Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях Республики Корея Пак Чон Хой

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пак Чон Хой. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях Республики Корея : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Пак Чон Хой; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2008.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Начало двадцать первого века - эпоха активного расширения географии различных контактов, способствующих формированию культурных связей Кореи с другими странами, в том числе и с Россией. Обогащается система образования, музыкально-творческого развития школьников Кореи в результате освоения мирового опыта, эффективных методик и технологий, апробированных в разных странах. Эта задача выдвигается в ряд актуальных и перспективных, поэтому требуется новый уровень теоретического осмысления, поскольку истоки формирования творческих качеств личности лежат, в основном, в системе образования.

Музыкальное искусство, возникнув в глубокой древности, прошло огромный путь своего становления и развития. Распространялись многие исполнительские направления и школы игры на музыкальных инструментах, формировались и совершенствовались методики преподавания. Многие корейские музыканты современности имеют прямое отношение к русской музыкальной культуре, совершенствуя свое исполнительское искусство и педагогическое мастерство в учебных заведениях России. Однако существующая система музыкально-педагогической деятельности Кореи ещё не совсем готова к тому, чтобы более эффективно использовать музыку как средство влияния на личность, вырабатывать наиболее прогрессивные технологии музыкально-образовательного процесса с последующим переводом их на уровень творчества.

Вопросы, связанные с культурой, художественным творчеством, педагогикой, в настоящее время выдвигаются на первый план. Это связано с тем, что одним из самых значительных достижений современной эпохи можно считать создание возможностей для овладения накапливаемой человечеством информацией. Коренные изменения политической и социальной ситуации в Корее повлекли за собой изменения в сознании и поведении людей, в требованиях, которые предъявляет общество к современному человеку. Резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к созданию новых идей, способную освоить опыт старших поколений, а затем обогатить его собственными достижениями, способную самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира.

Проблемы творческого развития способностей личности особенно актуальны для Кореи, где за последнее время происходят колоссальные изменения в различных сферах экономической, социальной, культурной жизни.

Задачей общества является создание благоприятных условий для развития самодеятельности личности, формирования объективных предпосылок включения людей в активную творческую деятельность.

Музыкальное искусство несет в себе преобразующее начало, элементы творчества, умение обогащать опыт своих предшественников новыми открытиями, изобретениями, усовершенствованиями и т.д.

В связи с этим у участников музыкальных коллективов возникает задача формирования умений и навыков творчески решать стоящие перед ними вопросы, способностей неординарно и творчески мыслить, активно участвовать в создании духовных ценностей.

Актуальность исследования состоит в том, что методика развития музыкально-творческих способностей учащихся детских музыкальных учебных заведений в процессе коллективного музицирования недостаточно разработана в литературе. В научном обосновании нуждаются вопросы сущности и специфики коллективного музицирования, содержания и современных инновационных педагогических технологий, связанных с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в детских оркестрах и ансамблях.

Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время, когда художественно-творческий уровень в музыкальном творчестве имеет тенденцию к снижению.

В решении этой проблемы участвуют детские музыкальные учебные заведения, где начинающие и уже более опытные участники коллективов проходят определенную подготовку, исходя из уровня их развития, индивидуальных особенностей, что в дальнейшем даёт им возможность активно заниматься творчеством, а это и является главной целью обучения.

Музыкальное творчество - это деятельность, направленная на создание оригинального продукта в сфере музыкального искусства, в процессе которой реализуется творческий потенциал индивида. Воздействие музыки, как средства формирования творческой активности личности, усиливается тогда, когда участники детских оркестров и ансамблей становятся активными субъектами творчества.

Тема исследования отвечает заказу общества и требованиям педагогической науки. Она постоянно находится в сфере внимания музыковедов, исполнителей и педагогов музыки Кореи.

Проблема исследования заключается в обосновании путей совершенствования музыкально-творческого развития школьников в учебных заведениях Кореи, преодоления сложившихся противоречий:

между педагогической теорией и практикой музыкального обучения и воспитания школьников, формирования навыков оркестрового и ансамблевого исполнительства в учебных заведениях;

между высокими требованиями к качествам специалиста и отсутствием теоретического обоснования и систематизации учебно-воспитательного процесса в различных государственных и частных музыкальных учебных заведениях.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении многовековой истории человечества проблема музыкального образования и воспитания интересовала мыслителей разных времен и народов. Увлеченность поиском привела к комплексным исследованиям в данной области. Музыкально-эстетические и педагогические проблемы изучали и продолжают ис-

следовать философия, культурология, социология, психология, педагогика, искусствознание и музыкальная педагогика, которая выделилась в самостоятельную науку.

Многие идеи о прекрасном в жизни, искусстве и творчестве можно наблюдать в период Античности: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и многие другие обращали внимание на эти проблемы. В более поздние времена к ним обращались философы И. Кант, Г. Гегель, русские философы, среди которых Вл. Соловьев, П. Бердяев, В. Розанов, П. Флоренский и многие другие. Среди ученых, заложивших основы философских и эстетических исследований искусства Кореи, - И Ми Ген, Квон Ён Пхиль, Кип Джин Бок, Кым Чон Т, Хан Хын Соб.

В XX веке в России особое внимание проблемам творчества в сфере искусства уделяли Д.С. Лихачев, П.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, B.C. Кузин, Л.Н. Столович, которые рассматривали их в единстве объективного и субъективного. Психологический аспект данной проблемы нашел отражение в трудах Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, П.М. Якобсона, представляющих музыкальное образование, воспитание и развитие как сложный психологический процесс становления личности, как многогранную способность к восприятию, изучению и созданию художественных ценностей в сфере музыкального искусства.

Немалое значение для раскрытия проблемы имели и работы Б.В. Асафьева, Б.А. Яворского, В.П. Шацкой, О.А. Апраксиной, И.А. Ветлуги-ной, Д.Б. Кабалевского, которые определяли цели и задачи, содержание, формы и методы как эстетического, так и музыкально-эстетического воспитания учащихся. Развивая их идеи, ученые Э.Б. Абдуллин, А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, Т.И. Бакланова, Л.С. Зорилова, В.И. Закутский, А.Г. Казакова, В.Г. Кузнецов, Е.И. Максимов, Т.В. Христидис, В.М. Чижиков, Г.М. Цыпин и другие раскрыли современные подходы к более эффективному музыкально-эстетическому воспитанию личности в России. Ими разработаны более совершенные новые технологии, определены новые оптимальные подходы.

Вместе с тем в настоящем исследовании особую роль играет материал, представленный из Кореи, который дает возможность увидеть тенденции развития музыкальной культуры, выявить проблемы музыкального образования и воспитания корейских школьников. Следует отметить, что философскую базу музыкально-эстетического воспитания корейцев заложили китайские средневековые философы, которые опирались на достижения таких древних мыслителей Востока, как Конфуций, Линь Цзинь-жу, Су Ши, высоко оценивающие феномен музыки, способный оказать влияние на воспитание человека.

Корейские ученые И Хе Гу, И Сон Чхон, Хан Мён Хи рассматривали проблемы воспитательного значения музыки через связь чувственного и логического. В результате своих исследований они пришли к выводу, что обучение музыке является важной частью социально-общестЕіенньїх взаимных

отношений как между отдельными людьми, так и между отдельными странами.

Следует отметить, что за прошедший период корейскими исследователями До Чон Ы, Квон О Сон, Чан Си Хун, Но Дэ Ы, Хан Ен Хии др. накоплен определенный материал по истории музыкальной культуры. Проблемы музыкальной педагогики изучались в исследованиях корейских ученых: Джонг Енг Су, Кан Э, Кан Джи Дин, Ким Ми Дя, Мо Че Нам, Пак Пон Сок, Ро Дон Ын, Сон Джин Бом и др. Проблемы музыкальной психологии, искусствоведения и эстетики рассматривались в исследованиях И Хын Су, И Вон Сук, Син Дэ Чхон, Чон Ин Пхён, а методики преподавания специальных дисциплин - в работах Ви Нам Соп, Ким Ми Енг, Ким Ыль Сэ, Син Кви Бок, Пак Чхан Сок. Чхе Су Хо и других.

В настоящее время существует широкий круг нерешенных и неизученных вопросов в области корейского музыкального искусства, музыкального образования. Это особенно касается оркестрового и ансамблевого исполнительства, музыкально-творческого развития школьников в процессе коллективного музицирования.

Цель исследования - выявить теоретико-методические основы формирования навыков коллективного музицирования в системе музыкального образования детей Республики Корея, апробировать и обосновать эффективность методики музыкально-творческого развития учащихся в процессе коллективного музицирования.

Задачи исследования:

изучить современное состояние формирования навыков коллективного музицирования в системе детского музыкального образования (навыки согласованности и соподчиненности действий в достижении слитности и одновременности звучания, единообразия исполнения штрихов и специфических приемов);

уточнить понятие «коллективное музицирование» как эстетическую и педагогическую категории;

выявить сущность и специфику учебно-творческой деятельности участников детских оркестров и ансамблей в процессе музыкального обучения;

раскрыть содержание и особенности учебно-воспитательного процесса в классах оркестра и ансамбля;

разработать и экспериментально проверить авторскую методику, направленную на эффективное овладение основами оркестрового и ансамблевого исполнительства в процессе музыкального обучения.

Объект исследования - коллективное музицирование в детских музыкальных учебных заведениях.

Предмет исследования - процесс формирования навыков оркестрового и ансамблевого исполнительства.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование навыков оркестрового и ансамблевого исполнительства будет эффективно, если:

- будут определены теоретико-методические основы музыкально-
творческого развития учащихся в процессе коллективного музицирования,
основанного на соединении коллективного творчества с индивидуальным:
навыки достижения интонационного, динамического, тембрового ансамбля,
единообразия исполнения штрихов и исполнительских приемов;

основу методики руководства музыкальным коллективом составят: оптимальный темп и эффективность использования репетиционного времени, система адекватных коррекций исполнительских задач, наличие в худо-жественно-коммукативной деятельности педагога характерных черт артистизма как профессионально значимого качества личности;

учебно-творческий процесс в классе оркестра и ансамбля будет проводиться целенаправленно, систематически, комплексно с учетом специфики самостоятельных творческих заданий, направленных на формирование навыков коллективного музицирования.

Методологическую основу исследования составляют труды европейских, китайских и корейских философов, связанные с проблемами познания, духовно-творческого становления личности, особенностями формирования эстетического отношения к действительности. Исследование опиралось на работы И. Канта, Г. Гегеля, китайских философов, которые базируются на достижениях таких древних мыслителей Востока, как Конфуций, Ли Цзинь-жу, Су Ши, идеи русских философов, связанные с проблемами творчества, созидания, чувства прекрасного, понимания красоты в жизни и искусстве: идеи Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина; представления философов и социологов XX столетия, среди которых работы Л.Н. Столови-ча, О.В. Лармина, А.Н. Сохора, В.П. Шестакова, И Сон Чхон, И Хе Гу, Квон Джин И, Пак Пон Сок, Хан Хын Соб, Хан Мен Хи, Чхве Ын А и других.

Теоретическую основу исследования составили работы современных культурологов, психологов, педагогов, искусствоведов, музыкантов, связанных с воспитанием, обучением и развитием личности, становлением музыкально-эстетических чувств, вкусов и идеалов. Среди них особое место занимают труды Д.С. Лихачева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, B.C. Кузина, которые рассматривали психологические основы художественно-эстетического воспитания, а также труды ученых, изучающих проблемы музыкально-творческого развития учащихся: Б.В. Асафьева, Б.А. Яворского, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Сохора, Э.Б. Абдуллина, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, В.Г. Кузнецова, Е.И. Максимова, В.М. Чижикова, Г.М. Цы-пина и многих других российских ученых.

Для анализа психолого-педагогических аспектов проблемы музыкально-творческого развития учащихся и формирования навыков коллективного

музицирования были использованы труды корейских ученых И Хын Су, Ким Чхун Ми, Син Дэ Чхоль, Чхве Чон Мин, Хан Мён Хи, которые рассматривали важность музыкального воспитания и образования, а также труды более современных исследователей Ви Нам Соп, И Чан Джик, Кап Джи Дин, Ким Ми Дя, Ким Ыль Сэ, Мо Че Нами и др.

Проблемы музыкально-эстетического воспитания и образования подрастающего поколения изучались в работах Син Сэ Чхоль, Хан Ман Ён, Чхве Ыи А, Чхве Чон Мин, его особенности - в работах Ли Сын Рок, Чжу Дэ Чхен, Цой Енг Генг, Юн Енг А.

Вместе с тем, несмотря на всю обширность материала, в Корее остаются недостаточно разработанными проблемы музыкально-творческого развития учащихся, не выявлены его особенности, нет разработанных эффективных методик, умело использовавших национальный корейский музыкальный материал, сложившиеся традиции обучения учащихся музыке. Все это позволяет определить цель и задачи настоящего исследования.

Методы исследования - теоретические и эмпирические.

Теоретические методы:

анализ философской, психолого-педагогической, художественно-эстетической, искусствоведческой литературы, раскрывающей различные аспекты развития личности;

синтез различных точек зрения ученных, мыслителей, музыкантов различных стран (Кореи, Китая, России, других стран Европы);

- изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта.
Эмпирические методы:

наблюдение, осуществлявшееся автором исследования непосредственно на уроках музыки и репетициях камерного оркестра и ансамбля духовых инструментов;

анкетирование, проводившееся со школьниками Кореи, принимавшими участие в исследовании (всего: 670 учащихся, 40 педагогов и руководителей оркестров и ансамблей);

педагогический эксперимент, в котором участвовали студенты высшей школы «Ен Дже» и школьники городов Сеул и Бусан (всего 128 человек).

Экспериментальная база исследования: Высшая школа «Ен Дже», школы Пиноккио, Дюнг Пхе, Пусан-Кион, Кенг Нам Конг, Ен Же, женская средняя школа «Гая», а также Московский государственный университет культуры и искусств, Московский областной колледж искусств.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2008 г. и состояло из трех этапов.

На первом этапе исследования (2004-2005 гг.) проводились теоретический анализ проблемы, наблюдение за процессом музыкального творчества учащихся в классе оркестра и ансамбля, определялись основные положе-

ния, цель, задачи, рабочая гипотеза, разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий анализ.

На втором этапе (2005-2007 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по апробации методики музыкально-творческого развития учащихся в процессе коллективного музицирования.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) проводился формирующий и контрольный эксперимент, осуществлялось обобщение и оформление результатов исследования, проводилась подготовка диссертации к защите.

Научная новизна заключается в разработке совокупности методологических, теоретических и методических положений, определяющих основы авторской методики формирования навыков коллективного музицирования учащихся в классе оркестра и ансамбля:

- опираясь на системный, деятельностный и личностно-
ориентированный подходы, уточнено понятие «коллективное музицирова
ние» как эстетическая и педагогическая категории: как эстетическая и ху
дожественная традиция оно сочетает в себе два коррелирующих понятия -
«индивидуальное» и «коллективное», в котором коллективность реализуется
в творческом процессе на основе соединения коллективного творчества с
индивидуальным; как педагогическая категория определено нами как учеб
но-исполнительский процесс, в котором органично связаны обучение, вос
питание и исполнение музыкально-художественных произведений, направ
ленных на усвоение основ оркестрового и ансамблевого исполнительства;

раскрыты сущность и специфика учебно-творческой деятельности учащихся в детских оркестрах и ансамблях как процесс познания, воспроизведения, создания и распространения нового оригинального продукта в сфере музыкального искусства, составляющих ее компонентов; мотивационно-целевой (индивидуальность личности, потребность в творчестве), содержательный (теоретические и практические знания, умения и навыки коллективного музицирования), операционно-деятелыюстный (способы умственных и практических действий), рефлексивно-оценочный (самооценка, самоанализ, прогнозирование);

изучено содержание учебно-воспитательного процесса, включающее структуру логически выстроенных этапов подготовки учащихся к исполнительскому творчеству, и разработана модель формирования навыков коллективного музицирования, включающая три подсистемы (музыкально-теоретическая, музыкально-практическая и организационно-дидактическая), детерминирующая музыкально-творческое становление личности в процессе обучения в классе оркестра и ансамбля;

- разработана и апробирована авторская методика музыкально-
творческого развития учащихся, формирования навыков оркестрового и ан
самблевого исполнительства, основанная на взаимодействии педагога и
коллектива: оптимальный темп и эффективность использования репетици
онного времени, адекватная коррекция исполнительских задач (упрощение и

усложнение оркестровых и ансамблевых партий), система творческих самостоятельных заданий, наличие в художественно-коммуникативной деятельности педагога характерных черт артистизма как профессионально значимого качества личности.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации рассматриваются теоретические и методические проблемы музыкально-творческого развития подрастающего поколения Кореи в контексте диалога культур, раскрываются социально-демографические и культурные связи Кореи с другими странами, особенно с близлежащими - Китаем, Японией, Россией, что способствует обогащению системы музыкального образования Кореи. Освоение мирового опыта позволяет увидеть достоинства и недостатки корейской системы музыкального обучения и воспитания в целом, на историко-теоретическом, практическом материале разрабатывать и апробировать эффективные методики и создавать новые технологии.

Диссертация позволяет изменить методику традиционного обучения игры на музыкальных инструментах, где главное внимание обращается на проблемы сольного исполнения. Содержание учебно-творческого процесса в детских оркестрах и ансамблях Кореи, согласно новой методике, позволяет расширить знания учащихся о различных формах музыкального исполнительства, более эффективно формировать умения и навыки коллективного музицирования, развивать творческий потенциал юных музыкантов.

Практическая значимость исследования

Материалы, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы для анализа процессов диалога культур между Кореей и Россией в деле музыкального образования и воспитания подрастающего поколения. Теоретические результаты и практические выводы могут быть учтены и применены при организации учебного процесса в общеобразовательных школах, специальных музыкальных школах, любительских объединениях, студиях, а также при разработке программ, пособий, как для самих учащихся, так и для педагогов. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы и для профессиональной подготовки студентов, будущая специальность которых предполагает освоение проблем музыкального образования, воспитания и развития их учеников.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Положение о музыкально-образовательной модели формирования умений коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблей, состоящая из трех подсистем (музыкально-теоретическая, музыкально-практическая и организационно-дидактическая), существенно повысит эффективность обучения и воспитания юных музыкантов.

  2. Формирование навыков коллективного музицирования (навыки согласованности и соподчиненности в достижении слитности и одновременности звучания, единообразия исполнения штрихов и специфических приемов, художественно-оправданного соотношения главного и второстепенного

между частями формы, элементами фактуры и т.д.) принципиально возможно. Его качественный уровень зависит от правильного понимания особенностей учебно-творческого процесса в детских учебных заведениях Кореи в классе оркестра и ансамбля, от содержания и методов обучения и воспитания.

3. Авторская методика обучения, заключающаяся в активизации музыкально-познавательной и творческой деятельности учащихся разновозрастного инструментального коллектива, построенная на основе оптимального темпа и рационального использования репетиционного времени, адекватных коррекций исполнительских задач, самостоятельных творческих заданий, базируется на корейской и российской музыкальных системах и художественном репертуаре, обеспечивает максимальную эффективность формирования музыкально-творческих способностей участников детских музыкальных коллективов.

Достоверность исследования подтверждается: методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования; применением комплекса методов согласно объекту и предмету исследования, его задачам, логикой исследования, значимостью экспериментальных данных, продолжительностью проведения педагогического эксперимента; сопоставлением результатов, полученных в его ходе, с итогами констатирующей части исследования, успешным внедрением результатов эксперимента в практику детских музыкальных учебных заведений.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе практической деятельности автора настоящего исследования в качестве преподавателя музыки в школах городов Сеул и Пусан, руководителя камерного оркестра и ансамбля духовых инструментов школьников в различного типа учебных заведениях Кореи, а также в выступлениях на научных конференциях, семинарах педагогов музыки, в процессе экспериментального обучения учащихся, направленного на формирование умений коллективного музицирования.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертации на Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях Республики Корея