Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, возросшей в условиях развития современного российского общества необходимостью формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, «т.е. высшими смысложизнепными ценностями и приобщенной к определенной системе взглядов на мир, к соответствующей системе морали» , способной использовать опыт общения с произведениями художественной литературы и учебной деятельности и повседневной жизни.
Мировоззренческая позиция личности формируется в сознании школьника-подростка постепенно и прежде всего при осмыслении фундаментальных проблем бытия. Этот процесс невозможен без обращения учащихся к лучшим образцам отечественной классики, среди которых особое место занимает автобиографическая проза. Чтение и изучение произведений автобиографического характера связано с напряженной внутренней работой читателя, способствует формированию его собственного миропонимания, основанного на принципах морали, обогащению духовного мира, жизненного и эстетического опыта.
Во-вторых, актуальным данное исследование делает то, что проблема рассматривается на материале произведений И.С. Шмелёва, автобиографические рассказы, повести и романы которого включены в федеральные программы по литературе.
Творчество И.С. Шмелева занимает значимое место в истории русской литературы, и особую ценность имеют для современного читателя автобиографические произведения, созданные им в период эмиграции, поскольку их тематика, патриотический пафос способствуют постижению сущности национального характера, основ православия, самопознанию и самосовершенствованию.
В рассмотрении проблемы автобиографического повествования отправной точкой является философская категория памяти и воспоминаний, определяющая эстетическую ценность автобиоірафических произведений. В XX веке память и воспоминание становятся специальным объектом пристального внимания в русской философской традиции (НА Бердяев. Г.И. Гурджиев, Л.О. Карсавин, П.Д. Успенский, ПА. Флоренский и др.). Процесс воспоминания совершается не для того, чтобы закрепить то или иное содержание прошлого, но для того, чтобы сообщить прошлому экзистенциальный статус, равный статусу настоящего. Создатель автобио-ірафическога текста, излагающий точку зрения ребенка, сознательно активизирует «творческое усилие, совершаемое в момент настоящего»2, позволяющее ему созидать и познавать самого себя. Детство - эпоха, определяющая «дальнейшую внутреннюю жизнь человека» (ПА. Флоренский), пишущий о своем детстве склонен соотносить события детских лет и становление себя как личности. Индивидуальные переживания и восприятие читателем схожих жизненных ситуаций актуализируются в его сознании воспоминаниями писателя, тем самым читающий автобиографи-
' Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» а современной педагогической теории и практике/'Педагогика. - 2009.- № 10. -С. 36-46.
" Бердяев H.A. Самопознание.- М.. 1990.- С ~>2 , .
\ \\
ческое произведение включается в диалог, в трудный процесс духовной работы автора-создателя текста и в какой-то мере становится его соавтором.
Воспитание компетентного читателя, способного понимать авторскую позицию и воспринимать произведение литературы с учетом его родо-жанровой особенности, дикіует необходимость пристального внимания к изучению специфики повествования в прозаическом произведении как одной из теоретико-литературных категорий.
Несмотря на разнообразные подходы к изучению прозаических произведений различных жанровых форм и многочисленные исследования вопроса, в методической науке и практике школьного преподавания до сих пор окончательно не решен вопрос о путях решения проблемы усвоения школьниками знаний об особенностях антобиоірафичсскош повествования, об автобиографической прозе вообще и применения их в практической читательской деятельности. Основное противоречие, возникающее в школьной практике, состоит в том, что полученные знания об особенностях повествования, композиционного построения автобиографических произведениях, умение применять их при анализе художественного произведения па уроке значительная часть школьников не может перенести в сферу самостоятельною чтения и речевой практики. Отсюда одной из актуальных задач методики преподавания литературы на современном этапе является разрешение этих противоречий, что, в свою очередь, требует поиска новых методических решений в процессе изучения автобиографического повествования.
Методологической основой исследования являются:
труды по философии, эстетике, литературоведению, в которых рассматриваются вопросы исследования литературы как искусства слова (В.Ф. Асмус, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, ІО.Б. Борев, Б.С. Гершунский, Г.И. Гурджиев, А.Б. Осин, Л.О. Карсавин, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, А.В. Федоров, В.Е. Хализев. 11.Д. Успенский, ГІ.А. Флоренский и др.);
литературоведческие труды, посвященные исследованию автобиографической прозы и творчества И.С. Шмелева (Б.В. Аверин, В.В. Агеносов, Г.В. Адамович, М.М. Бахтин, Л.И. Броиская, М.М. Дунаев, И.А. Есаулов, И.А. Ильин, Т.М. Колядич, В.В. Компанесц, Б.О. Корман, A.M. Левидов, О.М. Михайлов, Н.А. Николииа, А.Н. Павловский, М.М. Солнцева, О.Н. Сороки-па, Б.А. Успенский, Н.Д. Тамарченко, А.П. Черников и др.);
психолого-педагогическис исследования об особенностях развития личности школьников и особенностях восприятия ими художественной литературы (О.Ю. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.Г. Жабицкая, И.С. Кон, А.Н.Леонтьев, Н.Д. Молдавская, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и др.);
исследования по теории методике обучения литературе в школе (A.M. Антипова, Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, Г.А. Гуков-ский, С.Л. Зинин, В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюмова, В.Г. Маранцман, Л.И. Петриева, И.А. Подругина, М.А. Рыбникова, Н.Н. Светловская, З.С. Смелкова, И.В. Сосновская, Л.В. Тодоров, В.Ф. Чертов, В.Р. Щербина и ДР-)-
Цель диссертационного исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное подтверждение методики изучения произведений И.С. Шмелёва в средней школе с учетом специфики автобиоірафического повествования.
Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи:
-
Изучить труды по философии, педагогике, психологии, эстетике, литературоведению и методике, посвященные исследуемой проблеме.
-
Рассмотреть особенности автобиографической прозы И.С. Шмелева, выявить основные теоретико-литературные составляющие, которые определяют специфику автобиоірафичсского повествования и моїут стать основой для совершенствования читательских умений и развития личности учащихся, наметить последовательность их освоения на каждом из этапов литературного образования.
-
Провести психолого-псдагогическос диагностирование учащихся средних и старших классов с целью выявления их возрастных особенностей, которые оказывают влияние на восприятие и постижение автобиографической прозы, на способность и готовность к осуществлению переноса полученных знаний и умений в новую учебную ситуацию.
-
Определить аспекты анализа автобиографических произведений, приемы работы с текстом, эффективные виды и формы организации учебной деятельности школьников.
-
Экспериментально проверить эффективность предлагаемых методических рекомендаций.
Объект исследовании - процесс изучения автобиографических произведений на уроках литературы в средней школе.
Предметом исследования выступают методические условия постижения специфики автобиографического повествования в процессе изучения произведений И.С. Шмелёва в средней школе.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: постижение школьниками специфики автобиографического повествования в процессе изучения творчества И.С. Шмелёва будет успешным, если:
выделены основные аспекты анализа автобиоірафических произведений (духовно-нравственный, философский, психологический), которые позволяют школьникам постигать своеобразие автобиографической прозы и формируют нравственные качества их личности, развивают навыки самоанализа;
выявлены особенности автобиографического повествования, которые могут стать основой методики изучения не только автобиографических произведений И.С. Шмелёва в 5-11 классах, по и произведений данной жанровой формы других авторов: 1) использование в качестве устойчивой композиционно-речевой формы повествования от 1-го лица; 2) изображение фактов из жизни автора в связи со становлением его внутреннего мира; 3) соотнесение двух планов повествования (план настоящего повествователя и план его прошлого); 4) сочетание элементов сказа двух типов: «детского» сказа и сказа «взрослого» повествователя; 5) наличие межтекстовых взаимодействий в повествовании;
учтены особенности восприятия учащимися автобиографической прозы на разных этапах литературного образования, их способность к переносу полученных знаний в новую учебную ситуацию; выявлены этапы изучения специфики автобиоірафического повествования в соответствии с читательским опытом школьников разного возраста;
определены специфические виды заданий, позволяющие успешно изучать автобиофафические произведения других авторов (соотнесение документальных сведений из биофафии писателя с фактами его жизни, отраженными в произведении, путем сравнения автобиофафического повествования с дневниковыми записями, письмами, автобиофафией; поиск ответов на проблемные вопросы познавательного и нравственно-эстетического порядка, позволяющие выявить особенности процесса становления личности автобиофафического героя и позицию автора, оценивающего события прошлых лет; актуализация жизненного опыта и эмоциональной памяти; вживание в образ; идентификация; творческие задания на основе личных воспоминаний и др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись различные методы исследовании;
-
Теоретическое изучение и анализ философской, педагогической, психологической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования.
-
Сопоставительный анализ школьных профамм по литературе, методических пособий с целью научного обоснования нашего исследования.
-
Анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, выявляющее современное состояние проблемы изучения автобиофафической прозы в школе.
-
Педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса в 5-11 классах на этапах констатирующего и обучающего экспериментов.
-
Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики изучения автобиофафических произведений И.С. Шмелева и анализ ее результатов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
выявлена и исследована художественная специфика автобиофафического повествования (использование в качестве устойчивой композиционно-речевой формы повествования от 1 -го лица; изображение фактов из жизни автора в связи со становлением его внутреннего мира; соотнесение двух планов повествования; сочетание элементов сказа двух типов: «детского» сказа и сказа «взрослого» повествователя; создание межтекстовых взаимодействий в процессе повествования и др,), что может стать основой при разработке методики изучения не только автобиофафической прозы И.С. Шмелёва, по и произведений данной жанровой направленности других авторов;
определены ведущие аспекты изучения автобиофафических произведений И.С. Шмелёва (духовно-нравственный, философский, психологический), позволяющие развивать у школьников навыки самоанализа, формировать духовную сторону личности, обобщать знаниями об основах бытия;
- разработана и научно обоснована методика изучения произведений
И.С. Шмелёва, согласующаяся с возрастом и читательским опытом учащихся, с
учетом специфики повествования в 5-9 классах и 10-11 классах (базовый про
фильный уровни), в которой нашли отражение конкретные особенности автобио
графического повествования, этапы их изучения: (I этап (5-9 кл.), в ходе которо
го происходит накопление самых общих представлений и некоторых (доступных
возрасту школьников-читателей) знаний о художественном своеобразии авто
биографических произведений писателя; вводится рабочее определение понятия
«автобиографическая проза» и устанавливаются его самые общие характерные
признаки; 11 этап (10, 11 кл.), когда расширяется представление об автобиогра
фической прозе, существенных ее признаках, традициях и новаторстве писателя
в разработке автобиографического повествования).
- разработана система заданий различного типа, ориентированная на специ
фику повествования в автобиоірафических произведениях И.С. Шмелёва (задания,
направленные на:
выделение характера автобиографического і-ероя и способов его создания (идентификация; поиск ответов на проблемные вопросы познавательного и нравственно-эстетического порядка, позволяющие выявить особенности процесса становления личности автобиографического героя и позицию автора, оценивающего события прошлых лет; аналитическое чтение, интерпретация отдельных отрывков, проблемная беседа, пересказ с элементами анализа, творческие задания на основе личных воспоминаний и др.);
понимание роли совмещения в тексте двух субъектно-речевых сфер: соотношение плана «зрелого» повествователя в настоящем и плана его «я» в прошлом (актуализация жизненного опыта и эмоциональной памяти; лекция с элементами беседы, творческие задания но личным впечатлениям, обсуждение проблем поэтики произведения и др.);
осознание пространствен! ю-временньгх особенностей повествования в авто-
биоірафическом произведении (соотношение документальных сведений из био-
ірафии писателя с фактами его жизни, отраженными в произведении, путем срав
нения автобиографического повествования с дневниковыми записями, письмами,
автобиографией; вживание в образ; проблемная лекция, работа над планом, уст
ное рисование, выразительное чтение, выборочное комментирование чтение, со
ставление комментариев к отрывку и др.), способствующее эффективному пости
жению произведений автобиографического характера других авторов.
Теоретическая значимость исследовании заключается в том, что
обобщен теоретико-литературный материал, необходимый для обоснования и разработки системы школьного анализа автобиографических произведений И.С. Шмелёва;
терминологический аппарат школьного анализа автобиографических произведений обогащен такими понятиями, как «особенности автобиографического повествования», «совмещение в тексте автобиографического произведения двух субъектно-речевых сфер», «соотнесение двух планов повествования» и др.;
- проанализированы методические подходы и охарактеризованы принципы
изучения автобиографических произведений в современной школе: изучение осо
бенностей автобиоірафического повествования базируется на соблюдении основ
ных дидактических и методических принципов: поэтапности, системности и после
довательности усвоения знаний об особенностях автобиоірафического повествова
ния; единства речевого и литературного развития; сопоставления автобиографиче
ского произведения с произведениями других авторов в одном или нескольких ас
пектах на этапе осмысления изученных текстов; формирования духовно-нравст
венных основ личности школьника через постижение законов становления характе
ра автобиоірафического героя; изучение особенностей автобиографических произ
ведений в соответствии с основными этапами читательского развития школьников;
-выявлены условия эффективности изучения произведений И.С. Шмелёва с учетом специфики автобиографического повествования: установка на восприятие своеобразия автобиографических произведений; изучение особенностей автобиографического повествования И.С. Шмелёва на примере рассматриваемых текстов; отбор необходимых теоретико-литературных понятий на каждом из этапов литературного образования;
- разработана и экспериментально проверена методика изучения автобио
графической прозы И.С. Шмелева с учетом специфики повествования, которая
является универсальной и может быть использована при изучении в средней
школе произведений сходного типа повествования других писателей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
- подготовлены методические рекомендации по изучению в 5-9, 10-
11 классах (базовый и профильный уровни) автобиографических произведе
ний И.С. Шмелева, учитывающие своеобразие повествовательной манеры
писателя, читательский и жизненный опыт школьников;
предложена система заданий для анализа автобиографических произведений, выявляющая специфику повествования: задания, направленные 1) на выделение школьниками характера автобиографического героя и способов его создания; 2) па понимание роли совмещения в тексте двух субъектно-речевых сфер: соотношение плана «зрелого» новествовагеля в настоящем и плана его «я» в прошлом 3) па осознание пространственно-временных особенностей повествования в автобиографическом произведении;
разработана система уроков по изучению автобиографической прозы И.С. Шмелёва с учетом специфики повествования, которая может быть использована в учебном процессе общеобразовательной школы и при изучении автобиографической прозы других писателей, а также на занятиях со студентами высших учебных заведений;
создана проірамма элективного курса «Нравственные проблемы в произведениях И.С. Шмелёва», позволяющая познакомить школьников с духовно-нравственными основами творчества писателя.
Этапы исследовании. Исследование проходило в четыре этапа.
I этап (2003 - 2004 гг.) был посвящен педагогическому наблюдению за ходом процесса литературного образования в средней школе, поиску решения научно-методической проблемы.
На II этапе (2004-2005 гг.) были изучены литературоведческие, эстетические, педагогические и психологические труды по проблеме формирования понятия «атобиографическая проза», проведены серии констатирующих срезовых работ, интервьюирование и анкетирование учащихся и учителей, сформулированы рабочая гипотеза, цели и задачи исследования.
-
этап (2005-2008 гг.) был посвящен разработке и проведению обучающего эксперимента, включал в себя создание методической системы по изучению произведений И.С. Шмелёва в 5-11 классах с учетом специфики автобиографического повествования на уроках литературы, внеклассного чтения, на занятиях элективного курса.
-
этап (2008 - 2011 гг.) был посвящен анализу, систематизации и обобщению полученных результатов исследования, внедрению результатов в практику общеобразовательных школ, оформлению диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на Международной научно-практической конференции «Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии» (XV Голубковские чтения, Москва, 2007); па Международной научно-практической конференции «Литературное образование в XXI веке: социокультурные и научно-методические аспекты» (XVI Голубковские чтения, Москва, 2008); на Международной научно-практической конференции «Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра» XIX Голубковские чтения, Москва, 2011). Ход и результаты исследования докладывались автором на Международных научно-методических конференциях памяти И.Н. Ульянова «Гуманизация и іуманитаризация образования XXI века» (Ульяновск, 2006-2009), региональных, всероссийских и международных конференциях в г. Пензе (2006-2011), в ходе выступлений на заседаниях кафедры литературы УлГПУ, на аспирантских семинарах; в публикациях по теме исследования; в процессе педагогического эксперимента в школах г. Пензы (№ 7, № 48, № 50), в ходе городских и областных семинаров, а также личного учительского опыта автора в школе № 18 г. Пензы.
Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в процессе работы над диссертационным исследованием, обеспечивается:
обращением к современным исследованиям в области литературоведения, эстетики, педагогики, методики преподавания литературы, психологии в аспекте избранной проблемы;
изучением и обобщением наблюдений над современным преподаванием литературы в школе, а также личным педагогическим опытом автора (2003-2011 гг. - МОУ СОШ № 18 г. Пемзы);
результатами анализа современных научно-методических концепций, школьных программ, учебников и методических пособий по литературе;
-данными констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, результаты которых оценивались па основе анкет, анализа письменных и устных ответов учащихся, их творческих работ (всего в экспериментальной работе приняли участие 183 учащихся 5-11 классов г. Пензы);
- использованием данных материалов в публикациях по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение прозы И.С. Шмелёва с учетом специфики автобиографического повествования осуществляется в духовно-нравственном, философском, психологическом аспектах анализа, что позволяет раскрыть школьникам идейно-нравственную и философскую глубину творчества писателя, способствует духовному развитию их личности.
2."В основе методики школьного изучения автобиографических произведений И.С. Шмелёва лежит постижение школьниками особенностей автобиографического повествования, которые находят отражение в 1) использовании в качестве устойчивой композиционно-речевой формы повествования от 1-го лица; 2) изображении фактов из жизни автора в связи со становлением его внутреннего мира; 3) соотнесении двух планов повествования (план настоящего повествователя и план его прошлого; 4) корреляции в тексте двух субъектно-речевых сфер: плана «зрелого» повествователя в настоящем и плана его «я» в прошлом; 5) своеобразии образа автора, заключающееся в его информированности об изображенных событиях как внешней, так и внутренней жизни, заинтересованности в освещаемом, утверждении справедливости собственных оценок; 6) создании межтекстовых взаимодействий в процессе повествования, что позволяет успешно выстроить изучение прозаических произведений данной жанровой направленности других авторов.
3. Изучение специфики автобиографического повествования эффективно при условии поэтапного освоения автобиографических произведений. На первом этапе изучения автобиоірафической прозы И.С. Шмелёва (5-9 кл.) сообщаются отдельные факты биоірафии писателя, рассматриваются его автобиоірафические произведения малой формы (рассказ-глава «Рождество» - 6 кл., «Как мы летали» - 7 кл., «Весенний ветер» - 8 кл.), на основе чего происходит формирование представлений о таких особенностях автобиографического повествования, как тема, идея, пафос произведения, средства создания образа героя-рассказчика, форма повествования, своеобразие развития сюжета, способы выражения авторской позиции, внесюжет-ные элементы и др. Обогащаются эти представления в процессе сопоставления шмелёвских автобиографических произведений («За карасями» - 5 кл., «Русская песня» - 9 кл.) с неавтобиографическими, но сходными по тематике произведениями других авторов («Мальчики» А.П. Чехова - 5 кл., «Косцы» И.А. Бунина - 9 кл.), что способствует совершенствованию читательских умений школьников. На втором этапе (10-11 кл.) актуализируются и расширяются знания учащихся о жизни и творчестве И.С. Шмелёва, рассматриваются его автобиографические произведения малой, средней и большой форм (фрагмент рассказа-главы «Крестный ход», «Веселенькая свадьба» - 10 кл.; «Лето Господне», «Солнце мертвых» - 11 кл.), при изучении которых осваиваются такие особенности автобиографической прозы писате-
ля, как корреляция и тексте двух субъектно-речевых сфер, событийность, «вечные» темы, сказовая манера, художественная дегаль, реминисценция, монологизм повествования, жанр, иптергскстуалыюсгь, орнаменталыюсть.
4. Основой предлагаемой методики является система заданий разного типа, составленная с учетом элементов автобиографического повествования, опора на которые способствует эффективному освоению автобиоірафической прозы других писателей, а также совершенствует читательскую кулыуру школьников. Это задания, направленные
- па выявление школьниками характера автобиофафического героя и способов его создания (идентификация; поиск ответов па проблемные вопросы познавательною и нравственно-эстетического порядка; позволяющие выявить особенности процесса становления личности автобиофафического героя и позицию автора, оценивающего события прошлых лет; аналитическое чтение; интерпретация отдельных отрывков; проблемная беседа; пересказ с элементами анализа; творческие задания на основе личных воспоминаний и др.);
- па понимание роли соотношения в тексте двух субъектно-речевых сфер
(акіуализация жизненного опыта и эмоциональной намята; лекция с элементами
беседы; творческие задания по личным впечатлениям; обсуждение проблем поэти
ки произведения и др.);
- на осознание пространствепно-временньгх особенностей повествования в
автобиофафическом произведении (соотношение документальных сведений из
биофафии писателя с фактами его жизни, отраженными в произведении, путем
сравнения автобиографического повествования с дневниковыми записями, письма
ми, автобиофафией; «вживание» в образ; проблемная лекция; работа над планом;
устное рисование; выразительное чтение; выборочное комментирование чтение; со
ставление комментариев к отрывку и др.).