Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование изучения произведений русской литературы с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя 10
1.1 . Русская литература и христианская традиция 10
1.2. Роль христианских идей и образов в поэтике изучаемых в школе произведений 48
1.3. Проблема «культурного' фонда» читателя и понимание произведения 70
Глава II. Ознакомление старшеклассников с авторским переосмыслением христианских идей и образов 92
2.1. Историко-культурологический подход к ознакомлению с библейским текстом и христианской традицией 92
2.2. Анализ сложившихся концепций сведений о христианской культуре и Библии нурбках литературы 98
2.3. Методика работы с учащимися: от первоначального ознакомления с проблемой - к углубленному анализу текста 104
Глава III. Организация экспериментальной работы 126
3.1. Обзорные уроки по проблеме «Русская литература и христианская традиция» Общее знакомство с библейским текстом 128
3.2. Изучение монографической темы Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание» с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя 155
Заключение 210
Библиография 213
- . Русская литература и христианская традиция
- Историко-культурологический подход к ознакомлению с библейским текстом и христианской традицией
- Обзорные уроки по проблеме «Русская литература и христианская традиция» Общее знакомство с библейским текстом
Введение к работе
Актуальность работы. Обновление современного гуманитарного образования открывает новые возможности в изучении литературы. Введение в про-
ф граммы вопросов по творчеству А.Ахматовой, Б.Пастернака, М.Булгакова,
И.Шмелева, а также новые тенденции в рассмотрении ряда традиционных тем выдвинули проблему постижения произведений, в поэтике которых значительную роль играют христианские идеи и образы, сложные интертекстуальные связи с библейским текстом. В связи с этим многие современные методисты (В.И.Влащенко, Н.В.Давыдова, В.В.Инютин, М.Г.Качурин, А.И.Княжицкий, Н.Н.Костанян, А.Г.Кутузов, М.В.Черкезова, С.Е.Шамаева и др.) предлагают
ДІ учитывать роль диалога с христианской культурной традицией при изучении
древнерусской словесности, а также отдельных произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.Блока, М.А.Булгакова, А.Ахматовой, Б.Пастернака. Это обусловлено, с одной стороны, значительной ролью христианских аллюзий и реминисценций в поэтике ряда изучаемых произведений, а с другой, тем, что подобный подход способствует реализации одной из задач завершающего этапа литературного
0* образования - усвоению художественного мира писателя в историко-
культурном контексте.
В результате исследований о связях мировоззренческих и эстетических принципов в художественном творчестве (С.С.Аверинцев, Э.Ауэрбах, М.М.Бахтин, Э.Х.Гомбридж, А.Я.Гуревич, Э.Р.Курциус, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, А.В.Михайлов, Э.Панофски, Н.Фрай, Э.Д.Хирш и др.) и изучения проблем восприятия (В.Блудова, Р.Болховский, А.А.Брудный,
щ Т.М.Дридзе, Л.Г.Жабицкая, Б.С.Мейлах, О.Н.Никифорова) стало очевидным,
что характер восприятия и интерпретации произведений литературы зависит от богатства "культурного фонда" (Д.С.Лихачев) читателя, его способности отвечать на ассоциативные вызовы, запрограммированные в тексте, от степени
проникновения в культурные и исторические связи, в которых действовал художник. Необходимым моментом формирования соответствующего культурного фонда является, по мнению ряда исследователей, знакомство с феноменами христианской традиции, которые на протяжении многих столетий являлись важнейшей составляющей общественного сознания и ассоциативного фонда русского человека. Постижение произведения будет более успешным у того читателя, который способен распознавать христианские идеи и образы, к которым корреспондируют те или иные элементы художественного текста, понимать особенности их художественного переосмысления автором, анализировать символику произведений, которая зачастую "открывается" при сопоставлении с христианским контекстом.
Целесообразность изучения произведения с учетом роли христианских идей и образов, творчески освоенных писателем, акцентируется в ряде методических работ, а также в большинстве программ по литературе, куда в последние годы включены такие, например, проблемы: «Вечные образы» в поэме «Двенадцать», «Сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами в романе «Мастер и Маргарита» (программа 2000г. под ред. Т.Ф.Курдюмовой), «Оправдание символики имени главного героя романа «Доктор Живаго», «Религия и искусство, влияние религиозных идеалов на литературу», «Христианская вера и христианские образы в романах Достоевского» (программа 2000г. под ред. В.Г.Маранцмана), «Религиозные искания русских писателей», «Христианская концепция писателя, символическая структура романа «Преступление и наказание» (программа 2000г. под ред. А.Г.Кутузова). Столь активное освоение нового для школы вопроса связано и с его значительно возросшей разработанностью в современном литературоведении (работы С.С.Аверинцева, Е.В.Ветловской, И.А.Есаулова, В.И.Захарова, Т.А.Касаткиной, В.А.Котельникова, Т.Г.Мальчуковой, Д.С.Лихачева, В.С.Непомнящего, О.А.Проскурина, Б.Н.Тихомирова, В.Н.Топорова, Г.М.Фридлендера, В.Е.Хализева и др.).
Однако, несмотря на наличие разнообразных материалов, адресованных словеснику и учащимся (статьи, аннотации к программам, учебные пособия С.З.Агранович, Н.В.Давыдовой, М.Г.Качурина, С.Е.Шамаевой и других авторов), методика изучения произведений литературы с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя остается недостаточно неразработанной. С одной стороны, часть словесников традиционно обходит молчанием библейские образы и мотивы в произведениях литературы. С другой стороны, подход к проблеме сторонников противоположного взгляда в ряде статей, а также в практике преподавания нередко носит поверхностный, тенденциозный характер. На наш взгляд, упрощенное или недостаточно грамотное освещение вопроса о роли христианских идей и образов в художественном мире писателя, неумение анализировать его с позиции современного литературоведения, отсутствие последовательности в предъявлении материала оказывается упущением. По нашему мнению, учет роли христианских идей и образов в произведении, выявление особенностей их творческого осмысления писателем может стать одним из эффективных средств обогащения целостного восприятия и анализа художественных произведений, сокращения "исторического параллакса" (Д.С.Лихачев) между писателем и юным читателем, приближения образов литературы прошлого к современному старшекласснику, развития интереса к чтению. Реализация этого потенциала возможна при свободном от односторонности подходе и связана с разработкой проблемы в методике. Один из основоположников отечественной методической науки В.В. Голубков, обозначая основные составные элементы анализа литературного произведения, отмечал важность работы с историко-литературным материалом для "более углубленного понимания образов и идейной направленности произведения" (92, с.314). Выявление авторского переосмысления традиционных для литературы христианских идей и образов может стать одним из существенных компонентов этой работы.
Все вышеизложенное определяет актуальность теоретического обоснования целей, материала, методов и приемов рассмотрения христианских идей и образов в художественном мире писателя на уроке литературы, исследования возможностей, которые оно открывает для постижения произведения; разделения "вероучительного" и историко-культурологического подходов к феноменам христианской традиции; создания конкретных методических рекомендаций. Отметим, что ознакомление учащихся с феноменами христианской традиции для обогащения понимания произведений художественной литературы признано эффективным и осуществляется в системе светского образования многих стран мира. Анализ зарубежного опыта и вместе с тем учет специфики отечественной литературы и культурной ситуации в России - условия разработки наиболее целесообразного подхода к этой новой для нашей методики проблеме.
Основная цель работы заключается в обосновании эффективности изучения произведения с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя и разработке соответствующих методических рекомендаций.
Объектом исследования является процесс изучения русской литературы в старших классах гуманитарного профиля.
Предмет исследования - методика изучения произведений литературы в старших классах гуманитарного профиля с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: учет роли христианских идей и образов в художественном мире писателя будет способствовать углубленному восприятию и пониманию художественных произведений, воспитанию качеств квалифицированного читателя, если:
- христианские идеи и образы, наиболее часто используемые в произведениях литературы, войдут в культурный фонд старшеклассников, при этом последовательное ознакомление с ними будет носить историко-культурологический
характер, что найдет отражение в целях, отборе учебного материала, методах и приемах его изучения;
на уроке литературы будут выявляться идейно-художественные функции библейских реминисценций, играющих существенную роль в поэтике рассматриваемого произведения;
изучение диалогических взаимоотношений художественного текста с христианской традицией будет осуществляться на отдельных обзорных уроках ин-тегративного типа, занятиях по биографии писателя и уроках анализа произведений, и будет построено по принципу постепенного усложнения и активизации деятельности учащихся;
использование определенных форм и приемов обращения к христианским идеям и образам - комментария библейской реминисценции; сопоставления образа или мотива произведения с соответствующим фрагментом библейского контекста; обзорного знакомства с христианскими идеями и образами - будет обусловливаться изучаемым аспектом и особенностями поэтики произведения.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
выявить роль ознакомления с христианскими идеями и образами и их художественным переосмыслением в произведениях литературы в воспитании квалифицированного читателя, обогащении культурного фонда старшеклассника, углублении восприятия и понимания произведений прошлого, коррекции их интерпретации;
изучить научные работы по теме исследования; установить оптимальный объем и последовательность предъявления материала о христианской традиции и библейском тексте, способствующие углубленному пониманию произведений древнерусской и классической русской литературы;
определить условия и принципы ознакомления с комплексом христианских идей и образов, соответствующие требованиям светского характера образования; подобрать материалы разных родов искусств, способствующие их осмыслению;
на основе теоретического обоснования разработать методическую модель изучения произведений с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя;
экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Для осуществления цели работы, проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— метод теоретического исследования ~ изучение трудов по философии, лите
ратуроведению, культурологии, социологии, искусствоведению, психологии,
педагогике и методике преподавания литературы;
анализ программ, пособий и методических руководств по выбранной теме, анализ и обобщение опыта преподавания, анкетирование, письменный и устный опрос, беседы со старшеклассниками и словесниками;
метод экспериментального исследования;
анализ и обобщение полученных в процессе исследования материалов.
Исследование, в котором приняло участие 285 старшеклассников, проведено на базе средней школы №600 (учитель Соловьева О.О.) и учебного объединения "Университетский колледж Ирмос" г. Москвы (учитель Павловец М.Г.) в течение 1994-2000 гг.
Методологической основой исследования являются труды по различным аспектам изучаемой проблемы философов, педагогов, психологов, методистов, литературоведов, искусствоведов, культурологов.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработке изучения произведений литературы с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя. Выявлены критерии отбора используемых сведений и экспериментально выверен оптимальный объем представлений учащихся о христианских идеях и образах, а также условия, при которых анализ авторского «диалога» с христианским контекстом является необходимым для углубленного постижения произведений. Исследованы материалы по исто-
рий, философии, музыке, живописи, архитектуре, способствующие осознанию проблемы переосмысления христианских образов в различные эпохи и в разных видах искусств.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано психолого-педагогическое обоснование для ознакомления с феноменами христианской традиции и их переосмыслением в художественных произведениях; определены принципы историко-культурологического подхода к проблеме, соответствующие светскому характеру образования. Разработаны методы и приемы освоения предлагаемых на уроках материалов, осознаны последовательность и формы работы с библейским текстом на уроке литературы в старших классах, обосновано место ознакомления с христианской традицией в общей системе занятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в работе учителей-словесников старших классов школ гуманитарного профиля, преподавателей институтов со студентами на лекциях, семинарских занятиях, спецкурсах. Предложенная методика может быть применена при изучении произведений зарубежной литературы и курса «Мировая художественная культура».
Достоверность результатов подтверждается основными положениями научных концепций литературоведения, психологии, педагогики и методики преподавания литературы; обеспечивается данными констатирующего и обучающего экспериментов. Результаты работы оценивались на основе проведенных тестов, анкетных данных, бесед с учителями и учащимися, анализа письменных ответов и творческих работ старшеклассников.
Апробация материалов исследования осуществлялась на занятиях в школе № 600 и в учебном объединении "Университетский колледж Ирмос" г. Москвы. Результаты исследования были представлены в выступлениях на научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1995 год в МПГУ, на заседаниях кафедры методики преподавания литературы МПГУ.
На защиту выносятся следующие положения:
і. Изучение произведения с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя способствует более адекватному и глубокому постижению ряда произведений русской литературы, служит преодолению разрыва между современным читателем и произведением другой эпохи.
Постижение роли христианских идей и образов в художественном произведении помогает развить у старшеклассников качества квалифицированного читателя: умение интерпретировать произведение на фоне историко-культурного контекста, анализировать философский пласт и символику произведения, выявлять особенности авторской поэтики и ее связь с культурными традициями и миропониманием писателя.
Историко-культурологический подход к вопросу о роли христианских идей и образов в художественном мире писателя находит отражение в целях, в выборе материалов, методов и приемов обращения к феноменам христианской традиции на уроке литературы в школе.
В зависимости от особенностей поэтики произведения в целом и изучаемого на уроке его аспекта, в частности, находится использование определенных форм обращения к христианским идеям и образам: комментария библейской реминисценции; сопоставления с соответствующим фрагментом библейского контекста; обзорного знакомства с христианской традицией.
Обращение к христианским идеям и образам, переосмысленным писателем, на отдельных обзорных уроках интегративного типа, занятиях по биографии и уроках анализа произведения развивает культурологические, исторические, эстетические и этические представления учащихся, предоставляет старшеклассникам возможность проследить за развитием многовековых традиций в искусстве, формирует более высокий уровень суждений о традициях и новаторстве, соотношении мировоззренческих и эстетических принципов в художественном творчестве.
. Русская литература и христианская традиция
В последнее десятилетие вопрос об интертекстуальных связях произведений литературы и библейского текста, а также о роли христианской традиции в художественном мире ряда писателей стал одной из наиболее продуктивных проблем отечественного литературоведения и западной русистики. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, такой подход позволяет рассматривать литературное произведение, не отрывая его от «целостного контекста культуры» (22, с.363) а, с другой, анализ авторского переосмысления библейских образов, сюжетов и мотивов помогает раскрыть существенные аспекты поэтики рассматриваемых произведений.
Достаточно неожиданное выдвижение этой проблемы в число актуальных предметов исследования лишь в 80-е - 90-е гг. XX века имеет под собой определенные исторические основания.
Изучение вопроса, который условно можно обозначить как «художественная литература и христианская традиция», давно применяется зарубежными филологами для анализа художественных произведений английской, французской, итальянской и других литератур. Среди наиболее значительных монографий по теме следует отметить труды "Сцены из драмы в европейской литературе» Э.Ауэрбаха, «Библейские образы в литературе» Р.Бартела, «Религия и литература» Г.Гарднера, «Литературные интерпретации библейских сказаний» К.Грос Льюиса, «Европейская литература и латинское средневековье» Э.Р.Курциуса, «Великий код: Библия и литература» Н.Фрайа, «Цели интерпретации» Э.Д.Хирша и др. Однако применительно к русской литературе вопрос о роли христианских идей и образов в художественном мире писателя долгое время оставался вне поля зрения литературоведения. Правда, следует отметить, что в начале XX века различные аспекты проблемы изучали такие специалисты по истории литературы как С.А.Венгеров, Д.Н.Овсянико-Куликовский, В.Н.Перетц, Н.Ефимов, А.Волжский и др., а также русские философы, которые на рубеже веков активно осваивали область литературной критики (Н.Бердяев, И.Ильин, В.Соловьев, С.Франк, Л.Шестов, В.В.Розанов, Д.С.Мережковский, Г.П.Федотов и др.). Далеко не бесспорные работы этих авторов (имеем ввиду нередко пристрастные общие выводы и оценки) тем не менее содержат множество ценных наблюдений.
Начиная с 20-х годов XX в.изучение проблемы было надолго прервано, хотя те или иные ее аспекты исследовались в литературоведческих работах русских эмигрантов (Н.Лосского, Вяч.Иванова, Б.Ширяева, В.Вейдле, К.Мочульского и др.) и некоторых зарубежных русистов.
В течение долгого времени в отечественном литературоведении единственной областью, где в процессе изучения литературы учитывались ее связи с христианской культурной традицией оставались исследования древнерусской словесности. Здесь изучение влияния христианства на формирование своеобразных черт поэтики рассматривалось в качестве одного из существенных аспектов научного анализа в трудах С.С.Аверинцева, В.П.Адриановой-Перетц, Л.А.Дмитриева, В.В.Кускова, Д.С.Лихачева, А.С.Орлова, Н.И. Прокофьева, А.Н.Робинсона, Г.И.Успенского и др.
Возобновление интереса к проблеме «Художественная литература и христианская традиция» уже применительно к русской классике XIX-XX вв приходится на конец 80-х годов XX в. С этого времени анализ роли христианских идей и образов в художественном мире писателя, в поэтике классических произведений осознается как один из актуальных вопросов при изучении истории русской литературы в целом (Д.С.Лихачев, С.С.Аверинцев, Г.М. Фридлендер, Д.П.Николаев, В.А.Котельников, Б.Н.Тихомиров, В.И.Захаров, И.А.Есаулов), а также интерпретации произведений ряда русских «классиков» (например, работы С.А.Кибальника, Г.А.Лесскиса, Т.Г.Мальчуковой, М.Ф.Мурьянова, В.С.Непомнящего, А.М.Панченко, Н.Н.Петруниной, О.А.Проскурина, И.З.Сурат, В.П.Старка, Е.А.Тоддес о Пушкине, С.Г.Бочарова, М.Вайскопфа, В.А.Воропаева, С.А.Гончарова о Гоголе, Е.В.Ветловской, В.Н.Захарова, Т.А.Касаткиной, Н.Натовой, Н.Перлиной, Г.Померанца, Б.Н.Тихомирова, Г.Н.Фридлендера, А.Н.Хоц о Достоевском и др.).
Ряд ценных наблюдений по проблемме содержится в работах Н.Т.Ашимбаевой, В.И.Богдановой, Н.Ф.Будановой, А.Л.Казина, Н.В.Капустина, Г.Коган, В.В.Кускова, А.М.Любомудровой, В.И.Мельник, Г.Митина, А.Б.Румянцевой, Л.И.Сараскиной, С.Семеновой, В.Е.Хализева, Е.А.Шестаковой, Е.А.Яблокова и др. Отражением внимания литературоведения к проблеме стало проведение конференций "Евангельский текст в русской литературе", "Пушкинская эпоха и христианская культура" и др. (МГУ, Пушкинским Домом, Институтом Мировой литературы, Петрозаводским государственным университетом), а также появление ряда сборников научных статей по проблеме: "Евангельский текст в русской литературе", "Христианство и русская литература", «Русская литература XIX века и христианство» и др.
Историко-культурологический подход к ознакомлению с библейским текстом и христианской традицией
Целесообразность учета роли христианских идей и образов в художественном мире писателя в процессе изучения русской литературы была обоснована нами в первой главе с точки зрения философии, культурологии, литературоведения, психологии, методики, однако методическая разработка проблемы может быть целесообразной только в случае признания возможности и ценности обращения к подобному материалу в светской (секулярной) школе. Следовательно, следующим этапом нашего исследования стало подробное рассмотрение дискуссионного вопроса: соответствует ли привлечение сведений о христианских идеях и образах, сопоставление с ними аспектов литературного произведения требованиям светского характера образования.
А для этого, на наш взгляд, необходимо четко определить принципы ознакомления с христианской культурной традицией, соответствующие требованиям демократического государства, реализующего принцип свободы совести и светского характера образования. Школа в демократическом обществе должна равным образом гарантировать защиту учащихся от давления религии и атеизма. Вместе с тем, необходимо отделять следование этому принципу, исключающее проповедь любой религиозной доктрины, от историко-культурологического ознакомления учеников с той или иной духовной традицией, позволяющего старшеклассникам гуманитарного профиля лучше ориентироваться в мировой и отечественной истории и культуре. Действующий Закон Российской Федерации "О свободе вероисповеданий" в специальном разделе гарантирует право учащихся на такое приобщение к этим знаниям. В соответствии с этим, в современной школе в учебный материал нередко включаются курсы "Мировые религии", "Великие книги человечества" и т.п.; многие программы по литературе, рекомендованные Министерством Образования РФ, также предлагают знакомство с фрагментами библейских текстов и вопросом о связях христианской культурной традиции с русской литературой. Однако практика, сложившаяся в ряде современных школ, свидетельствует о том, что зачастую преподаватели литературы недостаточно четко представляют разницу между светским подходом к знакомству с названным материалом и его освещением, скажем, в воскресной школе.
Сложившаяся ситуация потребовала от нас четкого разделения историко-культурологического подхода к знакомству с христианской культурной традицией, имеющего академический, информативный характер от катехизаторского, вероучительного подхода к проблеме. Основными принципами историко-культурологического подхода к рассмотрению явлений христианской культуры в их связях с произведениями литературы, которые мы определили на основе анализа материалов по избранной проблеме в отечественной и зарубежной литературе, по нашему мнению, являются:
1) Объективность, понимаемая как отсутствие предвзятости в суждениях при освещении материала. Требование объективности предполагает максимально беспристрастное знакомство с христианской традицией как с феноменом отечественной и мировой культуры и литературы, избегающее как преуменьшения, так и преувеличения вклада религии в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Требованию объективности соответствует точность, достоверность сообщаемых сведений, а соответственно, опора при подготовке уроков на наиболее фундаментальные работы по предлагаемой проблеме, воздержанность от самостоятельных трактовок религиозного текста. Для подбора соответствующих материалов может быть рекомендован следующий принцип: при знакомстве и комментировании библейского текста руководствоваться его трактовкой, утвердившейся в христианской традиции, признанными богословскими комментариями; для освещения проблемы "Культура и Библия", "Русская литература и христианская традиция" опираться, напротив, на наиболее фундаментальные работы по этим проблемам светских ученых - культурологов и исследователей литературы.
2) Толерантность, понимаемая как терпимость и уважительное отношение к мнениям, взглядам, убеждениям другого, предполагающая отказ от стремления насаждать те или иные мировоззренческие представления. Толерантность, являющаяся правовой и политической категорией, должна быть признана основным этическим принципом при работе с религиозным материалом в школе. Толерантность несовместима с использованием оценочных характеристик того или иного вероучения или атеизма, она, в частности, предполагает уважительность к христианской мировоззренческой позиции, признание того, что она является одним из возможных ответов на главные вопросы человеческого духа, и вместе с тем, отсутствие пропаганды христианства как единственно верного миропонимания. Принцип толерантности должен найти отражение на уроке литературы, в частности, в выборе терминологии, используемой учителем для характеристики тех или иных библейских текстов или христианского мировоззрения. Нам представляется, что наиболее точным будет использование по отношению к фрагментам библейского текста таких "нейтральных" терминов как "рассказ", "фрагмент", "притча", воздержание от определения их как "легенд", "мифов". Использование последних терминов, характерное для многих программ и учебников, может ущемлять чувства верующего (что обусловлено прежде всего бытовыми коннотациями: миф=легенда=вымысел). Кроме того, понятие мифа, прикладываемое, например, к событиям Нового Завета не только может звучать оскорбительно для христианина, но и не соответствует научной классификации.
Обзорные уроки по проблеме «Русская литература и христианская традиция» Общее знакомство с библейским текстом
Обзорные уроки по теме «Русская литература и христианская традиция» явились первым этапом обучающего эксперимента по изучению произведений литературы с учетом роли христианских идей и образов в художественном мире писателя.
Дидактическая цель экспериментальной работы на этой фазе: обосновать методические пути совершенствования изучения литературы в русле проблемы "художественный мир писателя в историко-культурном аспекте", определить место и способы формирования первичного представления о проблеме "Литература и Библия" в процессе обзора истории русской словесности; способствовать формированию умений учащихся интерпретировать художественное произведение в контексте сведений о культуре соответствующей эпохи, на примере темы рассматривать вопрос о традициях и новаторстве в литературе.
Учебный материал мы отбираем в опоре на теоретическое основание. На первый план, что обусловлено спецификой курса на историко-литературной основе, нами выдвигаются следующие положения:
— Воздействие христианства на становление и развитие русской культуры и литературы. Различный характер ориентации на христианскую традицию в произведениях древнерусской литературы, когда христианство было господствующим мировоззрением эпохи, и а произведениях классической русской литературы.
Библия как "код культуры". Библейские реминисценции в художественных произведениях, влияние Библии как образцового произведения на отношение к слову и развитие темы поэта и поэзии в русской литературе.
— Традиции литературы и новаторство каждого писателя в интерпретации библейских образов и мотивов.
Введение проблемы "Русская литература и христианская традиция" логично приурочить к началу курса на историко-литературной основе: с одной стороны, без обращения к ней нельзя понять ряд особенностей становления и развития русской словесности, некоторых характерных черт ее поэтики; а с другой, рассмотрение темы позволяет с первых же уроков в старших классах проследить на конкретных примерах взаимодействие культуры определенной эпохи, мировоззрения писателя и художественного мира отдельного произведения - то есть способствует введению старшеклассника в главную теоретическую проблему последнего этапа литературного образования (в 2.3. мы дали более полное обоснование для выделения этой группы уроков).
Мы предлагаем раскрыть названную обзорную тему в ходе трех специальных занятий, построенных как проблемные лекции с элементами чтения, беседы, самостоятельных выступлений. Это, с одной стороны, обеспечит систематизацию сведений и экономичность во времени при освоении объемного материала, а, с другой, позволит включить учащихся в поисковую деятельность, возбудить интерес к проблеме. Как известно, одна из главных задач учителя при подготовке обзорного занятия - "объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и завершенность" (244, т.2, с. 123). С этой целью необходимо определить единую линию изложения материала. В нашем случае системность излагаемому материалу обеспечивает единство библейского текста и выбор пути знакомства с ним, предполагающего рассмотрение его фрагментов в той последовательности, в которой они представлены в оригинале.
Уроку по теме может предшествовать ознакомительная беседа о литературе как художественном отражении жизни человека и народа, об особенностях историко-литературного процесса, фазы развития которого во многом определяются особенностями соответствующей эпохи, ее господствующим мировоззрением и культурой. Учитель может предложить старшеклассникам привести примеры тех случаев, когда характер определенной эпохи, исторические события времени находят воплощение в художественных произведениях. Ученики обычно с легкостью обнаруживают примеры тех произведений, замысел которых обязан тем или иным историческим реалиям: они называют "Во глубине сибирских руд..." А.С.Пушкина, "Русские женщины" Н.А.Некрасова, "Детство" М.Горького и др., некоторые учащиеся говорят и о том, что жанр жития и ряд особенностей произведений древнерусской словесности обязан христианским установкам автора, а «классицистические» установки М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина в образцовости античного искусства определяют аллегорическое использование образов античной мифологии в их творчестве. Словеснику необходимо привести учеников от конкретных примеров к первоначальному (пока основанному на очень простых примерах) наблюдению о связи "эпоха-писатель-литературное произведение" и затем скорректировать этот вывод на более высоком уровне научности и обобщения. В связи с этим необходимо акцентировать для учащихся особенности чтения литературных произведений другой эпохи: чтобы лучше понять произведение, нужно уметь представить его в контексте определенной эпохи, вдуматься в авторский замысел, а это предполагает обращение к реалиям культуры того времени, когда произведение создавалось.