Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Влияние жанровых особенностей литературного произведения на методику его анализа в школе 19-57
1.1. Изучение художественного произведения с учетом жанровой специфики в философском и литературоведческом аспектах 19-38
1.2. Психолого-педагогические основы анализа произведения и его место в школьной практике. Констатирующий эксперимент. 38-56
Выводы по первой главе 56-57
Глава II. Изучение произведений А.П.Чехова с учетом жанровой специфики в 10 классе57-172
2.1. Философско-эстетическое мировоззрение А.П.Чехова ... 57-70
2.2. Типологические черты и жанровые особенности чеховских рассказов и их изучение в 10 классе. Обучающий эксперимент 70-105
2.3. Типологические черты и особенности повести "Скучная история" с учетом жанровой специфики. Обучающий эксперимент... 105-120
2.4. Типологические черты, жанровые особенности и изучение пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад Обучающий эксперимент 121-167
Выводы по второй главе 167-169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169-171
БИБЛИОГРАФИЯ 172-182
- Изучение художественного произведения с учетом жанровой специфики в философском и литературоведческом аспектах
- Психолого-педагогические основы анализа произведения и его место в школьной практике. Констатирующий эксперимент.
- Философско-эстетическое мировоззрение А.П.Чехова
Введение к работе
Российская школа вступила в новый этап своего развития. Реалии дня ставят перед учителями - словесниками и методистами сложные задачи повышения эффективности литературного образования, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, повышения их культуры, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров.
Направление формирования структуры и содержания общего образования обусловлено принципами государственной политики России в образовательной сфере. В течение последнего десятилетия шел процесс совершенствования структуры содержания литературного образования, итогом которого стали значительные изменения общей концепции курса. В 2004 году был принят образовательный стандарт общего образования Изучение литературы на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей: овладение системой знаний о русской и мировой художественной литературе на основе освоения текстов художественных произведений; создание общего представления об историко-литературном процессе; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями литературы народов России, литературной критики и зарубежной литературы; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности; умений написания сочинений и литературоведческих работ различных типов и жанров; навыков владения устной и письменной речью, интеллектуальной деятельности, способствующих достижению высокой культуры учащегося; воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование
гуманистического мировоззрения и национального самосознания; развитие познавательных интересов и литературно - творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном творческом чтении, художественном вкусе; углубление эстетического восприятия литературных произведений; создание представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании. Обновление содержания литературного образования происходит за счет реализации идей авторских программ и учебников, имеющих различную концептуальную основу. При всем своем разнообразии эти концепции отражают некие общие тенденции, касающиеся содержательной части курса. Нельзя не отметить изменения акцентов в изучении традиционных для школы произведений. Важную роль играет интерпретация текста, анализ произведений. В условиях обновления структуры и содержания литературного образования приоритетными целями образования становятся "воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; формирование гуманистического мировоззрения и художественного вкуса учащихся". Большое значение в реализации данных задач имеет такой компонент литературного образования школьников, как формирование представлений о жанровом своеобразии русской литературы, органичной частью которой является творчество А.П.Чехова.
В первой части образовательного стандарта для начальной и основной школы указаны в перечне произведения А.П.Чехова (рассказы "Злоумышленник", "Хамелеон", "Смерть чиновника", "Тоска", "Лошадиная фамилия", "Толстый и тонкий", "Каштанка"), обязательные для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем
или освоения знаний по теории литературы. В обязательном перечне произведений А.П.Чехова для изучения в старшей школе отмечено, что количество произведений для изучения необходимо увеличить двумя-тремя произведениями в соответствии с личностными интересами учителя и школьника, а для обязательного изучения рекомендованы: Рассказы: "Дом с мезонином", "Студент", "Ионыч", "О любви", "Попрыгунья", "Душечка", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Человек в футляре", "Крыжовник". Пьеса "Вишневый сад". Однако в большинстве программ и действующих учебников изучение творчества А.П.Чехова на всех этапах изучения строится без учета жанровой специфики произведений или с некоторыми ее элементами. Это снижает образное и целостное восприятие творчества А.П.Чехова. Только в учебнике для 10 класса под ред. А.Г. Кутузова более глубокий анализ пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад" с жанровой точки зрения.
Учет проблемы жанра при изучении чеховских рассказов, повестей, пьес является важнейшим условием для постижения авторской концепции, проникновения в идейно-художественную структуру произведения. Внимание к жанровому своеобразию произведений А.П.Чехова усиливает интерес учащихся к литературе, активизирует их мыслительный процесс, формирует самостоятельные суждения и оценки, вооружает учеников навыками анализа произведения в единстве формы и содержания, способствует литературному развитию старшеклассников.
К изучению произведений А.П.Чехова с учетом их жанровой специфики в 10 классе побудила нас обратиться потребность современной школы в создании целостной, методически проверенной и обоснованной системы уроков по творчеству писателя.
В методике преподавания литературы проблема изучения произведений А.П.Чехова с учетом их жанрового своеобразия мало исследована, но десятиклассники готовы решать вопросы художественно-эстетического и нравственного характера.
Содержание произведений А.П.Чехова многогранно, отличается напряженностью исканий нравственных идеалов, разносторонностью изображения жизни, художественным своеобразием. В методических пособиях Иоффе Г.А., Монаховой и О.П., Малхазовой, М.В., Ереминой Т.Я., Н.М.Петрович и В.Г.Петрович, Брагиной А.А., М.И.Мещеряковой и ряде других работ проблема жанровой специфики специально не рассматривалась. Актуальность исследования. Актуальность исследования определяется значимостью изучения русской классической литературы, которое направлено на овладение системой знаний о русской и мировой художественной литературе на основе освоения текстов художественных произведений; совершенствования умений анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности, умений написания сочинений различных жанров и типов; навыков владения устной и письменной речью, способствующих достижению высокой культуры учащихся. Русская классическая литература всегда являлась источником нравственности, но, тем не менее, интерес учащихся к произведениям классической русской литературы заметно снизился, отмечается и функциональная неграмотность владения русским языком, поэтому одной из актуальных методических задач является повышение интереса к литературе, к "очеловечению" сегодняшнего подрастающего поколения с помощью классической литературы. Чтобы сделать литературу близкой, мы предлагаем изучение произведений А.П.Чехова с учетом жанровой специфики. Жанровая природа произведения во многом определяет методику его изучения, соответствующие пути, методы и приемы анализа. Внешняя содержательность формы - это верхний слой, через который только и можно проникнуть в следующие, более глубокие слои содержания, поэтому учителю очень важно учитывать особенности жанра, ориентирующего в общем характере произведения и определенным образом настраивающего восприятие читателя — школьника.
Произведения А.П.Чехова с их высоким нравственным содержанием при правильной организации анализа художественных текстов, проникают в душу юного читателя, открывают ему знания о нем самом, повышают самосознание личности. Творчество А.П.Чехова интересно и тем, что его произведения разножанровые. Это способствует анализу произведений различных жанров в процессе изучения творчества одного писателя. Учащиеся должны не только уметь видеть авторскую позицию или сюжетные параллели, но и учиться через анализ жанровых особенностей текста глубже постигать художественное произведение. В диссертационных исследованиях Протанской Е.С., Панченко Т.Ф., Подкопаевой И.А., Глебовой Е.В.и др. проводились исследования творчества А.П.Чехова, но жанровая специфика произведений затрагивалась очень мало.
Традиция изучения русской классической литературы в школе была заложена в работах В.И.Водовозова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, В.В.Голубкова, М.А.Рыбниковой и другими. Воспитание талантливого читателя на примере художественной литературы проводилось в работах Т.Г. Браже, Н.О.Корста, Н.И.Кудряшова, М.Д.Молдавской и рядом других ученых.
Ознакомление с характерными особенностями поэтики того или иного писателя рассматривается в качестве возможного варианта обновления и повышения качества литературного образования в современной школе. В связи с этим особую значимость приобретают исследования, в которых осуществлен поиск приемов и методов организации учебных занятий, способствующих воспитанию вдумчивого читателя, чувствующего своеобразие поэтики художественного текста.
Анализ, интерпретация художественного текста с учетом жанровой специфики произведений является одной из проблем современного урока. Многообразие методологических подходов к анализу текста способствует более глубокому и разнообразному восприятию художественных произведений, усвоению идейного содержания, по-новому раскрывает
изучаемый материал, помогает знакомству с литературным процессом,
изучению теоретического материала. Решение воспитательных,
образовательных задач при изучении русской классики с учетом жанровой специфики произведений способствует возникновению интереса к литературе, созданию положительной мотивации, формированию деятельностного подхода к обучению, активизируют творческие способности учащихся.
Однако изучение произведений русской классики с учетом их жанровой специфики в школьной практике порой носит эпизодический характер, без должного внимания к возрастным особенностям мышления учащихся, логике восприятия текста и, следовательно, не достигает того результата, который мог бы быть получен вследствие системного и целенаправленного включения элементов такого анализа в школьную практику. В диссертационных исследованиях Протанской Е.С., Панченко Т.Ф., Подкопаевой И.А., Жаврид Н.Н., Ивановой М.Ф., Крупиной Н.Л., Пахомова Т.А., Трофимова В.Г., Фролова В.В., Целиковой Е.Н., Чернец Л.В., Шелепина В.А. и др. проводились исследования творчества А.П.Чехова с точки зрения какого-либо одного направления: одного жанра (Панченко Т.Ф.), или эстетических суждений учащихся о художественном произведении, или с позиции нравственного смысла жизни, или с позиции совершенствование методики анализа эпических произведение. К изучению произведений А.П.Чехова с учетом их жанровой специфики в 10 классе побудила нас обратиться потребность современной школы в создании целостной, методически проверенной и обоснованной системы уроков по творчеству писателя и в необходимости поиска эффективных приемов и путей анализа и интерпретации художественных текстов с точки зрения их жанровой специфики при анализе произведения от формы к содержанию.
Методологической и теоретической основой настоящего исследования явились труды по теории и методике обучения литературе в школе (В .В.Голубков, М.А.Рыбникова, Н.И.Кудряшев, Н.О.Корст, З.Я.Рез, О.Ю.Богданова, Г.И.Беленький, В.Г.Маранцман, Т.Г.Браже, В.Ф.Чертов, С.А.Леонов, М.Г.Тодоров, Г.А.Обернихина, Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, В.В.Агеносов, М.Г.Качурин, С.А.Зинин, Т.А.Калганова, С.К.Бирюкова, Г.Н.Ионин, И.С.Збарский, М.В.Черкезова и др.). При формировании концепции исследования мы опирались на труды отечественных и зарубежных литературоведов (Г.П.Бердников, Н.Я.Берковский, Г.А.Бялый, П.Вайль, А.Генис, М.П.Громов, А.Б.Есин, В.Б.Катаев, М.В.Кузнецова, В.Я.Лакшин, В.Я.Линков, З.С.Паперный, Э.А.Полоцкая, Г.Н.Поспелов, В.М.Родионова, М.Л.Семанова, И.Н.Сухих, В.И.Тюпа, А.П.Чудаков и др.), занимавшихся изучением прозы А.П.Чехова, выявлением ее идейно-художественных особенностей.
В работе над темой исследования мы также опирались на труды по
философии и психологии читательской деятельности (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.Г.Жабицкая, О.И.Никифорова,
С.Л.Рубинштейн и др.), возрастной и педагогической психологии, а также личностно ориентированной педагогике (ПЛ.Гальперин, Л.И.Божович, И.С.Кон, Н.В.Петровский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.М.Якобсон и др.).
Произведения А.П.Чехова, отобранные современными программами по литературе для 10-ых классов, дают возможность привлечь внимание учащихся к волнующим их нравственным проблемам, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию их художественного вкуса, поэтому первейшая задача учителя русского языка и литературы - заронить в души учеников живой интерес к творчеству А.П.Чехова.
В стандарте общего (полного) образования, принятого в 2005 году, предлагаются к изучению рассказы: "Попрыгунья", "Палата № 6", "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"; повести: "Дом с мезонином", "Дама с собачкой" и пьесы "Вишневый сад", а также два
рассказа по выбору. В программе по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) под редакцией Т.А.Калгановой, Э.А.Красновского, А.Г.Кутузова, Ю.И.Лыссого предлагаются к изучению те же произведения и уточняется, что особенное внимание должно быть уделено искусству детали в рассказах. В программе этих же авторов, но для 10-11 классов изучение Чехова проходит с обобщением изученного ранее и дополняется рассказами "Попрыгунья", "Душечка", "Случай из практики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Ионыч". Пьесы «Вишневый сад", "Три сестры" (по выбору) познакомят не только с произведениями, но и новым жанром — пьеса. В программе по литературе для 8-11 классов под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, С.А.Леонова, Н.Н. Колокольцева, О.Б.Марьиной, цель которой способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью предлагается кроме уже приведенных произведений рассказ "Степь". В программе по литературе 5-11 классы под редакцией А.Г.Кутузова в основе лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Под литературным образованием понимается освоение литературы как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. В этой программе изучение А.П.Чехова вынесено в 11 класс. Изучение предполагает ввести «Учитель словесности", "Палата №6", "Моя жизнь", "Красавицы". В работе с пьесами предполагаются споры о жанровой природе драм писателя, своеобразия его комедий. Программа по литературе (5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина на третьем этапе — углубленное изучение русской национальной литературы 19-20 веков (10-11 классы) предлагает к самостоятельному прочтению пьесу "Чайка", "Дядя Ваня". В основной программе предлагается заострить внимание на особенностях поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических форм. В
соответствии с личностными интересами учителя и школьников изучение творчества А.П.Чехова может быть дополнено повестями "Степь" и "Скучная история" и рассказом "Черный монах".
Программа по русской литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля 10-11 классы под редакцией Г.А.Обернихиной предлагает организовать учебный процесс с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. В программе предполагается знакомство с жанровым своеобразием рассказов и пьесы "Вишневый сад" А.П.Чехова, но не освящается жанровый вопрос повести.
В XIX — XX в.в. вопросу о жанровой принадлежности анализируемого
произведения в средней школе уделяли внимание в своих трудах известные
методисты и словесники: Ф.И.Буслаев, А.Д.Галахов, В.И.Водовозов,
В.Я.Стоюнин, В.П.Скопин, В.П.Острогорский, В.В.Сиповский,
В.В .Голубков, М.А.Рыбникова и другие авторы учебных и методических пособий. Основные положения данной проблемы, освещенные в работах ученых, нашли отражение в исследованиях методистов второй половины XX века. Мысль о необходимости формирования понятия о жанрах выражали Н.О.Корст и Н.И.Кудряшев, о воспитании у учащихся "чувства жанра" писал В.А.Никольский, научить школьников улавливать "сигналы жанра" считает очень важным М.Т.Качурин. На зависимость восприятия и анализа произведений от их жанровых особенностей указывали ведущие психологи, литературоведы и методисты (П.МЛкобсон, О.И.Никифорова, Б.С.Мейлах, А.М.Докусов, А.М.Левидов, О.Ю. Богданова, Р.Ф.Брандесов). О.И.Никифорова писала: «Ориентировка в жанре и в общем характере произведения создает настрой на определенное отношение к произведению и в известной мере определяет способ восприятия произведения и воссоздания его образов".
Формированию у учащихся теоретико-литературных понятий в процессе анализа произведения с учетом жанра уделялось внимание в
работах Г.И.Беленького, М.А.Снежневской. Разрабатывалась теоретическая проблема изучения художественных произведений в их родовой специфике: драмы (Н.А.Демидова, Т.С.Зепалова, Я.Т.Неструх), лирики ( З.Я.Рез, Л.В.Тодоров, Р.Д.Мадер, В.П.Медведев, Е.В.Карсалова, А.М.Лисовский), эпоса ( Г.А.Гуковский, Е.А.Маймин, О.Ю.Богданова, Е.В.Жирова, А.А.Маныкина). Проблема анализа художественного текста с учетом своеобразия жанров — одна из важнейших для современного школьного образования. Изучение современного состояния вопроса привело нас к выводу, что анализ произведения с учетом жанровой специфики может быть выдвинут в современной науке в число ее актуальных задач.
Среди работ по теории литературы, касающихся вопроса жанра,
анализировались труды по избранной проблеме (Б.В.Томашевский,
Ю.Н.Тынянов, М.М.Бахтин, В.В.Кожинов, Г.Н.Поспелов, Л.И.Тимофеев,
Д.С.Лихачев, В.В.Агеносов, Т.Ф.Курдюмова, О.Ю.Богданова, С.А.Леонов,
В.Ф.Чертов, С.А.Зинин, Л.В.Тодоров, Н.П.Утехин, Л.Н.Чернец,
М.М.Гиршман, И.Ф.Волков, В.Е.Хализев и другие).
Современное развитие школьного изучения литературы опирается на многообразие социальных и эстетических ее функций. От творческого решения задач изучения литературы в школе: формирование личности гражданина, приобщение к культуре человечества, духовному опыту народа, развитие нравственных и эстетических начал личности, формирование критериев оценки явлений искусства и жизни, воспитание читателя, развитие творческих начал личности, зависит развитие методических традиций - одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса, интенсификации литературного развития и воспитания современных школьников.
Раскрытию проблемы воздействия жанровых особенностей на анализ литературных произведений посвящено настоящее исследование. Для выявления этого важного для современной школы аспекта мы обратимся к освещению понятия жанр в литературоведении, к методическим работам, в
которых в той или иной степени исследуется изучение литературного произведения с учетом его жанровой специфики. На основе анализа существующих в литературоведении концепций о жанре и выделении основных функциональных особенностей жанра ( рассказа, повести, пьесы) предлагаются разработанные нами положения изучения художественных произведений А.П.Чехова в 10 классах общеобразовательной школы . Таким образом, возникла объективная необходимость проведения специального исследования, посвященного изучению произведений А.П.Чехова с учетом жанровой специфики.
Цель заявленного исследования — научно обосновать, разработать и проверить в экспериментальной работе методическую модель изучения произведений А.П.Чехова в 10 классе с учетом их жанровой специфики, способствующей литературному развитию учащихся, связанному с восприятием произведений писателя и умением анализировать и интерпретировать их.
Объектом исследования является произведения А.П.Чехова в школьном изучении с учетом жанровой специфики ( рассказ, повесть, пьеса ) на уроках литературы в 10-м классе.
Предмет исследования - процесс изучения произведений А.П.Чехова в 10 классе с учетом жанровой специфики.
Гипотеза исследования:
Приобщение учащихся к культуре человечества, развитие нравственных и эстетических качеств личности десятиклассников в процессе изучения произведений А.П.Чехова с учетом их жанровой специфики будут успешными, если:
определены важнейшие направления подготовки вдумчивого читателя при изучении произведений А.П.Чехова;
учтены особенности восприятия ими произведений различных жанров; возрастные особенности и возможности старшеклассников;
осуществлены принципы поэтапности в формировании представлений о произведениях в их жанровом своеобразии;
разработана методическая модель изучения произведений А.П.Чехова в 10 классе с учетом их жанровой специфики от формы к содержанию.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
- проследить степень разработанности данной проблемы;
уточнить содержание понятий "жанр", "рассказ", повесть", "пьеса. Поиск подходов к проблеме жанровой специфики произведения в школьном литературном образовании;
определить литературоведческие и психолого-педагогические предпосылки активизации читательского интереса старшеклассников на уроках изучения творчества А.П.Чехова.
-проанализировать современную практику изучения творчества А.П.Чехова в 10 классе;
- разработать модель изучения произведений А.П.Чехова с учетом жанровой
специфики в 10 классе от формы к содержанию.
-осуществить экспериментальную проверку эффективности предложенной
модели изучения произведений А.П.Чехова в 10 классе (с учетом жанровой
специфики).
Методологической основой исследования являлись труды по методике
преподавания литературы, психологии, педагогике, литературоведению,
связанные с избранной проблемой.
В соответствии с характером поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: сравнительный анализ ведущих составляющих
читательского опыта (знания, интуиция, умения) профессиональных и
непрофессиональных читателей; индуктивный и дедуктивный методы для
формулировки выводов и заключения;
- эмпирические методы: наблюдение; анализ научной и учебной
литературы, имеющей прямое отношение к проблеме исследования;
эксперименты (констатирующий, обучающий, контрольный); опрос, анкетирование; анализ письменных работ старшеклассников.
Диссертационное исследование носило экспериментальный характер и проводилось в несколько этапов:
Первый этап (2001-2002 гг.). Было дано теоретическое обоснование проблемы, изучены связанные с ней методические, философские, психологические, литературоведческие, педагогические труды, определены основные направления исследования. Осуществлялось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках изучения произведений А.П.Чехова, проводились беседы с учителями и учениками по избранной нами теме исследования.
Второй этап (2002-2003 гг.). Определена рабочая гипотеза, цели и задачи исследования, проведен констатирующий эксперимент.
Третий этап (2003 -2004гг.) включал проведение обучающего эксперимента, который осуществлялся в ряде школ г.Химки Московской области (школа № 15, учитель Мищерина М.А., школа № 10, учителя Осипова И.В.), а также в школе города Москвы ( школа № 2005, учитель Борисова М.Ю. и собственный опыт исследователя.)
Четвертый этап работы (2004-2005). Проверялась правильность сделанных выводов, корректировались выбранные пути анализа и методические рекомендации по изучению произведений А.П.Чехова с учетом их жанровой специфики в 10 классе.
Исследование апробировалось на кафедре преподавания русского языка и литературы АКПиППРО, аспирантских объединениях и конференциях: "Образование и культура"; Пятая междисциплинарная конференция аспирантов и соискателей (апрель 2002г.); Научно — практическая конференция (август 2002 г.) Подготовлены методические рекомендации по изучению произведений А.П.Чехова в 10 классе (Преподавание литературы в 10 классе под ред. проф. Г.А.Обернихиной. — М.: АРКТИ, 2003).Основные положения и результаты работы обсуждались
на заседаниях кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО., на педагогических советах и семинарских занятиях в школах г.Химки Московской области и г.Москвы, где проводился эксперимент, а также в процессе учебно-педагогической деятельности исследователя. Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
создана, теоретически обоснована и экспериментально проверена одна из возможных методических моделей изучения произведений А.П.Чехова с учетом жанровой специфики произведений в 10 классе общеобразовательной школы от формы к содержанию, обусловленная возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
выявлены и теоретически обоснованы пути анализа произведений А.П.Чехова с учетом жанровой специфики;
экспериментальным путем обоснована роль индивидуализированных заданий, направленных на более полное восприятие текста произведения.
разработаны и экспериментально проверены предпочтительные виды деятельности (наблюдение за эмоционально-образным значением слова в произведении А.П.Чехова, введение слов и речевых оборотов А.П.Чехова в высказывания учащихся, диалог, различные виды пересказа, сопоставления, творческие работы), направленные на активизацию читательского опыта учащихся 10-ом классе на уроках, посвященных творчеству А.П.Чехова.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая модель работы по изучению произведений А.П.Чехова в 10 классе от формы к содержанию; разработаны методические рекомендации по изучению произведений А.П.Чехова с учетом жанровой специфики в старших классах. Данная методическая модель и рекомендации могут быть использованы в практике школьного преподавания литературы. Практические материалы могут быть использованы учителями —
словесниками при составлении заданий, тестов, повышающих интерес к
русской литературе в целом и творчеству А.П.Чехова в частности, а также
для совершенствования творческой самостоятельности учащихся,
вопросников для индивидуальной и внеклассной работы; авторами при разработке программ, учебников, учебных пособий по литературе, преподавателями системы повышения квалификации учителей (на практических и семинарских занятиях). Описанная модель работы по изучению произведений А.П.Чехова может быть перенесена на изучение творчества других писателей русской классической литературы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается: обоснованностью исходных методологических положений; соблюдением требований системного, комплексного, педагогического подходов; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных целям и задачам исследования; разнообразием и количеством используемых источников; длительным характером экспериментальной работы, а также личным опытом исследователя.
На защиту выносятся следующие положения
1. При детальной проработанности подходов к изучению произведений
А.П.Чехова с учетом жанровой специфики от формы к содержанию:
понятийного (знания литературного, литературоведческого, теоретико-
литературного, философского характера), эмоционально-ценностного
(сформированность отношений читателя к окружающему миру, другим
людям, культуре), операционного (сформированность умений действовать с
опорой на профессионально-читательские приемы работы с художественным
текстом) повышается читательская активность десятиклассника.
2. Ориентация учащихся в жанровых особенностях произведений А.П.Чехова
в 10 классе усиливает их интерес к художественному тексту, вооружает
навыками его анализа, формирует собственные оценочные суждения
школьников.
Анализ художественного произведения в 10-х классах целесообразно строить, исходя из жанровой специфики, выявляя существенные типологические черты, исторически сложившиеся в той или иной литературной форме, и своеобразие, уникальность каждого произведения писателя, к которому обращается читатель- ученик.
Апробация методической модели постижения произведений А.П.Чехова учащимися 10 класса на разных уровнях обучения свидетельствует об эффективности данного подхода в решении проблемы исследования.
5. Использование в процессе изучения произведений А.П.Чехова типов
заданий, направленных на формирование знаний (теоретико-литературных,
историко-событийных, историко-литературного и культурного контекста,
текста изучаемого произведения, произведений того же автора, близких по
жанру, различных по жанру, настроению, ключевым образам), проведение
читателями-школьниками различных сопоставлений (внутритекстовых,
межтектовых, интерпретационных), создают условия для повышения
читательской активности учащихся 10 класса.
Структура и основное содержание работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется важность и необходимость анализа произведения с учетом жанровой специфики в 10 классе, обозначаются цель, задачи и предмет исследования, его практическая значимость и новизна, формулируется гипотеза и положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации "Влияние жанровых особенностей литературного произведения на методику его анализа в школе" дается теоретическое обоснование необходимости изучения художественных произведений с учетом их жанровой специфики; освещается понятие "жанр" в литературоведении, анализируются подходы к проблеме жанрового своеобразия произведения в методике преподавания литературы;
предлагаются основные положения жанрового подхода; дается материал, раскрывающий восприятие учащимися произведений А.П.Чехова. Во второй главе "Изучение творчества А.П.Чехова с учетом жанровой специфики в 10 классе" детально разбирается вопрос о специфике жанра рассказа и чеховского рассказа в частности. На основе этого рекомендуются пути изучения произведений А.П.Чехова; содержатся материалы обучающего эксперимента, рассматривается модель работы, ориентированная на анализ произведений А.П.Чехова в 10 классе с учетом жанровой специфики.
При изучении повестей и пьесы "Вишневый сад " А.П.Чехова" большое внимание обращается на восприятие повестей и пьесы учащимися; дается подробная система уроков с привлечением литературоведческих и критических статей, посвященных произведениям. Рекомендуются пути изучения повести "Скучная история" и пьесы "Вишневый сад", подводятся итоги обучающего эксперимента.
В заключении содержатся основные выводы данной работы и намечаются направления и перспективы дальнейшего исследования избранной проблемы. Библиография.
Изучение художественного произведения с учетом жанровой специфики в философском и литературоведческом аспектах
Суть нашего исследования заключается в следующем: анализ произведений должен строится с учетом их жанра, что дает возможность создать систему уроков по изучению творчества писателя в 10-ых классах от формы к содержанию. Во-первых, жанровая специфика обуславливает план и логику анализа, во-вторых, анализ в аспекте жанра является необходимым условием проникновения в идейно-художественную структуру произведения, осмысления авторской концепции. "Чем яснее учитель поставит вопрос о специфике жанра, писал академик В.В.Голубков, - тем более отчетливо будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного и эстетического развития учащихся, не говоря уже о том, что внимание к жанру внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит интерес учащихся к ним,"(39, стр. 254). Постижение "законов жанра" вооружает школьников навыками анализа произведения в единстве содержания и формы, поэтому так важно теоретическое и практическое решение вопроса учета жанровой специфики художественного произведения при изучении творчества А.П.Чехова в общеобразовательной школе.
До сих пор нет единого мнения ни об определении понятия "жанр", ни о его соотношении с родом и видом, ни о принципах жанровой классификации. Между тем, значение категории жанра для понимания специфики драматургической структуры, сознания авторского отношения к осваиваемому материалу всеми теоретиками литературы и искусства признается как наиважнейшее.
Часто жанром называют и виды, иногда термин "жанр" обозначает и то, что называют родом, то есть эпос, лирику и драму. Французское слово "жанр" обозначает род".
Вместе с тем основополагающим представляется утверждение о том, что "...исходить поэтика должна из жанра. Ведь жанр есть типическая форма целого произведения, целого высказывания. Реально произведение лишь в форме определенного жанра. Конструктивное значение каждого элемента может быть понято лишь в связи с жанром". Являясь организующей категорией поэтики, жанр позволяет оформить материал жизни в произведение искусства, ибо отбирает определенные стороны действительности, исходя из только ему свойственных принципов, присущих ему способов видения и понимания жизни. " Жанр уясняет действительность; действительность проясняет жанр"(39,стр.256).
Первостепенный интерес вызывает проблема перехода от жанровой типологии к жанровой индивидуальности, выражающей одновременно специфику художественных принципов конкретных произведений, особенности исторического развития их жанра, жанровые искания современного искусства. Таким образом, изучать жанр — многоплановую категорию поэтики, ее "систему систем" — следует, принимая во внимание все эти связи.
В качестве литературоведческого термина, обозначающего поэтический род и вид, понятие "жанр" появляется во Франции в 16 веке. Примерно с этого же времени возникает интерес к его поэтике, попытке создания стройной классификации жанровых разновидностей. Некоторые подходы к проблеме жанра намечены уже в поэтике Аристотеля. С позиций классицизма давали истолкование жанру Буало, Готшид, Сумароков. Они рассматривали роды и жанры как категории неизменные и внеисторические. "Поэтика" Буало не потеряла своей актуальности и по сей день. В частности, большое значение в развитии теории литературы до сих пор имеет учет творческого фактора при создании произведения того или иного жанра, о котором писал Буало, считая талант писателя движущей силой, влекущей его к какому — то определенному жанру. Об особенностях античного эпоса говорили Лессинг, Шлегель, Шеллинг, Гегель. "Внеисторизм" был присущ и романтической эстетике. Так, например, Шеллинг исходил из учения об искусстве, как о "синтетическом" понятии, которое заключает в себе все жанры.
Три основных принципа классификации литературных жанров выделяет Аристотель. "Искусства подражательные, - по его мнению, -отличаются друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают, что не всегда одинаково" (9 с.45). Переводя на язык привычной для нас терминологии, под этим подразумевается разделение жанров по особенностям содержания, формы и способу подражания.
Впервые распределил жанры по литературным родам Гегель, извлекая принцип деления поэзии на роды "из общего понятия художественного изображения" (4ІС.27). В его "Эстетике, - по мнению современного литературоведа Л.В.Чернец, занимающейся проблемами типологии и поэтики литературных жанров, - находит свое обоснование перекрестная по отношению к родовому делению литературы" жанровая классификация. При противопоставлении ею эпопеи и романа заметно стремление группировать жанры "по повторяющимся особенностям их проблематики, или по типу жанрового содержания", что "способствовало выявлению литературной преемственности", - пишет исследовательница (191 с.23). Понимая огромное значение жанрового содержания. Гегель, тем не менее, рассматривал его в отрыве от художественной формы.
Психолого-педагогические основы анализа произведения и его место в школьной практике. Констатирующий эксперимент
Анализ художественного произведения - один из методов преподавания литературы, часть методики. И.Я.Лернер, говоря о становлении методов обучения частным предметам в отношении к общедидактическим, выделял три периода:
1. Методы частных методик и теория обучения в целом полностью совпадали. Разработанная номенклатура методов, ставшая теперь традиционной (рассказ, беседа, демонстрация и т.п.) не различает дидактический и частнопредметный подход к методам...
2. Выявленные психологами и методистами особенности усвоения разных учебных предметов побудили к конструированию специфических приемов, установлению особых принципов обучения (прямой метод, сопоставительный, звуковой, буквенно-звуковой и т.п.) и созданию номенклатуры методов, частично отличающейся от общедидактической...
3. Разработка общедидактической концепции методов обучения, исходящей из специфики познавательной деятельности при усвоении разных видов содержания, потребовала создания соответствующей номенклатуры методов, специфической для отдельных дисциплин и соотносящейся с общедидактической". (95, 158-159).
Таким образом, мы видим, что анализ с учетом жанра является методом не общедидактическим, а частнопредметным, и появляется он как результат выявленных психологами и методистами особенностей усвоения предмета.
Применение анализа художественного произведения с учетом жанра обусловлено спецификой познавательной деятельности при усвоении определенного содержания предмета. Вообще, очень важно в преподавании литературы учитывать своеобразие материала и предмета анализа. "Двусторонний подход от учителя к ученику тем интересен, когда он проводится последовательно, что обусловливает необходимость развивать у школьников такие умения и навыки, которые обеспечивали бы эффективность применяемых учителем методов».(95, 80). Анализ с учетом жанра художественных произведений обеспечивает именно двусторонний подход к обучению, что приводит к повышению эффективности обучения.
Проблемы обучения ребенка тесно связаны с проблемами его развития. Решать учебные задачи, не решая при этом вопросов умственного, интеллектуального, психического, нравственного развития личности школьника, невозможно, так как цель обучения исчезает. Методы и приемы обучения, то есть техника учебной работы, вторичны по отношению к формированию личности ребенка.
Проблеме обучения и развития уделялось и уделяется много внимания в российской психологии. Одним из первых ее сформулировал Л.С.Выготский, она разрабатывалась таким ученым, как Д.Н.Богоявленский, Е.Н.Кабанова-Меллер, З.И.Калмыкова, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и другими. Исследования этих ученых выявляют важные закономерности взаимосвязи обучения и развития. Так, в их число входит вывод о поэтапности формирования умственных действий как условии успешности обучения, принцип проблемности и др. "Мышление, - отмечал С.-Ж. Рубинштейн, - возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение" (143, с.14). Сравнение С.-Ж.Рубинштейн выделял в качестве важнейшей составляющей мыслительной деятельности человека, носящей проблемный характер.
Г.Песталоцци особое внимание уделял обобщениям приобретаемых знаний, считал сравнение приемом обобщающих знаний и связывал такой путь обобщения с сознательностью и основательностью обучения.
Активизация мыслительной деятельности школьников и человека вообще невозможна без соотнесения с мотивацией. "Понятие мотивации, -пишет В.Г.Асеев, - включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы и т.д. В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще" (10 с.7-8). Структура личности включает мотивацию во всех своих образованиях: направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы.
Философско-эстетическое мировоззрение А.П.Чехова
Антон Павлович Чехов родился за год до отмены крепостного права, и на долю его поколения - чеховского поколения русских людей — выпала суровая судьба. Крепостническая Русь распалась, вместе с ней распался древний закон жизни, весь её порядок и уклад. Это поколение не получило наследства, но ему досталась наследственность: "Ты.. .завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий... В прежнее время я выделывал черт знает что. Ведь у меня дедушка по убеждениям был ярый крепостник".
Подростки и юноши, вступавшие в жизнь, хорошо знали, что свобода- это "полная свобода от силы и лжи", и не умели пользоваться "волей", о которой говорилось столько громких фраз. Само представление о свободе нужно было еще уяснить и усвоить, положить в основание жизни и передать тем, кто придет вослед. Это, собственно, и совершил Чехов- писатель и человек. При всем многолюдстве и перенаселенности жизнь А.П. Чехова оставалась замкнутой для посторонних глаз, и мемуаристы, посвятившие ему тысячи страниц, не только не исчерпали ее содержания, но, кажется, даже не зачерпнули из главного ее течения, проходившего на недоступной глубине.
"Нет, право, Антон, мною овладевает какое-то беспокойство, какая-то тоска, отчаяние, когда я чувствую, что ты от меня отдаляешься, и когда я начинаю мало понимать тебя — писала О.Л.Книппер. — мне интересен весь твой духовный мир, я хочу знать, что там творится, или это слишком смело сказано и туда вход воспрещается?"
"Вход" в эту своеобразную жизнь никому и никогда не воспрещался, но, тем не менее, дальше входа никто даже из числа близких людей, судя по воспоминаниям и письмам, не пошёл. Временами кажется, что люди, жившие рядом с Чеховым, словно бы и не в силах были увидеть его во весь рост — быть может, потому, что искали в нём лишь общепонятное.
Мировоззрение А.П.Чехова можно определить как гуманистический стоицизм, включающий в себя:
- демократизм, гуманизм, продолжение лучших социально-нравственных традиций русской классическое литературы.
- антидогматизм, обращённость к реальному человеку, признание права людей на многообразие, на широту мысли и неоднозначность поведения личности. Чехов признаёт принципиальную ограниченность, неполноту любого мировоззрения, идеология, направления, считая, что для установления истины, нормальной духовной атмосферы и общения между людьми необходим свободный обмен мнениями, идеями; - единство казалось бы несоединимых черт, таких как вера в науку, прогресс, свободу и автономию бытия человека и скрытой, глубоко личной и интимной веры в Бога как в нравственную силу:
- веру в человека, в неограниченные возможности его совершенства, сочетающуюся с трезвым, критическим взглядом на его природу;
- убеждение в том, что определяющим, жизнесмысловым критерием существования человека является его честное, серьёзное и осмысленное отношение к конкретному делу, не обязательно большому и заметному, но важному нужному для людей.
Чехов — писатель создал самобытную социально-философскую концепцию мира и человека. Важнейшим аспектом, сердцевиной этой концепции явилось переосмысление в русской литературе проблемы мира и человека и связанной с ней проблемы эстетического воздействия, проблемы читателя. Чехов доказал, что "отклонение от нормы" существования каждого человека в современном ему мире свидетельствует о неблагополучии мира, о всеобщем характере кризиса, охватившем общество.
В отличие от предшественников, утверждавших историческую роль лучших людей, Чехов выдвинул требование социально-активной личности, доказал необходимость духовного развития каждого человека и осознание личной ответственности каждого человека за судьбы мира.
Проблема человека - определяющая в творчестве А.П.Чехова. Что такое человек, каков он в действительности, каким он должен быть, как строить ему свои отношения с другими людьми, что волнует его и определяет его поступки? Эти и другие вопросы о человеке стоят в центре мировоззрения Чехова. Постановка и своеобразная, оригинальная попытка их разрешения свидетельствует о том, что творчество Чехова философично в своей основе.