Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Невежина Ирина Ивановна

Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка)
<
Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Невежина Ирина Ивановна. Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 197 c. РГБ ОД, 61:01-13/818-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 10

1. Психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком 10

2. Ритм в природе, музыке и речи 36

Выводы 61

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ 64

1. Содержание обучения английскому языку детей 5-8-лёт на музыкально-ритмической основе 64

2. Технология формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет

3. Проверка эффективности предлагаемой методики на основе опытного обучения на музыкально-ритмической основе 125

Выводы 168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

БИБЛИОГРАФИЯ 172

ПРИЛОЖЕНИЕ 190

Введение к работе

В системе преподавания иностранных языков (ИЯ) в нашей стране ориентация на раннее обучение ставит перед методической наукой новые задачи. Одна из них — разработка таких учебных материалов и приемов обучения ИЯ, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста и обеспечивают повышение эффективности обучения на данном этапе.

Проблема раннего обучения ИЯ, традиционно связываемая с игрой как основным видом деятельности (Е.И. Негневицкая), в последнее время вступает в сферу интегративных исследований (Н.Н. Ачкасова, О.А. Денисенко, Н.А. Малкина, Н.Н. Трубанева, Н.А. Яценко и др.). Обучение интегративному целому рассматривается как оптимальная форма для детей на раннем этапе, которая соответствует нерасчленен-ному восприятию ими окружающего мира и предполагает создание необходимых условий для раскрытия познавательных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка.

Несмотря на возрастающее количество работ по раннему обучению ИЯ, спрос на подобную учебно-методическую литературу не ослабевает и свидетельствует о том, что потребность в поиске новых форм и методов обучения еще далеко не удовлетворена. До настоящего времени остаются трудности психологического и методического характера. К ним, в частности, относятся вопросы, связанные с учетом единства процессов обучения и развития (С.Л. Рубинштейн), связи личности и общего развития (памяти, мышления, воображения, эмоций).

Эмоции, стимулирующие познавательные процессы ребенка, являются одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, АН.Белоус, Л.М. Веккер, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, А.В. Запорожец, З.М.

Истомина, Л.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубин штейн, А.А. Смирнов и др.).

Проблема мобилизации памяти и организации речи детей нераз рывно связана с активизацией их мыслительных и эмоциональных процессов. Существенная роль интеллектуальной активности признается и в процессе восприятия музыки (Б.М.Теплов). Во многих отечественных и зарубежных исследованиях отмечается благотворное влияние музыки на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка (Ю.Б. Алиев, А.Я. Балонов, В.К. Белобородова, С.Н. Беляева-Экземплярская, М.П. Блинова, Н.А. Ветлугина, Г.В. Вершинина, Н.Д.Гродзенская, В.Л. Дег лин, А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский, Г.С. Ригина, Б.М. Тегшов, Л. Ло вери, К. и И. Пири и др.). Так как эмоциональность музыкального вос приятия проявляется у детей наиболее ярко, возникла задача интеграции

музыки как вида искусства и английского языка как учебного предмета

начальной школы.

Работы методистов в области раннего обучения ИЯ на музыкальной основе главным образом посвящены песне (В.Ф.Аитов, П.Грант, Т.Мерфи, К.Кларк и др.) и детской опере (Н.Н.Ачкасова) как основному приему обучения. Вместе с тем музыка представляет собой уникальный

тип учебного материала, возможности которого для раннего обучения

ИЯ мало изучены.

В целом, с нашей точки зрения, в процессе взаимодействия музыки и человека необходимо сосуществование двух тенденций. С одной стороны, различные формы познания должны "работать" на развитие, расширение представлений об этом мире взаимодействия, обеспечивая лучшую адаптацию детей к условиям обучения. С другой стороны, в этом взаимодействии должны присутствовать факторы, которые обеспе чат стабильность функционирования процесса обучения и усвоения

детьми иноязычного материала, что может быть достигнуто, по нашему представлению, путем выявления и использования универсальной инте гративной основы личности человека и музыки. Такую основу мы усматриваем в сложном и многогранном явлении ритма, которое интегри рованно проявляется в природе, музыке, речи и в любой человеческой

деятельности. Ритмическое начало природы человека определяет ту связующую, основополагающую роль, которую играет ритм в его психофизиологической, учебно-познавательной деятельности и, конечно, в речи человека. С одной стороны, ритм является универсальным свойством любой языковой системы, с другой — как ритмический компонент музыки выступает ее организующим и дисциплинирующим началом (Б.В. Асафьев).

Мы полагаем, что механизм взаимодействия иностранного языка,

музыки, ритма как ее выразительного средства, так и универсального за кона природы, регулирующего все стороны жизнедеятельности челове ка, его взаимоотношения с миром, в том числе и процесс коммуникации, способен более полно и дифференцированно влиять на каждого ребенка как субъекта обучения, на его психическое, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие. Следовательно, возможно мотивировать, стимулировать и оптимизировать изучение иностранного языка; направлять учебно-познавательную, физиологическую деятельность в единстве с социально-культурной в их динамичном взаимодействии, основываясь на естественной, природной гармонии. Поэтому проблему использования ритма как естественную основу при восприятии музыки и интегра-тивную единицу при овладении ИЯ мы считаем актуальной и достойной специального исследования.

Объектом исследования является музыкально-ритмическая основа при обучении иностранному языку детей 5-8 лет.

Предмет исследования составляет методика использования музы кально-ритмической основы при обучении английскому языку детей 5-8

лет.

Гипотеза исследования — использование музыкально-ритмической основы при обучении английскому языку позволит повысить эффек- \ф тивность обучения, если организовать учебный материал, "наложенный"

на музыкальный ритм, в гармоничном сочетании с ритмом физических движений и ритмизированной речью учителя и обучаемых, а также использовать графические ритмические опоры (ритмические рамки) и композиционный ритм художественного текста (сказки).

Исходя из гипотезы, сформулированы цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования — научно-теоретически обосновать и предложить методику использования музыкально-ритмической v« основы при обучении английскому языку детей 5-8 лет.

Для поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) раскрыть психофизиологические основы воздействия музыки на

развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком;

2) показать общность в проявлении ритма в природе, музыке и речи;

3) определить содержание обучения английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе;

4) предложить технологию формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе;

5) на основе опытного обучения проверить действенность предла- гаемой методики в повышении эффективности обучения английскому

языку.

Для решения поставленных задач использовались следующие ме тоды исследования: изучение и анализ литературы по детской, возрас тной и музыкальной психологии, педагогике, методике преподавания иностранных языков, методике преподавания литературы в младших

классах средней школы, лингвистике, психолингвистике, эстетике, искусствознанию, культурологии, философии по проблеме, а также наблюдения за работой учителей, учителей-воспитателей с детьми исследуемого возраста, собственный опыт работы, беседы с детьми и их родителями, учителями школ и воспитателями детских садов, комплексный композиционный анализ текста сказки, опытное обучение.

Новизна исследования состоит в теоретическом обосновании методики обучения ИЯ детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе, в которой учитываются психофизиологическое воздействие музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении иностранным языком, и роль ритма в формировании речевых умений в таких видах речевой деятельности, как аудирование и говорение.

Теоретическое значение исследования состоит:

1) в теоретическом обосновании методической целесообразности формирования ритмической базы при обучении ИЯ, определении механизма музыкального воздействия, механизма взаимодействия музыкального и речевого ритмов (и соответственно интонаций) в сочетании с физическим ритмом;

2 )во включении в содержание раннего обучения английскому языку "аутентичного" музыкального материала (песенного жанра в стиле "рэп") и аутентичного речевого материала (сказки) и выявлении критериев их отбора.

Практическое значение исследования заключается в том, что предложена конкретная, апробированная на практике технология формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе, ритмизированной речи обучающего и обучаемых, графических ритмических опор (ритмических рамок); описаны и конкретно обоснованы упражнения, коммуникативные задания и этапы работы с композиционным ритмом сказки на основе использования музыкального ритма.

Апробация работы проходила в течении 4-х лет (1995-1998) в детском саду 41 в группе пятилеток и в 1 классе средней школы №12 г.Балашова. Результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах преподавателей кафедры иностранных языков Балашовского государственного педагогического института, на городских и районных семинарах методистов, учителей английского языка школ, учителей-воспитателей детских садов г.Балашова, на ежегодных научно-практических вузовских конференциях преподавателей и студентов, на заседаниях педагогического совета в Балашовском Гуманитарно-педагогическом лицее. Материалы данного исследования включены в спецкурс по методике раннего обучения английскому языку для студентов 4 курса факультета иностранных языков Балашовского филиала Саратовского государственного университета.

На защиту выносится теоретически обоснованная и апробированная на практике методика обучения английскому языку 5-8 лет на музыкально-ритмической основе.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе раскрываются психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, активно участвующих в овладении языком; показывается общность в проявлении ритма в природе, музыке и речи; выявляются необходимые предпосылки для методики обучения иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе.

Во второй главе излагается содержание обучения английскому языку на музыкально-ритмической основе, предлагается конкретная технология использования музыкального ритма для формирования речевых умений, излагается ход и результаты опытного обучения по предлагаемой автором методике.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшего совершенствования предложенной методики обучения английскому языку на музыкально-ритмической основе.

В приложении содержится текст аутентичной сказки "The Three Little Pigs", таблица, иллюстрирующая показатели сформированности музыкально-ритмических умений.

Психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком

Изучение процесса воздействия музыки на человека имеет историческую протяженность в несколько тысячелетий. Уже в далекие времена было замечено мощное воздействие музыки на человека, его психоэмоциональную сферу. Высшая заповедь пифагорейской этики — "эвритмия": верный ритм в пении, в игре, в танцах, в речи и в жестах, в мыслях и поступках, в жизни и смерти, а высшая цель, стоящая перед человеком, — "сделать самого себя, свое тело и душу — "музыкальными" (вспомним, что по их представлениям душа по своей сущности есть не что иное, как гармония). И чрезвычайно существенно то, что "...музыка никогда не была для пифагорейцев изящным времяпрепровождением, приятным досугом, но всегда некоторым духовным "деланием". На музыке пифагорейство хотело в реальности построить всю человеческую жизнь, как оно строило на ней в уме жизнь космоса" (70:124), представлявшегося ими как гармоничное, пропорциональное строение мира. Пропорции мыслились щеками музыкально ("гармония сфер"), а/сама музыка — это первое из искусств, доставляющих людям радость, являясь, по их мнению, отражением гармонии, царящей среди небесных сфе (41:110-111).

Музыка во все времена представляла возможность открытия новых черт своего воздействия. Даже краткий обзор или простое упоминание большинства авторов и идей может составить большой информационный объем. В рамках представленной работы подобная задача не преследовалась. Нам хотелось лишь подчеркнуть, что данная проблема ставилась — и каждый раз по-своему решалась, — начиная с древнейших времен и на протяжение всей "культурной и образовательной" истории.

При этом примечательно, чтоїв самые разные эпохи представители самых разных эстетических, культорологических, философских, педагогических и иных направлений, каждый в рамках своей концепции фиксировали значимость проблемы восприятия музыки, являясь "одной из форм познавательной деятельности человека наряду с усвоением научной теории и познанием объективно-реального предмета или явления ! : 156). Многоаспектность данной проблемы требует в нашем случае установить четкие границы, поэтому для нас явились исходными теоретические положения тех ученых, которые считают, что "реакция на музыку есть результат взаимодействия опыта, научения, проекции и т.д.

в дополнение к свойствам музыки самой по себе"(77:150), и поэтому основное внимание мы уделяем исследованиям, которые раскрывают специфику воздействия музыки на человека (в том числе на детскую личность), ее реакцию и анализируют те художественные средства музыки, которые оказывают это воздействие (72,76,77,102,103,158,162).

Научному обоснованию влияния музыки на человека было посвящено множество работ таких ученых, как В.М. Бехтерев, Н.М. Догель, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др. Благодаря их исследованиям стало из вестно о физиологическом и психическом воздействии музыки на организм человека Восприятие музыки имеет рефлекторную природу, основное на-значение которой заключается в осуществлении связи организма со средой посредством условных рефлексов — ассоциаций (И.П. Павлов, В.Д.

Остроменский, М.П. Блинова, В.В. Блудова и др.). Известно, что нерв ные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, транс формируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осуществляется сложный анализ и синтез раздражений и формируется ответная реакция, различная по своему характеру.

Ритм в природе, музыке и речи

Сложность и многогранность ритма обусловливают его проявле ние в различных сферах жизнедеятельности. Мы можем и сегодня по вторить слова Ф.-В.Шеллинга1 о том, что " ритм принадлежит к удиви тельнейшим тайнам природы и искусства". По существу нет единого оп ределения, что такое ритм. Многие словари описывают ритм как разме ренное движение, как равномерное, "закономерное чередование соизме римых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых, изобра зительных и т.п.)" , а само греческое слово "риомоБ" переводят как "со размерность" или же "мера в музыке, в поэзии, мерное ударение" (В.Даль). С древних времен человек, наблюдая периодическую смену ф явлений, пытался найти определение этому феномену. Ритмичность свойственна всему сущему. По определению Герберта Спенсера, данному в его философском трактате, "ритм — это единственно возможная форма существования, ибо бесконечное движение невозможно 183). Решение частной проблемы проявления ритма в природе, музыке и речи выводит во многие области исследования теории ритма, связи всех форм ритма, что дает возможность коснуться проблемы ритма и в # аспекте его биологической природы.

Гелиобиология, раздел молодой научной дисциплины — космиче ской биологии, говорит о влиянии ритмичности солнечной деятельности на многие биологические явления на Земле. Ритмичность свойственна окружающим нас видам движения неживой материи в период количест венных изменений; она нарушается и видоизменяется при изменениях качественных. Ритмично вращение Земли вокруг своей оси, определя ющее закономерную смену дня и ночи. Ритмично движение Земли во-ф круг Солнца, определяющее смену времен года.

Ритмичность имеет место и в живом организме, в случае его нор мального функционирования. Так, в физиологии принято говорить о ритме дыхания, ритме работы сердца, ритме мозговой деятельности, ритме ходьбы, бега, трудовых и спортивных движений и т.п. Сложность и многогранность ритма обусловили различия во взглядах на его природу, что дало толчок к формированию различных теорий, описывающих это явление. Древнегреческие философы рассматривали ритм с точки зрения эстетической, находя соответствия между упорядоченным движением и движениями души. Ритм для них — это фундаментальная ос-нова теории Прекрасного. "Ритмы и метры, как и лады, получают у Пла тона обязательно моральную (выд.авт.) характеристику "(134:184). На этом же принципе единства эстетико-этических и физических характеристик в сфере ритмики базируется теория ритмов грамматика Дионисия Галикарнасского и других античных авторов(92:339-443,566-588). Для Аристотеля и его учеников ритм представлялся как модель периодической повторяемости, выраженная в речи или при помощи других звуков. Однако древние греки не отождествляли ритм и метр. Известны слова Аристотеля: "... речь должна обладать ритмом, но не метром, так как в последнем случае получатся стихи". Распознавая модельный характер ритма, Аристотель ближе других своих предшественников подошел к определению существенных характеристик этого явления. Его ученик Аристоксен, которого считают отцом греческой музыки, определял ритм как "упорядоченность времени", тем самым подчеркивая значимость временного фактора. Однако, по мнению современных критиков, это определение содержало ошибку фундаментального свойства, поскольку не "время" делает явление ритмичным, а ритмический акцент(217). Сам Аристотель осознавал это и поэтому отмечал: "Время неделимо само по себе. Чтобы поделить его, должно присутствовать что-то еще" (213).

Уже на современном этапе в поисках определения понятия ритма исследователи подчас выделяли различные его черты, не давая полного представления о характере феномена. Так, например, некоторые иссле дователи ритма отрицали или отводили незначительную роль функции повторяемости явлений, их периодичности. Элси Фоджерти указывает, что периодическая повторяемость свойственна серии ударов барабана или серии падающих капель воды, но все эти явления лишены необходимого свойства ритмичности(189). Стетсон утверждает, что движение может быть регулярным, однообразным, периодичным и в то же время может не производить впечатления ритмичного. Движение руки по кругу однообразно. Но чтобы стать ритмичным, нужно изменить характер движения: во-первых, движение должно осуществляться по эллипсу; во # вторых, скорость движения должна быть большей. Именно эта часть выполняет функцию ритмического акцента. Последовательная серия таких "акцентов" и создает впечатление ритма(214). По мере обсуждения природы ритма сложились теории, которые отдают предпочтение описанию временного фактора и роли ритмического "акцента". Такова точка зрения Томсона, который говорит о том, что время не может существовать без акцента. И особо отмечает, что для создания ритмичности вовсе не обязательно его яркое выражение(217). Ведя дискуссию в рамках проблемы "время" и "акцент", Браун придерживается несколько иного взгляда.

Содержание обучения английскому языку детей 5-8-лёт на музыкально-ритмической основе

В предыдущей части работы мы старались показать, что проблема мобилизации памяти и организации речи неразрывно связана с активизацией их мыслительных и эмоциональных процессов, основу которых мы видим в ритмическом начале природы человека, его деятельности и, конечно, в речи, так как ритм является универсальным качеством любой языковой системы, а также в музыкальном ритме как одном из наиболее выразительных средств воздействия музыки. Наши поиски были поэтому направлены на нахождение такого подхода, который бы отвечал данному требованию. Они привели нас к рассмотрению процесса оптимизации обучения на музыкально-ритмической основе. Для эффективного обучения детей ИЯ необходимо дать характеристику содержательной стороне обучения. Наиболее полно она трактуется в работах И.Л.Бим, Ф Б.А.Лапидуса, Р.К.Миньяра-Белоручева, О.Э.Михайловой, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой и др. В связи с тем, что планируемая нами методика формирования речевых умений опосредована текстом, необходимо отметить существующие две основные точки зрения на статус текста при обучении иностранным языкам. Одни авторы относят его к содержательной стороне, другие — к средствам обучения. Исходя из общепринятого в последнее время положения о том, что "обучение есть общение" — все большее распространение получает точка зрения на текст как специфическую форму общения. Поскольку текст находится на границе между двумя категориями методики, он будет рассматриваться в данном иссле-довании с точки зрения тематики как компонент содержания обучения, а с точки зрения его структуры и тех целей, которые он призван выпол нять — как материальное средство обучения, входящее в различную печатную продукцию и служащее раскрытию целей и содержания обучения.

Содержание обучения маленьких детей на музыкально-ритмической основе возможно определить при учете связи с другими, смежными науками, смещения к концепции овладения языковым кодом, ориентирующимся на творческий характер процесса овладения ИЯ, принцип коммуникативности, активную деятельность учащихся, теорию управления усвоением, изучение ошибок обучаемого и его личность.

Как известно, процесс организации обучения ИЯ зависит прежде всего от поставленной цели. Не случайно ведущей методической категорией является адекватность — соотнесенность содержания, средств с поставленной целью, которая зависит от условий и этапа обучения.

Причем следует исходить из конечных целей, соотнося их с целями данного конкретного этапа для того, чтобы найти эффективные пути к их достижению.

Под влиянием идеи гуманизации образования происходит посте- пенное слияние всех видов искусства, культуры и языка, что предпола- гает создание благоприятных условий в учебном процессе для раскры- тия познавательных, интеллектуальных, творческих возможностей уча щихся как основы воспитания коммуникативной культуры школьников. Коммуникация важна не только в содержательном аспекте (как средство обмена информацией, обмена мнениями и т.п.). Смысл и основа гумани тарного образования заключается в необходимости формировать у уча щихся, начиная с детского возраста, широкого гуманитарного мышле ния, включающего в себя основы культуры, антропологии (понимания человеческой личности, человеческого духа), филологии, лингвистики и пр.(117).

Иностранный язык входит в число тех гуманитарных предметов, к которым проявляется пристальное внимание со стороны общества. Ему отводится существенная роль — открытие доступа к огромному духовному богатству другого народа, так как именно язык является главным элементом культуры народа, его речи, обычаев и традиций.

Похожие диссертации на Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе (На материале английского языка)