Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Никольская Елена Васильевна

Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста
<
Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никольская Елена Васильевна. Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 244 c. РГБ ОД, 61:04-13/861

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы обучения музыкально-фольклорному творчеству будущих специалистов дошкольного образования

1. Психолого-педагогические основы формирования готовности учащихся педагогических колледжей к музыкально-фольклорной работе с детьми .с. 13

2. Методологические основы обучения музыкально-фольклорному творчеству будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений с.27

3. Педагогические условия и методы обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми с.49

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обучению учащихся педагогических колледжей музыкально-фольклорному творчеству

1. Цель, задачи и организация опытно-экспериментальной работы. ..с.66

2. Выявление первоначального уровня готовности учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми (констатирующий этап) с.83

3. Методика обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству (формирующий этап эксперимента) с.93

4. Выявление результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный этап эксперимента)

Выводы с.126

Библиография с. 131

Приложение с. 150

Введение к работе

Актуальность исследования, В культурно-образовательных процессах современной жизни всё явственнее проявляется осознание обществом места и роли народных музыкальных традиций в духовном развитии человека.

Значимость формирования творческой личности через народную культуру, использования её воспитательного потенциала подчёркивается в философских и психолого-педагогических трудах (Б.В. Асафьев, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, СИ. Миропольскии, К.Д.Ушинский,ВЛ.Шацкаяидр.).

Музыкально-фольклорное искусство, как часть культуры народа, представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности.

Творческая основа фольклорного искусства: его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение), позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности, способствует формированию творческой активности учащихся, что является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры личности (ГЛВолков, И.И. Земцовский, Т.С. Комарова, М.Ю. Новицкая, М.А Некрасова, Л.В.Шамина, Е.Н. Шиянов, ТЛ. Шпикаловаидр.).

Вместе с тем, использование опыта фольклорного творчества в дошкольном воспитании всё ещё носит бессистемный характер. Произведения фольклора нередко предлагаются в обработанном виде, часто не соответствуют ладово-интонационным особенностям народного мелоса, и потому не могут способствовать формированию у детей представлений о родной музыкально-интонационной речи. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, как правило, не знают основ народного творчества, жанровых особенностей, не владеют фольклорным исполнительством и методами работы с народной песней. Не достаточно разработана и научно обоснованная методика работы с дошкольниками на фольклорной основе.

В современной педагогике имеются исследования, посвященные профессиографическому изучению деятельности учителя и, педагога дошкольного образования, в которых подчёркивается важность воспитания личностной культуры будущего специалиста (Л.Г. Арчажникова, Н.В. Кузьмина, Т.С. Комарова, Л.В. Поздняк, О.П. Радынова, ЛА Рапацкая, Л.Г. Семушина, В.А Сластёиин, Г.М. Цыпин,А.И. Щербаков, А.И. Лдэшкоидр.)

Анализ научных работ отечественных авторов показал, что проблема профессиональной подготовки студентов средних и высших учебных заведений к музыкально-фольклорной деятельности с детьми исследовалась в различных аспектах: выявлялась роль народного творчества в- нравственноэстетическом и

Антонова.

личностном < воспитании будущих учителей 1(А'йг %

СПетер; ОЭ N0'

Що\

О.И.Давыдова, Г.Н. Комарова и др.); изучались возможности использования регионального компонента в этно-педагогической подготовке студентов через формирование их этно-педагогической культуры (М.Б. Кожанойа; Е.Г. Трудкова, С.Н. Чекарева); рассматривались пути становления коммуникативности студентов средствами народной педагогики, как профессионально-значимого качества личности (Л.М. Дороганова);. разрабатывалась методика формирования коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогических колледжах (Н.Н. Ярцева); выявлялись возможности подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников (М.А. Михайлова).

Вместе с тем проблема разработки методики обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средства формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста не являлась предметом исследования, что определяет её актуальность.

Анализ процесса профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений показал, что в настоящее время формирование их готовности к осуществлению музыкально-фольклорной деятельности с детьми не обеспечивается на должном уровне.

Следовательно, возникает противоречие между потребностью общества в подготовке специалистов, обладающих готовностью к музыкально-фольклорной деятельности с детьми и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ, обеспечивающих её формирование у будущих специалистов дошкольного образования.

На основании выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия и методика обучения музыкально-фольклорному творчеству будущих специалистов дошкольного образования, обеспечивающие формирование готовности к работе с детьми дошкольного возраста?

Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий и методики обучения музыкально-фольклорному творчеству, способствующих формированию готовности к работе с детьми дошкольного возраста у учащихся педагогических колледжей.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, ориентированный на обучение учащихся педагогических колледжей музыкально-фольклорному творчеству.

Предмет исследования: педагогические условия и методика обучения музыкально-фольклорному творчеству как средство формирования готовности учащихся дошкольных отделений педагогических колледжей к работе с детьми.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы
рассматриваем понятие «музыкально-фольклорное творчество будущих
воспитателей дошкольных образовательных учреждений» как один из важнейших
аспектов профессионально-личностного развития, предполагающего

определённый,! уровень сформированности музыкально-фольклорной культуры

(положительное оценочное отношение к фольклору как источнику духовных ценностей, обладающему высоким воспитательно-образовательным потенциалом; исполнительская, теоретическая и методическая готовность; проявление творческой активности). Мы полагаем, что эффективность формирования музыкально-фольклорной готовности учащихся педагогических колледжей к работе с детьми дошкольного возраста зависит от следующих педагогических условий и методов:

поэтапного формирования у учащихся музыкально-фольклорного творчества в различных формах организации учебной деятельности с применением разработанной системы заданий;

накопления учащимися опьпа музыкально-фольклорной деятельности;

овладения учащимися музыкально-фольклорными знаниями, творческими умениями и навыками;

осуществления межпредметных связей между комплексом музыкально-фольклорных дисциплин (в соответствии с разработанной моделью готовности);

применения специальных методов обучения: моделирования фольклорных напевов и образно-эмоциональных установок.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. определить содержание и структуру понятия «музыкально-фольклорное творчество будущих воспитателей дошкольных учреждений»;

  2. выявить педагогические условия и разработать методику обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству;

  3. создать модель музыкально-фольклорной готовности учащихся дошкольных отделений педагогических колледжей к работе с детьми;

  4. определить критерии готовности к музыкально-фольклорной деятельности у будущих педагогов дошкольного образования;

  5. экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий и разработанной методики.

Методологической основой исследования явились: ведущие теоретические положения философских, психолого-педагогических исследований,1 раскрывающих сущность единства деятельности и сознания в формировании личности (Л. С. Выготский, АН. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.); философская теория культуры (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, В.А. Разумный, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, В.Н. Скатерщиков, Л.В. Тодоров и др.); диалектические принципы теории познания о сущности искусства как духовной ценности и его гуманистической направленности, о роли музыкального искусства в духовном и интеллектуальном развитии личности-(Б.В. Асафьев, Н.А Ветлугина, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Т.С. Комарова, В.В. Медушевский, В.И. Петрушин, А.Н. Сохор, В.Н. Шацкая и др.); научные исследования проблем профессиональной готовности специалистов (Л.Г. Арчажникова, А.В. Антонова, Н.В. Кузьмина, Л.В. Поздняк, О.П. Радынова, Л.А Рапацкая,В.А. Мищенко, Л.И. Сластёнин, Л.Ф. Спирин, А.Г. Спиркин, Л.Г. Семушина, Г.М. Цыпин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.); учение об интонационной природе музыки (Б.В. Асафьев, Э.Е. Алексеев, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, И.И. Земцовский, Л.А.

Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.М. Орлова, Б.Л. Яворский и др.); теоретические положения о роли народного лискусства в развитии художественно-творческих способностей личности (А.В. Антонова, Т.В. Антонова, JI.JI. Куприянова, Т.С. Комарова, Н.К. Мешко, М.В. Медведева, Л.В. Шамина, Т.Я. Шпикалова и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы;' изучение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, индивидуальный и групповой опрос, анализ творческих работ учащихся, метод рейтинга, педагогический эксперимент.

Организация и база исследования:

Экспериментальное исследование проводилось на базе педагогических колледжей № 13 и №15 г. Москвы с 1998 по2002 гг. В эксперименте участвовало 75 учащихся (25 учащихся . в пробно эксперименте и 50 - в опытно-экспериментальной работе). Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 4-х лет, с 1-го по выпускной курсы, что позволило проследить,процесс обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей и формирование их готовности к работе с детьми дошкольного возраста. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1997-1998) - поисково-теоретический. Он включал изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение практического педагогического опыта в области воспитания и образования дошкольников средствами фольклора; были определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования; разработана методика обучения учащихся педагогических колледжей музыкально-фольклорному творчеству, выявлены педагогические условия, необходимые для успешного его формирования у учащихся.

Второй этап (1998-2002) - опытно-экспериментальный. Подготовлен и проведён констатирующий эксперимент, в процессе которого определены уровни готовности к работе с детьми испытуемых в обеих группах, проведён формирующий эксперимент, апробирована разработанная методика. Проведен контрольный эксперимент.

Третий этап (2002-2004) - заключительно-обобщающий. Обработаны результаты опытно-экспериментальной работы. Обобщены и систематизированы данные исследования, сформулированы основные выводы, результаты внедрены в практику. Завершено оформление диссертации в целом.

Научная новизна исследования заключается в том, что:.экспериментально подтверждена эффективность выявленных педагогических условий и разработанной методики обучения музыкально-фольклорному творчеству будущих воспитателей дошкольного образования, обеспечивающих формирование готовности к музыкально-фольклорной деятельности с детьми; раскрыты содержание и структура музыкально-фольклорного творчества как средства формирования готовности учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми дошкольного возраста; разработана модель готовности учащихся педагогических колледжей к музыкально-фольклорной деятельности с детьми; выявлены возможности для исследования

проблемы формирования музыкально-фольклорной культуры будущих специалистов дошкольного образования средствами различных дисциплин фольклорного цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, 1чго уточнено понятие «музыкально-фольклорное творчество будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений»; разработаны критерии готовности учащихся педагогических колледжей к музыкально-фольклорной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что рекомендации и выводы нашли применение в эксперименте и содействовали формированию готовности учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми; разработана система заданий, позволяющая обучать учащихся музыкально-фольклорному творчеству, формировать готовность будущих специалистов к музыкально-фольклорной деятельности с дошкольниками, стимулировать творческую активность учащихся; разработаны программы фольклорных дисциплин «Постановка народного голоса», «Фольклорный ансамбль», «Ладовое сольфеджио», «Народное музыкальное творчество», «Музыка русских композиторов», «Методика работы с народной песней», где нашли применение теоретические положения диссертации, которые могут быть использованы в практике подготовки специалистов дошкольного образования в педагогических колледжах и вузах.

Достоверность результатов и обоснованность выводов' исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям философии, педагогики, психологии, эстетики, музыкознания, фольклористики; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; положительными результатами опытно-экспериментальной работы и их воспроизводимостью в других учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования Материалы исследования прошли проверку и получили одобрение на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета, в МИПКРО г. Москвы, в ДОУ г. Москвы.

Основные положения и результаты исследования были представлены на всесоюзных научно-практических конференциях в Российской Академии музыки им. Гнесиных, г. Москва (Всесоюзная научно-практическая, конференция «Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды» Москва, 1988 г.; Второе всероссийское совещание-семинар по проблемам детского музыкально-фольклорного творчества, Москва, 1989т; Научно-практическая конференция «Культура народного пения: традиции и искусство», Москва, 2000 г.); в МШУ г. Москва (Международная научно-практическая конференция, г. Москва, 1995 г. «Игра и развитие в дошкольном возрасте»; Научно-практическая конференция, г. Москва, 2000 г. «Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке», г. Москва, 2003 г.).

На зашиту выносятся следующие положения: 1. Мы рассматриваем понятие «музыкально-фольклорное творчество будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений» как один из важнейших

аспектов профессионально-личностного развития, предполагающего определённый
уровень сформированности музыкально-фольклорной культуры (положительное
оценочное отношение к фольклору как источнику духовных ценностей,
обладающему высоким воспитательно-образовательным потенциалом;

исполнительская, теоретическая и методическая готовность; проявление творческой активности).

2. Методика обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству включает
в себя- определённые этапы (адаптационно-информационный, аналитическо-
моделирующий, концертно-исполнительский и исследовательский) при
использовании разработанной системы творческих заданий (14 серий), применяемых
в комплексе взаимосвязанных музыкально-фольклорных дисциплин («Постановка
народного голоса», «Фольклорный ансамбль», «Ладовое сольфеджио», «Музыка
русских композиторов», «Народное музыкально творчество», «Методика работы с
народной песней»). Эта система обучения музыкально-фольклорному творчеству
способствует формированию музыкально-фольклорной готовности будущего
специалиста к работе с детьми. Разработана модель готовности, которая включает в
себя мотивационно-ценностный, исполнительский, теоретический и методический
компоненты.

3. Педагогическими условиями эффективного формирования готовности
учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми является: поэтапное
обучение учащихся музыкально-фольклорному творчеству в различных формах
организации учебной деятельности с применением разработанной системы заданий,
накопление учащимися опыта музыкально-фольклорной деятельности, овладение
музыкально-фольклорными знаниями, творческими умениями и навыками,
осуществление межпредметных связей между различными музыкально-
фольклорными дисциплинами.

4. Эффективность обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству
зависит от применения в учебном процессе специальных методов: моделирования
фольклорных напевов и образно-эмоциональных установок. Метод моделирования
фольклорных напевов основан на графической фиксации речевой мелодики и
побуждении учащихся, к творческим импровизациям и сочинению напевов в
определённых ритмо-ладо-интонационных комплексах.

Суть метода образно-эмоциональных установок заключается в обучении учащихся созданию синкретичного музыкально-фольклорного образа посредством эмоционально-окрашенного интонирования, мимики, жеста, выразительных движений. Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), выводов, библиографии и приложения.

Психолого-педагогические основы формирования готовности учащихся педагогических колледжей к музыкально-фольклорной работе с детьми

На сегодняшний день в обществе намечаются новые ориентиры в воспитательно-образовательном процессе на всех уровнях.

Анализ современного состояния исследований и практики педагогического образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблемам развития личности учителя. В связи с этим личностный фактор становится исходным в процессе подготовки специалистов в различных областях педагогической деятельности (12, 23, 29, 51, 55, 135,158).

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров в настоящее время во многом связан с методологическим принципом - гуманизацией педагогического образования. Понятие «гуманизация» рассматривается в исследованиях как элемент педагогического мышления, обуславливающий новый подход к содержанию педагогического образования, конструированию систем, готовых стать средством формирования высокой гуманитарной культуры учителя (Г.А. Порфирьева, Е.Н. Сластёнин, В,А. Шиянов и др.). В понятие гуманизации современные исследователи проблем профессионально-педагогического образования включают интеллектуальную, эмоциональную, нравственную, экологическую, художественную и физическую культуру, а также культуру общения и семейных отношений (Е.Г. Трудкова, 173, с. 36),

Изменение ценностных ориентиров современного общества в соответствии с новой парадигмой педагогического образования, повышение требований к профессиональной подготовке будущих специалистов побуждают учёных искать новые подходы к формированию их готовности к воспитанию и образованию детей.

Проблема профессиональной готовности педагогов к работе с детьми отражена в научных трудах достаточно полно. Учёные отмечают диалектическую взаимосвязь личностного и практического компонентов профессиональной готовности будущих учителей к педагогической деятельности, которая трактуются исследователями, как сложное образование, включающее в себя биологическую, анатомо-физиологическую, психологическую, профессиональную направленность личности и её профессиональную компетентность (С.Н. Абдувахидов, М.Я. Виленский, К.М. Дурай-Новакова, С.А. Езопова, Н.В. Кузьмина, Е.А. Леванова, Л.В. Поздняк, В.А. Сластёнин,Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков, и др.).

Выделено несколько видов готовности: мотивационный, эмоциональный, нравственный, когнитивный, поведенческий. Определены подходы к формированию педагогической готовности: индивидуально- творческий, системно-структурный, функциональный, комплексный, личностно-деятельностный, интегративный, культурологический, аксиологический и др.

Учёными исследованы внутренние и внешние условия психологической готовности, выявлено её содержание, которое рассматривается как осознание личностью своих целей, потребностей и требований общества. Определена структура готовности, включающая в себя мотивационно-ценностный, стимулирующе-мотивационный, познавательно-оценочный, эмоционально-волевой, операционно- деятельностный, мобилизационно-настроечный, когнетивно-волевой, исполнительский компоненты.

Готовность к деятельности рассматривается многими учёными, как активное состояние личности, следствие деятельности, качество, определяющее установки, предпосылка к целенаправленной деятельности, её регуляции и устойчивости, эффективности, как форма деятельности субъекта (О.А. Абдулина, B.C. Ильина, В.Л. Коломенский, В.А. Сластёнин, Л.Ф. Спирин и др.).

Исследователями определены функции учителя, обуславливающие его практическую готовность; конструктивные, организаторские, коммуникативные, информационные, развивающие, ориентационные, исследовательские (Н.В. Кузьмина, В,А. Сластёнин, А.И, Щербаков и др.).

К.М. Дурай-Новакова выделяет закономерности взаимодействия процесса формирования профессиональной готовности с педагогической деятельностью, отмечая обусловленность системы готовности потребностью общества, задачами формирования личности. Автор подчёркивает взаимосвязь целей, функций, содержания, форм и методов общей готовности, уточняя, что они должны соответствовать уровню развития педагогической науки и практики. При этом качество знаний, умений и навыков зависит от характера, содержания и методов организации учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельности студентов, их индивидуальных способностей (41, с.14).

Методологические основы обучения музыкально-фольклорному творчеству будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Культура, как интегративное целое, объединяющее личностный, деятельностный подходы стала базой для разработки многих современных педагогических концепций. Исследователями подчёркивается, что она проявляется внутренне, спонтанно и сконцентрирована в духовном мире человека; в виде информативной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; в функциональном виде, то есть поведении людей в обществе в процессе непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения (11, 45, 65, 76, 91, 94, 119, 146, 155, 193).

В педагогических исследованиях соотношение, взаимодействие образования и культуры рассматривается на разных уровнях: на уровне. социума; на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека; на уровне учебных дисциплин.

Исследователями подчёркивается роль искусства в формировании эстетического сознания личности, рассматриваемой в качестве субъекта культуры, осознающей себя в процессе социализации, одним из факторов которой, является усвоение принятой в обществе системы ценностей, определяющей его мировоззрение, образ жизни, исполнение социальных ролей, отношение к различны видам деятельности (М.С. Каган, А.Н. Малюков, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).

Педагогический аспект проблемы формирования личностной культуры является предметом исследования многих учёных (Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова, Н.В. Кузьмина, Т.С. Комарова, В.А. Сластёнин, Г.М. Цыпин, А.И. Щербаков и др.) А. Маслоу рассматривает творчество, как черту, характеризующую культуру личности, потенциально присутствующую во всех людях от рождения, универсальную функцию человека, которая ведёт ко всем формам самовыражения (102, с. 92). С этим выводом перекликается утверждение М.С. Кагана, который также подчёркивает роль задатков к художественному самовыражению личности, способности человека к образному мышлению. М.С. Каган отмечает, что «правомерно называть художественное освоение мира художественным творчеством» (77, с. 71).

Л.А. Закс определяет способность к художественной деятельности как комплексную способность к созданию (или как минимум восприятию) художественных произведений, которая включает способность к художественно-образному отражению мира, создание образов, вызывающих сопереживание, способность пользоваться языком искусства, образно моделировать мир и своё отношение к нему, воплощать в реальном, чувственном материале (57, с. 3).

Музыкальное искусство является частью культуры общества и рассматривается учёными как объект, способствующий развитию эмоционально-образной сферы человека. Опыт эмоционально-ценностного-отношения к миру передаётся через понимание им содержания музыкального произведения на основе сопереживания.

Формирование художественного сознания личности осуществляется в педагогическом процессе через обучение искусству и посредством других педагогических воздействий.

Приобщение к общечеловеческим, духовным ценностям, в том числе -музыкально-фольклорной культуре, имеет особую значимость для будущих воспитателей дошкольных учреждений, так как именно в дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться представления о культурных -ценностях, накапливается опыт музыкальной деятельности, закладываются основы музыкальной и общей культуры (Н.В. Ветлугина, А.И. Катинене, Т.С. Комарова, О.П. Радынова и др.).

О.П. Радынова определяет музыкальную культуру детей дошкольного возраста, как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале, рождающего эмоционально-оценочное отношение к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности (146, с.6).

Учёные считают, что в процессе формирования человеческой культуры, культурное опосредование создаёт такой тип развития, при котором деятельность предыдущих поколений накапливается в настоящем, как специфически составляющая окружающей среды. При этом принадлежность к той или иной культуре приводит, посредством социализации, к нормативным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Культурная среда формирует самооценку, отношения между людьми, потребности, цели и форму их достижения.

Цель, задачи и организация опытно-экспериментальной работы

На основании проанализированной в 1 главе философской, психолого-педагогической, фольклористической литературы и сделанных выводов о специфике и педагогических условиях методики обучения музыкально-фольклорному творчеству как средства формирования готовности учащихся, в экспериментальном исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:

выявить исходный уровень эмоционально-ценностного отношения учащихся к народному творчеству, фольклорные знания, исполнительские умения, методическую готовность к музыкально-фольклорной деятельности с дошкольниками;

проверить эффективность выделенных педагогических условий;

разработать критерии музыкально-фольклорной готовности учащихся, позволяющие сравнивать в эксперименте различные группы испытуемых;

сопоставить уровни готовности учащихся экспериментальной и контрольной групп к осуществлению музыкально-фольклорной деятельности с детьми.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Педагогического колледжа № 13 в условиях фольклорной специализации на дошкольном отделении с 1998 по 2002 гг. в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный в естественных условиях обучения.

С целью выявления уровня сформированности готовности студентов к музыкально-фольклорной деятельности с детьми, с 1997 по 1998 гг. нами было проведено пробное обследование выпускников дошкольного отделения педагогического колледжа №13. Обследование проводилось на занятиях и в период прохождения студентами практики в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты обследования студентов в пробном исследовании заносились в таблицу (см. Приложение 7, Сводная таблица №1). Из 25 обследованных учащихся, двое человек занимались факультативно в фольклорном ансамбле (2-й и 10-ый порядковый анкетный номер), двое учащихся имели начальное музыкальное образование (20-ый и 21-ый порядковый анкетный номер), остальные 21 человек занимались музыкой в процессе обучения в педагогическом колледже в течение 4-х лет. В результате обследования обнаружилось, что 22 учащихся обладают низким уровнем готовности к осуществлению музыкально-фольклорной деятельности с детьми дошкольного возраста и только 3 испытуемых (2-ой, 10-ый и 20-ый порядковые номера) показали средний уровень музыкально-фольклорной готовности.

В процессе обследования обнаружилось, что учащиеся в основном имеют необходимые задатки к формированию эмоционального мотивационно-ценностного отношения к фольклорному творчеству и освоению профессиональных фольклорных знаний, умений и навыков. Тем не менее, большинство испытуемых показали низкий уровень исполнительской, теоретической и методической готовности к музыкально-фольклорной деятельности, для успешного формирования которой требуются специально разработанные педагогические условия и методика обучения музыкально-фольклорному творчеству. Пробное обследование позволило определить уровни готовности учащихся, создать модель формирования музыкально-фольклорной готовности учащихся с детьми, отработать методику, направленную на развитие их музыкально-фольклорной творческой активности, разработать ход дальнейшей опытно-экспериментальной работы.

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 1998 г. Нами было сформировано две группы со специализацией «Музыкальный фольклор» в педагогических колледжах №13 и №15. В экспериментальную группу педагогического колледжа №13 входило 25 учащихся. Контрольную группу составляли учащиеся дошкольного отделения педагогического колледжа №15 (25 человек).

На констатирующем этапе эксперимента с помощью творческих заданий (см. с 1 по 6 Приложение), мы выявляли первоначальный уровень готовности учащихся обеих групп.

Формирующий этап исследования проводился с 1998 по 2002 гг. и включал в себя 8 семестров,.

На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе реализовалась модель формирования готовности учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми. На данном этапе были использованы разработанные учебные планы для учащихся дошкольного отделения со специализацией «Музыкальный фольклор» и рабочие программы дисциплин «Постановка народного голоса», «Фольклорный ансамбль», «Народное музыкальное творчество», «Ладовое сольфеджио», «Музыка русских композиторов», «Методика работы с народной песней». Все фольклорные дисциплины включались в учебный план поэтапно, для чего были разработаны методика и система заданий, направленные на эффективное формирование у учащихся готовности к музыкально-фольклорной деятельности с детьми.

Похожие диссертации на Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста