Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Солопова Нэйля Халимовна

Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста
<
Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Солопова Нэйля Халимовна. Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Солопова Нэйля Халимовна; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т].- Москва, 2010.- 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1065

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методическая база музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста 20

1.1. Роль музыкального искусства в воспитании детей и формировании музыкально-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении 20

1.2. Становление теории, методики и практики музыкально-эстетического воспитания детей в России 42

1.3. Аналитический обзор современных методик музыкально-эстетического воспитания дошкольников 59

Выводы по Главе 1 81

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкально-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении 83

2.1. Разработка теоретико-методического инструментария формирования единой музыкально-эстетической среды 83

2.2. Экспериментально-диагностические материалы для работы со старшими дошкольниками 114

2.3. Проверка эффективности формирования единой музыкально-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении 135

Выводы по Главе 2 161

Заключение 164

Библиография 169

Приложение 189

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное образовательное
пространство характеризуется повышенной информационной

насыщенностью и разнообразием видов и форм интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической, практической деятельности. Данная тенденция обусловливает естественное усложнение ролей, функций и обязанностей личности в коллективе. Общеобразовательные учебные заведения выдвигают сегодня длинные перечни требований к старшим дошкольникам. Проблема готовности к школе является популярной темой в психологии и педагогике. Успешно пройти диагностику и собеседование под силу лишь ребенку, обладающему определенным комплексом знаний и умений в гуманитарных и естественнонаучных областях, отличающемуся раскрытым интеллектуальным и творческим потенциалом, высоким культурным уровнем общения, поведения, мышления, демонстрирующему сложившиеся ценностные ориентации, нравственные качества, богатую палитру эстетических представлений, чувств, художественных вкусов.

Ответственность за достижение будущими первоклассниками подобных результатов, как правило, ложится на дошкольные образовательные учреждения. Именно в процессе посещения детского сада ребенок может приобретать навыки культурного общения, достойные художественные вкусы, разнообразные гуманитарные, естественнонаучные и художественно-эстетические знания, развивать способности к индивидуальному и коллективному творчеству, накапливать художественно-образные представления, формирующие творческий потенциал и общую культуру личности. Однако социологические исследования часто не подтверждают достижения дошкольниками таких результатов.

Очевидно, что дошкольные образовательные учреждения нуждаются в комплексных методических системах. Такие системы должны обеспечивать создание насыщенной творческо-эстетической среды для разностороннего развития детей, достижения ими широкого комплеса знаний, умений, способностей, качеств на основе интеграции различных видов и форм художественно-эстетической, интеллектуальной, физической деятельности.

Однако приходится констатировать, что в большинстве дошкольных образовательных учреждений по-прежнему практикуется старый подход к организации занятий музыкально-эстетического цикла, характеризующийся отсутствием интегрированных компонентов содержания, ограниченным внедрением самостоятельных и коллективных импровизационных видов деятельности. Это, естественно, препятствует формированию целостной, всесторонне развитой, творчески свободной личности дошкольников.

Таким образом, нами были выявлены противоречия:

- между требованиями, предъявляемыми учреждениями начального образования к будущим первоклассникам и результатами воспитания и развития большинства старших дошкольников;

- между эталонным и фактическим содержанием внутренней духовно-нравственной, художественно-эстетической, интеллектуальной, физической культуры личности современного дошкольника;

между практическими потребностями системы дошкольного образования и возможностями современной теоретико-методической базы дошкольной педагогики.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каким образом должна быть организована работа с детьми дошкольного возраста, какие теоретико-методические и организационно-практические усовершенствования должны быть внесены в дошкольный образовательный процесс?

Выход из проблемной ситуации видится в формировании особой музыкально-эстетической среды, позволяющей активизировать всестороннее художественно-эстетическое развитие детей, сформировать требуемый комплекс знаний, умений, навыков, чувств, способностей и качеств.

На основе анализа методик дошкольного музыкально-эстетического воспитания, наблюдения за традиционным процессом воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях мы пришли к следующему выводу. Необходимо интегрировать традиционные и альтернативные подходы, методы, средства музыкально-эстетического воспитания, а также интеллектуального, трудового, художественно-творческого развития детей дошкольного возраста для создания единой музыкально-эстетической среды, способствующей совершенствованию педагогического процесса.

Степень разработанности проблемы.

Научно-методическое и организационно-практическое решение проблемы воспитания, обучения и развития дошкольников предлагали в разное время Е.О. Гугель, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская и другие видные ученые и педагоги-практики.

Методики музыкального воспитания и обучения дошкольников разрабатывали О.В. Васильева, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, И.В. Груздова, М.А. Давыдова, Т.Н. Девятова, В.А. Деркунская, А.И. Катинене, Л.Н. Комиссарова, Н.Г. Куприна, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова.

Интегрированные методики эстетического воспитания старших дошкольников на основе синтеза искусств создали Т.Н. Бойко, СМ. Борисова, Г.Н. Дубогрызова, Н.В. Зарецкая, Е.П. Климова, СМ. Кудрявцева, Т.Ю. Кулагина, О.А. Куревина, Л.М. Машковцева, Г.П. Новикова, Г.И. Островская, Л.А. Раздобарина.

Осуществлять эстетическое воспитание средствами народной художественной культуры предлагали Е.В. Агулова, Т.В. Антонова, Т.Н. Бакланова, Л.С. Беликова, Л.С. Беляева, М.А. Васильева, В.В. Герасимова, В.В. Гербова, Л.В. Градусова, А.Н. Зимина, М.К. Иванова.

Психофизиологические аспекты и педагогические условия целенаправленного развития у старших дошкольников отдельных музыкально-эстетических способностей, качеств, умений исследовали

Л.В. Гурылева, Н.Д. Карамышева, Т.В. Морозова, С.С. Петренко, С.А. Рогова, Т.В. Севастьянова, И.Ю. Соколова, Е.М. Торшилова, А.В. Шумакова.

Пути совершенствования нравственного воспитания средствами искусства освещали в научно-методических трудах Е.Ю. Александрова, Н.Г. Куприна, Д.Б. Сушенцева, Т.А. Фалькович, С.Н. Чечина. О значении усиления эстетического начала в труде, физической, социально значимой активности говорили А.И. Буров, В.А. Попков, Д.П. Целищев. Проблему интеграции музыки и других видов интеллектуальной, творческой, физической деятельности дошкольников изучали В.Н. Шацких, Л.В. Гаделия, A.M. Рахманкулова. Возможности организации культурно-развивающей среды и взаимодействия в ней дошкольного образовательного учреждения и семьи раскрывали СВ. Глебова, Э.П. Костина, И.О. Пастухова, СБ. Рыжих.

В то же время, в процессе изучения вышеперечисленных научно-методических работ специалисту сложно составить всеобъемлющее целостное представление о возможностях интеграции музыкального искусства в учебно-воспитательный процесс для совершенствования результатов дошкольного образования.

Выявленные противоречия, сформулированная проблема исследования и намеченные пути её решения определили тему данного диссертационного труда: «Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема (на материале работы с детьми дошкольного возраста)».

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: теоретико-методические и организационно-практические аспекты формирования музыкально-эстетической среды для работы с детьми дошкольного возраста.

Цель исследования: научно обосновать и разработать теоретико-методический инструментарий формирования музыкально-эстетической среды для работы с детьми дошкольного возраста.

В качестве гипотезы выступили следующие предположения:

- всестороннего развития детей дошкольного возраста, воспитания
целостной культуры личности, максимальной психологической,
интеллектуальной, творческой, физической, моральной готовности к школе
можно достичь в условиях единой музыкально-эстетической среды;

- формирование единой музыкально-эстетической среды возможно при
выполнении следующих условий:

  1. выявления интегративного потенциала музыкального искусства, его тесных взаимосвязей с науками, искусствами, различными видами человеческой деятельности, всех функциональных возможностей музыки и художественно-эстетической деятельности в области формирования целостной и разносторонней личности;

  2. обогащения музыкально-эстетическим компонентом всех видов активности детей, составляющих традиционный режим их пребывания в

дошкольном образовательном учреждении, на основе выявленных интегративных возможностей.

Сформулированная гипотеза определила задачи исследования:

раскрыть личностно-формирующие, социализирующие,

интегративные возможности музыкального искусства и музыкально-эстетической деятельности;

выявить концептуальные положения, подходы, принципы, составляющие основу классических и современных методик музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- определить сильные и слабые стороны современной системы
музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

разработать и обосновать теоретико-методический инструментарий формирования единой музыкально-эстетической среды для работы с детьми дошкольного возраста;

экспериментально проверить эффективность единой музыкально-эстетической среды в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

изучение научно-теоретической, исторической, философской литературы, сравнительный анализ инструктивной документации, практических методических разработок, дидактических материалов;

- наблюдение за традиционным процессом музыкально-эстетического
воспитания дошкольников, изучение педагогического опыта специалистов
дошкольных образования в области искусства, художественного творчества,
начального обучения наукам, трудового и физического воспитания;

индивидуальные беседы с воспитателями, психологами, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов и психологами общеобразовательных школ, анкетирование родителей для выявления основных проблем, потребностей, исходного уровня культуры, воспитания, развития детей;

- педагогический эксперимент по формированию единой музыкально-
эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении;

наблюдение за участниками эксперимента (включенное, невключенное, панельное, полевое), анализ содержания, характера и результатов экспериментальной деятельности.

Методологическую основу исследования составили:

- культурологический подход (принципы гуманизма, нраственные
нормы, духовно-эстетические идеалы, ценности), который формирует
содержание прогрессивных педагогических систем, современных методик и
технологий обучения, воспитания, развития личности (А.И. Арнольдов, А.А.
Аронов, В.В. Краевский, В.А. Ремизов);

системно-комплексный подход к проблеме целостного и всестороннего формирования личности дошкольников, позволивший разработать теоретико-методический инструментарий формирования единой

музыкально-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении (А.Н. Аверьянов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Э.Г. Юдин);

- интегративный подход к содержанию воспитания, обучения, развития
детей, выявлению возможностей синтеза различных видов, форм, методов и
средств музыкально-эстетической, интеллектуальной, трудовой, физической,
социально-коммуникативной деятельности (Е.В. Квятковский, Ю.У. Фохт-
Бабушкин, Б.П. Юсов);

- деятельностно-средовой подход к педагогической деятельности, с
учетом которого создаются специальные условия для развития психических
и физических функций человека, эмоционально-чувственной сферы,
интеллектуального, творческого, социального потенциала личности
(В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, А.С.
Макаренко, Ю.С. Мануйлов, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский).

Теоретическая основа исследования:

- философские, научно-теоретические труды, формирующие теорию
культуры, эстетики, искусствоведения, музыки, обосновывающие синтез
искусств, взаимосвязи художественной, интеллектуальной и социальной
деятельности (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, В.В. Ванслов, В.Д. Диденко,
И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Е.В. Назайкинский, В.Ф. Одоевский, В.А. Разумный,
И.Ф. Смольянинов, Г. Тард, А. Шопенгауэр, Б.Л. Яворский);

труды по педагогике российских и зарубежных ученых и практиков в области общего, художественного, музыкального образования, раскрывающие роль и значение искусства в формировании личности (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, П.П. Блонский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Кабалевский, И.Я. Лернер, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Г.М. Цыпин В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий);

исследования в области физиологии, общей, возрастной, музыкальной и педагогической психологии, формирующие авторскую позицию выбора методов, форм, средств воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, А.Б. Залкинд, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.И Петрушин, Б.М. Теплов, Г.А. Фортунатов);

социологические труды, касающиеся проблем общества, личности и культуры, искуства, художественного творчества, коммуникативных свойств и социальных функций музыки (Н.Л. Лейзеров, В.В. Медушевский, А.Н. Сохор, К.А. Чепурова);

концептуальные идеи создания единой образовательной, воспитательной, развивающей среды для всестороннего или узконаправленного формирования личности (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Уколова, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая);

- работы ученых, методистов и педагогов-практиков в области
музыкально-эстетического воспитания детей (Ю.Б. Алиев, Н.Я. Брюсова,

Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, И.Л. Дзержинская, Е.А. Дубровская, А.Н. Зимина, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Н.В. Корчаловская, Н.А. Метлов, М.С. Осеннева, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова, Г.Л. Рошаль, М.А. Румер, К.В. Тарасова, Л.В. Школяр, Л.К. Шлягер, СМ. Шоломович);

программы обучения и воспитания детей в условиях дошкольных образовательных учреждений (А.В. Антонова, Т.И. Бакланова, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.Н. Дронова, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, Л.А. Парамонова, Л.В. Русскова, Е.В. Соловьева, К.В. Тарасова,С.Г. Якобсон);

методики подготовки детей к школе и диагностики готовности к школе (М.М. Безруких, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, М.М. Кравцова, К.Н. Поливанова, Л.А. Ясюкова).

Организация и этапы исследования.

В целом, поисковая научно-теоретическая и пробно-эмпирическая работа велась с 1994 г., в рамках административно-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Первый этап исследования (2003 - 2004 гг.) - изучение и анализ педагогической, музыковедческой, психологической, эстетической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование родителей и обработку результатов, беседы со специалистами, наблюдение и анализ результатов традиционного процесса обучения, воспитания и развития детей в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений (констатирующий эксперимент).

Второй этап (2004 - 2008 гг.) - разработка теоретико-методического инструментария формирования единой музыкально-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении (принципов, педагогических условий, критериев, параметров, методов, средств), их экспериментальная апробация (формирующий эксперимент).

Третий этап (2008 по 2009 гг.) - контрольная проверка эффективности разработанного теоретико-методического инструментария в измененных организационно-педагогических условиях (контрольный эксперимент), оформление основных положений и выводов исследования.

Научная новизна исследования.

1. Раскрыта сущность понятия «единая музыкально-эстетическая
среда» в контексте проблемы воспитания, развития, подготовки к школе
детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Единая
музыкально-эстетическая среда - это специально созданные условия
жизнедеятельности детей, в которых становится возможным их более
эффективное, качественное, интенсивное всестороннее развитие,
формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной

культуры, достижение психоэмоциональной, интеллектуальной,

физиологической, социально-коммуникативной готовности к новому -школьному - периоду жизни за счет насыщения всех видов активности музыкально-эстетическим компонентом.

2. Обобщено и конкретизировано личностно-формирующее,
эстетически развивающее и социализирующее значение музыкального
искусства, на научно-теоретическом уровне обоснована целесообразность
формирования единой музыкально-эстетической среды для работы с детьми
дошкольного возраста. Выявлены возможности и условия интеграции
музыкального искусства и различных видов интеллектуальной, физической,
психоэмоциональной, художественно-творческой, социально-
коммуникативной активности детей для повышения педагогических
результатов по всем направлениям работы с дошкольниками.

3. Разработана методика формирования единой музыкально-
эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении, сущность
которой заключается в интеграции музыкального искусства и всех видов
активности детей дошкольного возраста, обогащении специально
подобранным музыкально-эстетическим компонентом режимных моментов
пребывания в детском саду, видов занятий, педагогического взаимодействия
с учетом установленного комплекса дидактических принципов и
педагогических условий. Предложенная методика позволяет эффективно
решать проблемы воспитания, обучения, развития, социализации,
всесторонней подготовки к школе.

Теоретическая значимость исследования.

1. Выявлены и раскрыты основные этапы становления теории и
методики музыкально-эстетического воспитания детей, определена роль
известных философов, педагогов, психологов в развитии системы
дошкольного музыкального образования, осуществлен аналитический обзор
концептуальных положений, основных методик, программ музыкально-
эстетического воспитания дошкольников. Достигнутые результаты
формируют целостную картину состояния дошкольного музыкально-
эстетического воспитания, вскрывают актуальные проблемы современной
теории, методики и практики.

2. Теоретически обоснована педагогическая целесообразность и
социальная актуальность обогащения всех видов активности детей
дошкольного возраста музыкально-эстетическим компонентом, что
позволяет обновить содержание дошкольного образования,
совершенствовать процесс и результаты функционирования дошкольных
образовательных учреждений.

3. В процессе разработки теоретико-методического инструментария
формирования единой музыкально-эстетической среды был определен
комплекс дидактических принципов, адаптированных с учетом проблемы,
объекта и предмета исследования, сформулированы педагогические условия
воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в единой
музыкально-эстетической среде. Выработаны критерии, уровни, параметры,
показатели, свидетельствующие о степени эффективности формирования
единой музыкально-эстетической среды в дошкольном образовательном
учреждении. Разработана программа формирования единой музыкально-

эстетической среды для работы с детьми старшего дошкольного возраста, содержащая теоретико-методический, дидактический, инструктивный, музыкально-репертуарный компоненты.

Практическая значимость исследования.

1. Экспериментально доказано, что обогащение музыкально-
эстетическим компонентом всех видов активности детей дошкольного
возраста приводит к активизации их всестороннего развития, повышению
результатов воспитания, обучения, социализации, отвечающих требованиям
образовательных учреждений. Практическая реализация методики
формирования единой музыкально-эстетической среды в дошкольном
образовательном учреждении способствует достижению интеллектуальной,
физической, психоэмоциональной, художественно-творческой, социально-
коммуникативной готовности к школе, позволяет качественно обновить
содержание профессиональной деятельности музыкальных руководителей,
воспитателей, педагогов дополнительного образования.

2. Разработанный теоретико-методический инструментарий
формирования единой музыкально-эстетической среды позволяет наладить
широкое внедрение идей целостного и всестороннего становления личности
дошкольников с опорой на музыкальное искусство. Авторские методика и
программа могут применяться в детских дошкольных учреждениях
различных видов (детских садах, центрах развития ребенка, центрах раннего
развития), на дошкольных отделениях учреждений дополнительного
образования (ДШИ, ДМШ), а также в домашних условиях.

3. Материалы диссертации, а также изданные учебное пособие и
программа могут быть использованы в преподавании теоретико-
методических дисциплин и практических курсов в педагогических и
музыкально-педагогических колледжах и университетах, в институтах
переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивают научные подходы и методы, с помощью которых осуществлялось данное исследование, фундаментальные концепции классиков музыкально-педагогической и психологической наук, проверенные многолетней практикой, а также многократная апробация экспериментальных предложений в различных организационно-педагогических условиях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

1) в процессе педагогической деятельности в дошкольных
образовательных учреждениях (детских садах №№ 5, 16, г. Орехово-Зуево), в
Центральном доме творчества «Родник» (г. Орехово-Зуево), в средних
специальных и высших учебных заведениях;

2) на семинарах, региональных и международных научно-практических
конференциях, конкурсах, практических занятиях методических
объединений музыкальных руководителей, старших воспитателей,
руководителей детских садов:

семинар заведующих и практическое занятие ГМО музыкальных руководителей на тему «Воспитание эстетически развитой личности средствами интеграции разнообразных видов музыкальной деятельности детей на занятиях» (ДОУ № 25, 24.02.2004 г.);

совместная конференция музыкальных руководителей и педагогов дополнительного образования на тему: «Работа с одаренными детьми по художественно-эстетическому воспитанию в системе музыкального образования» (ЦДТ «Родник», г. Орехово-Зуево, 10.2005 г.);

научно-практический семинар «Развитие эстетического восприятия средствами музыки в процессе реализации инновационных программ» (МДОУ д/с № 46, 17.02.2006 г.);

научно-практическая конференция на тему: «Музыкальное воспитание как составная часть художественно-эстетического образования дошкольников» (МДОУ № 30, 31.03.2006 г.);

семинар «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на основе освоения музыкального этнокультурного наследия народов России» (МДОУ № 5, 31.10.2006 г.);

научно-практическая конференция заместителей директоров по ВР, учителей музыки ОУ и музыкальных руководителей ДОУ на тему: «Обеспечение непрерывного образования в системе музыкального воспитания детей средствами народной культуры» (МОУ СОШ № 12, 03.11.2006 г.);

- конкурс «Педагог года» с участием педагога по художественно-
эстетическому воспитанию МДОУ д/с № 16 (12.01.2007 г.).

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психоэмоциональной, социально-коммуникативной активности детей. В результате обогащения музыкально-эстетическим компонентом содержания всех видов активности детей в дошкольном образовательном учреждении формируется особая -единая музыкально-эстетическая среда.

  2. Методика формирования единой музыкально-эстетической среды структурно представляет собой последовательность этапов:

- анализ цели, задач, содержания, проблем определенного вида
активности детей (в рамках режимного момента пребывания в детском саду);

выявление интеграционных возможностей данного вида активности и музыкального искусства;

подбор музыкально-художественных материалов, соответствующих теме, цели, задачам педагогической деятельности, возрастным возможностям и потребностям детей (формирование музыкально-эстетического компонента);

- определение форм, методов, способов интеграции музыкально-
эстетического компонента в основное содержание режимного момента;

- разработка конспекта занятия, плана реализации режимного момента
с обновленным содержанием, с учетом установленного комплекса
дидактических принципов и педагогических условий.

3. Формирование в дошкольном образовательном учреждении единой музыкально-эстетической среды способствует:

- стимулированию заинтересованности в занятиях, любопытства,
мотивации в обучении, развитию сосредоточенности, внимания, способности
системного видения ситуации, проблемы и путей их решения,
взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способностей и качеств;

- воспитанию эстетических качеств и свойств личности (потребностей,
восприятия, отношения к действительности с позиций гуманистических
норм, идеалов красоты и гармонии, впитанных на мыслительном,
деятельностном и подсознательном уровнях, проявления творческого
подхода к интеллектуальным и практическим видам активности);

- достижению высокого уровня развития сознания, мышления,
мировосприятия, эмоционально-чувственной, духовно-нравственной сферы,
этических проявлений, составляющих целостную культуру личности,
формированию адекватной социально-коммуникативной рефлексии,
готовности ко взаимодействию, общению, творчеству, коллективной
деятельности, дальнейшему успешному обучению в школе;

коррекции негативных психоэмоциональных проявлений,
профилактике интеллектуальных, психологических, физических

переутомлений, совершенствованию образовательного процесса, качественному обновлению традиционных видов учебной, воспитательной и досуговой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Данные результаты соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим коллективам учреждений дошкольного образования со стороны контролирующих инстанций, а также к старшим дошкольникам -будущим первоклассникам со стороны образовательных учреждений и других социальных институтов общества.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, выводов по каждой главе, заключения, библиографии, насчитывающей свыше 200 наименований, и приложения.

Роль музыкального искусства в воспитании детей и формировании музыкально-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении

На протяжении многих столетий лучшие умы человечества -философы, ученые, педагоги, творцы в различных видах искусства -пытались сформировать понимание сущности искусства, его значения в жизни человека, функций, то есть того воздействия, которым обладает каждый вид искусства в отношении отдельной личности и общества в целом. Одним из проблемных вопросов, обладающих непреходящей актуальностью, является соотношение искусства с категориями и понятиями эстетики, этики, социологии и психологии - такими, как нравственность, мораль, духовность, красота, мировоззрение, восприятие и др.

Некоторые крупные мыслители-энциклопедисты охватывали в своих исследованиях все проявления искусства в материальном, духовном и душевном аспектах во всех возможных областях индивидуального и социального существования человека. Другие сосредотачивали свои усилия на глубоком изучении определенного круга понятий и категорий, связанных с искусством, ограничивающих область исследования конкретными проблемами (например, воспитание искусством, механизм художественного творчества и т.д.).

Искусство играет огромную роль в становлении духовно развитой личности, особенно в современной системе воспитания человека. Оно помогает формированию и совершенствованию чувств, отражая явления жизни и природы сквозь призму человеческих отношений, развивает творческие способности. По словам русского философа И.А. Ильина, «воспитать человека значит, прежде всего, пробудить в нем ... духовные переживания и открыть ему доступ к ... духовному опыту» (88, с. 45). Стремясь к полноценному всестороннему воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности знания, представления, переживания, получаемые от общения с искусством. По словам А. Шопенгауэра, «изящные искусства заняты главным образом решением задачи бытия» (238, с. 111). Из этого положения вытекает значимость искусства не только для развития художественно-эстетической, эмоционально-чувственной сферы, но и для формирования мировоззрения, характеризующего человека с более высоких духовно-нравственных, гуманистических позиций. При этом, по мнению А. Шопенгауэра, на вопрос «Что такое жизнь?» (ответ на который, по сути, формирует и направляет мировоззрение, мироощущение личности), именно музыка отвечает «гораздо глубже, чем другие искусства, так как она объясняет нам глубочайшую сущность бытия самым понятным языком, идущим прямо к сердцу и понятным для разума» (238, с. 111).

Ученый с мировым именем, известный российский психолог, физиолог, основоположник новых медицинских и психолого-педагогических научно-практических направлений В.М. Бехтерев большое внимание уделял изучению вопросов воспитания и развития малолетних детей с активным привлечением искусства, считая, что «основы будущей личности коренятся еще в дошкольном возрасте» (26, с. 125). Научно обосновывая и эмпирически подтверждая необходимость целенаправленного грамотного воздействия на формирующуюся личность ребенка, он предупреждал: «Не подлежит сомнению, что первые шаги развивающейся личности суть наиболее трудные и в то же время наиболее важные в жизни, ибо то, что приобретается ранее всего, и удерживается прочнее, нежели позднее приобретенное, которое в свою очередь ранее утрачивается...» (25, с. 3).

Таким образом, большое внимание, уделенное со стороны взрослых формированию духовного (нравственного, интеллектуального) и душевного (эмоционально-чувственного) мира ребенка, проявится в дальнейшей жизни в твердых моральных убеждениях, гармоничном психологическом состоянии, доброжелательной адекватной социальной активности, творческой раскрепощенности, привычке к постоянному труду - умом и сердцем, душой и телом, самосовершенствованию и развитию.

Поднимая проблему воздействия искусства на человека, многие ученые выделяют именно музыкальное искусство как основную личностно-формирующую силу. М.Р. Архипова, исследователь философско-эстетического наследия М.Ф. Гнесина, приводит мысли этого композитора, педагога, искусствоведа относительно исключительности музыки, выражающейся в её синтетической способности вбирать в себя основные элементы различных видов искусства и проявлять их посредством звуковых интонаций, звуковых движений и т.д.: «Музыка включает в себя существенные черты всех других искусств, ибо она обладает тембром, высотой, постройкой, ритмом и различными родами» (214, с. 71).

В.М. Бехтерев первым из физиологов поставил вопрос о необходимости музыкально-эстетического воспитания маленьких детей. По мнению ученого, «развитие музыкального слуха у детей должно играть в воспитании не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста, уже способна возбуждать эстетическую эмоцию» (25, с. 8). В.М. Бехтерев не только обосновал свое мнение, но и классифицировал виды, формы, средства музыкально-эстетического воспитания и эмоционального развития в зависимости от возраста ребенка. Он был убежден, что «от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а следовательно и нравственное, развитие человеческой личности» (25, с. 13).

Аналитический обзор современных методик музыкально-эстетического воспитания дошкольников

Новым шагом в развитии теории и методики музыкально-эстетического образования стала деятельность научных сотрудников Института художественного образования РАМ в 80-90-х гг. XX в. На базе культурологического, системно-комплексного и деятельностного методологических подходов была разработана концепция музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В соответствии с ней формировались сопроводительные методические материалы, создавались комплексные методики и технологии.

В «Методике музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе» Ю.Б. Алиева рассматриваются «общие вопросы музыкального детства ребенка, вне зависимости от того, воспитанник ли он детского сада или младший школьник» (4, с. 3). Целью музыкального воспитания детей данной возрастной категории автор определяет формирование музыкальной культуры личности, под которой понимается «музыкальная развитость» и «музыкальная образованность».

Анализ значения, методов, средств развития необходимых музыкально-эстетических способностей, знаний, умений и навыков дается автором с позиций основных методологических подходов и на основании синтеза классических («дореволюционных») и современных дидактических принципов, с учетом достижений детской психологии и физиологии, а также музыкознания, культурологии и других социальных наук.

Отдельное внимание автор методики обращает на концепцию и программу музыкального воспитания детей шестилетнего возраста -учащихся 1 класса, которые были разработаны Н.А. Ветлугиной. По мнению Ю.Б, Алиева, это наиболее достойный и единственный в своем роде практический опыт создания преемственной музыкально-эстетической среды между детским садом и школой. Научно обоснованная и системно выстроенная методика Н.А. Ветлугиной рекомендуется в качестве базового ориентира для создания эстетически развивающего музыкального пространства в современных дошкольных образовательных учреждениях.

Резюмируя направления профессиональной деятельности музыкального руководителя детского сада, Ю.Б. Алиев очерчивает круг обязанностей такого специалиста. Они отражают практически все аспекты единой музыкально-эстетической среды в нашем понимании: инструментальное исполнительство, музыкальное творчество, сюжетно ролевая и музыкально-дидактическая игровая деятельность, музыкальное оформление физкультурно-оздоровительной, хореографической, декоративно-прикладной, интеллектуальной деятельности, театрализованное творчество, праздничные и экскурсионные мероприятия, а также методическую работу по координации и коррекции педагогических усилий других специалистов в области воспитания и обучения — воспитателей, методистов, учителей, а также родителей (4, с. 118-119).

Многие музыкальные руководители детских садов работают по материалам другого известного педагога — О.П. Радыновой. Её плодотворная научно-методическая и практическая педагогическая деятельность отражена в многочисленных учебных и методических пособиях, репертуарных и педагогических сборниках, пользующихся спросом и у студентов музыкально-педагогических факультетов, и у практиков музыкального образования. Книга О.П. Радыновой для воспитателей и музыкальных руководителей «Слушаем музыку» (1990) своей целью определяет формирование у детей «интереса к познанию» на основе специально продуманной структуры и содержания музыкальных занятий, позволяющих избежать «излишней заорганизованности процесса обучения» (163, с. 3). В методическом плане акцент ставится на зрительно-слуховую наглядность дидактических средств, активизацию чувственно-эмоциональной сферы и интересов, словесный метод — объяснения, рассказы, беседы о музыке.

О.П. Радыновой внедряется алгоритм реализации словесного метода, сформулированный Н.А. Ветлугиной: первый этап музыкального развития детей — ознакомление с чувственно-эмоциональной сферой музыкального искусства, второй этап — изучение жанрово-тематического аспекта, третий -знакомство с палитрой музыкально-выразительных средств. Рекомендуется использовать приемы сравнения на основе жанровой, темпоритмической, эмоциональной контрастности, синтеза искусств (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра). Творческими элементами в музыкальных занятиях по методике О.П. Радыновой являются инсценировки песен, ритмическое, игровое воплощение художественных образов.

В методике О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили музыкально-эстетическому воспитанию детей также придается огромное значение. Приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания. Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы как качества личности.

Разработка теоретико-методического инструментария формирования единой музыкально-эстетической среды

Дошкольные образовательные учреждения функционируют в целях «подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» (Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: 142, с. 15).

Основные задачи дошкольных образовательных учреждений прописаны в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении. Этот документ регулирует научно-методическую и практическую педагогическую деятельность всех специалистов, взаимодействующих с детьми. В нем определяются приоритетные направления по оздоровлению, интеллектуальному, физическому и личностному духовно-нравственному развитию, психологической коррекции и социальной адаптации, организации работы с членами семей.

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении представляет собой комплекс разнообразных видов деятельности, осуществляемых детьми под руководством специалистов учреждения. Все виды деятельности взаимосвязаны между собой и выстроены в соответствии с логикой смены физической и интеллектуальной активности. Такая очередность обеспечивает всестороннее гармоничное развитие детей в физическом, психофизиологическом, интеллектуальном, творческом аспектах. В результате достигается формирование целостной личности — высокоразвитой, одухотворенной, творчески активной, готовой к плодотворному умственному и физическому труду, насыщенной социальной жизни, творческому досугу.

В результате научных измышлений и многолетней административно-педагогической деятельности в сфере дошкольного образования мы пришли к выводу о целесообразности формирования в дошкольном образовательном учреждении особой музыкально-эстетически насыщенной атмосферы — атмосферы творчества, красоты, гармонии. Её цель - активизировать личностный психофизиологический потенциал детей, способствующий их активному, более интенсивному развитию в социальном, психологическом, эмоционально-чувственном, интеллектуальном, физиологическом аспектах. Осмыслив возможности, факторы, условия и планируемые результаты необходимых изменений, усовершенствований на структурном, содержательном и организационном уровнях, мы сформулировали и ввели в научно-практический оборот понятие «единая музыкально-эстетическая среда», принимая во внимание, что «среда — совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на человека» (170, с. 523).

Мы выступаем за интегрированный подход к воспитанию, обучению и развитию детей, при котором каждый из видов активности, каждое занятие в детском саду обогащается художественно-эстетическим содержанием, средствами музыкального искусства для максимального повышения педагогических результатов от основного вида активности (конкретного занятия), в который интегрируется музыка.

Еще на рубеже XIX и XX веков российские и зарубежные психологи эмпирически убедились, что целенаправленное развитие отдельных психических функций способствует усилению развития других функций человека. Многочисленные исследования в области развития музыкальных способностей, например, музыкальной памяти, демонстрировали дополнительные высокие результаты общего развития личности, стимулирования интеллектуальных сил, чувственно-эмоциональной сферы, отдельных способностей. Все это позволяло испытуемым достигать образовательных, профессиональных, социальных, личностных целей не только в области музыкального искусства, но в любой другой сфере человеческой жизнедеятельности за счет развитых качеств, свойств, сенсорных, моторных, интеллектуальных возможностей, усвоения универсальных алгоритмов решения проблемных задач, постановки и достижения целей, эвристических методов и т.д. Исследования в области развития чувства ритма также неизменно показывали дополнительные положительные результаты. При этом наблюдалось не только улучшение координации движений (мелкой и крупной моторики исполнителей), но и общее интенсивное психофизиологическое, чувственно-эмоциональное, интеллектуальное, социально-коммуникативное развитие личности. В последнее время музыкальная арт-терапия становится широко распространенным направлением психолого-педагогического воздействия при работе с детьми различного возраста в общеразвивающих, профилактических, коррекционных целях.

Таким образом, становится очевидным, что включение музыкального искусства во все виды активности детей может способствовать дополнительному развитию их жизненных функций физического, психического, эмоционального, интеллектуального, социального плана. В зависимости от содержания, целей, задач, направленности всего образовательного блока, а также каждого конкретного занятия дополнительное насыщение музыкой всех видов активности детей в дошкольном образовательном учреждении позволит интенсифицировать развитие моторики, сенсорики, интеллекта, эмоций, целенаправленно формировать мотивацию, волю, интерес, полноценно и разносторонне подготовить к новому, школьному этапу жизни.

Похожие диссертации на Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема : на материале работы с детьми дошкольного возраста