Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ИСКУССТВО ГРАФИКИ: ОБУЧАЮЩИЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ 11
1. Графика в ракурсе задач обучения художника изобразительного искусства (на примере офорта) 11
2. Изобразительное искусство и графика в современном начальном образовании 40
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ГРАФИКИ 61
1. Пропедевтический курс графики как компонент развивающего обучения: принципы построения 61
2. Специфика курса графики для детей младшего школьного возраста: определяющие факторы 82
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ГРАФИКИ 99
1. Методика пропедевтического курса графики для детей младшего школьного возраста (I - II классы) 99
2. Обоснование структуры и диагностики экспериментального исследования 107
3. Характеристика процесса экспериментального обучения по методике пропедевтического курса графики (на примере офорта) 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
БИБЛИОГРАФИЯ 159
ПРИЛОЖЕНИЯ 179
- Графика в ракурсе задач обучения художника изобразительного искусства (на примере офорта)
- Пропедевтический курс графики как компонент развивающего обучения: принципы построения
- Методика пропедевтического курса графики для детей младшего школьного возраста (I - II классы)
Введение к работе
Исследование посвящено разработке и обоснованию методики пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения детей младшего школьного возраста.
Актуальность темы исследования. Гармоническое развитие личности ребенка, целостность психического, физического, умственного и духовного развития являются ведущим фактором современного образовательного процесса. В психологии и дидактике утверждается, что развивающие функции обучения реализуются успешнее при создании условий детской самореализации через приобщение к творчеству в разных сферах деятельности. Особую актуальность приобрели интегрированные программы полихудожественного развития.
Несмотря на наличие специальных программ, недостаточно исследована развивающая роль отдельных видов изобразительного искусства. В большинстве случаев художественные, в том числе и графические техники, вводятся в учебный процесс лишь с целью его разнообразия, при этом часто не учитывается их важная роль в развитии ребенка. Во многих программах такие основные техники эстампа как офорт, ксилография, литография, представлены лишь в ознакомительном плане, вскользь, либо вообще отсутствуют. А между тем без понимания специфики этих техник невозможно составить представление о полноте возможностей не только искусства графики, но и изобразительного искусства в целом.
Причина малого применения офорта и других печатных техник в детских учебных учреждениях объясняется отсутствием технологической базы, а также подготовки, необходимой для работы в материале. В связи с этим актуальной является разработка методики с гибкой структурой, сочетание ее содержания с другими развивающими программами, изменение последовательности заданий в зависимости от возрастных особенностей учащихся и возможностей материально-технической базы. Освоение технологии в единстве с изучением выразительных особенностей графики и ее техник, творче ства ведущих мастеров, а также знакомство с основами изобразительной грамоты позволяет придать обучению развивающий характер.
Цель исследования: разработать и обосновать методику пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения с акцентом на преподавание офорта.
Задачи исследования:
- проследить историю методов обучения графике (на примере офорта);
- выяснить состояние методики преподавания графики в современном начальном образовании;
- рассмотреть основные идеи развивающего обучения;
- определить роль графики в развитии детей младшего школьного возраста;
- выделить принципы построения пропедевтического курса графики;
- выявить факторы, определяющие специфику обучения изобразительному искусству детей младшего школьного возраста;
- разработать на основе выделенных принципов развивающего обучения и возрастных особенностей детей методику пропедевтического курса графики;
- экспериментально проверить эффективность методики пропедевтического курса графики для младших школьников на примере офорта.
Объект исследования - методика преподавания искусства графики.
Предмет исследования - графика как компонент развивающего обучения детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Включение в учебный процесс знакомства с основами графики, формирование понимания её изобразительных средств, художественно-образных особенностей её техник, подробное изучение выразительных возможностей офорта способствуют целостному развитию детей.
Степень разработанности проблемы. Роль искусства, художественной деятельности в формировании личности ребенка рассмотрена такими выдающимися зарубежными и отечественными педагогами и психологами разных эпох как Я.А.Коменский - XVII век; Ж.-Ж.Руссо - XVIII век;
И.Г.Песталоцци - вторая половина XVIII - начало XIX века; К.Д.Ушинский - XIX век; Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, Г.И.Щукина - XX век и др. Технологии развивающего обучения разработаны в трудах П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, М.И.Махмутова,
Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др.; развитию творческих способностей посвящены работы Р.У.Богдановой. Особенности развития детей младшего школьного возраста установлены на основе исследований Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.А.Люблинской, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др. Условия развития личности ребенка в области художественного воспитания (развития творческих способностей, восприятия художественного образа, формирования духовной культуры, общего художественного развития) выделены А.В.Бакушинским, И.П.Волковым, Е.И.Игнатьевым, Т.С.Комаровой, В.С.Кузиным, Г.В.Лабунской, Б.М.Неменским, Ю.А.Полуяновым, Н.Н.Ростовцевым, А.Е.Терентьевым, Б.П.Юсовым и др.
Особенности художественно-образного языка графики и гравюры рассматривались в трудах таких крупных теоретиков искусства и культуры, педагогов как Б.Р.Виппер, М.С.Каган, Н.Э.Радлов, А.А.Сидоров, В.А.Фаворский, П.А.Флоренский. Специфика техник гравюры выявляется в исследованиях А.А.Гавричкова, А.Д.Гончарова, В.М.Звонцова, Е.Ф.Ковтуна, Е.С.Левитина, М.Д.Рудометова, Н.В.Тарасовой, В.В.Туровой и др. В работах Д.А. Ровинского впервые были собраны биографии мастеров русской гравюры, систематизированы сведения о произведениях, накопленные к концу XIX века. Далее история гравюры в России рассматривалась Э.Ф.Голлербахом (1924). Среди исторических исследований европейской гравюры следует отметить работу немецкого искусствоведа П.Кристеллера (1939). Анализ искусства в единстве с рассмотрением особенностей технологий эстампа предприняли Ж.Ларан (1959), Д.Кауффманн (1962), Ф.Бруннер (1984). В этом же ключе рассматривается искусство эстампа в работе отечественного автора М.И.Флекеля (1987), однако он ограничивается изучением только репродук ционной гравюры. Наиболее подробным историческим исследованием являются "Очерки по истории и технике гравюры" (ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1987). В материалах научно-практической конференции "Гравюра в системе искусств" (Санкт-Петербург, 1989) определяется роль русской гравюры и ее связь с другими видами искусства. Историческому исследованию офорта посвящены работы В.Я.Адарюкова, П.Е.Корнилова. Существуют технологические пособия по работе в технике офорта художников А.И.Сомова (1885), В.Д.Фалилеева (1925), В.М.Звонцова, В.И.Шистко (1971). Особенности адаптации, упрощения работы в техниках глубокой печати рассматривались И.Я.Айзеншером, Ю.И.Герштейном, Л.Ф.Овсянниковым.
В исследованиях подчеркивается важная роль графики как искусства демократического, обращенного к широкому кругу людей, но в то же время отмечается отсутствие понимания ее эстетической специфики. Нередко попытки художников приблизить эстамп к зрителю оборачиваются утратой понимания его языка, а отсутствие образной мысли компенсируется техническими изысками. Эти проблемы поднимались в статьях В.Касияна (1956), Ю.Герчука (1972), Г.Заглянской и А.Ливанова (1984). Исследование показало, что эта проблема остается актуальной в наше время, и с этой точки зрения занятия, направленные на знакомство с искусством графики в школе, необходимы, так как именно там воспитываются зрители, будущие ценители искусства.
В силу недостаточного внимания к изучению искусства графики в общеобразовательных учебных заведениях, корпус литературы, посвященной этой теме, весьма ограничен. В курсе художественного воспитания "Творчество и выражение" (1981-1985) итальянских авторов М.К.Претте и А.Капальдо прослеживаются некоторые методические вопросы использования графических техник, но их работа отличается отсутствием целостного рассмотрения графики как вида искусства. В диссертационных исследованиях И.Л.Головановой (1995), С.Ш.Евтых (1996) работа с различными художественными материалами, в том числе и графическими, выделяется как сред ство активизации изобразительной деятельности младших школьников. В отдельных исследованиях отечественных авторов, посвященных возможностям использования печатных техник на занятиях рисованием с детьми (А.А.Кирилло, Н.В.Одноралов, Д.Г.Соболев, А.С.Щипанов), основное внимание сосредоточивается на технологии. В некоторых работах рассматриваются только отдельные графические техники, причем предпочтение отдаётся линогравюре (П.А.Алексеев, М.М.Богачкин., Л.Г.Богачкина, С.А.Фёдоров). Пособие американского автора Л.Уэста, помимо искусствоведческого анализа и технологических описаний, содержит много методических советов, полезных для педагогов, включающих в учебный процесс технику офорта, но оно адресовано только высшей школе. Практически нигде не рассматриваются возможности изучения офорта в общеобразовательных учреждениях.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой исследования являются положения: о ведущей роли деятельности в развитии личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин,
В.В.Давыдов); о построении учебного процесса на основе содержательного обобщения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); об осознании детьми процесса деятельности как принципе обучения (Л.В.Занков).
При разработке концепции курса был использован комплекс теоретико-методологических положений о роли игровой деятельности как средстве активизации познавательной деятельности детей (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), о развивающем значении изобразительной линии (Е.И.Игнатьев), а также ряд положений, связанных с исследованиями в области психологии искусства и художественного воспитания А.В.Бакушинского, Б.М. Неменского, Ю.А. Полуянова, Б.П. Юсова, ведущих российских художников-педагогов Е.С.Кругликовой, В.В.Матэ, мастеров середины и конца XX века В.М.Звонцова, Л.Ф.Овсянникова, В.И.Шистко и др.
Для решения поставленных задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных исследовательских методов. Использовались следующие методы: диахронический - при исследовании истории методов обучения графике; функциональный - при выявлении современного состояния преподавания изобразительного искусства и графики в системе начального обучения и исследовании основных идей развивающего обучения; прогностический - при выявлении принципов построения курса и факторов, определяющих специфику курса графики для детей младшего школьного возраста. На этапе создания методики пропедевтического курса графики и анализа экспериментального исследования использовался метод теоретического моделирования; для проверки эффективности методики - метод педагогического эксперимента. Методы эмпирического поиска: педагогическое наблюдение, опросы (беседы, анкетирование), ретроспективный анализ личного педагогического опыта - применялись при анализе современного состояния педагогической практики, а также для обобщения результатов экспериментального исследования.
Научная новизна исследования определяется тем, что методика пропедевтического курса графики обосновывается как компонент развивающего обучения. В исследовании обобщается практический опыт работы по данному направлению и предлагаются новые технологии. Рассматриваются возможности знакомства детей с офортом, техникой, которая считается неприменимой в учреждениях начального образования в силу таких причин, как сложность технического оснащения кабинетов, трудоёмкость процесса и др. Изучение техники офорта включено в широкий контекст ознакомления с особенностями художественно-образного языка искусства графики в целом.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выявлены принципы построения пропедевтического курса графики как компонента развивающего обучения. Обоснованы факторы, определяющие специфику занятий изобразительным искусством с детьми младшего школьного возраста. Разработанная методика и программа «Введение в искусство графики»
могут способствовать совершенствованию системы развивающего обучения и художественного воспитания. Кроме того, данная методическая система может быть использована как основа при составлении программ смежных дисциплин.
Организация, этапы и база исследования. Апробация результатов исследования проводилась на базе Дворца детского и юношеского творчества Выборгского района, а также школы № 101 г. Санкт-Петербурга.
Первый этап (1996 - 1998 г.) был связан с изучением искусствоведческой, психологической, дидактической и методической литературы, реального опыта педагогической практики, обобщением результатов личного педагогического опыта. Проделанная работа позволила выработать методику пропедевтического курса графики, разработать структуру эксперимента.
Второй этап (1998 г.) был посвящен организации и проведению констатирующего эксперимента. Его целью было определение начального уровня изобразительной деятельности детей, поступивших в школу, уточнение некоторых особенностей проведения обучающего эксперимента.
Третий этап (1998 - 2000 г.) состоял в проведении обучающего эксперимента с целью проверки эффективности методики пропедевтического курса графики. В конце был организован итоговый эксперимент, основной задачей которого было сравнение начального и конечного уровня изобразительной деятельности детей. Итогом стал анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление методики пропедевтического курса графики.
Апробация исследования. Результаты исследования нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях "Дипломная работа в системе профессиональной подготовки художника-педагога" (РҐПУ им. А.И.Герцена, май 1999 г.), "Сердце отдаю детям" (ДДЮТ Выборгского района, май 1999 г.), "Композиция в системе подготовки художника-педагога" (РГПУ им. А.И.Герцена, ноябрь 1999 г.), "Социализация детей через творче ство" (ДДЮТ Выборгского района, май 2000 г.), в выступлениях на теоретических семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена.
Положения, выносимые на защиту. Методика пропедевтического курса графики, построенная на основании принципов развивающего обучения и факторов, определяющих специфику занятий с детьми младшего школьного возраста, предполагает:
- применение на начальном этапе игровых форм работы, специальных приемов, направленных на активизацию эмоционального отношения учащихся к средствам художественного выражения, использование конкретных наглядных образов при объяснении материала;
- предварительное знакомство учащихся с особенностями художественно-образного языка графики через выполнение заданий, направленных на обогащение тактильного, визуального и двигательного опыта;
- сочетание изучения выразительных особенностей графических средств с основами изобразительной грамоты;
- освоение выразительно-графических средств на основе знакомства с творчеством художников-графиков, выполнение «реплик»;
- введение в процесс обучения техники офорта;
- создание во время работы над эстампом творческой атмосферы мастерской, где каждый ребенок является участником процесса, применение приемов, способствующих осознанию детьми значения как отдельных этапов, так и целостного процесса работы над эстампом.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения. В Приложении представлены методические разработки автора, иллюстративный материал.
Графика в ракурсе задач обучения художника изобразительного искусства (на примере офорта)
Для того чтобы представить специфику методики преподавания графики и её техник, важно вначале выделить особенности этого вида искусства. Эти особенности выявляются путём рассмотрения этапов становления и развития графического искусства, а также истории методов его преподавания и включения в систему общей подготовки художника.
Термин «графика» взят из греческого языка; «ypacpoo» - значит пишу. Слово употреблялось и в латинском языке, «[...] например, у Плиния graphice -значит искусство писать, рисовать; graphis, idis (у него же) - нарисовка, план, живописание, изображение; у Витрувия - рисование, искусство рисовать; у Овидия - graphium, ii, грифель, карандаш, стиль, живописная кисть; у Плавта graphicus - живо написанный, совершенный, несравненный, у него же в значении наречия: graphice - совершенно, исправно, мастерски. Graphiarius у Свето-ния, письменный, принадлежащий до письма, до живописи или рисовки»1.
Несмотря на общий корень, слово трактовалось по-разному. Это объясняет в какой-то степени противоречия в определении понятия, а также отношения к самому искусству. Объединив различные значения, можно прийти к объяснению графических искусств как совокупности способов начертания видимыми знаками человеческой мысли, идеи2. Не случайно некоторые исследователи относят к графике первые изображения в истории человечества: рисунки, процарапанные на стенах и скалах, орнамент, высеченный на предметах быта, орудиях труда и на оружии эпохи палеолита и бронзового века . Но данная характеристика может относиться не только к графике, но и к другим областям изобразительного искусства. Думается, что качество графики как искусства, выражающего в знаке мысль, подразумевает двойное значение. С одной стороны, это действительно средство, подобное письменности, способное в изображении передать информацию и тем самым играющее роль своеобразной связующей между людьми. И в то же время это вид искусства, обладающий особыми выразительными качествами.
Основные выразительные композиционные средства, форма, ритм, тон, контраст и другие едины для всех видов искусств, но их метод передачи различен, и, следовательно, также различны особенности их восприятия. Скульптуру, например, мы воспринимаем через объемно-пространственные формы; живопись - через цветовые пятна. Графическое произведение воспринимается путем рассматривания линейных и штриховых сочетаний, абстрактных знаков. Как указывал А.А. Сидоров, благодаря красочному изображению, живопись предназначена для конкретного восприятия, между тем как графика «идеологически абстрактна», так как говорит на языке средств, которых нет в мире4. Ограниченность изобразительных средств графики, условность цвета заставляет художника иначе, чем в живописи, передавать непосредственно видимое. В.А.Фаворский отмечал, что в гравюре художник изображает все цвета штрихами и соотношением чёрного и белого5. Художник-график отбирает в натуре существенное, типическое, стремится к обобщению6. Н.Э. Радлов определяет, что графика - это искусство изображения в графической форме отвлечённых, более или менее субъективных мыслей по поводу какого-либо явления . На основании сравнения графического произведения с живописным он вьисняет, что сюжеты, характерные для графики, имеют целью не столько изобразить что-нибудь, заставить созерцать какое-нибудь явление, сколько возбудить в человеке какую-либо мысль по поводу этого явления8. Тем самым графическое произведение определяется как произведение, имеющее самостоятельное значение, тесно связанное с идеей, а также специфические графические цели и средства, то есть обладающее особым графическим языком9.
С другой стороны, искусство графики действительно связано с письменами. Первые знаки и появившееся затем книгопечатание можно считать начальными образцами графического искусства. Часто графика играет подготовительную, прикладную роль. «Графика теснейшим образом связана с бытом и с общественной жизнью человека - в качестве книжной иллюстрации и украшения обложки, в качестве этикетки, плаката, афиши и т.п.», - отмечал Б.Р. Виппер10. В создании эстампа, - считает М.С. Каган, - «[...] технологические особенности творческой деятельности оборачиваются художественным своеобразием получаемого «продукта» - и по его изобразительно-выразительному языку, и по его функционированию в художественной культуре общества»11.
Пропедевтический курс графики как компонент развивающего обучения: принципы построения
Основной проблемой педагогического воздействия является соотношение обучения и развития. Для того чтобы разобраться в сути проблемы, необходимо сформулировать эти понятия.
«Обучение - совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание»1. «Развитие психическое - становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ре-бёнка» . Таким образом, развитие - это процесс становления личности человека, формирование его познавательных и творческих способностей, двигательных функций, психических и духовных качеств.
В зависимости от того, как понималось соотношение, а также того, что принималось за исходное, определяющее, наметились противоположные направления. Проследив историю методов обучения рисованию можно увидеть, что обоснование художественной деятельности с развивающей точки зрения часто приводило к акцентуации естественного формирования ребенка без вмешательства педагога. Наиболее ярко эти взгляды прослеживаются в трудах сторонников теории "свободного воспитания" (к. XIX - нач. XX в) (К.Риччи, Дж.Дьюи, Г.Кершештейнер, Х.Мирнса, Ф.Чижек, А.В.Бакушинскии, К.М.Лепилов и др.). С другой стороны, упор делался на усвоение детьми изобразительной грамоты, цель обучения при этом доминировала над развивающей целью. Данная концепция обучения характерна для отечественной педагогики в 40-е- 60-е годы XX века (А.В.Карлсон, Е.С.Кондахчан и др.).
Основной целью традиционной дидактической системы является обучение, формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Теория «свободного воспитания» основана на педо-центристской концепции. Главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребёнка. Соединяющей позиции послужила теория развивающего обучения, ориентированного на потенциальные возможности человека и на их реализацию и в то же время учитывающего роль сформированных ранее знаний. Согласно определению, «развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей» . Знания являются не конечной целью обучения (как в традиционной педагогике), а средством развития учащихся.
На основании анализа теорий зарубежных ученых4 Л.С. Выготский on- , ределяет, что «между процессами развития и обучения устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперёд данной, априорно-заключительной формулой»5. Обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведёт его за собой. Причём обучение оказывается плодотворным тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития6. То есть, обучение должно идти впереди развития и ориентироваться на цель развития ребёнка.
Последователи Л.С.Выготского подтвердили его теорию в процессе экспериментальных исследований, доказав, что возможности более интенсивного развития учащихся открываются при включении в учебный процесс специальных технологий и методических систем, преследующих именно цели развития личности, способствующих активизации мышления (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.АЛюблинская, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин и др.). В то же время в психологии и дидактике выделялась необходимость овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. Многие специалисты в области художественного воспитания, рассматривающие возможные модели художественного развития, подчеркивали важность знакомства детей с элементарными основами реалистического рисунка, формирования навыков рисования с натуры, что необходимо для понимания специфики изобразительного искусства как самостоятельного предмета, обладающего особыми методами и задачами (Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская, Н.Н.Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.П.Юсов и др.). Таким образом, при общей развивающей направленности методика пропедевтического курса графики должна включать обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимым для работы в искусстве.
Основной задачей развивающего обучения является целостное развитие способностей учащихся. С этой точки зрения возникает вопрос, правомерно ли включить занятия изобразительным искусством, графикой в качестве компонента развивающего обучения?
Методика пропедевтического курса графики для детей младшего школьного возраста (I - II классы)
Перед проведением экспериментального исследования на основе выделенных принципов и факторов педагогического процесса, была намечена методика пропедевтического курса графики.
Пропедевтический, то есть подготовительный, вводный курс графики предусматривает не только обучение детей техническим навыкам, необходимым для работы. Основным является знакомство с выразительными особенностями искусства, введение в мир его художественно-образного языка.
Нам представляется, что, прежде всего, мы должны развить в детях способность творчески мыслить. Поэтому основная задача курса состоит в развитии творческих способностей, интересов и мотивов детей, умения самостоятельно находить решения, а для этого необходимо знакомить их с доступными способами познания.
Основная цель - развитие у учащихся через понимание особенностей художественно-образного языка искусства графики, его выразительных средств сознательного отношения к способам воплощения собственного замысла при помощи этих средств.
Для её достижения необходимо решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:
- формирование первоначальных представлений о роли, содержании и эстетическом значении искусства: знакомство с его основными изобразительными средствами, видами и жанрами, творчеством ведущих мастеров, оборудованием, инструментами и материалами графики;
- развитие познавательных и творческих способностей; самостоятельности, способности целенаправленно наблюдать, выделять главное, оценивать увиденное, умения организовывать и обдумывать свою работу, выбирая наилучший способ и метод для выражения эмоционального состояния, мыслей и чувств;
- воспитание нравственно-эстетических чувств, чувства сопереживания событиям и явлениям действительности, а также людям и их поступкам, воспитание уважения к собственному труду и труду других людей, к творческой работе художников; формирование культуры видения, культуры поведения;
- знакомство с основами изобразительной грамоты, формирование технических навыков, необходимых для работы в искусстве.
Методикой предусмотрены следующие формы занятий: рисование с натуры, по образцу, по памяти, по представлению, беседы об изобразительном искусстве, экскурсии в музеи, на выставки, тематические экскурсии по городу игровые (занятие-игра, занятие-сказка) и коллективные формы (занятие-мастерская, занятие-выставка).
Поскольку в процессе обучения детям даются общие основы знаний об искусстве, то программа может функционировать как подготавливающая к более основательному изучению изобразительного искусства, например в художественной школе. Пропедевтический курс графики не претендует на полную независимость, необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных видов искусств. Поэтому он вполне может включаться в любую программу по изобразительному искусству. Кроме того, данная разработка может послужить основой для пропедевтического курса по ознакомлению детей с другими техниками.
Методика направлена на целостное развитие ребёнка. Качества, сформированные на занятиях, будут полезны в любой деятельности, в том числе учёбе.
- Обучение способствует углублению знаний по таким общеобразовательным дисциплинам, как трудовое обучение, история искусств, краеведение и др.
- У большинства детей младшего школьного возраста еще слабо развита рука, а, как известно, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания и как следствие низкий уровень графических навыков, письма, часто приводит к возникновению у детей тревожного состояния, негативного отношения к любому виду деятельности. Специальные графические упражнения для развития ловкости и координации мелких движений руки повышают уровень графических умений, что положительно отражается на почерке. В первом классе дети учатся писать, и занятия графикой окажут существенную помощь в этом плане.
- На занятиях в процессе художественно-творческой деятельности формируются компоненты учебной. Решая творческие задачи, изучая способы создания образа, используя определённые графические средства, учащиеся овладевают способами решения учебной задачи. Специальные приёмы для развития воображения, проблемные ситуации, используемые на занятиях, способствуют формированию у учащихся сознательной регуляции своих предметных действий, внимания не к результату, а к самому способу выполнения, что является необходимым условием для успешной учебной деятельности. Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности организовывать и планировать работу, оценивать её результаты, тем самым происходит формирование таких важных компонентов учебной деятельности, как действия, контроля и оценки.
- Работа с различными материалами в разных техниках значительно обогащает опыт. Дети становятся более уверенными в выборе решений. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, позволяют активно включаться в коллективную работу класса и школы.