Содержание к диссертации
Введение
Глава І.Теоретические, методические, психолого-педагогические основы читательской культуры учащихся 5-8 классов 15
1.1 История изучения читателя-школьника в отечественной науке 15
1.2 Определение понятия «читательская культура» школьника 40
1.3 Определение компонентов речевых умений и навыков в их единстве с развитием читательской культуры учащихся 59
1.4 Особенности учащихся 5-8 классов как читателей классической художественной литературы (в свете развития читательской культуры) 80
Выводы по 1 главе 87
Глава 2 Система работы по развитию читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С Тургенева 5-8 классов 89
2.1 Развитие читательской культуры учащихся в школьной практике при изучении произведений И.С Тургенева в 5-8 классах. Констатирующий эксперимент 89
2.2 Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева в 5-6 классах 106
2.3 Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева в 7-8 классах 132
Выводы по 2 главе 149
Заключение 152
Библиография 155
- История изучения читателя-школьника в отечественной науке
- Определение понятия «читательская культура» школьника
- Развитие читательской культуры учащихся в школьной практике при изучении произведений И.С Тургенева в 5-8 классах. Констатирующий эксперимент
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется значимостью чтения классической русской литературы в формировании самостоятельно и творчески мылящей личности, обладающей высокой духовной культурой. Формирование «квалифицированного», творческого, эстетически восприимчивого читателя, умеющего ориентироваться в многообразии родной и мировой литературы, понимать, эстетически оценивать литературные произведения, уметь грамотно, интересно, эмоционально выразить свои впечатления и мысли в устной и письменной форме — важная задача, стоящая перед современной школой.
Изучение литературы в основной школе, как указано в Стандартах среднего общего образования по литературе, направлено на достижение ряда целей и задач, среди которых:
освоение системы знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве;
воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к родной культуре; формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре.
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, масс-медиа, Интернет);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать искусство; формирование художественного вкуса, аргументировать свою позицию;
развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно пользоваться русским литературным языком, навыков написания сочинений разных типов и литературных работ различных жанров.
Таким образом, развитие читательской культуры личности и связанных с ней речевых умений и навыков в рамках уроков литературы становится единой задачей, решаемой в процессе анализа произведений русской классики.
В научной литературе нет четкого определения понятия «читательская культура». Обобщая теоретические исследования в данной области, дадим рабочее определение понятия «читательская культура». Под читательской культурой, мы понимаем определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения; способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания (умение пользоваться каталогом, понимать аннотации); необходимый уровень теоретико-литературных знаний; креативные способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения.
Отметим, что речевые умения определяют уровень речевой культуры, свойственный личности на конкретном этапе ее развития, включающий соответствие речи мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств, ясность речи, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественную выразительность, логическую стройность, эмоциональность.
Важную роль в развитии читательской культуры и связанных с ней речевых умений и навыков в процессе анализа художественного текста играет русская классическая литература XIX века. Отечественная литература
помогает укреплять в сознании воспитанников традиционные национальные чувства и убеждения. Содержание произведений русской классики многогранно, отличается глубиной проблем, многие из которых не утратили актуальности, высокими нравственными идеалами, разносторонностью изображения жизни, художественным своеобразием, богатством и выразительностью языка.
Сочетание глубины мысли, исследование «вечных» нравственно-философских проблем, особенности манеры повествования и выразительность языка И.С.Тургенева дают учителю возможность при изучении его произведений решать в единстве проблему развития читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся. Поэтапное развитие читательских умений и навыков обеспечивается непрерывным (с 5 по 8 класс) обращением к изучению произведений И.С.Тургенева.
Литературоведение предоставляет учителю богатый материал по изучению личности и творчества И.С.Тургенева. Среди работ, посвященных творчеству И.С.Тургенева, нами анализировались работы Н.В.Богословского, Н.Л.Бродского, Г.А.Бялого, В.М.Головко, Л.П.Лотмана, Г.Б.Курляндской, Ю.В.Лебедева, П.ГЛустовойт, А.Г.Цейтлина, С.Е.Шаталова и др. К разным аспектам изучения произведений Тургенева в школе обращались в своих методических трудах В.В.Голубков, Т.Г.Браже, О.Ю.Богданова, М.М.Жданов, Т.Ф.Курдюмова, М.Г.Качурин, А.П.Валагина, А.К.Киселев, Г.А.Обернихина, В.Я.Коровина и др.
О культурообразовательном значении литературы говорили в своих трудах М.М.Бахтин, В.С.Библер, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Е.М.Мелетинский, С.С.Аверинцев, А.Ф.Лосев, М.С.Качан и др.
Проблема чтения всегда находилась под пристальным вниманием ученых-методистов, педагогов, психологов. Детально разработанные и тщательно сформированные указания по руководству чтением ребенка и подростка с учетом возраста, индивидуальных склонностей и задач
воспитания цельной человеческой личности имеются в наследии К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.
Психологическим аспектам процесса обучения и читательской
деятельности посвящены труды Б.Г.Ананьева, В.С.Библера,
Д.Н.Богоявленского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова,
Н.О.Корста, А.Ф. Лазурского, А.Г.Корсунского, А.Н.Леонтьева,
Н.А.Менчинской, А.П.Нечаева, О.И.Никифоровой, Ж.Пиаже,
С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эрдниева, Д.В.Эльконина, И.СЯкиманской, П.М.Якобсона и др.
Традиции изучения художественной литературы в школе заложены в работах В.И.Водовозова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, Ц.П.Балталона, В.В.Голубкова, Н.М.Соколова, М.А.Рыбниковой, Л.С.Троицкой и др.
Формирование культуры чтения и различные аспекты читательского восприятия при анализе художественного произведения на разных ступенях обучения литературе исследовали в своих работах М.Н.Салтыкова, Н.Я.Мещерякова, Т.Г.Браже, В.Ф.Брандесов, Н.О.Корст, Н.И.Кудряшев, В.Г.Маранцман, Н.Д.Молдавская, В.Я.Коровина, Т.Ф.Курдюмова, О.Ю.Богданова, А.Г.Кутузов, Е.А.Лужина, Г.И.Беленький, Г.А.Гуковский, Т.Г.Зепалова, М.Г.Качурин, М.А.Снежневская, Г.Н.Ионин, А.В.Дановский, С.А.Леонов, Г.С.Меркин, Л.В.Тодоров, Г.А.Обернихина, В.Ф.Чертов и др.
Проникновение в тайны стиля и поэтики русских классиков, обогащение словарного запаса учащихся, в том числе выразительно-изобразительными средствами языка на материале художественных произведений, обучение связной устной и письменной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые решались в практике и теории развития методики литературы в связи с воспитанием квалифицированного читателя. Большой вклад в разработку данного вопроса внесли Ф.И.Буслаев, ВЛ.Стоюнин, В.П.Острогорский, Л.И.Поливанов. В.П.Шереметьевский, В.В.Голубков, А.Д.Алферов, М.А.Рыбникова, А.А.Липаев, И.В.Мальцева, М.Р.Львов, В.Я.Коровина, Г.И.Беленький,
О.Ю.Богданова, Н.А.Демидова, Л.М.Зельманова, Т.Ф.Курдюмова,
Н.Д.Молдавская, Н.И.Кудряшев, З.С.Смелкова, Н.Н.Светловская,
Л.В.Тодоров, М.В.Черкезова, Г.А.Обернихина, С.А.Леонов,
Т.А.Ладыженская и др.
Во многих трудах проблемы читательской культуры и развития речевых умений и навыков школьников рассматриваются отдельно друг от друга, хотя теория и практика работы подтверждают их тесную взаимосвязь, что говорит о необходимости их соединения в единую методическую проблему.
В диссертационных исследованиях по данной проблеме рассматриваются различные аспекты развития читательской культуры.
В диссертационном исследовании СА.Леонова «Речевая деятельность учащихся 9-11 классов в процессе изучения литературы» рассматривается процесс совершенствования речи учащихся старших классов на основе изучения произведений русской классики. Т.В.Федорова, исследуя проблему совершенствования читательской деятельности учащихся старших классов на уроках литературы, опирается на диалогическую природу художественного текста и возросшую роль ученика в образовательном процессе. О.А.Иншакова посвятила свою работу развитию читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения произведений А.С.Пушкина в 5-9 классах средней школы. В.И.Нусенкис, исследуя процесс формирования читательских умений при изучении эпических произведений у школьников 6 класса, отмечает, что система формирования читательских умений должна быть гибкой, видоизменяться в зависимости от художественного метода писателя. И.Л.Старцева исследует проблему развития читательской культуры школьников 5-6 классов при изучении эпических произведений, опираясь на фольклор и на тексты художественной литературы. Л.Н.Горячева, опираясь на диалогическую природу общения учителя с учениками на уроке, посвятила исследование проблеме учебно-
речевой деятельности «учитель-ученик» на интегрированном уроке литературы.
Нас же интересует проблема развития читательской культуры учащихся 5-8 классов при изучении произведений И.С.Тургенева.
Цель исследования: теоретическое обоснование, методическая разработка и экспериментальная проверка методической модели развития читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся 5-8 классов при изучении произведений И.С.Тургенева.
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Проанализировать историю изучения читателя-школьника и выявить, какое место занимает развитие читательской культуры в формировании квалифицированного читателя.
Определить специфику понятия «читательская культура», компонентов речевых умений и навыков, что позволит объединить их в рамках единой методической проблемы;
Определить общеметодические и психолого-педагогические предпосылки создания методической модели развития читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся 5-8 классов;
Разработать методическую модель развития читательской культуры учащихся 5-8 классов при изучении произведений одного автора (на примере И.С.Тургенева) и проверить ее эффективность на практике.
Объект исследования: процесс развития читательской культуры на уроках литературы в 5-8 классах при изучении произведений И.С.Тургенева.
Предмет исследования: содержание, методы, формы, пути, приемы развития читательской культуры школьников при изучении произведений И.С.Тургенева на уроках литературы в 5-8-классах.
Гипотеза исследования: развитие читательской культуры учащихся 5-8 классов и связанных с ней речевых умений и навыков должно происходить в неразрывном единстве и может быть более эффективным, если:
в процессе изучения произведений И.С.Тургенева будет осуществляться работа по анализу художественного произведения в единстве формы и содержания, что позволит постичь глубину мысли, уникальность стиля И.С.Тургенева, подготовит к более глубокому восприятию других художественных произведений (не только данного автора) с сохранением преемственности от класса к классу;
в качестве основы методической модели развития читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С.тургенева в 5-8 классах будут использованы такие этапы, как подготовка к анализу (восприятие и эстетическое постижение художественного мира произведения через разные виды чтения и диалоги «учитель-ученик», «ученик-ученик»), обучение анализу, с учетом особенностей авторского повествования и поэтики, самостоятельная читательская деятельность, обучение разным видам речевых высказываний (диалогических, монологических, устных и письменных), самостоятельной творческой деятельности;
при изучении произведений И.С.Тургенева будут учтены психолого-педагогические особенности учащихся (возрастные, индивидуальные, креативные);
будут осуществляться межпредметные связи (русский язык, история, музыка, изобразительно искусство, основы работы в библиотеке), будет способствовать развитию читательских и речевых умений и навыков как общеучебных.
Методологической основой исследования явились труды по методике, психологии, педагогике, литературоведению, связанные с избранной проблемой.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Методы теоретического исследования - изучение и анализ философской, психологической, литературоведческой, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ Стандартов
среднего общего образования и программ по литературе, методических пособий для систематизации и научного обоснования концепции работы.
Методы эмпирического исследования - анкетирование учителей с целью выявить их уровень практического решения проблемы, анкетирование учащихся с целью выявить уровень восприятия художественного произведения на этапе самостоятельного чтения, анализ ответов учащихся на уроках и их письменных работ.
На стадии обучающего эксперимента использовался метод опытно-экспериментальной проверки с целью выявления эффективности предлагаемой методической модели работы по развитию читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С.Тургенева в 5-8 классах.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (2000 — 2001 г.г.) было дано теоретическое обоснование проблемы, изучены связанные с ней философские, психологические, литературоведческие, методические, педагогические труды, определены основные направления исследования.
На втором этапе (2001 — 2002 г.г.) проведен констатирующий эксперимент, определена рабочая гипотеза, цели и задачи исследования, разработана методическая модель развития читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С.Тургенева в 5-8 классах.
Третий этап (2001 — 2005 г.г.) включал проведение обучающего эксперимента, который осуществлялся в лицеях №10 и №18 г.Химки Московской области, обработку и анализ материалов исследований, оформление диссертации.
Исследование апробировалось в ходе проведения эксперимента в лицеях №№.10,18 г.Химки Московской области, а также процессе учебно-педагогической деятельности автора на курсах повышения квалификации работников образования в АПК и НПРО РФ. По теме исследования были прочитаны доклады на Всероссийских междисциплинарных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей АПКиППРО
г.Москвы (2002, 2003 г.г.), на районных методических объединениях учителей русского языка и литературы г. Химки (2003, 2004, 2005г.г.). Основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, педагогических советах школ, в которых проводился эксперимент. Новизна исследования:
Обоснована необходимость единства в развитии читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся 5-8 классов с опорой на методические, дидактические, психологические и литературоведческие концепции.
Определены компоненты понятий «читательская культура», «речевые умения и навыки», позволившие объединить работу по их развитию в единую методическую проблему.
Разработана методическая модель развития читательской культуры учащихся на уроках литературы в 5-8 классах при изучении произведений И.С.Тургенева, основанная на поэтапном проникновении в идейно-художественные особенности авторского повествования, средства характеристики героев, на роли конкретных слов в повествовании и способах выражения авторской позиции.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней предложено теоретически обоснованное и экспериментально проверенная методическая модель развития читательской культуры учащихся при изучении произведения И.С.Тургенева в 5-8 классах. Описанная модель работы может быть перенесена на изучение произведений любого другого автора русской классической литературы XIX века.
Достоверность результатов исследования обеспечивается: 1) опорой разработанной модели на достижения в области философии, психологии, педагогики, литературоведении, методики преподавания литературы;
2) данными констатирующего и обучающего экспериментов, в
которых приняло участие более 200 учащихся;
3) использованием данных материалов в публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
Проблемы развития читательской культуры и речевых умений и навыков неразрывно связаны и требуют единого системного подхода при изучении произведений каждого автора поэтапно (с 5 по 8 класс). Анализ художественного произведения в школьной практике происходит в единстве формы и содержания, что позволяет не только постичь глубину мысли и уникальность авторского стиля писателя, но и готовит к более глубокому восприятию любого другого художественного произведения данного автора, а также стимулирует желание выразить собственное мнение или создать собственное творческое речевое высказывание. Эффективным средством совершенствования процесса литературного и речевого развития школьников является наблюдение за значимостью каждого слова в художественном произведении, особенностями стиля и поэтики автора.
Главным содержанием деятельности учителя по развитию читательской культуры являются углубление художественного восприятия произведения в процессе его изучения, постижения авторской позиции, анализа языковых особенностей текста, совершенствования техники чтения и речевых умений, развития креативных способностей и умений интерпретации художественного текста с опорой на язык и стиль И.С.Тургенева.
При этом предпочтительны такие виды учебной деятельности школьников, как различные виды чтения, наблюдение за эмоционально-образным значением слов с учетом мировоззрения автора, введение слов и речевых оборотов И.С.Тургенева в высказывания учащихся, диалог, чтение, словесное рисование, разные виды пересказов с включением лексики из произведений И.С.Тургенева, игры, сопоставление,
иллюстрирование, творческие сочинения, словесно-художественное творчество.
4. При учете возрастных, личностных особенностей, специфики
литературного произведения и стиля автора в процессе практической реализации предложенной методической модели развития читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С.Тургенева в 5-8 классах возможно продвижение учащихся на более высокие уровни читательской культуры.
Структура и основное содержание работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность исследования, определяется важность развития читательской культуры и связанных с ней речевых умений и навыков в процессе анализа художественного произведения как одной из главных задач литературного образования в средней школе; определяется приоритетная роль русской классической литературы XIX века, возможности последовательного и поэтапного развития читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С.Тургенева в 5-8 классах; обозначаются цель, задачи и предмет исследования, его практическая значимость и новизна, формулируется гипотеза и положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации «Теоретические, методические, психолого-педагогические основы читательской культуры учащихся 5-8 классов» рассмотрена история изучения читателя-школьника в отечественной науке, выявлено, что стратегической целью литературного образования с 18 века было воспитание квалифицированного читателя, обладающего культурным кругозором и присущей ему читательской самостоятельностью (что можно считать залогом читательской культуры), а отечественная литература всегда помогала укреплять в сознании воспитанников традиционные национальные чувства и убеждения. Были проанализированы философские,
психологические, литературоведческие, методические, педагогические труды, непосредственно связанные с предметом исследования, рассмотрены основные компоненты понятия «читательская культура» и компоненты речевых умений и навыков. Проведенный анализ показал, что практически проблема развития читательской культуры неразрывно связана с развитием речевых умений и навыков, что позволяет объединить их в единую методическую проблему и дает возможность выстроить единую методическую модель работы в этих направлениях при изучении произведений И.С.Тургенева в 5-8 классах. В данной главе содержится обращение к возрастным особенностям учащихся 5-8 классов как читателей классической литературы, а также особенностям развития речевых умений и навыков подростков, рассмотрены различные приемы и виды работы по развитию читательской культуры подростков и связанных с ней речевых умений и навыков как основа общеучебных умений и общей культуры личности.
Во второй главе «Система работы по развитию читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С.Тургенева в 5-8 классах» проанализированы Стандарты среднего общего образования по литературе, существующие программы литературного образования школьников среднего звена в сете рассматриваемой проблемы, дано теоретическое обоснование возможных путей работы и предложена методическая модель работы по развитию читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С.Тургенева в 5-8 классах, основанная на наблюдении за эмоционально-образным зничением слов , особенностями стиля И.С.Тургенева с учетом мировоззрения автора; представлены материалы констатирующего и обучающего экспериментов и анализ их результатов.
В заключении содержатся основные выводы по данной работе и намечаются направления и перспективы дальнейшего исследования избранной проблемы.
История изучения читателя-школьника в отечественной науке
История изучения читателя-школьника тесно связана с развитием детской литературы и, прежде, всего с историей преподавания литературы в школе.
Стратегической целью литературного образования в XIX - нач. XX вв. было воспитание квалифицированного читателя, обладающего культурным кругозором и присущей ему читательской самостоятельностью. Методика преподавания литературы строила литературное образование и средства, способы его реализации (отбор материалов, формы занятий, методика работы) на разных возрастных ступенях с целью овладения учениками в ходе занятий умениями и навыками качественного «прочтения» высоких образцов художественной словесности, что могло считаться залогом читательской культуры.
Отечественная литература помогает укреплять в сознании воспитанников традиционные национальные чувства и убеждения. Ценность художественной литературы заключается не только в глубоком нравственном содержании, но и в ее языковом богатстве и своеобразии, что наводит на мысль о неразрывной связи читательской и речевой культуры личности.
Ключевое место в нашей дореволюционной школе занимал курс русской литературы, в котором значительное внимание уделялось «проблеме национального сознания, умственным движениям начала XIX в., славянофильству и западничеству», в учебниках и пособиях содержались персоналии русских писателей, в творчестве которых выделялись произведения для обзорного ознакомления и обстоятельного изучения [269, С. 108]. При этом авторы и составители учебных книг отказывались от традиционно-дедуктивного изложения фактов, приводя «фрагменты из художественных, литературно-критических и научных сочинений, содействующие плодотворной самостоятельной умственной работе учащихся над текстом литературного памятника», предлагая «возможные варианты тем, планов и вопросов для самостоятельной работы по основным разделам курса, от народной словесности и древнерусской литературы до Тургенева и Толстого» и далее [269, С. 107].
«Современная методика преподавания литературы опирается на ценнейший опыт педагогов-словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие традиции отечественной школы. История методической мысли неразрывно связана с развитием русского общества и русской литературы, с именами известных деятелей науки и культуры, литераторов и педагогов, которые были первыми авторами учебных пособий и руководств, статей по проблемам теории и истории словесности, по вопросам воспитания и обучения» [182, 4.1. С.9].
Уникальный пример фундаментальных и практических установок на читательскую культуру детей и юношества в последней трети XVIII в. являют нам педагогические идеи и книгоиздательская деятельность Н.И.Новикова. В его труде «Об эстетическом воспитании»(1784) читаем: «Довольно вкуса во всеобщем имеет тот, кто может читать с удовольствием трагедию и комедию и чувствовать красоты оной... и далее... размышлять...». «Вкус» и «удовольствие», «чувство красоты» и «размышление» о феномене прочитанного и действия по удовлетворению жизненных запросов в самостоятельном чтении - таковы основы читательской культуры личности во все времена. Н.И.Новикову принадлежит заслуга издания первого русского ежемесячного детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Просветитель ставил перед изданием задачи: «способствовать изучению родного языка, литературы, отечественных истории и географии, распространять просвещение, формировать у детей вкус и мировоззрение и таким образом воспитывать «добрых граждан России». [62, С.61].
Как видим, он неразрывно связывает культуру ребенка с изучением родного языка, что невозможно без формирования определенной речевой культуры личности.
Основы передовой системы взглядов на руководство детским чтением заложил В. Г. Белинский. Ему принадлежит широкая постановка проблемы отбора литературы в круг чтения подрастающего поколения.
В.Г. Белинский оказал большое влияние на воспитание культуры читателя, своими литературно-критическими работами он убедительно раскрыл художественное совершенство великой русской литературы. Педагогические идеи критика во многом определяли пути изучения литературы в школе и самостоятельного ее постижения детьми и подростками. «Воспитание - великое дело: им решается участь человека», -писал он, высоко ценя писателей, произведения которых входят в детское чтение, которые показывают «душе юной, чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества, действительность добра и призрачность зла» [18,T.IV,c.79-109]. Животворными остаются рекомендации великого критика к эстетическому самовоспитанию читателей посредством глубокого систематического постижения искусства слова. «Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и для полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие; эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как на приятное препровождение времени... но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления, вызывающее на мысль, развивающее ум и сердце» [17, Т.1Х,с.159].
Определение понятия «читательская культура» школьника
Формирование подготовленного «квалифицированного», «грамотного», «культурного», «творческого», «талантливого», ]эстетически образованного читателя, умеющего ориентироваться в безбрежном море родной и мировой литературы, понимать и эстетически оценивать литературные произведения - важная задача, стоящая перед учителем литературы. Но чтобы успешно решить ее, словеснику необходимо знать, что входит в понятие читательской культуры, читательской деятельности, каковы их основные составляющие, а затем сознательно и целенаправленно, от класса к классу вести работу по формированию читателя.
«Есть три вида читателей: первый — это те, кто наслаждается, не рассуждая, другой - те, кто судят не наслаждаясь, и третий, соединенный, -те, кто судит наслаждаясь, и наслаждается, рассуждая « [59, с. 207-208]. В этой своеобразной классификации, предложенной Гете И.В., - ключ к образу культурного читателя. На такого читателя - чуткого, эстетически грамотного, воспринимающего и оценивающего литературное произведение с позиций развитого художественного вкуса, ориентируются творцы искусства слов.
Однако талантливым читателем человек не рождается. «Проблема как читать художественную литературу только кажется простой. Литература -это судьба людей, это сложность человеческих взаимоотношений, это действительность с ее противоречиями, это тонкость и глубина психологии персонажей, это творчество писателя, требующее ответного творчества читателя» [182, с.25]. Читательский талант, культура чтения воспитываются.
В дидактике, психологии, методике преподавания литературы, библиотековедении неоднократно делались попытки определить читательскую культуру, назвать ее составляющие.
Детально разработанные и тщательно сформированные указания по руководству чтением ребенка и подростка с учетом возраста, индивидуальных склонностей и задач воспитания цельной человеческой личности имеются в наследии А. С. Макаренко: «Воспитательное значение детской литературы», «Стиль детской литературы», «Воспитание культурных навыков», «Ответ тов. Бойму». Придавая особое значение художественной литературе в воспитании детей, А. С. Макаренко пришел к таким выводам:
1) Задача художественной литературы не должна заключаться в том, чтобы развивать в ребенке только воображение или ставить перед собой узкопознавательные цели. ІСнига должна помогать создавать цельного человека.
2) Особое место в эстетическом воспитании занимает красота художественной литературы. В красоте очень важна простота, а для детей -яркость и полнокровность красок, ощутимый реализм, точное разграничение светлого и темного.
3) В воспитательной работе недопустимо использование так называемой «добродетельной» литературы, которая проповедует по существу серенькую, бездеятельную добродетель, «доблесть» воздержания, «героизм» умеренности и непротивленство.
4) В книгах для детей должно быть много энергии, смеха, проказливости, которые воспитывали бы силу характера, бодрость, устойчивость и коллективизм. Все то, что может вызывать жизнерадостность, должно быть использовано в целях эстетического и общего воспитания. Книга, по мнению А. С. Макаренко не должна строго следовать за возрастным комплексом психики, а должна всегда быть впереди этого комплекса, вести детей вперед. В связи с этим Антон Семенович высказывал замечательные мысли о стиле детской литературы. Сюжетная фабула, характер, живопись - все это, в конечном итоге, должно подводить к формированию цельной личности, к развитию ее эмоций, эстетических вкусов, суждений.
В педагогической системе В. А. Сухомлинского чтению принадлежит одно из первых мест. Педагог всегда ставил вопросы развития личности в процессе активного творческого общения с книгой и воспитания на этой основе высокообразованных граждан. Чтение детей он рассматривал в комплексе с другими важнейшими средствами воспитания, обучения и развития: книга - и природа, книга - и труд, книга - и другие искусства, чтение книги - и литературное творчество.
Развитие читательской культуры учащихся в школьной практике при изучении произведений И.С Тургенева в 5-8 классах. Констатирующий эксперимент
Перед литературным образованием в современной школе открыта широкая перспектива возможностей использования самого разнообразного материала в виде учебников-хрестоматий, учебников-практикумов, дидактических и справочных материалов, рабочих тетрадей и др. Проведенный нами выборочный анализ программ по литературе, ряда учебников для 5-8 класса позволил представить, какое место в практике изучения произведений И.С.Тургенева занимает работа по развитию читательской и речевой культуры учащихся.
В Пояснительных записках разных программ отмечается:
1) В программе под редакцией Г.И.Беленъкого: «В V-VI классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.
В VII-VIII классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, о некоторых особенностях художественной литературы, в частности о ее образности, о произведении как художественном единстве, о художественном пространстве и времени, о родах и жанрах литературы».
Для чтения и изучения в 5 классе традиционно предлагается рассказ «Муму». Учителю рекомендуется рассказать об истории создания рассказа, передать непримиримое отношение писателя к угнетанию, жестокости и унижению людей. Обратить внимание не только на нравственное превосходство, чувство собственного достоинства Герасима, на другие положительные черты главного героя (трудолюбие, честность, широта души), но и на уродливое преломление отношений барства и рабства в человеке, что затрагивает основные вопросы проблематики произведения. Говорится о значении описаний природы, внимании к языку рассказа (эпитеты и сравнения, являющиеся средством выражения переживаний героя и отношения автора к персонажам). Рекомендованный для самостоятельного чтения в 6 классе рассказ «Бежин луг» может не только явиться звеном, скрепляющим восприятие школьников в процессе постижения тургеневской повествовательной манеры в 5-7 классах, но и позволит не прерывать работу по развитию читательской и речевой культуры на примере изучения произведений Тургенева, что для нас очень важно. В 7 классе для чтения и изучения предлагается рассказ «Бирюк». Рекомендуется проанализировать роль конфликта в раскрытии характеров персонажей, значение художественной детали в произведении, функцию образа рассказчика. Подумать, насколько жизненные обстоятельства повлияли на характер Бирюка, сложность и противоречивость его натуры. Для чтения и бесед предлагаются стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...» (по выбору). Задача учителя познакомить с поэтикой стиля Тургенева, с особенностями уникальных произведений «Стихотворения в прозе», помочь семиклассникам попытаться проникнуть в глубину мысли автора, облекшую их в столь малую форму. В 8 классе для чтения и изучения предлагается повесть «Ася». Основная грань стиля Тургенева, раскрывающаяся при изучении этого произведения - психологическая глубина прозы писателя. Рекомендуется раскрыть образ «тургеневской девушки» (скромность, обаяние, решительность), сложность характера Аси, драму рассказчика, обреченного на одиночество, поэтическую атмосферу повести. Особое внимание обратить на приемы психологической характеристики героев.
2) В программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой определено, что на уроках литературы решаются конкретные задачи, поэтому «ученики должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки, например, навык беглого грамотного чтения. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.