Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Коростилева Елена Ивановна

Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения
<
Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Коростилева Елена Ивановна. Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 182 c. РГБ ОД, 61:03-13/101-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты использования категорий художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения 10

1.1.. Философско-эстетические аспекты проблемы «Время-пространство» 10

1.2. Художественные категорий времени и пространства в литературоведении 22

1.3.Психолого-педагогические предпосылки применения понятий художественного времени и пространства в школьной аудитории 55

ІАМетодические концепции использования категорий художественного времени и пространства в процессе изучения литературы 64

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по применению категорий художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения 81

2.1 .Анализ результатов констатирующего эксперимента 81

2.2.Методика анализа категорий художественного времени и пространства на разных этапах литературного образования 97

2.3. Формирование первоначальных понятий художественного времени и пространства в процессе изучения сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» в 5 классе 105

2.4.Расширение знаний учащихся и развитие умений анализа художественных категорий времени и места при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе 119

2.5.Обогащение представлений учащихся о пространственно-временных категориях в процессе анализа лирических произведений Н.С. Гумилева в 11 классе 143

2.6.Организация опытно-экспериментальной проверки эффективности методической работы и ее результаты 157

Заключение 165

Библиография 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное школьное литературное образование ориентировано на усиление нравственно-эстетического воздействия художественной литературы на читателя-школьника и его культуру. В этой связи особую значимость приобретают вопросы углубления знаний и совершенствования умений учащихся, способствующих полноценному анализу литературного произведения. Понимание читателем-школьником изучаемого произведения в значительной степени определяется способностью рассматривать его важнейшие художественные характеристики. Одним из возможных способов постижения учащимися литературного произведения является анализ категории художественного времени и пространства.

Проблема использования анализа художественного времени и простран- ства в процессе школьного изучения литературного произведения в той или иной мере всегда привлекала внимание ученых-методистов. В трудах В.В. Го-лубкова, Н.О. Корста, О.Ю. Богдановой, Т.Ф. Курдюмовой, Л.В. Тодорова, А.В. Дановского, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, А.Г. Балыбердина, Н.И. Прокофьева, А.И. Княжицкого, В.Г. Маранцмана и многих других разрабатываются различные аспекты ее решения: восприятие времени и места художественного действия, рассмотрение пейзажных описаний, взаимосвязей пространственно-временных изображений с характеристиками персонажей, авторскими оценками и идеями. В целом же вопрос школьного изучения категорий художественного времени и пространства не был еще предметом специального исследования.

Актуальность исследования проблемы школьного применения категорий художественного времени и пространства в анализе литературного произведе- ний определяется, с одной стороны, растущими требованиями к содержанию и качеству литературного образования, поиском новых, эффективных путей осмысления школьниками художественного произведения, с другой стороны, преобладанием в практике преподавания односторонних, формальных подходов к рассмотрению фундаментальных основ текста - времени и пространства художественного действия, не учитывающих поэтику категорий, что, безусловно, обедняет трактовку литературного произведения.

Теоретическое обоснование и экспериментальное исследование сформулированной проблемы связано с философскими, литературоведческими, психолого-педагогическими и методическими трудами.

Категории пространства и времени в их эстетической трактовке широко и подробно исследованы в философской науке. Работы Аристотеля, Г.Э. Лес-синга, И.Г. Гердера, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, А. Бергсона, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Дж. Уитроу, М. Гюйо, А. Эйнштейна, С.А. Бабуш-кина, A.M. Мостепаненко, Г.Н. Слепухова и многих других, обусловившие субъективные, объективные и субъективно-объективные представления о вре мени и пространстве, определившие функциональную значимость категорий, безусловно, расширяют возможности их методического применения, вносят новые аспекты рассмотрения понятий: от анализа образов времени и места художественного действия к осмыслению концептуального содержания и структурного их воплощения в произведении.

Литературоведением категории художественного времени и пространст ва продуктивно разрабатывались в следующих направлениях: специфика про странственно-временной образности в литературном произведении (работы Б.Н. Эйхенбаума, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, В.В. Шкловского и других), содержательность изображенных свойств и трансформаций пространственно-временных координат (труды Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Е. Фарыно, А.Я. Гуревича, Ф.П. Федорова, З.Я. Тураевой, Н.Ф. Ржевской, И.К. Гея и других), место и продолжительность в сюжетно-композиционном по-строении художественного действия(исследования З.Я. Минц, Ю.М. Лотмана, Б.В. Томашевского, Б.А. Успенского, А.А. Мендилова, Е.М. Таборисской, В.И. Чередниченко, М.Е. Лейдермана, В.И. Тюпы и других), зависимость пространственно-временных изображений от родо-жанрового варианта текста (работы В.Е. Хализева, Б.О. Кормана, Д.Н. Медриш, Г.И. Маркина, Л.В. Казанцевой, В.И. Чередниченко и других), влияние культурно-исторических традиций на ху дожественное осмысление и воплощение категорий в отдельном литературном произведении (взгляды М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, З.Я. Минц, В.Н. Топорова, Б.С. Мейлаха, А.Я. Гуревича, Ф.П. Федорова, Н.Л. Лейдермана, В.Я. Грехнева), соединение пространственно-временных примет в хронотопическое единство (работы М.М. Бахтина, В.Е. Енукидзе, Л.В. Казанцевой).

Особенности и механизмы восприятия категорий времени и пространства в их художественном воплощении, процессы и этапы осмысления пространственно-временных изображений, описанные в работах Дж. Уитроу, М. Гюйо, П. Фресса, Ж. Пиаже, Л.М. Веккера, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.П. Блонского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, Д.Г. Никифоровой, О.И. Жабицкой, Д.Г. Элькина, Р. Арнхейма, Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко и других, определили психолого-педагогические аспекты концепции обращения к категоришхудожественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения.

Методологической и методической основой изучения категорий художественного времени и пространства в школьном курсе литературы являются труды В.В. Голубкова, Н.О. Корста, О.Ю. Богдановой, Т.Ф. Курдюмовой, А.В. Да-новского, Л.В. Тодорова, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, В.Г. Маранцмана, А.Г. Балыбердина, Н.И. Прокофьева и других, рассматривающие общие принципы и приемы освоения учащимися элементов теории литературы и анализа поэтики художественного произведения, работы М.Б. Ладыгина, А.И. Княжиц-кого Н.Я. Мещеряковой, Р.И. Альбетковой, И.Д. Хмарского, О.А. Гантваргер и других, затрагивающие проблемы школьного рассмотрения художественного времени и пространства в характеристике персонажей, в раскрытии идей произведения, в выявлении авторских оценок и в описании структурной организации текста, диссертационные исследования Н.И. Горобец, А.А. Маныкиной, Н.В. Беляевой, касающиеся вопросов постижения учащимися художественного времени и пространства в аспектах жанра, а также современные программные требования, учебные пособия и методические рекомендации.

Учитывая обозначенные методической наукой аспекты школьного использования категорий художественного времени и пространства в анализе литературного произведения, мы определили наименее исследованные вопросы: сочетание содержательной и структурной роли данных категорий в анализе художественного произведения, соотношение в процессе обучения их теоретических основ с другими теоретико-литературными понятиями, объем обращения к анализу категорий на разных этапах литературного образования, а также рассмотрение хронотопического единства пространственно-временных свойств в литературном произведении. Это позволило подчеркнуть необходимость теоретического и опытно-экспериментального исследования проблемы школьного применения категорий художественного времени и пространства в анализе литературного произведений.

Цель исследования - теоретически обосновать содержание и специфику анализа категорий художественного времени и пространства в процессе школьного изучения литературных произведений, в ходе педагогического эксперимента организовать опытно-экспериментальную проверку методики использо вания данных категорий в рассмотрении художественного произведения учащимися на разных этапах литературного образования.

Объектом исследования является содержание и методика изучения в средних и старших классах средней общеобразовательной школы категорий художественного времени и пространства, а также образовательно-развивающий механизм изучения литературных произведений посредством данных категорий.

Предмет исследования: методика изучения смысловых и функциональных особенностей категорий художественного времени и пространства в процессе анализа литературного произведения на разных этапах литературного образования читателя-школьника.

Методологической основой являлись труды по философии, литературоведению, психологии, методике преподавания литературы, связанные с проблемой нашего диссертационного исследования.

Изучение данных вопросов в философии, литературоведении, теории и практике методики преподавания литературы, анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволили выдвинуть следующую гипотезу:

Применение категорий художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения позволит повысить эмоционально-ценностное осознание художественного текста, обогатит литературно-теоретические представления учащихся, сформирует способность анализа поэтики произведения, если:

• формирование представлений о литературоведческих категориях пространства и времени будет основано на рассмотрении их существенных признаков и функций в художественном произведении;

• будет разработана методическая система, обеспечивающая динамику учебного процесса по освоению учащимися категорий художественного времени и пространства в их содержательно-организационных функциях;

• учащимися будут усвоены теоретические сведения о данных категориях;

• аналитическая деятельность учащихся будет включать в себя рассмотрение идейного содержания и формы изображения художественного времени и пространства в общей трактовке изучаемого произведения.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:

1. С опорой на философские традиции и литературоведческие положения определить содержание понятий художественное время и пространство, выделить и классифицировать их изобразительные свойства и функциональную значимость, описать взаимосвязи категорий с теоретическими понятиями, изучаемыми в школе; 2. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы с

целью выяснения специфики, особенностей и традиций изучения категорий художественного времени и пространства;

3. Сделать констатирующий срез с целью выявления сторон исследуемого вопроса, требующих внимания в образовательном процессе и дополнительных методических освящений;

4. На основе этого разработать содержание, объем, этапы и взаимосвязи целе- гЛ направленного обращения к категориям в процессе анализа литературного произведения в школе;

5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку, выдвинутой методики изучения категорий художественного времени и пространства.

Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования:

• Теоретическое изучение и анализ философской, литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, школьных программ, учебников и методических пособий по проблеме исследования;

• Проведение анкетирования и бесед с учителями, учениками;

• обработка результатов анкетирования и анализ письменных работ учащихся. Разработка и проведение опытно-экспериментального обучения;

Ф • Качественно-количественная оценка эффективности предложенных

рекомендаций.

Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в несколько этапов:

1. Этап (1997-1999гг.) был посвящен изучению философских, литературоведческих, психологических и методических работ, выступавших в качестве теоретической основы для создания методики использования категорий художественного времени и пространства в образовательном процессе, определялась цель и гипотеза исследования, проводилось анкетирование учителей-словесников и анализировались констатирующие работы учащихся;

2. этап ( 1999-2001 гг.) включал в себя методическую работу по изучению категорий художественного времени и пространства на уроках литературы в курсах 5,8, 11 классах, проведение обучающего эксперимента в средних школах № 14, 598, в «Международной школе «Дом Филиппа» города Москвы, в школе № 10 города Куйбышева Новосибирской области, охватившего 350 учащихся данных школ;

3. этап (2001-200) был посвящен систематизации и обобщению полученных в ходе обучающего эксперимента результатов, проводилось уточнение предложенной методики, оформление диссертационной работы.

Теоретическое значение исследования:

• Выявлено значение анализа категорий художественного времени и пространства в процессе школьного изучения литературного произведения;

Раскрыта сущность содержания литературно-теоретических понятий худо жественного времени и пространства в школьном литературном образовании;

• Определены основные направления методической работы с категориями при анализе художественного текста.

Научная новизна исследования: • определен содержательный объем исследуемых категорий художественного времени и пространства, литературно-теоретические взаимосвязи и направления их изучения в школе;

• разработана методика формирования у учащихся представлений о художественной специфике категорий, развития у читателя-школьника умений анализировать идейно-структурное содержание литературных произведений с учетом пространственно-временного изображения;

• раскрыто последовательное углубление и развитие представлений о художественной специфике категорий, их идейно-структурных функциях и взаимосвязях в художественном тексте на каждом из этапов литературного образования учащихся;

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней предложены теоретически обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации к изучения художественных произведений с учетом значимости особенностей пространственно-временной организации текста. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях гуманитарного профиля, а также при проведении лекций, практических занятий по методике преподавания литературы в педагогическом вузе и на курсах повышения квалификации учителей. Достоверность исследования обеспечивается тем, что работа опирается і на исследования и достижения литературоведения, философии, психологии и методики обучения литературе, подтверждается данными констатирующего и і обучающего эксперимента. Результаты отражены в анкетах учителей и пись менных работах учащихся. Всего в эксперименте приняло участие свыше 350 учащихся и 30 педагогов-словесников г. Москвы и г. Куйбышева Новосибирской области. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных, и устных ответов школьников.

Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях ка федры методики преподавания литературы МГПУ, аспирантских объединениях, в выступлениях на Голубковских чтениях (Москва, 2001, 2002гг.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах № 598, 14, в Международной школе «Дом Филиппа» города Москвы, в школе № 10 г. Куйбышева Новосибирской области. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Теоретической основой формирования у учащихся представлений о художественном времени и пространстве является концепция о художественном изображении категорий, выражающих идейное содержания произведения и организующих его структуру;

2. Обращение к категориям художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения определяется предлагаемой

1 нами методикой преподавания, включающей в себя последовательное углубле ние и развитие на каждом из этапов литературного образования новых представлений о художественной специфике категорий и их идейно-структурных функциях и взаимосвязях в художественном тексте;

3. Применение в школьном анализе литературных произведений категорий художественного времени и пространства способствует не только обогащению и углублению литературно-теоретических представлений уча щихся, но позволяет эффективно осмыслить литературный текст, развивает умение рассматривать отдельные элементы поэтики произведения в их совокупности, повышает эмоционально-ценностное отношение учащихся к изучаемым литературным материалам.

Философско-эстетические аспекты проблемы «Время-пространство»

Понятие времени и пространства в их философско- эстетической постановке носят универсальный характер, а по широте использования в разных областях научного знания имеют глобальное значение.

«В сравнении с другими понятиями и категориями, входящими в со временный концептуальный аппарат науки и философии, - отмечает А.С.

Абасов, - понятия пространства и времени поражают своим тотальным участием во всех областях человеческих знаний» (1;75). Именно это обстоятель ство обусловливает многообразие учений о пространстве и времени

Мы не ставим перед собой задачу всестороннего рассмотрения фило софско-эстетических воззрений на заявленную проблему. Используя ряд фи лософских источников, мы остановимся на универсальных положениях, по лучивших широкое признание и отражающих понимание художественности в категориях времени и пространства, описывающих ближайшие выражения понятий, а также их содержательность и функциональность. Пространство и время как явление многогранное и многофункцио нальное имеет широкий спектр толкований и определений. Изучение поня тий насчитывает многие столетия, однако однозначного терминологического определения категорий до конца не сформировалось. Отчасти, это вызвано тем, что изучение категорий времени и пространства становится приоритетом не только философских и естественно - научных сфер, но и искусствоведческих, и художественных практик. Осмысляются художественное время и пространство целым рядом авторов с позиций исторических, искусствоведческих, психологических, литературоведческих и т.п. Каждый из них исходит из специфики пространственно-временных представлений своей области, опираясь на инвариантное, философско-эстетическое ядро в определении понятий и осмыслении их существенных сторон. Избранный нами вопрос также имеет опыт философско-эстетических истолкований.

Развитие методологии исследования пространства и времени началось давно. Первым эстетическим учением, в котором мы встречаем замечания, касающиеся пространственно-временной организации поэтических произве дений, была «Поэтика» Аристотеля. Воззрения на основу художественного пространства и времени в ней даны в виде рекомендаций для построения композиции произведения. Так уже античностью определяется моделирующая функция категорий в построении художественного произведения. Аристотель говорит, что композиция, выявляя фабулу произведения, «...должна быть изображением одного и притом цельного действия, и части событий должны быть так составлены, что при перемене или отнятии какой-либо части изменилось и приходило в движение целое» (8;66). Содержательную сто рону понятий, выраженную в фабуле и сюжете, автор «Поэтики» связывает с построением фабулы во времени, с продолжительностью произведения, его размером во времени и размером его частей.«...Тот объем достаточен, -встречаем у Аристотеля, - внутри которого при непрерывном следовании событий по вероятности или необходимости может произойти перемена от несчастья к счастью или от счастья к несчастью» (8;63). Выделенные содержательные и структурные стороны времени и пространства, по мысли филосо фа, представляют собой единство, что находит отражение в принципе единства действия. Так определяется аспект целесообразности обращения к формам художественного времени и пространства.

Последующее развитие естественных наук и эмпирической философии позволило углубить и систематизировать художественные представления о структуре пространственно-временного континуума. Созданная Исааком Ньютоном концепция пространства и времени безраздельно господствовала в науке вплоть до конца 19 века и интенсивно переносила свои основные положения в сферу искусства. Исходя из концепции И.Ньютона, пространство рассматривалось как трехмерное, непрерывное, бесконечное, однородное, неизмеримое, непроницаемое. Время же понималось как нечто абсолютное в его независимой длительности, равномерно текущей от прошлого к настоящему. Именно непроницаемость и непрерывность пространственно-временных ориентиров абсолютизируется мыслителями и в области искусства.

Одним из самых обстоятельных исследований этого направления в сфере искусства, не утратившим своей ценности и по сей день, являются работы Г.Э. Лессинга. В своем понимании времени и пространства, их художественной функции немецкий мыслитель, следуя основным положениям фи JL лософии И. Ньютона, рассматривает специфичность пространственно временной организации как природную форму, как подражание действительности, разделяя реальность на тела (пространство) и процессы (время). Г.Э. Лессинг в книге « Лаокоон, или о границах живописи» сформулировал и попытался решить проблему особенностей пространственно-временных отражений в различных искусствах. Так, предметом поэзии, по его мнению, являются «...действия тел, следующих друг за другом во времени,...видимые свойства тел в поэзии...изображаются лишь опосредованно, при помощи действий» (109;249-250). Первичен для литературы, таким образом, по мысли ученого, временной аспект, а пространственный - вторичен. Под пространством и временем он понимает безграничную, бесструктурную продолжительность. В структуре же произведения эта продолжительность строго фиксирована: «Поэт, ограниченный временной последовательностью, он может показать за один раз только одну сторону, одно качество изображаемых им мате риальных предметов» (109;458),Но взгляды мыслителя отражали лишь внешнюю сторону пространственно-временной организации художественного произведения и были недостаточны для глубокого анализа его структуры.

Художественные категорий времени и пространства в литературоведении

Сложность и универсальность категорий времени и пространства обозначены литературоведческой наукой. В силу того, что данные категории являются в анализе художественного произведения необходимым компонентом, позволяющим уловить тонкие грани авторской мысли, их исследование в литературоведении имеет свою традицию. Рассмотрим эволюцию научного представления понятий, обобщим значения категорий художественного времени пространства, определим их художественные свойства, функции и взаимосвязи в литературном произведении.

История изучения данной проблемы исчисляется веками. Системати ческое изучение теории пространства и времени как художественных кате горий началось лишь в 20 — 30 годы XX века /А. Цейтлен, М. Бахтин, Г. Волошин /.

Одной из первых теоретических работ, поставивших задачу специального изучения пространства и времени в литературе, была статья А. Цейтлен «Время в романах Достоевского». В ней рассматривались романы писателя с точки зрения длительности их действия, прослеживалась связь темпов раз вития времени с психологическим состоянием героев, ставился вопрос о связи форм художественного времени, присущих стилю того или иного писателя, с отношением этих авторов к действительности. Перу А. Цейтлен принадлежит одно из первых определений понятия художественного времени в «Литературной энциклопедии» /1928 г./. В статье художественное время оп ределяется как «основная и непременная предпосылка сюжетного разви-тия»(219;11).

Разработка проблемы художественного времени и пространства на протяжении первой половины XX века в русской филологии представляла собой не столько изучение содержательности категорий, сколько выявление их инструментальной роли в творчестве художника. Так исследованию сово-купности приемов художественного времени большое внимание уделяли представители формальной школы, в частности, В.Б. Шкловский. Анализируя сюжетное построение романов Филдинга, Сервантоса, Пушкина, Стерна, ученый указывает на то, что время в сюжете выступает в качестве сцепления

всех элементов произведения, объединенных мировоззрением художника, и выполняет эстетическую задачу, обусловливая приемы композиции. Б.В. Томашевский в книге «Теория литературы. Поэтика.» считает необходимым в анализе сюжетного построения художественного произведения прежде всего «...уделять особое внимание на пользование временем и местом в повествованию 188; 190). По его мнению, следует различать фабульное время и время повествования. Фабульное время - это время, в котором предполагается совершение событий, время повествования — это то, которое занимает прочтение произведения»( 191; 190).

Интересные исследования поэтического времени в русле структурно-функциональной роли категории были осуществлены В.М. Фишером, А.А. Слонимским, В.П. Переверзевым, Г. Волошиным. 1930 — 1940 годы в литературоведении не плодотворны в теоретической разработке проблемы, исключая работы М.М. Бахтина, появившиеся в печати позднее. С конца 1950 - х в исследовании категорий наблюдается оживление, появляются работы о художественном времени и пространстве В. Фаворского В.Ф. Асмуса, Б.В. Раушенбаха. Однако лишь в 1960 годы изучение про странственно-временных проявлений обретает целостность благодаря тому, что категории приобретают самостоятельность и содержательность своей моделирующей структуры. Складывается подход, при котором пространство и время определяются, «исходя из отношений между всеми компонентами, между всеми категориями художественного мира», в тоже время каждый компонент « художественного мира обретает пространственно-временной статус»(202;12). В работах этого периода исследуется содержательный ас пект проблемы, то есть рассматриваются пространственно-временные отра жения в данной художественной системе и их реализация в художественном образе. Следует заметить, что нередко происходит абстрагирование содер жательного аспекта от формального закрепления временных и пространст венных характеристик художественного произведения.

.Анализ результатов констатирующего эксперимента

Теоретическое обоснование проблемы применения категорий художественного времени и пространства в школьном анализе литературного произведения позволило нам разработать структуру и содержание опытно-экспериментального исследования Предлагаемая нами опытно-экспериментальная работа, проводимая в 1999- 2002 г. в средних школах № 14, 598, в "Международной школе "Дом Филиппа" города Москвы, в школе № 10 города Куйбышева Новосибирской области и охватившая 30 учителей-словесников и 350 учащихся данных школ, включала в себя следующие этапы:

Констатирующий (предэкспериментальный) срез;

Разработка методики экспериментального обучения;

Экспериментальное обучение и контрольно-проверочные работы в ходе обучающего эксперимента;

Итоговый послеэкспериментальный срез. Анализ итогов эксперимента и выводы. Проведение экспериментального исследования основывается на рас смотрении художественных произведений, предусмотренных обязательным содержанием основного общего образования по литературе. Опишем каждый представленный нами этап опытно-экспериментальной работы.

2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента С целью выявления уровней и особенностей обращения в практике современного школьного преподавания литературы к анализу категорий ху дожественного времени и пространства, нами было проведено констатирую щее исследование, которое позволило отметить ряд существенных сторон. Первой задачей констатирующего эксперимента было выяснение мнения учителей-словесников о необходимости и особенностях обращения к катего риям времени и места в их практической деятельности, а также их позиции в понимании вопроса. Нами была составлена нижеследующая анкета:

1. Часто ли в Вашей работе возникает потребность обращения к характеристикам времени и места художественного действия?

2. В каких классах Вы ощущаете наибольшую необходимость подобной работы?

3. В какой момент изучения литературной темы целесообразно использовать пространственно-временные характеристики:

на вступительном этапе, в качестве ориентиров восприятия;

в процессе анализа образной системы художественного текста и выявления его идейной сути;

в процессе углубления литературно-теоретических понятий, связанных с изучаемой темой;

в творческой деятельности учеников;

4. При изучении каких родов и жанров художественных произведений возникает наибольшая потребность анализа пространства и времени в тексте? С чем это, по-вашему, связано:

5. Из чего состоит работа с учащимися по характеристике художественного времени и пространства? Что должно быть главным в содержании данной работы?

6. Какую роль выполняют категории времени и пространства в процессе анализа произведения и усвоения литературных знаний? Какие умения и качества читателя формируются у учащегося в этом процессе?

7. Какие сложности возникают при изучении категорий времени и пространства художественного текста?

8. Ваши пожелания и предложения.

Всего было опрошено 30 респондентов. Обработка данных анкеты выявила следующие особенности состояния исследуемой проблемы в школьной практике.

Актуальной для 27(90%) учителей-словесников является характеристика времени и пространства художественного действия, и всего лишь 3(10%) из опрошенных не обращаются к анализу художественного времени и места в собственной работе. При этом учителя подчеркивают, что обращение к категориям нередко происходит как на аналитическом, так и на понятийном уровне.

Вопрос, выявляющий возможности обращения к анализу категорий на различных этапах литературного образования, оказался довольно спорным.

Разноречивость мнений проявилась во взглядах на начальный период изуче ния понятий: 8 (30%) анкетируемых склонны начинать работу с категориями в 5-6 классах, 11 (37%) - в 7-8 классах, 10 (33%) - на старшем этапе литературного образования. Однако совокупность ответов определяет тенденцию применения категорий в последовательности от среднего звена к старшим классам - 20 (67%) из опрошенных учителей-словесников.

Вопросы № 3 и № 4 данной анкеты были продиктованы стремлением выяснить закономерности и потребности обращения педагогов к характери стике художественного времени и пространства в процессе изучения литературной темы на определенных ее этапах и в ее специфике. Пространственно-временные характеристики литературного текста 14%(46) учителей использует в анализе произведений, в методической работе другой половины опрошенных категории получили только свое теоретическое освещение. И только А) 2 (8%) анкетируемых определили время и пространство как ориентиры вос приятия литературного текста, не учитывая содержательно-структурной роли категорий. Наблюдения над пространственно-временными аспектами текста большинством опрошенных / 22 (75%) / не ограничиваются каким-либо родом произведения, но 5 (16%) анкетируемых учителей-словесников наи большую потребность анализа пространственно-временных ориентиров ви дят в эпическом произведении, 2 (6%) — в драматическом тексте и только 1 (3%) - в лирическом, что и объясняется особенностями родовой организации литературного текста.

Похожие диссертации на Категории художественного времени и пространства в школьном изучении литературного произведения