной задачей воспитания Ушинский считал подготовку человека к жизни.

60-ые годы XIX века тесно связаны с именами русских педагогов Ф.Х.Буслаева, В.И.Водовозова, В.Я.Стоюнина, а в дальнейшем и В.П.Острогорского и других. Все они обращали серьезное внимание на эстетическое воспитание учащихся. Острогорский написал цикл статей "Письма об эстетическом воспитании", где изложил свои эстетические взгляды, а в статье "Беседы о преподавании словесности" подчеркнул ту великую роль литературы, которую она должна исполнить в деле эстетического воспитания учащихся.

Во второй половине XIX века составляется ряд книг для чтения, пишутся ценные труды и учебники, как, например, "История армянской литературы" (1851 г.) Г.Іатирчяна, "История армянской литературы" (1865 г.) Ст.Паласаняна, "История армянской литературы" (1865 г.) Г.Зарбаханаляна, "История армянской литературы с древнейших времен до наших дней" (1885 г.) Е.Дуряна и другие. В это время вышли в свет книги для чтения, составленные Г.Агаяном, Н.Тер-Гевондяном, А.Іукасяном и труды А.Багатряна, С.Мандиняна и других.

Велика роль Гарегина Левоняна в деле развития эстетической мысли и воспитания. Он издавал журнал "Гегарвест" (1908-1922 г.г.), который содействовал образованию и воспитанию многих поколений армянской молодежи, расширил их кругозор в различных областях искусства, воспитал эстетический вкус и чувства. Г.Левонян преподавал в ряде школ теорию искусства, эстетику, рисование, ваяние. Он первым в армянской школьной жизни организовал выставку ученических работ (1903 г.), впоследствии периодически такие выставки устраивались каждый год.

Ійурнал "Гегарвест" имел раздел "Искусство в семье и школе", большая часть изданных здесь статей относилась к вопросам эстетического образования и воспитания учащихся.

В первые два десятилетия XX века обращается серьезное внимание на издание программ для армянских школ. В 1906 году вышел в свет "Проект устава и программы армянских начальных церковных школ". Учитывая необходимость осуществления эстетического воспитания учеников, программа предъявляла большие требования к таким предметам, как армянский язык и литература, геометрия, математика и, в особенности, рисование, пение, рукоделие.

В 1915 году выходят в свет "Программа бакинской армянской женской школы Рипсиме", а в 1916 году "Программа епархиальных духовных школ", которые заключали особый материал для эстетического воспитания учащихся. Конечно, программы не лишены недостатков как в отношении содержания, так и в отношении объема и структуры (однако мы не преследуем цели останавливаться на их разборе).

В первых десятилетиях XX века издается ряд новых учебников, среди которых можно особо отметить книги А.Исаакяна и Т.Рашмачя-на, О.Туманяна и С.Лисициана, Г.Агаяна и К.Кусикяна, А.Цатуряна и других. Учебники истории литературы А.Арпиаряна и Лео, Л.Манве-ляна и М.Абегяна, Врт.Папазяна и Г.Ачаряна, из которых особо нужно отметить "Историю армянской литературы" Врт.Папазяна. Эта книга представляет собой избранные произведения западноармянской и восточноармянской литературы. Книга эта долгое время служила учебником и очень способствовала развитию литературного и эстетического вкуса и вообще делу эстетического воспитания учащихся.

После установления Советской власти закладывается основа новой советской школы, дается толчок развитию теоретической и педагогической мысли. В соответствии с новыми требованиями школы создается новая система обучения и воспитания, программы, учебники методические указатели и т.д.

Велик вклад классиков марксизма-ленинизма в дело развития педагогики и теории эстетического воспитания. Обратив серьезное вни мание на обучение и воспитание подрастающего поколения, Маркс, Энгельс и Ленин, предопределили пути и методы их достижения, предложенные ими положения важны для осуществления коммунистического воспитания нового поколения, ибо они не утеряли своей актуальности и по сей день.

В этом вопросе неоценимые также труды Н.К.Крупской. В ее чрезвычайно интересных статьях, посвященных обучению и воспитанию и, в частности, эстетическому воспитанию, развивается и обогащается марксистско-ленинское учение новыми положениями и выводами. Особо высокой оценки в трудах Крупской удостаивается роль литературы, музыки и живописи в деле художественного, а в более широком смысле, и эстетического воспитания учащихся.

В теорию коммунистического воспитания подрастающего поколения и в практическую деятельность советской школы свой неоценимый вклад внесли А.В.Луначарский и А.С.Макаренко.

Особенно нужно отметить роль В.А.Сухомлинского, который не только практически, но и теоретически развивал вопросы эстетического воспитания. Он большое место отводил в этом деле природе, музыке, живописи и литературе.

Особое внимание советская педагогика уделила проблеме эстетического воспитания, проблеме необыкновенно сложной и обширной и имеющей различные грани исследования. Создание теории эстетического воспитания невозможно без взаимодействия педагогики, психологии, этики, эстетики, физиологии и социологии. Среди этих наук особое место занимает психология. Без психологии эстетическое воспитание, как и воспитание вообще, лишается научной основы. К данной проблеме обратились психологи Выгодский Л.С,Шацкий СТ.,Б.М. Теплов, В.А.Артемов, Д,Н.Узнадзе, Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, П.М. Якобсон, М.Мазманян и другие. Однако нельзя утверждать, что данная проблема получила уже свое окончательное решение.

К проблеме эстетического воспитания обратились также представители буржуазной педагогики и эстетики: Жак Маритен, Джон Дьюи, Герберт Рид, Томас Манро и другие. Классовый характер общества, который они представляют, предопределил и их выводы относительно классового облика образования и воспитания.

Эта проблема заинтересовала педагогов и психологов социалистических стран. Исходя из специфики истории своей страны и национальных традиций, они дали глубокую и цельную трактовку не только эстетического воспитания, но и воспитания вообще. В западногерманском городе Дармштаде в 1976 г. состоялся УШ Международный эстетический конгресс. На конгрессе представители марксистско-ленинской эстетики впервые на обсуждение вынесли проблемы художественного воспитания. На секции "Художественное воспитание" было поставлено 10 сообщений, из них 6 представители эстеты из социалистических стран.

Эстетическое воспитание советская педагогика рассматривает как составную часть коммунистического воспитания, а именно в тесной связи с умственным, нравственным, трудовым, патриотическим, физическим воспитанием. Эстетическое воспитание приобщает человека к миру прекрасного, помогает глубоко почувствовать и понять прекрасное в природе, общественной жизни и искусстве. В человеке воспитываются эстетические чувства, идеалы и высокий вкус.Теоретическому анализу этой проблемы посвящена докторская диссертация А.Бальяна "Основы, категории и принципы эстетического воспитания".

После установления Советской власти в Армении была проделана большая работа по постановке и развитию школьного дела. В 1920 -- 1930-х годах, с учетом опыта русских школ, в Армении составляется и издается ряд программ. Однако, отдавая дань установившейся традиции, в это время язык и литература представляются в единой, общей программе. Особо нужно отметить комплексную программу 1923 года; несмотря на серьезные недостатки, эта программа предусматривала эстетическое воспитание учащихся.

Согласно решению ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года составляется единая программа по языку для младших и средних классов и отдельные программы по литературе и языку - для старших классов. Эти программы, должны были способствовать формированию их мировоззрения, нравственному и эстетическому воспитанию.

В 1934 году издается сравнительно полная программа по армянскому языку и литературе, однако в ней в определенной степени отдавалась дань вульгарной социологии, против которой развернулась широкая борьба.

Перед советской школой была поставлена большая задача - всесторонне обучить и воспитать новое поколение. Для этого были нужны совершенные и полные программы. В 1938 году издается новая программа по армянскому языку и литературе, в которой особое внимание уделяется воспитательной сущности литературы, в частности, ей отводится главенствующая роль и в эстетическом воспитании учеников. Программой затрагиваются вопросы преподавания литературы как в младших, так и в старших классах. Основная цель программы -- развить в учениках способность и навыки самостоятельного восприятия и анализа художественного произведения, обогатить их литературно-теоретические знания. Эта программа, почти без изменений, использовалась до 1958 г.

В эти годы издаются также новые учебники и хрестоматии, среди которых примечательна хрестоматия А.Сурхатяна "Гракан гоарнер" (1922 г.), которая вызвала интерес как с точки зрения литеравед-ческой, так и педагогической. Она сыграла большую роль в деле эстетического воспитания подрастающего поколения.

В 1923 году выходит в свет труд известного армянского педагога, психолога, методиста Г.Эдиляна "Методика армянского языка", где дается детальный анализ методов и основ изучения не только языка, но и литературы. В работе указываются формы и методы выразительного чтения художественного литературного произведения.

Публикуются также книги Л.Айвазяна "Материалы по теории литературы" (1950 г.), Г.Давтяна "Работа над литературными художественными произведениями в 8-Ю классах" (1956 г.), О.Кюркчяна "Работа над литературными текстами в 5-7 классах" (1959 г.). Помимо своего основного назначения эти труды преследовали также цель способствовать развитию и формированию эстетического воспитания в процессе изучения литературы.

В этом вопросе большой вклад внесли и вносят русские литературоведы и педагоги А.Рыбникова, В.Голубков, Л.Тимофеев, Г.Поспелов, В.Сорокин, Н.Кудряшев, В.Никольский и другие.

В 1960-80 годах издается ряд книг и сборников, посвященных вопросам эстетического воспитания, где подвергаются широкому обсуждению почти все вопросы системы эстетического воспитания. Теоретическим и практическим осмыслениям данных вопросов посвящены труды М.Мелкумяна "Общие задачи эстетического воспитания" (1961 г.), "Воспитание эстетических чувств школьников" (1967 г.), "В.И.Ленин о воспитании и образовании" (1972 г.) и т.д. Вышли в свет книги А.Вальяна "Что такое прекрасное" (1963 г.),"Психологические основы воспитания"(1973 г.),"Теория эстетического воспи-тания"(1980 г.), и А.Калантара " Проблема прекрасного" (1981 г.) и др. Вопросами эстетики занимались А.Адамян, Я.Хачикян, В.Оси-пян и др.

Перу методиста Г.Махчаняна принадлежит книга "Преподавание литературно-теоретических знаний в средней школе" (1963 г.). На основе не только теоретического, но и большого практического материала он показывает, насколько важны литературно - теоретические знания в восприятии и оценке литературных произведений. Он же автор книги "История обучения армянской литературы" (1979 г.), которая дает общий обзор преподавания армянской литературы с У в. до XX века. Она представляет большую ценность не только для методики армянской литературы, но и для истории армянской педагогики.

Процесс перестройки советской школы предъявил новые требования и задачи к авторам программ и учебников. Именно в этом причина того, что программы для армянских школ, вышедшие в последнее время, отличаются богатством и широтой охвата литературного материала, его правильным и последовательным расположением с педагогической и дидактической точек зрения, новым пониманием задач обучения и воспитания учащихся.

В комментариях к программе по армянскому языку и литературе отмечается, что цель преподавания литературы - формирование марксистско-ленинского мировоззрения учащихся, их умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Для осуществления этого, программа насыщена произведениями как армянских писателей, так и писателей других народов, знаниями по теории литературы и предусмотренной литературой для внеклассного чтения.

В армянской педагогической печати до 80-ых годов издан ряд статей, посвященных вопросам эстетического воспитания учащихся, авторами которых являются известные ученые, педагоги, работники различных областей искусства. Все эти работы преследуют цель ока I См. Программа средней школы, армянская литература для 8-Ю классов, Ер., "Луйс", 1982 (на арм.языке).

зать школе не только теоретическую, но и практическую помощь.

Вопросам осуществления эстетического воспитания учащихся с помощью литературы, музыки и живописи посвящены материалы республиканских педагогических чтений 1970-83 годов, которые являются школой передового опыта для любого педагога.

Вопросам преподавания и методике армянской литературы посвящены труды известного методиста Т.Джугаряна "Очерки по методике литературы" (1962 г.), "Методика армянской литературы" (1966 г.), "Методика армянской литературы" (1980 г.). Они примечательны широким охватом материала, глубокой научностью трактовки. Автор обратился к вопросам преподавания литературы в средних и старших классах, дал тонкий анализ литературного произведения.

В последние годы для армянских школ были написаны довольно удачные учебники, которые примечательны широким охватом материала, тонким художественным и эстетическим анализом произведений, относительным совершенством, с точки зрения методической, педагогической и воспитательной. Таковы, например, учебники М.Мкряна "Армянская литература" (8 класс), Г.Тамразяна "Армянская литература" (9 класс), С.Агабабяна "Советская армянская литература" (10 класс).

Вышли в свет также вузовский учебник Эд.Джрбашяна "Теория литературы", "Литературоведческий словарь" Эд.Джрбашяна и Г.Махча-няна, а также труды известных литературоведов В.Партизуни, М. Мкрян и др., которые используются также и в средних школах и помогают обогащению литературных и теоретических знаний учеников.

Все это преследует цель совершенствовать преподавание литературы в школе, способствовать всестороннему обзгчению и воспитанию школьников.

Научная новизна исследуемой проблемы заключается в том, что предпринята попытка монографического исследования роли преподавания армянской литературы в деле эстетического воспитания старшеклассников, выявлены педагогические условия, эффективных путей, средств, форм и методов для дальнейшего совершенствования эстетического воспитания подрастающего поколения.

Практическая ценность исследования заключается в возможности широкого использования педагогами-методистами, студентами вузов, организаторами внеклассной воспитательной работы, авторами учебников армянской литературы и составителями программ, разработанных нами вопросов методики преподавания армянской литературы с учетом эстетического воспитания старшеклассников. Кроме того материалы диссертации могут быть использованы студентами филологического факультета вузов Армении и при преподавании вузовских курсов по "Методике воспитательной работы", а так же спецкурса "Эстетическое воспитание школьников".

По основным вопросам проведенного исследования автор выступил с докладами и сообщениями на кафедре педагогики Ереванского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета (1970-1983 г.), на научной конференции по общественным наукам в ЕІУ (1970 г.), на республиканской конференции посвященной 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (1970 г.), на Всесоюзной конференции молодых научных работников по гуманитарным наукам, посвященной 50-летию образования СССР (1972 г.), на республиканской конференции молодых научных работников (1974 г.), на республиканских межвузовских конференциях (1975,1976,1977,1978,1980,1982,1983 г.г.), участвовал на районных, городских и республиканских педагогических чтениях (1970-1983 г.г.), на юбилейной научной конференции молодых ученых посвященной 60-летию образования Ереванского государственного университета (1981 г.).

Для учителей, учеников и родителей в школах г.Еревана читал лекции и проводил беседы по эстетическому воспитанию. Вся диссертация по отдельным главам неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры педагогики ЕГУ. Замечания учитывались и вносились соответствующие коррективы.

диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава первая. "Литература как искусство слова в процессе эстетического воспитания".

В этой главе литература характеризуется как искусство слова, подчеркивается чрезвычайно большое влияние литературы на воспитание подрастающего поколения, дается оценка эстетическому воздействию разных литературных жанров, затрагиваются вопросы изучения теоретических положений литературы, оказывающих большое влияние на эстетическое восприятие литературных произведений. Одновременно в этой главе останавливаемся на проблеме межпредметных связей, что является немаловажным фактором эстетического воспи к тания школьников. Наш подход в межпредметным связям, предлагаемые приемы использования их на уроках, позволят учителям литературы сделать преподавание более эффективным и осуществить задачи эстетического воспитания.

Глава вторая. "Осуществление эстетического воспитания в процессе изучения монографических тем". В этой главе анализируется ряд монографических тем, показывается их роль в деле эстетического воспитания старшеклассников. Изучаются вопросы о том, как осуществляется подлинное эстетическое воспитание учащихся при изучении произведений разных литературных жанров. Одновременно вскрываются трудности восприятия учащимися тех или иных литературных жанров (драма,новелла,поэма), даются советы и рекомендации как поступать учителю в каждом конкретном случае, чтобы учащиеся лучше поняли и осмыслили эстетический идеал, стиль, язык произведений.

Глава третья. "Осуществление эстетического воспитания в процессе внеклассной работы". В этой главе рассматриваются вопросы проведения внеклассных занятий по литературе, которые в значительной мере способствуют эстетическому воспитанию учащихся. В ней показано, как во время внеклассных занятий по армянской литературе расширяется кругозор учащихся, выявляются творческие способности, развивается чувство прекрасного, эстетический вкус, формируются нравственные и эстетические идеалы учащихся. В этой главе предлагаются новые формы внеклассной работы, как например школа юнкоров,УНО и т.д., которые могут быть эффективно использованы учителями литературы средней школы.

В конце диссертационной работы прилагаются в более обобщенном виде заключения и выводы, советы и предложения, имеющие практическое значение, а также приложение.

Литература как искусство слова в процессе эстетического воспитания

Советская школа всегда уделяла большое внимание эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Являясь важнейшей составной частью коммунистического воспитания, оно приобщает учащихся к миру прекрасного, развивает в них познавательные и творческие возможности помогает понять, оценить и создавать прекрасное в жизни, в работе, в коллективе и в общественных отношениях.

Основоположники научного коммунизма Маркс и Энгельс определили коммунистическое воспитание как единство нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Эти положения нашли свое дальнейшее развитие в трудах В.И.Ленина. Ленинская теория познания и отражения, в частности, стала идеологической основой марксистской эстетики. В.И.Ленин разработал принципы партийности и народности литературы и искусства, которые имеют основополагающее значение в эстетическом воспитании. Многие вопросы воспитания нашли свое отражение в программе УШ съезда ВКП(б). Еще в решении 1918 г. в "Основных принципах единой трудовой школы" четко обозначены задачи эстетического образования и воспитания в СССР. Под эстетическим воспитанием понималось систематическое развитие чувств, вкуса и творческих способностей учащихся, что должно помочь им не только восхищаться прекрасным в природе и жизни, но поступать и действовать по "законам красоты".

В тоже время было принято решение об эстетическом воспитании, которое нашло свое отражение в документе "Эстетическое воспитание в единой трудовой школе", где более подробно и конкретно были рассмотрены задачи эстетического воспитания, формы и методы их осуществления. Однако это решение имело существенный пробел - оно окон-центрировало внимание лишь на художественном воспитании. В дальнейшем были приняты меры по устранению этих недостатков.

Апологетами эстетического воспитания стали А.В.Луначарский и Н.К.Крупская. А.В.Луначарский на 1-ом съезде работников Нарком-проса излагая программу эстетического воспитания, а в статье "Эстетические задачи советской власти" (1920 г.) выдвинул ряд проблем не утерявших своей актуальности по сей день. Много вопросов теории и практики эстетического воспитания выдвинула и научно обосновала Н.К.Крупская. Большое значение в эстетическом воспитании она придавала искусству, литературе, природе, труду.

Проблема эстетического воспитания нашла свое блестящее решение в теоретических трудах и практической деятельности С.Т.Шацкого. Он справедливо разграничил эстетическое и художественное воспитание, отметив, что художественное воспитание является составной частью эстетического воспитания.

В педагогической литературе сейчас четко используют понятия "эстетическое воспитание" и "художественное .воспитание". "Художественное воспитание" есть формирование отношения человека к искусству. Под "эстетическим воспитанием" нужно понимать формирование отношения человека ко всему тому, что представляет эстетическую ценность. Однако необходимо заметить, что в младших классах средних школ больше осуществляется художественное воспитание, а в старших классах - эстетическое (данное толкование необходимо принять с некоторыми оговорками).

Особую систему эстетического воспитания предложил П.П.Блонс-кий. По его мнению эстетическое воспитание призвано в первую очередь развить творческие способности учащихся. Многие его положе ния по эстетическому воспитанию сохранили свою жизненность и в наши дни.

Большое внимание вопросам эстетического воспитания уделял также А.С.Макаренко. Он особо отмечал ее роль в жизни, в формировании коллектива, в трудовой деятельности.

В последующие годы развития советской власти проблемы эстетического воспитания стали предметом особого внимания в программах по литературе, учебниках, методических пособиях и исследованиях. Интересные труды В.Г.Голубкова, М.А.Рыбниковой и других были также посвящены этой проблеме.

Продолжателем лучших традиций теории эстетического воспитания стал А.В.Сухомлинский. В своей практической деятельности он во многом восполнил и обогатил эту теорию. Его опыт - прекрасная школа для любого учителя и воспитателя.

Вопросы эстетического воспитания оставались в центре внимания советских педагогов в последующие десятилетия. Например, важнейшим проблемам эстетического воспитания была посвящена сессия Верховного Совета Арм.ССР, которая приняла решение "О состоянии эстетического воспитания молодежи и мерах его улучшения" (1970 г.). Согласно этому решению в учебных программах школ республики было отведено место предмету "Основы этики и эстетики" (факультативно). В Ереване впервые в Союзе открылись первые в своем роде "Детская картинная галерея", "Дом эстетического воспитания". Затем они объединились в "Республиканский центр эстетического воспитания". Таким образом "центр" своими студиями, картинными галереями и театрами играет огромную роль в коммунистическом, и особенно, в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Осуществление эстетического воспитания в процессе изучения монографических тем

Программа КПСС в области народного образования выдвигает вопрос об учебно-воспитательной работе в средних школах, в том числе и о развитии эстетического воспитания. Этому способствуют все предметы школьной программы и среди них большая роль отводится литературе.

В советской армянской школе программа курса литературы составлена с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Изучение литературы в средних классах имеет свое содержание и задачи, откуда и вытекают формы и методы ее преподавания.

Основываясь на эстетическом воспитании учеников в начальных классах учитель в средних и особенно в старших классах должен стремиться углублять его.

Краткий курс литературы в средних классах - целая система, где "учебно-воспитательные задачи осуществляются посредством изучения литературного произведения, передачи биографических сведений, сообщения элементарных литературно-теоретических понятий, развития устной и письменной речи учеников" (подчеркнуто нами - Т.А.).1

Материал учебников подобран с учетом возрастных и психологических особенностей учеников и расположен по принципу постепенного усложнения. В 4-6-х классах как основные, так и дополнительные материалы сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, а в

7-ом классе - в хронологическом порядке.

Изучение любого литературного произведения, предусмотренного для средних классов, начинается не непосредственно с изучения литературного произведения, а с краткого сообщения сведений о его авторе. И это должно быть не просто "сухое" изложение фактов и событий из жизни и творчества, а интересная, эмоциональная беседа с использованием наглядных пособий (картины,диапозитивы, кинофильмы, слайды, письма и т.д.).потому что биография писателя включает много эстетических элементов,которые могут содействовать эстетическому воспитанию учеников. Учитель, несомненно, должен руководствоваться учебником, но никогда не ограничиваться им. Используя весь методический и педагогический арсенал, учитель должен стремиться сообщить ученикам более широкие сведения о писателе, охарактеризовать его творческий путь, создать его литературный портрет.

Можно особо остановиться на описании детских и юношеских лет писателя, ибо этот период его жизни, как отмечает русский методист Никольский, "психологически близок юношеству".

Можно использовать также и мемуары писателя, отрывки из его писем, воспоминания современников. Учитель должен суметь воссоздать живой человеческий портрет писателя, что также является замечательным средством воспитания и, в частности, эстетического воспитания школьников. Как пример мы приводим преподавания биографии Г.Агаяна (4-ый класс). С детским замечательным писателем ученики ознакомились еще в начальных классах, поэтому, чтобы интересовать класс учитель должен стремиться привлечь к уроку новый, еще не знакомый ученикам материал. Для воспроизведения творческого облика писателя можно предложить портрет Г.Агаяна, созданный прекрасными мозаиками Ст.Зоряна: "Он был величественным стариком: высокий, плечистый, с широкой грудью, и на эту грудь, закрывая собой мощную шею, опускалась прекрасная седая борода. Голову он всегда держал гордо, величественно, властный взгляд его напоминал взгляд древнего патриарха или нахарара, при встречах он смотрел на всех дружески, как старший брат или отец, но чаще всего, как учитель. В больших темных глазах его вечно горели, сверкали искры, имеющие, казалось, магическую мощь, которая не позволяла быть равнодушной к нему. Видимо поэтому знакомые и незнакомые снимали перед ним шляпы".

Осуществление эстетического воспитания в процессе внеклассной работы

В средней школе эстетическое воспитание учащихся - сложная система, осуществляемая не только с помощью классной и домашней, но и внеклассной работы. Внеклассная работа - важнейшее звено, всемерно способствующее углублению и обобщению приобретенных учениками новых знаний, выявлению и развитию их творческих возможностей. Внеклассная работа призвана также способствовать делу идейного, нравственного, а также эстетического воспитания учеников. Внеклассная работа по литературе чрезвычайно многопланова и многогранна и имеет свои своеобразные формы и методы осуществления. В деле воспитания литературного вкуса и эстетических чувств учащихся велика роль внеклассного чтения, в процессе которого ученики знакомятся с представителями не только армянской литературы, но и литературы других народов. За этой работой внимательно следят и вдумчиво ее направляют как учителя, так и родители, чтобы школьники читали книги, соответствующие их возрасту. В этой связи верно высказывание А.Рыбниковой о том, что если ученики в школьные годы не читают Ломоносова, Державина и т.д., то вряд ли в дальнейшем они обратятся к ним. Так что нужно помогать ученикам в выборе литературы, направлять и развивать их творческий интерес. Лучшим средством могут быть сборы юных чтецов, недели книги, встречи с детскими писателями, обсуждение их произведений.

Отдельным звеном внеклассной работы являются факультативные занятия по литературе. При продуктивном использовании отведенных под факультативные занятия часов можно добиться заметных результатов.Эти занятия особо важны и необходимы тем ученикам, которые имеют особые склонности и интерес к литературе, определенные творческие способности и дарования. Учитель литературы проводит индивидуальную работу с учениками, помогает, направляет их интерес, развивает в них склонность к литературе. В процессе этих занятий углубляются и обобщаются литературоведческие и теоретические знания учащихся, которые способствуют делу их эстетического воспитания.

В процессе обучения можно использовать различные формы, как-то: беседы, доклады, лекции и т.д., что делает процесс изучения литературы наиболее продуктивным и плодотворным. При этом в большой мере удовлетворяются также и эстетические требования учеников, расширяется их литературный кругозор.

Важной формой внеклассной работы является литературный кружок, который имеет свои многочисленные виды: переводческий. художественного чтения, драматический, творческий и т.д. Задача литературного кружка - углубить и обобщить приобретенные на уроках знания, воспитать литературный вкус и наклонности учеников, способствовать развитию навыков к самостоятельной и творческой работе. Литературный кружок, так же как и другие кружки, является одной из составных частей учебно-воспитательной работы школы. Одной из целей литературного кружка является углубление и наиболее полное изучение как программных материалов, так и произведений, не предусмотренных школьной программой. Это должно помочь учащимся выполнять самостоятельную и, в определенной степени, научную работу, на заседаниях кружка читать доклады и рефераты. Это должно способствовать выявлению способностей учеников к самостоятельной работе, творческому мышлению, развитию красивой и образной речи, воспитанию эстетического вкуса и чувств учащихся.

В школах республики и города Еревана более всего распространен тот тип универсальных литературных кружков, который вбирает в себя многочисленные виды кружковой работы. Один из таких кружков действует в школе й 4 им. М.Горького г.Еревана. Он был основан в декабре 1942 г. под руководством заслуженной учительницы Варсик Есаян. Дневник кружка под названием "Записная книжка" сохранил на своих выцветших страницах целую интереснейшую историю. Мы узнаем, что первое заседание кружка состоялось 30 декабря 1942 г. "В работе кружка принимало участие 25 человек 7-Ю классов... Темой занятия были ноше стихи Гегама Саряна. Докладчиком была ученица 7 класса А.Мамукян. На занятии кроме постоянных членов кружка присутствовал также и сам поэт, приглашенные лица и учителя школы. В конце занятия выступил поэт Гегам Сарян". Все это стало историей. Прошло около 40 лет, в течение которых существовал и по сей день действует литературный кружок школы им. М.Горького. Им долгие годы руководила учительница В.Есаян, а ныне руководство приняла молодая, но уже опытная учительница Каринэ Паязат. Под ее руководством ученики провели ряд мероприятий, встреч, организовали литературно-музыкальные вечера, литературные викторины и дискуссии, литературные суды и экскурсии. Мы хотим представить один пример из занятий, доставивших большое эстетическое удовлетворение участникам.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы