Содержание к диссертации
Введение
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО- МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИСКУССТВ 25
1.1. Развитие теории и методики общего художественно-музыкального воспитания детей и подростков 25
1.2. Синтез музыки, театра и литературы в художественном воспитании учащихся общеобразовательных школ 62
Глава II.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ 103
2.1. Процесс внедрения синтеза искусств в систему корейских общеобразовательных школ 103
2.2. Экспериментальная методика художественно- музыкального воспитания учащихся
общеобразовательных школ Республике Корея 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 175
- Развитие теории и методики общего художественно-музыкального воспитания детей и подростков
- Синтез музыки, театра и литературы в художественном воспитании учащихся общеобразовательных школ
- Процесс внедрения синтеза искусств в систему корейских общеобразовательных школ
Введение к работе
В последнее время в Республике Корея происходят значительные структурные изменения в сфере социально-культурных взаимоотношений. Возникновение и распространение новых концепций образования и воспитания подрастающего поколения в условиях межкультурного взаимодействия на международном уровне формирует необходимость поиска, адаптации и внедрения новых форм учебно-воспитательной работы с детьми. Усовершенствованная педагогическая деятельность направлена сегодня на активное обогащение духовного мира воспитанников, общее культурно-эстетическое развитие личности каждого ребенка в условиях непременной реализации индивидуального гуманно-педагогического подхода.
Музыкально-педагогическое образование в Республике Корея, как и вся сфера образования, испытывает сегодня потребность в концептуально новых подходах, способных ответить на многочисленные запросы современности.
Утверждение, что искусство служит одним из факторов формирования полноценной культурной личности, давно является постулатом педагогической науки и практики, не нуждающимся в частных доказательствах. Данная научная аксиома послужила основной точкой опоры для проведения нашего педагогического эксперимента в области комплексного художественно-музыкального образования.
Искусство как составная часть духовной культуры, как уникальная социальная сфера, представляет наиболее оптимальные условия достижений современных педагогических целей. Искусству свойственна изменчивость тенденций и форм выражения творческих идей, гибкость принципов ,подходов и методов действия, лояльность по отношению к результатам творчества, универсальность практического применения, многообразие видов, стилей и жанров.
4 «Ценности искусства, его образы, идеалы оказывают несомненное влияние на духовную, культурную жизни, на общественное мнение. Но одновременно и само искусство в значительной мере зависит от общественного мнения. Поэтому переломные, переходные для общества времена всегда отмечены появлением новых видов творческой деятельности, активизацией новых каналов художественной информации, возникновением новых способов циркулирования художественных ценностей, образов, интенсивным влиянием различных видов и жанров искусства друг на друга» (51. С. 137).
Основным содержанием нашей исследовательской работы являлось изучение сложных процессов взаимодействия различных видов искусства на методологическом, теоретико-методическом и практическом педагогическом уровнях. Научный анализ процессов и результатов подобного взаимодействия определенных видов искусства позволил выявить и систематизировать проявления их комплексного влияния на личность человека в процессе непосредственного участия в художественной деятельности.
Проблемы и перспективы влияния художественно-музыкального воспитания на прогрессивное развитие общества анализируют в своих трудах многие известные ученые, философы, психологи, педагоги, представители и творцы искусства, принадлежащие различным эпохам, странам, школам: Ю.П. Азаров, Ю.Б. Алиев, О.А.Апраксина, А.И. Арнольдов, Л.Г. Арчажникова, Н.К. Бакланова, Н.А. Бердяев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Б.Д. Вышеславцев, Г.В.Ф. Гегель, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.В. Гиппиус, А.Л. Готсдинер, В.В. Зеньковский, Д.Б. Кабалевский, И. Кант, О.И. Капица, П.Ф. Каптерев, 3. Кодай, Я.А. Коменский, В.В. Краевский, Ю.Г."' Круглов, А.Н. Леонтьев, , П.М. И.Я.Лернер, Д.Л.Локшин, Б.Т. Лихачев, К. Орф, И.Г. Песталоцци, В.А. Разумный, Л.А. Рапацкая, С.Л. Рубинштейн, B.C. Соловьев, В.А.Сухомлинский, В.М. Теплов, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий В.А., П.М.Якобсон. Аналитическое изучение взаимосвязи и взаимодействия
5 эстетической и художественной категорий, а также феномена многофункциональности искусства предлагается в работах М.С. Кагана, А.В. Пирадова, А.Ф. Рябова, А.Н. Сохора и др.
Труды всех перечисленных авторов в различной степени и с разных позиций раскрывают вопросы общей, социальной, художественной и возрастной психологии и педагогики, психологии искусства. В некоторых изученных работах глубоко разрабатываются специализированные направления, касающиеся отдельных видов искусств. Большинство работ отражают проблемы общеэстетического характера, поднимаемые в философии, культурологии, этике, и в своей совокупности подтверждают важность организации целенаправленного художественно-музыкального воспитания детей на раннем этапе их обучения, когда существенную образовательную и личностно-формирующую роль наравне с семьей начинает играть социально-культурная среда общества.
Актуальность исследования определяется потребностью современной практики, учётом специфики обучения детей музыкальному, театральному и литературному искусствам в условиях общеобразовательных школ Республики Корея. Всё это органично связано с необходимостью развития и совершенствования системы непрерывного общего эстетического образования (обучения и воспитания) с учётом возрастных психофизиологических закономерностей и индивидуальных особенностей развития детей.
Данная работа представляет собой экспериментальное исследование в области художественной педагогики, построенное на основе теоретического изучения и аналитического обобщения накопленного передового педагогического опыта в данной отрасли научных знаний и соответствующей практике. В диссертации содержатся теоретические рекомендации для совершенствования педагогической практики, а также выявляются потенциальные направления дальнейших экспериментальных
исследований по вопросам раскрытия новых актуальных прикладных аспектов художественного образования.
Установление четких границ исследуемой проблемы позволило нам, в свою очередь, четко определить область научно-практического исследования, наметить предполагаемые пути ее изучения, и на этом основании, поставив перед собой конкретные исследовательские цели и задачи, разработать стройный план решения поставленных задач и достижения конечной цели, а именно создания и детальной разработки частной методики художественно-музыкального воспитания.
Теоретическая часть диссертационного труда разрабатывалась и формировалась на базе основных фундаментальных российских педагогических систем общего эстетического профиля, а также с опорой на методологический материал, касающийся решения вопросов организации процесса начального обучения в области художественно-музыкальной культуры. В процессе проведения исследования особое внимание было уделено глубокому сравнительному анализу имеющейся научно-методической и учебно-воспитательной литературы, а также осуществленных диссертационных исследований по данной проблеме и смежным вопросам в Корее и России. Выявленные пробелы в теоретико-методической области художественной педагогики Республики Корея явились основанием для постановки и дальнейшей конкретизации проблемы нашего исследования, а также поиска наиболее эффективных путей ее решения, исходя из успешного опыта российских коллег.
Нами были рассмотрены классические научные воззрения философов-эстетиков, а также тщательно изучены современные прогрессивные теоретические концепции в области художественно-музыкальной педагогики и отдельные новаторские идеи, частные взгляды на практику эстетического воспитания по различным художественно-музыкальным направлениям. Глубокому теоретическому изучению в процессе проведения исследования подверглись общие принципы, закономерности, подходы, методы и формы
7 организации художественно-музыкальной деятельности, бытующие в российской педагогической и социально-культурной практике. Многие из них, с нашей точки зрения, наиболее оптимальные для международного обмена, были апробированы нами с целью проверки степени эффективности их применения в новых социально-педагогических условиях, в частности в корейских школьных коллективах в процессе организации художественно-музыкальной деятельности и стимулирования творческого потенциала и инициативы детей Республики Корея.
Нами были проанализированы результаты целенаправленного воздействия всего богатства художественно-музыкальной культуры на полноценное духовно-нравственное развитие детей, их дальнейшее социальное становление в обществе. В процессе осуществления практической педагогической деятельности мы постоянно искали наиболее эффективные пути и методы, стимулирующие развитие детей, предлагая педагогам нескольких общеобразовательных школ Республики Корея включать в школьные занятия и во внеучебное общение с учащимися разнообразные виды и формы художественной деятельности.
Результатом аналитической исследовательской работы явилось
выявление основных подходов, принципов, форм, методов и приемов
обучения музыкальному, театральному и литературному искусствам. Весь
отобранный дидактический и учебно-методический инструментарий
положительно зарекомендовал себя в российской системе художественно-
музыкального воспитания и удовлетворяет основным требованиям
органичной адаптации в корейской образовательной среде. Кроме того, был
проведен сбор первичной информации, а именно, сведения из устных и
письменных анкетных опросов и бесед со школьниками - участниками
предварительных исследований и педагогического эксперимента, которые в
дальнейшем были обобщены, проанализированы, обработаны и
резюмированы.
8 Итогом проведения соответствующих эмпирических исследований и плановой экспериментальной работы явилось создание авторской методической разработки в области художественно-музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ Республики Корея средствами музыки, театра и литературы, практическое внедрение которой будет способствовать совершенствованию системы эстетического образования и пропаганде художественного творчества среди детей и подростков. В данной диссертационной работе представлены подробное описание и полная характеристика всех этапов и процессов экспериментальной работы, а также акцентировано внимание на теоретических, эмпирических и экспериментальных инновационных предложениях и нововведениях.
Богатое прошлое музыкальной культуры, крепкие традиции классической и народной культуры, а также слава российской театральной школы (режиссуры и актерского мастерства), создают возможности для постоянного совершенствования сферы образования. Все это обусловило наше решение обратиться к классическим и современным теориям и методикам российских ученых, педагогов, деятелей искусств при выборе фундаментальных теоретических основ для последующей разработки эффективной модели художественно-музыкального воспитания корейских детей с привлечением в учебно-воспитательный процесс различных видов искусства..
Каждый выбранный нами вид искусства вначале подвергался глубокому теоретическому изучению. На основе комплексного анализа принципов развития музыки, литературы и театрального искусств в культурно-историческом аспекте, а также современных законов их существования и форм проявления, нам удалось выявить их прикладные возможности. Именно дедуктивный метод исследования привел автора к определению наиболее эффективных методов, способов и форм реализации культурологического потенциала, основных идей и принципов каждого из
9 перечисленных видов искусства. Свое практическое применение они получили в комплексной художественно-музыкальной деятельности, построенной на синтезе таких видов искусства, которые являются родственными по основным художественным критериям, дополняют друг друга и могут использоваться комплексно в целях создания единого творческого процесса.
Сравнительно-исторический анализ формирования российской теоретико-методологической базы художественно-музыкальной культуры позволил выявить наличие существенных различий, встречающихся в содержании распространенных эстетических школ, учений, систем научных взглядов отдельных исследователей, касающихся основных положений, принципов и подходов к определению той роли, которую испокон веков играет искусство в жизни человека, а также значения эстетической деятельности в виде практического художественно-музыкального творчества для укрепления и повышения духовности личности.
В основу нашего диссертационного исследования положено утверждение о важной роли художественно-музыкального творчества в организации и активизации процессов эстетического, духовного, интеллектуального, культурного обогащения как каждой отдельной личности, вовлеченной в художественно-музыкальный процесс, так и социума в целом.
Все объекты и явления эстетического характера играют первостепенную роль в процессе становления высококультурного, образованного человека, обладающего зрелым гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой духовных ценностей, признающего общепринятые нормы социокультурного поведения, обладающего богатым внутреннимомиром, а также способного и готового реализовать свой творческий потенциал в процессе жизнедеятельности. «Искусство стремится дать нам познать жизнь и разобраться в ней. Оно <...> вносит порядок в хаос внешних явлений: подчеркивает характерное, устраняет случайное и побочное, руководя нашим
10 умом, дает ему в короткий срок проглотить огромное количество образов, чувств, идей. Оно дает возможность жить концентрированной жизнью. Наука дает общие абстрактные формулы, искусство дает переживания» (85. С. 79).
От вовлеченности человека в мир эстетики, от степени сформированности его личностной позиции по отношению к роли художественно-музыкальной культуры в собственной жизни и жизни общества, к функциям искусства в повседневной реальности, практических бытовых отношениях, а также профессиональной и творческой деятельности, от уровня общекультурного и образовательного развития индивида напрямую зависит характер и качество такой формы социальной активности каждой отдельной личности, а также общественных групп и коллективов, как «досуг».
В качестве социального явления досуг отдельной личности или коллектива может приобретать как позитивный, так и негативный характер. Понятие досуга на практике буквально выражается временным отрезком, не заполненным профессиональной или бытовой деятельностью человека. Это означает, что способы заполнения такого свободного времени выбирает сам человек, причем в процессе принятия решения на его выбор влияют такие социальные факторы, как уровень образования и воспитания, принятие и реализация в социальной жизни таких понятий, как гуманность, альтруизм, духовность, степень приобщенности к искусству, наличие эстетических склонностей, развитых способностей, личное участие в эстетической деятельности, в частности в художественно-музыкальном творчестве, и другие критерии, характеризующие уровень общекультурного развития личности.
В связи с этим следует отметить, что эстетическая деятельность содержит огромный потенциал исключительно для высокого духовного наслаждения и совершенствования, и лишь от человека зависит, способен ли он принять и реализовать этот духовный потенциал.
Степень разработанности. В целом ряде исследований корейские ученые рассматривают достаточно широкий спектр проблем в области культуры и искусства, образования.
Ха Ги Рак в исследовании «История рефлексии о прекрасном и искусстве» (1985) затрагивает проблемы логичности художественно-музыкального образования. Чан Са Хун в своей книге «История корейской музыки» (1986) прослеживает этапы начального, среднего и последнего периодов развития с исторической точки зрения и анализирует современную ситуацию в национальной музыке. Чо Е Хан рассматривал процесс исторических изменений в изобразительном искусстве (1989). Сон Ген Рин в своем труде «Восприятие национальной музыки» (1994) анализирует вопросы, связанные с классификацией жанров корейской музыки, рассматривает инструментальный состав с точки зрения сравнительного анализа каждой исторической эпохи. Ким Ин Хван в своем исследовании «Очерк эстетики и искусствоведения» (1995) изучает методы обучения, направленные на утонченность восприятия и методы, способствующие свободному контакту с искусством.
Последние годы ознаменованы появлением диссертаций в области музыкального образования и искусствоведения, выполненными представителями Республики Корея, которые обучались в аспирантуре российских творческих учебных заведениях. Так, Зо Ок Хи анализирует круг вопросов, связанных с совершенствованием системы музыкального образования и повышения исполнительского мастерства. Бэк Хи Сук исследует процесс становления образования и просвещения. Кан Джи Дин рассматривает систему подготовки руководителей любительских духовых и симфонических оркестров в высших учебных заведениях. Сон Син Чжун посвящает свое исследование особенностям оперного жанра Пхансори, связывая его с традициями классической европейской оперы. Син Беом Сунг исследует вопросы этничности в художественно-
12 музыкальной корейской культуры и проводит мысль о глобализации культур. Интересную тему поднимает Мо Че Нам, рассматривая ведущую роль композиторской школы России, применительно к подготовке специалистов в вузах Республики Корея. Проблемами развития музыкального искусства, теории и методики обучения детей в классах музыки начальных школ занималась Ким Ми Дя, разработавшая по существу первую авторскую методику обучения детей Республики Корея. Несомненный вклад по истории и общим проблемам современной национальной корейской музыки внесли Чан Са Хун и Сон Ген Рин, а в области искусства и эстетики - Чан Ми Джин, Мин Джу Сик, Пэк Ки Су, Кан Дэ Сок, Ким Ин Хван.
Тем не менее, до настоящего времени проблема целенаправленного
художественно-музыкального воспитания детей и подростков средствами
музыки, театра и литературы в условиях учебно - воспитательного
школьного процесса сколько-нибудь полно не рассматривалась и не
разрабатывалась. В Республике Корея нет узконаправленной специальной
литературы по вопросам комплексного обучения различным видам
искусства, разработанной методики полихудожественно-музыкального
обучения и воспитания учащихся образовательных школ. Между тем, возросшие художественно-музыкальные потребности подрастающего поколения и требования педагогической практики не встречали со стороны корейских ученых полноценных теоретико-методических предложений, методологически обоснованных работ, прошедших экспериментальную апробацию.
В свою очередь в России такая область педагогики как полихудожественное музыкальное обучение и воспитание детей школьного возраста в рамках концепции общеэстетического развития личности, является одним из наиболее популярных исследовательских направлений, однако, в то же время довольно противоречивым с точки зрения его реализации на практике. Многообразие и сложные взаимодействия
13 различных видов искусства и форм художественно-творческой деятельности (индивидуальной и коллективно-организованной) обусловливают существование высокой вариативности при выборе компонентов для создания и апробации методик художественного воспитания. Об этом наглядно свидетельствуют имеющиеся в российской науке теоретико-методические разработки, изложенные в многочисленных диссертационных трудах по данной проблеме. Некоторые из них получили внедрение и широкое распространение в учебно-воспитательных заведениях России. Однако, в нашем случае ключевым является учет национально-географического фактора, который определяет необходимость поиска новых подходов к решению проблемы исследования.
Цель исследования - создать стройную методическую систему комплексного художественно-музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ в Республике Корея средствами музыкального, театрального и литературного искусств. Задачи исследования:
- изучить процесс художественно-музыкального воспитания детей и
подростков в России и Республике Корея;
- раскрыть содержание и особенности художественно-музыкального
воспитания учащихся общеобразовательных школ;
- выявить состояние художественно-музыкальной воспитанности
школьников;
- разработать и апробировать экспериментальную методику
художественно-музыкального воспитания школьников Республики Корея,
опирающуюся на разные виды искусств;
- определить комплекс методов, приемов и форм педагогической
деятельности для широкого внедрения в систему современного
художественно-музыкального воспитания учащихся общеобразовательных
школ;
14 - повысить уровень профессиональной взаимосвязи; оптимизировать в ходе индивидуальных занятий межличностные контакты учителя и ученика.
Объект исследования - учебно - воспитательный процесс в школах Республики Корея.
Предмет исследования - педагогические условия, необходимые для реализации художественно-музыкального воспитания и обучения детей школьного возраста Республики Корея.
Гипотеза исследования обусловлена тем, что:
Внедрение в широкую музыкально-педагогическую практику -
наряду и параллельно с традиционными схемами урока -
целенаправленной полиморфной структуры занятий, предполагающей
использование элементов музыки, театра и литературы, расширяет
содержание и структуру урока за счет новых компонентов. В этом случае целью педагога будет не только пополнение фонда специальных знаний учащегося, выработка профессионально - значимых знаний, умений и навыков, но и создание на уроке творческой атмосферы.
- Художественно-музыкальное воспитание школьников является наиболее эффективной формой социокультурной активности, которая: а) максимально способствует практической реализации творческого потенциала; б) создает благоприятные условия для раскрытия способностей детей и достижения ими существенных положительных результатов в процессе художественно-музыкального, эстетического и нравственного личностного совершенствования.
Методологической основой исследования послужили мировоззрения выдающихся мыслителей древности - Аристотеля, Гегеля, Канта, Конфуция, Платона, Сократа; китайских философов Се Хэ, Ван Вея, Чжан Янь-юань, Су Ши, Ван И.; исследователей Республики Корея И Джон Ху, Ха Ги Рак, Кан Дэ Сок, Чан Ми Джин, Чо Е Хан, Ким Ин Хван, И Джон Ху, Пэк Ки Су, Чан Са Хун, Сон Ген Рин.
15
Мы опирались на исторически сложившуюся концепцию российского
отечественного образования и воспитания, становление которой
базируется на трудах Н.Я. Бердяева, А.Я. Коменского, А.С.Макаренко,
И.Г.Песталоцци, Вл. С. Соловьева, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого,
К.Д.Ушинского, СТ. Шацкого, а также А.И.Арнольдова,
Е.Я.Александровой, Л.П.Буевой, Д.С. Лихачева, Н.С.Мансурова,
В.В.Савельева; на работах современных специалистов, исследующих и уточняющих вектор развития урочной системы (Ю.Б.Зотов, И.Я.Лернер М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, и др.); психолого - педагогических исследованиях, посвященных проблеме межличностных взаимоотношений учителя и ученика (В.И.Петрушин, Е.П.Крупник, П.М. Ершов, А.П.Ершова, В.М.Букатов, Е.А.Ливанова и др.);
Работах, отражающих научно - методические всзгляды на процессы музыкального обучения и эстетического воспитания ( Л.А. Баренбойм, Л.М. Гинзбург, Е.Л. Ержемский, Д.Б.Кабалевский, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг и другие); исследованиях ведущих российских специалистов в области теории, истории и методики преподавания музыки: Э.Б.Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.К. Бакланова, Т.И. Бакланова, А.В. Богданова, Т.С. Комарова, Д.Б. Критский, А.В. Малинковская, А.Н. Малюков, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, О.П. Радыванова, Г.П. Стулова, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.); взгляды видных российских философов, посвященные вопросам художественно-музыкального воспитания и образования (Н.И .Киященко, Е.Н. Шапинская и др.); труды по проблемам сущности художественно-музыкальной деятельности человека, значения музыкального искусства в формировании этетической и нравственной культуры личности ( А.А. Аронов, Б.В. Асафьев, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, И.Л. Лихачев. В.В. Медушевский, В.А. Разумный, А.Н. Сохор).
Восприятие и осознание художественно-музыкальной культуры как единой целостной системы с очень сложной многокомпонентной и многоаспектной структурой, которая неотрывно связана с существованием человечества, приходит в процессе изучения исторических условий и факторов зарождения, развития и совершенствования искусства, а также формирования его философско-эстетической и социальной базы. Для сравнительного изучения взаимосвязи и взаимодействия искусства и человечества в рамках данного диссертационного исследования необходимым явилось применение социолого-культурологического подхода. С такой методологической позиции стало возможным двоякое рассмотрение искусства. С одной стороны - в качестве феномена, определяющего эволюцию социума, формирующего систему культурных ценностей общества, обеспечивающего взаимосвязь культуры со всеми значительными смыслообразующими сферами жизни и деятельности человека. С другой стороны, проводилось исследование искусства как системного, а значит неотъемлемого элемента культуры человечества, тесно взаимодействующего с другими компонентами духовного мира, в котором личность живет, творит, изменяет его согласно своим представлениям, нормам, желаниям. Данный подход содержится в философско-эстетических трудах, которые раскрывают общие закономерности генезиса и развития частных искусствоведческих дисциплин, а также социальную и культурологическую обусловленность диалектической взаимосвязи теорий различных видов искусства между собой и с другими гуманитарными науками (психологией, историей, социологией, этнографией и т.д.) в процессе реализации их потенциала в культурной деятельности общества. Авторами таких трудов являются В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган, В.С.Кузин, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столпович и другие. Кроме того, данный методологический подход позволил провести на теоретическом уровне сравнительный терминологический анализ общности генезиса, морфологии и процессуально-предметных проявлений различных видов искусства.
При разработке теоретической платформы мы опирались на философские аспекты генезиса, сущности и механизма творчества, которые в различные исторические периоды выдвинули и раскрыли лучшие ученые планеты. Для научно-теоретического анализа процессов творческой деятельности, в частности художественного обучения, воспитания и развития детей и подростков нами применялся деятельностный подход, общетеоретическую концепцию которого в российской науке разрабатывали С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и другие ученые, раскрывшие основные теоретические и методологические положения относительно общей эстетической и предметно-практической художественной деятельности. Именно в процессе творчества как особой формы социокультурного существования происходит соприкосновение человека с окружающим миром, формируются социально-и культурно-значимые психические реакции, эмоциональные установки, склонности, качества, способности личности, выражающиеся в активных внешних созидательных проявлениях, индивидуальном или коллективном культуротворчестве.
Гуманитарный характер и тенденции прогрессивного развития современного общества обусловили теоретическую актуальность и насущную практическую необходимость придерживаться гуманистического подхода при определении и оценке роли, места и возможностей человека в художественном преобразовании окружающего мира. Сформированный на основе культурологических идей и взглядов, данный философский подход утверждает ценность духовной культуры, эстетических потребностей и интересов человека, провозглашает свободное творческое созидание в сфере искусства как главное условие полноценного существования и развития личности, реализации ее творческого потенциала для непрерывного духовного совершенствования.
Использование принципов и методов системно-структурного подхода обусловило создание логически выстроенной педагогической системы. Все её структурные компоненты - этапы, формы, методы и средства учебно-
18 воспитательной работы с детьми - благодаря опоре на фундаментальную методологическую базу и проведению тщательного научно-практического отбора, видоизменения и адаптации представили собой однородное единое целое. В результате педагогическая система приобрела определенную внутреннюю организационную структуру, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии и логическом единстве, реализуются в практической учебно-воспитательной деятельности с фиксированной, научно-обоснованной и опытно-подтвержденной последовательностью для достижения определенных результатов. В то же время внутри системы, благодаря многообразию и гибкости подходов, методов и приемов педагогического воздействия, создается некий простор для авторского варьирования в зависимости от конкретных (частных) социально-педагогических условий.
Разработкой системного подхода в российской педагогической науке занимались И.М Дзержинская, Б.Т. Лихачев, Н.А. Миронова, Б.М. Неменский, А.Т. Тевосян, Н.А. Терентьева, а также известный российский философ Н.И. Киященко, который утвердил в современной российской педагогической теории и практике философский подход к изучению эстетического воспитания.
Выбранные методологические положения позволили сформировать аксиоматическую научно-теоретическую платформу, определить приоритетное направление нашего исследования, а также научно-педагогические условия, наличие которых обеспечивает успех в моделировании процесса художественно-музыкального воспитания детей, проведении экспериментальной работы по выдвинутому гипотетическому плану, а также в последующем обобщении полученных результатов, анализе и выдвижении рекомендаций по данной проблематике.
Теоретическую основу исследования составили труды известных российских ученых и практиков по проблемам философии, психологии,
19 педагогики, театрального искусства, литературы, музыкознания, вокального искусства и исполнительства на различных музыкальных инструментах.
Мы изучили основные концепции, научные взгляды и методические подходы к проблеме комплексного художественно-музыкального воспитания и формирования творческих способностей с применением синтеза искусств для наиболее полного эстетического развития личности, которые выдвигались известными российскими учеными, философами-эстетиками педагогами и психологами: Б.Г. Ананьевым, П.К. Анохиным, Т.И. Артемьевой, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Георгиевым, Г.А. Голициным, В.Л. Дранковым, А.Г. Ковалевой, А.Н. Леонтьевым, A.M. Матюшкиным, Е.В. Назайкинским, Я.А. Пономаревым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, СВ. Фатеевым, А.Т. Шумилиным.
Теоретико-методическая обоснованность эффективности,
необходимости научной достоверности экспериментальной работы была достигнута в процессе сравнительного анализа общих проблем обучения детей и подростков музыкальному искусству, а также результатов применения различных систем и методик художественного обучения и эстетического воспитания, особенностей профессиональной подготовки специалистов разных направлений в области художественно-музыкального творчества: Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, А.А. Аронова, Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, Н.А. Ветлугиной, А.Н. Глумова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, Е.Р. Ильиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Казаковой, Т.Г. Киселевой, B.C. Кузина, В.Г. Кузнецова, Е.И. Максимова, Л.С. Майковской, Г.Г. Нейгауза, В.Н. Нилова, В.И. Петрушина, В.А. Разумного, Л.А. Рапацкой, СТ. Рихтера, В.А. Сластенина, Ю.А. Стрельцова, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, Л.В. Шаминой, СТ. Шацкого; а также в исследованиях корейских ученых: Бэк Хи Сук, Зо Ок Хи, Сон Син Чжун, Син Беом Сунг.
При утверждении игровой формы творческой учебной деятельности как основного условия достижения максимальной эффективности
20 методической работы мы опирались на прогрессивные теоретические положения исследований Л.С. Выготского, П.М. Ершова, А.В. Запорожца, Г.Л. Рошаля, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконина и других российских ученых, педагогов и психологов, раскрывавших сущность и значение игры как феномена культуры и ведущего фактора культурного развития и социализации ребенка.
Основой для построения теоретических гипотез и проведения педагогических экспериментов в области художественно-музыкального освоения детьми различных видов искусства послужили научные взгляды на проблемы возникновения и протекания таких психических процессов, как эмоциональное восприятие, внимание, память, апперцепция, творческое мышление, воображение, фантазия, возникновение ассоциаций, формирование эстетических потребностей; при утверждении игровой формы как основного условия достижения максимальной эффективности, мы опирались на представителей российской психологической науки - Л.С. Выготского, П.М. Ершова, А.В.Запорожца, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского, С.А. Шмакова.
Для получения обширных сравнительных данных теоретического и практического исследования процесса импровизации в творческой деятельности нами были изучены научные подходы и практический опыт К.А. Аргамакова, СМ. Мальцева, Т.Н. Родионовой, М.А. Сапонова и других.
Методы исследования: изучение трудов, отражающих историю развития культуры и искусства; анализ учебно-методических материалов по обучению музыке, театру и литературе в общеобразовательных и художественных школах России и Республике Корея.
21 опрос учащихся общеобразовательных школ в целях составления общей картины их отношения к искусству и степени включенности в художественно-музыкальную деятельность;
проведение целенаправленных бесед с учащимися для получения дополнительной информации при определении приоритетных и перспективных направлений, форм и методов воспитательной работы;
анализ проведенных уроков, отражающих различные аспекты художественно-музыкального воспитания детей и подростков;
определение критериев и параметров уровней ценностного становления учащихся в процессе аксиологической поготовки;
педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование учащихся;.
качественный анализ и статистическая обработка полученных данных.
Применение такого комплекса исследовательских методов позволило убедиться в актуальности выбранной темы нашего исследования, определить степень разработанности данной проблемы в российской и корейской музыкально-педагогической науке, дать собственную критическую оценку концепциям, системам и методикам, широко применяющимся на сегодняшний день в практике учебно-воспитательных заведений. Кроме того, результатом теоретико-аналитического этапа исследования явилось формирование тезауруса данной научной работы, синтезировавшей профессиональную лексику нескольких видов искусства и областей педагогической и социально-культурной деятельности, что было важно для четкого определения изучаемых процессов, предмета, объекта, границ и направлений научно-педагогического исследования и осуществления опытно-практической работы, что в конечном итоге способствовало выработке собственной концепции эстетического развития личности, которая легла в основу разработанной нами методики художественно-музыкального воспитания.
22 База исследования и этапы исследования.
Опытно - экспериментальное исследование проводилось на базе Сеульской общеобразовательной школы с углубленным изучением русского языка с 2000 по 2008 годы в несколько этапов.
Первый этап (2000-2001 гг.) можно характеризовать как поисковый, в процеесе которого происходил сбор информации, определение проблемы исследования, изучение её в научной литературе, формулировка рабочей гипотезы.
Второй этап (2001 - 2003 гг.) был посвящен теоретическому осмыслению проблемы художественного образования, применительно к Республике Корея, разработке и апробации экспериментальной методики. Были сформулированы педагогические условия для успешного решения основной цели исследования. Проведен эксперимент.
Третий этап (2003 - 2008 гг.) представляет собой обобщение результатов исследования, анализ, апробацию и обработку данных опытно-экспериментальной работы и их практическое внедрение. Оформление диссертации и подготовка к защите по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка). Подготовлены и опубликованы статьи по исследуемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждены фундаментальными методологическими позициями, которые явились опорой для проведения целенаправленных научных изысканий, успешной экспериментальной проверкой выбранных методов и форм педагогической работы, а также применением общепризнанных дидактических принципов и многолетним практическим опытом автора в данной области педагогики, что в совокупности явилось гарантом высокой эффективности и качества выполнения работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются: - в формировании новой для корейской педагогической науки концепции
23 общего эстетического развития детей и подростков, в основу которой положено экспериментально проверенное утверждение о необходимости комплексного изучения школьниками различных видов искусства и параллельного проектирования синтеза получаемых теоретических знаний в области эстетики на коллективную творческую художественно-музыкальную деятельность;
- в разработке принципиально нового подхода к проблеме художественно-музыкального воспитания, выраженного в предложенном авторском комплексе определенных видов искусства, взаимодействие которых в форме музыкально-театральной деятельности школьников выступает эффективным средством активизации творческого потенциала личности, раскрытия художественных способностей и достижения высших целей практического художественно-музыкального, эстетического и нравственного воспитания детей и подростков;
в создании плана реализации преемственности при обучении музыке, театру и литературе учащихся всех ступеней общеобразовательной школы на основе разработки единой программы комплексного художественно-музыкального обучения и воспитания.
Практическая значимость исследования состоит:
в предложении оригинальной методики комплексного художественно-музыкального воспитания и развития детей и подростков в общеобразовательной школе, включающей обязательное практическое начальное обучение музыкальному искусству;
в разработке, апробации и систематизации комплекса эффективных методов, приемов художественно-музыкального воспитания и средств музыкального, театрального и литературного искусств, предлагаемых к внедрению в практику учебно-воспитательного процесса в форме организации Детской музыкально-театральной студии в рамках обучения детей и подростков в общеобразовательной школе.
Таким образом, в данном диссертационном исследовании автор предлагает новое решение задачи художественно-музыкального воспитания детей и подростков, которое имеет существенное значение для педагогической науки, методики и практики системы образования в Республике Корея.
Апробация и внедрение разработанной методики на территории Республики Корея проходили в Сеульской общеобразовательной школе с углубленным изучением русской культуры. В России наша методика художественно-музыкального воспитания детей и подростков частично использовалась в Московской детской школе искусств №9 им. М.А. Балакирева на отделении комплексного художественного воспитания.
На защиту выносятся положения:
оригинальная методика комплексного художественно-музыкального воспитания и эстетического развития детей и подростков, включающая обязательное практическое начальное обучение музыкальному искусству; - предложенный авторский комплекс определенных видов искусства (музыкального, театрального и литературного), взаимодействие которых в форме организации Детской музыкально-театральной студии для детей и подростков в общеобразовательной школе способствует активизации творческого потенциала школьников, полноценному раскрытию их художественных способностей и достижению высших целей художественного, эстетического и нравственного воспитания.
Развитие теории и методики общего художественно-музыкального воспитания детей и подростков
«Воспитание, процесс целенаправленного систематизированного формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешколных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства» (БСЭ.,т.5).
Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, понятие «воспитание» имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации, методам воспитание существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений. Понятие «художественно-музыкальное воспитание» вмещает в себя целый комплекс многочисленных сфер, видов и направлений художественной деятельности человека, а также отдельных материальных компонентов, составляющих эстетический мир любого общества с высоким культурным потенциалом. Художественно-музыкальное воспитание, включающее в себя компоненты различных видов искусства, являет собой составляющую общего понятия «воспитание». В отличие от художественно-музыкального воспитания художественное образование как педагогический процесс имеет своей конечной целью углубленное развитие и совершенствование определенных способностей, умений и навыков, принимающих непосредственное участие в полноценном общеэстетическом развитии ребенка или подростка на фоне профессионального самоопределения и становления личности. Достижение высокого качества художественного образования в национальном масштабе является главной задачей узкоспециализированных профессионально ориентированных детских учебных заведений - школ искусств, театральных студий, музыкальных и художественных школ. Таким образом, различие терминов «художественно-музыкальное воспитание» и «художественное образование» заключено в их основополагающих целях, задачах, а также методах педагогической работы, объеме и содержании информационно - обучающей составляющей применяемых систем и методик. Проблема совершенствования общего художественного воспитания детей и подростков во все времена являлась актуальной и животрепещущей в каждом цивилизованном обществе. Вопросы формирования духовной сферы человека всегда волновали ученых, педагогов, воспитателей, специалистов различных направлений в области этики и эстетики.
Художественно-музыкальное воспитание детей и подростков является главным источником их эстетического развития, формирования духовно-нравственной культуры, психоэмоционального созревания. Все эти процессы играют определяющую роль в дальнейшем профессиональном, творческом, социальном и гражданско - патриотическом становлении личности.
Анализируя историю становления системы образования в России, следует отметить, что интерес отечественных педагогов - музыкантов к истории музыкального образования прослеживается со второй половины XIX века, когда наряду с поисками национальных путей развития отечественной музыкальной культуры, ставится вопрос о необходимости изучения национальных традиций в области музыкального образования.
Вплоть до 30-х годов XX века развитие этой области научного знания идет «подспудно», главным образом, в недрах общей педагогики или музыкознания - в работах В.Ф.Одоевского, Д.В. Разумовского, С.И.Миропольского, В.С.Металлова, К.Э.Вебера и ряда других исследователей. И лишь в 30-50 годы XX столетия происходит обособление истории музыкального образования в особую отрасль музыкально педагогической науки. Появляются фундаментальные историко педагогические иссследования В.А.Багадурова, Л.Н. Раабена ,
В.А.Натансона и некоторых других исследователей в различных областях специального профессионального музыкального образования; О.А.Апраксиной и Д.Л.Локшина в области общего музыкального воспитания. Эти исследования послужили основой для дальнейших научных разработок в области художественно-музыкального воспитания.
Синтез музыки, театра и литературы в художественном воспитании учащихся общеобразовательных школ
Во все времена люди с благоговением относились к проявлению прекрасного в окружающем их внешнем мире, а также в духовном внутреннем мире, к таинству рождения высоких мыслей, творческих идей, культивировали и оберегали высокие общечеловеческие понятия о красоте, гармонии, добре и гуманизме. Присутствие искусства в жизни человека считалось обязательным, художественная деятельность была неотъемлемой частью гармоничного существования человека. Уже в период расцвета античной культуры такие виды искусства, как поэзия, скульптура, архитектура, музыка и риторика воспринимались «.. .не просто как виды искусства, но как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности» (165. С. 15).
Древнегреческие философы посвящали фундаментальные научные труды изучению общих эстетических проявлений окружающего мира, космоса, а также отдельным видам искусств, занимались научной разработкой основных эстетических понятий и категорий, раскрывал и онтологическую сущность художественной культуры, изучали роль искусства в жизни человека, влияние художественной творческой деятельности на духовное и нравственное совершенствование личности, её гармоничное существование в обществе отмечали благоприятные изменения общей социокультурной атмосферы под воздействием искусства. Так, например, Аристотель (384 - 22 до н.э.) основал фундаментальное учение о художественной деятельности личности, положения которого до сих пор составляют методологическую основу многих научно-практических исследований в области художественной культуры. Что касается других видов искусства, то Аристотель занимался глубоким сравнительно-аналитическим исследованием драмы. Аврелий Августин (354 - 430), один из столпов европейской средневековой эстетики, утвердил принципы практической реализации эстетических категорий и понятий, которые до сих пор являются основополагающими для организации любого творческого процесса, разнообразных форм и видов художественной деятельности. Это принципы красоты, целостности, единства, подобия, соответствия, соразмерности и гармонии, они лежат в основе любой художественной идеи, творческого проекта. Аврелий Августин считал важной функцией искусства его непосредственное эстетическое воздействие на эмоциональную сферу человека. Он был убежден, что при соприкосновении с прекрасным, в процессе эмоционального и интеллектуального восприятия знаков, звуков, символов произведений искусств происходит совершенствование духовной жизни личности. Человеком постигаются высокие понятия и законы истины, добра и красоты, открывается цель существования человеческого рода и самого себя как уникальной личности.
Вильгельм Гумбольт (1767 - 1835), немецкий философ-эстетик ввел в научный оборот термин «искусство настроения», которым объединяются такие виды художественного творчества как музыка, хореография и декоративное искусство. В его работах также встречается понятие «искусство изображения», в которое включаются пластика, пантомима, изобразительное искусство (живопись графика), а также поэзия. В принципе, все перечисленные виды художественного творчества можно объединить в один сложный эстетический комплекс, так как их главными функциями являются выражение и изображение человеческого настроения, душевного состояния, раскрытие всего многообразия сложных эмоционально-чувственной и интеллектуально-мыслительной сфер духовной жизни личности.
Английский философ Грант Аллен (1848 - 1899) рассматривал и решал различные проблемы эстетики, опираясь на специальные знания из областей психологии, физиологии, социологии, философии, то есть всех существующих наук о человеке как биологическом организме и как личности - неотъемлемом элементе социума. Для проникновения в суть и причины возникновения и протекания взаимосвязанных последовательных процессов эстетического восприятия, переживания и удовольствия Грант Аллен считал необходимым выявить факторы, влияющие на появление у человека потребности в эстетической активности. В этих целях из комплекса различных нужд и потребностей человека ученый вычленил нефизиологические, то есть духовные потребности личности, в формировании которых ключевую роль играют внешние чувства человека, а именно слух и зрение, дающие возможность воспринимать информацию, поступающую из внешнего мира, в частности из мира прекрасного, от произведений различных видов искусств, и опосредованно побуждающие к ответным действиям.
Любой из видов классического искусства и все направления народной художественной культуры обладают огромным этическим и эстетическим потенциалом и являются мощным воспитательным средством, не требующим особых дополнительных условий и внешних факторов для успешного внедрения в процесс образования. «Художественно воздействуя на человека, формируя его эстетическое «Я» как гармоническое единство социального, общечеловеческого и индивидуального, искусство и создает предпосылки для гармоничного и свободного творчества во всех областях жизни и деятельности человека» (14.С.177).
Процесс внедрения синтеза искусств в систему корейских общеобразовательных школ
Многолетняя педагогическая практика в детских образовательных и досуговых учреждениях, а также тщательный анализ научно-теоретического потенциала по теме диссертационного исследования позволили нам выступить с предположением, что школьные детские музыкально-театральные студии могут стать одной из основных наиболее распространенных комплексных форм внеклассного и внешкольного художественного воспитания, отличающихся высокой популярностью и посещаемостью школьниками. «При всем разнообразии содержания и методов занятий, факультативы по искусству имеют одну общую цель: расширить запас художественных знаний учащихся, приобщить их к различным видам искусства, повысить их художественное развитие» (109) 8).
В отличие от профессиональных и полупрофессиональных музыкально-театральных студий школьные внеклассные формы музыкально-театральной деятельности не требуют от детей оперирования глубокими специальными знаниями и отточенными художественными умениями и навыками. Однако, для успешной организации школьной музыкально-театральной деятельности является важным наличие у детей определенной психологической подготовленности, осознанной потребности в творчестве, осмысленного восприятия искусства, умения включаться в коллективный художественно-творческий процесс.
При изучении поведения детей младшего школьного возраста психологами и педагогами часто отмечается наличие проблемы в области их психомоторного развития, в частности несформированность психических реакций и техническая ненатренированность пространственного восприятия, выражающиеся в различных аспектах деятельности. Подобные сенсомоторные проблемы обусловливают отсутствие или ошибочность координации движений, жестов при реагировании на задания педагога, неумение однородно заполнить пространство в процессе рисования, художественного оформления плоскостей, форм и пространств, отсутствие навыков видеть или ощущать количественные величины пространства -длину, ширину, высоту глубину, неспособность воспроизвести, скопировать физические движения учителя или расположение предметов на рисунке и т.д. Без подобных умений и навыков немыслима конструктивная налаженная коллективная работа.
Ученый Б.Г.Ананьев провел фундаментальные теоретико-эмпирические исследования механизма возникновения, протекания и появления нарушений восприятия человеком пространства. В частности, неоценимым вкладом в психолого-педагогическую науку стало проведенное ученым системное научное обобщение результатов многолетней работы в данной области. Ученому удалось раскрыть факторы и условия развития пространственного восприятия у детей различных возрастных групп, а также составить рекомендации по организации целенаправленной учебно-воспитательной работы педагогов, направленную корректировку и совершенствование данных психомоторных качеств. Опираясь на результаты его исследований мы смогли осуществить проекцию выдвинутых им положений на область музыкально - театрального исполнительства.
В связи с этим, универсальность данной формы эстетического развития детей, мы видим в ее всеобъемлющем образовательном потенциале, который заключается в возможности связать в единую развивающую педагогическую систему школьные обязательные дисциплины общего гуманитарного и в том числе художественно-эстетического циклов, различные школьные факультативы, прикладные кружки и программную деятельность музыкально-театральной студии. Художественно-музыкальная творческая направленность деятельности музыкально-театральной студии определяет комплекс принципов функционирования самой студии, пути и формы организации ее деятельности, а также систему организационно-психологических, педагогических и художественных методов управления детским коллективом.
Отлаженное функционирование этой комплексной учебно-воспитательной системы возможно организовать на основе определенной согласованности учебных предметных программ и планов воспитательной работы с детьми, разработанных на каждый учебный год. Таким образом, единой идее комплексного развивающего эстетического обучения и воспитания может быть подчинено преподавание многочисленных школьных предметов от истории до труда, а также вся детская деятельность (учебная, социальная), осуществляемая ими после уроков, как в стенах школы, так и за ее пределами (дома или в учреждениях дополнительного эстетического образования). Наиболее эффективное и отлаженное функционирование такой комплексной образовательной системы., при условии обеспечения согласованности учебных планов и программ факультативной художественно-музыкальной творческой деятельности, возможно при дополнительной ориентированности на определенные возрастные группы, в частности, на группы детей одного года обучения.